Чем опасны снег и гололедица: обзор аварийных ситуаций. Чем опасен снег и обледенение для огорода и сада Какую опасность таит наледь на кровле

Снег на маршруте - самый ненадёжный и неустойчивый элемент горного рельефа, часто не воспринимающийся серьёзно туристом или альпинистом.

Мы привыкли играть со снегом, кататься на санках с горок, кидаться снежками и лепить снеговиков. Но при этом мы не можем дома отработать технику работы со снегом, аналогичную тем условиям, что могут возникнуть в горах.

Снег... Он предает тех, кто неосторожно по нему ступает. И спасает тех, кто умеет слушать. Он дает воду и тепло. Но может дать холод и смерть. Каждому он воздаст по его знаниям и умениям. Маленький белый Бог. И ему не надо молиться, он сам всех замечает, сам заботится о своей пастве. Развлекает, когда ему весело и убивает, когда ему грустно. Он такой. Незаметный для людей повелитель, облачённый властью карать и миловать, белоснежный ангел с небес, верующий только в своё понимание бытия на этом и том свете. Король северных пространств. Властелин Снег.

В горах снег является и жизнью, и смертью. Плотный снег может значительно облегчить нам путь к перевалу или вершине; из снега можно строить хижины и ветрозащитные стены; на маршруте мы получаем из снега столь необходимую нам для жизни воду. Этот же снег может сделать невозможным передвижение вообще, похоронить восходителя под своей белой толщей, уничтожить группу как ребёнок игрушку. Но, чем лучше ты подготовлен, тем больше чаша весов уходит в сторону жизни.

Конечно, снег является не единственной зимней опасностью в горах. Но он вполне может дополнить другие факторы наличием своего существования.

Зима. С чем сталкивается восходитель на своём пути к вершине? Чего должна ожидать от местности группа туристов, бредущих на лыжах или снегоступах сквозь заснеженные перевалы?

  1. Практическая невозможность прибытия какой бы то ни было организованной помощи до гибели группы целиком или её отдельных участников, в случае возникновения аварийной ситуации. В зимних условиях это может касаться даже нахоженных маршрутов. Здесь можно рассчитывать только на себя. Не всегда даже твоя собственная группа сможет тебе помочь в случае ошибки. В сложных же походах часто ошибка одного участника влечёт за собой гибель всей группы.
  2. Холод. Здесь, в горах, совершенно другой холод, не тот, что в населённых пунктах. Сильный мороз, от которого зачастую невозможно укрыться на протяжении многих дней. Вне палатки часто с сильнейшим ветром, несущим в себе ледяные кристаллы, обдирающие кожу. Добавьте к этому накопление холодовой усталости и получите именно тот холод, которому крайне сложно сопротивляться.
  3. Снег. Чем выше мы подымаемся, тем его больше. Он опасен в виде лавин и неустойчивых снежных мостов, выматывает предательским настом и прикрывает промоины, щели между камней, пустоледье и обманывает наш глаз кажущейся лёгкостью преодоления рельефа.
  4. Лёд. Жёсткий, зимний, бутылочный лёд. Бутылочный лёд скользкий, как стекло, и твёрдый, почти как камень. В него с трудом заходит клюв ледоруба, а кошки зачастую бессильно скользят на крутых застывших волнах того, что летом воспринимается красивейшими водопадами.
  5. Воздействие высоты. Чем выше мы поднимаемся над уровнем моря, тем больше вероятность появления горной болезни или отдельных её признаков. Нет определённой высоты, с которой начинается воздействие горной болезни, для каждого горного района она разная.

Снег и лавины неразрывно связаны естественными процессами, вызывающими постоянные изменения формы кристаллов снега. Кажущаяся воздушной и невесомой, соскользнувшая со склона масса снега может достигать массы в сотни тонн и легко может сдавить незадачливого восходителя до перелома костей. Или вызвать удушье, забив дыхательные пути. Или же просто замуровать заживо на неизвестной глубине.

Снежные лавины могут возникать в любых горных районах нашей страны. И зимой они являются основной опасностью, главной причиной мгновенной гибели людей на маршруте.

Откуда берутся лавины? Снег, выпадая в виде осадков, удерживается на склоне за счет силы трения, при этом её величина зависит от целого ряда факторов, в том числе влажности снега, крутизны склона. Сход лавины происходит в тот момент, когда сила давления массы снега начинает превышать силу трения.

