Подготовка к пуску и пуск двигателя. Подготовка двигателя к пуску, пуск вручную и стартером, прекращение работы двигателя

4.1. Электрическая часть вновь смонтированных электродвигателей СН должна быть выполнена по проекту с учетом требований заводов-изготовителей и соответствовать требованиям ПУЭ, а по окончании монтажа подвергнута наладке и профилактическим испытаниям согласно действующим «Объему и нормам испытаний электрооборудования» .

Окончание монтажа и наладочных работ должно быть зафиксировано записью ответственных лиц монтажной и наладочной организаций в «Журнале ввода оборудования из монтажа», хранящемся на центральном щите управления.

4.2. Во время монтажа и наладки, а также по их окончании электрическая часть смонтированного электродвигателя должна пройти поузловое опробование и приемку мастером соответствующего ремонтного участка или группы ЭТЛ. Окончание поузловой приемки фиксируется в «Журнале ввода оборудования из монтажа», после чего разрешается произвести пробный пуск.

4.3. Готовность к пробному пуску определяет руководство электроцеха, исходя из состояния электродвигателя и результатов поузловой приемки. По его заявке начальник смены электроцеха дает указание подчиненному персоналу на сборку электрической схемы опробуемого электродвигателя. Перед этим дежурный персонал электрического и технологического цехов должны произвести осмотр электродвигателя в объеме, указанном в пунктах 4.8 и 4.9 настоящей Инструкции.

4.4. Пробный пуск электродвигателя должен производиться в присутствии мастера (инженера) электрического цеха, представителя монтажной организации, мастера и представителя технологического цеха. Пробный пуск осуществляется для определения направления вращения (у двухскоростных электродвигателей направление вращения проверяется на обеих скоростях), механической исправности, правильности его сборки и установки. Пробный пуск, как правило, производится при отсоединенном приводном механизме и не до полного разворота. После пробных кратковременных пусков и устранения замеченных дефектов производится пуск электродвигателя вхолостую на время, необходимое для достижения подшипниками установившейся температуры. При этом должны быть проверены вибрационное состояние, ток холостого хода, работа подшипников, и отсутствие посторонних звуков.

4.8. При подготовке электродвигателя к пуску (впервые или после ремонта) дежурный персонал технологического цеха обязан проверить следующее:

4.8.1. Окончание всех работ на механизме, закрытие нарядов, отсутствие на агрегате и внутри ограждений людей и посторонних предметов.

4.8.2. Наличие масла в маслованнах и уровень его по маслоуказателю в электродвигателях с подшипниками скольжения и кольцевой смазкой. В электродвигателях с принудительной смазкой готовность к. работе маслосистемы.

4.8.3. Наличие давления и протока воды через воздухоохладители (и маслоохладители при их наличии).

4.8.4. Положение запорной и регулирующей арматуры механизмов с учетом указаний пункта 2.20.

4.8.5. Исправность датчиков устройств сигнализации и технологических защит, приборов теплового контроля и технологического контроля (при их наличии).

4.8.6. Надежность креплении электродвигателя и механизмов, наличие защитных ограждений вращающихся частей и механических передач, отсутствие захламлении площадок обслуживания, наличие маркировки на электродвигателе.

4.8.7. На электродвигателях АВ (2АВ)-8000/6000, оснащенных системами непосредственного водяного охлаждении сердечника статора и обмотки ротора, а также агрегатах с принудительной системой смазки подшипников двигателя и механизма произвести подготовку к пуску и ввод в работу указанных систем, обеспечив по окончании ремонта (монтажа):

Промывку трубопроводов и элементов схемы конденсатом (маслом) помимо активных частей электродвигателя (подшипников);

Заполнение систем чистым конденсатом (маслом) с проверкой отсутствия завоздушивания элементов гидравлических схем;

Поочередное кратковременное опробование насосов при работе на холостом ходу с проверкой их работоспособности;

Включение циркуляции конденсата (масла) через активные части электродвигателя (подшипники агрегата) с проверкой плотности обратных клапанов насосов и регулировкой в необходимых пределах расхода, давления и температуры рабочей среды;

Опробование (с привлечением дежурного персонала электроцеха и ЦТАИ) АВР насосов, устройств технологической сигнализации, блокировок и защит, ввод их в работу;

Осмотр включенных в работу систем на предмет отсутствия течей.

4.9. При отсутствии замечаний по состоянию агрегата начальник смены электростанции должен дать команду начальнику смены электроцеха на сборку электрической схемы электродвигателя. При получении такого распоряжения дежурный персонал электрического цеха должен:

4.9.1. Проверить окончание работ и закрытие всех выданных нарядов на работы на электродвигателе и его электрооборудовании. Убедиться, имеется ли выписка в «Журнале ввода-вывода оборудования в ремонт».

4.9.2. Осмотреть электродвигатель, его электрооборудование; проверить подключение питающих кабелей к выводам электродвигателя, отсутствие голых токоведущих частей, плотность выводного устройства или закрытие камеры выводов, исправность пусковой и коммутационной аппаратуры, состояние щеточного аппарата, наличие и исправность защитного заземления электродвигателя.

4.9.3. Убедиться, что площадка вокруг электродвигателя и сам электродвигатель очищены от грязи и посторонних предметов.

4.9.4. Снять переносные заземления или отключить заземляющие ножи.

4.9.5. Проверить мегаомметром целостность фаз обмотки статора и питающего кабеля и состояние изоляции обмоток, которое должно соответствовать нижеследующему.

Для вводимых впервые в эксплуатацию новых электродвигателей и электродвигателей, прошедших восстановительный или капитальный ремонт и реконструкцию на специализированном ремонтном предприятии, допустимые значения сопротивления изоляции обмотки статора, коэффициента абсорбции и коэффициента нелинейности, являющийся условиями их включения в работу без сушки, приведены в таблицах 5 и 6.

Сопротивление изоляции обмоток роторов синхронных электродвигателей и асинхронных электродвигателей с фазным ротором на напряжение 3кВ и выше или мощностью более 1МВт, впервые включаемых в работу , должно быть не менее 0,2МОм , а по окончании плановых ремонтов не нормируется.

