Все о контейнерных и мобильных азс. Передвижная АЗС: описание, устройство, принцип работы, применение Виды передвижных автозаправочных станций

Борис Голиков – о запуске и перспективах сервиса мобильной заправки автомобилей

Схема заправки автомобилей не менялась уже более 100 лет: чтобы залить топливо в бак, нужно приехать на АЗС. В 2015 году предприниматели из США решили устранить из этой схемы заправочные станции и доставлять бензин прямо к автомобилю клиента. А в июле 2016 года эта идея будет реализована и в России. Правда, пока только в Москве. Новый сервис Pump планирует доставлять бензин московским автовладельцам с помощью мобильных заправщиков. О том, как и почему новый сервис может изменить рынок автозаправки, его основатель Борис Голиков рассказал порталу сайт.

40 лет, серийный предприниматель, основатель проекта Pump - сервиса мобильной заправки. Закончил факультет международных отношений МГИМО. Основатель и совладелец проектов YouDrive (каршеринг) и Fidel.ru (музыкальный интернет-магазин). Сервис мобильной доставки бензина Pump планируется запустить в полноценном режиме в июле 2016 года.

От одного бизнеса – к другому

В 2015 году многие москвичи почувствовали, как дорого им обходится собственный автомобиль. В частности, пользование личной машиной стало неудобней и дороже с введением очень жёстких и постоянно меняющихся правил парковки. Кроме того, расходы на содержание машины увеличились и из-за возросших штрафов за нарушения.

Одним из предпринимателей, откликнувшихся на изменение условий пользования личным транспортом, стал москвич Борис Голиков. Год назад он запустил каршеринговый проект YouDrive – сервис краткосрочной аренды легковых авто. Сервис быстро стал популярным, но первые месяцы его работы выявили серьёзную проблему.

Оказалось, что в центре Москвы практически негде заправить машину. В пределах Садового кольца заправки можно пересчитать по пальцам. По условиям каршеринговой компании YouDrive, пользователи не могут вернуть машину, если у неё осталось менее 20% бензина от вместимости бака. И клиенты не хотели брать машину в центре города, чтобы проехать несколько километров, а потом тратить время на поиски заправки. Но даже доехав до АЗС, они заправлялись так, чтобы заполнить чуть больше оговоренных 20% от объёма бака. Это значит, что машина постоянно находилась в недозаправленном состоянии.

Поиск решения этой проблемы привёл к неожиданной идее - раз заправок в центре мало, то бензин нужно доставлять прямо к автомобилю. Оказалось, это можно делать, не нарушая законодательства. Борис Голиков оборудовал первые несколько мини-бензовозов, которые начали снабжать топливом «собственные» каршеринговые машины в тестовом режиме. После начала работы «мобильной заправки» эффективность использования автомобилей в сервисе YouDrive значительно выросла.

«Мы живем в эпоху on-demand services. Посмотрите, устройство сферы услуг меняется у нас на глазах! Когда вы последний раз ловили такси на улице? А когда ездили в кассу «Аэрофлота», чтобы выписать авиабилет? А почему?! Потому что это удобно! Нет больше нужды тратить время, которое и так всегда в дефиците, на добывание чего-либо»

Опробовав схему доставки бензина к автомобилю на каршеринговом проекте, основатель сервиса решил масштабировать услугу на других автовладельцев. Борис запустил лендинг-страницу в интернете и начал собирать заявки от будущих потенциальных клиентов. Полученные отклики подтвердили предположение о нужности подобного сервиса. Заявок пришло намного больше, чем Борис планирует обслуживать на начальном этапе. Поэтому будущих клиентов пока приходится ставить в «лист ожидания». Когда проект запустится, пользователи будут оповещены SMS-сообщением. Таким же образом клиентам будут высылаться «инвайты», то есть приглашения воспользоваться сервисом.

«Судя по количеству заявок, интерес к новому проекту в три раза выше, чем когда мы запускали YouDrive. На мой взгляд, это совершенно естественно. Каршеринг используют в основном те, у кого нет машины, или одна машина в семье. А рынок заправки – гораздо шире. Тем более ситуация с заправкой в центре Москвы на самом деле сложная. Поэтому идея стала людям интересной», - считает Борис Голиков.