Наиболее благоприятны для лавинообразования склоны крутизной 25-45°, однако известны сходы лавин со склонов крутизной 15-18°. Считается, что склон 15° с глубиной снега 15 см может быть лавиноопасным при соблюдении ряда условий, например, первоначальной оттепели и сильной весенней солнечной радиации, вследствие которой снег подтаял, затем внезапного сильного мороза, вследствие которого образовался идеальный ледяной склон, а затем сильного снегопада, припорошившего готовый ледяной горизонт.

На склонах круче 50° снег не может накапливаться в больших количествах и скатывается небольшими дозами по мере поступления, однако лавинобезопасным считается склон положе 15° или круче 60°. При этом в частных случаях может произойти сход лавин и с весьма пологих склонов- 10-15°.

Тем не менее, не всё так просто с лавинообразованием. Прогнозировать лавиноопасность склонов для безопасного прохождения маршрута мало. Небольшие цирки в горах являются естественными лавиносборами и вполне могут переполниться в снежную зиму. Это тот самый момент, когда снег из переполненного лавиносбора начинает низвергаться вниз огромной массой. Чаще всего это происходит в весеннее время, делая лавину ещё более опасной. Внизу же может находится вполне удобная стоянка для туристов.

Очень опасна логика на маршруте – здесь все останавливаются, значит здесь безопасно. Отнюдь. Без точного анализа обстановки безопасность такого лагеря будет держаться исключительно на авось.

Вероятность выживания в лавине, среднестатистическая:

47% погибает либо сразу, либо с течением времени;

53% извлекаются живыми, из них 41% товарищами по команде, 12% организованными спасработами.

Вероятность выживания через три часа нахождения в лавине падает однозначно ниже 10%.

Вероятность спасения без помощи извне, при условии полного погребения независимо от глубины (хоть 10 см) равна 0%.

Для любых зимних работ на маршруте всегда требуется высокий уровень как физической, так и технической личной и командной подготовки. Просто надеяться на современное снаряжение мало, нужно ещё и уметь его применять, а также держать организм в соответствующей физической форме. Идти на восхождение с "пробелами" в снаряжении, тактике и стратегии восхождения, здоровье - недопустимо.

«Движение без опасности»

Чем опасны снег и гололедица: обзор аварийных ситуаций

Зима в столице вернула себе статус полноправной хозяйки сезона: среднесуточная температура воздуха, наконец, установилась ниже отметки ноль градусов. Однако последствия недавних погодных колебаний еще напоминают о себе: выпавшие в больших количествах осадки в виде снега превратились в гололедицу, которая пока не собирается таять. И водитель от такой зимы не торжествует: управлять автомобилем при неблагоприятных погодных условиях становится гораздо труднее, поэтому риски попасть в ДТП возрастают. Как правило, причины «зимних» аварий кроются в недостатке опыта, неверной оценке дорожной обстановки, а главное, в выборе неправильной модели поведения на дороге. Обратимся к типичным примерам.

Одно из самых распространённых ДТП в городских условиях на скользкой дороге — это наезд сзади. Когда водитель совершает торможение перед остановившейся впереди машиной, замедление автомобиля может происходить недостаточно интенсивно и при наличии ABS, и при его отсутствии, и в таком случае автомобиль въезжает в транспортное средство перед собой. Опасность также состоит в том, что вместо бампера автомобиля с такой же вероятностью может находиться пешеход. Причина аварии, даже при условии, что водитель среагировал вовремя, — в несоблюдении дистанции и неподготовленности к зимнему стилю. Не каждый водитель может быстро перестроить свои привычки, а тормозной путь, как известно, на скользких покрытиях увеличивается в квадратной зависимости от скорости движения. Именно поэтому специалисты в области безопасности дорожного движения советуют придерживаться одной, так называемой «зимней» манеры вождения круглый год.

Держать максимальную дистанцию в городе проблематично, поскольку с большой вероятностью образовавшееся пространство будет занято другими автомобилями. Но увеличивать её необходимо даже при отсутствии снега или льда на дорожном покрытии, так как большинство зимних шин уступает летним в характеристиках на асфальте. Безусловно, этого может не хватить для полной остановки при экстренном торможении, но у водителя будет пространство для манёвра — при работе ABS (или применении прерывистого торможения на машинах без ABS) автомобиль сохранит управляемость, а сниженная скорость уменьшит последствия столкновения.