Для электродвигателей напряжением выше 1кВ, находящихся в эксплуатации, допустимое значение сопротивления изоляции обмотки статора R60 и коэффициент абсорбции по окончании капитального или текущего ремонтов не нормируются, но должны учитываться при решении вопроса о необходимости их сушки. В эксплуатации определение коэффициента абсорбции обязательно для электродвигателей напряжением выше 3кВ или мощностью более 1МВт. Следует учитывать, что при длительном нахождении двигателя в ремонте возможно увлажнение его обмотки статора, что может потребовать сушки и по этой причине затянуть ввод его в работу. Поэтому при пуске блока из планового ремонта измерение изоляции обмотки статора электродвигателей ответственных механизмов собственных нужд следует проводить не позднее 2сут. до намеченного срока окончания ремонта . Сопротивление изоляции обмоток статоров электродвигателей напряжением выше 1кВ вместе с питающим кабелем, пускаемых после длительного простоя или нахождения в резерве, также не нормируется. Считается достаточным, если указанное сопротивление составляет не менее 1МОм на 1кВ номинального линейного напряжения. Сопротивление изоляции измеряется при номинальном напряжении обмотки до 0,5кВ включительно мегаомметром на напряжение 500В, при номинальном напряжении обмотки свыше 0,5кВ до 1кВ - мегаомметром на напряжение 1000В, а при напряжении обмотки выше 1кВ - мегаомметром на напряжение 2500В .

Таблица5

Допустимые значения сопротивления изоляции, коэффициентов абсорбции и нелинейности для обмоток статора, впервые вводимых в эксплуатацию новых электродвигателей и электродвигателей, прошедших восстановительный или капитальный ремонт и реконструкцию на специализированном ремонтном предприятии

Мощность, номинальное напряжение электродвигателя, вид изоляции обмоток Критерии оценки состояния изоляции обмотки статора
Значение сопротивления изоляции, МОм Значение коэффициента абсорбции R60²/R15² Значение коэффициента нелинейности** Кu=Iнб×Uнм/Iнм×Uнб
1. Мощность более 5 МВт, термореактивная и микалентная компаундированная изоляция Не более 3
2. Мощность 5 МВт и ниже, напряжение выше 1кб, термореактавная изоляция Не ниже 10Мом на 1кВ номинального линейного напряжения при температуре* 10-30°С Не менее 1,3 при температуре* 10-30°С -
3. Электродвигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжение свыше 1кВ, мощность от 1 до 5МВт включительно, а также двигатели меньшей мощности наружной установки с такой же изоляцией напряжением свыше 1кВ Не ниже 1,2 -
4. Электродвигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжение свыше 1кВ. мощность менее 1МВт, кроме указанных в пункте 3 Не ниже значений, указанных в таблице 6 - -
5. Напряжение ниже 1кВ, все виды изоляции Не ниже 1Мом при температуре* 10-30°С - -
* При температуре выше 30°С допустимое значение сопротивления изоляции снижается в 2 раза на каждые 20°С разности между температурой, пари которой выполняется измерение и 30°С, ** Uнб - наибольшее, т.е, полное испытательное выпрямленное напряжение (напряжение последней ступени); Uнм - наименьшее испытательное выпрямленное (напряжение первой ступени); Iнб и Iнм - токи утечки (I60²) при напряжениях Uнб и Uнм. Во избежание местных перегревов изоляции токами утечки выдержка напряжения на очередной ступени допускается лишь в том случае, если токи утечки не превышают значений, указанных ниже:

Таблица 6

Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции для электродвигателей (см. таблицу 5 пункты 3 и 4)

В случае недопустимого снижения сопротивления изоляции и неудовлетворительных значений коэффициента абсорбции и нелинейности электродвигатель необходимо подвергнуть сушке.

4.9.6. Снять знаки безопасности и запрещающие предупредительные плакаты с электродвигателя и коммутационной аппаратуры, которой была выполнена разборка электрической схемы электродвигателя.

4.9.7. Собрать электрическую схему электродвигателя и маслонасосов смазки (при их наличии), подать оперативный ток на цепи управления, защиты, сигнализации, на цепи автоматики и блокировки. При подготовке к работе электродвигателей шаровых мельниц помимо сборки электрической схемы синхронных двигателей и их маслостанции необходимо собрать электрические схемы их возбудителей (систем возбуждения) и вентиляторов принудительной системы охлаждения (при наличии последних).

4.9.8. Проверить наличие и работу сигнальных ламп на пульте управления, отсутствие выпавших указательных реле и сигналов о неисправности схемы и электродвигателя, включая информацию о неготовности, выведенную на монитор АСУ ТП (при ее наличии).

4.9.9. Доложить лицу, отдавшему распоряжение о подготовке электродвигателя к пуску, о сборке электрической схемы и готовности электродвигателя к включению в сеть. Сделать запись в оперативном журнале.

Перед пуском двигателя

1. Осмотрите площадку рядом с автомобилем.

2. Займите место, отрегулируйте положение сиденья, подголовник и угол наклона руля.

3. Отрегулируйте положение зеркал заднего вида.

4. Закройте все двери.

5. Пристегнитесь ремнем.

Пуск двигателя

Перед включением стартера поставьте автомобиль на ручной тормоз, выключите все ненужные потребители и приборы освещения.

На автомобилях с механической КПП

Нажмите на педаль сцепления до пола и поставьте рычаг управления КПП в нейтральное положение. Удерживайте педаль нажатой до запуска двигателя.

На автомобилях с автоматической трансмиссией

Переведите рычаг селектора в положение Р. Если необходимо запустить заглохший двигатель во время движения переведите рычаг в положение N. Если рычаг находится в любом положении, соответствующем движению, то предохранительное устройство предотвратит включение стартера.

Только на автомобилях с автоматической трансмиссией

Нажмите на педаль тормоза до отказа и удерживайте до начала движения.

Пуск теплого двигателя

Нажмите на педаль дроссельной заслонки примерно на половину хода и включите стартер, повернув ключ зажигания в положение START. Отпустите ключ после и педаль дроссельной заслонки после запуска двигателя.

Пуск горячего двигателя

Нажмите на педаль дроссельной заслонки до отказа и включите стартер, повернув ключ зажигания в положение START. Отпустите ключ после и педаль дроссельной заслонки после запуска двигателя. На педаль больше не нажимать.

Пуск заглохшего двигателя

Повторите описанные выше действия в зависимости от температуры двигателя. Предупреждение

Продолжительность работы стартера при запуске не должна превышать 15 сек. В противном случае стартер и кабели перегреваются. Не разгоняйтесь резко на холодном двигателе.

