История комбайна. Зерноуборочные комбайны Клаас: выбираем лучшую модель из лучших

Использование: зерноуборочные машины со съемом колосьев на корню. Сущность изобретения: зерноуборочная машина включает пневмолотилку с молотильным каналом зигзагообразного типа и барабанами с радиально выступающими лопастями. Между лопастями и внутренней полостью молотильного канала образована кольцевая полость. На входе и выходе молотильного канала установлены заслонки. 10 ил.

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, к машинам для уборки зерновых культур. Известны зерноуборочные машины, содержащие колосовую жатку с пневмотранспортером, молотилку и сепарирующее устройство, например, (а.с. N 29073, кл. А 01 D 41/00, 1931). Наиболее близкой к изобретению является зерноуборочная машина (а.с. N 28369, кл. А 01 D 41/00, 193)1, содержащая колосовую жатку с зачесывающими пальцами, колосоотводами, режущим ножом обычного типа, пневмотранспортером с эксгаустером и регулятором высоты среза колосьев с штурвалами и зубчатыми секторами, молотильный аппарат в виде конуса с зубовидными рифлями в кожухе с такими же рифлями и расположенного за ним барабана с пальцами и бильными отростками, сепарирующее устройство в виде циклонов с эксгаустером. Однако такая зерноуборочная машина обладает рядом недостатков. В колосовой жатке вынесенный вперед верхний колосоотвод не допускает стебли растений к ножу режущего аппарата, поэтому многие из них оказываются несрезанными. При зачесывании стриперными пальцами даже незначительно полеглых растений возможно выдергивание их с корнем, зависание на пальцах и забивание режущего аппарата. В совокупности указанные недостатки вызывают потери урожая зерна. Зерно интенсивно травмируется лопастями эксгаустеров, зубовидными рифлями и пальцами с бильными отростками молотильных приспособлений. Сепарирующее устройство в виде циклонов в связи с большими габаритами и массой целесообразно только в стационарных условиях. Цель изобретения: сокращение потерь и травмирования зерна, уменьшение габаритов и массы машины. Это достигается тем, что зерноуборочная машина, содержащая колосовую жатку с пневмотранспортером, молотилку и сепарирующее устройство, содержит колосовую жатку с пневмотранспортером и вращающимся режущим барабаном, разделенным на секции криволинейными экранами и дисками с прямолинейными ножами, прикрепленными к смежным дискам с перекрытием концов в плоскости вращения и смещением по периметру, взаимодействующими с неподвижными прямолинейными ножами при входе в щелевое всасывающее сопло пневмотранспортера, закрепленными на раме жатки болтами с возможностью регулирования зазора между лезвиями взаимодействующих ножей прокладками, причем с целью сокращения ширины жатка снабжена разъемами на концах с соединениями вала режущего барабана кулачковыми муфтами, а рамы жатки шарнирами и болтами, пневматическую вихревую молотилку в виде вихревого нагнетателя, соединенного последовательно с таким же нагнетателем, в цилиндрическом корпусе которого с присоединенными по касательной двумя патрубками расположен ротор с радиально выступающими лопастями, между их концами и внутренней волнистой рабочей поверхностью с волнами по общей синусоиде, расположена кольцевая полость, перекрываемая между патрубками перемычкой, сепарирующее вихревое устройство в виде соединенной со свободной осадочной камерой воздухонепроницаемой камеры с набором в верхней части дросселирующих наклонных заслонок с регулируемым углом наклона и набором наклонных с регулируемым углом наклона, вилообразных, с постепенно расширяющимися просветами, сепарирующих решеток в нижней части камеры над скребковым транспортером в желобе с выпускным отверстием над загрузочным, с самозакрывающимися створками люком бункера, стеблевую косилку с режущим аппаратом косилочного типа и валкообразующими граблями, прикрепленную к основной раме машины шарнирами и самозацепляющимися крючками сзади колосовой жатки, опирающуюся на самоустанавливающиеся на винтовых опорах копирующие колеса. На фиг.1 изображена зерноуборочная машина (вид сбоку); на фиг.2 то же (вид сверху); на фиг.3 разрез А-А (фиг.2); на фиг.4 узел I (фиг.3); на фиг.5 разрез Б-Б (фиг.2); на фиг.6 пневматическая молотилка (вид спереди); на фиг. 7 разрез В-В (фиг.6); на фиг.8 стеблевая косилка (вид сверху); на фиг.9 узел II (фиг.8); на фиг.10 разрез Г-Г (фиг.2). Зерноуборочная машина имеет основную раму 1 с разъемами 2, соединенными болтами 3, прикрепленную к базовой машине 4, например, трактору МТЗ-83, подшипниками 5 на поперечной балке 6, соединенной стремянками 7 с продольными балками 8, прикрепленными стремянками 9 на рукавах полуосей заднего моста и болтами 10, установленными вместо третьей пары (считая спереди), болтов крепления лонжеронов к переднему брусу трактора 4. Задняя часть рамы 1 соединена подвесками 11 с наружными рычагами 12 гидравлической навесной системы трактора 4 подвижно, с возможностью вертикального перемещения и поворачивания рамы 1 на подшипниках 5. На основной раме 1 размещены колосовая жатка 13 с пневмотранспортером 14, пневматическая вихревая молотилка 15, механический привод от бокового вала отбора мощности трактора 4 с контрприводом 16, двухканальный материалопровод 17, сепарирующее вихревое устройство 18, осадочная камера 19, механический привод 20 от заднего вала отбора мощности трактора 4, бункер 21 с загрузочным люком 22, автоматически закрывающимся створками 23 под действием пружин кручения 24, выгрузной скребковый транспортер 25 с шарнирным соединением 26, гидроцилиндром 27 и самоуправляющимся выгрузным лотком 28, соединенным шарниром 29 с желобом транспортера 25 и гибкой тягой 30 с кожухом осадочной камеры 19, самозацепляющиеся крючки 31 на оси 32 с упорами 33, пружинами 34 и тягой 35 управления, выведенной в кабину трактора 4, автоматически входящие в зацепление с пальцами 36 на соединенной с рамой 1 шарнирами 37, рамой 38 стеблевой косилки 39 с копирующими самоустанавливающимися колесами 40, опирающимися на винтовые опоры 41, валкообразующими граблями в виде делителей 42 грабельного типа и треугольных раздвигающих прутковых граблей 43 и режущим аппаратом 44 косилочного типа с разъемами 45, в которых пальцевый брус 46 соединен шарниром 47 накладками 48 и болтами, вставленными в отверстия 49, а нож со спинкой ножа болтом, вставленным в отверстия 50 спинки ножа и сегмента. Устройство работает следующим образом. Исходное положение машины изображено на фиг.1. Основную раму 1 при помощи рычагов 12 гидравлической навеской системы трактора 4 поворачивают на подшипниках 5 до соприкосновения копирующих колес 40 с поверхностью почвы, вращают их в винтовых опорах 41 до получения заданной высоты среза, тягой 35 управления выводят из зацепления крючки 31 с пальцами 36 на раме 38 стеблевой косилки 39, затем раму 1 на подшипниках 5 поворачивают в обратном направлении, поднимают колосовую жатку 13 и, передвигаясь по полю, удерживают ее на таком уровне, чтобы неподвижные ножи 62 постоянно находились ниже встречающихся колосьев. В таком положении вращающийся режущий барабан 58 захватывает встречающиеся колосья как мотовило и, взаимодействуя с неподвижными ножами 62, срезает их у входа в щелевое всасывающее сопло 54 пневмотранспортера 14, по которому срезанную массу вместе с воздухом засасывает пневматическая вихревая молотилка 15, обмолачивает колосья в вихревом воздушном потоке и образовавшуюся смесь зерна и половы с воздухом по материалопроводу 17 выдувает в сепарирующее вихревое устройство 18, где мякина в вихревом воздушном потоке отделяется от зерна, выносится в осадочную камеру 19 и валки по обе стороны машины, а очищенное зерно скребковым транспортером 90 через выпускное отверстие 89 и загрузочный люк 22 подают в бункер 21, из которого оно выгрузным скребковым транспортером 25, наклоняемым гидроцилиндром 27, выгружается в транспортирующую машину. На поле с более высокой урожайностью трактор 4 передвигается медленнее. Одновременно передвигается по полю, опираясь на копирующие колеса 40, прикрепленная шарнирами 37 к основной раме 1 стеблевая косилка 39, режущим аппаратом 44 срезает оставшиеся без колосьев стебли растений, а валкообазующими граблями 42 и 43 сгребает их в два валка по обе стороны машины. При поворотах в конце гона стеблевую колосилку 39 поднимают, для этого передний конец машины опускают так, чтобы крючки 31 вошли в зацепление с пальцами 36, а затем передний конец машины поднимают. Завершив поворот, стеблевую косилку 39 опускают до соприкосновения копирующих колес 40 с почвой, тягой 35 крючки 31 выводят из зацепления