Большое количество нелепых аварий случается в дни первых снегопадов — некоторые водители до последнего момента откладывают смену летней резины на зимнюю, не желая ездить на ней по асфальту или игнорируя прогнозы синоптиков. В таких случаях дело не заканчивается простым наездом сзади. Люди, любящие сэкономить таким образом, не только не могут заехать на своем автомобиле в обледенелый подъём, но ещё и начинают с него соскальзывать, врезаясь в другие машины.

Безусловно, качественные шины — продукт не из дешёвых, однако ремонт автомобиля обойдётся дороже, не говоря уже о человеческом здоровье. Чтобы минимизировать износ зимних шин и потерю шипов при езде по асфальту, нужно не допускать резких разгонов с пробуксовкой и не пытаться проходить повороты на грани.

С выбором неправильной манеры вождения связан ещё один типичный сценарий зимнего ДТП — занос и потеря управляемости при резком объезде препятствия или перестроении. На снегу или льду машина гораздо менее устойчива, чем на асфальте, о чём, видимо, многие забывают. Как не допустить аварии? В первую очередь, нужно избегать резких движений рулём, особенно при торможениях. Но если все-таки начал развиваться занос, нужно как можно быстрее стабилизировать автомобиль, выкрутив руль в сторону заноса, а затем не забыть вернуть его в центральное положение, как только «нос» машины снова окажется в нужном направлении.

Характерная зимняя картина на российских дорогах - это колеи и образовавший между ними снег. При обгонах или перестроениях из колеи приходится выезжать, из-за чего протектор может забиться снегом, перестав отводить его из пятна контакта. Особенно часто это случается с изношенными шинами. В результате колёса теряют сцепление с покрытием, и автомобиль становится плохо управляемым — происходит то же самое, что и при аквапланировании. Типичные ошибки водителя в этом случае — паническое нажатие на педаль тормоза или неаккуратные действия рулём — только усугубляют ситуацию. Исход предсказуем — автомобиль либо совершает разворот, либо вылетает в кювет или на встречную полосу.

Снег, лежащий на обочине, также может стать причиной заноса и ДТП, если зацепить сугроб колёсами одной стороны автомобиля. Отдельного упоминания заслуживают и чередующиеся специальные полосы для обгона. Они встречаются, например, на трассе М-10 (Москва — Санкт-Петербург). В сильные снегопады их заваливает целиком, поэтому становится непросто обогнать даже грузовой автомобиль — колёса проваливаются в рыхлый снег, протектор забивается, и на машине с приводом на одну ось затруднительно разогнаться даже на качественных шинах. Это стоит учитывать при расчёте дистанции для обгона — длины полосы попросту может не хватить.

В мегаполисах водителей подстерегает ещё одна напасть — химические реагенты, которыми посыпают и поливают улицы для борьбы с гололедицей. В большинстве случаев они действительно помогают избавиться от льда на дорогах, но при определённых обстоятельствах (как правило, на промёрзших и хорошо продуваемых эстакадах) эта смесь делает покрытие еще более скользким. В результате это приводит к массовым ДТП — водители, привыкшие ездить по асфальту, не ожидают такой резкой смены условий. Визуально распознать подобные участки практически невозможно, поэтому нужно «прощупывать» покрытие коротким нажатием педали тормоза при въезде на мосты. Если вы слышите, как начинает работать ABS, тут же сбавляйте скорость. Индикатором может быть и заморгавшая лампа «трекшн-контроля» или системы стабилизации (если они имеются) — она срабатывает при пробуксовке колёс.

Еще одно неприятное последствие от реагентов — это грязь. От обильного количества химикатов на улицах машины моментально покрываются характерной плёнкой. Мокрый асфальт сам по себе поглощает свет фар, что снижает видимость на дорогах, а загрязнившиеся от химических смесей фары невозможно очистить даже омывателем. На многих автомобилях также сильно загрязняются боковые стёкла и зеркала, что значительно ухудшает обзорность.

Будьте внимательны при движении за автомобилем с тонированными фонарями — в слякотную погоду они пачкаются, и через засохшую грязь становится сложно заметить стоп-сигналы или «поворотники».

В зимний период в крупных городах лучше иметь с собой пару запасных канистр «незамерзайки», а также достаточный запас воды и тряпок для протирки фар, зеркал и боковых стёкол. Следует поменять заранее и щётки стеклоочистителя — старые «дворники» будут лишь размазывать грязь, а зимой, в основном, приходится ездить в тёмное время суток, когда сильнее устают глаза и тяжелее сохранять концентрацию.