Если двигатель часто глохнет или плохо запускается, незамедлительно проверьте состояние двигателя.

Прогревать двигатель только при поездке, но не на холостом ходу. Двигайтесь с умеренной скоростью до тех пор пока температура охлаждающей жидкости не повысится до рабочего уровня.

Запуск при нормальных условиях

Автомобили оборудованы многоканальной системой прямого впрыска топлива (или последовательного впрыска), которая автоматически приготавливает смесь, необходимую для пуска двигателя. Независимо от теплового состояния двигатель запускается следующим образом:

1. Уберите ногу с педали дроссельной заслонки и включите стартер, повернув ключ зажигания в положение START. Отпустите ключ после запуска двигателя.

2. Дайте прогреться двигателю в течение 10 сек, после чего автомобиль готов к движению.

В морозных условиях дайте поработать двигателю в течение нескольких минут, после чего автомобиль готов к движению.

Проверка автомобиля перед поездкой

Перед пуском двигателя

Проверка снаружи

Шины. Проверьте давление, и наличие внешних повреждений (порезов, износа и др.).

Гайки колес. Убедитесь в наличии всех гаек, надежности их затяжки.

Наличие подтеканий. После длительной стоянки проверьте наличие подтеканий масла, топлива, жидкостей (допускается появление капель влаги после пользования кондиционером).

Световые приборы. Убедитесь в исправности фар, указателей поворота и других приборов. Проверьте правильность регулировки фар.

Проверка внутри

Проверьте давление в запасном колесе, убедитесь в наличии домкрата и ключа для гаек колес.

Проверьте состояние ремней безопасности, прочность крепления пряжек.

Убедитесь в исправности всех световых указателей, сигнализирующих о неисправности различных систем, подсветки шкалы приборов и обогревателя стекла.

Проверьте регулировку педали тормоза.

Проверьте наличие запасных предохранителей. В комплект должны входить предохранители, рассчитанные на все токи, значения которых указаны на крышке монтажного блока.

Проверка внутри моторного отсека

Проверьте уровень охлаждающей жидкости.

Проверьте уровень электролита в секциях батареи. Проверьте состояние корпуса батареи и силовых кабелей, надежность крепления кабелей.

Проверьте состояние проводки.

Проверьте состояние топливных шлангов и трубок.

После пуска двигателя

Прослушивая работу двигателя определите состояние выхлопной системы. При обнаружении утечек немедленно устраните.

Остановите двигатель и проверьте уровень масла.

Проверка при движении

Проверьте исправность спидометра и других приборов.

В безопасном месте проверьте работу тормозов и равномерность торможения.

Прислушайтесь и определите шумы, свидетельствующие о ненормальной работе агрегатов автомобиля.

Операции по подготовке и пуску двигателей разных типов и конструкций в деталях различны и для каждого двигателя определяются инструкцией завода-изготовителя. Однако основные операции являются для всех двигателей общими.
Подготовка двигателя к пуску заключается в проверке и подготовке к работе топливной и масляной систем, систем охлаждения и пуска. Если двигатель находился некоторое время в бездействии, то перед пуком необходимо проверить крепление его к фундаментной раме, а рамы к фундаменту по степени затяжки болтов и гаек. Следует также проверить крепление топливных насосов, форсунок, крышек цилиндров и других деталей; проверить зазоры между кулачковыми шайбами и тарелками толкателей или роликами клапанных рычагов, а также плотность посадки клапанов и затяжку пружин у форсунок.
Подготовка к работе топливной системы . При подготовке топливной системы необходимо убедиться в наличии топлива в отстойнике и в расходном баке. После этого следует спустить отстой, который может появиться в результате конденсации водяных паров из воздуха. Открыть запорные краны и заполнить систему топливом. При заполнении системы топливом надо открыть воздушные краны на фильтрах с тем, чтобы выпустить через них воздух. Краны надо закрыть, когда пойдет топливо без пузырьков воздуха.
Подготовка к работе масляной системы . При подготовке масляной системы прежде всего необходимо проверить наличие масла в маслосборнике, спустить воду и отстой из картера двигателя и баков.
Ручным или вспомогательным масляным насосом с электроприводом нужно прокачать масло через масляную систему двигателя и убедиться в том, что оно вытекает полной струей из всех коренных и шатунных подшипников. Наблюдение за сливом масла из подшипников производится через люки в картере или станине двигателя. Во время прокачки масла коленчатый вал двигателя надо поворачивать валоповоротным устрой-ством. Необходимо проверить заполнение маслом всех масленок и лубрикаторов, смазать все детали, которые смазываются ручным способом.
Подготовка к работе системы охлаждения . Подготовка системы охлаждения двигателя по существу заключается в заполнении этой системы водой и в проверке ее водяной плотности. При заполнении системы охлаждения водой надо открыть воздушники и выпустить из нее воздух. В случае, когда охлаждающая вода холодная, заполнение следует производить за несколько часов до пуска с тем, чтобы вода в рубашках цилиндров могла нагреться до 10-12° С. Это предохранит двигатель от переохлаждения перед пуском. Если в машинном помещении низкая температура (ниже +5° С), то в рубашки цилиндров для прогрева двигателя надо заливать воду с температурой около 60° С, а после нагрева двигателя можно повысить температуру воды до 80-90° С.
После заполнения системы охлаждения проверяют отсутствие утечек воды через уплотнения цилиндровых втулок в радиаторе, холодильнике и во фланцевых соединениях. Отсутствие воды в камерах сжатия проверяют путем поворачивания на несколько оборотов коленчатого вала с открытыми индикаторными кранами (при отсутствии индикаторных кранов вывертывают предохранительные клапаны или открывают декомпрессионные краны).
Подготовка к работе пусковой системы . Если предусмотрен пуск.двигателя сжатым воздухом, то перед пуском проверяют давление воздуха в пусковых баллонах. Давление воздуха в баллонах должно быть — для пуска тихоходных двигателей 15-20 кгс/см2 и для пуска быстроходных двигателей 30-60 кгс/см2. Проверяют плотность воздушной магистрали путем заполнения ее сжатым воздухом.
При пуске двигателя электростартером проверяют зарядку аккумуляторной батареи и правильность присоединения стартера к ней.
Когда все системы подготовлены к работе и осмотром не обнаружено каких-либо неисправностей, надо убрать от двигателя все посторонние предметы, установить ограждения и еще раз произвести внешний осмотр всей установки. После этого можно приступать к пуску двигателя.

