Выясняем, на чьей стороне Renault Clio RS.

Наступите себе на ногу! Продолжайте давить, прижмите обе ладони к лицу… Не отрывая ладоней, дотянитесь пальцами до ушей и хватайте их… Попробуйте то же самое на ком-нибудь, только в конце наступите партнёру ещё и на вторую ногу… Вот теперь вы точно знаете, как активируется лонч-контроль на новом Clio RS. Педаль тормоза - в пол, оба подрулевых лепестка на себя, газ… Не знаю, что вам сказала жена или подружка (или на ком вы там тренируетесь), а Clio взрыкивает, поднимает обороты до отметки «2500» и, едва вы бросаете тормоз, срывается в пробуксовку, требуя точно дозировать газ.

Старт с места в две педали - наиболее эмоциональный момент в жизни нового Clio и самый тяжёлый для преселективного «робота» с парой сухих сцеплений. Это типовая коробка Getrag, которая используется на массовых моделях Renault. Для неё уложиться в 6,7 с до сотни - труд. Поэтому не удивляйтесь, если она вдруг «не авторизует процедуру лонч-контроля». Ей виднее, когда надо поберечься. Не расстраивайтесь, коли не задалось с низким стартом, - 200-сильный Clio весит около 1300 кг и со светофора дёргает весьма энергично. Хотя без предварительных манипуляций с ушами ощущения не те.

Задний диффузор не украшение, он обеспечивает до 80% прижимной силы. Тем не менее на машину всё равно действует постоянная подъёмная сила - бич базового Clio. На «эрэске» инженеры сократили её вдвое, но потребовалось куда больше усилий для нормализации потока, чем при работе над предыдущей «эрэской», у которой разгружался только передок.

Oбрезиниваем треки хот-хэтчами Skoda Fabia RS и Renault Clio RS

Renault Clio RS приготовлен по классическому рецепту «горячего» хэтчбека. Трёхдверный кузов, атмосферный двухлитровый мотор с хорошей отдачей на верхах и механическая коробка передач. А создатели зелёного автомобильчика Skoda Fabia RS, кажется, безоговорочно ошиблись с ингридиентами. Банальная пятидверка оснащена турбомотором 1.4, и работает он в паре с «роботом». Некорректное сравнение? Отнюдь: мощность Фабии составляет 180 л.с., а сцеплений у семиступенчатой коробки DSG - как раз на два наших Clio.

Параллельный старт «чешка» легко выигрывает у нового 200-сильного Renault, выстреливая с места словно из катапульты. По паспорту должно быть наоборот (с места до 100 км/ч за 7,3 с у Фабии и 6,9 с у Clio), но Skoda разгоняется без единой запиночки, пока водитель жёлтой машины подбирает усилие на педали сцепления и орудует относительно длинноходным рычагом. За рулём Фабии я, представьте, абсолютно расслаблен. Чувствую себя самым быстрым в пределах пары городских кварталов и спокойно попиваю коктейль через трубочку, наслаждаясь тем, как в зеркале заднего вида тают огни преследователя.

Практично, не броско. Skoda Fabia RS на 16-дюймовых колёсах не тянет на роль забияки, и даже в боевой зелёно-чёрной раскраске растворяется в потоке обычных малолитражек. И звук Шкоды не назовёшь пением, просто аудиоиндикатор частоты вращения коленвала.

Выясняем, на чьей стороне Renault Clio RS

Если бы люди из отделения Renault Sport снялись в очередном голливудском блокбастере, кого бы они сыграли? Скорее всего, каких-нибудь чокнутых инженеров. С растрёпанными волосами, постоянно бурчащих себе под нос. И по сюжету они жили бы в подземелье и делали некое супероружие для корпорации зла. Почему зла? Так ведь машины какие делают! Посмотрите, в какого монстра они превратили семейный хэтч Megane и что сотворили со «вторым» Clio. А теперь и с «третьим»... вот только что?

