Движение транспортных средств по полосам в пдд. Если нет разметки на дороге как определить свою полосу движения Как не потерять права при пересечении сплошной линии дорожной разметки, которую не видно

Встречная полоса на широких дорогах – почти как суслик. Ты ее не видишь, но она существует. Неужели действительно можно лишиться прав, если нет «сплошной» – ни двойной, ни одинарной?

– На какую встречную? Как я вообще мог пересечь сплошную, если ее там нет?

– Она там есть! Уверенно произнес строгий инспектор.

– Так ее плохо видно, разметка стертая уже, ее наносили, наверное, два года назад, она, то есть, то нет, как будто прерывистая, а в дождь ее вообще не видно. Я что, всматриваться должен?

– А причем тут «стертая»? Дело вообще не в разметке. В Кодексе прямо сказано «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения». Вы видите, что здесь двустороннее движение? Видите! Вы явно выехали на сторону встречного движения. Так при чем тут «стертая», где вообще написано, что надо что-то пересечь?

Такой диалог совсем не редкость и частенько водитель, особенно молодой и неопытный, «попадает» на хитрого и опытного работника ГИБДД, который быстренько оформит штраф за нарушение. И это не самый плохой исход ситуации!

Тут ситуация зависит напрямую от ширины дорожного полотна. Если нет разметки по краям дороги — ориентируемся по покрытию, если есть разметка по краям — то измеряем внутри (визуально). Если эта ширина 12 м, то это две полосы в одну и две полосы в другую (мы не видим разметку по центру) — в таком случае будет нарушение — оштрафуют «от души». Если Расстояние меньше 12 метров, то это 2-х или 3-х полосная, тут можно совершить обгон.

Ситуацию разъясняют автоюристы:

Выезд на встречную полосу запрещает не только разметка, но и пункт ПДД 9.2, который говорит, что «на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения».

Поэтому, если будет иметь место такое нарушение, то это будет не только штраф, но это еще и возможность лишения водительских прав. За выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, грозит штраф в размере в размере 5 тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев (частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ).

Столько же грозит за движение во встречном направлении по односторонней дороге (ч. 3 ст. 12.16) За повторное такое нарушение грозит лишение прав на год. При выезде на полосу, предназначенную для встречного движения для объезда препятствия, - штраф в 1-1,5 тысячи рублей (ч. 3 статьи 12.15). Такую же сумму придется заплатить и при повороте налево или развороте через сплошную.

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Комментарии Пункт 9.1

Полосой движения именуется любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Нормы проектирования устанавливают ширину полос движения и их количество в зависимости от категории дороги:

  • для дорог в населенных пунктах от 2,75 м (для второстепенных проездов) до 4,0 м (для пешеходно-транспортных магистральных улиц районного значения)
  • вне населенных пунктов:

3,75 м для дорог I и II категорий;
- 3,50 м - для дорог III категории;
- 3,0 м - для дорог IV категории.

Этих значений в основном придерживаются и при разметке проезжей части дорог на полосы. Однако возможны и отступления от нормированных значений, причинами которых могут быть:

  • обоснованные решения, принятые при разработке проекта организации движения;
  • несоответствия дороги требованиям СНиП (что характерно для старых дорог).

В любом случае при нанесении дорожной разметки ширину полосы движения в населенных пунктах делают:

  • не менее 3,0 м для смешанного транспортного потока
  • 2,75 м - для потока легковых автомобилей.

Крайняя же правая полоса может иметь ширину 4,0-4,5 м, если по ней осуществляется движение троллейбусов, а проезжая часть имеет лоток с водоприемными решетками.

Если отсутствуют разметка и (или) указанные знаки, то количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется самими водителями с учётом:

  • ширины проезжей части;
  • габаритов транспортных средств;
  • интервалов безопасности между автомобилями.

При определении полос движения на дороге с отсутствующей дорожной разметкой (или перечисленных в п. 9.1 знаков) необходимо для начала определить сторону встречного движения. Для этого нужно условно разделить проезжую часть пополам. При наличии:

  • полос разгона или торможения,
  • заездных карманов, предназначенных для остановок маршрутных транспортных средств,
  • дополнительных полос на подъем

необходимо условно считать их отсутствующими, то есть не принимать их в расчет при определении стороны встречного движения. Иными словами, вы должны представить себе данный участок дороги как "идеальную" дорогу, на которой отсутствуют все перечисленные выше "лишние" компоненты. После этого вы должны провести условную продольную линию по середине такой дороги, и половину ее, расположенную слева от вас, считать искомой "встречкой", выезд на которую карается по всей строгости ПДД.