с пальцами 36, а передний конец машины возвращают в исходное положение. Из положения, изображенного на фиг.1, зерноуборочную машину освобождают от трактора 4 следующим образом. Под переднюю часть рамы 1 и стеблевую косилку 39 ставят подкладки, удаляя соединительные болты 3, разъединяют разъем 2, отъединяют механический привод от бокового ВОМ трактора 4 и снимают материалопровод 17, затем трактор 4 сдают назад и ставят рядом с оставленной на подкладках передней частью машины, под раму 1 ставят подкладки, снимают поперечную балку 6 с подшипниками 5, снимают продольные балки 8 отъединяют привод от заднего ВОМ и подвески 11 с рычагами 12 навесной системы, затем освободившийся трактор 4 выводят вперед. Для агрегатирования указанные операции выполняют в обратном порядке. Колосовая жатка 13 с пневмотранспортером 14 имеет прикрепленную к основной раме 1 раму 51 с обтекателями 52, кожухом 53, щелевым всасывающим соплом 54, приемным каналом 55 пневмотранспортера 14 и подшипниками 56, в которых вращается кинематически связанная с механическим приводом от бокового ВОМ трактора 4 ось 57 вращающегося режущего барабана 58, разделенного на секции криволинейными экранами 59 и дисками 60, к которым диаметрально противоположно с перекрытием концов, в плоскости вращения и смещением по периметру прикреплены прямолинейные ножи 61, взаимодействующие с неподвижными ножами 62 при входе в щелевое сопло 54, прикрепленными к раме 51 болтами 63 с возможностью регулирования зазора между лезвиями ножей 61 и 62 прокладками 64, причем колосовая жатка 13 с пневмотранспортером 14 имеет разъемы 65 с соединением рамы 51 шарнирами 66 и болтами, вставленными в отверстия 67, а оси 57 режущего барабана 58 снабжены кулачковыми муфтами 68. Устройство работает следующим образом. Колосовую жатку 13 с пневмотранспортером 14 при помощи рычагов 12 гидравлической навесной системы трактора 4 постоянно удерживают на такой высоте, чтобы неподвижные ножи 62 находились ниже низко расположенных колосьев. В таком положении вращающийся режущий барабан 58 ножами 61 во взаимодействии с криволинейными экранами 59, препятствующими нависанию растений, захватывает их колосовую часть как мотовило и, взаимодействуя с неподвижными ножами 62, срезает при входе в щелевое всасывающее сопло 54, которое засасывает срезанию массу вместе с воздухом в приемный канал 55 пневмотранспортера 14. Одновременно в момент среза, когда в секции противоположный нож 61 находится вверху, в полости между кожухом 53 и криволинейным экраном 59 возникает всасывающий импульс, притягивающий встречающиеся колосья к режущему барабану 58 и облегчающий срезку колосьев с полеглых растений. С целью временного сокращения ширины, в местах разъемов 65 болты из отверстий 67 удаляют, на шарнирах 66 концы жатки поворачивают вверх, укладывают на среднюю часть жатки и закрепляют, при этом кулачковые муфты 68 на оси 57 разъединяются самостоятельно и свободно. Колосовая жатка обладает следующими преимуществами: режущий барабан совмещает функции мотовила и режущего аппарата, при этом обеспечивает срезку колосьев полеглых растений без стеблеподъемников и других устройств; равномерное вращательное движение режущего барабана исключает вибрацию, возникающую в режущем аппарате известных машин. Пневматическая вихревая молотилка 15 имеет прикрепленную к основной раме 1 станину 69 с двумя последовательно соединенными между собой вихревыми нагнетателями 70, в цилиндрическом корпусе 71 каждого с входным патрубком 72 и выходным патрубком 73 вращается кинематически связанный с боковым ВОМ трактора 4 ротор 74 с радиально выступающими лопастями 75, между концами которых и внутренней волнистой рабочей поверхностью 76 с волнами по общей синусоиде расположена кольцевая полость 77, перекрываемая между патрубками 72 и 73 перемычкой 78. Входной патрубок 72 с дросселем 79 соединен с пневмотранспортером 14, а выходной патрубок 73 с дросселем 80 соединен с материалопроводом 17 и сообщается через него с сепарирующим вихревым устройством 18. Устройство работает следующим образом. Пневматическая вихревая молотилка 15 последовательно засасывает в нижнюю и верхнюю кольцевые полости 77 срезанную колосовую массу, через щелевое всасывающее сопло 54, приемный канал 55, пневмотранспортер 14 и входной патрубок 72 с дросселем 79, здесь, срезанная колосовая масса, вместе с воздухом передвигается с большой скоростью, скользит по волнистой рабочей поверхности 76, неоднократно переходит из полости 77 в пространство между лопастями 75 и обратно, образуя вихревой поток, в котором, не подвергаясь ударам бичей, зерно отделяется от колоса и вместе с половой через выходной патрубок 73 с дросселем 80 и материалопровод 17 выдувается в сепарирующее вихревое устройство 18. Пневматическая вихревая молотилка совмещает функции нагнетателя и молотилки и обеспечивает обмолот в вихревом воздушном потоке, исключающий травмирование зерна бичами и др. Сепарирующее вихревое устройство 18 имеет прикрепленную к основной раме 1 воздухонепроницаемую камеру 81, составляющую одно целое с входным, постепенно расширяющимся патрубком 82, соединенным с материалопроводом 17 и постепенно расширяющейся осадочной камерой 19. Внутри камеры 81, в верхней части, на поворотных осях с концами, выведенными за стенки камеры 81, к регулятору 89 прикреплены дросселирующие заслонки 84, ниже которых, на поворотных осях с концами, выведенными за стенки камеры 81, к регулятору 85 прикреплены сепарирующие решетки 86 с постепенно расширяющимися просветами, ниже которых в желобе 88 с выпускным отверстием 89 над загрузочным люком 22 бункера 21 размещен скребковый транспортер 90, продуваемый воздухом через фильтрующую решетку 91 с постепенно расширяющимися просветами. Устройство работает следующим образом. Смесь зерна и половы с воздухом из молотилки 15 по материалопроводу 17 с большой скоростью поступает через входной патрубок 82 с постепенно увеличивающимся поперечным сечением в камеру 81 с еще большим поперечным сечением, где скорость смеси падает до скорости, близкой к скорости витания зерна, здесь смесь обтекает наклонно расположенные с уступами дросселирующие заслонки 84 и сепарирующие решетки 86, срывается с уступов и образует вихревой поток, из которого полова, имеющая меньшую скорость витания, выносится в осадочную камеру 19, имеющую еще большее поперечное сечение, через которую полова свободно выпадает в валки по обе стороны машины, а зерно, имеющее большую по сравнению с половой скорость витания, из вихревого потока через сепарирующие решетки 86 выпадает в желоб 88 скребкового транспортера 90, продуваемого через фильтрующую решетку 91 относительно чистым воздухом, выносящим примеси в осадочную камеру 19, а из желоба 88 через выпускное отверстие 89 очищенное зерно скребковым транспортером 90 подается в загрузочный люк 22 бункера 21. В зависимости от объема подачи, концентрации и влажности смеси скорость вихревого потока и интенсивность сепарации регулируют путем изменения угла наклона дросселирующих заслонок 84 регулятором 83, и сепарирующих решеток 86 регулятором 85. Сепарирующее вихревое устройство по сравнению с известными устройствами имеет в несколько раз меньшие габариты и массу. Сепарация зерна в вихревом воздушном потоке осуществляется более интенсивно, зерно не подвергается резким ударам и истиранию. Вилообразные, с постепенно расширяющимися просветами сепарирующие решетки являются незасоряющимися, обеспечивающими бесперебойную работу устройства и облегчают эксплуатацию машины. Предложенная зерноуборочная машина по сравнению с известными имеет ряд преимуществ, из которого необходимо обратить внимание на следующие: наличие герметизированных рабочих органов на пути от жатки до бункера полностью исключает потери зерна при уборке в поле; наличие рабочих органов, обрабатывающих срезанную колосовую массу только в воздушном потоке без резких ударов и истирания, предохраняет зерно от травмирования; сокращаются габариты машины не менее чем по длине в 1,2 раза, по ширине в 1,5 раза и по высоте в 1,3 раза по сравнению, например, с комбайном СК-5 "Нива"; предложенная зерноуборочная машина при равной производительности сокращает энергозатраты в 1,2 раза и имеет, исключая трактор, не менее чем в 3 раза меньшую массу, чем, например, комбайн "Нива". ширину захвата колосовой жатки и стеблевой косилки можно изменять присоединением в местах разъема концов соответствующей длины, которые для перемещения по дорогам поворачиваются в транспортное положение, в связи с этим отпадает необходимость в демонтаже и перевозке их на специальной тележке.

