Полезная информация. Полезная информация Мтз 82 какое масло

» Система смазки двигателя Д 240 - центрифуга, масляный насос и обслуживание

На двигателе Д-240 реализована комбинированная система смазки. Исходя из условий работы деталей, масло поступает к трущимся поверхностям (шатунные и коренные шейки коленвала, опорные шейки распредвала, втулки шестерни топливного насоса и промежуточной шестерни) под давлением, но пульсирующим потоком (механизм клапанов) или путем разбрызгивания. В систему смазки двигателя входят: полнопоточный центробежный масляный фильтр (центрифуга), масляный насос с маслоприемником и масляный радиатор. Также к системе смазки относятся соединительная арматура, маслопроводы, предохранительные клапаны, контрольные приборы и другие. Часть компонентов дизеля (пускач, помпа, топливный насос) имеют собственную автономную схему смазки. Для смазки двигателя трактора МТЗ-82 применяется моторное масло: зимой — марки М8Г2, летом — М10Г2. Масло необходимо менять каждые 480 часов работы двигателя.

1 — масляный радиатор; 2 — главная масляная магистраль; 3 — указатель давления масла; 4 — сетка; 5 — центрифуга; 6 — масляный насос; 7 — редукционный клапан; 8 — сливной клапан; 9 — предохранительный клапан; 10 — упорные кольца; 11 — патрубок; 12 — маслоприемник; 13 — масляный радиатор.

Масляный насос Д-240

Одноступенчатый, шестеренчатого типа, устанавливается на крышке первого коренного подшипника коленвала и вращается от коленчатого вала двигателя. Насос состоит из крышки, корпуса, ведущей и приводной шестерен, установленные на валу, а также из ведомой шестерни, находящейся на пальце.

Во время вращения шестерен в области всасывания образуется разряжение, способствующее поступлению масла в маслозаборник насоса. Попадая в зубья шестерен, масло подается в магистраль, а оттуда поступает к трущимся узлам.

Глубина расточек для шестерен в корпусе, их ширина и размещение выполняются с высокой точностью. Для создания герметичности во внутренней полости масляного насоса — привалочные плоскости крышки и корпуса тщательно шлифуются. Не допускается перестановка крышки с одного насоса на другой. Подача масла насосом составляет 36 литров в минуту на оборотах 2320 об/мин и образуемом давлении 0,70-0,75 МПа (7,0-7,5 кгс/см²).

1 — маслозаборник; 2 — корпус насоса; 3 — палец ведомой шестерни; 4 — ведомая шестерня; 5 — крышка корпуса; 6 — шестерня привода насоса; 7 — штифт; 8 — вал насоса; 9 — ведущая шестерня; 10 — патрубок.

Масляный фильтр

Центрифуга двигателя Д-240 предназначена для очистки циркулирующего масла в системе смазки. На двигателе устанавливается центробежный фильтр оснащенный бессопловым гидравлическим приводом.

В корпусе фильтра имеется ось на которой вращается ротор. Крышка крепится к остову гайкой и уплотняется резиновым кольцом. Ротор удерживается от осевых перемещений шайбой и гайкой, размещающиеся на верхнем конце оси с резьбой. Сверху ротор закрывается колпаком фиксируемый гайкой с шайбой. Во внутренней полости оси размещена маслоотводящая трубка. Под влиянием центробежных сил мелкие частицы, продукты износа деталей и разложения масла остаются на внутренних стенках ротора. Прошедшее очистку масло с высокой скоростью вбрасывается через тангенциальное отверстие во внутреннюю проточку корпуса ротора в области входных отверстий роторной оси. В следствии чего образуется реактивная сила вращающая ротор. Далее масло сквозь отверстия в оси ротора и трубку подается в главную масляную магистраль.

Предохранительный клапан контролирует перед ротором давление 0,65-0,70 МПа (6,5-7,0 кгс/см²). В том случае, если давление масла на входе в ротор превышает данное значение, то оно сливается через клапан в поддон.

Давление сливного клапана отрегулировано на значение 0,20-0,30 МПа (2-3 кгс/см²) и поддерживает требуемое давление в главной масляной магистрали.