  • Григорьев В.В., Быстров С.В., Бойков В.И., Болтунов Г.И., Мансурова О.К. Цифровые системы управления (Документ)
  • Попова Н.Ф., Попова Н.Н. Специальные административно-правовые режимы (Документ)
  • Полозов А.А., Полозова Н.Н. Модули психологической структуры в спорте (Документ)
  • Кульмач П.П. Якорные системы удержания плавучих объектов (Документ)
  • Холоднов В.А. Системный анализ и принятие решений. Компьютерное моделирование и оптимизация объектов химической технологии в MathCad и Excel (Документ)
  • Кириллов Н.П. Признаки класса и определение понятия технические системы (Документ)
  • Костин В.Н. Электропитающие системы и электрические сети (Документ)
  • Лекции - Основы автоматизации (часть 1) (Документ)
  • Рабочая тетрадь проектировщика Основы проектирования гибридной распрделённой системы видеонаблюдения (Документ)
  • Герасимов С.В., Тульчинский Г.Л. Менеджмент специальных событий (Документ)
  • n1.doc

    1.11. Порядок подготовки к пуску и пуск дизеля в различных случаях.

    1.11.1. Порядок подготовки дизель-генератора к пуску.

    Перед пуском следует осмотреть узлы крепления дизель – генератора и его агрегатов и выполнить указанные операции:


    1. проверить заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, при необходимости дозаправить;

    2. открыть кран топливного бака и убедиться в отсутствии течей в соединениях топливных, масляных и водяных трубопроводов;

    3. убедиться в отсутствии посторонних предметов около вращающихся частей;

    4. убедиться в том, что автомат главной цепи разомкнут;

    5. после длительного бездействия (от 15 до 30 дней) провернуть коленчатый вал дизеля вручную с помощью валоповоротного приспособления;

    6. убедиться в том, что аккумуляторные батареи заряжены, и включить разъединитель батарей;

    7. включить автомат защиты сети.

    8. при подготовке к пуску сжатым воздухом проверить давление воздуха в баллоне с помощью манометра. Давление должно быть не ниже 70 кгс/см 2 . Максимальное давление в пусковом баллоне 150 кгс/см 2

    9. прокачать систему питания топливопрокачивающим насосом для удаления воздуха;

    10. проверить перед первым пуском дополнительно наличие необходимого количества масла в корпусе топливного насоса и редукторе привода датчика тахометра.

    11. при температуре окружающего воздуха ниже 5 0 С разогреть дизель с помощью средств подогрева.

    1.11.2. Пуск дизель-генератора с местного щитка управления.

    Пуск дизель-генератора производится стартером или сжатым воздухом в следующей последовательности:


    1. включить выключатель массы;

    2. включить автомат защиты сети АЗС;

    3. установить рукоятку управления частотой вращения коленчатого вала в положение ”пусковые обороты” (500-600 об/мин);

    4. повернуть рычажок включателя электромаслозакачивающего насоса по часовой стрелке до упора и создать давление в системе смазки не менее 2,5 кгс/см 2 , при повторном пуске горячего дизеля – 1,5 кгс/см 2 ;

    5. не выключая электромаслозакачивающего насоса, включить пусковое устройство (стартер или воздухопуск). При пуске стартером повернуть рычажок включателя стартера по часовой стрелке до упора.
    Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 5 сек.

    Если дизель не запускается, следующий пуск можно производить не ранее чем через 10-15 сек (при автоматическом пуске – через 10 сек.)

    Разрешается делать не более 3 последовательных попыток пуска, после чего принять меры к устранению причины неудавшегося пуска.

    Для откачки масла из блок-картера необходимо пустить дизель. До пуска – пополнение бака не разрешается.

    При пуске сжатым воздухом – открыть вентиль пускового баллона и быстродействующий кран;


    1. после того, как дизель начнет работать, отпустить рычажки включателей маслозакачивающего насоса и стартера (или закрыть быстродействующий кран и вентиль баллона при пуске сжатым воздухом) и установить частоту вращения 800-1000 об/мин;

    2. прогреть дизель на холостом ходу с постепенным переходом на максимальную частоту вращения.
    При повышении частоты вращения во время прогрева дизеля нужно следить, чтобы давление масла не превышало 14 кгс/см 2 .

    Давление масла в главной магистрали при частоте вращения 1500об/мин должно быть не ниже 5 кгс/см 2 .

    Если давление ниже, то дизель-генератор следует немедленно остановить, установить причину и устранить её.

    Дизель считается прогретым и готовым к приему нагрузки при достижении температуры охлаждающей жидкости и масла 37 0 С на выходе из дизеля.

    Для ускорения прогрева допускается прием частичной нагрузки не более 40% от номинальной при достижении температуры охлаждающей жидкости 20 0 С.

    1.11.3. Пуск дизеля в экстренных случаях.

    Пользоваться экстренным пуском следует только в исключительных случаях, потому что при приеме нагрузки непрогретым дизелем из-за увеличения зазоров в соединениях и недостаточной смазки увеличиваются износы сопрягаемых поверхностей и усиливается нагарообразование на поршне и поршневых кольцах, что приводит к уменьшению ресурса дизеля.

    В экстренных случаях допускается прием 100% нагрузки за 1 мин., включая пуск. При этом перед пуском температура масла,

    охлаждающей жидкости и дизеля в целом должна быть не ниже 20 0 С, а в системе топливопитания не должно быть воздуха.

    Поддержание дизель-генератора в горячей готовности работой его на холостом ходу категорически запрещается.

    Пуск дизель-генератора в экстренных случаях производится аналогично обычному пуску. Прием нагрузки разрешается после достижения максимальной частоты вращения холостого хода без дополнительного прогрева дизеля.

    1.11.4. Пуск дизеля при низких температурах окружающего воздуха.

    Перед пуском при температуре воздуха ниже 5 0 С необходимо разогреть дизель – генератор с помощью подогревателя. Со щитка управления пустить подогреватель, для чего:


    1. включить выключатель массы;

    2. открыть кран системы питания подогревателя топливом;

    3. включить переключатель 2 (рис. 1.40) режима работы в положение ”работа” на 10-15 сек для заполнения топливом нагревателя топлива;
    Выключатель 1 электромагнитного клапана должен быть в положение ”продув”.

