Консервация промышленных объектов. Консервация объектов строительства будет проводиться по правилам

В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Правила проведения консервации объекта капитального строительства

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее - объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее - объект государственной собственности).

2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;

г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее - проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

Затраты по консервации объекта незавершенного строительства застройщик накапливает по дебету счета 08. При этом указанные затраты стоимость объекта строительства не увеличивают и учитываются отдельно от затрат на строительство объекта (п. 6 ПБУ 2/2008, п. 3.1.7 Положения, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160).

Поэтому застройщик должен организовать аналитический учет расходов по консервации объектов незавершенного строительства. Например, можно использовать субсчет «Расходы на консервацию». Для удобства отслеживания информации о состоянии имущества к счету 08-3 также откройте отдельный субсчет - «Объекты незавершенного строительства на консервации».

Если застройщик консервирует собственный объект строительства, то он оставляет его на своем балансе, если объект строился за счет стороннего инвестора, то застройщик, прекращающий свои функции, передает объект на баланс инвестору.

Ситуация: как застройщику отразить в бухучете расходы, связанные с консервацией объекта незавершенного строительства? Строительство объекта и расходы по консервации финансируются привлеченным инвестором. Объект остается на балансе застройщика до возобновления финансирования строительства.

В таком случае у застройщика не происходит выбытия активов, которое приводило бы к уменьшению экономических выгод (п. 2 ПБУ 10/99). Соответственно, при получении от инвестора денежных средств в счет возмещения расходов, связанных с консервацией объекта незавершенного строительства, в учете у застройщика доход не образуется (п. 2 ПБУ 9/99).

Перевод на консервацию объекта незавершенного строительства отразите проводкой:

Дебет 08-3 субсчет «Объекты незавершенного строительства на консервации» Кредит 08-3 субсчет «Строительство объектов основных средств»
- переведен на консервацию объект незавершенного строительства.

Расходы по консервации отразите следующими проводками:

Дебет 08-3 «Расходы на консервацию» Кредит 60 субсчет «Расчеты с подрядчиком»
- учтены расходы по консервации объекта, выполненные подрядчиком;


- учтен НДС со стоимости работ подрядчика по консервации строительства.

После того как работы по консервации объекта незавершенного строительства будут закончены, расходы по его консервации списываются за счет средств, полученных от инвестора. В бухучете застройщика эти операции отражаются следующими проводками:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с инвестором» Кредит 08-3 субсчет «Расходы на консервацию»
- переданы инвестору расходы по консервации объекта незавершенного строительства;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с инвестором» Кредит 19
- передана инвестору сумма НДС по расходам, связанным с консервацией.

Если застройщик выполняет функции инвестора, то в его учете вместо последних двух проводок нужно сделать проводку:


- отражены в составе прочих расходов затраты на консервацию.

Пример отражения в бухучете застройщика расходов, связанных с консервацией объекта незавершенного строительства, а также расходов на содержание законсервированного объекта. Функции застройщика выполняет инвестор

В прошлом году ЗАО «Альфа» (застройщик) заключило договор на строительство объекта подрядным способом. В текущем году строительство прекращено из-за отсутствия финансирования. На момент прекращения строительства общая стоимость выполненных работ составила 1 852 000 руб.

За разработку сметы по консервации объекта «Альфа» заплатила проектной организации 11 800 руб. (в т. ч. НДС - 1800 руб.). Также «Альфой» было заключено дополнительное соглашение с подрядчиком на проведение работ по консервации на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС - 18 000 руб.). Ежемесячные расходы «Альфы» на содержание законсервированного объекта составляют 50 000 руб. (зарплата сторожей с учетом страховых взносов).

Для удобства отслеживания информации о состоянии имущества бухгалтер «Альфы» открыл к счету 08-3 отдельные субсчета:

  • «Объект незавершенного строительства на консервации»;
  • «Расходы на консервацию»;
  • «Строительство объектов основных средств».

Для организации расчетов были открыты субсчета к счету 60:

  • субсчет «Расчеты с проектной организацией»;
  • субсчет «Расчеты с подрядчиком».

