Методические рекомендации по обучению дошкольников разных возрастных.

Цель:
- учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины, совершенствовать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;
- воспитывать уважение профессии строителя;
- показать возможность создания образа с помощью веревки, развивать воображение и творчество.
Демонстрационный материал : картина «Строим дом» (серия «Мы играем» автор Е. Г. Батурина) и рисунки образцы…
Раздаточный материал: фланелеграф но количеству детей, веревочки разного цвета.
Предварительная работа: на прогулках и экскурсиях наблюдение за строительством новых зданий. Рассказать детям, как много зданий строится в городе где мы живём, какое большое строительство идет по всей нашей стране. Подобрать иллюстрации с изображением зданий, рассмотреть их с детьми, оставить на некоторое время в групповой комнате.
Игры детей со строительным материалом.
Словарная работа: везёт, разгружает, привезла, укрепляет, прикрепляет.

Ход занятия

1. Рассматриваем картину «Строим дом».
Вопросы:
Кто нарисован на этой картине? (Дети: мальчики и девочки.)
Что делают дети? (Играют. строят дом.)
Как можно назвать эту картину? («Строим дом». «Мы играем», «Дети строят дом».)
Что делает этот мальчик? (Ставит на дом флажок.)
Как можно сказать об этом по-другому? (Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т.п.)
Что делает другой мальчик? (Возит на машине кубики.)
А по-другому как можно сказать? (Везет строительный материал: разгружает машину: помогает строить дом.)
Что делает девочка? (Привезла кукольную мебель.)
А по-другому как можно сказать? (Везет машину с кукольной мебелью: играет вместе с мальчиками.)
А сейчас придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для рассказа интересный конец, что дети будут делать дальше. Если дети затрудняются придумать концовку, я предлагаю образец: «Дети построили дом и поселили в нем кукол. Хорошо куклам в новом и уютном доме!»
Физкультминутка «Пильщики»
Мы пилили доску,
С утра у нас дела.
Стальные зубы остры,
Легко идет пила.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим-пилим, пилим-пилим.
Раз-два, раз-два.
Будут на зиму дрова.
(Дети имитируют движения пильщиков.)
2. Дети, поселили кукол в новый дом. А чтобы куклам в просторном доме жилось уютно и весело, давайте мы с вами нарисуем для них разные картины с веревочками.
3. Предлагаю детям рассмотреть рисунки-образцы нарисовать веревочками посуду, овощи, фрукты, цветы, животных, а затем перенести изображение на фланелеграф. Дети выполняют работу. По окончании работы рассматриваем, отмечаем наиболее выразительные, творческие, самостоятельные.

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи

на тему «Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим Дом.»

Дата: 23.10.2018

Воспитатель : Нагд-Али Юлия Игоревна

Цель : учить составлять сюжетный рассказ по картине.

Материал: картина «Мы играем в кубики. Строим дом»; медведь (мягкая игрушка); картинки с изображениями животных (предметов), в названиях которых есть звуки [ш] и [ж]; счетные палочки.

Ход занятия .

Воспитатель : Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Это Мишка! Давайте сядем на стулья и поприветствуем его! Мишке очень хотелось бы с нами поиграть, он очень любит слушать сказки и рассказы. Давайте составим для него рассказ? Посмотрите на картину.

Вопросы:

  1. Кто нарисован на этой картине?
  2. Что делают дети?
  3. Как можно назвать эту картину?
  4. Что делает этот мальчик?
  5. Как можно сказать об этом по-другому?
  6. Что делает другой мальчик?
  7. А по-другому как можно сказать?
  8. Что делает девочка?
  9. А по-другому как об этом сказать?

Воспитатель : А теперь придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для своего рассказа интересный конец – что будут делать дети дальше.

(Дети придумывают и рассказывают. Если они затрудняются придумать концовку, воспитатель предлагает образец: «Дети построили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном доме.»

Воспитатель: Молодцы! Какой интересный рассказ вы придумали. И Мишке он очень понравился. А теперь давайте отдохнем немного.

Физкультминутка :

Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

И прохладная синяя тень.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем.

Игра «Эхо»

Воспитатель: Я буду произносить звуки громко, вы повторяйте их потише. Глаза закройте. (звуки [ж] и [ш] поочередно)

Послушайте, как говорили другие дети, подумайте можно ли так сказать?

  • Папа, это лошадке подметки подбивают.
  • Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются.
  • Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом.
  • Мамочка, я тебе люблю громок-громко.

Дети исправляют ошибки.

Воспитатель: А сейчас придумайте сами небылицы или путаницы, а другие будут их распутывать. (Дети делятся на две команды)

Игра «Назови одним словом»

Воспитатель: Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? Какое из этих слов наиболее точное? Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? (дети отвечают)

Послушайте стихотворение Е. Серовой и подскажите мне нужные слова.

Подскажи словечко

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает.

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

Говорю я брату:

Ох! С неба сыплется горох!

Вот чудак, - смеется брат,-

Твой горох ведь это …(град).

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит… (тень).

Воспитатель: А теперь придумайте рассказ, чтобы в нем были такие слова: большой, огромный, громадный; маленький, крошечный, малюсенький; бежит, мчится, несется; идет, плетется, тащится.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мишке очень понравилось с нами играть и слушать наш рассказ. А вам понравилось? Что больше всего вам запомнилось?



муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 3 г. Ряжска
Рассказывание по картине «Строим дом»
в старшей группе
Воспитатель Иванникова Ксения Николаевна
Задачи:
- связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины;
- словарь: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;
- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков ш, ж, учить дифференцировать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова, показать последовательность звучания слогов в слове.
Материал: картина «Строим дом», медведь (мягкая игрушка), картинки с изображением животных (предметов), в названиях которых есть звуки ш, ж, счетные палочки.
Ход деятельности
На стенде картина «Строим дом». После рассматривания картины воспитатель задает вопросы.
Воспитатель. Кто нарисован на картине? (Дети: мальчики и девочки). Что делают дети? (играют, строят дом). Как можно назвать эту картину? («Строим дом» «Мы играем», «Дети строят дом»). Что делает мальчик? (Ставит флажок на дом). Как можно сказать об этом по другому? (Укрепляет? (Везет строительный материал, разгружает машину, помогает строить флажок, прикрепляет флажок и т.п.). Что делает другой мальчик (Возит на машине кубики). А по-другому как можно сказать (Везет строительный материал, разгружает машину, помогает строить дом). Что делает девочка? (привезла кукольную мебель). А по-другому как об этом сказать? (Везет машину с кукольной мебелью, играет вместе с мальчиками).
Придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для своего рассказа интересный конец – что будут делать дети дальше.
Если дети затрудняются придумать концовку, воспитатель предлагает образец: «Дети построили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном доме».
Физкультминутка.
Воспитатель. Давайте и мы поиграем. Игра называется «Эхо». Я буду произносить звуки громко, вы повторяйте их потише. Глаза закройте.
Воспитатель произносит звуки вразбивку: ж, ж, ш, ж, ш, ш, ш. дети повторяют их по одному. Раздается рычание медведя.
«Что это за странный звук – спрашивает воспитатель. – Давайте посмотрим, кто это?».
Медведь. Здравствуйте ребята. А в моем имени какой звук слышите – ш или ж? я принес вам картинки. Поищем, не спрятались ли в них звуки ш и ж.
Дети называют предметы, животных, выделяя голосом звуки ш и ж и проговаривая затем эти звуки изолированно.
Медведь. Я хочу вам что-то сказать рассказать. Слова можно делить на части. В моем имени Миша – две части: Мии-шааа. У Миш лапа. В слове лапа тоже две части: лаа – паа. Первая часть… ла, вторая часть….па. Давайте посчитаем части в слове. Сколько частей я произнесу, столько палочек вы отложите. Будьте внимательны: лааа…. пааа.
А вот еще, какое слово есть – лыжи. Послушайте, сколько частей в этом слове: лыыы-жиии. Посчитайте на счетных палочках. Какая первая часть? Какая вторая?
Если остается время, аналогично анализируется слово рама. Затем мишка прощается с детьми.

Украина
Житомирская область
г.Бердичев
ДОУ №15 «Ромашка»
Учитель-дефектолог в группе для детей с ЗПР
Ирина Ивановна Стецюк

Картина – один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.). Коротко можно определить только основные значения (схема 3).

Значение картины как дидактического средства

образования дошкольников

Виды картин, используемых в образовательном процессе дошкольного учреждения

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типовсвязнойречи).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные), тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства), содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные), характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.).

В отечественной и зарубежной психологии (исследования Г. А. Люблинской, В. С. Мухиной, Г.Т. Овсепян, С. Л. Рубинштейна, Бине, Штерн и др.) есть различные подходы к объяснению особенностей восприятия и понимания детьми содержания картин, одновременно общее для этих подходов – это определение некоторой периодизации в развитии готовности ребенка к восприятию картины. Она проходит три стадии: называния, или перечисления, описания и интерпретации.

Ученые определяют ряд факторов, влияющих на глубину и адекватность восприятия детьми картин. Из них: уровень художественно-эстетического восприятия ребенка, его жизненный и художественный опыт, доступные для понимания содержание и тематика картины, а также правильно организованный процесс рассматривания картины. Особенности восприятия и осознания детьми картин учитываются в методике обучения рассказывания по содержанию картины.
Методика проведения каждого из пяти видов занятий имеет свою специфику, однако все они содержат обязательные структурные части – организацию восприятия, рассмотрение детьми картины и обучение составлению рассказа по ее содержанию. Производительность второй части занятия определенной степени зависит от результативности первой, т.е. от того, насколько эффективно организован процесс восприятия. Итак, педагог для осуществления правильного управления умственной и речевой деятельностью детей на этих занятиях должен овладеть методикой обучения рассмотрения картины и методикой обучения рассказа по ее содержанию.

Многочисленные наблюдения и анализ работы педагогов с картиной позволили выделить типичные ошибки по организации процесса восприятия детьми картин.
Вопросы – почти единственный методический прием в первой части занятия.
Дошкольникам трудно находиться длительное время в статическом положении, которого требует беседа по вопросам. Применение игровых приёмов, эмоционально-образных пластических этюдов, творческих заданий и т.д. активизирует процесс восприятия, способствует повышению его результативности
Количество вопросов подбирается по принципу «Чем больше, тем лучше».

Количество вопросов по содержанию картины в зависимости от возраста детей может изменяться от 3-4 в младшем возрасте до 8 – 10 в старшем. Важно не количество, а их разнообразие.
Подавляющее большинство вопросов имеют репродуктивный характер, т.е. являются вопросами об очевидном. Чрезмерное увлечение ими тормозит процесс мышления, гасит интерес к картине.
Вопросы по содержанию картины должны возбуждать мысли. Детям нравится чувствовать себя умными, им нравится всякие неожиданности, загадки. Именно поисковая деятельность является более естественной для дошкольного возраста. Итак, не следует предпочитать вопросы об очевидном даже в младшем возрасте. Вопрос следует ставить так, чтобы заставить ребенка искать ответ через анализ увиденного.
Педагоги нередко подбирают типовые, трафаретные вопросы, связанные с констатацией того, что изображено на картине, и установлением простейших связей между элементами изображения.

Такие вопросы делают занятия от начала обреченными, причем становится невозможной любая инициатива, лишним оказывается и активность и самостоятельность, оригинальность мысли каждого участника занятия. В таком пассивном интеллектуальном, эмоциональном состоянии вряд ли стоит ожидать от детей интересных собственных рассказов. Они способны только подражать образцу рассказа воспитателя и ждать, скучая, окончания занятия.
Следовательно, с целью активизации интеллектуальной и речевой деятельности детей в процессе восприятия картины, нужно тщательно продумать первую часть занятия.

В младшем возрасте ограниченное время занятия, возрастные особенности физического и психического развития детей не позволяют проводить вступительную беседу, кстати, в ней нет необходимости еще и потому, что обычно содержание картин для самых младших оказывается очень простым. Достаточно обратиться к собственному опыту детей, связанному с содержанием картины, например: «Вам нравится строить из кубиков? Как часто вы строите? “Или” Помните, мы собирали осенние листики на площадке? », Или« Вы видели настоящего живого петуха? Расскажите, как это произошло », или« Вы держали в руках маленьких котят? ». Актуализация эмоциональных переживаний, соответствующие ассоциации помогут детям более адекватно воспринять картину.

Уместным будет также использование загадки о главном персонаже картины, припоминание небольших, желательно знакомых детям стихотворений, соответствующих содержанию картины.
В среднем дошкольном возрасте картины по содержанию становятся сложнее, следовательно, цель вводной беседы – актуализация приобретенных детьми знаний, нужных для обсуждения картины. Обращение к собственному и коллективному опыту детей, решения проблемной ситуации, близкой к отраженной на картине, лексико-грамматические упражнения на подбор слов определенного лексического поля, – эти и другие методические приемы подготовят детей к восприятию и пониманию картины.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника – автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по картине, что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми.

