Как проверить работу автоматической коробки передач. Пошаговая инструкция по самостоятельной проверке акпп при покупке подержанного авто

Каждый раз, когда вы принимаете решение совершить ту или иную покупку, вам предстоит столкнуться с определенными трудностями. В случае с выбором автомобиля трудности в основном связаны с выбором марки, модели, типа двигателя, цвета, а также типа коробки передач. Касательно последней, на страницах мы уже поднимали тему " ", поэтому сегодня речь пойдет немного о другом.

Сегодня мы постараемся помочь тем, кто отдал предпочтение автоматическому варианту трансмиссии, и расскажем о том, как проверить коробку автомат при покупке автомобиля, чтобы потом не пожалеть о своей покупке. Проверять необходимо все, начиная кузовом и салоном, заканчивая двигателем и коробкой передач. Однако это очень объемные темы, поэтому сегодня мы рассмотрим только АКПП.

В случае с МКПП - проверка сводится к банальному тесту на плавность переключения, как на месте, так и во время движения. Кроме этого необходимо проверить масло, которое залито в коробку (запах и цвет), а также послушать нет ли посторонних шумов, стуков и прочих звуков несвойственных коробке передач.

Что касается АКПП (автоматическая коробка переключения передач), то с ней все гораздо сложнее, возможно поэтому желающих купить бу автомобиль с "автоматом" меньше, чем аналогичных авто с "механикой". Люди боятся попасть впросак и "купить ремонт" вместо машины. К тому же немногие знают, как проверить АКПП или понять, что "автомат" потихоньку умирает. Страх небезоснователен, т. к. ремонт автоматической коробки стоит недешево, да и способных его выполнить безукоризненно - единицы. Вся причина в том, что современная АКПП - имеет довольно сложное устройство и желающих "ковыряться" в ней не так уж много, проще отремонтировать несколько МКПП, чем один "автомат" и заработать в разы больше.

3. Проверьте уровень, цвет и запах масла. В АКПП заливается масло ATF, которое, как правило, имеет красный цвет. Уровень проверяется на ровной поверхности, селектор переключения передач при этом должен находиться в положении "N", в некоторых авто в положении "P". Уровень должен быть между отметками "HOT" и "COOL". Если в запахе масла содержатся признаки горелого или другие посторонние запахи не свойственные маслу, покупать этот автомобиль я вам настоятельно не рекомендую. Допускается небольшое изменение цвета масла от красного до светло-коричневого, при условии, что коробка работает нормально и в самом масле нет металлических включений, которые легко обнаружить при помощи белого листа бумаги. Нанесите несколько капель масла на листок и присмотритесь, нет ли на белом фоне листа черных или серых металлических пылинок, стружки и т. д.

4. Далее необходимо проверить плавность и правильность переключения передач. Прогреваем мотор и пробуем переключать режимы работы АКПП. Во время переключения необходимо выжать тормоз, не забывайте об этом! При переключении режимов, слишком ощутимых толчков или рывков автомобиля, или селектора вы ощущать не должны. Задержки в переключениях, толчки, щелчки или удары во время переключения - явный признак некорректной работы коробки передач. Единственный рывок, который считается нормой, это небольшой рывок при переключении селектора в режим "D". Хотя в этом вопросе давать какие-то конкретные советы очень сложно, поскольку "автомат" - "автомату" рознь! Некоторые более современные экземпляры работают вообще неслышно и никаких рывков там и быть не должно, с другой стороны, более старые модели АКПП имели эти самые толчки, причем во время включения режима "D" или "R" ощущалась легкая вибрация, это считается нормой, опять-таки как для какой коробки. В общем, ваша задача найти такой вариант, у которого всех этих "явлений" будет по минимуму, а в идеале чтобы вовсе не было.

5. Если все вышеописанные тесты автомат прошел, идем дальше, и предлагаем продавцу прокатиться на автомобиле для принятия окончательного решения. Некоторые продавцы не разрешают садиться за руль, до тех пор, пока вы не купили машину. Их можно понять, т. к. если вы во время поездки совершите ДТП или вас кто-нибудь ударит во время пробного заезда, что-либо предъявить вам будет очень сложно. Поэтому не расстраиваемся и просим владельца исполнять команды, которые вы будете ему давать во время тестового заезда.