Примечание: очень важно не допустить ошибку в сторону увеличения своей стороны проезжей части. Она чревата серьезными последствиями, так как может послужить причиной столкновения со встречным транспортным средством при выполнении обгона, поворота налево или разворота. Такое деление проезжей части пополам действительно при любой её ширине, в том числе и на 4-5-метровом проезде. Если даже водитель визуально определил проезжую часть как трехполосную (9-10,5 м), то при отсутствии продольной разметки он должен отводить в свое пользование только половину ширины проезжей части. И теоретически трехполосная дорога фактически является двухполосной - по одной широкой полосе для каждого направления движения.

На днях, общаясь с рядом водителей, наткнулся не стену непонимания правил дорожного движения на «широких» дорогах. Отчасти это связано с недавними изменениями в ПДД и КоАП, отчасти — с тем, что и до внесения изменений ситуация была неоднозначная. По результатам беседы составил список из 5 простых правил.

1. Что такое «широкая» дорога?
Под «широкой дорогой» я понимаю дорогу с двусторонним движением, состоящую из четырех и более полос. Движению по таким дорогам посвящен п. 9.2 ПДД. При этом неважно, сколько из этих полос в одну сторону, а сколько — в другую.

То есть определение, которое можно часто слышать среди водителей: «минимум по 2 полосы в каждую сторону», — является заблуждением: может быть, например, одна полоса в одну сторону и три — в другую.

Также является некорректным определение «2 полосы хотя бы в одну сторону», т.к. дорога, на которой 1 полоса в одну сторону и 2 полосы в другую, подходит под это определение, но не является «широкой» в том понимании, о котором мы говорим, т.к. на ней всего три полосы, а не четыре.

Количество полос на дороге согласно п. 9.1 ПДД определяется разметкой и/или дорожными знаками «Направление движения по полосам» и «Количество полос». При этом согласно Приложению № 2 к ПДД в случаях, когда значения знаков и разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.

Что делать, если ни знаков, ни разметки нет? Согласно п. 9.1 ПДД в этом случае водитель определяет количество полос сам с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. Иногда водителю выгодно, чтобы на дороге было меньше четырех полос (см. далее, чем «широкая» дорога отличается от остальных). В этом случае необходимо помнить, что согласно п. 6.1.3 ГОСТ Р 52289-2004 ширина полосы, за исключением особых случаев, не может быть меньше 3 метров. Поэтому если вы «на глазок» на дороге шириной, скажем, 13 метров насчитаете 3 полосы — это, скорее всего, сойдет вам с рук, а если насчитаете 2 полосы на дороге шириной 24 метра, то почти наверняка судья посчитает, что вы при определении количества полос не руководствовались ПДД.

2. Чем «широкая» дорога отличается от остальных?
Согласно п. 9.2 ПДД «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения». Независимо ни от чего, ни от разметки, ни от знаков (ситуации с ремонтом дорог и временными знаками, конечно, не в счет). То есть даже если вы видите 4 полосы, а осевая линия — прерывистая, обгонять все равно нельзя (не забываем, что обгоном сейчас считается только опережение с выездом на встречную полосу).

3. Значит, «двойная сплошная подразумевается»?
Нет, это заблуждение. Никакая разметка «подразумеваться» не может. Либо она есть, либо ее нет.

4. А что с поворотом налево и разворотом?
До вступления в силу изменений в ПДД вопрос стоял остро, однако на данный момент п. 9.2 ПДД вполне конкретно регулирует этот момент: «На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.» То есть если отсутствует запрещающая разворот или поворот налево разметка (как правило, это двойная сплошная разметка 1.3) и отсутствуют запрещающие поворот налево или разворот знаки (обычно это знак 4.1.1 «Движение прямо») вы можете смело разворачиваться и поворачивать налево в любом месте, независимо от количества полос. Еще раз: если вы насчитали 4 полосы движения, а разметки и знаков нет, то обгонять по встречной полосе нельзя, а разворачиваться — можно.

5. Что делать зимой?
Действительно, как быть зимой, когда разметки не видно под слоем снега, или летом, когда разметка скрыта под слоем грязи, или банально стерлась? Согласно п. 4.4 вышеупомянутого ГОСТ Р 52289-2004 «На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки».

Водитель, двигаясь по заснеженному асфальту, не может знать, имеется ли запрещающая разворот разметка. Поэтому при отсутствии запрещающих знаков ничто не запрещает ему осуществить поворот налево или разворот. При этом, конечно, необходимо соблюдать осторожность и быть особенно внимательными.

Во вторых обгон - это возврат на ранее занимаемую полосу или сторону проезжей части. Это два основных момента, которые необходимы для верной квалификации нарушений. 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Только выполнив вышеуказанные условия можно начинать обгон, а равно и выезжать на встречную полосу для совершения обгона. 11.4.

Выезд навстречу движению при отсутствии разметки – нарушение ли это?