Как будет работать сервис

Сервис заправки автомобилей Pump будет работать только через мобильное приложение. Отдельную программу для ноутбуков и стационарных компьютеров решили не делать – почти у всех потенциальных клиентов сервиса есть смартфоны. Роль сайта играет лендинг-страница, на которой содержится общая информация о проекте и принципах его работы.


Работа над приложением заняла всего два месяца. Уложиться в столь короткие сроки помог предыдущий опыт участников проекта в этой сфере. «Мы уже не впервые разрабатывали приложение и знаем, как это делается. В своё время мы сделали много ошибок в этом вопросе. Но каждый следующий раз получается быстрее, дешевле и лучше», - утверждает Борис.

Чтобы заказать доставку бензина, клиенту нужно будет открыть приложение, ввести модель машины и её номер (или прикрепить фото), указать местоположение авто, и подтвердить заказ. Сделать это можно будет круглосуточно. Оплата «документируется» электронным чеком. Да, и клиенту нужно не забыть оставить лючок бензобака открытым. А если для вас это неприемлемое условие, то к моменту прибытия заправщика нужно подойти к машине и открыть лючок.

Заказать заправку можно «на следующие четыре часа». Например, если сейчас 11.20, заказать заправку можно на период с 12.00 до 16.00 (или с 16.00 до 20.00, с 20.00 до 0.00 и т.д.). Таким образом, чтобы воспользоваться услугами «мобильного заправщика», нужно, чтобы машина в течение четырёх часов находилась на одном месте. Эти часы необходимы, так как у Pump достаточно сложный алгоритм построения очереди, с учётом местонахождения клиентов и трафика на дорогах.

Создатели проекта рассчитывают на то, что большинство пользователей сервиса станут его постоянными клиентами. «При первой заявке клиенты сообщают модель автомобиля. И мы, заполняя полный бак, будем приблизительно знать, когда он закончится, и когда у человека вновь возникнет потребность в заправке. В этот момент мы можем отправить уведомление: «Заправить или нет?» И человеку достаточно только нажать кнопку «да», открыть лючок бензобака и забыть про это. И это в любом случае гораздо удобнее, чем ехать на бензоколонку», - уверен Борис.

Цена вопроса

В первое время мобильные заправщики будут развозить только бензин АИ-95. Его стоимость для клиентов останется примерно такой же, как и на стационарных заправках (39 рублей за литр). Дополнительно клиент должен заплатить 200 рублей за доставку, эта сумма не зависит от количества бензина. В дальнейшем, при увеличении объёмов продаваемого топлива, Борис Голиков намерен снижать цены на бензин и продавать его дешевле, чем на АЗС. Так что на данный момент выгода заказчика – это только сэкономленное время.

«С экономической точки зрения это очень понятная и эффективная модель. Мы пытаемся выкинуть из цепочки заправки дорогостоящее звено в виде АЗС. Её нужно построить, содержать, платить зарплату сотрудникам. Всё это, безусловно, влияет на стоимость литра. Если нам удастся обойти это звено и продавать бензин дешевле, причём с доставкой непосредственно в машину, это было бы здорово», - рассуждает Борис.

Воспользоваться услугами Pump в первое время можно будет только в пределах Третьего транспортного кольца. Вопрос расширения территории обслуживания упирается в количество машин-бензовозов. Для работы в качестве заправщиков закуплено 15 автомобилей-фургонов Citroen Berlingo, на которые устанавливается специальное оборудование.


«На старте мы ограничили зону действия сервиса центральной частью города. С первого дня работы нам нужна «плотность» действия заправщиков, чтобы не возникали очереди из клиентов. Мы хотим с самого старта выполнять обещания, которые даём клиентам. Мы хотим, чтобы не было ситуаций, когда человек заказал заправку, и мы не успели приехать», - говорит Борис Голиков.

Машины приобретены на условиях лизинга. Всё оборудование для них сертифицировано и существует на рынке уже довольно долгое время. По поставкам топлива у стартапа есть предварительная договорённость с компанией «Газпромнефть».

Пока сервис развивается на собственные средства предпринимателя, в том числе на доход от его других проектов. Однако основатель Pump не исключает возможности привлечения инвесторов для дальнейшего расширения парка бензовозов.