Заочно он уже нравится. Ведь каков обычный рецепт создания «горячего» хэтча? Берём тривиальный семейный автомобиль с его компромиссной подвеской, форсируем мотор, делаем жёстче амортизаторы, пружины, стабилизаторы поперечной устойчивости и далее по списку. Обычный тюнинг, только руками профессионалов, а не гаражных неумельцев. А что Renault Sport? «Давайте сразу поменяем переднюю подвеску!» - предложил кто-то. «А давайте!» - воскликнули остальные.

Увидев яркий Renault Clio RS, я подумал: «Какая ладная трехдверка. Да и желтый цвет ей к лицу». И только подойдя ближе к машине, понял, что передо мной пятидверный хэтчбек. Дизайнеры искусно замаскировали ручки задних дверей в стойках кузова, как у моделей Alfa Romeo. Получилось стильно. Но заряженной малолитражке все-таки больше подходит трехдверный кузов. А таких версий в этом поколении Clio RS не будет. Мало того, «гражданские» пятидверки Clio у нас официально продаваться тоже не будут - не выдержат конкуренции с более крупным и дешевым «Логаном». Поэтому из всего семейства Clio довольствуемся лишь горячей «эрэской». Может, оно и к лучшему.

Если под капотом Clio два 3-цилиндровых мотора (90 л.с.) и 1,2-литровая «четверка» (75 л.с.), то на RS установлен турбодвигатель 1,6 л (200 л.с.) , в паре с которым работает 6-ступенчатая роботизированная коробка Getrag с двумя сухими сцеплениями и возможностью ручного переключения. Конструкция подвески принципиально не изменилась, но большинство ее элементов усилены. На Renault Clio RS более жесткие пружины и амортизаторы, гораздо мощнее тормоза: сзади установлены дисковые механизмы вместо барабанных. Из спортивной атрибутики в салоне - кресла с развитой боковой поддержкой, а на педалях - перфорированные алюминиевые накладки...

Подвеска плотная и в меру жесткая, но дискомфорта не вызывает, а на ходу Clio RS азартен и послушен. В поворотах демонстрирует недостаточную управляемость: под сброс газа начинает плавно «мести» хвостом... Все по законам жанра.

На мой взгляд...

Долго я ждал возможности опробовать новый Clio RS и уже не надеялся, ведь обычный Clio нам не поставляется. Но, видимо, маркетологи привели весомые аргументы.

Итак, что вначале разочаровало: ровная троллейбусная тяга без намека на подхват. А где искра, где азарт, которым окатывал прежний 2-литровый атмосферный мотор F4R? Не впечатлила и подвеска. В Renault утверждают, что сделали ее немного мягче и что крены поэтому чуть увеличились в сравнении с прошлым поколением модели, но не верьте - подвески там никакой нет. Clio RS - это карт. Хотите ездить по городу, возите с собой мешочек для позвонков.

Зато приятно удивили настройки коробки передач. Здесь «робот»?! Никогда бы не подумал - его умело замаскировали под «гидромеханику». В городе управлять тягой с относительно мощным мотором под капотом легко и комфортно. А если все же неймется удивить соседей по потоку, есть режим лонч-контроля: удерживаем тормоз, оба подрулевых лепестка на себя и газ в пол... Маловато для Renault Sport. Я готов принести в жертву подвеску ради управляемости, но без соответствующей динамики не вижу в этом смысла.

На мой взгляд...

− Вот парадокс: обычный Renault Clio у нас не продается, а спортивный Clio RS - пожалуйста! Стоит, конечно, нехило - 1 120 000 руб. в стандартной комплектации плюс 140 000 за полный пакет опций. Хотя, конечно, и сам не слаб: 200 л.с., 6,7 с до «сотни», 230 км/ч максималки. Впрочем, все это только цифры. Даешь драйв! Выхожу во двор. В нем на несколько дней центром внимания стал именно Clio RS - он ярко-желтый, видный отовсюду. Нет, цвет не «таксишный», глубокий, еще и с «металликом». На спортивный имидж работают черные диски с низкопрофильными шинами и проглядывающие большие тормоза, накладки порогов, антикрыло на крышке багажника, две трубы. А в салоне - спортивные сиденья, оранжевые вставки и метка на ободе баранки. Двигатель пускается стартовой кнопкой… Что за звук?! Это что же, у этой малышки V6? И прямоточная выпускная? «Голос» как у настоящего спорткара: приехав ночью в «колодец» дома, я беспокоился за сон жильцов. Оказалось, напрасно - автомобиль имитирует звучание двигателя Nissan GT-R 2012 года и ряда других спорткаров, а также мотоцикла и электромобиля… с помощью аудиосистемы. При этом снаружи он довольно тих - пока не начинаешь «валить». Здесь он и шумит, как положено «хот-хэтчу», и рулится точнее некуда, и в виражах непоколебим, и тормозит моментально. Что интересно - при этом он вполне удобен. Во всяком случае, удобнее Mini Cooper S, который мы тоже недавно тестировали. Но, по-моему, Clio RS в городе не нужен, он хорош, чтобы «выпускать пар» на треке, в любительских чемпионатах. Хотя если не включать гоночный режим… Но тогда и RS ни к чему.