В текущем году бухгалтер сделал в учете следующие записи:

Дебет 08-3 субсчет «Объект незавершенного строительства на консервации» Кредит 08-3 «Строительство объектов основных средств»
- 1 852 000 руб. - переведено на консервацию недостроенное здание офиса;

Дебет 08-3 субсчет «Расходы на консервацию» Кредит 60 субсчет «Расчеты с проектной организацией»
- 10 000 руб. (11 800 руб. - 1800 руб.) - отражены затраты на подготовку сметной документации по консервации здания офиса;

Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты с проектной организацией»
- 1800 руб. - учтен НДС с суммы затрат на подготовку сметной документации;

Дебет 08-3 субсчет «Расходы на консервацию» Кредит 60 субсчет «Расчеты с подрядчиком»
- 100 000 руб. (118 000 руб. - 18 000 руб.) - отражены расходы по оплате работ подрядчика по консервации здания офиса;

Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты с подрядчиком»
- 18 000 руб. - учтен НДС со стоимости работ подрядчика по консервации строительства;

Дебет 60 субсчет «Расчеты с проектной организацией» Кредит 51
- 129 800 руб. (11 800 руб. + 118 000 руб.) - оплачены счета проектной организации и подрядчика.

Общая сумма расходов на консервацию составила 110 000 руб. (100 000 руб. + 10 000 руб.).

Дебет 91-2 Кредит 08-3 субсчет «Расходы на консервацию»
- 110 000 руб. - списаны на прочие расходы затраты на консервацию.

Кроме того, ежемесячно «Альфа» учитывает расходы, связанные с содержанием законсервированного объекта:

Дебет 08-3 субсчет «Расходы на консервацию» Кредит 70 (69)
- 50 000 руб. - начислена зарплата сторожам, охраняющим законсервированный объект, а также взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с нее;

Дебет 91-2 Кредит 08-3 субсчет «Расходы на консервацию»
- 50 000 руб. - списаны на прочие расходы затраты, связанные с содержанием законсервированного объекта.

Бухучет у инвестора

Если строительство объекта финансируется привлеченным инвестором, он возмещает застройщику расходы, связанные с консервацией объекта незавершенного строительства (ст. 10 Закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ).

Ситуация: как инвестору отразить в бухучете расходы, связанные с консервацией объекта незавершенного строительства?

Указанные затраты, в том числе расходы на содержание законсервированного имущества, в стоимость строительства не включайте (п. 3.1.7 Положения, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160, п. 8 ПБУ 6/01). Такие издержки формируют прочие расходы инвестора (п. 11 ПБУ 10/99). Отражайте их на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Такой порядок следует из пункта 11 ПБУ 10/99, Инструкции к плану счетов и письма Минфина России от 13 января 2003 г. № 16-00-14/7.

В бухучете сделайте проводки:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с застройщиком» Кредит 50 (51…)
- перечислены застройщику средства в счет компенсации расходов на консервацию объекта незавершенного строительства, а также расходов на содержание законсервированного объекта;

Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Расчеты с застройщиком»
- расходы на консервацию объекта незавершенного строительства, а также расходы на содержание законсервированного объекта учтены в составе прочих расходов по мере получения отчетов от застройщика.

Бухучет у подрядчика

Стоимость работ по консервации объекта, выполненных согласно дополнительному соглашению с заказчиком, в учете подрядчика отражается как выручка от реализации (п. 5 ПБУ 9/99). Расходы подрядчика, связанные с консервацией объекта незавершенного строительства, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99, п. 10 ПБУ 2/2008). При этом учет таких затрат нужно вести отдельно от остальных расходов (п. 6 ПБУ 2/2008). Признаются они в том отчетном периоде, в котором понесены, и учитываются как затраты на производство (п. 16 ПБУ 2/2008).

Пример отражения в бухучете подрядчика затрат на консервацию объекта незавершенного строительства

В прошлом году ЗАО «Альфа» (заказчик) заключило с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» (подрядчик) договор на строительство офиса сроком на два года. В текущем году строительство прекращено из-за нехватки средств на покрытие расходов. На момент прекращения строительства общая стоимость выполненных работ составила 1 852 000 руб.

С «Мастером» было заключено дополнительное соглашение на проведение работ по консервации. Стоимость дополнительных работ по договору составляет 177 000 руб. (в т. ч. НДС - 27 000 руб.). Затраты «Мастера» по этим работам составили 118 000 руб. (в т. ч. НДС - 4500 руб.), из них:

  • 29 500 руб. - материалы (в т. ч. НДС - 4500 руб.);
  • 88 500 руб. - зарплата (с отчислениями).