Центрифуга (масляный фильтр): 1 — корпус фильтра; 2 — трубки; 3 — ось ротора; 4 — крышка ротора; 5 — стакан; 6 — насадок; 7 — корпус ротора; 8 — стакан ротора; 9 — упорное кольцо; 10 — специальная гайка; 11 — шайба; 12 — гайка; 13 — колпак фильтра; 14 — гайка; 15 — прокладка колпака; 16 — уплотнительное кольцо; 17 — предохранительный клапан; 18 — штуцер для подсоединения манометра; 19 — маслопровод к радиатору; 20 — редукционный клапан; 21 — сливной клапан; 22 — пробка; 23 — регулировочная пробка.

Редукционный клапан (нерегулируемый) необходим для перегона холодного масла в магистраль в обход масляного радиатора.

Масляный радиатор служит для охлаждения моторного масла, температура которого может увеличиться при продолжительной эксплуатации двигателя с максимальной нагрузкой, особенно при высокой температуре окружающей среды. Проходя сквозь большое количество медных трубок радиатора, масло охлаждается потоком воздуха от вентилятора на 10-15º C и подается в двигатель.

Техническое обслуживание системы смазки двигателя Д-240

Перед каждым запуском двигателя необходимо проверять уровень масла в картере. В двигатель следует заливать только рекомендованное производителем моторное масло. Для заливки масло применяйте специальную емкость оснащенную фильтрующим элементом. Масло рекомендуется заливать не выше верхней метки. Запрещается пуск дизеля при уровне масла ниже контрольной метки на щупе. Повышенный уровень масла в двигателе приведет к значительному забросу масла на зеркала цилиндров, ухудшению работы поршневой группы и интенсивному дымлению дизеля. При малом содержании масла ухудшается смазка деталей.

Масло рекомендуется менять после каждых 480 часов работы двигателя, так как со временем оно теряет смазочные свойства. Масло сливается из картера на прогретом двигателе. Перед заливкой масла необходимо очистить ротор центрифуги.

Обслуживание системы смазки двигателя Д-240 также заключается в регулярном наблюдении за давлением масла. Давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала должно составлять 0,2-0,3 МПа (2,0-3,0 кгс/см²), на минимальных оборотах — не меньше 0,8 МПа (0,8 кгс/см²). Повышенное или пониженное давление сигнализирует о неисправности в системе смазки. Резкое падение давления может случится из-за утечки масла из маслопроводов, некорректной работы манометра, предохранительного или сливного клапана и повреждении масляного насоса.

Ротор центрифуги необходимо очищать каждые 480 часов эксплуатации. Для этого необходимо разобрать масляный фильтр и при помощи скребка очистить ротор от образовавшегося отложения. Перед монтажом ротора следует смазать маслом уплотняющее резиновое кольцо.

Водителям тракторной техники полезно знать о том, в какой мотор какое масло заливают МТЗ двигатель в частности. Этот движок имеет комбинированную систему: одни запчасти обрабатываются под давлением, другие - путем разбрызгивания на них масла. Для такой сложной операции очень важную роль играет вязкость и качество смазочного материала.

Особенности тракторного масла

Для оптимизации работы мотора трактора модели МТЗ 80 или МТЗ 82 современные смазочные материалы были наделены множеством положительных качеств. Их преимущества были достигнуты за счет современных технологий и проведенных исследований. Двигатель МТЗ 80 масла выбирается с учетом этих параметров.

  1. Повышены фрикционные свойства моторного масла, благодаря чему улучшается работа сцепления и «мокрых» тормозов.
  2. При использовании смазки в совместимости с жидкостью для сцепления и замены уменьшается количество утечек, снижается риск преждевременных поломок.
  3. Надежно защищают металлические детали от образования ржавчины и коррозии, не допускают проникновение излишней влаги в механизм двигателя.
  4. Не замерзают при низких температурах, что позволяет использовать тракторную технику независимо от погодных условий и причин неполадок.
  5. За счет высоких амортизационных свойств повышают срок работы тракторов и уменьшается количество поломок.
  6. Они хорошо фильтруются, поддерживают чистоту мотора, обеспечивают адекватную и бесперебойную работу всей системы, не требуют частой замены.