Необходимо проверить все режимы во всех возможных ситуациях, а именно:

  • Резкий набор скорости с места. Разгон должен быть стремительным, без рывков и стуков.
  • Резкий разгон во время движения (во время движения, к примеру, на 4-й после резкого нажатия на педаль газа коробка должна переключиться на пониженную передачу, то есть 3-ю, 2-ю или даже 1-ю передачу в зависимости от того, что за коробка установлена).
  • Резкое торможение. "Автомат" должен без задержек и рывков сбросить все скорости на 1-ю.
  • Понаблюдайте за переключением, до 60 км/час автомат должен переключиться как минимум дважды с 1-й на 2-ю, со 2-й на 3-ю. Следите за тем, чтобы во время переключения передач не было рывков особенно с 1-й на 2-ю (хотя практически у всех "автоматов" они имеются, рывков не будет лишь у самых совершенных АКПП и, конечно же, у вариатора).
  • Проблема многих АКПП - пробуксовка, заметить ее очень непросто неопытному автовладельцу, однако на это укажет педаль газа и обороты двигателя. Пробуксовкой называется момент, когда обороты растут и педаль опускается вниз, а машина быстрее не едет. Это значит, что внутри автоматической коробки фрикционы уже изношены или существует другая неисправность, которая не позволяет адекватно функционировать АКПП.

В общем скажу вам как обладатель автомобиля с автоматической трансмиссией, во время движения вы не должны ощущать ничего такого, что бы могло вас насторожить. При идеальной и слаженной работе тандема двигатель-автомат, работа и того и другого должна быть практически неслышной. Единственный момент, когда вы должны ощущать громкую работу мотора и стремительный нарастающий рывок вперед - при интенсивном ускорении, в этот момент "мурлыкающий" двигатель и плавная коробка автомат, превращаются в дикого тигра, который может даже рычать в зависимости от мощности мотора и "заточенности" самого автомобиля. Если машина "спортивная" (почему я выделил слово спортивная в кавычки, потому что спорт и АКПП - несовместимые вещи). К примеру, Honda Accord Type S, то рычание на высоких оборотах - нормальное явление. Самое главное, чтобы рывки не были короткими и прерывистыми, рывок должен чувствоваться от ускорения и сильного нажатия на газ, но не от того, что вы равномерно ускоряетесь, при этом машину дергает как будто к ней привязан якорь, который постоянно цепляется и тормозит машину. Я думаю пример вам понятен, и вы сможете без труда отличить исправный "автомат" от неисправного.

Если вы все же сомневаетесь в правильности своего вердикта, предложите владельцу заехать на сервис к дилеру, там попросите проверить АКПП по полной программе, если "автомат" имеет какие-то неисправности, то во время диагностики они обязательно будут обнаружены.

Первостепенно, нужно определить какого плана будет осуществлена проверка, самостоятельная или же специализированная на СТО? Сложно найти толковых специалистов, способных продиагностировать «коробку» по компьютеру и визуально, тактильно. Поэтому рассмотрим особенности проверки АКПП самостоятельно.

Как проверить?

Диагностика будет состоять из этапов, включающих, как диагностику, так и изучение «жизни» автомобиля в целом. Итак:

1. Узнаем историю «жизни» машины, как она эксплуатировалась. В целом здесь необходимо уделить внимание самым банальным «мелочам», менялось ли масло в АКПП, что заливалось, сколько владельцев, пробег, кто водил, где преимущественно ездили и т.д. Подробней изучите сервисную книжку. Узнайте у продавца, какой ремонт проводился, возможно, на автомобиле была заменена «коробка», к примеру, на контрактую АКПП либо восстановленная кустарно. Было бы неплохо заиметь доказательства, отметки в сервисной книжке, чеки. Хорошо, если автомобиль был пригнан с той же Европы, у них нелегальные СТО найти очень сложно, вероятность, что он обслуживался у «официалов» и пометки в книгу были внесены, высока.

Не советуем покупать автомобили после такси или ДТП, если даже продавец признался и удостоверил, что проведен хороший ремонт и обслуга. Как правило, перепродажей занимаются «перекупщики» или владельцы, вложившие после аварии, такси, минимум средств, чтобы просто «сбагрить» её.

2. Второе, что не забудьте сделать – это обязательно проверьте уровень, состояние масла. Зачастую в «коробочный» отдел заливают красноватого оттенка масло. Проверять уровень лучше на максимально ровных покрытиях.

Масляный щуп коробки автомат Toyota. Уровень выше нормы. Должен быть на уровне Hot на прогретой машине.