«Мы понимаем, что нам надо увеличивать количество машин-заправщиков гораздо быстрее, чем мы планировали. Уже сейчас мы видим очень большой спрос на наши услуги. Возможно, нам придется в ближайшее время нарастить парк бензовозов до такого количества, чтобы мы могли покрыть всю территорию внутри МКАД. Но сначала я хочу посмотреть, как проект будет развиваться. Нам нужно собрать статистику по работе с частными клиентами, узнать их реакцию и их мнение о работе сервиса», - делится планами Борис.

С юридической точки зрения деятельность проекта не противоречит существующим законам и правилам. Ёмкости с топливом в бензовозах сравнительно небольшие, и с противопожарной точки зрения никаких нарушений здесь нет. Заправлять машины с помощью мобильных бензовозов можно как на открытых площадках (включая парковки), так и в закрытых помещениях.

Тем не менее, основатель проекта решил «перестраховаться» и получить официальный документ о пожарной безопасности своих машин-заправщиков. Для этого он начал разработку регламентирующего документа совместно с пожарной службой.

Команда

Всего в проекте Pump занято семь человек, не считая водителей. IT-отдел занимается разработкой и развитием приложения и прочими техническими вопросами. Если ресурсов сотрудников для решения тех или иных задач не хватает, руководитель IT-отдела привлекает дополнительных специалистов по аутсорсингу. Также в команду проекта входят юрист и менеджер по работе с клиентами.

Все водители бензовозов будут работать по договору, не являясь сотрудниками компании. «Мы хотим использовать ту инфраструктуру, которую нам создал Uber своими водителями. Существует достаточно большой рынок компаний, которые трудоустраивают водителей, я думаю, что мы им тоже воспользуемся», - говорит Борис.

Международный опыт

Первые проекты, работающие по подобной схеме, появились в конце 2015 года в Калифорнии. За несколько месяцев, прошедших с этого времени, в одной только Кремниевой Долине (территория между Лос-Анжелесом и Сан-Франциско, где расположены офисы крупнейших технологических компаний) появилось шесть стартапов, работающих в этой нише. Ими привлечён довольно большой объём инвестиций, в данный момент сервисы начинают работать в крупнейших городах региона. Особенность американских проектов в том, что уже сейчас стоимость бензина с доставкой у них ниже, чем на АЗС.

В США успех калифорнийских мобильных заправщиков активно обсуждается. Кто-то считает, что население Кремниевой Долины просто подвержено моде на новые услуги и технологии, а в более консервативных районах страны эта практика не приживётся. Но многие уверены, что «заправка с доставкой» - это новая «большая история», которая изменит рынок розницы нефтепродуктов. А этот рынок влияет абсолютно на все отрасли экономики.

«Спрос за первые месяцы возник колоссальный, люди просто перестают ездить на бензоколонку. Посмотрим, как всё будет развиваться дальше. Что касается непосредственно нашей работы во время тестового периода, то результаты нам нравятся. Пока клиенты – мы сами, и у нас есть возможность оценить продукт с точки зрения клиента. И как генеральный директор YouDrive я очень доволен сервисом Pump. Уверен, потенциал у мобильной заправки просто невероятный», - считает Борис Голиков.

От музыки к автомобилям

Борис Голиков — серийный стартапер. Он владелец одной из четырех столичных каршеринговых компаний YouDrive. Компания сдает в поминутную аренду автомобили Smart. В парке уже 200 машин, все приобретены по договору лизинга.

Голиков запустил YouDrive в Москве в июне 2015 года, а осенью 2016-го его смарт-каршеринг заработал и в Санкт-Петербурге. Мобильным приложением для аренды машин в обоих городах пользуется больше 300 тыс. клиентов. В прошлом году бизнесмен привлек крупного партнера: компания «Панавто», официальный дилер Mersedes Benz, купила 40% каршеринговой компании.