Изобретатели : Э. Бригс и Э.Д. Карпентер
Страна : США
Время изобретения : 1836 г.

Зерноуборочный комбайн - сложная зерноуборочная машина, выполняющая последовательно непрерывным потоком и одновременно: срезание хлеба (то есть растения), подачу его к молотильному аппарату, обмолот зерна из колосьев, отделение его от вороха и прочих примесей, транспортировку чистого зерна в бункер и механическую выгрузку из него.

Одна из важнейших сельскохозяйственных , способная выполнять сразу несколько различных операций. Например, зерноуборочный комбайн срезает колосья, выбивает из колосков зёрна и очищает зёрна струёй воздуха. Сложная машина выполняет функции трёх простых - жатки, молотилки и веялки.

К зерноуборочным комбайнам выпускаются дополнительные приспособления, позволяющие собирать разные сельскохозяйственные культуры.

Родиной современного зерноуборочного комбайна являются США. В 1828 году С. Лейн (S. Lane) заявил первый патент на сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала зерно от шелухи. Однако, эта машина построена не была.

Первым осуществленным комбайном, можно считать изобретенный Э. Бригсом и Э.Д. Карпентером (Е. Briggs и E.G. Carpenter) в 1836 году. Этот комбайн был смонтирован подобно повозке на 4-колёсном ходу. Вращение молотильного барабана и привод в действие режущего аппарата осуществлялись передачей от двух задних колес.

В том же 1836 году, несколько позднее, два изобретателя Х. Мур и Д. Хаскалл (Н. Moore и J. Hascall) получили патент на машину, которая по основным принципам рабочих процессов приближалась к конструкции комбайна современного типа. В 1854 году этот комбайн работал в Калифорнии и убрал 600 акров (около 240 га). До 1867 года работы по конструированию и созданию комбайнов проводились преимущественно в восточных штатах США.

В 1868 году А.Р. Власенко построил комбайн в Российской империи.

Построенный в 1875 году в Калифорнии комбайн конструкции Д. Петерсона (D. С. Peterson), нашёл значительно большее применение, чем комбайны других изобретателей.

В 1890 году заводским изготовлением комбайнов занимались уже 6 фирм (в том числе Holt), которые выпускали комбайны для продажи. Комбайны этого типа хотя и были очень близки в основном по принципиальной схеме к современным машинам, но резко отличались от последних своим оформлением.