На мой взгляд...

− Никогда бы не подумал, что компактный заряженный хэтчбек может быть настолько практичным в повседневной эксплуатации. И это лишний раз подтверждает тот факт, что Renault Clio RS выпускается только в пятидверном кузове, пусть и вопреки всем законам спортивного жанра. За рулем удобно, причем запас перемещений кресла вперед-назад и по высоте еще остается. Интерьер радует продуманной эргономикой и качественными материалами, а оранжевые вставки заметно его оживляют. Clio RS еще и завзятый гаджетоман - с водителем он общается в основном через мультимедийную систему. Она оперирует всеми функциями автомобиля, среди которых есть вкладка R-Sound, способная выбирать звук выхлопа, воспроизводимого аудиосистемой.

Мощности двигателя хватает всегда. Он рвется в бой уже с холостых оборотов и отзывчив на газ на больших скоростях. При этом разгон ровный, троллейбусный, без подхватов. Настройки подвески меня устраивают полностью - она в меру плотная, но отнюдь не зубодробительная. Причем на RS можно передвигаться как на обычном Clio - плавно и размеренно, экономя топливо. При этом он дарит все прелести компактного и довольно просторного внутри хэтчбека. Одним словом, вполне функциональный спорткар.

Итог

Этим миром правят маркетологи. Они точно знают, что нам полезнее есть, какую одежду носить и на каких автомобилях ездить. А современные машины - это опять же плод деятельности все тех же представителей современного маркетинга. Взять хотя бы четвертое поколение Clio RS, которое представлено исключительно в пятидверном кузове. Казалось бы, нонсенс. А с другой стороны, почему бы и нет. Ведь едет и управляется малолитражка очень правильно - не хуже предшественника. Но при этом она еще и удобна. Так, глядишь, и круг покупателей увеличится.

Немного рассказать о впечатлениях за 3600 км.

То, что Клио РС идеально заточен на рулежку и не плох по динамике и тормозам - не секрет. По теплой поре да на сухом асфальте спокойно невозможно - тоска и уныние, ну и не надо - РС-ка отличное лекарство от хандры. И это мнение разделяет целый клан ценителей и подтверждают достаточно авторитетные источники. Посмотрите любой ролик с тестом РС-ки - никто не может сохранить серьезное выражение лица - машин дарит море фана и драйва:)

Причем это чуть ли не единственный авто в стоке, позволяющий участвовать на довольно серьезном уровне в соревнованиях.

Дает такую возможность следующее:

1. Это продукт Рено Спорт - а они умеют делать победителей.

2. Идеально настроенная подвеска - спереди поворотные кулаки, сзади балка.

3.Передние тормоза Брембо - как говорят, по эффективности торможения превосходящие BMW M5, мощные и прогнозируемые.

4. Атмо двигатель 2 л 203 лс, крутящийся до 8000, весь драйв и звук начинаются с 5 тысяч оборотов, по паспорту до 100 за 6,9 сек.

Машина обладает редким сочетанием управляемости и комфорта - РС может писать невероятные траектории в поворотах, мирно тошнить по городу или ломануться на пару тысяч км - и всегда приносить море удовольствия от вождения.