Борис Голиков и его партнер в Pump.today Андрей Куприков заработали первоначальный капитал в сфере музыкального цифрового контента. Бизнесмены создали в 2005 году первый контент-магазин Рунета fidel.ru, в его цифровом архиве тогда насчитывалось 7,75 тыс. наименований аудиокниг, игр, музыкальных произведений, приложений для мобильных телефонов. В январе 2008 года 51% уставного капитала Fidel купил за $8,5 млн медиахолдинг РБК — для российского медиарынка сделка на тот момент была беспрецедентно крупной. Впрочем, вскоре холдинг вышел из проекта, а в 2012 году закрылся и сам сервис — по информации в СМИ , большая часть выручки доставалась правообладателям, а сам сервис приносил убытки.

Другой музыкальный проект Голикова, сервис Tracks Flow, прославился тем, что довольно долго судился с Warner Music Russia, обвинявшим сервис в нарушении прав на произведения певицы Maxim. «Мы подавали апелляцию в семи инстанциях, в итоге были признаны невиновными», — утверждает Голиков.

Предприниматель Борис Голиков (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Каршеринг и бензин

Заправить автомобиль, в котором неожиданно закончился бензин, в Москве предлагают несколько сервисов помощи на дороге — «Ангел», «Эвакуируем.ру», «Дядя Чарли» и т.п. Но услуга это не из дешевых — нужно покупать годовую карту или платить около 1,5 тыс. руб. за вызов машины. Голиков рассчитывает на другую аудиторию — людей, которые не хотят тратить время, чтобы заезжать на заправку.

Услуга новая и нестандартная. Поэтому первыми клиентами Pump.today стали автомобили собственного каршерингового сервиса. По словам Бориса, такая внутренняя коллаборация позволила решить одну из существенных проблем. Дело в том, что услуги каршеринга, как правило, включают расходы на топливо — некоторые компании раздают водителям топливные карты, некоторые — возвращают расходы на бензин. Карты нередко теряются или блокируются, а чтобы вернуть наличные деньги, нужно отправлять фото чека каршеринговой компании. «Словом, сплошная головная боль для всех. Так и появилась идея доставлять бензин прямо к машинам», — рассказывает Голиков.

Часть вложенных в проект денег пошла на разработку мобильного приложения — за его создание как раз отвечал Андрей Куприков, выпускник МАИ. Программирование алгоритма довольно сложная вещь, говорит Голиков. Нужно было сделать такую систему, чтобы учитывала загруженность дорог и организовывала очередь на заправку.

Большую часть инвестиций потратили на закупку необходимого оборудования: насосов, цистерн под бензин (их заправляют на технических АЗС), огнетушителей и сухих систем пожаротушения. «В Штатах бензин возят чуть ли не на грузовиках, мы же можем эксплуатировать только легковые авто — без лицензии разрешено провозить не больше 300 л бензина и одну тонну дизеля», — говорит Борис. Для перевозки топлива Голиков купил пару новых автомобилей Citroen.

Пока сервис работает по заявке: потенциальному клиенту нужно зайти на сайт, оставить там свое имя и номер мобильного телефона — на него придет приглашение со ссылкой для скачивания мобильного приложения. Затем заводится личный кабинет, к которому привязан банковский аккаунт для оплаты бензина, при помощи сервиса геолокации пользователь указывает место, где стоит его машина, и нужное количество литров (чаще всего выбирают опцию «до полного бака»). В момент подтверждения заявки на заправку на счете клиента блокируется 2 тыс. руб., после заправки они сразу возвращаются. Заправочный сервис обходится пользователям в 200 руб., цена бензина — такая же, что на заправках в центре Москвы.

В первый же день приложение скачали 800 человек, но бензин заказывали только 2-3 человека в день, сейчас число заказов дошло до 8-9. Средний чек — 1400 руб.

«Только оставьте лючок открытым, чтобы мы могли заправить ваш автомобиль», — призывают создатели Pump.today. На самом деле этот пункт — слабое место сервиса. Далеко не все водители готовы оставлять открытым бензобак автомобиля на улице. Сомневающимся клиентам сервис предлагает позвонить минут за десять до прибытия заправщика: чтобы владелец успел выйти и открыть лючок.

Топливо по подписке

Чтобы снизить стоимость бензина, Голикову нужно покупать топливо непосредственно на НПЗ, а для этого необходимо нарастить число заправок и клиентскую базу, купить автоцистерны для топлива. Сейчас на технических АЗС скидка составляет всего 2-3%, на НПЗ может доходить до 10-12% от среднерыночной цены.