Необходимо знать, что часть производителей позволяют проверять уровень, как для двигателя, без необходимости прогрева. В таких случаях на «щупе» вместо двух полосок, будет четыре. Но, помните, такой формат проверки масла на «холодную» не достоверный, лучше замеры делать на «горячую», а для этого машина обязана проехать не менее 10 км. В целом запомните, что уровень должен находиться между верхней и нижней отметкой в обоих случаях. Иногда ставятся соответствующие отметки словами, как COOL и HOT, соответствующие тому, «на какую» проводить замеры масла, холодную или горячую. Кроме того, не забывайте перед проверкой, очистить щуп от масла, то есть шкала должна быть чистой, после снова вставляем его в картер, вынимаем и анализируем уровень.

На некоторых моделях отсутствуют «щупы», вместо них установлены контрольные пробки либо нет ничего. Отличный пример, большинство «коробок» Мерседес, в картере стоит клапан, регулирующий нужный объем масла, проверка, не требуется, важно проверить ходовые качества.

Кроме уровня, обращайте внимание на запах, если чувствуются даже минимальные «оттенки» горелого, то автомобиль лучше не покупать, скорей всего износ внутренних деталей приближается к критическому уровню. Осмотрите масло на цвет, оттенки должны быть от красноватого до светло-коричневого.
Проверьте наличие металлических частиц, сделать просто, берем белую бумагу, несколько капель со щупа «отправляем» на неё и смотрим, не осталось ли там частиц стружки.

3. Диагностика правильности переключений проводится на прогретом автомобиле. В зависимости от модели, года выпуска «автомата», признаки правильной работы могут отличаться. На современных КПП наличие рывков, ударов, щелчков, толчков не допустимо. Для старых авто в большинстве случаев, такой характер работы наоборот привычен. Та же ситуация с переключением режимов «D» и «R» чувствуется небольшая вибрация, в старых «автоматах» это нормально. Не нормально для «автомата» это запаздывание с включением передачи на 1 и больше секунды. Есть запоздание, значит, присутствуют какие-то неисправности, нужна более детальная проверка.

В целом, ищете такой агрегат, где ударов, стуков, толчков, поменьше.

Проверка режимов работы:

Резкий разгон во время движения. К примеру, если вы ехали на 4, при резком нажатии на акселератор, скорость переключится в режим, ниже — 1,2 и 3, в зависимости от модификации.

После разгона, жмем резко тормоз, «автомат» должен без какого-либо промедления включить 1.

При разгоне до 60 км/час, минимум два раза сменится положение, то есть 1-2, 2-3. Если есть небольшие рывки, не стоит переживать, это допустимо для «коробки», кроме наиболее современных.

Следующий момент, пробуксовка. Встречается на большинстве б/у автомобилях. Выявить пробуксовку сложно, особенно не мастеру. Обратите внимание, если растут обороты, педаль опускается, а машины не едет, та самая пробуксовка. В зависимости от износа, задержка до пары десятков секунд, это уже явно заметно. Замирание на 1-2 секунды крайне сложно выявить.

Существует еще, так называемый стояночный тест. Применять его следует после того, как вышеперечисленные действия не выявили неисправностей. Итак:

Прогрейте КПП, заблокируйте колеса, используйте упоры, «ручник».

Заведите двигатель и по максимуму нажмите на тормоз, держите до конца процедуры. Во время этого, переводим рычаг в положение «D» и жмем газ, максимум 5 секунд.

Смотрим в это время на тахометр, при нормально работающем двигателе, «коробке», обороты не поднимутся выше 2 500 об/мин.

Если значения выше, то присутствует какая-то неисправность в работе, вероятно, что даже по электронике.
То же самое можно проделать и с задней скоростью.

Особая ситуация обстоит с выбором автомобиля оснащенного фаркопом. Ведь продавец никогда не признается о том, в каких действительно условиях автомобиль эксплуатировался. В принципе, для АКПП прицепы не страшны, но только если соблюдать рекомендации производителя по нагрузке. В таком случае, серьезных неисправностей удастся избежать. Однако, при превышении допустимой массы, воздействие на «коробку» огромное. Подробней о том, какие требования к КПП, можно узнать у официального производителя. В целом, «коробка» должна быть рассчитана на соответствующие нагрузки.

Также не забывайте о том, что прицеп прицепу рознь, есть варианты с собственной тормозной системой, есть более простые и дешевые (их большинство). Так вот, для тех прицепных устройств, где есть собственная тормозная система, нагрузка может быть увеличена, но все-таки ориентироваться лучше на рекомендации самого производителя «коробки».