После окончания работ по консервации объекта договор подряда был расторгнут. При этом «Мастер» получил от «Альфы» компенсацию за досрочное прекращение договора в сумме 59 000 руб.

В текущем году бухгалтер «Мастера» сделал в учете следующие записи:

Дебет 10 Кредит 60
- 25 000 руб. - приобретены материалы для консервации объекта;

Дебет 19 Кредит 60
- 4500 руб. - учтен НДС с суммы материалов;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 4500 руб. - принят к вычету предъявленный НДС по материалам;

Дебет 20 Кредит 10
- 25 000 руб. - списаны материалы на выполнение работ по договору;

Дебет 60 Кредит 51
- 29 500 руб. - оплачены материалы;

Дебет 20 Кредит 70 (69)
- 88 500 руб. - начислена зарплата (с отчислениями);

Дебет 62 Кредит 90-1
- 177 000 руб. - отражена выручка от выполнения работ, связанных с консервацией строительства;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 27 000 руб. (177 000 руб. × 18/118) - начислен НДС;

Дебет 90-2 Кредит 20
- 113 500 руб. (25 000 руб. + 88 500 руб.) - списана фактическая себестоимость выполненных работ;

Дебет 51 Кредит 62
- 177 000 руб. - получены денежные средства за выполненные работы;

Дебет 76 Кредит 91-1
- 59 000 руб. - учтена сумма компенсации в составе прочих доходов;

Дебет 51 Кредит 76
- 59 000 руб. - получена от заказчика компенсация.

Порядок расчета налогов при консервации объекта зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО: налог на прибыль

У подрядчика доходы, полученные от выполнения работ по консервации объекта, учитываются в составе выручки от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ). Выручку подрядчик вправе уменьшить на сумму расходов, связанных с выполнением работ (подп. 1 п. 3 ст. 315 НК РФ). В налоговом учете расходы по договору строительного подряда отражаются так же, как и по другим договорам, связанным с выполнением работ. Подробнее об этом см.:

Суммы компенсаций и штрафных санкций (если они предусмотрены в договоре) учитывайте в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). Доходы в целях расчета налога на прибыль учитывайте на при методе начисления или в момент получения оплаты при кассовом методе (подп. 4 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ).

При этом полученная сумма компенсации убытков в виде упущенной материальной выгоды НДС не облагается (письмо Минфина России от 10 октября 2007 г. № 03-07-11/475).

У инвестора затраты, связанные с консервацией объекта незавершенного строительства, равно как и расходы на содержание указанных объектов, при расчете налога на прибыль учитываются в составе внереализационных расходов (подп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ, письма Минфина России от 22 июня 2011 г. № 03-03-06/1/370 и от 18 марта 2009 г. № 03-03-06/1/164).

При методе начисления налоговую базу уменьшите в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся указанные затраты (п. 1 ст. 272 НК РФ). А именно:

  • расходы на консервацию объекта незавершенного строительства - в том отчетном (налоговом) периоде, в котором объект был законсервирован. То есть когда был подписан акт о консервации объекта незавершенного строительства и расходы были переданы инвестору. Именно в этот момент расходы признаются экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ);
  • расходы на содержание законсервированных объектов незавершенного строительства - в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы были совершены.

При кассовом методе помимо перечисленных требований необходимо, чтобы расходы, связанные с консервацией объекта незавершенного строительства, были оплачены (п. 1 ст. 252, п. 3 ст. 273 НК РФ).

ОСНО: НДС

При переводе объекта незавершенного строительства на консервацию «входной» НДС со стоимости затрат по его возведению, принятый ранее к возмещению в соответствии с требованиями налогового законодательства, не восстанавливайте (п. 3 ст. 170 НК РФ). Вопрос о принятии к вычету сумм «входного» НДС с расходов на консервацию объекта незавершенного строительства решайте в порядке, аналогичном тому, который действует .

УСН

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, расходы на консервацию незавершенного строительства не уменьшают. При данном объекте налогообложения не учитываются никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Нельзя их учесть и на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ как материальные расходы (приобретение работ и услуг производственного характера), поскольку в прямые отношения с подрядчиком инвестор не вступает.

О порядке учета расходов при упрощенке у подрядчика см. .

ЕНВД

Деятельность, которую осуществляет подрядчик в рамках договора подряда (инвестиционного договора), на ЕНВД не переводится (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Налогообложение такой деятельности производится в соответствии с или .

