Табель положенности ПТВ на основном пожарном автомобиле. В.2

"Об утверждении Норм табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года"

В целях реализации Концепции совершенствования пожарных автомобилей и их технической эксплуатации в системе Государственной противопожарной службы МЧС России, утвержденной приказом МЧС России от 31.12.2002 N 624, приказываю: Утвердить прилагаемые Нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года.

Министр СК Шойгу

табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года

Условные обозначения

Пожарный автомобиль (ПА),

пожарная автоцистерна (АЦ),

пожарная автоцистерна для Севера (АЦ (С)),

пожарная автоцистерна бронированная (АЦ (Б)),

пожарная автоцистерна с лестницей (АЦЛ),

пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником (АЦПК),

пожарный автомобиль порошкового тушения (АП),

пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ),

пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ),

пожарный автомобиль газового тушения (АГТ),

пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ),

пожарный микроавтомобиль (МАП),

пожарный автомобиль первой помощи (АПП),

пожарный автомобиль первой помощи для Севера (АПП (С)),

пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР),

пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД),

пожарная автонасосная станция (ПНС),

пожарный пеноподъемник (ППП),

пожарно-спасательный автомобиль (АПС),

пожарно-спасательный автомобиль с лестницей (АПСЛ),

пожарный аэродромный автомобиль (АА),

пожарная автолестница (АЛ),

пожарный автоподъемник (АПК),

пожарная автолестница с цистерной (АЛЦ),

пожарный автоподъемник с цистерной (АПКЦ),

пожарный аварийно-спасательный автомобиль (АСА),

пожарный аварийно-спасательный автомобиль модульной комплектации (АСА МК),

пожарный водозащитный автомобиль (АВЗ),

пожарный автомобиль связи и освещения (АСО),

пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ),

пожарный автомобиль дымоудаления (АД),

пожарный рукавный автомобиль (АР),

пожарный штабной автомобиль (АШ),

пожарная автолаборатория (АЛП),

пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи (АПРСС),

автомобиль диагностики пожарной техники (АДПТ),

пожарный автомобиль-база ГДЗС (АБГ),

пожарный автомобиль технической службы (АПТС),

автомобиль отогрева пожарной техники (АОПТ),

пожарная компрессорная станция (ПКС),

пожарный оперативно-служебный автомобиль (АОС),

пожарно-технический автомобиль (AT),

пожарные контейнеры (КП),

пожарный прицеп (ПП).

В зависимости от величины допустимой полной массы ПА делятся на 3 класса: легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (включительно) (L-класс), средние с полной массой от 7501 до 14000 кг (включительно) (М-класс), тяжелые с полной массой от 14001 кг и более (S-класс).

Таблица 1

" Комплектуется у потребителя (в пожарных частях).

"(1) В АЦ и АПС предусматривается дополнительное место размещения СИЗОД с учетом конкретной модели ПА.

"(2) Комплектация АЦ (С) и АПП (С) пожарными морозостойкими рукавами типа "Стандарт".

"(3) Комплектация АЦ электрическим генератором и необходимым ПТВ возможна при расширенной комплектации ПА.

"(4) Медицинский набор входит в комплектацию санитарного чемодана, перечень комплектации медицинского набора размещен в приложении к таблицам.

Примечания:

1. В боевом расчете должны находиться справочники гидрантов и планшеты водоисточников соседних подразделений. В подразделениях, где в боевом расчете вместо рукавов диаметром 89 мм находятся рукава диаметром 77 мм, их количество должно соответствовать указанному в табеле, кроме этого, вместо разветвления 89 x 66 x 66 x 66 должно быть разветвление 77 x 51 х 66 х 51.

2. Расширенная комплектация пожарного аэродромного автомобиля (АА) определяется по требованию заказчика.

Номенклатура (перечень) ПТВ, возимого на АЦ, включает более 50 наименований различных приспособлений и устройств. На других ПА, например автомобилях специального применения, перечень ПТВ значительно меньше.

ПТВ на пожарных автомобилях используется крайне неравномерно. Частота его применения на АЦ изменяется в очень широких пределах. Так, пожарные насосы включаются в работу на всех пожарах. Рукава всасывающие, в зависимости от их диаметра и развития водопроводной сети в городах, используются на 4–10 % всех пожаров. Пожарные напорные рукава диаметром 51 мм применяют на 80 % пожаров, а диаметром 77 мм – только на 20 % пожаров; а гидроэлеватор, например, – только на 1,1 % всех случаев тушения пожаров.