Пока Pump.today возит только 92-й и 95-й бензин, с начала ноября обещают 98-й и дизель. Но есть территориальные ограничения — сервис работает только в пределах Третьего транспортного кольца. Исключение лишь для b2b-клиентов. На днях Голиков подписал соглашение с конкурентом по рынку каршеринга компанией AnyTime о заправке их автомобильного парка. На долю обслуживания собственного каршеринга сейчас приходится порядка 50% от общего объема продаж, оставшиеся 50% продаются по подписке.

«Модель подписки сейчас наиболее популярна во многих сферах, это наиболее удобный формат для пользователей мобильных приложений, — говорит соучредитель сервиса предупреждения автомобилистов об эвакуации CrocoDie Ксения Загоскина. — Думаю, в России ребята будут развивать новый рынок — в этом их главный плюс. В Штатах он уже активно развивается».

Американские инвесторы присматриваются к перспективному рынку. В 2015 году стартап Yoshi получил $120 тыс. от бизнес-инкубатора из Кремниевой долины Y Combinator.

Взгляд со стороны

«Будет сложно сделать этот продукт массовым»

Ксения Загоскина, соучредитель сервиса CrocoDie:

У сервиса есть существенные риски. Первый — невыгодная цена. Большинство водителей пользуются бонусными программами сетей заправок, снижая тем самым стоимость литра бензина. В данном сервисе цена бензина является рыночной, а с учетом платной доставки становится еще выше.

Оставлять открытым лючок небезопасно — нет гарантии, что злоумышленники туда не зальют помимо бензина еще что-то.

Наконец, нет доверия, что мне зальют именно тот класс бензина, который я заказываю, или не перепутают, например, дизельное топливо и бензин.

А главное, на мой взгляд, нет и массовой проблемы с заправками. Я думаю, это приложение актуально для тех, у кого мощные авто с большим расходом топлива, в таком случае траты времени на заправку топлива являются существенными, обычно же люди заправляют автомобиль раз в неделю. Будет сложно сделать этот продукт массовым.

«Автоклубы помощи на дорогах не стоит записывать в конкуренты»

Андрей Рукавишников, управляющий партнер маркетингового агентства EBITDA Marketing:

Pump.today — сервис на уровне мобильного шиномонтажа, очень удобная штука. Риск остаться без топлива в бензобаке — классический случай того, что может случиться с водителем. На данный момент эта проблема не имеет удобного решения, поэтому ребята молодцы, что уловили эту потребность.

Автоклубы помощи на дорогах типа «Ангел» не стоит записывать в прямые конкуренты: там помогут только при условии наличия дорогой карты годового обслуживания, а стоимость разовой помощи в разы превышает цену бензина. Комплексные услуги — не конкуренты сфокусированному сервису.

Если создатели намерены и дальше следовать по пути максимального удовлетворения потребностей клиентов, следующим шагом должна стать возможность заправки разными видами топлива, иначе дальше стартап будет выглядеть исключительно как нишевая история. С точки зрения продвижения разумнее использовать возможности соцсетей — этого явно не хватает».

«Сервис будет интересен»

Екатерина Журавлева, представитель каршеринговой компании Car5:

Сервис будет интересен всем компаниям, у которых нет своей службы заправки. Экономия времени клиента и экономия наших затрат на заправку — главные преимущества. А основные риски — это злоупотребление полномочиями и некачественное оказание услуг сотрудниками сервиса.

«Не все, что хорошо работает в Калифорнии, можно перенести в Москву»

Константин Синюшин, учредитель Untitles Ventures:

Любые on-demand (по требованию. — РБК ) сервисы мы считаем перспективным направлением, но не все, что хорошо работает в Калифорнии, можно перенести в Москву. У нас совершенно иные внешние условия. Например, жесткий столичный трафик делает очень дорогой стоимость подачи заправщика на далекие расстояния. Некоторые принципы организации парковки затрудняют доступ заправщиков к автомобилям. А открытые крышки бака могут спровоцировать уличное хулиганство.

В идеале было бы видеть в числе основных потребителей не столько каршеринги, сколько автохозяйства, прокатные компании и сервисы на абонементной основе. Паркинг у этих автомобилей более устроенный и безопасный, чем у частных лиц.