Нюансы при выборе смазочных материалов

Многие водители, желающие сэкономить, покупают дешевые горюче-смазочные материалы на замену и не поддерживают необходимый уровень масла, что часто становится причиной преждевременной поломки мотора. Экономя на хороших смазочных материалах, водители не задумываются об их вреде для моторной системы. Чтобы продлить срок службы тракторной техники, нужно покупать смазки, которые имеют нужные сертификаты качества, а предприятия, продающие их, - лицензию на продажу.

Для трактора МТЗ 80 и его усовершенствованной версии МТЗ 82 нужно использовать смазочные материалы, которые подходят для мотора и погодных условий. Самые подходящие масла для двигателей МТЗ 80 и МТЗ 82 - 10W-30 и 5W-30. Они отлично справляются со своей работой при температуре от +36 до -18 градусов.

Классификация тракторных масел

Все смазочные материалы разделяют на такие группы по их природе: синтетические, минеральные и органические. Масла минерального происхождения изготовляются из нефти, сланца, смол каменного угля, все зависит от уровня масла. Органические смазочные материалы получают из переработанных животных жиров и семян растений. Лучшими считаются синтетические масла, которые имеют следующие преимущества:

  • меньший расход, за счет чего они не требуют частой замены;
  • выдерживают температуры до -30 градусов;
  • имеют высокую стойкость к химическим воздействиям;
  • надежно защищают детали мотора от внешнего воздействия и поломок;
  • имеют большой срок службы.

Для обработки деталей мотора тракторов в небольшом количестве применяют консистентные смазочные материалы. Также хорошо защищают двигатель марки МТЗ 82 масла с такими пометками на канистрах: SF, SG, SH, SJ. Они не содержат примесей песка, грязи¸ металлических частиц, воды, минеральных кислот, щелочи. Главной причиной использовать такие смазочные материалы является их высокое качество.

Двигатель трактора мтз 82 - на трактор устанавливается четырехцилиндровый дизельный двигатель. В двигателе применяется нераздельная камера сгорания, в которой часть впрыскиваемого топлива уходит в камеру сгорания, а другая часть растекается тонкой пленкой по поверхности. Двигатель включает газораспределительный и кривошипно-шатунный механизм, а также содержит необходимые системы охлаждения, питания, смазывания и пуска. Дизелем называется поршневой двигатель, который вырабатывает механическую энергию при сгорании топливовоздушной смеси, образующейся внутри его цилиндров. Самовоспламенение топлива, впрыскиваемого в камеры сгорания цилиндров дизеля в мелко распыленном виде, происходит вследствие окисления и нагрева его капель при их контакте с нагревшимся в результате сжатия воздухом.

Блок цилиндров двигателя мтз 82

Самую массивную и основную часть двигателя составляет блок цилиндров отлитый конструктив из серого чугуна. Внутри и снаружи блока монтируются механизмы и детали двигателя. В четыре вертикальные отверстия устанавливаются гильзы, выполненные из специального чугуна, с целью уменьшения возникновения коррозии и высокой износостойкости. В блоке цилиндров, по рубашке охлаждения, циркулирует охлаждающая жидкость. К каждому коренному подшипнику двигателя трактора МТЗ, по продольному маслянному каналу подводится масло. Сверху блока цилиндров крепится головка блока цилиндров, крепящаяся при помощи шпилек. Между блоком цилиндров и головкой цилиндров размещается асбостальная прокладка. Днище блока цилиндров составляет прикрепленный алюминиевый картер.

Фото двигателя

Объем двигателя мтз 82

Рабочий объём двигателя установленного на трактор МТЗ 82 (двигатель Д-240, Д-240 л) - 4,75 л.

