Терморегуляция у новорожденных детей комаровский. Особенности терморегуляции детей грудного возраста


ГОУ ВПО «МПГУ»

Контрольная работа
Раздел 1 «Возрастная анатомия и физиология»
Вариант № 8
Тема: «Теплорегуляция. Возрастные особенности»

Работу выполнила студентка
дефектологического факультета
115 группы
Горностаева М.Д.

Работу проверила
Доц. Красноперова Н.А.

Москва,2011

Оглавление:

    Структуры, объединяющиеся для выполнения важной функции - поддержание постоянной температуры тела
    Механизмы теплорегуляции, изменения теплопродукции и теплоотдачи при снижении и повышении температуры окружающей среды.
    Химическая терморегуляция
    Физическая терморегуляция
    Гипертермия у детей и подростков.
    Вывод.
    Назовите структуры, объединяющиеся для выполнения важной
    функции - поддержание постоянной температуры тела.
    Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма животных и человека. Поддержание температуры тела в определенных пределах является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности организма.
    Поддержание постоянной температуры тела у человека осуществляется путем взаимодействия механизмов теплопродукции и теплоотдачи . Устойчивость внутренней температуры при этом обеспечивается функциональной системой, в которую включены терморецепторы кожи, сосудов, центры терморегуляции в мозге и эфферентные механизмы, регулирующие теплопродукцию и теплоотдачу. При повышении температуры крови усиливается теплоотдача - расширяются сосуды кожи, увеличивается потеря тепла конвекцией, излучением, путем испарения пота, одновременно тормозятся механизмы теплопродукции. При понижении температуры тела уменьшается теплоотдача за счет сужения сосудов кожи и уменьшения ее теплопроводности, растет теплопродукция за счет увеличения мышечной деятельности. В начале охлаждения увеличивается терморегуляторный мышечный тонус (несократительный термогенез), а при более глубоком охлаждении возникает и нарастает мышечная дрожь (сократительный термогенез). При длительных и регулярных охлаждениях включается механизм химической терморегуляции, обусловливающий усиление метаболизма клеток и рост теплопродукции.
    Наиболее интенсивно тепло образуется при работе мышц, печени и почек. В покое у человека 70% тепла вырабатывается внутренними органами, а 30% - за счет мышц, волокна которых даже в периоде полного покоя незаметно и очень слабо, но постоянно сокращаются. При физической работе теплообразование возрастает в несколько раз, и доля мышечной работы в этом процессе становится определяющей. Потеря тепла организмом происходит главным образом через кожу, в меньшей степени при дыхании, мочеиспускании и дефекации.
    Нормальная жизнедеятельность человека возможна в диапазоне всего в несколько градусов; понижение температуры тела ниже 36° и повышение выше 40-41° одинаково опасно и сопровождается тяжелыми последствиями для организма (такими как замерзание, тепловой удар). Если каким-либо способом полностью прекратить теплоотдачу, то человек погибнет через 4-5 часов от перегрева. Поэтому основная задача температуры- это отведение тепла, теплоотдача.
    Необходимый баланс между образованием тепла и его отдачей поддерживается с помощью центральной нервной системы. Информация о температуре тела поступает в нее от периферии, терморецепторов, одни из которых воспринимают повышение температуры, другие - понижение ее. Наружные (периферические) рецепторы расположены в коже и реагируют на изменение ее температуры, связанное в основном с изменением температуры окружающей среды. Центр, рецепторы расположены в различных областях головного и спинного мозга и реагируют на изменение температуры внутренней среды и, в частности, крови, омывающей нервные центры.
    Центры теплорегуляции обеспечивают течение и координацию многочисленных и сложных процессов, обеспечивающих поддержание постоянной температуры тела. Большую роль в процессе теплорегуляции играет эндокринная система, находящаяся под контролем центральной нервной системы. В частности, гормоны щитовидной железы повышают интенсивность обменных процессов и, следовательно, теплообразование, а гормоны надпочечников усиливают окислительные процессы, суживают кожные сосуды, тем самым уменьшая теплоотдачу.
    Человек может сознательно помочь терморегуляторным механизмам, облегчив их работу. Для этой цели следует лишь подобрать одежду, соответствующую данной погоде. Особенно важно это для детей первых лет жизни, у которых механизмы теплорегуляции далеки от совершенства. Чрезмерное охлаждение или перегревание детского организма может наступить при таких температурах окружающей среды, которые не оказывают влияния на взрослого человека.