Заключение

В целом понятно, что при нормальной работе, никаких серьезных стуков, толчков, ударов быть не должно. Главное, чтобы было соответствие ускорению и нажатию педали газа.

Пренебрежительное отношение мужской половины многомиллионной армии автомобилистов к коробке-автомату кануло в лету: сегодня этот тип трансмиссии уже не ставится в соответствие с недостаточными навыками вождения. Более того, постепенно уже механическая трансмиссия становится моветоном, и ею оснащают преимущественно начальные комплектации. Но у АКПП есть серьёзный недостаток, ослабляющий её главное достоинство, простоту управления автомобилем. Это – высокая стоимость ремонта. Вот почему при покупке подержанной машины так важно убедиться, что вы в скором времени не попадёте на такой дорогостоящий ремонт. Сегодня мы расскажем, как самостоятельно проверить состояние АКПП при покупке подержанного авто, что поможет без привлечения специалистов решить вышеназванную проблему.

Разговор с продавцом

Рассчитывать на откровенность владельца машины можно далеко не всегда, но делать это нужно обязательно – часто именно после разговора с автовладельцем становится ясно, что нужно заняться поисками другого варианта.

Вас должны интересовать три вещи:

  • в каких режимах/условиях эксплуатировался автомобиль;
  • проводилось ли регламентное техобслуживание АКПП;
  • имел ли место ремонт автоматической трансмиссии.

С большим подозрением следует относиться к автомобилю, у которого:

  • было много хозяев;
  • если он использовался (например, как такси);
  • при наличии фаркопа (это означает, что машина часто использовалась для перевозки тяжестей, что для автоматической коробки очень плохо);
  • если хозяин авто – активный охотник, рыболов или любитель дальних путешествий.

Проверьте наличие потёртостей на буксировочных проушинах – для АКПП буксировка ещё более вредна, чем перевозка грузов. Отметим, что этот тип трансмиссии непригоден для эксплуатации в экстремальных условиях: даже 15-20 минут активной пробуксовки достаточно для перегрева трансмиссионного масла с последующей поломкой редуктора.

Попытайтесь выяснить, проводилась ли замена на понравившейся автомашине трансмиссионного масла. Если нет, то при пробеге, превышающем 80 000 км., в скором времени неизбежны проблемы с коробкой, даже если вы сразу же масло поменяете.

В случае положительного ответа поинтересуйтесь, сколько раз и при каких пробегах производилась замена, кто менял масло, и на какое именно, менялся ли фильтр, расположенный в поддоне. Большинство производителей рекомендует проводить эту операции при пробеге не более 60 000 км., оптимальным считается значение порядка 35 000-45 000 км. В АКПП заливается трансмиссионное масло типа ATF, но продукция далеко не всех производителей совместима между собой. Сама процедура не столь проста, как замена моторного масла, а в моделях с бортовым компьютером эта операция требует обязательного подключения к «мозгам» авто, иначе будут проблемы.

Следует отказаться от покупки и в том случае, когда автоматическая коробка подвергалась ремонту – даже если автовладелец продемонстрирует документы, подтверждающие факт выполнения таких работ в автосервисе, как поведёт себя коробка в будущем, неизвестно. Повторная поломка практически не оставит шансов на успешный ремонт, а замена АКПП полностью – удовольствие очень сомнительное. В качестве исключения можно назвать полную замену редуктора, да и то, если такая работа выполнялась на сертифицированном автосервисе. В любом случае поинтересуйтесь, что стало причиной замены редуктора.

Если в ответах хозяина на ваши расспросы вы заметили признаки неискренности, следует обязательно продолжить обследование.

Проверка состояния масла

И начать нужно с проверки качества трансмиссионного масла. Формально все автоматические коробки делятся на два типа, обслуживаемые и необслуживаемые. Но если отбросить в сторону формализм, то следует уяснить, что все АКПП без исключения нуждаются в обслуживании. Поэтому любые аргументы против несоблюдения сроков замены смазочной жидкости типа «коробка же необслуживаемая» являются несостоятельными.

Увы, но многие автовладельцы пребывают в неведении в этом вопросе, что в большинстве случаев становится основной причиной преждевременных .

Итак, что можно понять, изучив образец трансмиссионного масла, взятый из коробки? Его можно исследовать по пяти важным критериям, без необходимости проводить лабораторные анализы:

  • проверить уровень масла;
  • цвет жидкости;
  • консистенцию;
  • запах;
  • чистоту (наличие/отсутствие взвешенных частиц).