МТЗ 82 мощность двигателя

Номинальная мощность 59,25 кВт (80 л.с.), в первоначальном варианте 55,16 кВт (75 л.с.). Запуск двигателя осуществляется элекстростартером (модификации Д-240/243), либо пусковым двигателем ПД-10 (модификации Д-240Л/243Л), номинальной мощностью 10 л.с., с блокировкой пуска при включенной передаче.

Масло в двигателе мтз 82

В двигателе трактора МТЗ используется комбинированная система смазки: одна часть деталей смазывается под давлением, другая - разбрызгиванием масла. Блок цилиндров двигателя имеет продольный масляный канал, от которого по поперечным каналам масло подходит к каждому коренному подшипнику и ко всем опорным шейкам распределительного вала. Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулка промежуточной шестерни и шестерня привода топливного насоса, а также клапанный механизм смазываются под давлением от шестеренчатого масляного насоса. Гильзы, поршни, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала, привод насоса смазываются разбрызгиванием.

Схема двигателя мтз 82

Схема двигателя Д-240: 1 - маховик; 2 - сапун; 3 - прокладка головки цилиндров; 4 - головка блока цилиндров; 5 - крышка головки блока цилиндров; 6 - валик коромысел; 7 - тарелка пружины клапана; 8 - выхлопной клапан; 9 - всасывающий клапан; 10 - пружина клапана; 11 - стойка валика коромысел; 12 - коромысло клапана; 13 - колпак крышки; 14 - штанга; 15 - блок цилиндров; 16 - толкатель клапана; 17 - щит распределения; 18 - крышка распределения; 19 - регулировочный болт; 20 - амортизатор с ограничителем; 21 - передняя опора двигателя; 22 - манжета; 23 - шестерня привода масляного насоса; 24 - распределительная шестерня коленчатого вала; 25 - шестерня распределительного пала; 26 - распределительный вал; 27 - коленчатый вал; 28 - шатун; 29 - противовес; 30 - поршневой палец; 31 - поршень; 32 - уплотняющее кольцо гильзы; 33 - поддон картера; 34 - манжета; 35 - гильза блока цилиндров; 36 - задний лист; 37 - втулка.

Марка двигателя мтз 82

На трактор МТЗ-82 устанавливается четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель Д-240 с электростартером (Д-240Л с пускачем). Мощность двигателя составляет 59 кВт или 80 л.с.

Обслуживание двигателя МТЗ-82.1/80.1 Беларус

____________________________________________________________________________________________

Проверка уровня масла в картере дизельного двигателя Д-243

Проверьте уровень масла, установив трактор МТЗ-82.1/80.1 Беларус на ровной площадке и не ранее чем через 3-5 мин после остановки двигателя, когда масло полностью стечет в картер.

Для проверки уровня масла в картере двигателя Д-243 выполните следующее:

Извлеките масломер, протрите его начисто и вновь установите его на место до упора;

Извлеките масломер и определите уровень масла. Уровень масла должен быть между верхней и нижней метками масломера. Если необходимо, долейте масло до нужного уровня через горловину, сняв крышку.

Установите на место крышку.

Проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения

Уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения МТЗ-82-1/80-1 Беларус контролируйте по заполненности расширительного бачка.

Для доступа к расширительному бачку откройте капот.

Количество ОЖ в расширительном бачке должно находиться на уровне от 20-30 мм от дна расширительного бачка до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.

Если уровень ОЖ ниже, чем 20-30 мм от дна расширительного бачка, откройте пробку расширительного бачка и долейте ОЖ в расширительный бачок до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.

Проверка уровня и состояния масла в поддоне воздухоочистителя дизеля Д-243

Ослабьте две гайки и снимите поддон воздухоочистителя.

Проверьте уровень масла в поддоне, который должен быть на уровне кольцевого пояска «А».

Долейте масло, если необходимо.

При наличии в масле грязи и воды, слейте загрязненное масло, промойте поддон и залейте предварительно профильтрованное обработанное моторное масло до уровня кольцевой канавки.

Проверьте систему на герметичность.

Проверка и регулировка натяжения ремня привода вентилятора системы охлаждения

Натяжение ремня вентилятора считается нормальным, если прогиб его на ветви шкив коленчатого вала – шкив генератора, находится в пределах от 15 до 22 мм для дизельного двигателя Д-243 (Д-243С) при нажатии на него с усилием 40 Н.