Как уже отмечалось, вопрос является главным методическим приемом в обучении детей рассмотрения картины. Основную группу вопросов, которую педагог готовит заранее, должны составлять вопросы об общем содержании, характере картины, а также касающиеся описания действий главных персонажей картины, и вопросы, направленные на анализ эмоционального состояния, средств выражения экспрессии, на эстетическую оценку изображенного.
Часть здесь составляют репродуктивные вопросы, так сказать констатирующего характера.

Нередко педагоги не задумываются над тем, побуждают поставленные вопросы ребенка к развернутому (причем не искусственному, а естественному) ответу, к связной речи в форме логических суждений. Так, шаблонные вопросы «Что вы видите на картине?» Или «Что изображено на картине?» Требуют от ребенка короткого однословного ответа или перечисления отдельных элементов. Разум ребенка в процессе такого ответа «спит». Следовательно, нет смысла ждать от него и активных речевых действий.

Уместнее проблемные вопросы, требующие от ребенка поиска ответа на самой картине, аналитических действий, которые находят выход в самостоятельно составленном малышом суждении. Проиллюстрирую сказанное описанием типовой ситуации. Педагог демонстрирует детям картину «Зимние развлечения», спрашивает: «Какое время года изображено на картине?». Такой же шаблонный ответ: «Зима», или искусственное, тоже шаблонное: «На картине изображено время года зима» (так научили отвечать расширенно воспитатели). Никакой интеллектуальной и речевой активности, ведь очевидные хорошо известные признаки зимы (снег, санки, лыжи, катки). Ребенок просто это констатирует. А если заменить вопрос, переформулировать его, мы заставим его вглядеться в картину, находя на ней не шаблонную, всем заранее известную, а собственный ответ, выявить наблюдательность, внимательность, умение мыслить. Причем это не обязательно может быть вопрос, например: «Как художник на картине показывает, что день не очень холодный, приятный?», А утверждение-провокация: «Я считаю, что накануне была сильная метель. Вы поняли, как я об этом догадалась? ». Для ответа на этот вопрос, мало сказать о снеге, надо еще и найти следы прошлой непогоды. Вопрос: «Как вы считаете, на картине выходной или будний день? Объясните, как вы это поняли », – также требует от детей активных аналитических действий, а воспитатель помогает сформулировать им самостоятельные высказывания:« я считаю, что …», «потому что …»,« если бы это был выходной, тогда бы …». Развернутый ответ становится естественным результатом интеллектуально-речевой активности: ребенок мыслит и высказывает свое мнение нешаблонно, потому что это его собственное мнение, для формулировки которого он добирал языковые средства сам или с помощью педагога.

Приведу фрагмент занятия – беседа по содержанию картины «Расчистка улиц от снега» (серия Н. Зеленко «Картины по ознакомлению с окружающим для дошкольных учреждений»).
– Я считаю, что накануне был сильный снегопад. Вы догадались, как я это поняла? Как, какими словами можно сказать о городе в снегу? (Засыпанный снегом, украшенный снегом, покрыт снегом.)
– Все: пешеходы, водители, дети, дворники, деревья, животные – одинаково рады такому большому снегу? Объясните, почему вы так считаете.
– Обратите внимание на машину. Вы знаете, как она называется? (Снегоуборная.) Объясните, для чего она? (Если дети не знают точного названия, можно предложить образовать слово-название.) Придумайте, какое название может иметь такая машина.
– Расскажите, как работает эта машина? Кто из людей участвует в уборке снега? (Водитель, дворники, рабочие.)
– Обратите внимание на мальчиков. Как вы считаете, мальчики только идут на прогулку, или уже возвращаются? Объясните свое мнение. Если бы мы могли послушать их разговор, что бы мы услышали? (Составление диалога.)
– А теперь посмотрим на женщину с ребенком. Расскажите о них. Как вы считаете, кто из них первым увидел машину, о чем они говорят? (Составление диалога.)

Лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».
– Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
Возможно, на картине вечер, потому что …
Кажется, скоро снова пойдет снег, потому что …

Даже в младшей группе беседа за картиной будет более результативной, если вопрос будет побуждать малышей к поисково-аналитической деятельности, а не к простой констатации.
Для примера приведу беседу по картине «Строим дом» из серии «Играем» Нины Батуриной. Напомним ее содержание. На картине трое малышей (два мальчик и девочка) заканчивают строить дом для куклы. Один из мальчиков украшает здание флажком, другой – грузит строительный материал, а девочка везет машину с кукольным имуществом.
Педагог (после рассмотрения картины) позволяет им свободно выразить свои впечатления, мнения по поводу изображенного, не спешит с вопросами, чтобы не подавить их инициативу. Далее приглашает внимательно рассмотреть картину, предлагает детям дать имена персонажам, побуждает к ответу: «Расскажите, что делают дети на картине?».
Дети. Они строят дом.

Для куклы дом строят. Кукла будет жить, как построят.
В наборе вопросов далее, как правило, рассматриваются действия каждого из персонажей: «Что делает мальчик в синей рубашке? Что делает девочка? »И другие. Ответы на такие вопросы очень быстро утомляют детей, ведь следствие активность сохраняют лишь единицы, а все остальные тихо ждут, когда закончится занятие. Чтобы этого не произошло, следует задавать вопросы, которые возбуждают интеллектуальную, а соответственно и речевую активность детей.
Проиллюстрируем сказанное фрагментом занятия.
Воспитатель. Как вы считаете, мальчики еще только начинают или уже заканчивают строить? Как вы это поняли?
Дети. Когда еще только начинают, тогда только кубики, а дома не ¬ имеет, а там – дом.
– Они уже построили.
– Дом уже такой большой.
– Вова уже флажок ставит, а она мебель привезла.
– У них уже мало осталось конструктора, а когда строят, надо много.

Воспитатель. Как вы думаете, Коля привез строительный материал или отвозит его?
Саша (делает жест рукой). Привез – это когда сюда. Он складывает кубики на машину. Они уже построили, им больше не надо кубиков.
Воспитатель. Давайте поиграем. Если бы мы решили построить такой же дом для куклы, чтобы я вам должна сказать: «Привезите или отвезите?» Когда вы начинаете строить, вы привозите, приносите, или отвозите кубики?
Дети (показывают руки). Так – приносим, а на машине – привозим.