Главный вывод - зимой нужно быть предельно внимательными и осторожными, погодные условия меняются очень быстро и неожиданно. Снижайте скорость, увеличивайте дистанцию, избегайте резких движений и держите стёкла и зеркала в чистоте — вот основные правила безопасного вождения в зимнее время года.

Напомним, чтобы обратить внимание водителей и пешеходов на проблемы безопасности дорожного движения при неблагоприятных погодных условиях и помочь им справить с их последствиями, Госавтоинспекция МВД России и Российский союз автостраховщиков при информационной поддержке экспертного центра «Движение без опасности» проводят всероссийскую социальную кампанию .

Статья подготовлена на основе материала

Когда заходит речь о зиме, мы сразу вспоминаем о снежных забавах и катаниях с горок, совершенно забывая о другой стороне медали, далеко не такой веселой - как чувствуют себя наши огороды под покровом снега. Давайте поговорим о том, как обезопасить многолетние растения от пагубного воздействия снега и мороза.

Разумеется, под снежным одеялом грядки чувствуют себя совсем неплохо. Но только в том случае, если снег пушистый и мягкий. Если же он слеживается или покрывается ледяной корочкой, последствия могут быть весьма неприятными, так как такой покров перестает пропускать воздух, и растения под ним очень быстро задыхаются или замерзают.

Не меньшую опасность представляет обилие тяжелого мокрого снега. Он накапливается на ветках деревьев, а с приходом оттепелей - покрывается толстой ледяной корочкой, которая запросто может обломать ветви.

Кроме того, налипание снега способно обрушить козырьки строений на вашем участке, оборвать водосток или даже порвать электрический кабель. Поэтому от больших залежей снега следует избавляться по мере возможности.

Как защитить

С наступлением первых холодов не стоит паниковать. Дело в том, что незначительное понижение температуры - до -7 градусов - спокойно выдерживают даже наиболее теплолюбивые растения. Кроме того, корневая система растений страдает лишь тогда, когда земля промерзает на глубину более 5 см. Именно такая ситуация (морозы ниже -7 градусов и глубокое промерзание почвы) является показанием к укрыванию растений. Если сделать это раньше, ваши насаждения пострадают не от холода, а от перегрева.

В первую очередь укрывать следует молодые саженцы - именно они наиболее подвержены действию низких температур.

Оптимальным вариантом укрытия является еловый лапник - он не только защищает от мороза, но и задерживает снег. Если же поездка в ближайшую лесопосадку за необходимым материалом невозможна, в качестве альтернативы можно использовать остатки собранных многолетников, древесные опилки, торф и даже мешковина. Единственное, чего использовать не стоит - это сухое сено или солому: в них часто заводятся грызуны.

Видео «Как правильно укрывать растения на зиму»

В этом видео эксперт расскажет и покажет, как правильно укрывать растения на зиму.

Что делать при обледенении

Но главную опасность для растений представляет не сам мороз или снег. Более всего они страдают от мелких ледяных кристаллов, которые образуются в тканях при замерзании. Если температура опускается медленно, а потом так же медленно поднимается - огородные культуры, как правило, легко переносят такие ситуации, и легко восстанавливаются.

Если же холода наступают резко, последствия могут быть непоправимыми.

Фермеру стоит следить за метеорологическими прогнозами, и вовремя организовывать защитные укрытия для своих насаждений, чтобы не допускать их обледенения.

Важно максимально задержать снег на грядках - именно он играет роль своеобразного изолятора, который не дает холоду добраться до корневой системы или нежных молодых побегов.

В сознании большинства людей понятия «снег» и «стихийное бедствие» слабо связаны одно с другим. В самом деле, снег почти всегда ассоциируется с чем-то праздничным (обычно - с Новым годом), с красивыми видами и романтическими пейзажами на картинах и в кинофильмах. А стихийное бедствие это нечто куда более динамичное, более взрывоопасное. Между тем снегопад, то есть процесс выпадения снега, может превратиться в серьёзное стихийное бедствие - весь вопрос в продолжительности и интенсивности.

