Правила дорожного движения с комментариями и иллюстрациями. Правила дорожного движения с комментариями и иллюстрациями Особые случаи запрещения стоянки

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

(см. текст в предыдущей редакции)

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 - 8.6.9 , а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

12.4. Остановка запрещается:

на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;

на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

(см. текст в предыдущей редакции)

на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17 , а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);

(см. текст в предыдущей редакции)

в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);

(см. текст в предыдущей редакции)

Остановка запрещается:

на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;

на железнодорожных переездах,

в тоннелях,

а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии – от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);

в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.

Читатель Б: Следовательно, придется содержание этого пункта Правил хорошо запомнить, чтобы не стать нарушителем.

Читатель А: Я считаю, что многое из п. 12.4 – очевидно. Вряд ли кому в голову придет поставить свой автомобиль на трамвайных путях или рядом с ними, если это будет мешать движению трамвая (рис. 151).

Читатель Б: Вполне понято и запрещение остановки на железнодорожных переездах и в тоннелях – ведь это опасно (рис. 152 и 153).


Читатель А: А вот на эстакадах, мостах и путепроводах в некоторых случаях остановиться можно.


Читатель А: Я догадываюсь, почему запрещена остановка в тех местах, где расстояние между остановившейся машиной и сплошной линией разметки, кроме обозначающей край проезжей части, разделительной полосой либо противоположным краем проезжей части менее 3 метров (рис. 156).

Ведь другой транспорт, чтобы объехать эту машину вынужден будет пересекать сплошную линию разметки, а это – нарушение Правил либо вообще проехать не сможет.

Читатель Б: То, что на пешеходных переходах остановка запрещена запомнить просто, – нельзя мешать пешеходам. Но почему еще запрещено останавливаться в 5 м перед ними (рис. 157)? Выходит, что сразу за ними остановка разрешена?


Читатель Б: Сначала смотрим налево (ведь в нашей стране правостороннее движение), доходим до середины и смотрим направо.

Читатель А: Следующий абзац п.12.4 вопросов не вызывает. Там, где видимость менее 100 м хотя бы в одном направлении, опасные повороты, выпуклые переломы продольного профиля дороги – останавливаться нельзя (рис. 158).

Не будьте так категоричны. Правила запрещают остановку не на перекрестках, а на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от таких пересечений. Вы легко усвоите эти требования, внимательно рассмотрев перекрестки, изображенные на рис. 159. Пересечения проезжих частей выделены на них штриховкой. Обратите внимание, что границы пересечений проезжих частей вовсе не совпадают с границами перекрестков, которые изображены пунктиром.

Читатель Б: Действительно, получается, что на некоторых перекрестках останавливаться можно. Например, с широкой разделительной полосой или на перекрестках с круговым движением.

Читатель А: Правило «трех метров» до сплошной линии разметки и здесь действует?

Читатель Б: То есть если посередине дороги на таком перекрестке проходит прерывистая линия разметки или же разметка вовсе отсутствует, то останавливаться нельзя. А почему?

Читатель Б: Следовательно, при наличии сплошной линии разметки или разделительной полосы на этом перекрестке, упомянутые вами маневры не допустимы и наша машина, остановленная напротив бокового проезда, никому не помешает.

Читатель А : Теперь, следующий абзац. Давайте разберемся с возможностью остановки около посадочных площадок.

Читатель Б. Эти указатели крепят на павильонах, для ожидающих транспорт, или устанавливают на стойках и фонарных столбах.

Читатель Б: А как же вести себя водителю в этих местах?

Читатель А: А если в зеркале заднего вида я обнаружил приближающийся автобус или троллейбус?

Читатель Б: Значит, главное в таких местах не создавать помех маршрутным транспортным средствам.

Читатель А: Смысл следующего указания понятен. Прежде чем остановиться, нужно позаботиться о других участниках движения, убедиться, что наша машина не закроет от них сигналы светофора, дорожные знаки, не перегородит им въезд или выезд (рис. 163), а также не создаст помех пешеходам.