Если тип трансмиссии – необслуживаемая, то вам будет сложно получить образец масла (из-за отсутствия необходимого технологического отверстия), так что придётся ограничиться изучением запаха от заливной пробки. Все остальные анализы без посещения СТО провести не получится.

У обслуживаемых АКПП есть щуп, который и позволяет выполнить все .

Первая из них – анализ уровня ТЖ. Он должен находиться между крайними рисками (обычно они обозначаются словами Cool и Hot). Излишки масла столь же вредны, как и его недостаток.

Цвет должен быть близким к оригинальному, то есть варьироваться от красного до тёмно-красного оттенка. Коричневый цвет без наличия взвешенных примесей тоже можно считать вариантом нормы, но в этом случае тянуть с заменой смазочной жидкости не стоит. Чем темнее масло, тем хуже, а если оно ещё и непрозрачное, то такой автомобиль лучше не покупать.

В норме ТЖ имеет густую консистенцию. Если оно стекает со щупа как вода, о каких смазочных свойствах можно говорить?

Обычно трансмиссионное масло имеет характерный запах, который таковым и должен оставаться. Если вы чувствуете запах гари, это свидетельствует о подгорании фрикционных дисков. Запах протухшей рыбы – доказательство того, что масло не меняли длительное время. В обоих случаях от покупки нужно отказаться.

Наконец, если в исследуемой жидкости видны посторонние взвеси, независимо от происхождения, это говорит о том, что она была заменена совсем недавно, то есть перед продажей. И это тоже повод призадуматься.

Проверка АКПП на ХХ

Косвенные признаки всего лишь свидетельствуют о потенциальных проблемах, реальные же можно выявить, проверив работу автоматической коробки в реальных условиях. Причём начинать нужно с диагностики на холостом ходу, предварительно выключив все электрические приборы, являющиеся источниками шума в автомашине.

Алгоритм проверки работы автоматической коробки передач на машине на ХХ:

  • выжимаем тормозную педаль;
  • прогоняем рычаг селектора по всем режимам, с небольшой временной задержкой между переключениями (в пределах 3-5 секунд). Включение передач должно происходить чётко, без запаздываний свыше одной секунды. И – никаких дополнительных симптомов типа скрипа, дёрганий, пинков;
  • повторите ту же операцию с выжатой тормозной педалью, но без временных задержек. Опять же, все должно происходить чётко, без подозрительных проявлений;
  • ещё один способ проверки – переключение селектора в последовательности: «Драйв» – «Реверс» – «Драйв» с максимальной задержкой между переключениями в полторы секунды. В этом режиме тоже не должно быть никаких толчков, рывков и непонятных звуков. Плавные толчки с небольшой амплитудой при этой проверке допустимы, но если они прерывистые и короткие, если при переключениях слышны щелчки и иные звуки, покупать машину с такой АКПП мы не рекомендуем.

Исправная коробка-автомат должна работать тихо, без нареканий.

Проверка при движении

Но максимум информации можно получить только при тестировании в реальных условиях. Только такая проверка автоматической коробки автомобиля даст представление о состоянии гидротрансформатора.

Испытания проводят на всех четырёх основных режимах работы АКПП: нейтральном, драйвовом, реверсном и в режиме паркинга. Перед переключением рычага селектора необходимо выжимать и отпускать педаль тормоза. Так, если выбрать режим Drive, машина должна тронуться плавно, без пробуксовок и резких рывков. При выборе режима N коробка должна отключиться, причём без временной задержки.

Признаки нормального состояния автоматической трансмиссии – мягко, плавное и практически мгновенное переключение во всех режимах. Если между нажатием селектора и переключением имеется пауза, можно говорить о неточности работы устройства, но когда длительность паузы превышает секунду, можно сделать вывод, что коробка изношена очень сильно.

В режиме D проверяйте наличие пробуксовок: если в результате активного нажатия на педаль акселератора скорость машины остаётся неизменной, это говорит об изношенности фрикционов или иной неисправности автоматической трансмиссии, препятствующей её нормальной работе.

Stall speed test

Ещё один довольно показательный тест, проводимый на холостом ходу при нажатой педали акселератора. Суть его состоит в определении максимального значения количества оборотов на всех режимах, кроме N и P. Рекомендуется выполнять stall speed test в кооперации с опытным специалистом, который сможет определить все возможные проблемы в работе АКПП.

Быстрый разгон и торможение

Проверку эффективности срабатывания переключений режимов движения лучше всего осуществлять именно таким способом. Его суть заключается в следующем: осуществляется .