«Услуга вряд ли может представлять интерес»

Марина Назамутдинова, руководитель департамента PR и внутренних коммуникаций интернет-магазина OZON.ru:

Для компании, чей автопарк — пусть и крупный — эксплуатируется на небольших расстояниях, услуга вряд ли может представлять интерес. И в этом риск проекта.

У OZON.ru собственный автопарк только в Москве насчитывает 67 машин, но сервис Pump.today для нас нерелевантен. Наши курьеры работают в рамках одного района или даже части района, заправляются сами на ближайших заправках. Даже если заказов очень много, машины все равно не ездят далеко, их маршрут — соседний дом, параллельная улица. Поэтому услуги в нашем случае могут носить лишь характер скорой помощи — если у курьера внезапно закончился бензин.

«Для нас главное, чтобы машины всегда были готовы для эксплуатации»

Юлия Баймлер, управляющий директор каршеринговой компании AnyТime:

Pump.today — конкурентоспособная услуга и большая помощь каршеринговым компаниям. Мы уже начали сотрудничать: в конце октября наш автопарк будет заправляться в том числе и при помощи нового сервиса.

Для нас главное, чтобы все наши машины всегда были готовы для эксплуатации. И в этом смысле Pump.today поможет нам сделать наш сервис удобнее для клиентов. В числе других преимуществ проекта — быстрое получение нами соответствующей документации. Помимо Pump.today для заправки мы привлекаем еще две компании, занимающиеся топливными картами, но речи о конкуренции не идет.

Чтобы заправить автомобиль горючим, нужно доехать до АЗС. А как это сделать, если горючего нет? И даже если и есть? Минимум раз в неделю каждый автовладелец тратит до часа личного времени на заправку своего стального питомца. И это в XXI веке, когда электромобили уже покоряют открытый космос! Возможно английский стартап скоро изменит эту несправедливость, но это не точно.

Приезжая на АЗС, с целью заправки автомобиля, мы сталкиваемся с чередой ожидания и множеством мелких действий. Очередь к топливной колонке; стоим в очереди в кассу; ждем, когда нужный объем топлива попадет в бак. И так постоянно, пока мы владеем автомобилем.

« - Каждый у кого нет машины мечтает ее купить. Каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать. И не делает это лишь потому что продав, останется без машины. » Говорилось в известном комедийном фильме «Берегись автомобиля». И в чем-то авторы фильма правы. Автомобиль дает нам существенную экономию времени и свободу передвижения, но на его обслуживание уходит почти все свободное время. Где, спрашивается, справедливость?

Компания-стартап «Zebra Fuel », расположенная в Лондоне (Англия), предлагает всем автовладельцам города неслыханное удобство в заправке их стального коня. Любой желающий, скачав приложение «Zebra Fuel», получает возможность заказать доставку топлива непосредственно к автомобилю. Для этого, через приложение, нужно выбрать удобное для владельца место и время заправки. Расчет через безналичные карты оплаты.

После первой заправки, где присутствие автовладельца обязательно, все последующие могут происходить без него. Достаточно вновь заказать доставку топлива к автомобилю и просто оставить открытым лючок бака для топлива.

В настоящее время стратап «Zebra Fuel » производит тестирование услуги — доставки топлива по запросу. Заправка с доставкой доступна лишь в пределах Лондона, а выбор топлива ограничен 5% биодизелем. Но, даже с таким ограничением, по заявлению владельцев компании, заправка через приложение вполне конкурентоспособна в ценах с традиционными АЗС; и услуга, скажем прямо, пользуется спросом.

Возможно мы становимся свидетелями полного изменения автомобильного мира и инфраструктуры его обслуживания. И речь идет не об автомобилях-беспилотниках или электроавтомобилях. Речь идет о тех утилитарных услугах, за которыми сейчас мы едем — на АЗС, шиномонтаж или в автосервис. Услуги, не изменившихся с прошлого века, когда на один город была одна АЗС, один автосервис, а шиномонтаж производился собственноручно. Сегодня, мобильность ценится дороже всего, и автомобиль дает нам эту ценность, экономя наше время. Так зачем же ограничивать наши возможности архаизмами из прошлого?