После уточнения и проговаривание детьми глаголов, воспитатель предлагает поиграть – подготовить тот строительный материал, который нужен, чтобы свести именно такое сооружение после занятия. Такое игровое задание позволяет ненадолго переключить внимание детей на отдельные детали, чтобы сохранить интерес к занятию и удовлетворить их потребность действовать активно. Кроме того, это эффективная лексико-грамматическое упражнение. Воспитатель назначает (по очереди) «главного строителя», который должен назвать нужный материал (форму, цвет, количество): «Одну большую зеленую пирамидку, синюю, и две поменьше», а кто-то из детей (по очереди) – найти их в игровом шкафу. После 5-6 задач, воспитатель снова привлекает внимание детей к картине.
Воспитатель. А теперь очень сложный вопрос. Внимательно рассмотрите мебель, которую привезла Оля, скажите, сколько кукол будет жить в доме? Как вы это поняли?

Дети. Много.
– Там одна кровать и стульчик …
– Маленькие сами не живут, она с мамой и папой будет жить. Только взрослые могут сами жить.
– Там всего по одному. А в холодильнике может много еды лежать.
– Она еще привезет стульчик, просто в машине больше нет места.

Другим вариантом игровой упражнения может быть предложение детям «порулить» процессом построения – подсказать персонажам, как следует действовать дальше. Воспитатель помогает каждому ребенку построить фразу-обращение, команду героям картины: «Вова, поставь над окошком еще одну пирамидку. Будет красиво ». Это помогает сохранить интерес малышей к картине, обеспечивает условия для их инициативных умственных и речевых действий.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. – «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

Вопрос относительно действий и характеров персонажей облегчают для детей выделение частей картины, способствуют более глубокому ее рассмотрению. Эффективным приемом, кроме вопросов, есть творческое задание «виртуальные диалоги», которое помогает мысленно войти в ситуацию, что изображено на картине.

Приведу пример беседы по содержанию картины «Праздник на лесной опушке» (обложка журнала «Шмель» № 2,2001).
– Дети, рассмотрите внимательно картину и вспомните ваш день рождения. Скажите, чем ваш праздник похоже, а чем отличается от нарисованного.
– Как вы считаете, праздник только начинается или уже давно продолжается? Объясните, как вы это поняли?
– Расскажите, как вы догадались, кто из зверей именинник? Сколько лет ему исполнилось? (Воспитатель помогает детям построить фразу-доказательство, используя слова «во-первых», «во-вторых», «кроме того» и т.д.).
– Как вы считаете, от кого принес поздравительную телеграмму Шмель? Что в ней написано?
– День рождения – веселый праздник, которому рады все – гости и сам именинник. Однако взгляните внимательно, кое-кто имеет не очень праздничное настроение. Объясните, почему. Как бы вы успокоили малышей, которые поссорились из пирожка: «Оставь себе этот пирожок, потому что на столе …». Что можно сказать о лисенке и волчонке, какие они?
– Вы догадались, кто из зверей на празднике самый маленький? Да, это зайчонок. Возможно, он рано проснулся, чтобы поздравить свою сестренку Заю, потом так радовался, помогал готовиться к празднику, устал и уснул прямо за столом, не дождавшись торта. Как вы считаете, что сделает мама-зайчиха? (Оставит кусочек торта малышу, а его отнесет в кроватку.)
– Как вы думаете, какие подарки приготовили черепаха и улитка? Что может быть в большой и малой коробках? ”
– Мамочка приготовила для гостей многое вкусного. Назовите, чем угощаются гости.
– Но главный на столе – торт, украшенный, кремом, черникой и земляникой. Посчитайте, на сколько кусочков его надо разделить, чтобы хватило всем. Не забудьте про маленького соню. Как, по вашему мнению, кусочки должны быть одинаковыми по размеру, чем?

Упражнения, игровые и логические задачи:
а) игра «Школа разведчиков» – задание на наблюдательность исообразительность: кому из зверей требуется высокий стульчик?
– Ежик принес огромный букет. Из каких цветов он его составил?
– Кто еще поздравил Заю цветами?

б) упражнение «Виртуальные диалоги»-представим себе, как могли поздравить именинницу ее друзья, что они ей говорили, желали. Не забудьте изменить голос на тот, от кого вы хотите поздравить Заю.
в) творческое задание «Выход за пределы изображенного» – мама и Зая с самого утра готовились встречать гостей.

Представим, как они совещались, кому какие блюда будут приятными. О чем они говорили? Мамочка сказала: «Придет белочка, так давай …». Зая предложила: «А для енотика давай приготовим …»
Нередко дети испытывают трудности в составлении самостоятельного рассказа, в таких случаях уместно использовать прием сопряженной (смежной) речи (взрослый начинает фразу, а ребенок ее продолжает), это поможет детям подбирать реплики, поддерживать диалог. Если вернуться к занятию по картине «Строим дом», то эта его часть выглядела.так:
Воспитатель. Если бы мы могли быть рядом с детьми, мы бы услышали о чем они разговаривают. Как вы считаете, о чем говорит Оля мальчикам? Давайте …
Дети. … Быстрее строить. Кукла хочет домой
Воспитатель. Коля, увози…
Дети. … Скорее конструктор.
Воспитатель. Пусть у дома …
Дети. … Будет красиво и чисто.
Воспитатель. А ей Вова что отвечает? Подожди, я сейчас …
Дети. … Только флажок поставлю. Он на крыше стоит. И мы пойдем пить чай.
Одними из самых сложных для детей выявляются вопросы, связанные с оценкой эмоционального состояния, описанием настроения, личностным качествам и т.д.. Причиной тому может быть маловато нужных для определения эмоционального состояния слов и словосочетаний. Стимулами в этом случае могут быть пластические этюды, предложения повторить движения, мимику, позу героя картины, попытаться войти в его положение и рассказать об этом словами.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской. Методика построена на принципах теории решения изобретательских задач ТРИЗ и направлена на формирование у детей умений воспринимать изображение через мнимые возможные ощущения от соприкосновения с различными объектами, воображаемые звуки, вкусы и ароматы и обучения передавать в связном высказывании.

Последовательность упражнений по этой методике может быть такой.
1. Выделение объектов, изображенных на картине: «Как настоящим исследователям вам все нравится изучать, рассматривать, слушать. Если так, то ваша рука может быстро и легко превратиться в зрительную (или слуховую) трубу. ее надо только составить так, чтобы образовалась трубка, и в дырочку можно было бы что-то увидеть (услышать). А теперь попробуем посмотреть в трубу и назвать только один любой предмет на картине, все равно большой он или маленький ».

2. Установление разного уровня взаимозависимостей между объектами: «Как прекрасно, что вы как исследователи уже умеете увидеть даже самую мелкую, самые незначительные вещь и назвать ее. Однако ничто не существует само собой. Все с чем связано. Попробуем соединить два любых предмета на картине между собой, определить их связь, почему они важны друг для друга ».