    Объясните механизмы теплорегуляции, изменения теплопродукции и теплоотдачи при снижении и повышении температуры окружающей среды.
    Постоянная температура тела поддерживается только при сохранении равновесия между процессами всего организма. Это осуществляется благодаря физиологическим механизмам колебания температур. Терморегуляцию можно разделить на химическую и физиологическую. Химическая терморегуляция осуществляется путём усиления или ослаблением интенсивность метаболической реакции. Физическая терморегуляция осуществляется путём изменения интенсивности отдачи тепла организмом.
    Химическая терморегуляция - имеет важное значение при понижении температуры тела. Усиление теплообразования происходит при отклонении от оптимальной температуры (зона комфорта 18° - 20°).Наиболее интенсивное теплообразование происходит в мышцах при физической нагрузке. Относительно не большая двигательная работа может приводить к увеличению теплообразования на 50%, а при тяжёлой работе мышц, в 5 раз.
    При охлаждении у человека, благодаря действия на холодные рецепторы, появляется дрожь, которая представляет собой беспорядочное непроизвольное сокращение мышц. Мышечная дрожь вызвана спазмом периферических сосудов,благодаря дрожи повышаются энергетические затраты, что влечёт за собой повышение теплообразования и соответственно температуры тела.
    Физическая терморегуляция - имеет особо важное значение в поддержании постоянства температуры тела в условиях повышения температуры окружающей среды. У человека теплообмен с окружающей средой включает:
    проведение,
    излучение,
    конвекцию,
    испарение.
    Перекос тепла путём проведения происходит, когда тело соприкасается с плотным субстратом. Величина потока проводимого тепла определяет температуру теплопроводности прилежанием субстрата. Теплоотдача путём излучения происходит в виде длинноволнового инфракрасного излучения испускаемого кожей. Оно зависит от разности температуры кожи и окружающей поверхности. Перекос тепла путём конвекции осуществляется, если кожа теплее окружающего воздуха. Примечательно к ней прилегающего воздуха нагревается, поднимается и замещается более холодным и плотным воздухом. Тепло уносится потоком воздуха. Чем больше скорость воздуха соприкасающегося с поверхностью тела, тем сильней конвекция. Следовательно, конвекция зависит от разницы температуры кожи, окружающей среды и скорости обдувания воздухом. Около 20% теплоотдачи осуществляется путём испарения воды с поверхности кожи или слизистой оболочки, выстилающей дыхательные пути. Перекос тепла от кожи, зависит от разницы разности давления водяного пара на поверхности кожи и давление водяного пара окружающей среды. Потеря воды за счёт диффузии, через кожу и слизистую оболочку происходит благодаря чисто физическим процессам, в то время как потеря воды в результате функций потовых желёз определяет их влияние процессов терморегуляции. Роль испарения повышается, если температура окружающей среды больше температуры тела, так как и конвекция и излучение возможны лишь, если температура в тела выше температуры окружающей среды.
    Помимо наличия теплорецепторов, которые находятся на периферии, были обнаружены теплочувствительные образования в среднем и продолговатом мозге. Однако в этих областях теплочувствительность ниже, чем в гипоталамусе. Разрушение гипоталамуса ведёт за собой нарушение процессов регуляции температуры тела, что делает организм хладнокровным.
    Особенности теплорегуляции у детей и подростков
    У детей температура тела характеризуется относительным постоянством и определяется анатомо-физиологическими особенностями детского организма: большим, чем у взрослых, отношением поверхности тела к его массе и несовершенством механизмов терморегуляции. Для поддержания постоянной температуры организм ребенка должен вырабатывать больше тепла на 1 кг массы тела по сравнению с организмом взрослого. Соответственно интенсивность основного обмена у детей, особенно первых месяцев жизни, в пересчете на массу значительно выше, чем у взрослого. Несовершенство механизмов теплорегуляции проявляется ограничением потоотделения у новорожденных, высокой теплопроводностью кожи, связанной с особенностями ее строения и недостаточным развитием слоя подкожно-жировой клетчатки, незрелостью сократительного термо-генеза (мышечной дрожи) из-за недоразвития центра терморегуляции в гипоталамусе.
    Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых. Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную теплоотдачу. Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.
    Созревание у ребенка механизмов регуляции теплоотдачи отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес.-1 году) созревают механизмы регуляции теплоотдачи через реакции поверхностных сосудов.
    Температура тела у детей измеряют в подмышечной впадине, ротовой полости и прямой кишке. У новорожденного температура тела в подмышечной впадине после начального снижения, вызванного холодовым стрессом, в первые 4 дня жизни поддерживается на уровне 37,2°, после чего устанавливается на уровне ниже 37°. У грудного ребенка температура в подмышечной впадине составляет 36,7 ± 0,4°, в прямой кишке 37,8 ± 0,4°. Такая же температура свойственна и детям старшего возраста. Суточные колебания температуры тела у здоровых доношенных новорожденных в первые 10 дней жизни отсутствуют, но по мере роста ребенка начинают проявляться все более отчетливо. На первом месяце жизни минимальная температура тела наблюдается между 10-11и 19-24 часами, а максимальная между 6-9 и 16 -18 часами. Разница между дневной и ночной температурой тела составляет у детей первого месяца жизни 0,4-0,5°, второго 0,5-0,6°, 4-6 месяцев 0,8-1,2°, в возрасте одного года 1,5°. Колебания температуры тела в течение суток зависятот эмоционального состояния ребенка, двигательной активности, одежды, температуры окружающей среды.
    Для недоношенных детей характерны резкие колебания температуры тела в течение суток, интенсивность которых зависит от возраста и степени недоношенности, отсутствие суточной периодичности температуры тела и разницы температур кожи между дистальными и проксимальными сегментами конечностей, что свидетельствует о выраженном несовершенстве центральных механизмов терморегуляции. Ректальная температура у недоношенных детей первых 10 дней жизни ниже, чем у доношенных, и составляет в среднем 35,3°, к месячному возрасту, она достигает 37,2°. Повышение температуры тела у детей может быть следствием как задержки теплоотдачи, например при длительном субфебрилитете, так и усиления теплопродукции, например при тиреотоксикозе. Повышение температуры тела у детей раннего возраста может иметь инфекционное и неинфекционное происхождение. В последнем случае это связано с неправильным гигиеническим содержанием ребенка, перегреванием, дегидратацией, постоянными запорами и другим. У детей старшего возраста причиной повышения температуры тела могут быть инфекции (преимущественно вирусного происхождения), коллагеновые заболевания, злокачественные новообразования, заболевания эндокринных желез и другое. При некоторых патолологических состояниях, например гипотиреозе, наблюдается понижение температуры тела.
    Гипертермия у детей и подростков.
    Если интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать тепло в окружающую среду, возникает гипертермия. Вероятность возникновения гипертермии возрастает в условиях действия на организм внешней температуры, превышающей 37 %, при 100 % влажности воздуха, когда испарение пота или влаги с поверхности тела становится невозможным. В случае продолжительной гипертермии может развиться тепловой удар. Это состояние организма характеризуется покраснением кожи в результате расширения периферических сосудов, отсутствием потоотделения, признаками нарушения функций центральной нервной системы (нарушение ориентации, бред, судороги). В более легких случаях гипертермии может развиться тепловой обморок, когда в результате резкого расширения периферических сосудов происходит падение артериального давления.
    Вывод:
    Терморегуляция - это способность животных организмов поддерживать температуру тела в определённых границах, даже если температура внешней среды сильно отличается. Этот процесс представляет собой один из аспектов гомеостаза - динамически изменяющегося состояния равновесия между внутренней средой организма животного и его внешним окружением. Раздел науки, изучающий такие процессы в зоологии, называется экофизиологией или физиологической экологией. Если организм не может поддерживать температуру в нормальных для данного вида организмов границах, и температура повышается значительно выше верхней границы нормы, такое состояние называется гипертермией. Если же температура снижается значительно ниже нижней границы нормы, такое состояние называется гипотермией.