Читатель Б: Содержание п.12.4 мы запомнили. Вероятно, во всех остальных местах можно спокойно останавливаться?

12.4. Остановка запрещается:

  • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  • на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
  • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
  • на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
  • ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
  • в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов;
  • на полосе для велосипедистов.

Комментарии

12.4 другими словами.

  1. С остановкой на трамвайных путях все понятно. Если водитель поставит свое ТС на них, то трамвай попросту не сможет ехать дальше. И это приведет к полной остановке трамвайного движения в данном направлении. Запрещено также совершать остановку рядом с путями. Это связано с тем, что водитель безрельсового ТС, как правило, не может объективно оценить габариты трамвая, особенности его движения и так далее. Такая постановка ТС опасна и может привести к ДТП.
  2. Запрещено совершать остановку на жд переездах, тоннелях, эстакадах. Эти места являются местами повышенной опасности. Также запрещена остановка на путепроводах, если в попутном направлении движения меньше трех полос, а также под путепроводами и эстакадами.
  3. Запрещена остановка в местах, где от сплошной разметки или разделительной полосы до остановившегося транспорта остается менее 3 метров. Это связано с тем, что для проезда других ТС в попутном направлении необходимо место, чтобы объехать припаркованное авто. Ведь выезжать за сплошную линию разметки запрещено Правилами. Данный запрет не касается разметки, которая обозначает край проезжей части.
  4. Запрещено останавливаться как за 5 метров до пешеходного перехода, так и на нем. На самом переходе остановка запрещена потому, что стоящее ТС будет мешать пешеходам переходить дорогу. А перед ним – из-за того, что остановившееся ТС будет загораживать пешеходам обзор. Так они могут не увидеть приближающихся транспортных средств. Как и водитель, движущийся к переходу, из-за преграды может не увидеть пешеходов и не пропустить их. Такая ситуация на дороге чревата серьезными авариями.
  5. Запрещено останавливаться там, где видимость чем-либо ограничена (например, на поворотах или на возвышенности и около них). Понятно, что водители, движущиеся на таком участке дороги, могут не успеть среагировать на неподвижное ТС из-за маленького угла обзора. Что может привести к столкновению.
  6. Запрещено совершать остановку ближе, чем за 5 метров к перекресткам и непосредственно на них. За исключением Т-образного перекреста, если водитель останавливается напротив бокового заезда, когда нанесена сплошная разметка или разделительная полоса. Т.е. на перекрестке с трехсторонним пересечением, при условии запрета поворота налево или разворота.
  7. Запрещено совершать остановку на расстоянии ближе 15 метров от остановки маршрутных ТС или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17 и/или знаками 5.16-5.18. Места, где автомобили такси останавливаются для посадки/высадки пассажиров, здесь не рассматриваются. Останавливаться можно, только если ваш автомобиль не помешает проезду маршрутных ТС.
  8. Запрещено осуществлять остановку в тех местах, где ваше ТС будет скрывать от обзора других участников движения светофоры, дорожные знаки, где оно будет мешать въезду и выезду кого-либо, а также свободному передвижению пешеходов.
  9. Также запрещена остановка на полосе для велосипедистов. Велосипедист, которому придется объезжать припаркованный транспорт, возможно будет вынужден нарушить

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Ленинский районный суд в составе:

председательствующего судьи Наточеевой М.А.,

при секретаре Симонян С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Катальникова А.В. на постановление инспектора отделения по ИАЗ полка ДПС ГИБДД У МВД России по от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Катальникова А.В. о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере рублей по ч.3.2 ст. РФ,

УСТАНОВИЛ:

Катальников А.В. обратился в Ленинский районный суд с жалобой на постановление инспектора отделения по ИАЗ полка ДПС ГИБДД У МВД России по от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Катальникова А.В., которым он привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере рублей по ч.3.2 ст. РФ.