Бизнес-ниша по прямой доставке топлива до автомобиля появилась в 2015. Именно в этот год Томас Морсон из в Калифорнии (США) запустил свою компанию, предоставляющую услуги мобильной АЗС. В первый же год работы компании Морсона в США заработало 6 подобных стартапов. От клиентов не было отбоя. Эксперты объясняли это тем, что компании начали работать в Кремниевой Долине, где ее резиденты всегда с большим интересом встречают любую технологичную новинку.

Но, как же они объяснят, что с 2016 года подобные компании стали открываться по всему миру, включая Россию? И спрос, что удивительно, на подобные услуги стабилен. Как со стороны клиентов, так и со стороны желающих начать подобный бизнес. Ведь запуск мобильных АЗС не требуется капитального строительства, достаточно приобрести сертифицированный автомобиль с заправочным оборудованием и вы уже компания по доставке топлива к автомобилю. Кстати, владельцы подобного бизнеса зарабатывают не только на разнице между оптовой и розничной цены литра, но и на самой доставке. В Москве средний тариф на доставку топлива равняется 200 рублей за один вызов.

Напомним, что в России передвижные АЗС должны отвечать требованиям ГОСТ Р 50913-96 . Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства, предназначенные для заправки и транспортирования нефтепродуктов. К слову, в России уже действует несколько стартапов, применяющих схему по доставке топлива и заправке автомобилей.

За рубежом практика заправки автомобилей по вызову давно испробована. И популярностью она действительно пользуется. Вопрос только в том, насколько прибыльным такой бизнес будет в России. Скорее, данный сервис будет актуален в качестве одной из услуг компании, занимающейся автомобильным бизнесом. В больших же городах можно попробовать развивать и отдельное предприятие.

Стремление заработать на данной услуге может привести к прибыльным результатам. Главное – входить в данный бизнес последовательно и без лишней спешки. Начинать можно с единичных заказов, обязательно изучить конкурентов и их предложения (если они вообще есть).

Почему услуга «мобильной заправки» может быть востребованной

Есть несколько причин, гарантирующих востребованность данной услуги:

  • если клиент знает о предоставлении такой услуги – не придётся заботиться о километраже запланированного пути;
  • исчезает проблема отсутствия заправок на определённых участках дороги;
  • не придётся тратить время на посещение автозаправочной станции: клиенты могут заниматься своими делами, пока их автомобиль заправляет специалист по вызову;
  • если человека нет рядом с автомобилем – можно не беспокоиться о безопасности, просто оставив крышку бензобака открытой.

Услуга заправки по вызову может требоваться и в экстренных ситуациях, и в рядовых. Например, клиент вышел из дома, сел в машину и понял, что доехать до автозаправки он не сможет. Что делать? Звонить в компанию, предоставляющую данную услугу. У вас могут быть и постоянные клиенты, которые просто не желают ездить на АЗС и хотят, чтобы их автомобиль был всегда вовремя заправлен. Они просто будут звонить вам, вы приезжаете и снабжаете авто топливом. Это очень удобно.

Самое главное – оказывать такие услуги на достойном уровне, приезжать без задержек и снабжать действительно качественным бензином.

В небольшом городе предоставление таких услуг будет актуально, если кроме вас это никто не делает. В миллионниках, столицах – нужно мощное продвижение таких услуг, и при правильной подаче информации о компании, высоком качестве сервиса – клиенты заинтересуются такой возможностью.

Регистрируем бизнес

Вам необходимо зарегистрировать предприятие. Если планируется полномасштабный бизнес с персоналом – регистрируйте ООО . Найдите юридический адрес, составьте Устав, подготовьте заявление и другие документы, внесите уставной капитал, зарегистрируйтесь в ФНС. Если поначалу вы будете работать один или с напарником – рекомендуем оформить ИП. В любом случае – с этого лучше начать, чтобы развивать бизнес постепенно.

Важным моментом является получение нужных разрешений на хранение и реализацию топлива . Если уж вы работаете официально и предлагаете конкретные услуги — можно столкнуться с определёнными трудностями, и проблемы решаются специально подготовленным помещением. Обеспечивается высокий уровень пожаробезопасности. Есть определённые требования и к автомобилю, если использовать бензовоз.

