Что такое моноэтиленгликоль антифриз. Антифриз на основе этиленгликоля - недорогое и практичное решение для Вашего авто

В современных реалиях теплоносители, в основе которых есть этиленгликоль, являются наиболее популярными жидкостями для систем отопления. За счет своих свойств, они хорошо выполняют свои функции и отлично сохраняют систему от преждевременного износа.

Доступые цены на этиленгликолевые теплоносители

Существуют четыре группы теплоносителей, за основу которых взяты: соль, спирт, пропиленгликоль, этиленгликоль. Мы поставляем теплоносители для систем отопления напрямую от завода-изготовителя, за счет чего реализуем их по доступным ценам. Для заказа оставьте заявку или свяжитесь с консультантами по телефону, чтобы заказ был принят в работу.

Преимущества этиленгликолевого теплоносителя-антифриза

Фактически антифриз на основе этиленгликоля замерзает только при рекордно низких температурах, что обеспечивает оборудованию бесперебойную работу даже в суровом климате. Благодаря присадке на основе этиленгликоля, жидкость обладает свойствами, которые позволяют владельцу отопительной системы забыть о затратах на модернизацию и ежесезонный ремонт:

  • Защита металлических элементов от коррозии. Даже при низких температурах, этиленгликолевый теплоноситель не «замерзает», а превращается в кристаллы, другими словами «сильно» загустевает. За счет этого жидкость не остается в мелких щелях и трещинах конструкции и её агрегатов, препятствуя тем самым появлению ржавчины.
  • Вывод грязи, которая попадает вместе с водой. При использовании антифриза в отоплении исключено появление известкового налёта от жесткой воды.
  • Увеличение срока службы неметаллических частей - прокладок и уплотнителей.

Сегодня я все-таки решил написать статью про состав антифризов, которые применяются в автомобильной промышленности. Много мифов и легенд ходит про составляющие, но лично я так и не нашел нормальной вменяемой информации, которую можно прочитать простому человеку, без химического образования и понять что же это за чудо раствор такой. Как обычно постараюсь донести до вас обычными «человеческими» словами …


Для начала небольшое определение

Антифриз (Antifreeze — незамерзающий) – жидкость для автомобиля, которая применяется в системе охлаждения двигателя. Она не дает мотору закипать при высоких температурах, а также не замерзает при отрицательных показателях. Если правильно развести эту жидкость, то она может держать до – 60, — 70 градусов Цельсия.

Если копнуть в историю, то раньше на многих автомобилях применяли для охлаждения обычную воду, но это было крайне неудобно – вода закипала уже при 100 градусах Цельсия и испарялась, также она замерзала при нуле градусов, что влекло за собой серьезные поломки.

Общий состав антифризов

Как ни крути но все антифризы, будь это , состоят на 80% практически из одного и того же:

  • Этиленгликоль (моноэтиленгликоль, этандиол и прочее) – это простой двухатомный спирт, маслянистой консистенции, практически без запаха, немного вязкий, если замерить плотность, то она составляет – 1,112-1,113 г/см3 (если замерять при 20 градусах Цельсия). Температура закипания 196 °С, а вот замерзает уже при – 12, — 13 °С (поэтому обязательно нужно разводить с водой). При нагреве сильно расширяется, поэтому в систему в холодном состоянии, заливают примерно на 10% меньше.

  • Вода . ОБЯЗАТЕЛЬНО нужна, иначе чистые «гликоли», замерзнут уже при – 13 °С. Применяют обязательно дистиллированную воду – чтобы не вызывать на стенках патрубков и радиаторов накипи.

  • Присадки . В основном это антикоррозионные – делятся на четыре вида: — лобридные, карбоноксилатные, гибридные и традиционные.

Это основной состав антифриза, если с первым и вторым пунктом все понятно, то вот третий пункт (присадки) нуждается в дополнительных пояснениях.

Присадки антифриза

Как я уже указал их 4 основных вида, я постараюсь рассказать про каждую отдельно:

Традиционные – используются в качестве сдерживания коррозии очень давно, буквально с момента основания, в своих составах имеют силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины и т.д., нужно отметить, что все вещества являются неорганического происхождения. Такие антифризы сейчас уходят в прошлое, потому как у них есть два больших недостатка:

– это небольшой срок службы (около 2 лет) после этого срока силикаты которые находятся в составе, оседают на стенках трубок и радиаторов – ухудшая охлаждение,

— неспособность, противостоять большим плюсовым температурам, уже при 110 °С, они закипают.