Различные образцы ПТВ различаются по массе, размерам и занимаемым ими объемам. Так, масса комплекта пожарных рукавов на
АЦ-40(131)137 составляет 270 кг, а объем, занимаемый ими, равен 35–40 % объема отсеков. Масса колонки пожарной равна 18 кг, а габаритные размеры находятся в пределах 430х190х1090 мм, пеносмесители различного
типа имеют массу 4,6–6 кг при длине 420–520 мм, стволы различного назначения при длине до 450 мм имеют массу до 2 кг и т.д. Общая масса
возимого и снимаемого с ПА пожарно-технического вооружения находится в пределах 500–700 кг.



Например, на АЦ-40(131)153 в правых отсеках масса ПТВ была равна 250 кг, в левых – 200 кг и на крыше – 300 кг. Такое же распределение по массе реализовано на АЦ, установленной на шасси Урал-5556.

Размещение ПТО должно удовлетворять ряду требований: способствовать уменьшению времени развертывания ПА, не снижать его оперативной подвижности, его крепление и размещение должны быть травмобезопасными.

При размещении ПТВ в отсеках АЦ следует учитывать возможности:

группировки элементов ПТВ по их функциональному назначению;

применения (на сколько оно важно для выполнения определенной группы операций);

оптимального размещения по конфигурации ПТВ, его массе, геометрическим размерам;

последовательного использования, согласно которому оно применяется при организации работы;

частоты использования (в соответствии с этим элементы, наиболее часто используемые, должны находиться в самых удобных местах);

рациональной доступности оборудования для пожарных различного роста.

Эти принципы (или возможности) трудно согласовать между собой. Поэтому при разработке схемы размещения ПТВ на АЦ должен быть разумный компромисс.

Для обеспечения оптимальной оперативной подвижности и безопасного движения ПА необходимо массу пожарной надстройки (25 % от общей массы ПА), включающей и ПТВ, размещать так, чтобы выполнялись два условия. Прежде всего, необходимо, чтобы нагрузка на управляемую ось составляла не менее 25 % от полной массы ПА. Кроме того, нагрузки на колеса правого и левого бортов должны быть равными с отклонением ±1 %.

Учитывая влияние ПТВ на технические возможности ПА, запрещается самовольное, необоснованное переукомплектование ПТВ пожарных автомобилей и изменение его размещения в них.

Вопрос 4. Табель положенности АЦ и АНР. Закрепление пожарного оборудования за личным составом караула.

Опись ПТВ на АЦ-40; АНР- 60-800(43112)

№п\п Наименование АЦ- 40 АНР- 60-800(43112)
Багор металлический длиной 2,5 м.
Веревка спасательная ВПС-30 в чехле
Генератор ГПС- 600
Генератор ГПС- 200
Головки соединительные ГП 66х51
Головки соединительные ГП 77х51
Задержка рукавная
Инструмент для резки арматуры
Кувалда кузнечная весом 5 кг
Ключ- 150
Ключ- 80
Ключ торцевой для открывания гидрантов
Гидроэлеватор Г-600
Крюк для открывания крышек гидрантов
Крюк пожарный легкий
Колонка пожарная КП
Колодка противооткатная
Комплект инструмента колонщика, том числе: - молоток слесарный; - зубило; - зажимы рукавные; - кольца уплотнительные рукавные; ф –51 ф- 66 ф- 77 ф- 89
Лестница трех коленная Л- 60
Лестница штурмовая ЛШ
Лестница- палка ЛП
Лом легкий
Лом тяжелый
Лом лом универсальный
Лом с шаровой головкой
Лопата штыковая
Лопата совковая
Мостки рукавные
Огнетушитель ОП-5
Огнетушитель ОП-10
Устройство для отогрева рукавов в комплекте с паяльной лампой (1шт.) (в сут. запасе)
Пила двуручная в футляре
Пила- ножовка по дереву в деревянном футляре
Разветвления РТ-77
Разветвления РТ-66
Распылитель веерный РВ- 12
Рукав всасывающий ф- 125, длиной 4м
Рукав напорный для работы от гидранта ф- 77, длиной 4м
Рукав напорный ф- 66, длиной 1м
Рукав напорный ф- 89мм, длиной 20м
Рукав напорный ф- 77мм, длиной 20м
Рукав напорный ф- 66мм, длиной 20м
Рукав напорный ф- 51мм, длиной 20м
Рукав всасывающий ф- 30мм, длиной 4м
Сапоги резиновые 5 пар 5 пар
Сетка всасывающая СВ- 125 с тросом длиной 10м
Ствол комбинированный РСК-50
Ствол ОРТ- 50
Ствол ОРТ- 50А
Ствол воздушно- пенный СВПМ- 4
Ствол лафетный переносной (с двумя насадками)
Топор плотницкий
Топор большой пожарный
УСПИ КСС
Переходник ГП 77х89
Ствол ОРТ – 50к
Огнетушитель СОТ- 5
Разветвление 3-х ходовое/ 4-х ходовое
Теплоотражательные костюмы
Диэлектрический комплект
Фонарь ФОС
Фонарь ФПО
Головки соединительные ГП 77х66
Теплоотражательный костюм
Разжим кусачки типа «Вебер»
Аварийно- спасательный инструмент ИРАС
Бензорез
Водосборник ВС-125
Ножницы механические для резки арматуры
Зажимы рукавные
Лента оградительная 250 м. 250 м.
Аптечка медицинская
Сумка связного