    При любой температуре окружающего воздуха, в полярных областях и в тропиках температура человеческого тела одинакова. У здоровых людей она не превышает 37˚С. Это связано со сложными механизмами терморегуляции.

    Поддержание постоянной температуры тела – это функция многих систем организма. В этом процессе участие принимает и кожа.

    В процессе терморегуляции различают две стороны – теплопродукцию и отдачу теплоты. Увеличение или уменьшение теплопродукции связано с повышением или понижением уровня обмена веществ в тканях тела. Чем интенсивнее обмен веществ, тем больше теплоты образуется в теле. При повышении температуры окружающей среды теплопродукция уменьшается, а при понижении увеличивается. Однако избыток теплоты в организме образуется всегда. Она отдаётся в окружающую среду через кожу.

    Особенности терморегуляции у детей

    Температура тела ребёнка в первые месяцы жизни не вполне постоянна. Она может изменяться под влиянием различных факторов: охлаждения или перегревания тел, приёма пищи, крика и т. д. Этот процесс зависит от ряда причин. Прежде всего, поверхность кожи у ребёнка относительно массы значительно больше, чем у взрослых. Так, у новорожденных на 1 кг массы тела приходится 700 см 2 кожи, у десятилетних детей – 425 см 2 , а у взрослых – 220 см 2 . Понятно, что, чем моложе ребёнок, тем интенсивнее у него происходит теплоотдача. Увеличению теплоотдачи способствует и то обстоятельство, что у детей сеть кровеносных сосудов, пронизывающих кожу, значительно гуще, чем у взрослых. Наиболее ярко эти особенности проявляются в младенчестве. Сосудодвигательные реакции на тепло и холод у детей грудного возраста почти одинаковы. Поэтому терморегуляция у младенцев несовершенна. Вот почему их надо оберегать от охлаждения и перегрева. К 3-5 годам у детей развиваются специфические сосудодвигательные реакции на изменения температуры окружающей среды. С этого момента механизм терморегуляции у ребёнка примерно таков же, как и у взрослых. Однако и для детей младшего школьного возраста характерна повышенная теплоотдача. Поэтому важно следить за тем, чтобы в холодную погоду младшие школьники были достаточно тепло одеты и не переохлаждались. В связи с этим температура воздуха в классных комнатах не должна быть ниже +17˚С. Чрезмерно высокая температура в классных помещениях также неблагоприятно влияет на самочувствие и работоспособность детей. Поэтому верхний предел оптимальной температуры в учебных помещениях не должен превышать +20˚С.

    Организм человека способен реагировать на любые изменения в температурном режиме окружающей среды, и ответственной за это является наша система терморегуляции, которая при охлаждении тела включает механизм его обогрева, а при повышении температуры тела задействует различные способы его охлаждения. Существуют такие виды терморегуляции , как химическая и физическая. При этом постоянство температуры тела в различных условиях окружающей среды достигается при помощи баланса между теплопродукцией и теплоотдачей. Как же это происходит?

    При низкой внешней температуре в организме человека начинаются процессы химической регуляции энергетического обмена. Активизация обмена веществ с ускоренным расщеплением углеводов и жиров приводит к образованию дополнительных порций энергии. В это же время в организме происходит ряд физиологических процессов, ведущих к замедлению рассеивания тепла. К способам физической терморегуляции относятся сужение/расширение кожных сосудов, потоотделение, реакция гладких мышечных волокон кожи и даже изменение позы, в которой находится человек. Когда мы мерзнем, происходит резкое уменьшение притока крови к коже, в результате чего поверхность тела становится холодной, и разница температур между кожей и окружающей средой нейтрализуется. Кроме того, сокращение мышц кожи приводит к изменению положения волосков на коже, повышая ее теплозащитные свойства. Также при сильном понижении температуры включается механизм мышечной дрожи, помогающий человеку лучше согреться.

    Если на тело человека действует высокая температура, то химические реакции внутри организма приводят к замедлению обмена веществ и уменьшению выработки энергии. Физическая регуляция перестраивается в режим охлаждения, которое достигается посредством притока крови к сосудам кожи, что способствует уменьшению ее температуры. Также у человека наблюдается повышенное потоотделение, которое не только способствует выведению тепла с потом, но и помогает охлаждать кожу при любых движениях воздуха.

    Терморегуляция у детей развита значительно слабее, чем у взрослых. Большая площадь поверхности кожи на килограмм веса, а также плотная сеть сосудов кожи у младенцев способствует более активной теплоотдаче. Кроме того, дети потеют очень слабо, а мышечная дрожь при низких температурах у них не возникает вообще. Теплорегуляция осуществляется только за счет химических механизмов – ускорения или замедления производства внутреннего тепла. Такое несовершенство системы теплообмена приводит к тому, что маленькие дети могут легко замерзнуть в сравнительно теплой комнате и быстро перегреваются при малейшем повышении температуры. Как показывает опыт, чаще всего дети именно перегреваются. Мерзнут реже.

    Нарушение терморегуляции у ребенка

    Существуют различные патологии терморегуляции, которые свойственны как детям, так и взрослым. Однако у малышей они проявляются в большей степени, из-за того что приводят к более ощутимым последствиям. Одно из наиболее распространенных нарушений теплообмена – несовершенство физического механизма теплорегуляции. В таком случае при понижении температуры происходит сужение сосудов кожи, и вместе с тем снижается их тонус, что приводит к приступам чихания и затруднению дыхания. Чтобы этого избежать, организм вынужден включать механизм химической терморегуляции при достаточно высоких температурах, в результате чего человек начинает мерзнуть и дрожать даже в теплую погоду.