Все калифорнийские комбайны выполнялись, главным образом из дерева, имели большой захват режущего аппарата. Передвижение комбайна по полю осуществлялось, главным образом, лошадьми и мулами, которых требовалось до 40 голов, рабочие органы приводились в движение с помощью передач, от ходовых колес, а с 1889 - от специальной . Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов, и их вес иногда доходил до 15 т.

В конце 1880-х годов на Тихоокеанском побережье США работало около 600 комбайнов калифорнийского типа. В начале 1890-х годов с целью замены живой тяги механической в качестве двигательной силы начали применять паровые самоходы, от которых в дальнейшем перешли к тягачам- с .

Первый комбайн фирмы Holt с 36-футовым (11 м) режущим аппаратом в комплекте со 120-сильным паровым самоходом с отдельным вспомогательным паровым двигателем на раме комбайна был выпущен в 1905 году. В 1907 году той же фирмой Holt на комбайн был установлен двигатель внутреннего сгорания.

Применение в последующие годы более надежных материалов, совершенных механизмов и легких с большим числом оборотов значительно снизило вес комбайна, уменьшило их стоимость и сделало их более доступными для применения в сельском хозяйстве. Однако, эта совершенная машина, несмотря на её громадные преимущества, стала достоянием только крупных хозяйств США, массе же мелких фермеров приобретение и применение комбайнов было недоступно.

Только с 1926 года началось относительно широкое внедрение комбайнов в сельскохозяйственном производстве США. Развитие зернового хозяйства США и высокие цены на хлеб при дороговизне рабочих рук в сельском хозяйстве влияли как на развитие производства комбайнов, так и на их внедрение.

Тем не менее, расцвет комбайностроения в США продолжался всего несколько лет. В это время в США лишь 14-15 % фермерских хозяйств использовали комбайны. Фермерами Канады в 1928 году было куплено 3657 комбайнов. В 1929 году - 3295, в 1930-1614, а в 1931 - всего 178. Мировой экономический кризис очень сильно сказался на экспорте пшеницы и на производстве комбайнов.

Производство комбайнов, доходившее в 1929 до 37 тыс. в год, упало в 1933 до 300 шт.; многие фирмы совершенно прекратили выпуск комбайнов. Попытки внедрения комбайнов в мелкие фермерские хозяйства - главным образом, за счет выпуска небольших комбайнов с шириной захвата до 5 футов (1,5 м) - вызвали лишь незначительный рост производства комбайнов.

По данным на 1930 в США насчитывалось 60 803 комбайнов, а к 1936 их число увеличилось до 70 тыс. В 1930 комбайнизацией было охвачено менее 1 % фермерских хозяйств США. Ещё меньше комбайнов в других странах: так, к 1936 в Канаде их было всего 10 500, в Аргентине - 24 800. В европейских странах число комбайнов было незначительно.

В Россию первый комбайн был завезён фирмой Holt в 1913 году на Киевскую сельскохозяйственную выставку. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновременного приведения в действие механизмов и передвижения самой машины. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, дал относительно хорошие показатели работы. Но применения в условиях сельского хозяйства России не нашёл - в 1914 году началась первая мировая война.

Вновь к комбайну возвращаются уже в СССР. В связи с организацией крупного товарного производства в зерновых совхозах СССР в период с 1929 по 1931 организует массовый импорт комбайнов из США. Первые американские комбайны в совхозе «Гигант» блестяще выдержали испытания.

Одновременно с импортом развертывается собственное производство. В начале 1930 года первенец советского комбайностроения завод «Коммунар» в Запорожье выпустил первые 10 советских комбайнов. К концу года общее число произведенных комбайнов достигло 347.

С 1931 года начал выпуск комбайнов Ростовский завод имени Сталина «Ростсельмаш» (комбайн «Сталинец»), в 1932 году приступил к производству завод им. Шеболдаева в Саратове (СКЗ - «Саркомбайн», ныне Саратовский завод), которые были однотипны и работали по одному принципу, в то же время у «Сталинца» был больший рабочий захват (6,1 м) и некоторые конструктивные отличия.

На «Коммунар» и «СКЗ» ставился бензиновый двигатель автомобильного типа ГАЗ, приспособленный для работы на комбайнах НАТИ и носящий название ФОРД-НАТИ, мощностью 28 л.с. На «Сталинец» устанавливался керосиновый двигатель тракторов СТЗ и ХТЗ мощностью 30 л.с. Передвижение по полю осуществлялось с помощью тракторов СТЗ, ХТЗ и «Сталинец» Челябинского тракторного завода. С тракторами «Сталинец» ЧТЗ комбайны работали по 2 в сцепке.

Все они были не приспособлены для уборки влажного хлеба, в связи с этим в 1936 году Люберецкий завод имени Ухтомского приступил к выпуску северного комбайна конструкции советских изобретателей Ю.Я. Анвельта и М. И. Григорьева - СКАГ-5А (северный комбайн Анвельта-Григорьева 5-й модели), который был приспособлен для уборки влажного хлеба на небольших площадях.

Благодаря собственному производству уже к 1935 году зерновые совхозы убирали комбайнами 97,1 % площадей. В уборочную кампанию 1937 года в СССР было уже около 120 тысяч комбайнов, собравших 39,2 % зерновых колосовых, обеспечив тем самым значительное снижение потерь при уборке, которое достигало 25 % при использовании лобогреек, даже несмотря на многочисленные ограничения в работе и наличие конструктивных недостатков.

После Великой Отечественной войны в СССР были произведены крупные научные исследования, существенно обогатившие теорию зерноуборочного комбайна. В частности была детально исследована роль отбойного битера и соломотряса в процессе сепарации зерна, что позволило существенно повысить эффективность работы указанных узлов.

Были произведены исследования аэродинамических свойств грубого вороха, что позволило существенно улучшить эффективность очистки зерна. На основании указанных достижений в 60-е годы были разработаны проекты высокопроизводительных (для тех лет) комбайнов типов СК-5 и СК-6.

Первыми самоходными зерноуборочными комбайнами в СССР были С-4, выпуск которых начался в 1947 году. В 1956 году появились самоходные комбайны СК-3, в 1962 году - СК-4, а в 1969 году - СКД-5 «Сибиряк».

С 1970 года заводом «Ростсельмаш» выпускается комбайн СК-5 «Нива», а Таганрогским комбайновым заводом комбайн СК-6-II «Колос».

Российские комбайны уверенно завоевывают отечественный рынок, вытесняя зарубежных производителей. Причин этому несколько: возросший уровень оснащенности машин передовыми технологиями; повышение надежности; доступные цены.