    1. включить нагреватель топлива нажатием на кнопку 6 в течении не более 60 сек;

    2. включить свечу накаливания поворотом рукоятки выключателя 5 по часовой стрелке до упора.
    При этом контрольная спираль 3 на щитке, включенная последовательно со свечой накаливания, должна нагреться до ярко – красного света;

    1. по истечении 30-60 сек (при температуре окружающего воздуха ниже -15 0 С) перевести выключатель 1 электромагнитного клапана из положения ”продув” в положение ”работа” и переключатель 2 режима работы электродвигателя в положение ”пуск”;

    2. при возникновении равномерного шума в котле подогревателя перевести переключатель 2 в положение ”работа” и отпустить рукоятку выключателя 5 свечи.
    При температуре окружающего воздуха выше – 15 0 С допускается не включать нагреватель топлива и переводить переключатель 2 в положение ”работа”, минуя положение ”пуск”;

    1. при неудавшемся пуске подогревателя (отсутствие характерного шума горения) перевести переключатель 2 в нейтральное положение и выключатель 1 электромагнитного клапана в положение ”продув”.
    Процесс пуска повторить;

    1. пуск подогревателя считается нормальным, если через 3-5 мин трубопровод подвода жидкости от змеевика маслобака к блок-картеру будет горячим.

    При перегреве кожуха котла и наличии толчков кипящей жидкости подогреватель нужно немедленно выключить и определить причину отсутствия циркуляции жидкости.

    При достижении температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения 90 0 С выключатель 1 перевести в положение ”продув”.

    После снижения температуры охлаждающей жидкости до 50-70 0 С вновь запустить подогреватель.

    Количество таких пусков подогревателя зависит от температуры окружающего воздуха.

    После разогрева дизель-генератора остановить подогреватель, для чего перекрыть подачу топлива в камеру сгорания, переведя выключатель 1 электромагнитного клапана в положение ”продув”, и закрыть кран.

    По истечении 1-2 мин. работы электродвигателя насосного агрегата без горения в котле выключить его, переведя переключатель 2 в нейтральное положение.

    После разогрева дизель-генератора пустить дизель с местного щитка управления.

    Общие положения. Подготовкадизеля к пуску включает: проверку комплектности сборки исоответствия крепления и регулировки узлов и деталей требованиям нормативно-технической документации; проверку исправности систем управления, автоматизация, сигнализации и защиты; экипировку (заправку) дизеля охлаждающей жидкостью, маслом и топливом; установку и рабочее положение пробок и вентилей арматуры систем, обслуживающих дизель, и опробование дизеля в действии.

    От полноты и тщательности выполнения всех подготовительных работ в значительной степени зависит надежность и безопасность как пуска, так и последующей работы дизеля.

    Фактически выполняемый в судовых условиях объем подготовительных работ зависит от того, в каком состоянии находился дизель в период хранения (стоянки).

    В начале навигации, т.е. после зимнего ремонта с частичной или полной разборкой дизеля, в судовых условиях выполняется полный объем подготовительных работ.

    После агрегатной замены дизеля на новый, прошедший регулировку, обкатку и испытание на стенде, объем подготовительных работ сокращается за счет исключения проверок внутреннего крепежа и регулировок узлов, выполненных дизелестроительным заводом. Однако при этом увеличивается продолжительность расконсервации в связи с необходимостью полного удаления до пуска дизеля всех защитных покрытий из специальных смазок.

    Если выполнялись работы по техническому обслуживанию или ремонту в период навигации, то тщательно проверяют только те системы и узлы, которые подвергались разборке или проверка которых предусмотрена инструкцией по эксплуатации.

    После кратковременной стоянки исправного дизеля в период навигации ограничиваются наружным осмотром и производством работ по подготовке систем, обслуживающих дизель.

    Проверка легкости движения деталей и исправности систем управления, пробный пуск двигателя являются обязательными операциями во всех случаях.

    Расконсервация. Перед первым пуском дизеля после монтажа, ремонта или длительной стоянки выполняют его расконсервацию: снимают заглушки с фланцев, устанавливают на место трубопроводы и контрольно-измерительную аппаратуру, удаляют консервирующую смазку, промывают трубопроводы, картеры и маслосборники.

    Для удаления консервирующей смазки с внутренних поверхностей дизель прогревают водой, нагретой до 90 – 95°C; при этом ее прокачивают через зарубашечное пространство с помощью резервного насоса. Если на судне нет специальных устройств для прогрева дизеля, горячую воду заливают в последний через горловину расширительного бака или через верхний фланец трубопровода охлаждения и периодически сливают остывшую.

    Равномерность нагрева обеспечивается сливом наиболее холодной воды из нижней части системы охлаждения через краник циркуляционного насоса. Для уменьшения потерь теплоты дизель можно накрыть брезентом. Нагретая консервирующая смазка стекает в картер, и ее отводят в специальную емкость. для полного удаления консервирующей смазки дизель должен быть прогрет до температуры не менее 65°C. Время, необходимое для полного прогрева и стекания смазки, зависит от массы дизеля и температуры греющей воды; оно составляет 6 – 10 ч.

    Из цилиндров консервирующую смазку удаляют после окончательного прогрева дизеля. Для этого снимают форсунки, осматривают полости цилиндра через форсуночные отверстия, и, в случае надобности, шприцем отсасывают излишки смазки и продувают цилиндр воздухом при нахождении поршня в в.м.т. Для полного удаления смазки из цилиндров проворачивают коленчатый вал сначала на два-три оборота в обе стороны, а затем электростартером или воздухом (без подачи топлива).

    При расконсервации наружных поверхностей консервирующую смазку удаляют ветошью, смоченной дизельным топливом, после чего протирают насухо чистой ветошью. Подогревать дизель при расконсервации, обдувая его паром, не разрешается, так как при этом возможна конденсация пара, что приведет к коррозии деталей.

    Топливные насосы и форсунки расконсервируют путем прокачки их дизельным топливом.

    Особо тщательно надо удалять смазку из рабочих цилиндров и узлов пускового устройства, так как оставшееся в них масло может быть причиной серьезной аварии (гидравлических ударов в цилиндрах, отказов при пуске, разрыва воздушных трубопроводов).

    Проверка монтажа. После расконсервации осматривают дизель, удаляют находящиеся поблизости и не требующиеся для пуска инструмент, приспособления и детали, проверяют исправность механизмов, систем и устройств, а также сборку дизеля.