    Другая крайность – когда механизм химической регуляции включается слишком поздно, и человек не чувствует холода и дрожи, но его организм сильно переохлаждается. Это может приводить к постоянным простудным заболеваниям и обострениям хронических воспалительных процессов в ЛОР-органах.

    У некоторых детей появляется так называемая аллергия на холод. Конечно, холодный воздух не может быть аллергеном, но под воздействием низкой температуры собственные белки в организме малыша могут образовывать особую структуру, которую иммунная система ребенка воспринимает как чужеродную. В результате на теле у некоторых деток появляются кожные высыпания. Для того чтобы этого избежать врачи рекомендуют родителям не пересушивать кожу ребенка мылом, после каждого купания увлажнять ее при помощи специальной , а также использовать жирный крем перед тем, как выходить на прогулку в мороз. Наносить крем нужно на лицо, шею и ручки крохи.

    Нарушения теплорегуляции развиваются практически у всех недоношенных детей. Также в группу риска входят дети, страдающие неврологическими и мышечными заболеваниями, , болезнями кровеносной и дыхательной систем. Поэтому если Ваш ребенок слабенький, обязательно обратите внимание на то, чтобы , а в домашних условиях применяйте различные .

    Обязательно учтите все особенности терморегуляции у детей , и постарайтесь не допускать наиболее распространенных ошибок в уходе за младенцем:

    • Только в первые месяцы жизни ребенка температура в комнате может быть 24-25°С. Далее она должна снижаться. И оптимальной для детской комнаты считается температура 20-22 °С в период бодрствования и около 18°С во время сна.
    • Не нужно одевать на ребенка дома никаких шапочек и дополнительных кофточек. Идеально, если Вы приучите ребенка спать голышом. Если в комнате прохладно, достаточно одной пеленки.
    • Обращайте внимание на первые признаки перегрева – отказ от груди, беспокойство, покраснение и повышение температуры тела крохи. Если Вы их не заметите, через некоторое время ребенок впадет в состояние болезненного сна и при продолжительном перегреве его температура повысится до критической.
    • Переохлаждение в этом смысле менее опасно, так как о нем ребенок сообщит Вам громким плачем и активными телодвижениями. Самый быстрый способ его согреть – зайти в теплое помещение, приложить младенца к груди или дать ребенку теплый чай.
    • Научитесь правильно определять температуру тела малыша. Часто родители начинают щупать ручки, лобик или носик. Правильнее всего положить руку на затылок крохи. Если он влажный и горячий, ребенок перегрелся. Если затылок прохладный, оденьте малыша теплее или прикройте одеяльцем.

    Новорожденный появился на свет из матки, где температура была довольно постоянной и составляла 38-38,5’C. На земле ни о такой температуре, ни о ее постоянстве мечтать не приходится. Поэтому процесс привыкания ребенка к новым температурным условиям должен проходить мягко и постепенно.

    Термоадаптация – это процесс приспособления новорожденного и грудного ребенка к новому температурному режиму в условиях внеутробного существования. Термоадаптация новорожденного происходит во время ежедневных воздушных ванн, во время подмывания и купания при условии полноценного холдинга и грудного вскармливания.

    Первоначально термоадаптацию младенца обеспечивает мама. С одной стороны, она должна продлить для ребенка условия внутриутробного комфорта, а с другой – дать ему возможность встретиться с новым миром, познакомиться с ним и безопасно адаптироваться к новым воздействиям. Чтобы обеспечить внутриутробный комфорт, мама носит малыша на себе, кормит его грудью, что удлиняет контакт с привычным материнским теплом.

    Периодически она откладывает ребенка, чтобы обработать или переодеть его, в это время он принимает кратковременные воздушные ванны. Она также регулярно, 4-5 раз в день, подмывает ребенка.

    Чтобы термоадаптация была полноценной, подмывать ребенка следует водой разной температуры. Для этого мама, не выбирая, подмывает его то холодной, то теплой водой. Через некоторое время ребенок начинает реагировать совершенно спокойно на воду любой температуры и просто терпеливо ждет, когда его закончат подмывать.

    Переохлаждение и перегрев

    Новорожденный не может самостоятельно поддерживать температуру своего тела, поэтому он чрезвычайно чувствителен к перегреву и переохлаждению. Мама должна согревать малыша своим теплом, чтобы не наступило охлаждение, и спасать его от жары, чтобы не было перегрева.