В отсутствие разметки предполагается, что каждое из направлений движения, встречных относительно друг друга, должно иметь равное с другим направлением количество полос для движения.Правила дорожного движения устанавливают, что стороной встречного движения в отсутствие разметки будет являться половина ширины дороги, расположенная с левой стороны. Анализируя эти положения, мы понимаем, что сторона встречного движения устанавливается не только по формальным признакам, но и на основе содержательных критериев. Это означает, что встречной полосой мы будем считать ту часть дороги, где транспорт движется нам навстречу.


Разрешенный и запрещенный выезд на встречную полосу Правила дорожного движения предусматривают как разрешенный, так и запрещенный выезд на встречную полосу. Это означает, что иногда даже пересечение сплошной линии является законным и не предполагает административной ответственности.

Разъяснение, когда выезд на встречную полосу разрешен

Внимание

Тоесть по пункту 9.1 я должен был визуально определить что на дороеге 4 полосы для движения а затем визуально определить середину за которую я якобы выехал. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.11.2008 N 23) П. Если на дороге нет разметки Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.


Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего 1.

Дорога без разметки — выезд на встречку

Водитель не обязан определять полосу движения с точностью до метра — это задача ГИБДД. Если нет разметки — я могу ехать посередине дорожного полотна — поскольку это тоже «продольная полоса достаточная для движения в один ряд»… «Душевное спокойствие помогает концентрировать энергию…» 36 ступеней Шаолиня Offline #9 13.01.2009 11:48:28 Helen Kafka бабский клуб Регистрация: 10.01.2009 Сообщений: 69 Re: Движение по полосам без разметки — как определить выезд на встречку? snk35rus: Другой вопрос по поводу движения по полосам, когда они ничем не обозначены и водитель сам определяет их ширину: Возвращался я после праздников в заснеженную Вологду с М8 по ул. Чернышевского 8 января сего года, понятно, что у дорожников тоже вых.

дни, но на четырехполоске пробиты две колеи до асфальта и все едут по этим двум полосам. Колеи пробиты зигзагом по улице и автолюбители стараются ехать именно по ним.

Обвиняют во "встречке" на дороге без разметки.

Offline #19 13.01.2009 12:15:59 Dep Механик Откуда: Вологда Авто: легковой Регистрация: 26.01.2007 Сообщений: 3691 Поблагодарили 168 раз в 119 сообщениях Re: Движение по полосам без разметки — как определить выезд на встречку? …необходимо установить железобетонные отбойники…, …установить ограждение дороги прозрачное…, …построить легкие НАДЗЕМНЫЕ переходы из металлоконструкций… А теперь прикинь финансовую составляющую. Я даже догадываюсь за счет чьих средст будут увеличивать бюджетную статью расходов на эти дела. Предлагаю продолжить список и вынести его на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Есть порядок прохождения документов.

Определение выезда на встречную полосу по пдд и другим статьям закона

Но стоит понимать, что попасть на левую сторону дороги, можно в основном только, через встречную полосу. В любом случае движение по тротуару и обочине - это грубое нарушение ПДД на какой бы стороне дороги они не находились. Итак отметим - выезд на встречную полосу может быть только на проезжей части дороги.

Важно

Так же в тексте Правил дорожного движения фигурирует понятие «ряд» однако отдельного определения для него нет. Поэтому будем использовать обычное толкование этого понятия Ряд - Совокупность однородных предметов, расположенных в одну линию. Прямые запреты выезда на встречную полосу Тут все просто, Правила дорожного движения однозначно указывают, когда выезжать на встречную полосу запрещено.


8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Штраф за выезд на полосу встречного движения в 2018 году

Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается. В этом абзаце речь идет о крайней левой линии 1.9. Ее пересечение, повлечет выезд на встречную полосу. Обратите внимание, где совершен выезд на встречную полосу, а где нет.
От этого зависит мера ответственности. Нарушение правил обгона Тут очень важную роль играет определение термина «Обгон»: «Обгон» - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). Во первых обгон - это всегда выезд на встречную полосу, и нарушение правил при выполнении обгона - это всегда выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения.

Если на дороге нет разметки

Правил – общие правила, запрещающие обгон в следующих местах:

  1. Регулируемые перекрестки;
  2. Пешеходные переходы;
  3. Железнодорожные переезды и 100 метров перед ними;
  4. Мосты, эстакады, тоннели;
  5. На участках с ограниченной видимостью.
  • П. 15.3 – объезд автомобилей, стоящих перед переездом.
  • Ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ - движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Важно! Любому водителю необходимо уяснить разницу между двумя терминами из Правил – «обгон» и «опережение». Обгон - опережение, которое связано с выездом на встречную полосу и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Опережение - движение транспортного средства быстрее попутных транспортных средств.