К традиционным, можно отнести наши ТОСОЛЫ, синего цвета.

Карбоноксилатные – применяются в красных антифризах, сделан на основе органических соединений, а именно карбоновых кислот. Он не образует защитных пленок на патрубках и радиаторах, а борется именно с очагами коррозии, образуя на них тонкую пленку (около 0,1 микрона), которая никак не препятствует охлаждению.

У него на данный момент самый большой срок службы, это 5 лет.

Гибридные – такие присадки содержатся в зеленых антифризах. Состоит как из органических, так и не из органических составов – то есть «гибрид». Срок службы не такой большой как у карбоновых присадок, всего – 3 года.

Лобридные – применяются в фиолетовых антифризах. Самые совершенные на данный момент, их состав это минеральные защитные вещества + органические соединения. Принцип их работы можно описать так – минеральные вещества образуют очень тонкую защитную пленку, которая не препятствует охлаждению, а органические соединения расходуются только том случае, где возникает коррозия. Как заверяют создатели – антифризы с такими присадками обладают очень длительным сроком службы, иногда равный — всему сроку эксплуатации автомобиля.

Как вы видите, по присадкам есть большие различия, каждый заточен под свое. Но постойте, скажите вы — а зачем вообще нужны присадки, ведь вроде как спирты не вызывают коррозии или во всем виновата вода?

Про коррозию

Опять многие из нас с вами «наступают на свои же грабли», думая — что если этиленгликоль спирт, то он никак не будет окислять и реагировать со стенками патрубков и радиаторов. Но это не так! Смешиваясь с водой, он представляет из себя — высоко коррозиактивный состав! Если его не «изолировать» — присадками, то он будет разъедать стенки металлических патрубков и радиаторов, начнет проявляться ржавчина, причем настолько быстро – что уже через несколько месяцев возможны течи.

Для предотвращения такого процесса и нужны присадки, это ОБЯЗАТЕЛЬНО! То есть они как бы усмиряют смесь этиленгликоля и воды.

Температурный режим антифриза и состав

Антифриз одинаково хорошо должен справляться с высокой и низкой температурой. Скажем так если залить чистый этиленгликоль то он держит положительные температуры в 196 °С, то есть практически любой двигатель будет прекрасно охлаждаться, ведь рабочий диапазон зачастую ниже 95 °С (конечно есть высокотемпературные движки, но они встречаются не так часто).

Но чистый этиленгликоль будет отвратительно держать низкую температуру, уже при — 13 градусах он просто замерзнет внутри двигателя (что спровоцирует серьезные поломки).

Пару слов о кавитации

Состав охлаждающей жидкости должен учитывать — «кавитацию» внутри системы охлаждения. Все дело в том, что при детонации топлива, на стенки головки блока переходят высокочастотные вибрации, из-за чего антифриз «бурлит». Постоянно образуются мелкие пузырьки, которые лопаются – это и есть кавитация. Такие пузырьки отрицательно влияют на состав жидкости, а именно снижают защиту присадок, поэтому зачастую может возникнуть очаг коррозии. Поэтому нужно правильно подбирать антифризы, например основанные на карбоновой кислоте и лобридные, противостоят кавитации в разы лучше, чем «традиционные» и гибридные жидкости.

Образование пены

Стоит отметить, что при разработки охлаждающих жидкостей подбирались такие составы, чтобы пены не возникало вообще – ведь пена это «почти» «завоздушивание» трубок охлаждающей системы, что может привести к плачевным результатам – банально перегреву. Поэтому практически не один из составов (с различными присадками) – не пенится. Что уже хорошо! Также стоит заметить что – «борщите» с водой при разбавлении, она то как раз прекрасно пенится.

Защита резиновых и пластиковых соединений

В системе не везде металл, есть много резиновых и пластиковых шлангов и соединений. Антифриз не должен их разъедать, если на пластик, практически не реагирует, то вот резину – он должен защищать от растрескиваний и преждевременного «рассыхания». С этим прекрасно справляется красный карбоновый вариант. Да и остальные держаться на вполне высоком уровне.