При падении оборотов до уровня 800-850 нажимаем педаль тормоза и затем столь же плавно – на педаль газа. До достижения скорости порядка 60 км/час коробка должна перейти с первой скорости на вторую, а затем на третью. Последующий разгон до 80 км/час должен сопровождаться ещё одним переключением. При каждом таком действии должно происходить снижение количества оборотов, момент переключения можно отслеживать и по звуку.

При резком торможении коробка должна сразу переходить на первую передачу.

Если такая проверка переключения АКПП при покупке б/у авто проблем не выявила, можно переходить к оставшимся режимам тестирования.

Проверка кикдаун

Под термином kickdown следует понимать резкое нажатие на педаль газа во время движения автомашины. При этом должен произойти переход на одну-две передачи в сторону уменьшения. Режим нужен для более активного ускорения авто (например, при обгоне). Повышение передачи произойдёт автоматически только при достижении силовым агрегатом максимальных оборотов. Такая проверка при покупке авто позволяет выявить перемены в АКПП, свидетельствующие о её износе.

Проверка утечек масла

Ещё один тип проверки не требует даже пуска мотора. Речь идёт об исследовании автомобиля и места его стоянки на наличие пятен трансмиссионного масла. Впрочем, их наличие далеко не всегда позволяет правильно локализовать место потери герметичности, но сам факт наличия утечек будет красноречиво свидетельствовать о наличии проблем с автоматической коробкой. Безусловно, уровень ТЖ можно подкорректировать, убрать пятна на коробке и моторе – тоже, но если утечка есть, она проявится масляными пятнами, обнаруживаемыми под машиной. Если владелец откажется переставить авто под вымышленным предлогом – призадумайтесь, стоит ли иметь дело с такой машиной.

Краткий итог

Если вы твёрдо намереваетесь приобрести подержанный автомобиль только с автоматической трансмиссией, стоит очень скрупулёзно отнестись к проверке её работоспособности, используя все доступные способы. Не предоставление автомобиля для проверки во время движения – явный признак того, что автовладелец что-то скрывает. Помните, что проблемная коробка-автомат практически гарантирует вам дорогостоящий ремонт в краткосрочной перспективе, и стоимость этого мероприятия может в некоторых случаях достигать 25-40% от цены машины. Так что лучше ищите экземпляр с заведомо исправным автоматом, даже если .

К покупке подержанного автомобиля с автоматической коробкой необходимо отнестись ответственно. В этом деле важно не принимать поспешное решение, а тщательно проверить работу АКПП.

Если вы решились на покупку машины с автоматом, то нужно знать, как выявить возможные дефекты. В этом поможет данная статья. В ней описаны несколько способов, которые лучше применять последовательно. Начинать проверку нужно всегда с масла.

Проверка масла в АКПП

Оценивать состояние трансмиссионной жидкости удобно с помощью щупа. Но не все автоматы имеют конструкцию, снабженную щупом. Чтобы проверить масло в такой коробке, съездите с продавцом на станцию обслуживания. Специалист проведет полную диагностику и точно скажет, в каком состоянии находится АКПП.

Если коробка имеет щуп, то ее жидкость получится проверить самостоятельно. Делать это необходимо в режиме паркинга (Р) и на заведенном моторе. Пока двигатель работает нужно вынуть щуп из коробки, вытрите его тряпочкой и вставьте на место. Затем снова вытащите и посмотрите уровень, цвет, понюхайте запах.

Уровень
В холодной коробке масло должно находиться на отметке «Cool». А после прогревания автомата до рабочей температуры в 65 градусов - уровень поднимется ближе к метке «Hot». Если видно, что масла на щупе меньше положенной нормы, это может свидетельствовать о вспенивании, вытекании жидкости или о некачественном ремонте.

Избыток трансмиссионной жидкости вреден для автомата, так же как и недостаток. На высоких оборотах масло вспенивается и вытекает через сопла. Впоследствии его станет меньше положенной нормы, и внутренние детали коробки будут перегреваться.

Запах
В исправном автомате масло имеет естественный запах. Если оно пахнет гарью, это признак перегрева трущихся деталей в коробке. Низкое давление масла в гидравлической системе является причиной плохого сжатия фрикционов между собой. В результате они проскальзывают и стираются.

Эта проблема имеет далеко идущие последствия, связанные с появлением металлической стружки. Частицы металла способны забить каналы в гидроблоке, что приводит к масляному голоданию. Постепенно элементы конструкции сотрутся, и коробка полностью выйдет из строя.