    Правильность сборки дизеля определяют наружным осмотром, при котором убеждаются в комплектности и тщательности монтажа всех узлов и трубопроводов, в том, что в картере двигателя и вблизи движущихся деталей нет посторонних предметов. Через отверстия для форсунок осматривают внутренние полости цилиндров, проверяют чистоту и отсутствие посторонних предметов в ресиверах продувочного и надувочного воздуха, впускных и выпускных коллекторах. Одновременно проверяют затяжку и шплинтовку гаек шатунных болтов, анкерных связей, фундаментных болтов, шпилек рамовых подшипников, центровку валопровода и состояние амортизаторов. Затем с помощью ломика удостоверяются в легкости хода и плотности посадки впускных и выпускных клапанов, устанавливают нормальные зазоры в механизме газораспределения, проверяют правильность моментов открытия и закрытия клапанов и золотников продувочного насоса, осматривают контрольно-измерительную аппаратуру, обращая внимание на наличие и дату клейм и пломб.

    Окончив внешний осмотр и проверку правильности сборки, последовательно подготавливают к действию системы и устройства дизеля начиная с системы охлаждения.

    Подготовка система охлаждения. Заполняют системы охлаждения водой и проверяют, нормально ли она поступает по трубопроводам внешнего и внутреннего контуров. При заполнение водой внутреннего контура надо спустить воздух из системы через спускные краны. После этого следует убедиться в плотности всех соединений и нет ли водотечных свищей и трещин, для чего полости охлаждения дизеля, трубопроводы и холодильники опрессовывают водой с давлением, указанным в инструкции по эксплуатации (3 – 5кгс/см²).по Правилам Речного Регистра РСФСР давления опрессовки должно превышать не менее чем на 20% рабочее давление в системе.

    Особое внимание следует уделять плотности резиновых уплотнений внижних поясов втулок цилиндра, течь воды через которые приводит к попаданию ее в масляную систему дизеля, нарушению режима смазки и повреждению подшипников.

    Расширительный бак системы внутреннего контура охлаждения должен быть очищен от ила и осадков, фильтры забортной воды промыты и установлены на место.

    После проверки исправности системы охлаждения дизеля устанавливают все клинкеты, краны, вентили в рабочее положение и готовят к пуску насосы, работающие независимо от дизеля (там, где они есть).

    Системы внутреннего контура охлаждения заполняют умягченной водой. В охлаждающую воду, если это предусмотрено инструкцией, вводят специальные добавки (эмульсол, хромпик и др.), предотвращающие коррозию охлаждаемых деталей.

    У дизелей, температура охлаждающей жидкостей которых может достигать 100°C, проверяют исправность действия паровоздушного клапана.

    Подготовка топливной системы. Начинается подготовка с проверки качества очистки расходный цистерн, качества очистки и правильности сборки топливных фильтров грубый и тонкой очистки, исправности сепараторов и систем подогрева топлива, легкости хода поплавковых приемников топлива. С помощью дежурного топливного насоса в расходные цистерны закачивается топливо и проверяется плотность всей арматуры и топливных трубопроводов.

    Опрессовывают топливный трубопровод под давлением столба топлива, находящегося в топливной цистерне, или независимого топливоподкачивающего насоса (если он имеется). Предварительно из топливной системы удаляют воздух и убеждаются в поступлении топлива ко всем топливным насосам.

    Прокачивают топливные насосы чистым топливом при отсоединенных форсуночных трубках, затем их опрессовывают, проверяют угол опережения подачи топлива и нулевую подачу.

    Снимают форсунки с дизеля, присоединяют к топливным насосам и также прокачивают с целью промывки, одновременно проверяя качество распыливания. Если давление открытия форсунок до установки их на дизель не проверялось, то это надо делать на ручном прессе, после чего поставить форсунку на место.

    При подготовке двухтопливных систем, кроме того, опрессовывают трубопроводы подогрева моторного топлива в цистернах, проверяют исправность действия управляющих клапанов устройства переключения топлива, опробовают системы сепарации, фильтрации и подогрева топлива. Расходные цистерны заполняют моторным топливом через сепаратор.

    Если дизель оборудован гидрозапорными форсунками, необходимо прокачать и опрессовать трубопроводы и насос системы гидрозапора.

    Подготовка систем смазки. После систем охлаждения и топливной приступают кпроверки масленой системы дизеля. Такая очередность позволяет исключить возможность попадания воды и топливо в маслосборники дизеля во время подготовки его к пуску.

    В подготовку масленой системы входит проверка качества очистки расходных масленых цистерн, маслосборников и маслохолодильников и картера дизеля; качество очистки и правильности сборки масленых фильтров грубой и тонкой очистки, плотности системы подогрева масла и легкости хода поплавковых приемников масла.

    После проверки заполняют расходные масляные цистерны и маслосборники масла, отсоединяют все трубки, подводящие его к рамовым подшипникам и другим местам смазки, отводят трубки в сторону и прокачивают масло ручным или резервно-масленым насосом для промывки, затем ставят их на место.

    Окончив промывку трубок, прокачивают масленую систему, проверяют плотность соединения, спускают воздух из системы, контролируют поступление масла к каждой смазываемой детали во всех точках. Во время прокачки коленчатый вал дизеля проворачивают валоповоротным устройствам на 2 – 3 оборота.

    Убедившись в исправности циркуляционной системы смазки, заполняют маслом лубрикаторы, ванны регулятора и турбокомпрессора, колпачковые масленки. Лубрикатор необходимо прокачать, колпачковые масленки поджать и смазать в ручную те детали, которые в этом нуждаются.

    Если имеется реверс-редуктор или редуктор, то заливают его масло и проверяют подачу масла к узлам трения.

    Подготовка устройств. Начинает подготовку устройств дизеля с заливки масла в цилиндры и баллоны сервомоторов и смазки трущихся деталей. После этого проверяют легкость хода и правильность действия всех приводов от местного поста управления, пломбировку упоров ограничения максимальной подачи топлива, регулятора, контрольно-измерительных приборов, аппаратуры, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты и других узлов, отрегулированных на заводе, а также затяжку креплений контактов электрооборудования, трубопроводов ДАУ, соединений механических передач.