Про цвет

Это неоднозначный вопрос, про него ходит много споров и легенд, что якобы все рассуждения обманчивы. Что например, в зеленый антифриз можно налить красный и ничего не будет! А цвет это банально маркетинговый ход! Как я уже писал сверху антифризы специально подкрашивают чтобы вы знали какая присадка в нем присутствует, карбонокислатные, гибридные, обычные традиционные или еще какие-то.

Также многие не хотят вникать в такую информацию – не все автомобили имеют схожую систему охлаждения, я имею в виду металл, из которого она изготавливается, некоторые имеют латунь или медь в строении, другие алюминий. Например — карбонокислотные присадки (красный цвет) прекрасно защищают медь и латунь, а вот алюминий разъедают. Зато гибридные присадки (зеленый цвет) прекрасно защищают алюминий, но не так хорошо медь и латунь.

Необходимая концентрация этиленгликоля (антифриза) и воды зависит от климатических условий и условий эксплуатации автомобиля. Рекомендованная концентрация смеси 50/50 этиленгликоля и воды обеспечивает защиту от замерзания до температуры -37° C.

Не допускается применение охлаждающей жидкости с содержанием этиленгликоля менее 44% в течение всего года и в любых климатических условиях.

Если процентное содержание этиленгликоля будет ниже 44%, то детали двигателя могут быть подвержены кавитационной эрозии, а детали системы охлаждения повреждены коррозией. Максимальную защиту от замерзания, до -67,7° C, обеспечивает охлаждающая жидкость с содержанием этиленгликоля 68%.

Более высокая концентрация поднимает температуру замерзания!!!

Также более высокая концентрация может привести к перегреву двигателя, поскольку способность поглощения тепла у этиленгликоля ниже, чем у воды.

Применение 100% этиленгликоля приведёт к отложению добавок на стенках компонентов системы охлаждения, поскольку присадки–ингибиторы коррозии, добавленные в этиленгликоль для своего растворения, требуют присутствия воды.

Эти отложения в системе охлаждения двигателя действуют как теплоизолятор, что приводит в повышению температуры в системе до 149° C. Этой температуры вполне достаточно для расплавления пластиков и размягчения припоев. Высокая температура двигателя может привести к работе двигателя с детонацией.

И в дополнение, 100% этиленгликоль замерзает при температуре 22° C.

ВЫВОД: Концентрация этиленгликоля (читай, концентрата антифриза) в охлаждающей жидкости всегда должна находится в пределах от 44% до 68%.

Необходимая концентрация этиленгликоля (антифриза) и воды зависит от климатических условий и условий эксплуатации автомобиля. Последствия применения охлаждающих жидкостей различной пропорции:

Чистая вода – вода имеет лучшую способность абсорбировать тепло по сравнению со смесью воды и этиленгликоля. Но это единственное преимущество применения чистой воды. К плохим качествам воды относятся – высокая точка замерзания и высокие коррозионные свойства.

100% этиленгликоль – антикоррозионные присадки в этиленгликоле требуют наличия воды для растворения. Без воды присадки осаждаются в виде отложений в системе охлаждения двигателя. Эти отложения в системе охлаждения действуют как теплоизолятор, что приводит к повышению температуры в системе до 149 градусов Цельсия.

В любом случае для приготовления охлаждающей жидкости из концентрата, должна использоваться только дистиллированная вода .

  • #1

    добрый день.у меня уровень антифриза на минимум отметке.я не знаю что там залито.можно ли доездить до тепла и затем сменить или сменить не дожидаясь тепла????

  • #2

    или долить тоже красный да и все

  • #3

Компания D-Service является опытным поставщиком услуг в области обслуживания систем кондиционирования, отопления. Обратившись к нам, вы получите комплексное обслуживание на выгодных условиях.

Мы производим разовые и постоянные поставки этиленгликоля в удобной расфасовке, упаковываем химикат в удобную тару. Раствор применяют в сфере изготовления теплоносителей, охлаждающих жидкостей. При смешивании продукта с водой получаются растворы, которые замерзают при температурах значительно ниже 0°С. Получившееся вещество даже при замерзании не переходит в твердое состояние, а становится рыхлой кашицей. Этиленгликоль в соединении с водой расширяется существенно меньше, чем обычный лед. Именно поэтому его применение препятствует повреждению радиаторов и труб.