Для регулировки натяжения ремня ослабьте крепление генератора.

Поворотом корпуса генератора отрегулируйте натяжение ремня.

Затяните болт крепления планки и гайки болтов крепления генератора.

Очистка ротора центробежного масляного фильтра дизеля Д-243

Очистку ротора центробежного масляного фильтра двигателя МТЗ-82.1/80.1 Беларус производите одновременно с заменой масла в картере двигателя.

Для очистки ротора центробежного масляного фильтра выполните следующее:

Отверните гайку и снимите колпак;

Вставьте отвертку или стержень между корпусом фильтра и днищем ротора, чтобы застопорить ротор от вращения, и вращая ключом гайку ротора, снимите стакан ротора;

Снимите крышку, крыльчатку и фильтрующую сетку ротора;

Неметаллическим скребком удалите отложения с внутренних стенок стакана ротора;

Очистите все детали, промойте их в моющем растворе и продуйте сжатым воздухом;

Соберите фильтр, выполнив операции разборки в обратной последовательности. Перед сборкой стакана с корпусом ротора смажьте уплотнительное кольцо моторным маслом;

Совместите балансировочные метки на стакане и корпусе ротора;

Гайку крепления стакана завинчивайте с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор;

Ротор должен вращаться свободно, без заедания.

Установите колпак и затяните гайку моментом от 35 до 50 Нм.

Замена масла в картере дизельного двигателя Д-243

Перед заменой масла прогрейте дизель до нормальной рабочей температуры (не менее 70° С), установите трактор МТЗ-82-1/80-1 Беларус на ровной площадке, заглушите и затормозите трактор стояночным тормозом.

Для замены масла в картере дизеля Д-243 выполните следующее:

Снимите крышку маслозаливной горловины и отверните сливную пробку;

Слейте масло в контейнер для хранения отработанных масел;

Установите на место сливную пробку и через маслозаливную горловину залейте свежее чистое моторное масло до верхней метки масломерного стержня;

Установите на место крышку заливной горловины;

Запустите двигатель и дайте ему поработать в течение от одной до двух минут;

Через десять минут после остановки двигателя проверьте уровень масла масломерным стержнем;

Если необходимо, долейте масло в картер двигателя.

Слив отстоя из фильтра тонкой очистки топлива дизеля Д-243

Если на двигателе трактора установлен разборный фильтр тонкой очистки топлива, слив отстоя необходимо выполнять следующим образом:

Отвернуть пробку в нижней части фильтра и слить отстой до появления чистого топлива, отстой сливать в специальную тару;

Затянуть пробки;

Если на двигателе трактора установлен неразборный фильтр тонкой очистки топлива, слив отстоя необходимо выполнять следующим образом:

Отпустить на 1-2 оборота пробку удаления воздуха;

Отвернуть пробку в нижней части фильтра и слейте отстой до появления чистого топлива;

Затянуть пробки;

Заполнить систему топливом (прокачать топливную систему).

Проверка и регулировка зазоров между клапанами и коромыслами дизеля

Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и, при необходимости, регулируйте через каждые 500 часов работы, а также после снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов.

Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана при проверке на непрогретом двигателе Д-243/Д-243С (температура ОЖ и масла не более 60 С) должен быть: впускные клапаны и выпускные клапаны – 0,25+−0,05 мм.

При регулировке зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла на непрогретом дизеле устанавливайте: впускные клапаны и выпускные клапаны – 0.25-0,05 мм.

Регулировку производите в следующей последовательности:

Снимите колпаки крышек головок цилиндров и проверьте затяжку болтов и гаек крепления стоек осей коромысел;

Проверните коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан первого цилиндра начинает открываться, а выпускной заканчивает закрываться) и отрегулируйте зазоры в четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах (считая от вентилятора), затем поверните коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулируйте зазоры в первом, втором, третьем и пятом клапанах.