3. Представление объектов через восприятие их различными анализаторами: «Представьте, что наша картина необычная, которые к ней прилагаются специальные наушники (перчатки), через которые, когда их одеваете, вы можете услышать все звуки (коснуться чего-то) на картине. Представим, что надели такие наушники, послушаем внимательно и скажем, что, какие звуки, слова вы услышали ».

Последний этап может быть не просто следующим, а самостоятельным этапом. Можно предложить детям сосредоточиться на отдельных объектах картины, найти мнимые варианты возможных звуков и слов (Аналогично ароматов, ощущений и т.п.), определяющих эти звуки, ощущения, имитировать, составить диалоги от имени персонажей. Поощрение детей к выполнению этих творческих задач обеспечит высокий уровень интеллектуальной, эмоциональной, речевой активности, позволит сохранить в течение всего занятия хорошее настроение и живой интерес детей к процессу восприятия, и, что немаловажно, желание выразить свои впечатления в собственные рассказы.
Следовательно, успешность, продуктивность второй части занятия, то есть качество детских рассказов во многом зависит от продуманной, тщательно проведенной первой части занятия, которая обеспечивает глубокое восприятие и осознание детьми картины.

Традиционно в методике развития речи детей ведущим приемом обучения рассказыванию по картине считается образец рассказа педагога. Постепенно, в зависимости от возрастных возможностей детей, готовности в процесс составления связного высказывания, способности выполнять эту задачу самостоятельно, образец рассказа изменяется от полного – на начальных этапах обучения, далее к частичному, образцу-дублеру – в среднем дошкольном возрасте. В обучении старших дошкольников образец используют лишь иногда, когда того требует ситуация. Детей учат составлять план рассказа. Сначала воспитатель вместе с детьми подробно анализирует составленный им план, потом предлагает составлять план самостоятельно, то есть осуществляется постепенный переход от полного подражания образца к осознанию или полусознательного подражания алгоритма действий, самостоятельного составления рассказа.

Хотя такое применение образца как приема обучения рассказыванию в общей картине дошкольного образования выглядит логично, однако воспитанники нередко оказываются «привязанными» к нему, что не могут избавиться от него даже в старшем дошкольном возрасте. Положительной чертой образца является то, что, с одной стороны, он выступает ориентиром, показывает детям, как надо составлять рассказ. Кроме того, при условии чрезмерного увлечения образцом происходит торможение самостоятельной мысли и инициативы ребенка в подборе языковых средств его адекватного выражения.

Не отказываясь от образца как приема обучения, однако результативными считаем структурно-синтаксическую схему описательного и сюжетного повествования (разработан Л. Г. Шадрин), сопровождающая речь и такой прием, как рассказ командами.

Многим воспитателям бывает сложно избежать типичных ошибок в процессе управления рассказыванием детей. Проанализируем основные из них.
Рассказ, составленная воспитателем, считается образцовым примером для подражания, поэтому детей заставляют слушать 6-7 однотипных рассказов. Такие занятия становятся скучным, малоприятным испытанием как для детей, так и для воспитателей.

Некоторые воспитатели ошибочно подменяет понятия «речевая активность» узким по содержанию понятием «говорения», поэтому для обеспечения «высокого уровня речевой активности» на занятии заставляют детей бездумно повторять, проговаривать готовые тексты (слова, фразы). Однако, как доказывают ученые, овладение родным языком, формирование речевых умений возможно только при условии активной, то есть самостоятельной, сознательной речевой практики, что позволяет человеку проявить свою индивидуальность. Следовательно, задача воспитателя проявляется в том, чтобы, только ориентируя, помогая и поддерживая, дать возможность каждому ребенку рассказать по-своему, выявить через самостоятельное повествование свое естество, самовыразиться.
Воспитатели стараются, чтобы детский рассказ воспроизводил содержание всей картины.
Предметная, а тем более сюжетная картина имеет сколько элементов, нюансов, что рассказы о каждом из них и всю картину в целом могут быть разнообразными и неповторимыми. Однако нередко воспитатели требуют только полного описания картины, на который ребенок из-за своей недостаточной подготовленности редко бывает способен.

Следовательно, единственный выход – повторить образец рассказа воспитателя. Во второй части занятия сначала следует предлагать рассказы о частях, деталях картины по инициативе детей: «О чем бы ты хотел рассказать?» Или «Возможно, ты хотел бы рассказать о маленькой киске?». Затем можно предложить составить коллективный или индивидуальный рассказ, отражающий общее содержание картины. При таких условиях каждый ребенок сам выбирает для себя посильную задачу, а не выполняет навязанное извне.
Воспитатели считают невозможным вмешиваться в рассказ ребенка, мол, тем самым мы лишаем его самостоятельности.

Одним из важнейших принципов организации учебной деятельности, что влияет на ее производительность, результативность, является принцип успешности. Сущность его заключается в том, что каждый ребенок должен учится, чувствуя свою успешность, тогда он будет это делать охотно. Ощущение успеваемости определяется многими факторами, среди которых соответствие задачи возможностям ребенка, а также тактичное, ненавязчивое сопровождение детских действий со стороны взрослых. Чувствуя добро ¬ доброжелательно поддержку, заинтересованность, ребенок ведет себя увереннее, охотно принимает помощь воспитателя, который должен быть лишь связующим фоном, чтобы не гасить детской инициативы.

В управлении рассказыванием по содержанию картины воспитатели боятся выйти за пределы изображенного, мало используют словесное творчество.
Выполнение творческих заданий, составление виртуальных диалогов в первой части занятия привносит в рассказы детей интересные подробности, оригинальные сюжетные линии. Если дети испытывают трудности в исполнении творческих заданий, можно предложить сначала коллективное сюжетосложение, пока дети не проявят готовности к самостоятельному выполнению задач такого типа. Сохранение, запись рассказов с последующим оформлением в виде книжечки, альбома, открытки и т.п. является дополнительным стимулом их активности.
Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей. В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей. Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина – это лишь эффективное средство, а главное на занятии – ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.
Поскольку основные методические рекомендации по методике организации обучения рассказыванию по картине мы уже определили, рассмотрим специфику проведения занятий по составлению сравнительного описания двух картинок, игрушек или предметов и методика обучения рассказыванию по серии сюжетных картин.