Мы предлагаем следующие виды теплоносителей на основе этиленгликоля:

ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ 36 ВОДНЫЙ РАСТВОР – теплоноситель и незамерзающая охлаждающая жидкость с антикоррозионными присадками

ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ 40 ВОДНЫЙ РАСТВОР – теплоноситель и незамерзающая охлаждающая жидкость с антикоррозионными присадками

ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ 45 ВОДНЫЙ РАСТВОР – теплоноситель и незамерзающая охлаждающая жидкость с антикоррозионными присадками

ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ 50 ВОДНЫЙ РАСТВОР – теплоноситель и незамерзающая охлаждающая жидкость с антикоррозионными присадками

ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ 54 ВОДНЫЙ РАСТВОР – теплоноситель и незамерзающая охлаждающая жидкость с антикоррозионными присадками

ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ 65 ВОДНЫЙ РАСТВОР – теплоноситель и незамерзающая охлаждающая жидкость с антикоррозионными присадками

Компания «Д-Сервис» выполняет доставку раствора этиленгликоля, необходимого для производства теплоносителей, применяющихся в разнообразных инженерных системах и механизмах. Они используются для теплопередачи и теплоотвода. Кроме того, поставка антифриза выполняется для предприятий, занятых изготовлением разнообразных синтетических волокон, растворителей, полиуретанов, смол, взрывчатых элементов и отдушек. Многолетнее сотрудничество с ведущими компаниями химической отрасли дает возможность заказывать необходимое количество раствора этиленгликоля по минимальной стоимости. Именно поэтому, обращаясь к нам, вы получаете возможность оформить покупку теплоносителя по выгодным ценам. Высокое качество антифриза из этиленгликоля подтверждено сертификатами и сопроводительной документацией.

Раствор относят к токсичным и опасным для здоровья человека веществам, его нельзя вдыхать длительное время или употреблять внутрь. Поставку раствора этиленгликоля мы производим в таре, предназначенной для таких перевозок, а доставка производится при помощи специальных транспортных средств. Заказчикам не нужно беспокоиться об организации транспортировки, все выполняется силами компании D-Service.

Купив данное вещество, вы сможете в дальнейшем обратиться к нам по поводу утилизации раствора этиленгликоля. Чтобы выполнять такие работы, организация должна иметь необходимые разрешения и техническое оснащение; у нас есть все, что нужно для проведения утилизационных процедур (опыт, техника, лицензии).

Антифриз этиленгликоль от опытного поставщика

Почему используют данные растворы в инженерных системах?

  • Приобретение этиленгликоля ведет к снижению энергозатрат, так как существенно снижаются расходы на эксплуатацию инженерного оборудования объектов различного
    назначения.
  • Предприятие может отключать зимой системы охлаждения, не прибегая к необходимости слива
    теплоносителя.
  • Покупка этиленгликоля выгодна собственникам загородных домов, изредка использующих систему отопления.

Если вам требуется заказать раствор для производственных нужд или личного использования, обратитесь к компетентным специалистам нашей компании. Поставка раствора этиленгликоля выполняется в кратчайшие сроки, менеджер порекомендует необходимое количество химиката для конкретных условий эксплуатации.

Заказывая антифриз, вы получаете качественный продукт в минимальные сроки. Доверяйте сотрудничеству с опытными специалистами, свяжитесь с менеджером и оформите покупку этиленгликоля уже сейчас.