Первые комбайны для уборки зерновых были завезены в СССР из США. Первая отечественная модель — Коммунар — появилась в начале 40-х гг. прошлого века на Запорожском заводе. В 1931-м начал работать Ростсельмаш, выпустивший модель Сталинец-1, через год появились аналогичные машины из Саратова. Комбайн Сталинец 6 выпущен в 1947-м.

1936 год — появление машины СКАГ-5А, способной убирать увлажненные зерновые; 1947-й — первого самоходного агрегата С-4. С 1956-го производился комбайн СК-3, с 1962-го — СК-4, с 1969-го — СКД-5 Сибиряк. Машина Нива выпущена Ростсельмашем в 1970-м, а Колос (СК-6- II) — в то же время Таганрогским заводом.

Сталинец

Машины такой марки являлись прицепными и выпускались в 1931-1958 гг. Комбайн Сталинец 6 — последний в серии и первая послевоенная машина, участвовавшая в освоении целины. Обладала пропускной способностью 2,5 кг/с. В ней применены:

  • модернизированная молотилка агрегата Сталинец-1 с увеличенными размерами колес;
  • увеличенная до размера 4,9 м жатка комбайна Коммунар;
  • бункер емкостью 1,8 м³;
  • карбюраторный двигатель марки У-5МА мощностью 40 л. с.;
  • конвейерно-роторный соломотряс Г-образного типа.


Другие

Выпуск комбайнов в СССР и их совершенствование шли постоянно. На смену прицепным машинам в 1947 году пришли самоходные (первенец — С-4). Из последних марок — выпущенные в 1970 году:

  1. Нива. Производитель — Ростсельмаш.
  2. Колос. Производитель — Таганрогский комбайновый завод.

Одновременно с зерновыми выпускались советские . Работы по их созданию начались в 1020-1930 гг. с механизации отдельных операций. В 1948-м появилась первая самоходная машина СПГ-1. В дальнейшем производились агрегаты:

  • теребильного типа, в которых вначале выдергивалась свекла из почвы, а затем обрезалась ботва;
  • срезающие ботву, после чего происходил процесс извлечения корнеплодов из земли.

Смотрите » ТОП-5 высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов марки Торум от завода Ростсельмаш

Российские

Зерноуборочные комбайны российского производства представлены несколькими брендами:

  • Ростсельмаш, занимающий 70% рынка, предлагающий весь спектр машин для уборки зерновых;
  • продолживший традиции сибирских комбайнов Енисей холдинг Агромаш;
  • реализующая в России концепции финского комбайна Sampo компания Terrion;
  • самая молодая из производителей комбайнов — фирма Муромец.

Ростсельмаш

Это группа компаний, включающая 13 предприятий.

Выпускает продукцию под марками ROSTSELMASH и VERSATILE в 4 странах на 10 производственных площадках.

Ее агрегаты поставляются в 56 стран. Объясняется успех:

  • 85-летней историей, связанной с выпуском комбайнов;
  • большой линейкой выпускаемых моделей;
  • оптимальным соотношением качества агрегатов и их цены;
  • наличием большого количества станций техобслуживания.


Ассортимент зерноуборочных комбайнов включает машины:

  1. NOVA. Относится к 3-му классу. Она неприхотливая, ремонтопригодная. Обладает мотором 180 л. с., работает с жатками шириной 3-6 м. Имеет зерновую емкость 4,5 м³.
  2. Серии Vector. Модель 410 — это тот же Дон 1500, но с современным кузовом. 450 — на гусеничном ходу — единственная модель компании на таком движителе. Машины с мощностью двигателя 255 л. с. комплектуются жатками 5-9-метровой ширины, собирают зерно в бункер емкостью 6 м³.
  3. Серии Acros (5-6-й классы), представленной большим числом модификаций, рассчитанных на уборку зерновых с разных площадей. Наиболее востребованные модели — 585/550 и 595. Последняя — для больших полей со средней урожайностью.
  4. Серии Torum (7-й класс), новые модели которой (780/750, 785/770) — из самых производительных (40 т/ч) в мире машин роторного типа, способны эффективно убирать урожай с засоренных и мокрых полей. Они с комфортной кабиной, бункерами емкостью 10,5 и 12 м³, с двигателями Мерседес (425, 506 л. с.). Ведутся работы по созданию беспилотной модели Torum 760.
  5. RSM 161. Отличается универсальностью, позволяет за сезон убрать зерновые, бобовые, крупяные, масличные культуры с 2000 га полей. У машины новая кабина, обеспечивающая панорамный обзор.

Смотрите » Надежные зерноуборочные комбайны Скиф, Лаверда и Есиль с максимальной производительностью

Агромаш

Производитель комбайнов на отечественном рынке давно, но из-за плохо развитой дилерской сети не может похвастаться большими успехами. Выпускает несколько моделей, которые способны убирать зерновые, сою, крупяные культуры, подсолнечник, зернобобовые: Агромаш 3000, 4000, 5000, 5121.


Машины 3-5-го классов. Укомплектованы:

  • моторами мощностью 180-280 л. с.;
  • жатками шириной 4-8 м;
  • зерновыми накопительными бункерами — 5-8 м³.

Terrion

Локализация производства в России комбайнов такой марки незначительна, хотя постоянно расширяется. Машины Terrion сегодня — это финские комбайны Sampo, собираемые из крупных узлов на отечественном предприятии.


Линейка моделей небольшая — 3 серии, 1 из которых представляет мини зерноуборочный комбайн для селекционных участков. Остальные:

  1. Серия 2000. Включает машины 2-3-го класса, способные убирать захватку шириной — 3,1-5,1 м. Агрегаты с мощностью двигателей 100-185 л. с., зерновыми бункерами с вместимостью 3,3-5,5 м³.
  2. Серия 3000, модели которой относятся к 4-му классу. У них мощнее (210-300 л. с.) силовые агрегаты, возможна комплектация жатками шириной 5,1-7,5 м. Бункеры для накопления зерна объемом 5,2-7,6 м³.

Муромец

Комбайн с таким названием один — Муромец 1500. Модель от предприятия, вышедшего на рынок в 2014 году. Первенец, относящийся к 4-му классу, обладает доступной ценой, что объясняется.

Сегодня в сельском хозяйстве используется самая разнообразная техника, каких только комбайнов и всяких других машин и устройств мир не придумал. Теперь есть проблема с выбором, какие брать и почему именно эти, но также было не всегда. Если окунуться в историю, то раньше на полях только созревали хлеба, и сельчане большой толпой вручную жали колосья, затем их укладывали в копны, молотили и т.д. Потом стали появляться всяческие жатки-лобогрейки, жатки-самосборки, жатки-сноповязалки, которые и стали прототипами будущих первых комбайнов. Сегодня я предлагаю вам вкратце вспомнить историю комбайностроения в нашей стране, ведь нам было и есть, чем гордиться и на этом фронте. А поможет нам в этом деле небольшой музей под почти открытым небом на заводе «Ростсельмаш».