    Если двигатель имеет реверс-редуктор или реверсивную муфту, то проверяют легкость хода и исправность действия их приводов после этого проверяют работу дистанционного управления, устраняют слабину тросиков и люфты в соединениях приводов, проверяют сопротивления кабельных трасс, состояние контактов электродвигателей, реле и микровыключателей электрических ДАУ, наличие масла в сервомоторах гидравлических ДАУ, опрессовывают на рабочее давление трубопроводы, проверяют чистоту воздушных и масляных фильтров, исправность клапанов, сервомоторов и пневмореле пневматических и элктропневмогидравлических ДАУ.

    Подготовка к пуску дизеля после кратковременной стоянки. После стоянки исправного дизеля свыше 12 ч. подготовка его к пуску производится в следующем порядке.

    1. Измеряют уровень масла в маслосборниках дизеля, регулятора, турбокомпрессора, реверс-редуктора или редуктора, опорных и упорных подшипниках валопровода и в лубрикаторах, поджимают колпачковые масленки, смазывают детали для которых предусмотрена ручная смазка.

    2. Контролируют уровень топлива в расходных баках, спускают в отстой, открывают кран расходного тока и заполняют топливом систему, открывают пробные и спускные краны на фильтрах и спускают воздух из системы, прокачивают топливные насосы и форсунки.

    3. Проверяют давление воздуха в пусковых баллонах и продувают их, проверяют напряжение на выводах аккумуляторных батарей при стартерном пуске.

    4. Контролируют уровень воды в расширительном баке, устанавливают в рабочее положение вентили и краны система охлаждения.

    5. Убеждаются в том, что нет посторонних предметов и инструмента на крышках цилиндра и вблизи движущихся деталей дизеля и валопровода.

    6. Прокачивают дизель маслом с помощью ручного или резервно-масленного насоса, ставят в рабочее положение вентили и краны системы смазки.

    7. Проворачивают дизель с помощью валоповоротного устройства на 2 – 3 оборота, убеждаются в отсутствии заеданий и свободном перемещений подвижных деталей, особенно реек топливных насосов и дистанционного управления.

    8. Производят пробный пуск и реверс дизеля на воздухе при открытых индикаторных кранах и выключенных топливных насосах, проверяют исправность действия пусковых и реверсивных устройств.

    9. На судах, двигатели которых работают на моторном топливе, включают в систему подготовки моторного топлива.

    10. Проверяют исправность действия машинного телеграфа и других средств связи междумашинном отделении и рубкой, закрывают индикаторные краны, включают в действия дистанционное управление и СПАСЗО и докладывают вахтенному начальнику о готовности двигателя к работе.

    Пуск и прогрев дизеля.

    Особенности пускового режима. Пусковым называется режим, на котором работает дизель в период от начала вращения коленчатого вала с помощью пускового устройства до начала работы на топливе. Он характеризуется не постоянством параметров рабочего цикла, высокой тепловой и механической напряженности дизеля.

    Устойчивая работа дизеля на топливе возможна только при создании в цилиндрах благоприятных условий для самовоспламенения и сгорания рабочей смеси. Такие условия обеспечиваются при определенной частоте вращения, зависящей от способа смесеобразования, конструкции, степени износа, теплового состояния и быстроходности дизеля.

    Тепловое состояние оказывает значительное влияние на пусковые качества дизеля. С понижением температуры охлаждающей воды и масла резко увеличиваются продолжительность пуска и расход энергии на него. Это объясняется неудовлетворительными условиями смазки, охлаждения и смесеобразования в пусковой период. Холодное масло имеет высокую вязкость, вследствие чего увеличиваются силы трения, преодолеваемые пусковым устройствам. Поэтому принизком температуре двигателя мощность пускового устройства не обеспечивает достижения пусковой частоты вращения. Низкие и начальные температуры охлаждающей воды и стенок цилиндра приводят к повышенным потерям теплоты через стенки, в результате чего в конце сжатия температура воздуха оказывается недостаточной для самовоспламенения топлива. Особенно значительны потери теплоты у дизелей с небольшими размерами цилиндров, а также у дизелей с вихрекамерным смесеобразованием, у которых охлаждаемые поверхности по отношению к объему цилиндра велики.

    Подогрев дизеля перед пуском. Самым эффективным и рациональным средством облегчения пуска и сохранения долговечности дизеля является его предварительный подогрев. Для этого используют горячую воду, которую через специальный трубопровод от вспомогательного котла, системы отопления или системы охлаждения другого дизеля подают в зарубашечное пространство, а затем сливают за борт.

    Масло подогревают специальными паровыми, водяными и электрическими подогревателями. Если они расположены непосредственно в маслосборниках или соединены с системы смазки дизеля, то одновременно с подогревом прокачивают масло через систему. Когда подогрев производится в специальной емкости, холодное масло сливают из дизеля и заливают подогретое, после чего систему прокачивают. В корпус регулятора и турбокомпрессора с индивидуальной смазкой также заливается подогретое масло.

    Порядок пуска судового дизеля. От обслуживающего персонала пуск дизеля, являющийся ответственной операцией, требует особого внимания. От правильного выполнения операции при пуске зависят четкость маневра судна, долговечность и надежность работы дизеля. Отказы при пуске не редко приводят к столкновении судов и повреждений причальных сооружений. Большинство повреждений деталей дизеля также происходит во время его пуска. Поэтому пуск дизеля после монтажа, ремонта, длительной стоянки, при низких температурах охлаждающей воды и масла, а также при неисправности дистанционного управления и аварийно-предупредительной сигнализации производят специально с местного или центрального поста в машинном отделении. Перед пуском дизеля надо убедиться, что подготовка к нему закончена, дизель прокачан маслом, индикаторные краны закрыты, валоповоротное устройство отключено, буксовка снята, а рукоятка управления установлена в положении «СТОП».

    Пуск дизеля с местного поста управления. Воздушный пуск неавтоматизированного дизеля, а также пуск автоматизированного дизеля с помощью кнопки автономного пуска или других органов ручного управления осуществляется в такой последовательности:

    Включают питание системы СПАСЗО, отключают дистанционное управление, ставят орган управления в положении «Ручной пуск»;

    Проверяют давления воздуха в пусковых баллонах и открывают запорныйвинтиль на воздушной магистрали;

    При наличии автономных насосов включают прокачку топлива и масла; пуск дизеля разрешается только после повышения давления в системах до заданных значений;

    Предупреждают окружающих о пуске дизеля командой «От машины»;

    Проверяют соответствия положения указателя реверса заданному направлению вращения и, при необходимости, реверсируют дизель;

    Устанавливают рукоятку управления в положения пусковой подачи топлива и переводят пусковую рукоятку в положение «Пуск»;

    Нажимают кнопку автономного пуска и контролируют пуск на слух, по тахометру и по манометру давление масла;

    Как только коленчатый вал начнет вращаться с частотой, достаточной для пуска, и в цилиндрах появятся вспышки топлива, переводят пусковую рукоятку в положение «Работа» и прекращают подачу воздуха, отпускаются кнопку автономного пуска;

    Устанавливают рукоятку управления в положение минимально устойчивых оборотов;

    По окончанию пуска закрывают вентиль на пусковом баллоне и выключают маслопрокачивающий насос.