Наименование Ед.изм. до 500 кг от 500 до 1к от 1к до 2к от 2к до 3к от 3к до 4к от 4к до 5к
кг. 55 48 46 44 43 42
шт. 68,5 61,5 59,5 57,5 56,5 55,5
шт. 59 52 50 48 47 46
шт. 60 58 56 55 54
кг. 59 52 50 48 47 46
шт. 72,5 65,5 63,5 61,5 60,5 59,5
шт. 63 56 54 52 51 50
шт. 64 62 60 59 58
кг. 63 56 54 52 51 50
шт. 76,5 69,5 67,5 65,5 64,5 63,5
шт. 67 60 58 56 55 54
шт. 68 66 64 63 62
кг. 67 60 58 56 55 54
шт. 80,5 73,5 71,5 69,5 68,5 67,5
шт. 71 64 62 60 59 58
шт. 72 70 68 67 66
кг. 71 64 62 60 59 58
шт. 84,5 77,5 75,5 73,5 72,5 71,5
шт. 75 68 66 64 63 62
шт. 76 74 72 71 70
кг. 83 76 74 72 71 70
шт. 96,5 89,5 87,5 85,5 84,5 83,5
шт. 87 80 78 76 75 74
шт. 88 86 84 83 82
кг 107 100 98 96 95 94
шт 120,5 113,5 111,5 109,5 108,5 107,5
шт 111 104 102 100 99 98
шт 112 110 108 107 106
Наименование Ед.изм. от 5к до 6к от 6к до 7к от 7к до 8к от 8к до 9к от 9к до 10к
35%(-20 С) раствор этиленгликоля в воде кг. 41 40 39 38 36
35%(-20 С) раствор этиленгликоля в воде (20 кг) шт. 54,5 53,5 52,5 51,5 49,5
35%(-20 С) раствор этиленгликоля в воде (235 кг) шт. 45 44 43 42 40
35%(-20 С) раствор этиленгликоля в воде (1050 кг) шт. 53 52 51 50 48
40%(-25 С) раствор этиленгликоля в воде кг. 45 44 43 42 40
40%(-25 С) раствор этиленгликоля в воде (20 кг) шт. 58,5 57,5 56,5 55,5 53,5
40%(-25 С) раствор этиленгликоля в воде (235 кг) шт. 49 48 47 46 44
40%(-25 С) раствор этиленгликоля в воде (1050 кг) шт. 57 56 55 54 52
45%(-30 С) раствор этиленгликоля в воде кг. 49 48 47 46 44
45%(-30 С) раствор этиленгликоля в воде (20 кг) шт. 62,5 61,5 60,5 59,5 57,5
45%(-30 С) раствор этиленгликоля в воде (235 кг) шт. 53 52 51 50 48
45%(-30 С) раствор этиленгликоля в воде (1050 кг) шт. 61 60 59 58 56
50%(-35 С) раствор этиленгликоля в воде кг. 53 52 51 50 48
50%(-35 С) раствор этиленгликоля в воде (20 кг) шт. 66,5 65,5 64,5 63,5 61,5
50%(-35 С) раствор этиленгликоля в воде (235 кг) шт. 57 56 55 54 52
50%(-35 С) раствор этиленгликоля в воде (1050 кг) шт. 65 64 63 62 60
55%(-40 С) раствор этиленгликоля в воде кг. 57 56 55 54 52
55%(-40 С) раствор этиленгликоля в воде (20 кг) шт. 70,5 69,5 68,5 67,5 65,5
55%(-40 С) раствор этиленгликоля в воде (235 кг) шт. 61 60 59 58 56
55%(-40 С) раствор этиленгликоля в воде (1050 кг) шт. 69 68 67 66 64
70%(-65 С) раствор этиленгликоля в воде кг. 69 68 67 66 64
70%(-65 С) раствор этиленгликоля в воде (20 кг) шт. 82,5 81,5 80,5 79,5 77,5
70%(-65 С) раствор этиленгликоля в воде (235 кг) шт. 73 72 71 70 59,95
70%(-65 С) раствор этиленгликоля в воде (1050 кг) шт. 81 80 79 78 61,3
Концентрат этиленгликоля 99.8% кг 93 92 91 90 88
Концентрат этиленгликоля 99.8% (20 кг) шт 106,5 105,5 104,5 103,5 101,5
Концентрат этиленгликоля 99.8% (235 кг) шт 97 96 95 94 92
Концентрат этиленгликоля 99.8% (1050 кг) шт 105 104 103 102 100

Этиленгликоль (1,2-этандиол, 1,2-диоксиэтан, гликоль) является базовым веществом для изготовления различных антифризов, которые используются в системах охлаждения двигателей транспортных средств.

Этиленгликоль – токсичный двухатомный спирт

Химическая формула данного простейшего многоатомного спирта – С2Н6О2 (иначе ее можно записать следующим образом – НО–СН2–СН2–ОН). Этиленгликоль имеет слегка сладковатый вкус, не имеет запаха, в очищенном состоянии выглядит, как немного маслянистая бесцветная прозрачная жидкость.

Так как он причислен к токсичным соединениям (по общепринятой классификации – третий класс опасности), следует избегать попадания данного вещества (в растворах и в чистом виде) в организм человека. Основные химические и физические свойства 1,2-диоксиэтана:

  • молярная масса – 62,068 г/моль;
  • коэффициент оптического преломления – 1,4318;
  • температура воспламенения – 124 градуса (верхний предел) и 112 градусов (нижний предел);
  • температура самовоспламенения – 380 °С;
  • температура замерзания (стопроцентный гликоль) – 22 °С;
  • температура кипения – 197,3 °С;
  • плотность – 11,113 г/кубический сантиметр.