Основными элементами пожарной автоцистерны являются:

§ базовое шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения водителя и расчета;

§ кабина для размещения расчета в виде отдельного модуля;

§ отсеки кузова для размещения насосной установки и ПТВ;

§ сосуды для огнетушащих веществ (ОТВ);

§ насосная установка с коммуникациями;

§ дополнительные трансмиссии привода насосной установки;

§ пожарный лафетный ствол;

§ дополнительное электрооборудование;

§ система дополнительного охлаждения двигателя;

§ система обогрева салона.

В зависимости от назначения и конструктивного исполнения АЦ могут быть оборудованы дополнительными устройствами при отсутствии одной или нескольких из перечисленных выше составных частей.

Для изготовления отечественных пожарных автоцистерн в настоящее время производители применяют автомобильные шасси обычной (4×2, 6×4) или повышенной (4×4, 6×6, 8×8) проходимости таких автопредприятий как ЗИЛ, Урал, КамАЗ, ГАЗ, МАЗ в стандартном исполнении.

При этом основные части автомобилей – двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизм управления сохраняются. Однако в некоторые из них вносятся изменения для облегчения надежной работы пожарного оборудования и основных агрегатов. Так, двигатель, работая на насос в летнее время в стационарном режиме, может перегреваться. Поэтому в систему охлаждения вводят дополнительный теплообменник, соединенный трубами с пожарным насосом.

Разрежение в полости центробежного насоса при всасывании воды в случае забора ее из посторонней емкости зачастую осуществляется с помощью газоструйного вакуум-аппарата. Оно создается отработавшими газами двигателя, которые также используются в зимнее время для обогрева насосного отделения и воды в цистерне. Выпускные трубы, глушитель и батареи обогрева образуют систему отработавших газов двигателей пожарных автомобилей.

Существенные изменения вносят в электрооборудование автомобиля. В него дополнительно включаются приборы освещения (кабина расчета, отсеки кузовов, насосного отделения, а также площадки около него), световая и звуковая сигнализация и контрольно-измерительные приборы.

С кабиной водителя, как правило, жестко соединяют цельнометаллическую кабину расчета. В средней части шасси, за кабиной расчета монтируют цистерну для воды. На кронштейнах, приваренных к опорам цистерны, устанавливают стальной кузов. В отсеках кузова и на крыше автомобиля размещают пожарное оборудование. Специальными хомутами к элементам кузова закрепляют баки для пенообразователя, которые, как правило, изготавливают из нержавеющих сталей.

Огнетушащие жидкости на автоцистерне подаются насосной установкой. Она включает: пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель и вакуумную систему. Насосные установки могут размещаться сзади пожарного автомобиля или посередине. Передача мощности от двигателя к насосу осуществляется через дополнительную трансмиссию, которая состоит из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности устанавливается вместо крыши коробки передач или является самостоятельным механизмом. В случае заднего расположения установки для удобства управления двигателем и трансмиссией дублируются приводы управления сцеплением и дроссельной заслонкой карбюратора (или рейкой ТНВД). Таким образом, изменение режимов работы насоса можно производить или из кабины водителя, или из насосного отделения.

Пожарные насосно-рукавные автомобили АНР сходны с автоцистернами, но на них отсутствует цистерна для воды. За счет ликвидации цистерны увеличены кабина расчета и вывозимый запас напорных рукавов. В таблице 2.1 представлены основные технические данные некоторых основных ПА общего применения.

Наиболее массовыми пожарными автоцистернами в настоящее время являются АЦ-40(431410)63Б и АЦ-40(131)137А.

Пожарная автоцистерна АЦ-40(431410)63Б (см. рис. 2.1 и 2.2) смонтирована на автомобильном шасси ЗИЛ-431410 с колёсной формулой 4×2.