Всё зависит от меры

В действительности опасность снегопада зависит от той же характеристики, которая делает опасными и другие природные явления. Сами по себе ветер, дождь или огонь могут быть полезными и необходимыми, но когда они преодолевают определённый рубеж меры, то превращаются в стихийное бедствие - в ураганы, в наводнения, лесные пожары. Так и снегопад: пока он является слабым (то есть его интенсивность менее 0,1 миллиметра в час, число снежинок в кубическом метре менее 10 и так далее), никакой угрозы он не представляет. Более того, снежный покров в условиях зимы даже необходим: обладая низкой теплопроводностью, он защищает почву и находящиеся в ней растения от вымерзания в сильные морозы.

Всё меняется, когда снегопад становится не просто сильным, а очень сильным. При этом опасность снегопада многократно возросла по мере развития цивилизации, появления густонаселённых городов, транспортных магистралей и тому подобного. Когда интенсивность снегопада превышает отметку 20 миллиметров за 12 часов, это становится опасным для созданной человеком инфраструктуры. Ситуация тем более осложняется, если снегопады затяжные и наблюдаются в течение многих часов, а то и несколько суток. Накапливающийся снежный покров заносит улицы и дороги, под его тяжестью обрываются лини электропередач, что приводит к перебоям в электроснабжении и связи. Кроме того, очень большой снежный покров приводит к обрушению крыш домов и даже целых зданий.

Если же очень сильные снегопады наблюдаются в регионах с тёплым климатом, где снег редкость, это чревато, во-первых, возможными осложнениями для здоровья и жизни людей и животных; во-вторых, высоким риском гибели сельскохозяйственных растений. Когда же к сильному снегопаду присоединяется сильный ветер и начинается метель, это зачастую делает невозможным последнее средство связи отрезанных снежными заносами населённых пунктов с внешним миром, авиацию - и тогда ситуация становится по-настоящему критической.

Типичная картина для любого снегопада: машины продираются сквозь свежевыпавшие наносы, разбрасывая колесами комья . Он налипает на бамперах, порогах и, особенно интенсивно - в колесных арках. На первый взгляд, все в порядке - главное держать дистанцию, не лихачить и все будет нормально. Однако именно в такие дни серьезная опасность подстерегает автовладельца с совершенно другой стороны. Налипший в арках колес снег далеко не так безобиден как кажется. Пока машина находится в движении в городском потоке - проблем нет. , даже набившись до отказа в колесную арку, остается достаточно рыхлым и любое движение колес при повороте (например, на перпендикулярную улицу) обрушивает скопившуюся снежную массу, срезая ее как фрезой.

При длительном движении по трассе ситуация может измениться. в арке, не будучи потревожен длительное время, успевает уплотниться и слежаться. А если на маршруте попадались участки, посыпанные противогололедными реагентами, то масса в колесных арках оказывается еще и пропитана талой влагой. Через какое-то время она смерзается на морозе в монолитный ледяной кусок, практически «обнимающий» колесо с минимальным зазором. Аналогичную картину можно наблюдать и когда машина со стратегическими запасами снега в крыльях на ночь. До утра снег также успевает превратиться в лед.

А вот с ним уже шутить не стоит. Во-первых, льдом может «прихватить» узлы подвески или тормозной системы. В этом случае попытки повертеть рулем могут окончится печально, например, для резиновых пыльников. Не зная об этом, можно в достаточно сжатые сроки «приехать» к ремонту подвески. Про случай, когда замерзшей водой покрываются суппорта и колодки можно не упоминать. Первая же попытка торможения может привести к ДТП. Но даже если важные узлы и механизмы свободны ото льда, радоваться рано. Опасность от наличие глыбы льда между колесом и подкрылком никто не отменял! При трогании колесо может совать ее целиком или частично с «насиженного места». При этом, скорее всего, ее обломки встанут «враспор» между покрышкой и подкрылком. Усилие, развиваемое колесом машины, вомнет лед , а может быть даже и метал крыла под ним.

По этой причине пластиковый подкрылок может частично или даже целиком оторваться и вылететь на дорогу, либо застрять в рычагах подвески и повредить какой-нибудь пыльник. Помня о возможности наступления подобных последствий, имеет смысл следить за тем, что происходит в арках колес твоей машины. Особенно в снегопад. Чтобы избежать вышеописанных проблем, достаточно при каждой на длительное время контролировать арки колес визуально. Обнаружив набившийся снег, можно взять, например, снеговую щетку и ее ручкой постараться разрушить «сугроб» и выковырять его куски наружу.