Пары описываемого двухатомного спирта вспыхивают в тот момент, когда его температура достигает 120 градусов. Еще раз напомним, что 1,2-этандиол имеет 3-й класс опасности. А это означает, что его предельно допустимые концентрации в атмосфере могут быть не более 5 миллиграмм/кубический метр. Если же этиленгликоль попадает в организм человека, в нем могут развиться необратимые негативные явления, которые способны привести к смерти. При однократном употреблении вовнутрь 100 и более миллилитров гликоля наступает летальный исход.

Пары данного соединения менее токсичны. Так как этиленгликоль характеризуется сравнительно малым показателем летучести, реальная опасность для человека возникает тогда, когда он систематически вдыхает пары 1,2-этандиола. О том, что есть вероятность отравления парами (либо туманами) рассматриваемого соединения, сигнализирует кашель и раздражение слизистой оболочки. Если человек отравляется гликолем, ему следует принять препарат, содержащий 4-метилпиразол (мощный антидот, подавляющий фермент алкогольдегидрогеназы), или этанол (одноатомный этиловый спирт).

Применение гликоля в разных областях техники

Малая себестоимость данного многоатомного спирта, его особые химические и физические свойства (плотность и другие) привели к тому, что он используется весьма широко в различных технических сферах.

Любой автомобилист знает, что представляет собой обычная охлаждающая жидкость для его «железного коня» под названием антифриз – этиленгликоля 60 % + воды 40 %. Такая смесь характеризуется температурой замерзания -45 градусов, очень трудно найти более подходящую жидкость для автомобильных систем охлаждения, несмотря даже и на высокий класс опасности 1,2-этандиола.

В автомобильной отрасли этиленгликоль находит применение и в качестве отличного теплоносителя. Кроме того, он используется в следующих сферах:

  • органический синтез: химические свойства гликоля позволяют с его помощью защищать изофорон и другие карбонильные группы, использовать спирт в виде эффективного растворителя, работающего при повышенных температурах, а также в качестве основной составляющей специальной авиационной жидкости, уменьшающей явление обводнения горючих смесей для летательных аппаратов;
  • растворение красящих соединений;
  • изготовление нитрогликоля – мощного взрывчатого вещества на основе описываемого нами соединения;
  • газодобывающая промышленность: гликоль не позволяет формироваться гидрату метана на трубах, кроме того, он поглощает излишнюю влагу на трубопроводах.

Нашел этиленгликоль применение и в качестве эффективного криопротектора. Его используют для производства кремов для обуви, в качестве важного элемента жидкостей для охлаждения компьютерной техники, при изготовлении 1,4-диоксина и разных видов конденсаторов.

Некоторые нюансы производства гликоля

В конце 1850-х годов химик из Франции Вюрц получил этиленгликоль из его диацетата, а чуть позже путем гидратации этиленоксида. Но в то время практического применения новое вещество нигде не нашло. Лишь в 1910-х годах его начали использовать при изготовлении взрывчатых соединений. Плотность гликоля, его иные физические свойства и дешевизна производства обусловили то, что им заменили глицерин, который применялся до этого.

Особые свойства 1,2-этандиола по достоинству оценили американцы. Именно они наладили в середине 1920-х его промышленное изготовление на специально построенном и оборудованном заводе в Западной Вирджинии. В последующие годы гликоль использовали почти все известные на то время компании, занимавшиеся производством динамита. В настоящее время интересующее нас соединение, которое имеет третий класс опасности, изготавливается по технологии гидратации окиси этилена. Существует два варианта его производства:

  • с участием ортофосфорной либо серной кислоты (до 0,5 процентов) при температуре от 50 до 100 °С и давлении в одну атмосферу;
  • при температуре около 200 °С и давлении в десять атмосфер.

В результате реакции гидратации образуется до 90 процентов чистого 1,2-диоксиэтана, некоторое количество полимергомологов и триэтиленгликоля. Второе соединение добавляют в гидравлические и , оно применяется в промышленных системах охлаждения воздуха, из него делают препараты для дезинфекции, а также пластификаторы.