Оштрафуют ли за езду по встречной полосе, если на дороге нет разметки?

Однако при движении двух рядов в одном направлении, очевидно, что дорога имеет две полосы достаточных для движения автомобилей в одном направлении, не смотря на субъективную оценку водителя. Естественно могут быть частные случаи с грузовыми автомобилями, но давайте сделаем логический вывод - при отсутствии разметки (и)или знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8 выезжать третьим и далее рядом на встречную полосу запрещено. 9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево и разворота.
Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается. Здесь обратим внимание на обязательное наличие разметки, так как при ее отсутствии согласно п.
Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Дорога может быть хоть 70 метров шириной. Если у нее тротуары по 10 метров шириной, да еще обочины по 20 метров снегом засыпаны, то на проезжую часть остается 70-(2х10+2х20)=10 метров.
Эти 10 метров делятся водителем ПОПОЛАМ. Если допустить, что у меня верная информация про «3 метра — минимальная ширина полосы», то получается, что свою сторону (5 м шириной) водитель может считать одной полосой движения. 2 полосы уже требуют 6 метров, чего не хватает для движения автомобилей в попутном направлении борт к борту. Если ширина проезжей части 12 или 15 метров, что число полос — по 2 в каждом направлении.

Встречная полоса на широких дорогах – почти как суслик. Ты ее не видишь, но она существует. Неужели действительно можно лишиться прав, если нет «сплошной» ни двойной, ни одинарной?

Эту статью я написал для начинающих водителей – по крайней мере, я так надеюсь.

Итак, вас остановил инспектор ДПС за выезд на встречную на четырехполосной дороге.

Ваш диалог:

На какую встречную? Как я вообще мог пересечь сплошную, если ее там нет?

– Она там есть! Уверенно произнес строгий инспектор.

Так ее плохо видно, разметка стертая уже, ее наносили, наверное, два года назад, она, то есть, то нет, как будто прерывистая, а в дождь ее вообще не видно. Я что, всматриваться должен?

– А причем тут «стертая»? Дело вообще не в разметке. В Кодексе прямо сказано «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения». Вы видите, что здесь двустороннее движение? Видите! Вы явно выехали на сторону встречного движения. Так при чем тут «стертая», где вообще написано, что надо что-то пересечь?

Позвольте, но выехать на встречную можно только пересекая разметку, если нет разделения значит, нет и встречной полосы!

– Разделение есть! И почему-то все, кроме вас, его видят. Да дело и не в разделении.
И какой там штраф мне светит?
– Да не штраф вам светит, а лишение прав от 4 до 6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15).

И инспектор в данном случае абсолютно прав. Допустим, что на этом участке дороги действительно не было разделительной линии разметки. Ну и что, ведь как я упомянул выше – на этой дороге четыре полосы, из чего следует, что нарушение в таком случае было. Если бы на ней было две полосы – по одной в каждую сторону, и без разделительной сплошной линии – то, разумеется, выезжать на встречную полосу было бы можно. Когда же полос на дороге с двусторонним движением четыре, то наличие разделительной линии уже не столь важно.

А теперь давайте разберемся с этим вопросом более детально. Ведь действительно, что следует делать, если нет разделительной линии, или она полустерта и плохо видна? За состояние дорог отвечает не водитель, так почему же именно он должен нести ответственность? Если нет разделительной, можно ли вообще вести речь о выезде на сторону встречного движения? Что же делать при отсутствии разметки?

На самом деле, все прозрачно: ответ на этот вопрос находится в пункте 9.1 ПДД: «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».

Таким образом, получается, что независимо от наличия разметки не инспектор, а в первую очередь именно водитель должен самостоятельно определить границу между полосами движения.

Если нет разделительной линии при двух полосах движения, то определять границу со встречной вы должны, но выезжать на «встречку» для обгона (или объезд препятствия) вы имеете право. А вот если нет разделительной при четырех полосах и более, то тогда вы обязаны не только определить середину дороги, но и четко ее придерживаться. На дороге с тремя полосами средняя полоса предназначена только для обгона или поворота (разворота).

В завершение, поподробнее поговорим о развороте. Важно не путать выезд навстречу движению с другими выездами на полосу встречного движения, не связанными с движением навстречу потоку как таковым, то есть, с поворотом налево и разворотом.

Если вы развернулись и в результате пересекли сплошную, то вам не грозит лишение прав или штраф 5000 рублей. За такое деяние вы понесете уже наказание по другой статье, а именно ч. 2 ст. 12.16 КоАП (Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой), и штраф будет в размере от тысячи до полутора тысяч рублей. А если разметки нет, то разворачиваться можно на дорогах любой ширины – главное, чтобы вы в обратном направлении начинали движение справа от центра проезжей части.