    Наиболее чувствителен к охлаждению животик ребенка. Недостаточное согревание живота младенца нарушает работу его кишечника, что грозит вспучиванием. Кроме этого, охлаждение неблагоприятно влияет на работу почек и надпочечников. Чтобы определить, не холодно ли ребенку, мама в первую очередь должна ориентироваться на субъективное восприятие внешней температуры. Для этого она должна быть одета чуть легче, чем малыш, потому что новорожденному всегда будет холоднее, чем взрослому.

    Например, если мама ходит в футболке и шортах, то ребенок должен быть одет в футболку или хлопчатобумажную распашонку, а если на маме свитер, то на ребенке должны быть распашонка, теплая кофточка и фланелевая пеленка.

    Перегрев не менее опасен для организма ребенка и может привести к тепловому удару. Поэтому, если малышу жарко, с него следует снять лишнюю одежду, обмыть прохладной водой, чтобы ему стало комфортнее, а на улице его можно спрятать в тень.

    Мама должна следить за температурой окружающей среды и при возможности регулировать ее, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на ребенка.

    Как понять, что ребенок замерз?

    Если малыш не замерз, то его кожа должна быть ровного розового цвета, она не должна становиться синюшной или мраморной. При этом синюшность стоп и кистей рук младенца не является признаком охлаждения.

    На ощупь кожа должна быть теплой или прохладной, но не холодной.

    Теплыми должны быть подмышечные впадины, а также складки под коленями, в локтях, в паху. Холод в этих сгибах говорит об охлаждении ребенка.

    Если ребенок лежал отдельно от матери 20 минут, во избежание охлаждения его следует взять на руки, чтобы согреть материнским теплом.

    Закаливание

    Благополучная термоадаптация является основой для дальнейшего закаливания ребенка. Закаливание – это формирование устойчивости организма по отношению к воздействиям внешней среды. Влияние температур является лишь одним из воздействий внешней среды.

    Необходимость в закаливании должна быть обусловлена образом жизни. Если человек ходит по снегу, потому что ему необходимо каждый день выбегать за дровами, — это и есть самые оптимальные условия для закаливания.

    Все искусственные меры не дают устойчивых результатов и даже могут подорвать здоровье. Для успешного закаливания немаловажно сознательное желание ребенка испытать свою выносливость, поэтому начинать закаливающие процедуры следует не ранее, чем в 5-6 лет. Именно в этом возрасте дети готовы испытать свой организм на выносливость.

    http://www.mirwomne.ru/deti-do-goda/articles/fiziologiya-malischa/termoregulyaziya-u-grudnichka/

    Известно, что в растущем организме постоянно протекают с высокой интенсивностью обменные процессы и различные формы получаемой и затрачиваемой при этом метаболической энергии превращаются в тепло. Существенный вклад в образование тепла в детском организме (теплопродукция - ТП) вносят характерные для детей высокие уровни метаболизма и двигательной активности Накопление тепла в организме способствует повышению температуры тела. Однако, в соответствии с физическими законами теплоотдачи, если температура любого тела, в том числе тела человека, становится выше температуры среды его существования, тепло с поверхности тела начинает рассеиваться в эту среду (теплоотдача - ТО), что способствует понижению температуры тела. Очевидно, что постоянной для данного тела температура будет при условии равенства величин ТП и ТО. Именно поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций системы терморегуляции.

    Теплопродукция в расчете на 1 кг массы тела возрастает за 1-й год жизни до 2,4 ккал за 1 ч. У детей старше 2 лет теплопродукция на единицу массы тела в покое постепенно снижается, но одновременно у них уменьшается относительная площадь поверхности тела, и к 15-17 годам показатели теплообмена и развитие механизмов терморегуляции приближаются к показателям, характерным для взрослых, когда ТП и ТО становятся сбалансированными и составляют около 1 ккал за 1 ч

    Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции. Наиболее вероятно, что к определению величины регулируемой температуры (set point) прямое отношение имеет преоптическая область, нейроны которой чувствительны к небольшому изменению локальной температуры и контролируют все виды тер-морегуляторных реакций, возникающих при отклонении температуры от заданной для регуляции. Если локальная температура преоптической области отклонится выше установленного для регуляции уровня, например при повышении двигательной активности ребенка, то в организме будут инициированы термо-регуляторные реакции, увеличивающие теплоотдачу, способствующие понижению температуры тела и возврату локальной температуры преоптической области к установленному для регуляции значению (около 37 °С). Если локальная температура преоптической области понизится ниже установленного значения, например при охлаждении во время купания, то будут инициированы терморегуляторные реакции, уменьшающие теплопоте-ри, а в необходимых случаях увеличивающие теплопродукцию и способствующие повышению температуры тела и возврату температуры преоптической области до заданного уровня. В преоптической области гипоталамуса содержатся (около 30% от общего числа) теплочувствительные нейроны (ТЧН), которые получают афферентные сигналы через синаптические входы от тепловых рецепторов (ТР) кожи и других тканей, и теплонечувствительные нейроны (ТНН) (около 60%), получающие афферентные сигналы от Холодовых рецепторов (ХР).