На первом этапе обучения описательный рассказ мало похож на монолог. В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на игрушки, предлагает рассмотреть их, выбрать одну и рассказать о ней. Потом общается с ребенком (детьми) и своими репликами подсказывает содержание и оформление высказывания.
Воспитатель. У меня мишка.
Ребенок. А у меня цыпленок.
Воспитатель. Мой мишка большой, толстый, его кожа темного цвета, мохнатая.
Ребенок. А мой цыпленок маленький, желтенький, у него перышки. Он, как маленький комочек.
Воспитатель. Мой мишка косолапый, у него четыре короткие лапки.
Ребенок. А у моего цыпленка только две лапки с пальчиками …
Воспитатель. Медвежонку нравится малинка и мед.
Ребенок. А цыпленок ищет себе червячков и ест пшено.

Постепенно, когда дети овладели сравнительным способом сопоставления в паре со взрослым, воспитатель предлагает выполнить задание самостоятельно. В первой части занятия воспитатель организовывает рассматривание игрушек (предметов, картинок), направляя процесс восприятия вопросами в такой последовательности: сначала просит назвать предметы, выделить несколько существенных признаков каждого, потом просит сказать, чем отличаются эти предметы, и только потом – чем они похожи. Важно мотивировать задачу, чтобы активизировать интеллектуальную и речевую деятельность ребенка, сделать ее привлекательной, интересной для детей. Например, можно предложить поиграть в игру «Бюро находок», в котором хранятся потерянные вещи. Желательно подобрать к занятию 4-5 пар предметов, похожих по нескольким признакам, например, два автомобиля, двух зайцев, две куклы, два игрушечные домики, две вазы для цветов. В первой части занятия дети выбирают для себя игрушку, рассматривают ее, называют отдельные признаки по вопросами воспитателя. Затем взрослый берет на себя роль очередного бюро находок, а дети по желанию – клиенты бюро, которым надо доказать, что именно эта игрушка, а не похожая на нее другая, принадлежит им.

Проиллюстрирую сказанное следующим диалогом.
Воспитатель. Возможно, вы не этого зайчика потеряли, ведь у нас два зайчики?
Ребенок (рассматривает двух зайчиков). Нет, это мой зайчик. Видите, мой зайчик маленький, а тот – больше. У моего НЕТ бантика, а у этого зайчика есть синий бантик на шее. Мой зайчик умеет вращать лапками, а этот зайчик не умеет.
В старшем дошкольном возрасте для сравнительного описания уместно использовать не только предметы, игрушки, но и репродукции пейзажных картин. Для сравнения лучше выбирать картины, на которых одни и те же природные явления (дождь, снег, оттепель, жара), но картины отличаются по настроению, характеру, способам изображения. Можно также сравнивать картины одного художника или различных художников, на которых объекты природы изображены в разное время года. Логическая структура занятия остается по-прежнему: сначала последовательное рассматривание картин с вопросами, затем сопоставление, причем сначала выделяются противоположные признаки, а затем – признаки по сходству. Предлагаю ознакомиться с занятием, на котором детей учат делать сравнительное описание двух пейзажных картин. Конспект приведены в журнале «Шмель» (№ 3,2000 г.)

Эффективная методика обучения рассказыванию по серии картин. Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей. Автор учитывала, что в процессе восприятия дети фиксируют внимание на сюжете, действиях и отношениях персонажей, выразительности образов. Поэтому серия картин предусматривала последовательное развертывание сюжетной линии, четко выделены композиционные части рассказа (первая картинка – начало, завязка, вторая, третья – середина, раскрытие основного содержания, четвертая или пятая – заключение), чтобы при переходе от картины к картине были смысловые и грамматические связи между частями высказывания (картинками). Методика проведения этого вида занятий отличается пятью способами подачи детям картин. Раскроем эти варианты.

Так, первый способ предполагает последовательное рассмотрение картин, из которых открыта в начале занятия только первая. Прежде чем открывать следующую, воспитатель предлагает детям догадаться, что на ней изображено. Только когда фантазия детей оказывается исчерпанной, воспитатель открывает ее. Это позволяет поддерживать интерес к занятию продолжительное время. К каждой из картин воспитатель подбирает 1-2 вопроса и 1-2 лексико-грамматических задания (упражнения, игры, творческие задания). За каждой картиной составляется рассказ, который постепенно увеличивается: сначала только по содержанию первой картинки, затем – первой и второй, затем – первой, второй и третьей и т.д.

Второй способ заключается в одновременном представлении детям всех картинок, которые они сами должны разместить в логической последовательности. Затем занятия происходит по стандартной схеме – последовательное рассмотрение каждой картины за вопросами и составление рассказов.
Третий способ – три первые картины закрыты, последняя открытая. В первой части занятия – коллективные творческие фантазии детей про начало рассказа. Далее последовательно открываются картины и составляются рассказы.
Четвертый способ отличается тем, что в начале занятия открываются первая и последняя картинки. После фантазирования о содержании средних картинок, дети последовательно рассматривают все картинки и составляют по них рассказы.

Пятый способ характеризуется открытием картинок через одну. Методика занятия сохраняет логику. Заметим, что практика применения этого вида занятий убедительно доказывает, что наиболее эффективным способом организации рассказывания есть рассказ командами. Это не только способ обеспечения высокой речевой активности (в занятии принимают участие 12-16 детей), но и средство развития связности как качества рассказа и стимулирования творчества – каждая команда не повторяет предыдущие рассказы, а составляет собственный.

В перспективном планировании желательно чередовать различные виды занятий по обучению рассказыванию.

RSS или Email . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в

МБДОУ «Детский сад №98» г. Чебоксары

Конспект образовательной деятельности

(образовательная область «Коммуникация»)

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «В РОДНОЙ СЕМЬЕ»

Разработан: воспитателем старшей группы Андреевой О.А.

Чебоксары, 2013г.

ЗАДАЧИ:

Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Упражнять в подборе слов со сходным значением. Оказывать детям помощь в употреблении слов в точном соответствии с их смыслом.

Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивать монологическую форму речи; умения поддерживать беседу.

Ввести в активный словарь детей слова: комбинезон, конструировать, дружная.

Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Развивать фонематический слух.

Отработка интонационной выразительности речи.

Развивать связную речь детей с применением наглядного моделирования и графических схем.

Углублять представление ребенка о семье и ее истории.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим, скромность, умения с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Предшествующая работа:

Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми об их семьях, чтение стихов, пословиц, рассказов, поговорок о семье, загадывание загадок.

Рассматривание и составление рассказов по сюжетным картинам: «Строим дом», «Кошка с котятами», «Ежи», «Собака со щенятами».

Составление рассказов по своим рисункам, по семейным фотографиям.

Выставка рисунков, фотовыставка «Моя семья».

Методы и приемы:

1) Игровая мотивация.

