Масса без нагрузки и снаряженная масса. Полная масса автомобиля

При изучении автомобильной тематики встречается ряд терминов, определяющих те или иные параметры транспортных средств. Большинство определений вводится и уточняется правительственными регулирующими ведомствами и другими организациями, отвечающими за организацию дорожного движения. Как для легковых автомобилей, так и грузового транспорта снаряженная и полная масса являются одними из ключевых технических параметров, которые указываются в документах компаниями производителями.

Автомобиль выходящий с конвейера завода и машина поступившая в автосалон для продажи имеют различную массу. После комплектации ЗИПом (запасным инструментом и принадлежностями) и заправкой техническими жидкостями масса автомобиля возрастает. Для отечественных транспортных средств понятие снаряженной массы регламентируется ГОСТ Р 52389-2005. Оно включает в себя массу:

  • автомобиля;
  • стандартной оснастки (подъемник, огнетушитель, запасное колесо, медицинская аптечка, штатный набор ключей и инструментов);
  • технических жидкостей, смазок и полного бака с топливом;
  • водителя, вес которого принимается как 75 кг.

В зоне Евросоюза автопроизводители в снаряженную массу автомобиля также включают массу водителя, вес которого равен 75 кг. Можно сказать, что эксплуатационная масса - это масса полностью укомплектованного, заправленного и готового к поездке автомобиля с водителем.

Что такое полная масса автомобиля

Все элементы автомобиля рассчитываются и изготавливаются с определенным запасом прочности. Совершенно понятно, что превышение загрузки автомашины ведет к ухудшению тяговых характеристик и эффективности торможения, а также ключевым образом влияет на безопасность. Поэтому компании производители указывают в документах на автомобиль полную разрешенную массу. Она представляет собой максимально допустимый параметр и включает в себя массу:

  • снаряженной и готовой к эксплуатации машины;
  • водителя и пассажиров по количеству мест;
  • перевозимого груза.

Чем отличается полная и снаряженная масса автомобиля

Если сравнивать полную (разрешенную) и снаряженную массу автомобиля, то первый параметр получается добавлением ко второму веса пассажиров и перевозимого багажа. Снаряженная масса (масса без нагрузки) машины устанавливается исходя из технических особенностей (марка авто, тип и вес кузова, объем топливного бака и системы охлаждения, материалы изготовления и т.д) и является параметром заданным, то полная масса - показатель предельный. Он показывает, что его превышение может привести не только к снижению эксплуатационных характеристик, но и к аварийному выходу из строя отдельных узлов и элементов машины.

Все производители при проектировании своих автомобилей стараются максимально снизить массу машин которая напрямую влияет на их разгонные и экономичные характеристики. Чем больший вес перевезет транспортное средство на определенное расстояние, затратив минимальное количество топлива - тем лучше.

Рассчитывая полную разрешенную массу, производители руководствуются некоторыми усредненными данными веса пассажиров, водителя и перевозимого багажа по дорогам общего назначения. Методом провидения испытаний они устанавливают тот порог, до наступления которого автомобиль способен работать без существенного перерасхода топлива и превышения осевых и иных нагрузок на элементы трансмиссии и ходовой части. Если разовое и незначительное превышение полной разрешенной массы может быть в какой-то степени компенсировано запасом прочности конструкции, то постоянная и чрезмерная загрузка салона и багажника машины однозначно приведет к снижению эксплуатационного ресурса всей машины.

При упрощенном расчете, отняв от полной массы снаряженную можно выяснить, какое максимальное количество груза может взять на борт автомобиль. Все указанные нормы и величины указываются в ПТС (паспорте транспортного средства) и дублируются на специальных бирках, находящихся в дверных проемах или под капотом машины. Например, значение эксплуатационной массы может понадобится на СТО при обслуживании или ремонте машины с использованием подъемника, имеющего отграничения по весу. Зная вес предполагаемой к перевозке поклажи, не составит труда быстро выяснить, будет ли превышено значение разрешенной (полной) массы, и принять меры к недопущению прегруза автомашины.


В автомобильной сфере и всём, что с этой областью связано, используется 2 таких основных понятия, как снаряженная масса авто и полная масса машины. Эти две характеристики являются теми, о которых на теоретических занятиях, проходящих в автомобильной школе, рассказывают обязательно. Тем не менее, многие, даже весьма опытные, водители не знают или просто забыли, что кроется под данной терминологией.

Что такое снаряженная масса автомобиля


Снаряженная масса автомобиля - это общая, т.е. совокупная масса машины с набором стандартного оборудования, всеми её эксплуатационными расходными материалами, которые необходимы (например, охлаждающей жидкостью и моторным маслом), полностью заправленным автомобильным топливом баком, весом водителя, но без массы груза и веса пассажиров.

Что такое полная масса машины


Полная масса автомобиля, или, как её ещё называют, полная разрешенная масса - это масса машины, которая является максимально допустимой и включает в себя: вес водителя, вес пассажиров, массу всего снаряженного автомобиля, а также массу груза, который перевозиться машиной.