Цвет
По цвету трансмиссионной жидкости тоже можно судить о состоянии коробки. При небольшом пробеге масло приобретает темно-красный или темно-коричневый оттенок. Это считается хорошим состоянием, смазочной жидкости.

Большой пробег АКПП на одном и том же масле изменяет его на черный цвет. Такая трансмиссионная жидкость теряет смазочные свойства. Если масло имеет черный цвет, то, скорее всего, внутренние элементы уж серьезно повреждены и автомату требуется дорогостоящий ремонт.

Убедившись в хорошем состоянии масла, сядьте в машину и проверьте переключение передач. Делать это нужно после прогревания двигателя. Перед переключением передач нажмите на тормоз. Внимательно смотрите и прислушивайтесь к работе автомата. Оцените плавность переключений и убедитесь в отсутствие рывков, толчков и задержек.

  1. Плавность. Чтобы проверить этот параметр, передвигайте рычаг. Сначала включите заднюю скорость, потом нейтраль и режим драйв. Первый раз, двигайте рычаг медленно по всем передачам. А во второй, повторите переключения, но в ускоренном темпе.
  2. Рывки, толчки, задержки. Автомат с дефектами выдаст свое состояние во время работы. Переключая передачи, вы не должны ощущать рывки или толчки. Обратите внимание и на задержку. В исправном автомате передачи включаются быстро. Если задержка длится более одной секунды, это признак износа коробки.

Проведение «Stall speed test»

Stall speed test - проводится после прогревания двигателя до рабочей температуры. Тест помогает выявить дефекты коробки в режиме драйв (D) и задней передачи (R). Во время проверки определяется количество максимальных оборотов двигателя при заблокированных колесах и полностью открытом дросселе. По этим значениям можно судить о состоянии АКПП.

Результаты тестирования у разных марок автомобилей отличаются. Конкретные значения указаны в сервисной книжке машины. Желая провести тест, учитывайте, что он заставляет работать автомат на пределе возможностей. Но stall speed test безопасен и не сможет навредить коробке при следующих условиях:

  • длительность испытания не должна превышать пяти секунд;
  • автомат изначально находится в исправном состоянии.

Поэтому прежде чем проводить тестирование АКПП спросите разрешение у продавца. Отказ можно расценивать, как неуверенность в том, что автомат пройдет испытание. А если даст свое согласие, придерживайтесь, ниже описанной техники.

Техника проведения теста

  1. Разогрейте двигатель до 90–100 градусов Цельсия.
  2. Полностью заблокируйте колеса, для этого установите противооткатными упорами, поднимите ручник и нажмите педаль тормоза.
  3. Переключите рычаг АКПП в режим драйв (D).
  4. Нажмите до пола педаль газа на пять секунд.
  5. Смотрите на тахометр и запомните количество оборотов, показанных на последней секунде.
  6. Переведите рычаг автомата в нейтральное положение (N), и отпустите педаль тормоза.
  7. Сверьте результат со значениями, указанными, в технической книжке этого автомобиля.

Такое же тестирование нужно проделать на задней передаче (R). Но сначала сделайте перерыв на несколько минут, чтобы масло в коробке остыло. Для этого дайте мотору поработать на холостом ходу.

Результаты теста

  1. Если значения теста меньше нормы, то это говорит о плохом состоянии двигателя, который не может развить достаточную мощность.
  2. Если результат тестирования превысил допустимые границы оборотов, это свидетельствует о стертых фрикционах передней и задней передач.

Проведя вышеописанные, предварительные проверки, приступите к испытаниям коробки в движении. Предложите продавцу прокатиться. Найдите безопасную и просторную территорию, где не ездит много машин. Во время движения проверьте несколько режимов работы автомата:

  1. Плавный разгон. Совершите плавный разгон до 60 км/ч. Пока машина набирает эту скорость, автомат должен переключиться не меньше двух раз. Если этого не происходит, значит, коробка имеет проблемы.
  2. Резкий разгон. Обратите внимание на динамику разгона. Если обороты двигателя высокие, но автомобиль медленно набирает скорость, значит, коробка пробуксовывает. Автомобиль с исправным автоматом разгоняется быстро и без рывков.
  3. Резкое торможение. После разгона совершите резкое торможение. Если коробка исправна, то скорости быстро сбросятся с четвертой до первой. При этом не должны ощущаться рывки и задержки.
  4. Включение режима OverDrive. Разгонитесь до 70 км/ч. На этой скорости АКПП включит четвертую передачу. Нажмите на кнопку OverDrive, автомат должен перейти в режим пониженной передачи, т. е. сбросить скорость на одну ступень ниже. Если этого не происходит, то коробка опять же имеет проблемы.