Родиной современного зерноуборочного комбайна принято считать США. Именно там в 1828 году С. Лейн (S. Lane) заявил первый патент на сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала зерно от шелухи. Хотя, если честно, эта машина не была построена. Первым же доведённым до ума комбайном можно считать изобретенный Э. Бригсом и Э.Д. Карпентером (Е. Briggs и E.G. Carpenter) в 1836 году. Этот комбайн был смонтирован подобно повозке на 4-колёсном ходу. Вращение молотильного барабана и привод в действие режущего аппарата осуществлялись передачей от двух задних колес. В том же 1836 году, несколько позднее, два изобретателя Х. Мур и Д. Хаскалл (Н. Moore и J. Hascall) получили патент на машину, которая по основным принципам рабочих процессов приближалась к конструкции комбайна современного типа. В 1854 году этот комбайн работал в Калифорнии и убрал 600 акров (около 240 га). Далее в 1875 году в Калифорнии свой комбайн представил Д. Петерсон (D. С. Peterson). В 1890 году заводским изготовлением комбайнов занимались уже 6 фирм, которые выпускали комбайны для продажи. Все калифорнийские комбайны выполнялись, главным образом, из дерева, имели большой захват режущего аппарата. Передвижение комбайна по полю осуществлялось, в основном, лошадьми и мулами, которых требовалось до 40 голов, рабочие органы приводились в движение с помощью передач, от ходовых колес, а с 1889 - от специальной паровой машины. Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов, и их вес иногда доходил до 15 тонн. Но и это всё не помешало, чтоб к концу 1880-х годов на Тихоокеанском побережье США уже работало около 600 комбайнов…

2. Первая продукция завода Ростсельмаш

Как мы не стали родиной комбайна. Известен вот такой факт, что 4 января 1869 года "Земледельческая газета" писала: "Департамент земледелия и сельской промышленности объявляет, что в оный 18 декабря 1868 года поступило прошение ученого управителя Андрея Романовича Власенко о выдаче ему 10-летней привилегии на изобретенную им машину под названием "Конная зерноуборка на корню"… Она была способна выполнить работу двух машин жнейки и молотилки. Между прочим, по сравнению с ручным трудом, она в 20 раз была эффективней, а по сравнению с самой совершенной тогда машиной американской жнейкой "Мак-Кормик" в 8 раз. Однако наш министр земледелия (балбес) запретил выпуск российской "жнеи-молотилки". Причину нашёл быстро, чиновники это умеют. Мол, изготовление такой умной машины не посильно нашим заводам. Власенко удалось своими силами собрать лишь две опытные такие машины, которые ещё долго и успешно работали в имениях Бежецкого уезда Тверской губернии. Но если наши на этом проекте поставили крест, в Америке эта тема активно продвигалась. Так в 1879 году в американской прессе появились первые сообщения о калифорнийской чудо "жнее-молотилке", названной "комбайном". Правда, по мнению современников, он очень уж был похож на машину Власенко, только в отличие от нашей приводился в движение 24 мулами при 7 работниках…

3. Косилка конная (1929-1941 гг.)

В Россию первый комбайн был завезён фирмой Holt в 1913 году на Киевскую сельскохозяйственную выставку. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновременного приведения в действие механизмов и передвижения самой машины. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, и, знаете, дал относительно хорошие показатели работы. Но, к счастью, применения в условиях сельского хозяйства России не нашёл, помешала первая мировая война.

В итоге вплоть до Первой мировой войны, да, что скрывать, и после революции, большая часть всех потребляемых в нашей стране сельхозмашин ввозилась из-за границы. Или просто наши сельчане работали на полях по старинке, ручками. Например, на 1928 год, уборка зерновых на Дону на 34% выполнялась косами и серпами, на 66% конными жатками, в других регионах картина была ещё хуже, надо было что-то экстренно предпринимать.

4. Грабли конные (1956-1958 гг).

В 1930 году запорожский завод «Коммунар» выпустил первые 347 отечественных комбайнов с одноименным названием. Они были сделаны по лекалам американского комбайна «Холт-Катерпиллер». На колхозных полях, хотя и на буксире за трактором, такие комбайны заменили сотни крестьян. В деле были надёжны и производительны, конечно, по тем временам. Одна такая машина могла убирать более двух гектаров в час, плюс молотить и сортировать зерно. Управляли этой техникой три человека. Его технические характеристики: ширина - 4,6 метра, емкость бункера - 1,8 м3. На «Коммунар» ставился бензиновый двигатель автомобильного типа ГАЗ, приспособленный для работы на комбайнах НАТИ и носящий название ФОРД-НАТИ, мощностью 28 л.с. Чаще всего работал в паре с маломощными тракторами СХТЗ 15/30 и «Универсал».


5. Трактор СХТЗ-15/30 и комбайн Коммунар, СССР, 1934

21 июля 1929 года заработали первые пять цехов легендарного завода Ростсельмаш из 18 запланированных, началось производство крестьянских ходов, поперечных граблей, тракторных плугов и сеялок. А уже 30 июня 1930 года был выпущен первый их комбайн «Колхоз».

6.

7.
.

8.

Чуть позже, летом 1931 года в опытной мастерской строящегося цеха комбайнов завода «Ростсельмаш» завершилась сборка двух комбайнов «Сталинец». На полях совхоза «Хуторок» Краснодарского края комбайны проходили свои первые испытания вместе с комбайнами американских марок «Оливер», «Холт» и «Катерпиллер». По итогам наши Сталинцы показали лучшие результаты в работе. В отличие от зарубежных комбайнов они могли убирать не только хлеб, но и подсолнечник, кукурузу и просо. Всё эти мероприятия привели к тому, что в мае 1932 года на поля СССР был отправлен первый эшелон комбайнов «Сталинец-1», а уже 14 июня 1940 года был собран 50-тысячный комбайн этой серии.

9. Первый зерноуборочный комбайн "Сталинец-1"

Почему именно Сталинец? Да, конечно же, хотели угодить вождю, но и было за что. Ведь именно товарищ Сталин был ярким сторонником развития нашего сельского хозяйства, он искренне верил в колхозное дело, которое должно было в разы увеличить урожайность, а это в свою очередь помогло бы сильно нарастить экспорт зерна. Стране нужна была валюта, нужно было поднимать промышленность. Только один пример. В 1913 году Россия вывозила около 10 миллионов тонн хлеба, то в 1925-1926-м - лишь 2 миллиона. Поэтому обязательно нужно было наладить своё производство комбайнов. И он за эту тему всячески топил:).