В жалобе указано, что ДД.ММ.ГГГГ его автомобиль, находящийся на, был подвергнут попытке эвакуации. В протоколе инспектор ГИБДД указал, что Катальников А.В. осуществил остановку и стоянку транспортного средства от края проезжей части до сплошной линии разметки менее 3 метров, нарушив тем самым п. 12.4 ПДД РФ. Местом правонарушения указана. Видеофрагмент, сделанный инспектором ГИБДД, не подтвердил зафиксированные в протоколе и постановлении нарушения: автомобиль не стоял на дороге, ширина которой от края проезжей части до сплошной линии разметки менее 3 метров. Из фрагмента видно, что ширина дороги от края проезжей части до сплошной линии разметки не менее, а более 3 метров, и составляет примерно 5 метров. В постановлении по делу об административном правонарушении указано, что водитель осуществил остановку и стоянку ТС с нарушением ПДД РФ, предусматривающих нарушение п.12.4 ПДД, запрещающего стоянку-остановку ТС ближе 3 м от края проезжей части. Однако п.12.4 ПДД РФ не содержит запрета на постановку ТС ближе 3 метров от проезжей части. Постановление описывает не существующее нарушение ПДД – запрет на остановку-стоянку ТС ближе 3 м от края проезжей части. Видеозапись противоречит протоколу и постановлению.

Кроме того, ему назначен штраф в соответствии с ч.3.2 ст. РФ – за стоянку автомобиля на трамвайных путях либо за стоянку автомобиля далее первого ряда от края проезжей части. Трамвайных путей в месте стоянки автомобиля нет, на видеозаписи видно, что автомобиль стоит в первом ряду от края проезжей части. Также в постановлении в качестве места совершения административного правонарушения указана, а стоянка была осуществлена на.

Ссылаясь на изложенное, просит постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава правонарушения

Заявитель Катальников А.В. в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Выслушав заявителя, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, постановлением инспектора отделения по ИАЗ полка ДПС ГИБДД У МВД России по от ДД.ММ.ГГГГ. № Катальников А.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. ч.3.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере рублей.

Между тем, как усматривается из имеющейся в материалах дела видеозаписи совершения административного правонарушения, Катальников А.В. осуществил стоянку транспортного средства непосредственно рядом с краем проезжей части на дороге с двусторонним движением, имеющей две полосы движения: по одной полосе в каждом направлении. Причем каждая из полос имеет ширину, достаточную для движения автомобилей только в один ряд. Таким образом, в данном случае первым рядом от края проезжей части является та полоса движения, на которой Катальников А.В. осуществил остановку своего автомобиля. Также из видеозаписи следует, что какие-либо трамвайные пути в месте стоянки автомобиля отсутствуют.

При таких обстоятельствах вывод инспектора ДПС о том, что Катальников А.В. осуществил стоянку транспортного средства далее первого ряда от края проезжей части не верен, а квалификация его действий по ч.3.2 ст. РФ незаконна.

Кроме того, в постановлении об административном правонарушении указано, что Катальников А.В. осуществил остановку-стоянку транспортного средства ближе 5 метров от края проезжей части. Однако, на п.12.4 ПДД РФ, на ч.3.2. ст. РФ не содержат запрета остановки-стоянки автомобиля ближе 5 метров от края проезжей части.

Вместе с тем, согласно приложенной видеозаписи видно, что Катальников А.В. осуществил стоянку транспортного средства в месте, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 м, а имен 2 м 95 см, что запрещается п. 12.4 ПДД РФ.

РЕШИЛ:

Жалобу Катальникова А.В.. на постановление инспектора отделения по ИАЗ полка ДПС ГИБДД У МВД России по от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Катальникова А.В. о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере рублей по ч.3.2 ст. РФ, удовлетворить, постановление инспектора от ДД.ММ.ГГГГ – отменить, а производство по делу – прекратить за малозначительностью совершенного правонарушения на основании ст. РФ.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд.

Судья /подпись/ М.А.Наточеева

Копия верна.