Чем отличаются снаряженная и полная масса автомобиля

Если разбираться в отличиях этих двух понятий, то дело заключается в том, что именно входит и суммируется в общий показатель массы. В отличие от показателя снаряженной массы авто, в показателе его полной массы ещё учитывается и вес водителя, и вес пассажиров машины, и масса тех грузов, которые в ней находятся (перевозятся).

Абсолютно естественным является то, что люди все разные - каждый человек имеет различный вес. То же относиться и к багажу автомобиля - некоторые водители машину могут «затарить» так, что и с места она сдвинуться не может, а некоторые - относятся более бережно и перевозят грузы в пределах разумного. В связи с этим чаще всего среди автомобилистов применяется такое понятие, как «допустимая полная масса машины». У каждого автомобиля есть собственная высшая разрешимая отметка, всё зависит от компании-производителя, тех материалов, которые были использованы в процессе производства машины, а также структуры автомобильного кузова и иных несущих деталей машины. Важно не загружать собственный автомобиль так, чтобы показатель этот был превышен. Если же этого не придерживаться, то постепенно в процессе эксплуатации автомобиля будет деформироваться его кузов, мостовые системы, а также многие другие детали, которые закрепляются к подвеске автомобиля. Также необходимо учитывать то, что при полной снаряженной массе авто - топлива она будет поглощать существенно больше.

Очень часто в автомобильном мире можно встретить два термина, которые касаются массы автомобиля – это снаряженная масса автомобиля и его допустимая полная масса. Что это за массы и, как говорится, с чем же их едят, нам подробно рассказывалось в автошколе. Однако с течением времени все понятия забываются, и начинается путаница. Расставить все на свои места, объяснив, что такое снаряженная масса автомобиля, поможет моя сегодняшняя статья.

Начну с того, что показатели массы автомобиля являются одними из определяющих в расходе топлива автомобиля и некоторых других характеристик автомобиля, а также оказывают существенное влияние на работу многих систем машины. А найти значения снаряженной массы автомобиля вы легко сможете в технических характеристиках модели вашего авто, а также в его техпаспорте.

Вообще же снаряженная масса автомобиля – это масса автомобиля без водителя и пассажиров, но включающая его стандартное оборудование, расходные материалы, например, моторное масло , охлаждающая жидкость двигателя, а также в нее включается полный бак топлива.

Следует отличать снаряженную массу автомобиля от полной допустимой и сухой массы. Сухая масса автомобиля меньше снаряженной на величину топлива, расходных материалов и некоторого оборудования. Другими словами, это масса неснаряженной и не заправленной машины.

Допустимая полная масса автомобиля – это предусматриваемая производителями масса максимально загруженного авто. Ее еще часто называют разрешенной максимальной массой. Если хотите, чтобы ваш автомобиль вам долго служил, то данный показатель лучше не превышать, поскольку излишняя перегрузка отрицательным образом сказывается на кузове автомобиля и деталях подвески.

Надеюсь, что помог вам разобраться со всеми понятиями, связанными с массой машины, в том числе и что такое снаряженная масса автомобиля, говоря о которой, можно сделать вывод, что это вес заправленного топливом и всеми необходимыми жидкостями и инструментами авто, но без водителя, пассажиров и багажа.

Автомобиля вместе с полным багажником и максимальным числом пассажиров (предусмотренных конструкцией).

Другими словами - это максимально допустимый вес автомобиля. Отняв от полной массы снаряженную, можно получить грузоподъемность своего автомобиля.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Полная масса автомобиля" в других словарях:

    Полная масса автомобиля - 3.12. Полная масса автомобиля сумма снаряженной массы автомобиля и перевозимого им боевого расчета, включая водителя, ОТВ, пожарно техническое вооружение, заявленная предприятием изготовителем ПА в нормативно технической документации. Источник:… …

    полная масса - 3.29. полная масса: Масса АЛ в полностью заправленном состоянии, укомплектованной пожарно техническим вооружением (ПТВ), инструментом и запасным колесом с боевым расчетом и водителем. Источник: ГОСТ Р 52284 2004: Автолестницы пожарные. Общие… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Сумма снаряженной массы ПА и перевозимого им личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ, ПТВ, заявленная предприятием изготовителем ПА в НД. Источник: ГОСТ Р 12.2.144 2005 EdwART. Словарь терминов и определений по средствам охранной и… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Полная масса ПА - 2.33. Полная масса ПА сумма снаряженной массы автомобиля и перевозимого им боевого расчета, включая водителя, огнетушащие вещества, пожарно техническое вооружение, заявленная предприятием изготовителем пожарного автомобиля в нормативно… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    полная масса пожарного автомобиля - 3.9. полная масса пожарного автомобиля: Сумма снаряженной массы ПА и перевозимого им личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ, ПТВ, заявленная предприятием изготовителем ПА в НД. Источник: ГОСТ Р 12.2.144 2005 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Автомобиля для легковых автомобилей масса снаряжённого автомобиля (с заправкой топливом, маслом и водой и снаряжением запасным колесом, инструментом) с водителем, пассажирами и грузом (из расчёта 10 кг на каждое место); для остальных автомобилей… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Масса пожарного автомобиля полная - Полная масса пожарного автомобиля: сумма снаряженной массы ПА и перевозимого им личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ, ПТВ, заявленная предприятием изготовителем ПА в НД...