10. Комбайны "Сталинец-1" с тракторами С-60

Интересный факт. В 1937 году комбайн «Сталинец-1» был отправлен на Всемирную промышленную выставку в Париже, где и получил высшую награду - диплом «Grand Prix». По меркам того времени рабочие параметры комбайна удивляли даже видавших виды знатоков. Ширина жатки у него была 6,7 м, мощность 40 л.с., пропускная способность 2,15 кг/сек, емкость бункера 2,18 кубометра. Обслуживали агрегат пять человек. Уже 14 июня 1940 года был собран 50-тысячный комбайн «Сталинец-1».

11. Данную реликвию разыскали в совхозе "Павловский" Краснодарского края в конце 50-х годов, отмыли, навели марафет, теперь каждый может прикоснуться к истории.

12. Прицепной зерноуборочный комбайн «Сталинец-6» (1947-1954 гг). Его нашли в совхозе "Кагальницкий" Ростовской области. Кстати, в 1978 году, когда снимался фильм "Вкус хлеба" его даже завели, и он поехал и поработал. Так что здесь в коллекции не только трудяги, но и настоящие кинозвёзды.

Этот комбайн впервые был выпущен в 1947 году на заводе «Ростсельмаш» и стал первым комбайном после Великой Отечественной войны. «Сталинец-6» предназначался для уборки зерновых колосовых культур, одновременно выполнял срезание хлеба, обмолот его, очистку зерна, а также сбор соломы и половы. Из себя он представлял усовершенствованную конструкцию комбайна «Сталинец-1». Как и предшественник, «Сталинец-6» без трактора двигаться не мог. Работал на малых скоростях. Из-за большого веса и наличия двух двигателей - на комбайне и на тракторе - на уборочной много расходовали горючего. Управляли такими агрегатами три человека: тракторист, штурвальный и комбайнер. И всё-таки именно он широко применялся при освоении Целины. Комбайн выпускался с 1947 по 1958 год. Всего было произведено 161 295 штук.

13. Уборка зерновых. Комбайн «Сталинец-6» в поле

Да, были и другие герои того времени. Так в конце 1931 года в Саратове был открыт завод комбайностроения «Саркомбайн». Он начал выпускать СЗК - такой же конструкции, что и «Коммунар». С 1932-го по 1937 год с конвейера сошло их 39 000 штук.

В 1936-м люберецкий завод начал делать комбайны СКАГ-5А (северный комбайн Анвельта-Григорьева 5-й модели) с шириной захвата в 2,5 метра. Эта прицепная безмоторная техника работала на небольших площадях, где много осадков и низкая температура. Справлялся СКАГ и с уборкой гороха, вики. Их комбайны использовали в северо-западных районах СССР, Сибири, Средней Азии, отправляли на экспорт. В 1937 году они получили диплом Парижской выставки. Всего с конвейера сошло семь тысяч таких машин. В 1941 году началась Великая Отечественная война и СКАГ-5А перестали производить…

Благодаря собственному производству, уже к 1935 году зерновые совхозы убирали комбайнами 97,1 % площадей. Так, в уборочную кампанию 1937 года в СССР было уже около 120 тысяч комбайнов, собравших 39,2 % зерновых колосовых, обеспечив тем самым значительное снижение потерь при уборке, которое достигало 25 % при использовании лобогреек.

Чего скрывать, очень плотно работали над созданием и более совершенного «Сталинца». Им стал первый советский самоходный комбайн С-4 («Сталинец-4»). Он в себя взял лучшее от комбайнов «Сталинец-1» и «Коммунар». Кстати, конструкторы в 1946 году получили даже Сталинскую премию I степени, за это уже через год эти комбайны начали массово выпускать. Данная модель могла по полю перемещаться уже самостоятельно, без трактора. На комбайнах С-4 устанавливали двигатели ЗИС-5 мощностью более 50 «лошадок» с регулятором оборотов и усиленным охлаждением воды и масла. Производительность комбайна при средних условиях составляла 2 гектара в час, а рабочая скорость - от 2 до 8 километров в час. Их вес - около 3,5 тонны. Самоходный С-4 выпускал Красноярский комбайновый завод, Тульский комбайновый завод, завод «Сызраньсельмаш». С 1947-го по 1955 год его делали под маркой «Сталинец-4», а с 1955-го по 1958-й - «Сталинец-4М». Кстати, в 1963 году «СК-4» был признан лучшим в мире и удостоен высших наград Лейпцигской международной торговой ярмарки (диплом 1 степени), международных выставок-ярмарок в Брно (золотая медаль) и в Будапеште (серебряный кубок).

14. Зерноуборочный комбайн "Сталинец-6" с трактором СХТЗ

А это уже Прицепной моторный комбайн РСМ-8. По сути, это последний прицепной комбайн в СССР. Комбайн стал преемником марки «Сталинец-6» и имел большой захват жатки, большую пропускную способность молотилки. Штифтовой барабан был заменен бильным. Эти усовершенствования делали его более производительным. Впервые он появился на свет на заводе «Ростсельмаш» в 1956 году и выпускался по начало 1958 года. Комбайн предназначался для уборки зерновых колосовых культур. Было изготовлено 49 923 таких машин. Его пропускная способность - 4 кг/с, двигатель бензиновый мощностью 52 л.с., бункер - 2,25 кубометра.

15.

16. Комбайн РСМ-8 и трактор ДТ-54

В 1958 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о прекращении производства прицепных зерноуборочных комбайнов и об организации выпуска более производительных самоходных комбайнов. Их производство было доверено Ростсельмашу и Таганрогскому комбайновому заводу.

17. Самоходный зерноуборочный комбайн СК-3 (1958-1961 гг).

В свое время эта модель стала настоящим прорывом. Она была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки. Кроме Таганрогского завода они выпускались и на Ростсельмаше с 1958 по 1961 год. Кстати, выпускались следующие модификации: на полугусеничном (СКП-3) и гусеничном (СКГ-3) ходу, полугусеничный рисозерноуборочный комбайн (СКПР-3).

18.

19.

СК-4 (самоходный комбайн, 4-ая модель) - советский зерноуборочный комбайн, пришедший на смену СК-3, выпускавшийся Ростсельмашем и Таганрогским комбайновым заводом с 1962 по 1974 года. За его создание коллектив конструкторов был награждён Ленинской премией. В 1963 году комбайн был удостоен наград Лейпцигской международной торговой ярмарки, выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. В 1969 году комбайн был модернизирован, получив название СК-4А. Дека СК-4А стала двухсекционной с увеличенным углом обхвата, отбойный битер был установлен в новое положение и увеличилась его окружная скорость, был поставлен более мощный двигатель, модернизированы рабочие органы. Выпуск СК-4А был прекращён в 1973 году. Всего было выпущено 855 589 штук СК-4 и СК-4А. Выпускались и другие модификации: на полугусеничном (СКП-4 и СКПР-4) и гусеничном ходу (СКГ-4), навесной комбайн НК-4.