Особенности организации работы

Идеальный вариант – когда есть возможность задействовать целый бензовоз-заправщик. Цены на него могут быть разными, отечественный б/у бензовоз можно купить по цене от 200-300 тыс. рублей. Но поначалу можно обходиться и вовсе без него. Для экстренной заправки в пробках используются мотоциклы с канистрой.

Также вариант заправки из канистры может подразумевать перевозку топлива в обычной газели (тоже канистры, бочки с топливом) . И после того, как вы поэкспериментируете, почувствуете, что доходы могут возрастать – можно вкладывать бОльшие средства.

Как продвигать услуги и искать клиентов

Вопрос продвижения здесь крайне важен. Услуга является невостребованной по причине неосведомлённости людей о такой возможности. Поэтому стоит заинтересовать людей.

Начать нужно с изготовления визиток и обклейки собственного автомобиля . На всё это понадобится около 3-5 тыс. рублей. «Сарафанное радио» – приём, который будет действенным, расскажите знакомым о такой возможности. Каждому клиенту давайте визитку.

Реклама в социальных сетях также может помочь. Размещайте информацию в сообществах, посвящённых автомобильной тематике. Желательно, чтобы это были действительно живые комментарии, попросите друзей и знакомых оставлять отзывы. Своё сообщество тоже необходимо. Также нужно работать и с форумами.

Можете запустить рекламу на местных радиостанциях , которые чаще всего слушают автолюбители. Посмотрите рейтинги в своём регионе, узнайте, какое радио является наиболее популярным. Людям в пробках особо нечем заняться, и такая информация в фоновом режиме будет хорошо откладываться в памяти.

Помните: для получения большой прибыли вам нужно сделать всё, чтобы клиенты стали постоянными. Продумайте программу лояльности, скидки, акции (например, каждая 10-я заправка с большой скидкой). Тогда к вам станут обращаться постоянно, и это повод расширяться.

"В этой статье я рассмотрю отдельные аспекты
выбора, комплектации, установки,
эксплуатации и особенностей
контейнерных мобильных или мини АЗС"
Колесников М.В.

Что такое контейнерная или мобильная АЗС

В 2012 году автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС.

В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой, если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и в своде правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" от 1 июля 2014 г.

В настоящий момент на рынке много изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковые. К ним относят: контейнерные АЗС , мобильные АЗС , топливные модули , топливозаправочные модули и т.д. МЧС подразделяет и объединяет их как контейнерные АЗС (КАЗС), а именно: "Контейнерная автозаправочная станция - это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие". И хочу расшифровать эту классификацию: контейнерная АЗС не обязательно должна выглядеть как что-то находящееся в контейнере и одновременно называться контейнерной АЗС, главное - она должна быть единым заводским изделием. Контейнерная АЗС - это и открытый наземный резервуар со встроенным технологическим отсеком для ТРК, что в совокупности означает емкость для хранения топлива, и зашитый в контейнер резервуар, называющийся "топливный модуль" - все это контейнерные АЗС. Неважно, как они сконструированы и называются. Важно, чтобы они были как единое изделие.

Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому. Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть: зашиваться в "контейнер" или оставаться с открытым резервуаром (нормы это не регламентируют). Называть такую АЗС "Мини АЗС" не совсем корректно, потому что среди специалистов этой отрасли "Мини АЗС" называют обычную традиционную АЗС с одним заправочным островком и компактным навесом. Правильнее формулировать небольшие станции "Мини контейнерные АЗС", а название "Мини АЗС" оставим для традиционных компактных заправок.

Особенности конструкции

Одностенный или двустенный резервуар

В соответствии с правилами МЧС, утвержденными в РФ, возможность эксплуатации КАЗС с одностенным резервуаром очень ограничена. Такую АЗС можно эксплуатировать только вне населенного пункта, единичная емкость не должна превышать 10 м 3 . Под АЗС необходимо соорудить поддон, вмещающий объем возможного пролива всего топлива АЗС, что само по себе будет довольно дорого и снижает возможность мобильного переноса АЗС на другое место, так как потребуется сооружать новый поддон. Для спокойной и комфортной эксплуатации КАЗС альтернативы двустенному резервуару нет.

Оборудование

На КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа.