Рабочая температура автоматической коробки передач. Датчик температуры акпп

14. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. Коробка передач

А.1 Техническое обслуживание коробки передач

Для проведения работ по техобслуживанию коробки передач и для решения возникающих проблем в вашем распоряжении имеются специалисты сервисной службы ZF.

Хорошее техобслуживание означает надежность эксплуатации коробки передач. При этом особо важным является правильное проведение необходимых работ по техобслуживанию.

Опасность для окружной среды! Смазочные материалы и очищающие средства не должны попадать в землю, грунтовые воды или в канализацию. Запросите в учреждении, ответственном за охрану окружающей среды в вашем регионе, таблицы параметров безопасности для соответствующих изделий и соблюдайте их. Собирайте отработанное масло в емкости достаточных размеров. Утилизируйте отработанное масло, загрязненные фильтры, смазочные материалы, а также очищающие средства согласно предписаниям по охране окружающей среды. При работе со смазочными материалами и очищающими средствами соблюдайте предписания изготовителей.

Для заполнения коробки передач Ecomat должны использоваться масла согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 14 фирмы ZF. Объем и марка заливаемых масел указаны в Химмотологической карте.

Контроль уровня масла

Соблюдение правильного уровня масла имеет решающее значение. Слишком малое количество масла ведет к повреждениям коробки передач и неправильной работе, к частичному или полному выходу из строя тормоза-замедлителя, т.е. к уменьшенной или нулевой силе торможения. Слишком большое количество масла ведет к перегреву коробки передач.

Контроль уровня масла необходимо проводить вместе с техническим обслуживанием в сервисном центре с периодичностью 1/4 года. Контроль уровня масла необходимо проводить на горизонтально стоящем автомобиле и при рабочей температуре коробки передач. Необходимо проводить постоянный визуальный контроль на негерметичность коробки передач. В исключительных случаях необходим контроль на «холодной» коробке передач (измерение ориентировочного значения). Затем всегда проводить контроль при рабочей температуре.

Контроль при рабочей температуре

Определяющим является контроль уровня при температуре трансмиссионного масла 80-90°С. Для этого необходимо поставить транспортное средство в горизонтальное положение, переключить контроллер в нейтральное положение. При этом двигатель должен работать с частотой вращения на холостом ходе.

ОСТОРОЖНО! Частоту вращения при холостом ходе следует установить от 500 до 700 мин -1 .

Уровень масла примерно после двух минут должен установиться в теплом диапазоне.

Измерение ориентировочного значения

Это измерение уровня масла, проводимое при холодном трансмиссионном масле. Такой контроль осуществляется в следующих исключительных случаях:

При первом вводе коробки передач в эксплуатацию;

После длительного времени простоя или при принятии чужого транспортного средства;

После ремонта коробки передач в транспортном средстве: например, снятие маслосборника, гидравлического управления, теплообменника для охлаждения масла и т.д.;

После замены масла или фильтра.

Измерение ориентировочного значения состоит из двух этапов:

Контроль перед запуском двигателя;

Контроль после запуска двигателя.

После этого произвести проверку при рабочей температуре.

Контроль перед запуском двигателя

Уровень масла должен находиться в диапазоне, обозначенном «n двиг. = 0» или выше.

УКАЗАНИЕ!

При более высоком уровне масло не сливать.

Контроль после запуска двигателя

Двигатель должен работать на холостом ходу от 3 до 5 минут (контроллер в нейтральном положении). Затем провести измерение уровня масла. Уровень масла должен находиться в диапазоне, обозначенном 30 °С

Возможность нагрева трансмиссионного масла

Трансмиссионное масло при нормальной эксплуатации транспортного средства с циклами тормоза-замедлителя может нагреваться до рабочей температуры 80-90 °С в масляной ванне, предусмотренной для контроля уровня масла.

Если нормальная эксплуатация транспортного средства невозможна (зимнее время года), то следует прогреть трансмиссионное масло следующим образом:

Включить стояночный тормоз.

Выбрать диапазон изменения передаточного отношения "D".

Задействовать тормозной механизм рабочей тормозной системы.

При необходимости запустить несколько раз двигатель на время от 15 до 20 секунд с частичной нагрузкой при частоте вращения 1200 до 1500 мин -1 .

Максимально допустимая температура масла перед теплообменником составляет 110°С (постоянно). После каждой фазы нагрева запускать двигатель на время от 15 до 30 секунд при нейтральном положении коробки передач с частотой вращения 1500 до 2000 мин -1 .

После достижения рабочей температуры установить коробку передач в нейтральное положение и запустить двигатель на холостых оборотах на 2-3 минуты.

Затем провести контроль уровня масла согласно п. 3.3.1.

Периодичность замены масла

Периодичность замены масла определяется согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 14 фирмы ZF и указывается в химмотологической карте автомобиля.

ВНИМАНИЕ! При каждой замене масла необходимо обновлять масляный фильтр.

При переходе с масла на основе минерального на частично синтетическое масло, hydrocracked или синтетическое ATF, рекомендуется провести внеплановую смену масла в середине интервала периодичности замены масла.

Слив масла

Сливать масло необходимо только при рабочей температуре и в течение, по крайней мере, 10 минут после остановки двигателя.

Двигатель в состоянии покоя.

Открутить резьбовую пробку (1) (рис. 14.1) маслосливного отверстия и слить масло.

Снять крышку фильтра (2).

Обновить фильтрующий элемент, медные кольца и кольца круглого сечения.

Заправка масла

Поставить крышку фильтра 2 (рис. 14.1) (момент затяжки винтов 25 Нм).

Вкрутить резьбовую пробку (1) маслосливного отверстия (момент затяжки 50 Нм).

Вытащить указатель уровня масла (3) (рис. 14.2).

Залить масло.

Проверить уровень масла.

Рис. 14.1 Слив масла.

Контроль настройки датчика нагрузки

Настройка датчика нагрузки должна быть проверена после работ по техобслуживанию на коробке передач или двигателе, при резких переключениях и не реже, чем каждые 3 месяца.

Условием для проведения контроля является правильная настройка двигателя. Контроль может проводиться с помощью маркировок на передней стороне или на верхней стороне корпуса.

Для проведения контроля необходимо:

Выключить двигатель;

Включить стояночный тормоз;

Медленно нажимать на педаль акселератора до точки срабатывания (упор полной нагрузки топливного насоса высокого давления), но не дальше этой точки.

Рис. 14.3 Контроль настройки датчика нагрузки.

Держать положение педали акселератора (маркировка рычага датчика нагрузки должна совпадать с маркировкой полной нагрузки (high) на корпусе).

Отпустить педаль акселератора до холостого хода (маркировка рычага датчика нагрузки должна совпадать с маркировкой холостого хода (low) на корпусе).

ВНИМАНИЕ!

Нельзя употреблять для настройки упоры на корпусе датчика нагрузки.

Не ослаблять винты на корпусе датчика нагрузки, а также гайку на валу.

Проверить шаровые головки на износ (слишком большой зазор), а также на наличие консистентной смазки.

А.2 Управление коробкой передач Особенности управления коробкой передач

Автомобиль оборудован контроллером. В зависимости от комплектации может быть установлен кнопочный выключатель или джойстик

Рис. 14.4 Положения контроллера (джойстика): R - задний ход; N - нейтрально; D - автоматический диапазон изменения передаточного отношения для движения передним ходом (Drive); 1, 2, 3 - ограниченные диапазоны изменения передаточного отношения для движения передним ходом.

Запуск двигателя допускается только, тогда когда транспортное средство находится в состоянии покоя (включен тормоз), контроллер находится в нейтральном положении ("N"). Если контроллер не находится в нейтральном положении, то двигатель запустить невозможно.

ОСТОРОЖНО! Во время езды нельзя выключать/включать зажигание.

При включении передач необходимо придерживаться следующих правил:

Контроллер должен находиться в нейтральном положении.

Педаль акселератора должна находится в положении холостого хода и n двиг. < 900 мин -1 .

Необходимо выбрать желаемый диапазон изменения передаточного отношении.

ОСТОРОЖНО! Нельзя одновременно управлять контроллером и нажимать на педаль акселератора.

В случае эксплуатации коробки передач с дополнительной функцией "деблокировка передачи» при включении передач необходимо придерживаться следующих правил:

Контроллер находится в нейтральном положении.

Педаль акселератора находится в положении холостого хода и n двиг. < 900 мин -1 .

Выбрать желаемый диапазон изменения передаточного отношения и включить тормоз. Система включает соответствующую передачу только при включенном тормозе.

Для трогания с места необходимо после выбора соответствующего диапазона изменения передаточного отношения выждать примерно от 1 до 2 сек, выключить тормоз и нажать на педаль акселератора.

ОПАСНОСТЬ! На крутых склонах после выключения тормоза тут же нажать на педаль акселератора. Возникает опасность несчастного случая из-за скатывания назад транспортного средства.

ОСТОРОЖНО! При температурах ниже -15 °С не трогаться с места. Необходимо дать двигателю прогреться на холостом ходу в течение примерно 5 мин. Поставить контроллер в нейтральное положение.

Каждому диапазону изменения передаточного отношения соответствует определенный диапазон передач. Переключения передач произойдут только в определенных точках переключения, определенных электронным устройством автоматического переключения передач. Нет смысла вмешиваться вручную в процесс автоматического переключения передач (последовательное включение диапазонов изменения передаточного отношения).

ОПАСНОСТЬ! Если во время езды коробка передач переключается в положение "N", то прерывается силовой поток между двигателем и трансмиссией. Это означает потерю действия торможения двигателем и тормозом-замедлителем. ВЫСОКА ОПАСНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ! Необходимо сразу включить тормоз. С целью безопасности при неполадках в электронном устройстве автоматического переключения передач или при нарушении электроснабжения коробка передач автоматически переводится в положение "нейтрально".

При езде на крутых склонах выбрать на контроллере необходимый диапазон изменения передаточного отношения 1, 2 или 3. Таким образом, ограничивается включение более высоких передач.

ОПАСНОСТЬ! В экстремальной ситуации для защиты двигателя отменяется действие механизма, блокирующего включение более высоких передач. В этом случае, независимо от выбранного диапазона изменения передаточного отношения, коробка передач может переключаться на самую высокую передачу. ВЫСОКА ОПАСНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ! Следите за указателем частоты вращения!

При изменении направления движения автомобиля перед переключением с движения передним ходом на движение задним ходом или наоборот необходимо выполнить следующие условия:

Автомобиль должен находиться в состоянии покоя.

Педаль акселератора должна находиться в положении холостого хода и n двиг. < 900 мин -1 .

Контроллер должен находиться в нейтральном положении, по необходимости нажать на педаль тормоза.

Поставить контроллер на D, 1,2,3 или R.

Режим kick-down

Рис. 14.5 Режим Kick-down.

Для использования максимальной мощности двигателя через переключатель kick-down (рис. ххх) или CAN можно вызвать более высокие точки переключения (для ускорения или на склонах). Для этого необходимо нажать педаль акселератора дальше точки срабатывания полной нагрузки (положение kick-down).

Режим тормоза-замедлителя

Тормоз замедлитель является гидродинамическим тормозом, работающим в зависимости от передачи и без износа. Желательно использовать тормоз-замедлитель при каждом торможении. Таким образом, сберегается рабочая тормозная система. Тормоз-замедлитель может включиться с помощью ручных и/или ножных элементов.

Условия для режима тормоза-замедлителя (Тормоз-замедлитель включен/нажат):

Педаль акселератора в положении холостого хода.

Должна быть включена передача для движения передним ходом.

Скорость езды более примерно 3 км/час

В этом случае система предотвращает включение более высоких передач (блокировка включения более высоких передач).


Рис. 14.6 Режим тормоза замедлителя.

ОСТОРОЖНО! Если педаль акселератора нажата, то тормоз-замедлитель отключается. Прекращается действие механизма, блокирующего включение более высоких передач.

Тормоз-замедлитель должен быть отключен при гололедице, при температуре масла выше 150 °С. В режиме работы тормоза-замедлителя допускается максимальная температура масла 150 °С (максимально 5 мин).

ВНИМАНИЕ! После каждого торможения необходимо отключать рычаг.

Остановка, парковка.

Транспортное средство можно остановить в любое время, независимо от положения контроллера. Электронное устройство автоматического переключения передач при этом переключает на соответствующую передачу, используемую для трогания с места.

При недолгих остановках необходимо включить тормоз, диапазон изменения передаточного отношения может оставаться включенным.

При длительных остановках необходимо поставить контроллер в нейтральное положение и включить тормоз.

Коробка передач специального исполнения «Нейтрально при остановке» (NBS) автоматически переключает в «нейтрально», если выполнены следующие условия:

Автомобиль находится в состоянии покоя;

Включен стояночный тормоз;

Педаль акселератора находится в положении холостого хода.

Как только одно из трех условий не выполняется, то сразу автоматически производится переключение на 1-ю передачу.

При парковке необходимо поставить контроллер в нейтральное положение и включить стояночный тормоз.

ВНИМАНИЕ! При выходе из автомобиля обязательно включить стояночный тормоз. При неработающем двигателе нет прямой связи между двигателем и осью. Транспортное средство может укатиться.

Буксировка

При буксировке автомобиля с исправной коробкой передач необходимо выполнение следующих условий:

Контроллер должен находиться в нейтральное положение.

Максимальная длительность буксировки - 2 часа.

Максимальная скорость буксировки - 20 км/час. При окружающей температуре ниже -15 °С скорость буксировки составляет 5 км/час.

При подозрении на неисправность коробки передач необходимо отфланцевать карданный вал между коробкой передач и раздаточной коробкой или карданные валы между раздаточной коробкой и ведущими мостами.

Как исключение, в опасной ситуации буксировка из непосредственной опасной зоны (например, перекресток; тоннель и т. д.) разрешается и без разделения приводной цепи.

Предельные значения температуры масла

Температура масла перед теплообменником охлаждения масла в режиме тормоза-замедлителя в исключительных случаях кратковременно (максимум 5 минут в течение часа) допускается температура 150°С.

Температура масла перед теплообменником охлаждения масла в режиме гидротрансформатора предел температуры для непрерывной эксплуатации составляет 110 °С, а в исключительных случаях кратковременно (максимум 5 минут в течение часа) допускается температура 130 °С. При нормальной езде диапазон допустимой температуры составляет 90 -100°С.

Температура масла в масляной ванне коробки передач не должна превышать следую щие значения даже при высокой температуре окружающей среды: _

При превышении соответствующей допустимой температуры масла необходимо принять следующие меры:

Езда с частичной нагрузкой в низком диапазоне изменения передаточного отноше-

Отключить тормоз-замедлитель.

Если это не приведет к понижению температуры масла, то необходимо остановить автомобиль, поставить контроллер в нейтральное положение и перевести двигатель на большую частоту вращения.

Если спустя несколько секунд температура не понизится до допущенного диапазона, то возможными причинами являются:

Слишком низкий или высокий уровень масла;

Неисправная циркуляция охлаждающей жидкости;

Неисправность коробки передач.

Проверка температуры коробки передач производится системой диагностики электронного устройства автоматического переключения передач при каждом включении напряжения бортовой сети, а также при эксплуатации. На перегрев масла в коробке передач указывает зажигание сигнальной лампы на блоке контрольных ламп электронных систем автомобиля Камаз 6560.

Для защиты коробки передач в случае неисправности предусмотрены следующие действия:

Переключение в нейтральное положение (при тяжелых неполадках в подаче напряжения коробки передач, например, короткое замыкание);

Режим экстренной эксплуатации автомобиля.

Для режима экстренной эксплуатации автомобиля в электронном устройстве автоматического переключения передач занесены специальные времена и давления для управления давлением. Кроме этого:

Не действует тормоз-замедлитель;

Не действует функция "нейтрально в состоянии покоя" (NBS);

Не активируется моторный тормоз;

Сцепление блокирования гидротрансформатора (WK) открыто;

Ограничение вращающего момента двигателя для защиты коробки передач (нет управления двигателем).

Раздаточная коробка

Включение высшей передачи/нейтрали/пониженной передачи.

Переключение передач производится только на стоящем автомобиле при неподвижном входном вале. Во время переключения необходимо прервать передачу момента от двигателя, включив сцепление.

ВНИМАНИЕ: механизм переключения - с кулачковыми муфтами; во избежание повреждений переключение передач нужно осуществлять по правилам.


Рис. 14.7. Пневматическое переключение: высшая и пониженная передача 2 или 3 положения с фиксатором, без пружины. S - Вывод - высшая передача; G - Вывод - пониженная передача; N - Вывод - нейтраль.

Включение блокировки МОД

Рис. 14.8. Включение блокировки МОД.

Эта раздаточная коробка обеспечивает постоянный привод передней оси через межосевой дифференциал, то есть выключить привод передней оси невозможно. При буксовании одного или нескольких колес рекомендуется включить блокировку дифференциала. Блокировка выполняется при помощи встроенного рабочего цилиндра с управляющим давлением сжатого воздуха 6,5-8 бар.

Блокировку дифференциала можно включать во время движения, кратковременно включив сцепление.

Избегайте движения с включенной блокировкой дифференциала по твердым дорогам с хорошим сцеплением. Исключение: крутые подъемы и спуски.

Для выключения блокировки МОД во время движения можно не включать сцепление.

После прохождения участка, требующего блокировки дифференциала, блокировку следует выключить.

ПРИМЕЧАНИЕ: замедленное выключение контрольной лампы после выключения переднего привода или блокировки МОД не является ошибкой в системе раздаточной коробки. Это вызвано задержкой трансмиссии в определенном положении, которая устраняется при выключении кулачковой муфты после нескольких переключений режима нагрузки или поворотов рулевого колеса.

Включение КОМ

Включение КОМ N200 осуществляется при помощи встроенного рабочего цилиндра при давлении сжатого воздуха 6,5-8 бар. Перед включением КОМ нажмите на педаль сцепления и подождите 5 секунд, пока не остановится входной вал. Для работы КОМ на стоящем автомобиле нужно установить нейтральное положение раздаточной коробки. Выключатель индикатора подтверждает, что коробка выключена.

ВАЖНО: При включении КОМ входной вал раздаточной коробки обязательно должен быть в неподвижном состоянии!

Педаль сцепления следует отпускать плавно, чтобы избежать повреждения кулачковой муфты в случае неполного включения КОМ (положении зацепления зуб-на-зуб)

Перед выключением остановите передачу крутящего момента от двигателя, выключив сцепление.

При остановке автомобиля КОМ необходимо выключить!

Из-за медленного падения давления в пневмосистеме КОМ выключается нажимной пружиной.

При пуске двигателя давление снова повышается, и кулачковая муфта самостоятельно включается.

Если при этом входной вал раздаточной коробки находится в движении, это может привести к повреждению зубчатых соединений.

Буксирование автомобиля

Допускается буксирование автомобиля на любой передаче раздаточной коробки (высшей, нейтральной и пониженной).

Следует выбрать такую скорость движения, чтобы не превышалась допустимая частота вращения для раздаточной коробки.

ПРАВИЛО: скорость буксировки автомобиля на высшей или пониженной передаче не должна превышать 85 % от максимальной допустимой скорости движения автомобиля на соответствующей передаче в нормальном режиме.

Поскольку в этом случае в движение приходит карданный вал, соединяющий раздаточную коробку с коробкой передач, необходимо соблюдать также указания производителя коробки передач по буксировке автомобиля.

Скорость буксировки автомобиля на нейтральной передаче не должна превышать 85 % от максимально допустимой скорости движения автомобиля на высшей передаче.

Буксирование автомобиля с поднятыми передними колесами допускается только при отсоединении карданного вала, соединяющего раздаточную коробку с задним мостом.

При неисправности системы подачи сжатого воздуха нейтральное положение в раздаточных коробках, оборудованных механизмом переключения с нажимной пружиной, может быть включено путем вворачивания винта.

Рис. 14.9.

Инструкция: ослабить контргайку и ввернуть регулировочный винт 1 до упора.

ВНИМАНИЕ: после каждого перемещения регулировочных винтов необходимо проводить настройку механизма переключения, которую должны осуществлять квалифицированные специалисты

Консервация и хранение

Оптимальные условия хранения достигаются при хранении изделия в помещении, в цехе или гараже с умеренной вентиляцией, относительной влажностью не более 60 % и при температуре от 15° до 20° С.

Перед обкаткой раздаточные коробки заполняются маслом. Остаток масла в коробке может служить временной защитой от коррозии.

Если планируемый срок хранения превышает 4 месяца, необходимо провести консервацию изделия, как описано ниже.

1. удалить сапун и закрыть пробкой отверстие сапуна в картере коробки;

2. заполнить коробку маслом;

3. повернуть коробку относительно ее центра так, чтобы внутренняя полость полностью заполнилась маслом;

4. Во время проворота входного вала дважды включить высшую/пониженную передачу, привод передней оси или блокировку МОД, а также включить КОМ;

5. хранить в вертикальном положении.

При хранении в оптимальных условиях (хранение в помещении при относительной влажности 60 %) работы по пп. 3-5 следует повторять каждые 6 месяцев.

В более тяжелых условиях, в арктическом или тропическом климате, при высоком содержании соли в воздухе (вблизи от моря) работы по пп. 3-5 следует повторять каждые 4 месяца.

ВНИМАНИЕ: не забудьте, что перед включением раздаточной коробки необходимо установить сапун на место!

Автоматическая коробка передач значительно упростила процесс управления автомобилем. Стандартная АКПП довольно простая в управлении и неприхотливая в использовании.При должном уходе она способна проработать достаточно долго без нареканий. Но если водитель не следит за коробкой, она может выйти из строя по банальным причина, например, из-за перегрева. Он может привести к ощутимым проблемам в работе АКПП, которые потребуют проведение дорогостоящего ремонта или замену узла.

Оглавление:

При какой температуре должна работать АКПП

Автоматическая коробка передач содержит в себе трансмиссионную жидкость ATF, которая выступает в качестве передающего момент звена между двигателем и колесами. В процессе работы АКПП происходит нагрев трансмиссионной жидкости, от которой могут нагреваться другие элементы коробки передач. Это и может привести к итоговому перегреву при неправильной эксплуатации.

Считается, что оптимальная температура жидкости ATF для работы автоматической коробки передач находится на уровне от 65 до 100 градусов по Цельсию. При превышении температуры жидкости в коробке, велик риск повреждения ее компонентов.

Обратите внимание: Специально для охлаждения жидкости ATF в современных автомобилях используется радиатор, через которых жидкость протекает и охлаждается.

К чему ведет перегрев жидкости АКПП

Как отмечалось выше, перегрев жидкости ATF в автоматической коробке передач способен привести к ряду серьезных проблем. Рассмотрим наиболее распространенные из них:


Как можно понять, перегрев жидкости АКПП крайне опасен и может вести к различным проблемам.

Как выявить перегрев АКПП

Перегрев автоматической коробки передач сопровождается следующими симптомами:

  • АКПП “пинается” при переключении передач - чувствуются толчки, рывки, которых не было ранее;
  • Передачи переключаются на повышенных оборотах;
  • Переключение передач не всегда своевременное;
  • Некоторые передачи могут не включаться, например, со второй коробка будет сразу перескакивать на четвертую;
  • На приборной панели горит значок перегрева;
  • Чувствуется запах горелой жидкости ATF.

На некоторых моделях автомобилей имеется возможность через бортовой компьютер узнавать основную информацию о работе узлов. Среди этой информации зачастую значится температура жидкости в коробке передач. Как отмечалось выше, если при работе температура превышает 100 градусов по Цельсию, это указывает на перегрев.

Обратите внимание: На автомобилях, у которых нет по умолчанию функции для контроля температуры жидкости АКПП, можно установить специальное диагностическое устройство, например, ELM 327, которое позволяет контролировать основные параметры автомобиля, в том числе и температуру в АКПП.

Причины перегрева АКПП

Чаще всего перегрев автоматической коробки передач происходит по одной из следующих причин:

  • Проблемы с жидкостью АКПП. Если ATF не меняется на протяжении 150-200 тысяч километров пробега (в зависимости от ресурса залитой жидкости), она начинает хуже выполнять возложенные на нее функции. Со временем присадки в жидкости прогорают, в самой жидкости появляется различный мусор, выпадает осадок. В результате, циркулирование такой жидкости становится затрудненным;
  • Проблемы с радиатором. Как отмечалось выше, для охлаждения жидкости ATF в автоматических коробках передач используется радиатор. Если он не выполняет функцию, например, он сильно загрязнен, это приведет к сложностям с охлаждением, что выльется в перегрев коробки;
  • Многие автолюбители знают, что не рекомендуется буксировать автомобили с автоматической коробкой передач, а также не рекомендуется выступать в качестве буксира, если на вашем автомобиле АКПП. Связано это с тем, что при буксировке автомобиля может идти перегрев АКПП и повышаться износ коробки;
  • Пробуксовка. Еще одна проблема, которая серьезно вредит коробке АКПП. Если машина на месте буксует на высоких оборотах, это ведет к сильному нагреву коробки.

Обратите внимание: На многих современных автомобилях установлена защита от перегрева АКПП, и коробка отключается при критическом нагреве.

Для полноценной эксплуатации автотранспортного средства используется ряд рабочих смазочных жидкостей, которые позволяют обеспечить исправную работу всех систем машины. Одной из таких систем является трансмиссия, для которой применяется специализированное автомобильное масло. Оно используется для смазки зубчатых соединений, которые есть в ручных КПП, а также для механизмов рулевого управления, ведущих мостов и раздаточных коробок.

Сегодня существует две разновидности «трансмиссионки»:

  • для использования в МКПП (механических коробках передач);
  • для передне- и заднеприводных машин с АКПП (автоматической коробкой передач). Также этот тип масла применяется для гидроусилителей руля (ГУР).

Вторая категория смазывающих жидкостей позволяет снять механические нагрузки, эффективно смазывает элементы, отводит тепло, продукты коррозии и микро-абразивные частицы в наиболее изношенных частях. Масла для коробок «автоматов» передают механическую энергию во все комплексы гидромеханической трансмиссии. К этой категории смазочных материалов предъявляются самые строгие требования (если сравнивать с маслами для МКПП).

В качестве основы для трансмиссионных масел используются минеральные, синтетические и полусинтетические материалы. Также как и для моторного масла, при выборе «трансмиссионки» учитываются классификации нефтепродуктов исходя из которых можно определить такие показатели, как вязкость и качество смазывающего материала. Рассмотрим эти стандарты подробнее.

Классификация вязкости трансмиссионного масла по SAE

Индекс SAE, указывающий вязкость трансмиссионного масла, был разработан в Американском Обществе Инженеров. Этот стандарт получил широкое распространение по всему миру и сегодня при определении классификации вязкости моторного масла для ведущих мостов и МКПП применяется спецификация SAE J306. По этой квалификации также определяется температурный диапазон, при котором допустимо применение того или иного смазочного материала.

Самая низкая и самая высокая температура, при которой можно эксплуатировать автомобиль имеет свой предел, который оценивается:

  • по температуре, при которой вязкость жидкости по Брукфильду доходит до показателя 150 000 сП (сантипуазов);
  • по температуре, при которой кинематическая вязкость «трансмиссионки» определяется при температуре 100 градусов.

Благодаря этому удается определить нагрузку (приблизительную) с которой сможет справиться защитная масляная пленка.

По стандартам SAE трансмиссионные масла делятся на аналогичные с моторными смазками категории:

  • зимние (W, Winter): 70w, 75w, 80w, 85w;
  • летние (без индекса): 80, 85, 140, 250.

Всесезонные жидкости имеют обе маркировки, например, SAE 75w-85. Такие масла можно использовать на протяжении всего года. Как видите, в этом плане «трансмиссионки» схожи с моторными маслами, но это не означает, что эти нефтепродукты используются в одинаковых условиях и имеют одинаковые показатели. Это же касается и вопросов о том, можно ли заливать «трансмиссионку» в двигатель и наоборот. Моторное масло допустимо использовать для КПП, но трансмиссионную жидкость заливать в мотор нельзя.

Таблица температурных диапазонов окружающего воздуха, в которых можно применять трансмиссионные масла. Указаны наиболее часто применяемые виды масел

Минимальная температура, при которой обеспечивается смазка узлов, °С Класс по SAE Максимальная температура окружающей среды, °С
-40 75W-80 35
-40 75W-90 35
-26 80W-85 35
-26 80W-90 35
-12 85W-90 45

Классификация вязкости трансмиссионного масла по API

По системе API GL масла подразделяются на классы качеств. Основными признаками классификации являются конструкция и условия работы передачи, дополнительными признаками — содержание противоизносных и противозадирных присадок.

Классификация описана в документе API «Обозначение эксплуатационных смазочных масел для коробок передач ручного управления и для мостов. Публикация API 1560, февраль 1976 г.» (API Publication 1560, Lubricant Service Designation for Automotive Manual Transmissions and Axles, February 1976). Классы качества по API:

GL-1

  • Масла для передач, работающих в легких условиях.
  • Состоят из базовых масел без присадок. Иногда добавляются в небольшом количестве антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии, легкие депрессорные и противопенные присадки.
  • Предназначены для спирально-конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин.

GL-2

  • Содержат противоизносные присадки.
  • Предназначены для червячных передач транспортных средств.
  • Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.

GL-3

  • Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
  • Содержат до 2.7% противоизносных присадок.
  • Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей.
  • Не предназначены для гипоидных передач.

GL-4

  • Масла для передач, работающих в условиях разной тяжести — от легких, до тяжелых.
  • Содержат 4,0% эффективных противозадирных присадок.
  • Предназначены для конусных и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста.
  • Масла API GL-4 предназначены для несинхронизированных коробок передач Североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов (коммерческих автомобилей), для главных и других передач всех автотранспортных средств. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе. В таком случае на этикетке или в листе данных масла должны быть надписи о таком предназначении и подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.

GL-5

  • Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях.
  • Содержат до 6,5% эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок.
  • Основное предназначение — для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей.
  • Применяются как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробки передач).
  • Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
  • Могут применяться для дифференциала повышенного трения, если соответствуют требованиям спецификаций MIL-L-2105D (в США) или ZF TE-ML-05 (в Европе). Тогда обозначение класса имеет дополнительные знаки, например, API GL-5+ или API GL-5 SL.
  • Масла для наиболее загруженных передач, работающих в очень тяжелых условиях (большие скорости скольжения и значительные ударные нагрузки).
  • Содержат до 10% высокоэффективных противозадирных присадок.
  • Предназначены для гипоидных передач со значительным смещением осей.
  • Соответствуют наивысшему уровню эксплуатационных свойств.
  • В настоящее время класс GL-6 больше не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо удовлетворяет наиболее строгие требования.

Новые классы API

MT-1

  • Масла для высоконагруженных агрегатов.
  • Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов).
  • Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.

PG-2 (проект)

  • Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники.
  • Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.

Классификация вязкости трансмиссионного масла по ГОСТ

В РФ существует своя классификация, которая также применяется при определении характеристик трансмиссионного масла, а именно ГОСТ 17479.2-85, этот стандарт был введен как для моторных масел, так и для «трансмиссионнок». Он включает в себя критерии вязкости, которые делятся на четыре класса: 9, 12, 18 и 34. Также он включает показатель качества нефтепродукта, который делится на пять групп, по градации каждая группа соответствует стандарту качества API, например, ТМ-1 (трансмиссионное масло) равняется GL-1, ТМ-2 - GL-2 и так далее.

Таким образом, если перед нами маркировка ТМ-5-18, то последняя цифра будет указывать на кинематическую вязкость жидкости.

Согласно ГОСТ 23652-79 существуют следующие марки трансмиссионных смазочных жидкостей исходя из показателей вязкости:

  • ТЭп-15 - изготавливаются на основе экстракта остаточных и дистилляторных масел. Обладают противоизносными и депрессорными присадками.
  • ТСп-10 - содержат противозадирные, депрессорные и антипенные присадки. Используются такие масла для тяжело нагруженных передач.
  • Тап-15В - изготавливается путем смешения экстрактов остаточных масел фенольной очистки с дистиллятными маслами. Содержат противозадирные и депрессорные присадки.
  • ТСп-15К - содержит противозадирные, противоизносные, депрессорные и антипенные присадки. Применимы для большегрузных машин, например, для КАМАЗов.
  • ТСп-14 гип - включает в свой состав противозадирные, антиокислительные, депрессорные и антипенные присадки. Используется для гипоидных передач автомобилей грузового типа.
  • ТАД-17и - универсальные жидкости, которые изготавливаются на минеральной основе. Содержат многофункциональные серофосфоросодержащие, депрессорные и антипенные присадки.

Помимо вязкости, при выборе смазочного материала необходимо обратить внимание на классификации эксплуатационных характеристик (API - США или ZF - европейский стандарт), а также на плотность масла трансмиссионного. Например, для масла ТЭп-15 показатель плотности при 20 градусах составит не более 0,950 г/см3.

Все эти свойства могут измениться после продолжительного срока хранения смазочной жидкости для КПП. Поэтому необходимо помнить о таких моментах, как: срок годности трансмиссионного масла.

Условия хранения трансмиссионного масла

Смазочные составы для КПП имеют свой гарантийный срок, который составляет 5 лет, и в некоторых случаях 3 года. По истечении этого периода присадки, содержащиеся в жидкости теряют свои свойства и соответственно такое просроченное масло не будет отвечать необходимым требованиям.

Стоит отметить, что период 3-5 лет обозначает срок хранения автомобильного масла в неоткрытой таре. Если же вы уже вскрыли бутылку, то срок хранения жидкости будет зависеть от многих условий. Чтобы состав дольше оставался действенным необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • не допускать перепадов температурных режимов, жидкость нужно хранить при постоянной температуре, не превышающей 20 градусов;
  • масло должно храниться в хорошо проветриваемом помещении, вдали от прямых солнечных лучей;
  • не рекомендуется переливать смазочный материал в другую тару, лучше хранить в заводской канистре, с плотно закрытой крышкой;
  • не замораживать «трансмиссионку» ни при каких обстоятельствах.

При соблюдении этих условий масло будет храниться весь заявленный срок.

Некоторые автолюбители «оживляют» просроченное масло специальными присадками. Делать это не рекомендуется, так как в жидкости могут остаться «живые» присадки и при таком смешении их количество изменится, что, в свою очередь, уже не будет отвечать нормам. Кроме этого, новые компоненты могут вступить в химическую реакцию со старыми присадками, в результате чего их свойства будут непредсказуемыми.

Многие ошибочно считают что если «трансмиссионка» изменила свой цвет, то это является основным признаком непригодности жидкости. Это не всегда так. Дело в том, что в процессе производства главным параметром являются смазывающие характеристики состава, поэтому некоторое отклонение в цвете или запахе допустимо. Однако, если изменился не только цвет, но и появился темный кристаллический осадок, а само масло помутнело, то такой продукт заливать нельзя.

Также стоит сказать, что хранение трансмиссионного или моторного масла в бочке или системе автомобиля - это две разные вещи. Во втором случае, смазка постоянно находится в контакте с окружающей средой, в результате чего возникают окислительные процессы и появляются различные отложения. Поэтому даже если вы залили новое масло в авто без пробега, то это не означает что менять его можно лет через 5. Плановая замена масла для КПП зависит от эксплуатационных условий, но специалисты рекомендуют менять жидкость каждые 70 000 км при нормальной работе системы и через 25 000 км при езде в особых условиях (жара, холод, полная загрузка и так далее).

В заключении

В некоторых марках машин не предусмотрена плановая замена «трансмиссионнки», но, тем не менее, рекомендуется проверять уровень жидкости еженедельно.

Автоматическая коробка передач автомобиля управляется электрогидравлической системой. Сам процесс переключения передач в АКПП происходит за счет давления рабочей жидкости, а управление режимами работы и регулировку потока рабочей жидкости при помощи клапанов осуществляет электронный блок управления. При работе последний получает необходимую информацию от датчиков, которые считывают команды водителя, текущую скорость движения автомобиля, рабочую нагрузку на двигатель, а также температуру и давление рабочей жидкости.

Виды и принцип работы датчиков АКПП

Основной целью системы управления АКПП можно назвать определение оптимального момента, в который должно произойти переключение передачи. Для этого необходимо учесть множество параметров. Современные конструкции оснащены динамической программой управления, позволяющей подбирать соответствующий режим в зависимости от условий эксплуатации и текущего режима движения автомобиля, определяемых датчиками.

В автоматической коробке передач основными являются датчики скорости (определяющие частоту вращения на входном и на выходном валах КПП), датчики давления и температуры рабочей жидкости и датчик положения селектора (ингибитор). Каждый из них имеет свою конструкцию и предназначение. Также может использоваться информация и от других датчиков автомобиля.

Датчик положения селектора

Датчик положения рычага селектора

При изменении положения селектора выбора передач его новую позицию фиксирует специальный датчик положения селектора. Полученные данные передаются на электронный блок управления (зачастую он отдельный для АКПП, но при этом имеет связь с ЭБУ двигателя автомобиля), который запускает соответствующие программы. Это приводит гидравлическую систему в действие согласно выбранному режиму движения («P(N)», «D», «R» или «M»). В инструкциях к автомобилям данный датчик часто обозначается как «ингибитор». Как правило, датчик находится на валу селектора коробки передач, которая, в свою очередь, располагается под капотом автомобиля. Иногда для получения информации он соединен с приводом золотникового клапана выбора режимов движения в гидроблоке.

Датчик положения селектора АКПП можно назвать «многофункциональным», поскольку сигнал с него также используется для включения огней заднего хода, а также для контроля работы привода стартера в режимах «P» и «N». Существует множество конструкций датчиков, определяющих положение рычага селектора. В основе классической схемы датчика используется потенциометр, который изменяет свое сопротивление в зависимости от положения рычага селектора. Конструктивно он представляет собой набор резистивных пластин, по которым перемещается подвижный элемент (ползунок), который связан с селектором. В зависимости от положения ползунка будет изменяться сопротивление датчика, а значит, и выходное напряжение. Все это находится в неразборном корпусе. При возникновении неисправностей датчик положения селектора можно прочистить, открыв путем высверливания заклепок. Однако настроить ингибитор для повторной работы достаточно сложно, поэтому проще просто заменить неисправный датчик.

Датчик скорости

Датчик скорости

Как правило, в автоматической коробке передач устанавливаются два датчик скорости. Один фиксирует частоту вращения входного (первичного) вала, второй измеряет частоту вращения выходного вала (для переднеприводной коробки передач — это скорость вращения шестерни дифференциала). ЭБУ АКПП использует показания первого датчика для определения текущей нагрузки на двигатель и подбора оптимальной передачи. Данные же со второго датчика применяются для контроля работы коробки передач: насколько правильно были выполнены команды блока управления и была включена именно та передача, которая была необходима.


Устройство датчика Холла и форма его сигнала

Конструктивно датчик скорости представляет собой магнитный бесконтактный датчик, основанный на эффекте Холла. Датчик состоит из постоянного магнита и интегральной микросхемы Холла, расположенных в герметичном корпусе. Он фиксирует частоту вращения валов и генерирует сигналы в форме импульсов переменного тока. Для обеспечения работы датчика на валу устанавливается так называемое «импульсное колесо», имеющее фиксированное число чередующихся выступов и впадин (довольно часто эту роль исполняет обычная шестерня). Принцип работы датчика заключается в следующем: при прохождении зуба шестерни или выступа колеса через датчик изменяется создаваемое им магнитное поле и, согласно эффекту Холла, вырабатывается электрический сигнал. Далее он преобразуется и направляется в блок управления. Низкий сигнал соответствует впадине, а высокий — выступу.

Основными неисправностями такого датчика являются разгерметизация корпуса и окисление контактов. Характерной особенностью является то, что данный датчик нельзя «прозвонить» при помощи мультиметра.

Реже в качестве датчиков скорости могут использоваться индуктивные датчики частоты вращения. Принцип их работы заключается в следующем: при прохождении через магнитное поле датчика зуба шестерни коробки передач в катушке датчика возникает напряжение, которое в форме сигнала передается блоку управления. Последний с учетом числа зубьев шестерни рассчитывает текущую скорость. Визуально индуктивный датчик внешне очень похож на датчик Холла, но имеет существенные отличия по форме сигнала (аналоговый) и условиям работы — он не использует опорное напряжение, а вырабатывает его самостоятельно за счет свойств магнитной индукции. Данный датчик можно «прозвонить».

Датчик температуры рабочей жидкости

Датчик температуры АКПП

Уровень температуры рабочей жидкости в коробке передач оказывает существенное влияние на работу фрикционных муфт. А потому для защиты от перегрева в системе предусмотрен датчик температуры АКПП. Он представляет собой терморезистор (термистор) и состоит из корпуса и чувствительного элемента. Последний изготавливается из полупроводника, который изменяет свое сопротивление при различных температурах. Сигнал с датчика передается блоку управления АКПП. Как правило, он представляет собой линейную зависимость напряжения от температуры. Показания датчика можно узнать только при помощи специального диагностического сканера.

Датчик температуры может устанавливаться в картере трансмиссии, но чаще всего он встроен в жгут проводов внутри АКПП. При превышении допустимой температуры работы ЭБУ может принудительно снизить мощность, вплоть до перехода коробки передач в аварийный режим.

Датчик давления

Для определения интенсивности циркуляции рабочей жидкости в автоматической коробке передач в системе может быть предусмотрен датчик давления. Их может быть несколько (для различных каналов). Измерение осуществляется путем преобразования давления рабочей жидкости в электрические сигналы, которые подаются в электронный блок управления КПП.

Датчики давления бывают двух типов:

  • Дискретные — фиксируют отклонения режимов работы от заданной величины. При нормальном режиме работы контакты датчика соединены. Если давление в месте установки датчика ниже требуемого, контакты датчика размыкаются, а блок управления АКПП получает соответствующий сигнал и передает команду на повышение давления.
  • Аналоговые — преобразуют уровень давления в электрический сигнал соответствующей величины. Чувствительные элементы таких датчиков способны изменять сопротивление в зависимости от степени деформации под действием давления.

Вспомогательные датчики управления АКПП

Помимо основных датчиков, относящихся непосредственно к коробке передач, ее электронный блок управления также может использовать информацию, полученную из дополнительных источников. Как правило, это следующие датчики:

  • Датчик педали тормоза — его сигнал используется при блокировке селектора в позиции «Р».
  • Датчик положения педали газа — устанавливается в электронной педали акселератора. Он необходим для определения текущего запроса режима движения со стороны водителя.
  • Датчик положения дроссельной заслонки — расположен в корпусе заслонки. Сигнал с этого датчика показывает текущую рабочую нагрузку двигателя и оказывает влияние на выбор оптимальной передачи.

Совокупность датчиков АКПП обеспечивает ее правильную работу и комфорт при эксплуатации автомобиля. При возникновении неисправностей датчиков нарушается баланс системы, о чем водителя незамедлительно предупредит бортовая система диагностики (т.е. на комбинации приборов загорится соответствующая «ошибка»). Игнорирование сигналов о неисправности может повлечь за собой серьезные проблемы в основных узлах автомобиля, поэтому при обнаружении неисправностей рекомендуется сразу обращаться в специализированный сервис.

Самая популярная автоматическая коробка передач, это обычный автомат, сокращенно — АКПП. Это достаточно надежные агрегаты (особенно варианты). Но у них есть несколько слабых мест и если не соблюдать правила эксплуатации, тогда вы можете очень быстро «угробить» эту трансмиссию, а стоимость новой или ремонт этой, это просто ОГРОМНЫЕ деньги! Одной из губительных причин, является перегрев. Именно про него я сегодня и хочу поговорить подробнее. Как обычно будет текстовая версия + видео. Так что читаем смотрим …


Перегрев очень быстро может вывести вашу АКПП из строя, причем перегрев может быть даже не заметным и при невысоких оборотах в городе (например, передвигаетесь в щадящих режимах), вы его даже не заметите, а когда автомат начнет пинаться тогда уже будет поздно. Сегодня мы поговорим о причинах и симптомах, ну и о последствиях тоже.

Нормальная температура АКПП

Автомат нагревается от трансмиссионного масла (оно специальное, называется — ). Эта жидкость является передающим звеном — если сказать простыми словами оно передает от двигателя, колесам. Происходит все это в гидротрансформаторе, когда одна турбина (турбинное колесо) условно привязанное к двигателю, передает напор масла другой турбине, которая привязана к трансмиссии.

Как вы понимаете — нагревается именно масло, а не сама АКПП, а уже это тепло разогревает все остальное.

Для того чтобы нивелировать избыточный нагрев жидкости в автомате, ее пропускают через радиатор охлаждения, именно из-за этого не происходит разрушительного нагрева.

Стоит отметить, что нормальная температура масла внутри автоматической трансмиссии находится в пределах 65 – 95 градусов Цельсия. Если температура переваливает за 100, а тем более за 110 градусов, то уже нужно думать и смотреть. Иначе поломки рядом

А теперь давайте подумаем, какие могут быть причины, по которым перегревается автомат.

Причины перегрева

Причины зачастую банальны и каждый может с ними столкнуться:

  • Забит радиатор охлаждения . Обычно он отдельный, располагается рядом с основным радиатором охлаждения двигателя. Со временем он может забиваться пухом, грязью, насекомыми и т.д. ВАЖНО! Чистить его каждый год (хотя бы промывать не очень сильными струями воды)

  • Давно не меняли масло . Скажем, катались 150 – 200 000 км и никогда не залазили в АКПП. Накапливается ОЧЕНЬ большое количество грязи, и она уже может изнутри также забить радиатор охлаждения. ATF жидкость не будет циркулировать, вот вам и перегрев

  • Буксировка автомобиля или прицепа . От большой тягаемой массы, также может идти перегрев и больший износ
  • Пробуксовка . Застряли в грязи, песке или снегу. Если вы буксуете на одном месте, обороты высокие, идет капитальный разогрев АКПП. НА многих автомобилях даже стоит система защиты от перегрева, она отрубает автомат после критического нагрева, у вас появляется индикатор на приборной панели

Есть еще одна причина, но это как я называю запланированное старение. Смысл здесь вот в чем – на некоторых автомобилях радиатор АКПП и основной для двигателя совмещенные. НО зачастую сейчас моторы могут быть высокотемпературные, что

Если вы не таскаете прицепы сзади, и не буксуете в грязи. То для вас важно промывать радиатор и менять вовремя масло внутри

Последствия перегрева

Для автоматической коробки последствия самые плачевные? Опять же пробежимся по пунктам:

  • Масло (или ATF жидкость) . Ее рабочая температура (у самой лучшей) примерно до 130 градусов Цельсия. Если разогрев идет выше, то она банально теряет свои свойства и может даже пригорать. А от такого пригорания, может выпадать осадок, забивая многие рабочие части — соленоиды, гидроблок и т.д. Как минимум работоспособность вашей коробки нарушится
  • Фрикционные диски (или фрикционы). Я уже писал про них , они есть как твердые (обычно металл) так и мягкие (может быть прессованный картон и прочие пропитанные виды специальной бумаги). Так вот «мягкие» фрикционы, от излишне высоких температур банально могут разрушаться.

  • Соленоиды. Если сказать простыми словами, то это специализированные клапана, которые открывают поток масла до пакета того или иного пакета фрикционных дисков, смыкая или размыкая их. Так вот сейчас соленоиды могут быть на 50% из пластика, и высокая температура может их банально разрушить

  • Проводка. Зачастую до соленоидов, могут идти специальные провода управления, так вот от высоких температур, они также могут оплавляться и разрушаться.

Вот такие последствия могут быть от перегрева автомата, так что его нужно контролировать

Симптомы перегрева

В самом начале, всем владельцам автомобилей с , я советую купить так называемый (про него я подробно писал, перейдите по ссылке). Можно установить на свой телефон программу TORQUE, ELM327 установить в разъем OBD2 и считывать показания многих параметров, в том числе и температуры автоматической коробки передач. Далее узнаете свои крайние характеристики разогрева (бывает в ремонтных мануалах) и смотрите на показания через «ЕЛМКУ». Если все нормально, тогда ОК. Если превышение, ищем причины

Симптомы могут быть:

  • Толчки при переключении
  • Запах горелого масла
  • Плохо переключаются передачи
  • Переключение происходит при высоких оборотах
  • Постоянно загорается индикатор перегрева, особенно после нескольких резких стартов
  • В самых тяжелых случаях могут вообще не включаться передачи

Как видите ничего веселого.