    Продолжительность пуска зависит от технического состояния и качество подготовки дизеля к пуску, обычно она составляет 3 – 5с. Чтобы избежать непроизводительного расхода воздуха, не следует продолжать пуск более 10 – 12с.

    Дистанционный и автоматический пуск дизеля. Главные и вспомогательные дизели по объему операции, выполняемых автоматически, как правило, отвечают требованиям 1 или 2 степени автоматизации по ГОСТ 14228 – 69.

    Воздушный пуск автоматизированного реверсивного дизеля с дистанционного поста управления производится в такой последовательности:

    Убеждаются, что подготовка дизеля к пуску и работе без вахты в МО закончено;

    Включают питание ДАУ;

    Переключают управление дизелем на дистанционной пост и убеждаютя в согласованности положения органов управления на дизеле и на дистанционном посту;

    Проверяют исправность ДАУ;

    Включают питание СПАСЗО;

    Проверяют исправности сетей и ламп СПАСЗО;

    Включают маслопрокачивающий насос;

    Проверяют давление воздуха в пусковой магистрали и в системе ДАУ;

    Устанавливают рукоятку дистанционного управления в положении требующейся частоты и необходимого направления вращения;

    Контролируют пуск на слух, по тахометру, по указателю направления вращения и по манометру давления масла.

    Дистанционный пуск неавтоматизированного дизеля осуществляется в той же последовательности, что и пуск с местного поста управления.

    Проверка работы дизеля после пуска. После пуска дизеля вахтенный начальник должен проверить по манометру на посту управления и по пульту СПАСЗО давление в системе смазки, соответствие показаний тахометра заданному режиму работы дизеля, исправность действия СПАСЗО, пополнить воздуха пусковые баллоны.

    Если после пуска манометр не показывает давления или горит лампочка СПАСЗО по давлению масла, дизель должен быть остановлен для выявления и устранения причины отсутствия давления, не правильного показания приборов или работы СПАСЗО. Работа дизеля без постоянной вахты в МО при неисправности контрольных приборов, установленных в рубке, или СПАСЗО не разрешается. При первой возможности необходимо осмотреть дизель, убедиться в исправной работе систем и отсутствии подтеканий в соединениях водяных, масляных и топливных трубопроводов, проверить на ощупь нагрев доступных узлов, работу движущихся деталей дизеля на слух, обратить внимание на то, нет ли дыма в МО.

    При появлении ненормальных стуков, перегреве отдельных узлов, внезапном понижении частоты вращения коленчатого дизель должен быть немедленно остановлен для выяснения причины и устранения дефекта.

    Только убедившись по приборам, на слух и на ощупь в исправной работе дизеля, можно постепенно увеличивать его нагрузку.

    Прогрев. Режим работы после пуска до достижения дизелем установившегося теплового состояния, обеспечивающего надежную его эксплуатацию на полной нагрузки, называется прогревом.

    Во время прогрева изменяются температуры стенок цилиндра, поршня, крышки и других деталей, их температурные напряжения, зазоры между сопряженными деталями, температуры и вязкость смазочного масла, температура охлаждающей воды.

    В начальный период работы дизеля рабочие газы нагревают холодные стенки цилиндра, их крышек поршней. Это приводит не только к повышению температуры деталей, но и к возникновении разности температур между поверхностями, соприкасающимися с горячими газами и с охлаждающей жидкостью, т.е. к появлению температурных напряжений. Наибольшие температурные напряжения наблюдаются в крышке цилиндра и в поршне, что способствует появлению трещин в них.

    Надежная работа дизеля на полной мощности обеспечивается в довольно широком диапазоне температур масла от минимальной необходимой до установившейся при соблюдения условия поступления требуемого количества его ко всем смазываемым поверхностям. Минимальная температура зависит как от его свойств, так и конструктивных особенностей дизеля.

    Низкая температура охлаждающей воды увеличивает температурные перепады и напряжения в деталях дизеля, задерживает стабилизацию зазоров нагревающихся деталей. Поэтому работа дизеля с повышенной нагрузкой принизкой температуре охлаждающей воды может привести к задиру поршней и появлению трещин в крышках цилиндрах и поршнях. Продолжительность работы дизеля до достижения установившейся температуры охлаждающей воды составляет 10-15 минут для быстроходных и 25-30 минут для тихоходных дизелей средней мощности.

    Остановка дизеля. Перед остановкой дизеля нужно уменьшить нагрузку и дать ему охладиться на столько, чтобы температура выходящей воды снизилась до 50-60°С. Нереверсивный дизель должен для этого 3-5 минут проработать в холостую.

    Если в силу необходимости дизель был остановлен на полном ходу, надо принять все меры для постепенного его охлаждения: прокачивать маслом с помощью резервно-масляного насоса, проворачивать коленчатый вал валоповоротным устройством.

    Остановка сильно нагретого дизеля без последующего постепенного его охлаждения его приводит к перегреву головок поршня, крышек и втулок цилиндров, к отложению нагара на внутренних поверхностях цилиндра и накипи в полостях охлаждения, к задирам поршня и появления трещин, а также к взрыву паров масла в картере.

    При автономном насосе охлаждения прокачивают дизель водой можно только в том случае, если к приемной магистрали насоса подается подогретая вода от дизеля. Из-за появления трещин в крышках и втулках цилиндров прокачивать дизель холодной водой не рекомендуется.

    Дизель, работающий на моторном топливе, за 10-15 минут доостановке должен быть переведен на дизельное топливо для полного удаления моторного топлива и с трубопроводов топливной системе.

    В случае вынужденной остановке дизеля, когда трубопроводы заполнены моторным топливом, надо:

    При остановке продолжительности до 2 ч поставить систему подготовки моторного топлива включенной и произвести последующей пуск дизеля на моторном топливе;