Для регулировки зазора отпустите контргайку регулировочного винта на коромысле регулируемого клапана и, поворачивая винт, установите необходимый зазор по щупу между бойком коромысла и торцом стержня клапана.

После установки зазора затяните контргайку. По окончании регулировки зазора в клапанах поставьте на место колпак крышки головки цилиндров.

Проверка и затяжка болтов крепления головки цилиндров

Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров производите при прогретом дизельном двигателе Д-243 в следующем порядке:

Снимите колпак и крышку головки цилиндров;

Снимите ось коромысел с коромыслами и стойками;

Динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления головки цилиндров в нужной последовательности.

Момент затяжки болтов крепления головки цилиндров должен быть от 190 до 210 Нм;

После проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров установите на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между клапанами и коромыслами.

Установите на место колпак и крышку головки цилиндров.

Промывка фильтра грубой очистки топлива

Промывку фильтра грубой очистки топлива производите в следующей последовательности:

Отверните гайки болтов крепления стакана;

Снимите стакан;

Выверните ключом отражатель с сеткой;

Снимите рассеиватель;

Промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан фильтра в дизельном топливе и установите их на место.

Если на двигателе трактора МТЗ-82.1/80.1 Беларус установлен разборный фильтр тонкой очистки топлива, замените фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива, для чего выполните следующее:

Закройте оба крана топливных баков;

Слейте топливо из фильтра, отвернув пробку в нижней части корпуса. Не допускайте пролива топлива, слив топлива производите только в специальную емкость;

Отверните гайки крепления крышки и снимите крышку;

Извлеките из корпуса фильтрующий элемент;

Промойте дизельным топливом внутреннюю полость корпуса фильтра;

Соберите фильтр с новым фильтрующим элементом;

Заполните корпус фильтра топливом;

Установите крышку и крепежные гайки;

Удалите воздух из системы топливоподачи.

Проверка форсунок на давление начала впрыска и качество распыла топлива

Форсунка считается исправной, если она распыливает топливо в виде тумана из всех пяти отверстий распылителя, без отдельно вылетающих капель, сплошных струй и сгущений.

Начало и конец впрыска должны быть четкими, появление капель на носке распылителя не допускается.

Снимите форсунки с двигателя Д-243 трактора МТЗ-82-1/80-1 Беларус, для чего выполните следующее:

Перед отсоединением или ослаблением любых частей топливной системы полностью очистите смежную рабочую поверхность;

Отверните гайки и отсоедините топливопроводы высокого давления от форсунок и топливного насоса;

Отверните четыре болта сливной магистрали и снимите сливной топливопровод. Выбракуйте уплотнительные медные шайбы (по две шайбы на каждый болт «банджо»);

Отверните болты крепления форсунок и снимите форсунки;

Отправьте форсунки для сервиса в мастерскую;

Установите проверенные, очищенные и отрегулированные форсунки, выполнив указанные выше операции в обратной последовательности.

Прокачайте топливную систему.

Регулировка давления масла в системе смазывания двигателя Д-243

Постоянно следите за значением давления масла по указателю давления, расположенному на панели приборов (при работе двигателя с номинальной частотой вращения и температурой охлаждающей жидкости 85-95°С, давление масла должно находиться на уровне 0,25-0,35 МПа, допускается значение давления на непрогретом двигателе до 0,6 МПа);

Если система смазывания исправна (соединения маслопроводов герметичны, предохранительный клапан в масляном фильтре исправен и пр.), но при работе на номинальных оборотах при нормальной рабочей температуре ОЖ давление в системе смазки либо постоянно превышает значение 0,35 МПа, либо постоянно ниже значения 0,25 МПа необходимо выполнить регулировку давления масла в системе смазывания двигателя.

Регулировку давления масла в системе смазывания производите следующим образом:

Отверните пробку, снимите прокладку;

В канале корпуса масляного фильтра отверткой поверните регулировочную пробку 6 на один оборот в сторону увеличения или уменьшения значения давления (в зависимости от фактического давления);

Установите прокладку и заверните пробку;

При необходимости повторите вышеперечисленные действия по регулировке.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82 __________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2