2) Рассматривание.

3) Вопросы к детям.

4) Беседа.

5) Использование ИКТ.

6) Рассказы детей.

Ход деятельности:

1) Организационный момент.

2) Сюрпризный момент.

3) Рассматривание картины.

4) Физкультминутка.

5) Рассказывание.

6) Рефлексия.

Материал:

1) Картина «В родной семье».

2) Костюм Буратино.

3) Флешка.

4) Мольберт.

5) Карточки-помощники.

Ход организованной образовательной деятельности.

Организационный момент:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Улыбнемся и гостям.

Мы вам рады, здравствуйте!

Забегает Буратино.

Воспитатель: Здравствуй, Буратино? Куда ты так торопишься?

БУРАТИНО: Привет, всем! Ребята, я прогулял урок и теперь не могу справиться с заданием.

Воспитатель: С каким заданием ты не можешь справиться?

БУРАТИНО: Нужно составить рассказ по картине.

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Буратино? (варианты ответов) (расскажем, как нужно составлять рассказ). Буратино, покажи, пожалуйста, нам картину, по которой нужно составить рассказ.

БУРАТИНО: Картина на флешке.

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. (дети стоят перед экраном). Буратино, вначале нам надо рассмотреть картину.

1. Ребята, а как вы думаете, кто изображен на картине?

2. Где собралась семья? В какой комнате? (уютной, чистой, большой)

3. Чем они занимаются? (

4. Что можно сказать об этой семье? (какая она?)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре.

Кто живет у нас в квартире?

(проводится физкультминутка )

)

Папа, мама, брат, сестра, (шагаем врассыпную )

Кошка Мурка, два котенка, (наклоны в право, влево )

Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища )

Вот и вся моя семья! (хлопать в ладошки )

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. Мы с вами рассмотрели картину, теперь нам нужно составить рассказ. Буратино, для того, чтобы рассказ получился интересным, последовательным можно использовать карточки-помощники. Посмотрите на мольберт. Ребята, нам эти карточки уже знакомы. Вспомним, что они обозначают.

Воспитатель: Дети, послушайте: какой рассказ придумала я. Слушайте внимательно, потом будете рассказывать вы. Ты тоже, Буратино, слушай внимательно.

Воскресным утром дружная семья собралась в большом, уютном зале. Папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой решили почистить аквариум, бабушка присела за круглый стол, и читает интересную книгу. Каждый в семье занят своим любимым делом.

Кто желает рассказать? Анечка пожалуйста.

АНЯ: Ранним утром вся дружная семья собралась в уютной комнате. Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой меняют воду в аквариуме. А бабушка присела почитать свежую газету. Каждый занят своим делом.

Воспитатель: Анечка, умница. Ты последовательно рассказала. У тебя получился очень интересный рассказ. Молодец! Кто еще желает? Никита, пожалуйста.

НИКИТА: В выходной день большая и дружная семья решила заняться любимыми делами. Они находятся в большой, чистой и уютной комнате. Папа помогает сыну конструировать самолет. Дочка помогает маме. Они меняют воду в аквариуме. А бабушка читает газету и наблюдает за родными. Эта семья, как и наша очень трудолюбивая и заботливая.

Воспитатель: Никита, молодец! Ты даже сравнил эту семью со своей. Твой рассказ был подробным. Ты умело использовал карточки-схемы. Умница.

Воспитатель: Александра, желает рассказать? Пожалуйста, мы тебя слушаем.

АЛЕКСАНДРА: Вечером дружная семья собралась в большой и уютной комнате. Папа и сын конструируют самолет, мама и дочка меняют воду в аквариуме. А бабушка читает книгу за столом. В этой дружной семье каждый занят своим любимым делом.

Воспитатель: Очень интересно и содержательно рассказала Александра, молодец. Буратино! Мы теперь хотим тебя послушать.

БУРАТИНО: Однажды, одна большая и дружная семья решила собраться вместе, чтобы заняться своими любимыми делами. Для этого они выбрали большой зал. Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой чистят аквариум. Бабушка сидит за столом и читает книгу. Это замечательная семья: большая, дружная и трудолюбивая!

Воспитатель: Молодец, Буратино! Ты справился со своим заданием. Ты рассказал подробно о каждом. Твой рассказ получился интересным, последовательным.

БУРАТИНО: Теперь я понял как нужно составлять рассказ. Большое вам спасибо. Я побежал! Пока!

Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Буратино. До свидания! Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали? (научили Буратино составлять рассказ по картине). Чей рассказ получился самым интересным? Чем он тебе запомнился? (Почему?)

Мне тоже понравились ваши рассказы. Ребята мои, я горжусь вами, что вы смогли научить Буратино составлять рассказ. МОЛОДЦЫ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №98» г. Чебоксары

Конспект образовательной деятельности

(образовательная область «Коммуникация»)

ТЕМА:

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «В РОДНОЙ СЕМЬЕ»

Разработан: воспитателем старшей группы Андреевой О.А.

Чебоксары, 2013г.

ЗАДАЧИ:

Образовательная область «Коммуникация»

Образовательная область «Социализация»

Углублять представление ребенка о семье и ее истории.

Предшествующая работа:

Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми об их семьях, чтение стихов, пословиц, рассказов, поговорок о семье, загадывание загадок.

Рассматривание и составление рассказов по сюжетным картинам: «Строим дом», «Кошка с котятами», «Ежи», «Собака со щенятами».

Составление рассказов по своим рисункам, по семейным фотографиям.

Выставка рисунков, фотовыставка «Моя семья».

Методы и приемы:

  1. Игровая мотивация.
  2. Рассматривание.
  3. Вопросы к детям.
  4. Беседа.
  5. Использование ИКТ.
  6. Рассказы детей.

Ход деятельности:

  1. Организационный момент.
  2. Сюрпризный момент.
  3. Рассматривание картины.
  4. Физкультминутка.
  5. Рассказывание.
  6. Рефлексия.

Материал:

  1. Картина «В родной семье».
  2. Костюм Буратино.
  3. Флешка.
  4. Мольберт.
  5. Карточки-помощники.

Ход организованной образовательной деятельности.

Организационный момент:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Улыбнемся и гостям.

Мы вам рады, здравствуйте!

Забегает Буратино.

Воспитатель: Здравствуй, Буратино? Куда ты так торопишься?

БУРАТИНО: Привет, всем! Ребята, я прогулял урок и теперь не могу справиться с заданием.

Воспитатель: С каким заданием ты не можешь справиться?

БУРАТИНО: Нужно составить рассказ по картине.