20. Самоходный зерноуборочный комбайн СК-4

21. Комбайн СК-4 за работой, 1965 год.

Самоходный зерноуборочный комбайн СК-5 «Нива». В 1973 году завод Ростсельмаш осуществил переход на выпуск еще более новой модели комбайнов серии СК «Нива», представленной в нескольких модификациях: крутосклонная, рисоуборочная и др., предназначенные для работы в различных природных зонах, а также для уборки незерновых сельскохозяйственных культур.

22. Самоходный зерноуборочный комбайн СК-5 «Нива»

Его разработкой руководил Изаксон Ханаан Ильич. Машина примечательна тем, что смогла стать визитной карточкой советского комбайностроения. Именно СК-5 «Нива» стала одной из самых массовых моделей в СССР. Всего «Нив» было выпущено более 1 млн 200 тысяч штук.

23.

24.

Комбайн СК-5 «Нива» выполнен по классической схеме с несущей молотилкой, навесной жаткой и навесным копнителем. Некоторые технические характеристики: Жатка ЖКН-6 - ширина захвата 4 м. Молотилка имеет один бильный барабан диаметром 600 мм, деку с углом охвата 128 градусов, отбойный битер, соломотряс с четырьмя клавишами, двухрешетчатую очистку с вентилятором, копнитель, снабжённый соломонабивателем. Двигатель - дизельный СМД-17К (СМД-18К) мощностью 100 л. с. или СМД-19К (СМД-20К) мощностью 120 л. с.

25.

А потом пришло время "Донов". Так Дон-1200 и Дон-1500 - это тоже самые настоящие легенды и, пожалуй, самые популярные комбайны на территории СНГ после распада Советского союза.

26.

Дон-1200 - зерноуборочный комбайн, выпускавшийся Ростсельмашем, разрабатывался как замена «Ниве», но долгое время производился с ней параллельно. Дон-1500 по конструкции схож с комбайном Дон-1200. Цифра в названии означает ширину молотильного барабана. Были модификации: ДОН-1500, ДОН-1500А, ДОН-1500Б, Дон-1500Н (для нечерноземной зоны), Дон-1500Р (рисоуборочный, гусеничный). Серийно Дон-1500 начал выпускаться с 1986 года, а с 2006 году ему на смену приходит серия комбайнов «Acros 530» и «Vector 410». История продолжается…

27.

28.

И сегодня главным комбайновым заводом страны и продолжателем былых производственных побед остаётся «Ростсельмаш». Правда, это уже не один завод, а целая сельскохозяйственная империя. Одной России им теперь уже мало. В состав Группы компаний Ростсельмаш на данный момент входят 13 предприятий, расположенных на 10 производственных площадках в 4 странах мира, которые выпускают технику под брендами ROSTSELMASH и VERSATILE.

29. Кормоуборочный комбайн RSM 1403

30. Кормоуборочный комбайн RSM 1401

31. Кормоуборочный комбайн RSM 1401

32. Зерноуборочный комбайн TORUM 780

33. Зерноуборочный комбайн RSM 161

Используется самая разнообразная техника как широкого, так и узкого применения. Причем некоторые ее виды трудятся круглый год, а другие большую часть времени стоят без дела в ангарах. Но без той и другой техники аграриям не обойтись. Так, например, в страду на поле можно увидеть зерноуборочный комбайн, который в наше время исполняет работу десятка косарей. И он является очень сложной зерноуборочной машиной, которая непрерывным потоком и последовательно выполняет несколько операций. Комбайн срезает злаки, подает их в молотильный аппарат и вымолачивает зерно из колосьев. Потом он отделяет его от соломы и прочих примесей и транспортирует его в бункер. А из него уже время от времени или даже непрерывно механическим способом выгружает зерно на другой транспорт.

В принципе, зерноуборочный комбайн заменяет сразу три более простые машины - жатку, веялку и молотилку. И к нему можно цеплять дополнительные узлы, которые позволяют убирать различные сельскохозяйственные культуры. А родиной этого чуда техники является США. Еще в 1828 году изобретатель S. Lane запатентовал сложную комбинированную машину для культур. Она должна была срезать зерновое растение, обмолачивать его, а также очищать от шелухи зерно. Но ее так и не построили. А в 1836 году два изобретателя из той же Америки уже смонтировали что-то похожее на зерноуборочный комбайн. Он был похож на 4-колесную повозку. А вращение привода режущего аппарата и молотильного барабана осуществлялось передачей от задней оси.

Но комбайн, конструктивно напоминающий современные модели, удалось получить в 1836 году двум другим изобретателям - J. Hascall и H. Moore. И эта машина уже в 1854 году убрала 600 акров хлеба. Потом постепенно зерноуборочный комбайн все более совершенствовался вместе с развитием техники. А в Россию первую такую машину, произведенную фирмой Holt, завезли в 1913 году. Она представляла собой деревянную конструкцию на гусеничном ходу. У нее был бензиновый мотор, который одновременно приводил в действие механизмы для уборки и для движения. Но применить этот комбайн так и не успели, так как вскоре началась война.

А при СССР к комбайнам вернулись вновь. Сначала их импортировали из США, параллельно налаживая свое производство. И в 1930 году из ворот запорожского завода «Коммунар» выехал первый зерноуборочный комбайн, цена которого соответствовала труду многих людей. А к концу того же года заводчане выпустили уже 347 таких машин. Годом позже Ростовский завод «Ростсельмаш» начал производить знаменитые «Сталинцы». А в 1932 году выпуск комбайнов наладили в Саратове на заводе имени Шелбодаева. Эти модели были далеки от совершенства, но селянам они помогали основательно. А после войны в Союзе провели серьезные научные исследования, результатом которых стали модели СК-5 и СК-6. Потом с 1970 года Таганрогский завод стал выпускать зерноуборочный комбайн «Колос» или СК-6-ll, а Ростсельмаш - «Ниву» СК-5.

И эти машины долгое время бороздили поля Советского Союза, а потом и независимых государств. А сейчас их сменили более современные модели, такие как зерноуборочный комбайн «Полесье» КЗС-812-16. Это компактная и маневренная машина, которая имеет более 8 кг/с. Она способна за час выдавать свыше 12 тонн зерна. Эта машина относится к типу комбайнов, которые уже получили широкое признание. У них один молотильный барабан, битер и клавишный соломотряс. И в состав этого комбайна «Полесье» входит жатка зерновая ЖЗК-6-5 и самоходная молотилка модели КЗК-8-0100000.