    МЕХАНИЗМЫ ТЕПЛООТДАЧИ

    Основная масса тепла образует­ся во внутренних органах. Поэтому внутренний поток тепла для удале­ния из организма должен подойти к коже. Перенос тепла от внутренних органов осуществляется за счет теплопроведения (таким способом пе­реносится менее 50% тепла) и кон­векции, т. е. тепломассапереноса. Кровь в силу своей высокой тепло­емкости является хорошим провод­ником тепла.

    Второй поток тепла - это поток, направленный от кожи в среду. Его называют наружным потоком. Рас­сматривая механизмы теплоотдачи, обычно имеют ввиду именно этот поток.

    Отдача тепла в среду осуществ­ляется с помощью 4 основных меха­низмов:

    1)испарения;

    2)теплопроведения;

    3)теплоизлучения;

    4)конвекции.

    МЕХАНИЗМЫ ТЕПЛОПРОДУКЦИИ

    Источником тепла в организме являются экзотермические реакции окисления белков, жиров, углеводов, а также гидролиза АТФ. При гидролизе питательных веществ часть осво­божденной энергии аккумулируется в АТФ, а часть рассеивается в виде теплоты (первичная теплота). При использовании энергии, аккумулированной в АГФ, часть энергии идет на выполнение полезной работы, часть рассеивается в виде тепла (вторичная теплота). Таким образом, два потока теплоты - первичной и вторичной - являются теплопродукцией. При высокой температуре среды или соприкосновении человека с горячим телом, часть тепла организм может получать извне (экзогенное тепло).

    При необходимости повысить теплопродукцию (например, в условиях низкой темпера­туры среды), помимо возможности получения тепла извне, в организме существуют меха­низмы, повышающие продукцию тепла.

    Классификация механизмов теплопродукции:

    1.Сократительный термогенез - продукция тепла в результате сокращения скелетных мышц:

    а) произвольная активность локомоторного аппарата;

    б) терморегуляционный тонус;

    в) холодовая мышечная дрожь, или непроизвольная ритмическая активность скелет­ных мышц.

    2.Несократительный термогенез, или недрожательный термогенез (продукция тепла в результате активации гликолиза, гликогенолиза и липолиза):

    а)в скелетных мышцах (за счет разобщения окислительного фосфорилирования);

    б) в печени;

    в) в буром жире;

    г) за счет специфико-динамического действия пищи.

    Сократительный термогенез

    При сокращении мышц возрастает гидролиз АТФ, и поэтому возрастает поток вторич­ной теплоты, идущей на согревание тела. Произвольная мышечная активность, в основном, возникает под влиянием коры больших полушарий. Опыт человека показывает, что в усло­виях низкой температуры среды необходимо движение.

    У детей, в отличие от взрослых, хуже развита центральная нервная система, поэтому они более подвержены влиянию неблагоприятных условий внешней среды. Это обуславливает повышенные требования к одежде у детей. И чем меньше возраст ребенка, тем эти требования выше. А также у детей не достаточно развиты процессы терморегуляции. ”Большая площадь поверхности кожи при меньшей массе тела обуславливают повышенное охлаждение организма в холодную, сырую и ветреную погоду и перегрев в жаркую погоду” . С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы. Это основная роль одежды. Защитные свойства одежды важны для детей, т.к.:

    В детском возрасте механизмы теплорегуляции несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья;

    Дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза;

    Кожа детей нежна и ранима;

    Кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых.

    Вопрос

    · Основным принципом питания дошкольников является максимальное разнообразие пищевых рационов, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В повседневный рацион включены основные группы продуктов - мясо, рыба, молоко, яйца, фрукты, овощи, сахар, хлеб, крупы и др.

    · Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привезти к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями9 вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание).

    · Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

    · Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

    Примерный режим детского сада:

    • с 7:00 до 8:00 – прием детей в группу, свободная деятельность;
    • с 8:00 до 8:20 – завтрак;
    • с 8:20 до 8:30 – свободная деятельность;
    • с 8:30 до 9:00 – занятия с детьми по группам;
    • с 9:00 до 9:20 – подготовка к прогулке;
    • с 9:20 до 11:20 – прогулка на свежем воздухе;
    • с 11:20 до 11:45 – возвращение с прогулки, свободная деятельность;
    • с 11:45 до 12:20 – обеденное время;
    • с 12:20 до 12:45 – спокойные игры, подготовка к дневному сну;
    • с 12:45 до 15:00 – тихий час;
    • с 15:00 до 15:30 – подъем, полдник;
    • с 15:30 до 15:45 – свободная деятельность;
    • с 15:45 до 16:15 – занятия с детьми по группам;
    • с 16:15 до 16:30 – подготовка к вечерней прогулке;
    • с 16:30 – прогулка на свежем воздухе.

    Время свободной деятельности в режиме дня в детском саду предусмотрено для самостоятельных игр. Также, дети играют друг с другом во время прогулки на свежем воздухе. Если на улице плохая погода, то вместо прогулки дети проводят время в группе. Летний режим в детском саду несколько отличается от других периодов – в это время дети ходят на экскурсии, посещают театры, зоопарк и другие интересные места.

    Время приема пищи практически во всех детских садиках одинаковое. Некоторые изменения встречаются в частном детском саду – помимо завтрака, обеда и полдника тут есть второй завтрак и ужин. Второй завтрак, как правило, состоит из фруктов, витаминизированных блюд и сладкого. Ужинают дети в период с 18:30 до 19:00.

    Огромное значение в режиме дня в детском саду играет не только время приема пищи, но и состав блюд. Приблизительное меню в обязательном порядке должно включать: молочные продукты, овощи, фрукты, мясные и рыбные продукты, хлеб. Родители могут заранее поинтересоваться, чем кормят детей в конкретном детском саду.

    Во время тихого часа все дети отдыхают. Даже если ребенок не хочет спать днем, то он просто лежит на кровати. Как правило, время дневного сна составляет от 2 до 3 часов.Большое значение для полноценного развития ребенка играют занятия в детском саду. Длительность занятий, как правило, не превышает 30 минут, чтобы ребенок не успел устать. Основные занятия в детском саду:

    • музыкальные занятия;
    • занятия на развитие речи;
    • физкультура;
    • изобразительное искусство;
    • формирование первичных математических навыков.

    Все занятия с детьми проводятся по группам в зависимости от возраста ребенка. Время занятий в старшей и подготовительной группе является более продолжительным, чем в младшей и ясельной.

    Вопрос.

    Закаливание – это повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным условиям окружающей среды. Закаливание детей
    необходимо для того, чтоб организм хорошо переносил воздействие
    перепадов температур, чтоб дети не боялись переохлаждения, сквозняков. У
    закаленных детей снижается заболеваемость и даже если они болеют, то,
    как правило, болезнь проходит мене болезненно и без серьезных
    последствий.

    Детки до 1 года

    Солнечные лучи очень сильнодействующее средство, ультрафиолет активно
    влияет на иммунологическую резистентность организма. Чем младше
    ребенок, тем выше чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому закаливание ребенка солнцем младше года не показано.

    Для закаливания детей первого года жизни используются только рассеянные и отраженные лучи. Проводить закаливание
    с детками во время бодрствования необходимо под навесом или в тени
    деревьев. Следует запомнить, что раздевать до гола можно только через 25
    – 30 минут после сна, на голову малыша следует одеть панаму с
    козырьком. Сразу после сна, при отсутствии ветра и температуре воздуха
    +22 +26 на малыша нужно одеть трусики и рубашку из легкой ткани. Через
    30 минут малыша оголяют на 3 минуты (постепенно через 1-2 дня время
    увеличивают на 2 минуты и доводят до 10 минут). В теплую безветренную
    погоду такие солнечные ванны можно проводить во время каждой прогулки на
    свежем воздухе. Желательно чтоб малыш имел возможность двигаться,
    игрался с игрушками, а совсем маленьких детей нужно самим поворачивать
    на разные бока и выкладывать на животик.

    Дети от 1 до 3 лет

    Детям от года до трех с осторожностью проводят солнечные ванны ,
    деток выводят под прямые солнечные лучи только после того, как в
    течении нескольких дней прогулка проводилась в светотени. В рассеянных
    солнечных лучах сравнительно мало инфракрасных лучей и достаточно много
    ультрафиолета, что является профилактикой перегревания организма
    ребенка. Перегревание очень опасно для детей с повышенной
    нервно-рефлекторной возбудимостью. Поэтому одежду лучше подбирать
    светлых тонов, она защитит ребенка от перегревания и излишнего
    облучения.