Лично мне внешне авто очень нравится - без кича и пафосной агрессивности, но вглядевшись - потенциал чувствуется. Также в экстерьере нет чисто декоративных деталей - никаких лишних выштамповок и неуместного хрома (маркетинг такой маркетинг - сейчас все новое на рынке блестит и манит пленительными изгибами - я не любитель). Цвет изоленты - однозначно мое - яркий авто радует глаз и заметнее на дороге.

Летом пора отжигов, но и не спеша приходится временами. РС не самый плохой представитель Б класса не смотря на то, что и горяч - отличная шумоизоляция (у Фокуса хуже - особенно арки). Только глушак бубнит - но зато как:). Вместительность для размера авто - как надо, конечно за длинным водителем места не богато, но 4 человека проедут несколько часов не сломав спину. Багажник без запаски и докатки - со сложенными сиденьями места для 4 колес и с избытком. Плавность хода - жестковато и упруго, пробить сложно подвеску, но профиль дороги повторяем на 100 % и шершавость асфальта чувствуется. Но на дальнем перегоне подвеска не выматывает нервозностью и жесткостью - Рено сильно в ездовом комфорте даже на хот хетче. (Поездил на Гетце - ни рулежки, ни комфорта - Клио значительно выигрывает).

До 3 тыс оборотов вполне гражданский авто, намек на спорт только в жесткости подвески, тугих педалях и руле (после РС на Фокусе педали под ногами кажется, что проваливаются - настолько они легче), бубнеже глушака и отзыве на руль. Но мне на Клио овощить даже проще - легче трогаться, габариты меньше, отличная обзорность - зеркала радуют и широкие окна в дверях - центральная стойка не закрывает периферию.

У меня сток - клиренс по оф. информации 10 см - немного пугает, но пока нет сугробов и снежных колей - нет и проблем - короткая база и свесы помогают, но надо следить за высотой бордюров спереди при парковке.

Садиться в авто после Фокуса непривычно: во-первых, длинная дверь - надо думать при парковке и не жаться к соседям, иначе придется лезть в узкую щель. Закрывать дверь тоже не айс - ручка внутри близко к петлям, рычаг маленький - надо стараться. Опция доступ без ключа - вот ключ и прописан в кармане, удобно, особенно закрывать - жмакнул кнопку на ручке и пошел. Открывать - датчик иногда не схватывает с первого раза - борюсь так: взявшись за ручку не сразу тяну дверь, а шевелю пальчиками - пока замок не сработает. Своего рода - привет Клива:)

Сиденьки у меня стоковые - опущено водительское до низа, поэтому падаю задом кажется, что на асфальт. Но сидеть супер - и в поворотах, и на дальняк - не устает спина (есть подпор), обзор ОК и в салоне все под рукой. Если бы не светлые вставки по бокам (быстро пачкаются) и была бы обивка велюр - было бы супер совсем. А, да - и ступенчатый подогрев попы - а то либо горячо, либо холодно - моей жопэ такая бескомпромиссность не нравится.

Один момент - у РС-ки расширенные пороги, поэтому из низкого седла выходить - ногу тянуть далеко, и можно испачкаться об порог, особенно неприятно лезть с заднего сиденья.

Салон - добротно и без излишеств. Панель мягка, обшивки дверей - мягки, но не очень, подлокотник на дверях обшит унылой тряпкой, но удобно расположен. По ширине - Б класс, с крупным дядем-пассажиром локтями тремся. Забавляет освещение салона - там 3 лампы - центр и для передних седоков 2 отдельные, по идее - они должны светить точечно - те если пассажир включил свою лампу - водителю не должно светить - но не у Рено:) - Зато света много (кнопки стеклоподъемников подсвечены:)).

Приборка читается без замечаний, радует дисплей магнитолы по центру сверху торпеды - далеко взгляд с дороги отводить не надо. Управление музыкой с подрулевого джойстика - удобно, мне больше кнопок на руле нравится. Круиз контроль и ограничитель скорости работают без замечаний и в правильной ситуации очень полезные штуки. А вот указатель минимума омывайки нет - не гуд, так же как и то, что нет режима поворотников - качнул переключатель - моргнуло 3 раза, надо придерживать. Переключатели прикольные - короткие, очень необычно.