Теперь вы знаете, как самостоятельно проверить АКПП перед покупкой машины. Вышеописанные способы, помогут определить общее состояние коробки, сохранить в дальнейшем приличную сумму. Главное, не ленитесь их применять и тогда найдете ту машину, которая вас не подведет.

Видео: как самостоятельно определить состояние АКПП

Инструкция

Автоматическая коробка передач – очень сложное устройство, состоящее из многочисленных деталей и сальников. Износ всего одного элемента приводит к некорректной работе всего агрегата. Также АКПП чувствительна к перегреву. Полчаса буксования в глубоком достаточно, чтобы сжечь коробку. Масло в автоматической коробке следует менять чаще, чем в механической, и езды на «старом» масле более плачевны. Неверный выбор заливаемого в коробку масла способен испортить ее в первый же день эксплуатации. Кроме того, автоматы плохо переносят ремонт и недолго служат после него. Поэтому практичные американцы и европейцы не ремонтируют коробку, а меняют узел в сборе.
Также следует помнить, что ремонт автоматической коробки очень сложен и очень дорог.

Перед проверкой автоматической коробки передач полезно выяснить машины. Это может сэкономить затраты времени и денег. Если машина использовалась в прокате или была восстановлена после серьезной аварии, АКПП долго не прослужит. То же можно сказать про уже ремонтированную коробку. Все ремонтные автоматические коробки передач имеют проблемы. И далеко не все мастерские могут квалифицированно починить АКПП. Наличие может означать повышенный износ автомата, вызванный транспортировкой прицепа.

Проверка автоматической коробки.
Во-первых, следует проверить уровень масла в коробке и его состояние. При этом двигатель должен работать на холостых оборотах, селектор автомата стоять в положении «парковка». Щуп трансмиссии вынимается, протирается чистой тряпкой и вставляется обратно. Теперь следует вновь вытащить щуп. Чтобы оценить состояние масла, щуп протирается белой бумагой. На бумаге должен остаться чистый и прозрачный след без металлических или инородных частиц. Новое масло имеет красный цвет. Не новое может быть коричневатым, но никак не черным. И не иметь жженого запаха.
Следует учитывать, что современные автоматические коробки передач не имеют масляного щупа. Проверка уровня и состояния масла возможна только в специализированном техническом центре.

Тестирование АКПП на ходу.
Задержка между моментами выбора положения селектора «D» или «R» и перед включением этих положений селектора – признак дефекта. Сначала следует прогревать автомобиль и коробку в положении «Р» (парковка), пока обороты не снизятся до 600-800. Удерживая автомобиль на месте педалью тормоза, селектор переключается на «D» (движение). Автомат немедленно должен выбрать этот режим и начать пытаться тащить машину вперед. Все должно произойти мягко, без толчков и стуков. Далее, при переключении на «N» (нейтраль), коробка должна отключиться. Теперь, при включении «R» (задний ход), АКПП должна также включаться мгновенно, без щелчков и стуков. Автомобиль должен пытаться поползти назад.
Удерживая педаль тормоза, следует проверить коробку, переключаясь из «D» в «R» и обратно. Никаких толчков и стуков быть не должно. Задержка более 1 сек. при включении какого-либо режима свидетельствует об износе или поломке коробки.

Для дальнейшей проверки коробки на ходу, необходимо развить скорость до 50-60 км/час. Передачи должны переключиться не менее двух раз, мягко, без толчков и задержек. Факт переключения передачи определяется по легкому изменению шума мотора и падению его оборотов. При чрезмерном износе АКПП чувствуется толчок, задержка или удар в момент переключения.
На скорости 40-50 км/час следует утопить педаль акселератора до упора. Правильно работающий автомат переключится на передачу ниже, обороты двигателя увеличатся.
При наличии режима overdrive (кнопка слева от селектора АКПП на японских и американских машинах), проверяется и он. Для этого на скорости 60-70 км/час включается режим ON нажатием кнопки overdrive. Передача должна переключиться на одну вверх. При выключении overdrive передача переключается на одну вниз.
Проблема пробуксовки передач выглядит следующим образом: при нажатии педали газа обороты растут, но скорость не прибавляется.