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Буратино? (варианты ответов) (расскажем, как нужно составлять рассказ). Буратино, покажи, пожалуйста, нам картину, по которой нужно составить рассказ.

БУРАТИНО: Картина на флешке.

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. (дети стоят перед экраном). Буратино, вначале нам надо рассмотреть картину. (Дети в течении 10 сек. рассматривают)(да, эта картина нам знакома.)

  1. Ребята, а как вы думаете, кто изображен на картине? (семья, папа, мама, сын, дочка, бабушка, родные, близкие, родственники).
  2. Где собралась семья? (в комнате, в зале, в квартире). В какой комнате? (уютной, чистой, большой)
  3. Чем они занимаются? (папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой меняют воду в аквариуме, бабушка читает газету).
  4. Что можно сказать об этой семье? (какая она?) (большая, дружная, трудолюбивая, счастливая, сердечная, веселая, заботливая).

Воспитатель: Раз, два, три, четыре.

Кто живет у нас в квартире? (воспитатель указывая считает всех членов семьи, которые изображены на картине)

(проводится физкультминутка )

Раз, два, три, четыре, пять. (указывать пальцем как - будто считают )

Папа, мама, брат, сестра, (шагаем врассыпную )

Кошка Мурка, два котенка, (наклоны в право, влево )

Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища )

Вот и вся моя семья! (хлопать в ладошки )

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. Мы с вами рассмотрели картину, теперь нам нужно составить рассказ. Буратино, для того, чтобы рассказ получился интересным, последовательным можно использовать карточки-помощники. Посмотрите на мольберт. Ребята, нам эти карточки уже знакомы. Вспомним, что они обозначают. (карточки выставляются на мольберт). (1. Кто изображен? 2. Где находятся? 3.Что делают? 4. Какая семья?)

Воспитатель: Дети, послушайте: какой рассказ придумала я. Слушайте внимательно, потом будете рассказывать вы. Ты тоже, Буратино, слушай внимательно.

Воскресным утром дружная семья собралась в большом, уютном зале. Папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой решили почистить аквариум, бабушка присела за круглый стол, и читает интересную книгу. Каждый в семье занят своим любимым делом.

Кто желает рассказать? Анечка пожалуйста.

АНЯ: Ранним утром вся дружная семья собралась в уютной комнате. Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой меняют воду в аквариуме. А бабушка присела почитать свежую газету. Каждый занят своим делом.

Воспитатель: Анечка, умница. Ты последовательно рассказала. У тебя получился очень интересный рассказ. Молодец! Кто еще желает? Никита, пожалуйста.

НИКИТА: В выходной день большая и дружная семья решила заняться любимыми делами. Они находятся в большой, чистой и уютной комнате. Папа помогает сыну конструировать самолет. Дочка помогает маме. Они меняют воду в аквариуме. А бабушка читает газету и наблюдает за родными. Эта семья, как и наша очень трудолюбивая и заботливая.

Воспитатель: Никита, молодец! Ты даже сравнил эту семью со своей. Твой рассказ был подробным. Ты умело использовал карточки-схемы. Умница. (Саша Леонтьева поднимает руку)

Воспитатель: Александра, желает рассказать? Пожалуйста, мы тебя слушаем.

АЛЕКСАНДРА: Вечером дружная семья собралась в большой и уютной комнате. Папа и сын конструируют самолет, мама и дочка меняют воду в аквариуме. А бабушка читает книгу за столом. В этой дружной семье каждый занят своим любимым делом.

Воспитатель: Очень интересно и содержательно рассказала Александра, молодец. Буратино! Мы теперь хотим тебя послушать.

БУРАТИНО: Однажды, одна большая и дружная семья решила собраться вместе, чтобы заняться своими любимыми делами. Для этого они выбрали большой зал. Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой чистят аквариум. Бабушка сидит за столом и читает книгу. Это замечательная семья: большая, дружная и трудолюбивая!

Воспитатель: Молодец, Буратино! Ты справился со своим заданием. Ты рассказал подробно о каждом. Твой рассказ получился интересным, последовательным.

БУРАТИНО: Теперь я понял как нужно составлять рассказ. Большое вам спасибо. Я побежал! Пока!

Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Буратино. До свидания! (Дети встают со стульчиков, воспитатель предлагает присесть на коврик). Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали? (научили Буратино составлять рассказ по картине). Чей рассказ получился самым интересным? Чем он тебе запомнился? (Почему?)

Мне тоже понравились ваши рассказы. Ребята мои, я горжусь вами, что вы смогли научить Буратино составлять рассказ. МОЛОДЦЫ.

Тема образовательной деятельности: составление рассказа по картине.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Поэтому, чтобы вызвать интерес детей к теме и с целью поддержания их заинтересованности в ходе всего занятия, в основе образовательной деятельности лежит игровая мотивация. Тема достаточно сложная, особенно в начале года дети затрудняются составлять рассказы по картине. Поэтому мною бала проведена большая предварительная работа. Проводили индивидуальные и групповые беседы с детьми об их семьях, читали стихи, пословицы, рассказы, поговорки о семье, загадывали загадки. Рассматривали и составляли рассказы по сюжетным картинам: «Строим дом», «Кошка с котятами», «Ежи», «Собака со щенятами», «Опять двойка», «Семья за чаепитием». Составляли рассказ по своим рисункам, по семейным фотографиям. Играли в сюжетно-ролевые игры на тему «Семья».

В ходе занятия решались следующие задачи:

Образовательная область «Коммуникация»

Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Упражнять в подборе слов со сходным значением. Оказывать детям помощь в употреблении слов в точном соответствии с их смыслом.

Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивать монологическую форму речи; умения поддерживать беседу.

Ввести в активный словарь детей слова: комбинезон, конструировать, дружная.

Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Развивать фонематический слух.

Отработка интонационной выразительности речи.

Развивать связную речь детей с применением наглядного моделирования и графических схем.

Образовательная область «Социализация»

Углублять представление ребенка о семье.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим, скромность, умения с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Для решения данных задач я использовала следующие методы и приемы:

  1. Игровая мотивация.
  2. Рассматривание.
  3. Вопросы к детям.
  4. Беседа.
  5. Использование ИКТ.
  6. Образец воспитателя.
  7. Использование схем-моделей.
  8. Рассказы детей.

По данной теме очень сложно активизировать всю группу детей, поэтому, занятие проводилось с подгруппой. Использовала разные формы организации детской деятельности. Был сюрпризный момент. Дети меняли положение: где-то стояли перед экраном, сидели на стульях, была проведена физкультминутка, в конце дети посидели на коврике. Я считаю, что поставленные задачи реализовала.