Из минусов еще для меня - емкостей мало - подбутыльника 3, но те 2, что спереди, только под банку 0.33, бутылки в консоль упираются и не встают надежно. Остается задний по центру - тянуться не сложно туда и пузырь не вылетает при маневрах. Ниши в дверях небольшие, есть и на заднем ряду по бокам. Спортивная философия авто позволила Рено зажлобить потолочные ручки на заднем ряду и центральный подголовник. Да не очень-то и хотелось - в трехдверке лазить назад кайфа нет, хотя передние седла легко откатываются вперед и потом встают на прежнее место. Да и езжу я максимум вдвоем.

Комфортных свистелок хватает, но не без замечаний. Во-первых, на этой фазе свет гавно, хоть и линзован, но тускл. Реально помогают противотуманки (первый авто, на котором езжу ночью с ними) и суперская штука - подсветка в поворотах. Лампочка внизу двери установлена грамотно - и пол подсвечивает, и при открытой двери кусок планеты, куда нога встанет.

Отдельная песня климат - зимой прохладно, летом жарко, особенно если двиг крутить - много тепла и климат начинает тупить. В режиме авто маловато воздуха вниз идет - прохладно ногам. Что интересно - если вручную весь воздух направить вниз - все равно сифонит из центральных дефлекторов. Я не люблю сквозняк в лицо - поэтому центр закрываю.

Музыка в авто ниже среднего уровня - голова глючит при работе с флешками - теряет их, скачет по файлам, не читает флешки некоторые. Звук весьма посредственный даже для меня медведем покалеченного - и голова, и колонки лажают. Если совсем достанет - заморочусь апгрейтом - благо есть головы, которые можно с джойстиком и дисплеем поженить. Но пока ковырять салон не хочется.

Как подморозило - в салоне завелись сверчки - их немного, но на фоне хорошей звукоизоляции уши их слышат.

На закуску - Драйв:)

Зима убивает потенциал авто, особенно на торможении. Брембо спереди работает от силы на 20 процентов. Но разгон (на шиповке по асфальту) - не удручает. Помогает грамотно настроенный антибукс - он не сразу давит движок, а позволяет слегка проворачиваться колесам - по опыту для динамики это самая эффективная настройка. А как звучит:) При интенсивном разгоне антибукс приглушает-отпускает двигатель - и тот поет по раллийному - гортанно на грани прострелов (я по телеку слышал такое на ралли:). Но при этом аппетит не плохой - 13,5 на сотню - да, все что выше 3000 оборотов приносит кайф, но просит бензин. К слову, при обкатке зимней резины в режиме овоща расход был 9 на 100, похоже, это практически достижимый минимум в городе. Двиг точит наш отечественный 98 с роснефти без проблем.

ЕСП настроена с возможностью пошалить - мести хвостом на кольце вполне реально, причем корректирует ошибки электроника очень гуманно и без резких рывков - сначала тушит двиг, потом работает тормозами. АБС настроена тоже оптимально, но думается мне - тормозилки Брембо помогают тут не слабо своей прогнозируемостью.

Конечно, зимой нет той летней запредельной четкости в поворотах, но шасси настроено идеально - и даже зимой дает чувствовать траекторию на 100%. Все происходит на меньшей скорости - но зато чувствительность обостряется - большое удовольствие чувствовать и корректировать траекторию. Любимое ночное развлечение зимой - на единственном оптимальном кольце с идеальным радиусом и асфальтом рулить газом на 90-100 км/ч - поставил руль, воткнул третью, а дальше придавил газ - радиус больше, отпустил - попа поехала вперед. Почти дрифт:) И так пару тройку кружков:)

Вывод у меня такой - Клио РС честный, тонко настроенный спортивный снаряд и 100% доставляет, когда не жалеешь ресурсов и раскрываешь машину полностью. Рено Спорт удалось при этом впихнуть невпихуемое - обеспечить приемлемый потребительский комфорт, Клио РС может быть единственным любимым авто, но в режиме овоща в машине раскрываются недостатки всех бюджетных авто, коими в немалой степени обладает и Рено Клио. При драйве этого просто не замечаешь.