Важнейшие требования ГОСТ 19710 к готовому гликолю

С 1984 года действует ГОСТ 19710, который устанавливает требования к тому, какие свойства (температура замерзания, плотность и так далее) должен иметь этиленгликоль, используемый на предприятиях автомобилестроения и в других отраслях народного хозяйства, где на его основе выпускают разнообразные составы.

По ГОСТ 19710 гликоль (как жидкость) может быть двух типов: первого сорта и высшего сорта. Доля (массовая) воды в гликоле первого сорта должна быть до 0,5 %, высшего – до 0,1 %, железа – до 0,00005 и 0,00001 %, кислот (в пересчете на уксусную кислоту) – до 0,005 и 0,0006 %. Остаток после прокаливания готового продукта не может быть более 0,002 и 0,001 %.

Цвет 1,2-диоксиэтана по ГОСТ 19710 (по шкале Хазена):

  • после кипячения в растворе кислоты (соляной) – 20 единиц для продукции высшего сорта (первый сорт не нормируется по цвету);
  • в стандартном состоянии – 5 (высший сорт) и 20 единиц (первый сорт).

В Государственном стандарте 19710 выдвигаются специальные требования к процессу производства описываемого простейшего спирта:

  • используется исключительно герметичная аппаратура и оборудование;
  • производственное помещение обязательно оснащается вентиляцией, рекомендованной для работы с соединениями, которым присвоен третий класс опасности;
  • при попадании гликоля на оборудование или землю его следует сразу же обильно смывать водной струей;
  • персонал, работающий в цеху по производству 1,2-этандиола, обеспечивается противогазом модели «БКФ» либо иным приспособлением для защиты органов дыхания, соответствующим ГОСТ 12.4.034;
  • возгорания гликоля тушат при помощи инертных газов, специальных пенных составов, а также тонкораспыленной воды.

Готовая продукция по ГОСТ 19710 проверяется различными методами. Например, массовая часть двухатомного спирта и диэтиленгликоля устанавливается способом изотермической газовой хроматографии по технологии так называемого «внутреннего эталона». При этом используются весы для лабораторных исследований (ГОСТ 24104), стеклянная или стальная газохроматографическая колонка и хроматограф с детектором ионизационного типа, измерительная линейка, микрошприц, лупа оптическая (ГОСТ 25706), выпарительная чашка и другой инструмент.

Цвет гликоля устанавливают по стандарту 29131 при помощи секундомера, специального цилиндра, конической колбы, соляной кислоты, холодильного агрегата. Массовая часть железа устанавливается по Госстандарту 10555 по методике сульфациловой фотометрии, остатка после прокаливания – по Госстандарту 27184 (посредством выпаривания полученного соединения в платиновой либо кварцевой емкости). А вот массовая часть воды определяется электрометрическим или визуальным титрованием с использованием реактива Фишера в бюретках емкостью 10 либо 3 кубических сантиметра.

Антифриз – охлаждающая жидкость на основе гликоля

Антифриз на основе простейшего многотомного спирта применяется в современных транспортных средствах с целью охлаждения их двигателя. Его основным компонентом является этиленгликоль (есть составы с пропиленгликолем в качестве основного компонента). Добавками служит дистиллированная вода и специальные присадки, которые придают антифризу флуоресцентные, антикавитационные, антикоррозионные, антипенные свойства.

Главная характеристика антифризов – малая температура замерзания. Кроме того, они имеют низкий показатель расширения при замерзании (по сравнению с обычной водой на 1,5–3 процента меньше). При этом такая специальная охлаждающая жидкость на основе гликоля характеризуется высокой температурой кипения, что улучшает процесс эксплуатации транспортного средства в жаркую пору года.

В целом жидкость для охлаждения автодвигателей на основе гликоля и воды обладает следующими достоинствами:

  • отсутствие вредных добавок (аминов, разнообразных нитритов, неблагоприятно влияющих на природу фосфатов);
  • возможность выбора необходимой концентрации антифриза для качественного предохранения от замерзания;
  • стабильные параметры и свойства в течение всего срока службы;
  • совместимость с теми деталями охлаждающей системы авто, которые сделаны из пластмассы или резины;
  • высокие антипенные показатели.

Кроме всего прочего, современные антифризы обеспечивают антикоррозионную защиту металлических сплавов и металлов, имеющихся в двигателе внутреннего сгорания за счет наличия в них особых ингибирующих добавок.