1 - шасси; 2 - двигатель; 3 - кабина водителя; 4 – кабина боевого расчёта; 5 – цистерна; 6 - кузов пожарного автомобиля; 7 - отсеки кузова; 8 - бак для пенообразователя; 9 - пожарный насос. Рис. 2.1. Общий вид пожарной автоцистерны АЦ-40(431410)63Б

На автомобиле установлен V-образный восьмицилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель ЗИЛ-508 мощностью 110 кВт (150 л.с.). За трёхместной кабиной водителя располагается четырёхместная кабина расчёта, жёстко соединённая с первой. На ложементах, укреплённых через резиновые амортизаторы к раме шасси, за кабиной расчёта установлена цистерна с 2350 литрами воды.

Кузов пожарной автоцистерны представляет собой две цельнометаллические тумбы, которые располагаются вдоль цистерны и крепятся к ней кронштейнами. В задней части тумбы имеется отсек, где размещена насосная установка с контрольно-измерительными приборами, рычагами управления, а в верхней части бак для пенообразователя ёмкостью 165 литров.

Норма положенности пожарно-технического вооружения, оборудования и инвентаря на автоцистернах АЦ-40(43226), (43202), АЦ-40(130)63, АЦ-40(131):

N п/п Наименование вооружения и оборудования Ед. изм. Количество
АЦ-43226 АЦ-130 АЦ-131
1. Рукав всасывающий, дл.4 м, диам.125 мм шт
2. Рукав всасывающий, дл.4 м, диам.75 мм -"-
3. Рукав напорный, для работы от гидранта, дл. 5 м, диам.77мм -"-
4. Рукав напорный, дл.20м, диам.77мм -"-
5. То же, диам. 66 мм -«-
6. То же, диам. 51 мм -«-
7. Рукав всасывающий (дюритовый), дл. 4м, диам. 30мм -«-
8. Сетка для всасывающего рукава СВ-125, с веревкой длиной 12 м -«-
9. Разветвление 3-ходовое 66x51x66x51(77x51x66x51) -«-
10. Переходник (сборник) для работы от колонки 125x77x77 с заглушками шт.
11. Головка соединительная переходная 66x51 -«-
12. Головка соединительная переходная 77x51 -«-
13. Головка соединительная переходная 77x66 -«-
14. Задержка рукавная -«-
15. Комплект инструмента колонщика, в т.ч.
- молоток слесарный -«-
- зубило -«-
- зажимы рукавные -«-
- кольца уплотнительные рукавные:
диаметром 66 мм -«-
диаметром 77 мм -«-
- флажок сигнальный красный -«-
- сумка для инструмента колонщика -«-
16. Колонка пожарная -«-
17. Ключи для соединения всасывающих рукавов -«-
18. Ключ для открывания крышек гидрантов -«-
19. Гидроэлеватор Г-600 -«-
20. Ствол РСБ шт.
21. Ствол КРБ -«-
22. Ствол РСА -«-
23. Ствол воздушно-пенный СВПМ-4 -«-
24. Ствол лафетный стационарный -«- -
25. Ствол лафетный переносной -«- - -
26. Генератор пены средней кратности ГПС-600 -«-
27. Лестница трехколенная -«-
28. Лестница штурмовая -«-
29. Лестница-палка -«-
30. Багор металлический длиной 2,5 метра -«-
31. Лом легкий -«-
32. Лом тяжелый -«-
33. Лом с шаровой головкой -«-
34. Лом «универсальный» -«-
35. Кувалда кузнечная весом 5 кг -«-
36. Топор плотницкий -«-
37. Крюк пожарный легкий -«-
38. Лопата штыковая -«-
39. Пила-ножовка по дереву в деревянном футляре -«-
40. Ножницы для резки арматуры -«-
41. Комплект инструментов для резки электропроводов, в том числе:
- сумка для комплекта шт.
- ножницы с диэлектрич. Рукоятками -«-
- перчатки диэлектрические пара
- боты диэлектрические пара
- коврик диэлектрический шт.
42. Веревка спасательная, длиной 30 м в брезентовом чехле -«-
43. Веревка спасательная, длинной 60 м в брезентовом чехле -«-
44. СИЗОД -«-
45. Воздушные баллоны (резервные) -«-
46. Теплоотражательный костюм -"-
47. Электрический индивидуальный фонарь -"-
48. Электрический групповой фонарь -"-
49. Аптечка медицинская комп
50. Огнетушитель ОУ-5 шт.
51. Огнетушитель порошковый ОПУ-5 -"-
52. Опись пожарно-технического оборудования шт.
53. Комплект шоферского инструмента комп
54. Автомобильная радиостанция шт.
55. Переносная радиостанция -"-
56. Знак аварийной остановки -"-
57. Универсальный спасательный прибор индивид. -"-
58. СГУ -«-