Суд:

Ленинский районный суд г. Самары (Самарская область)

Судьи дела:

Наточеева М.А. (судья)

Судебная практика по:

По нарушениям ПДД

Судебная практика по применению норм ст. 12.1, 12.7, 12.9, 12.10, 12.12, 12.13, 12.14, 12.16, 12.17, 12.18, 12.19 КОАП РФ

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

Остановка и стоянка (преднамеренное прекращение движения) на проезжей части дороги (даже если часть транспортного средства находится на обочине) при наличии пригодной для остановки обочины является нарушением ПДД.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

Остановка и стоянка на левой стороне дороги допускается только в населенных пунктах (обозначенных знаком с белым фоном) и только на двухполосной дороге с двухсторонним движением. При этом на такой дороге не должно быть трамвайных путей (выезд на трамвайные пути встречного направления запрещен) и не должно быть сплошной линии горизонтальной разметки .

На дорогах с двухсторонним движением, имеющих три полосы для движения в обоих направлениях, выезд на левую сторону для остановки (и вообще выезд на крайнюю левую полосу) запрещен.

На дорогах (участках дорог), где установлен знак «Населенный пункт» (с синим фоном), остановка и стоянка на левой стороне дороги также запрещены, потому что на этих участках дорог требования Правил для движения в населенных пунктах не действуют.

На дорогах с односторонним движением можно ставить ТС и слева и справа. Но слева разрешается ставить только в населенных пунктах. При этом грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5т остановка на левой стороне разрешена только для погрузки и выгрузки.

На дороге с односторонним движением, которая проходит вне населенного пункта, разрешается ставить автомобиль только на правой стороне.

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.

На краю тротуара ставить грузовые автомобили запрещено независимо от величины разрешенной максимальной массы.

Стоянка любых ТС на тротуаре в местах, где отсутствует знак с одной из вышеуказанных табличек, запрещена.

12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

Для отдыха вне населенного пункта организовываются специальные площадки. Они обозначаются знаками или .

12.4. Остановка запрещается:

  • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  • на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

  • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
  • на пересечении проезжих частей и ближе 5м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
  • ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой , а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
  • в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);
  • на полосе для велосипедистов.

Остановка – это преднамеренное прекращение движения, т.е. водитель имел намерение (хотел) остановиться. Во всех местах, перечисленных в п.12.4 ПДД запрещено именно преднамеренное прекращение движения.

Если остановка в указанных местах вынужденная, то водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. После этих действий он должен как можно быстрее убрать ТС из места, где остановка запрещена.

Тот же самый порядок действий водитель обязан выполнить если вынужденная остановка случилась в зоне действия знака «Остановка запрещена» и (или) в том месте, где проходит сплошная желтая линия , запрещающая остановку.

12.5. Стоянка запрещается:

  • в местах, где запрещена остановка;
  • вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;
  • ближе 50 м от железнодорожных переездов.

Стоянка запрещена во всех перечисленных местах п.12.4 ПДД.

Вне населенных пунктов на обочине стоянка разрешается, т.е. не запрещена.

На ж/д переездах зона запрета действует на обе стороны ж/д — переезда.

В местах, где запрещена только стоянка, остановка разрешена. См термин «».

12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.

При вынужденной остановке в месте, где остановка запрещена, водитель обязан включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Но первое, что он должен сделать, это принять все меры, чтобы убрать ТС из потенциально опасного места.

12.7. Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

Требование отнестись предусмотрительно к открытию дверей относится и к водителям, и пассажирам автомобилей. Прежде чем открыть двери, они , что это не создаст помех другим водителям и пешеходам.

12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.

Для того, чтобы автомобиль самопроизвольно не покатился, должны быть включены стояночный тормоз (ручник) и желательно первая или задняя передача. Там, где имеется бордюр, можно вывернуть колеса и упереть их в него.

Запрет на оставление в машине ребенка до 7 лет введен Постановлением Правительства РФ N 761, и действует (введен в ПДД) .