Характеристика массы автомобиля - это первоочередный критерий для расходования топлива и других показателей, влияющий и на всевозможные системы авто. Основные понятия, касающиеся масс транспортного средства, обычно, рассказывают в автошколе. Тем не менее, для многих автовладельцев это сложный вопрос. В данной статье мы расскажем, какая разница между полной массой иснаряженной и что это такое; а так же выясним, что такое масса полезной нагрузки и максимально допустимая масса.

Интересный факт! Машиной с наибольшей массой считается самосвал БелАЗ 75710 (Беларусь). Его вес составляет 810 тонн, а грузоподъемность – 450 тонн. В 2014 году эта машина провезла груз массой 503,5 тонн и таким образом установила новый рекорд Книги Гинннесса Европы и СНГ.

Что такое снаряженная масса автомобиля

Снаряженная масса автомобиля - это масса транспортного средства, которая учитывает вес стандартного оборудования (запасного колеса, инструментов), массу всех эксплуатационных материалов (топлива, охлаждающей жидкости, масла и т. д.), но не учитывает массу груза, водителя и пассажиров. Другими словами, суммарное значение масс всех компонентов пустого, заправленного до полного бака ТС,что имеет все стандартное оборудование и необходимые уровни жидкостей и означает снаряжённую массу автомобиля.


Вы можете найти цифру, соответствующую снаряженной массе вашей машины, в ее техпаспорте, либо же среди технических характеристик модели именно вашего автомобиля.

Обратите внимание! Во многих странах Европы масса водителя (75 кг) включается в снаряжённую массу. Производители придерживаются такого мнения, что для движения автомобиля наличие водителя является необходимым условием, и, следовательно, его вес не может быть причислен к полезной нагрузке.

Снаряженную массу еще называют массой без нагрузки, в то время, как полной массой ТС считают массу, которая включает вес оборудования, расходных материалов, а также массу водителя, массу пассажиров и груза. То есть, разница между полной и снаряженной массами заключается в весе водителя, пассажиров и грузов, перевозимых машиной.

Упомянем также такое понятие как сухая масса авто. Это настоящий вес машины как конструкции, устройства, механизма. Иначе говоря, это общая фактическая масса не снаряженного транспортного средства без каких-либо расходных жидкостей.

Масса полезной нагрузки

Теперь речь пойдет о такой важной техничной и основной эксплуатационной характеристике транспортных средств как грузоподъемность, иными словами, о массе полезной нагрузки. Это суммарный вес всего груза (отвечающий общетехническим и эксплуатационным характеристикам ТС), который перевозит автомобиль. Установив допустимую максимальную нагрузку на ось подвижного состава на метр пути, можно определить расчетную массу полезной нагрузки транспортного средства.


Условно грузоподъемность можно разделить на расчетную и номинальную . Если расчетная учитывает только допустимый вес, который может перевезти транспорт, то номинальная учитывает и качество дороги. На твердом покрытии она может составлять от 0,5 т (для легковых авто) до более 28 т (для самосвалов).

Знаете ли Вы? В некоторых видах автомобилей к дверной раме крепится сертификационная табличка, на которой указаны технические данные, в том числе и масса предельно допустимой нагрузки на каждый мост.

Максимально допустимая (полная) масса

Если же говорить о разрешенной максимальной массе транспортного средства, то это масса снаряженного и предельно нагруженного автомобиля, предусмотренная разработчиком. Так же учитывается вес водителя и пассажиров. У каждой марки и модели есть собственная максимально допустимая масса, которая зависит от материалов, использованных в производстве машины, конструкции кузова и других деталей авто.


Важно! Желательно не превышать допустимый максимум этого показателя, дабы избежать деформации кузова и проблем с подвеской.

В ПДД также говорится, что подразрешенной максимальной массойавтопоезда имеют в виду сумму максимально допустимых масс всех транспортных средств, которые составляют поезд. Также стоит упомянуть, что с 2015 года КабМином Украины введены некоторые ограничения для грузовиков, направленные на сохранение целостности дорожного полотна. Как сказано в Постановлении № 8669 от 21.10: для перевозки делимых грузов, разрешенная максимальная масса грузового автомобиля составляет не более 40 тонн, что относится к дорогам общего пользования.

Как видим, все понятия предельно просты и понятны. Надеемся, все вышесказанное вам пригодиться и путаницы возникать не будет.