Если инвестор платит ЕНВД, то расходы на консервацию объекта незавершенного строительства не окажут влияния на расчет этого налога. Плательщики ЕНВД рассчитывают этот налог, исходя из вмененного дохода (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Если инвестор применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, то порядок учета расходов на консервацию объекта незавершенного строительства зависит от того, в каком виде деятельности планировалось использование построенного объекта.

Если объект незавершенного строительства предназначен для использования только в рамках деятельности на общей системе налогообложения, то налоговый учет расходов на консервацию ведите по правилам, действующим при .

Если объект незавершенного строительства предназначен для использования только в рамках деятельности на ЕНВД, то налоговый учет расходов на консервацию ведите по правилам, действующим при .

Объект незавершенного строительства может быть предназначен для одновременного использования в деятельности, облагаемой ЕНВД, и в деятельности, с которой инвестор платит налоги по общей системе налогообложения. В этом случае налоговый учет расходов на консервацию организация ведет с некоторыми особенностями.

Прежде всего нужно распределить расходы на консервацию. Это необходимо, чтобы определить сумму затрат, которую можно будет включить в расчет налога на прибыль. Такой порядок следует из пункта 9 статьи 274 и пункта 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. .

Кроме того, если инвестором будет принято решение о применении вычета НДС, нужно распределить сумму «входного» НДС по расходам на консервацию. Это необходимо, чтобы определить сумму налога, которую организация может предъявить к вычету. Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Подробнее о распределении «входного» НДС см. .

По материалам открытых источников

Правительство РФ утвердило Правила проведения консервации объекта капитального строительства (). Ранее правовые и технические нюансы нормативно установлены не были, в ряде актов Ростехнадзора регулировалась лишь процедура консервации некоторых видов объектов капитального строительства.

Документ принят на основании положений ст. 52 Градостроительного кодекса. В пункте 4 ст. 52 ГрК РФ сказано, что застройщик (или заказчик) должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства при необходимости прекратить или приостановить работы более чем на шесть месяцев. Нормативными правовыми актами РФ может быть установлен порядок консервации (п. 9 ст. 52 ГрК РФ).

Единого порядка проведения консервации объектов капитального строительства в нормативных правовых актах до сих пор не существовало. Постановлениями Госгортехнадзора России утверждены требования к порядку консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами (от 02.06.99 № 33), консервации подземных сооружений (от 02.11.2001 № 49), консервации опасных производственных объектов (от 05.06.2003 № 56). Отсутствие правовой регламентации процедуры консервации приводило к спорам, должен ли заказчик оплачивать подрядчику работы, выполненные последним с целью консервации объекта строительства, поскольку обязанность заказчика оплатить их предусмотрена ст. 752 ГК РФ. У судов возникали затруднения с квалификацией выполненных работ как работ по консервации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.10.2005 № А58-2352/04-Ф02-5174/05-С2). Кроме того, если консервация не произведена, застройщика могут привлечь к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ. При рассмотрении споров о правомерности привлечения к ответственности возникают сложности с доказыванием факта совершения правонарушения (постановление ФАС Мос­ковского округа от 05.05.2010 № КА-А40/4207-10). Принятые Правила снимают вопросы о том, что представляет собой процедура консервации. В частности, разъясняется, какие мероприятия включает в себя консервация объекта капитального строительства. Ранее суды вынуждены были при разрешении споров сами устанавливать, что считать консервацией объекта строительства.

В соответствии с новыми Правилами под консервацией понимается приведение объекта и территории, используемой для его возведения (строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

Порядок проведения консервации таков. В случае прекращения или приостановления строительных работ более чем на шесть месяцев застройщик (заказчик) принимает решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией. В таком решении должны быть определены перечень работ по консервации объекта (перечень некоторых работ приведен в Правилах), лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта (должностное лицо или организация), сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации, а также сроки проведения самих работ, размер средств на проведение этих работ, определяемый на основании акта, подготовленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).

После принятия решения о консервации застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Причем он самостоятельно определяет ее объем и содержание.

На основании указанного решения застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. В Правилах перечислены документы, которые должны быть при этом составлены.

В течение десяти календарных дней после принятия решения застройщик (заказчик) обязан уведомить о консервации объекта подрядчика и орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора, если строительство (реконструкция) объекта подлежит такому надзору.

Кроме того, в Правилах оговорен порядок действий застройщика (заказчика) в случае возобновления строительства (реконструкции) на законсервированном объекте.