Советы по вождению в экстремальных погодных условиях. Особенности управления машиной в экстремальных условиях Управление транспортным средством в экстремальных условиях деятельности

Статья о том, на что обращать повышенное внимание при нахождении за рулем в неблагоприятных погодных условиях. В конце статьи - интересное видео об экстремальном вождении!

Содержание статьи:

В настоящее время советы по вождению в экстремальных погодных условиях обретают большую популярность среди широкой аудитории автолюбителей. И это не удивительно, ведь персональная защищенность от возможных непредвиденных происшествий на дорогах и безопасность пассажиров автомобиля – главное условие для каждого автомобилиста. В связи с этим водители приобретают различные курсы и специальные программы по обучению контраварийному или экстремальному вождению.

Что представляет собой экстремальное вождение


Для среднестатистического водителя это выражение создает представление о лихих разворотах на месте, переворотах, скольжению по льду и проезде через самые опасные препятствия на двух колесах. И чаще всего люди считают, что экстремальное вождение – это одна из разновидностей автомобильного спорта, которая не имеет особой связи с реальной ситуацией на дорогах.

Однако это далеко не так. Термин можно применить и для обычного вождения по опасной местности по скользкой дороге, при плохой видимости и других погодных «сюрпризах». Поэтому советы по вождению в экстремальных условиях не гарантируют начинающему автолюбителю профессиональное обучение мастерству дрифт-рейсинга и не сделают из него каскадера. Всё более практично и необходимо, особенно если вам не безразлично своё здоровье и безопасность окружающих людей.

Что мотивирует водителей пройти курс обучения экстремальному вождению


Автомобилисты обращаются за помощью к профессиональным инструкторам и интересуются советами по вождению в экстремальных погодных условиях по самым разным причинам. Одни уже неоднократно оказывались в опасных ситуациях при управлении автомобилем и готовы на всё, лишь бы не допустить их повторения. Другие просто желают предотвратить нежелательные происшествия и научиться чувствовать себя за рулем уверенно и безопасно.

Основное предназначение курсов и советов по обучению экстремальному вождению заключается в предоставлении профессиональной помощи для каждого автомобилиста, который не может устранить неуверенность или страх при управлении автомобилем в неблагоприятных условиях. Плохие погодные условия, включая гололед, туман, сильный дождь или снегопад, сильно влияют на психологическую уверенность водителя, особенно если речь идёт о представительницах женского пола. Хорошая учебная программа помогает избавиться от стрессового состояния, а также позволяет быстро и качественно освоить отдельные обязательные навыки для безопасного управления автомобилем при плохих погодных условиях.

Правильное вождение в экстремальных погодных условиях включает в себя ряд навыков и умений. Среди них можно отметить:

  • возможность проводить успешные развороты и торможение на скользкой дороге при плохой видимости;
  • погашение заносов и уменьшение возможных воздействий при продолжительном скольжении;
  • эффективное маневрирование и благовременное торможение с целью ухода от столкновений;
  • быстрый объезд преград и объектов, которые могут привести к непредвиденным происшествиям на дороге;
  • умение делать экстремальные повороты;
  • умение проезжать даже в самых узких местах;
  • умение сохранять устойчивость автомобиля при непредвиденном ДТП, и многие другие обязательные навыки.
Водитель должен уметь проезжать через неровности и препятствия на дороге без существенного ущерба для автомобиля и всех пассажиров. Чтобы обеспечить реальные условия неровной дороги, создаётся специальная тренировочная зона со множеством преград и сторонних объектов, которые невозможно объехать без надлежащего опыта и навыков.

Советы по обучению вождению в экстремальных погодных условиях позволяют автомобилисту быстро обрести навыки профессионального управления рулевым колесом, педалью тормоза и газа при скольжениях и возможных заносах.

Многие обучающие курсы, которые можно найти в автомобильной школе, преподаются профессиональными автоинструкторами, а практическая часть выполняется на тренажёрах. И только после того как водитель получает базовый уровень теоретических знаний и минимальные тренировочные навыки, его можно сажать за руль реального автомобиля, на реальной дороге с реальными неблагоприятными условиями.

Советы по вождению в экстремальных погодных условиях будут особенно актуальны для тех, кто желает правильно и разумно распределять своё внимание в случае непредвиденных аварийных ситуаций. Контраварийная подготовка – это важный аспект обучения, который обеспечивает начинающему автомобилисту базовый уровень теоретических и практических навыков, способных предотвратить возможные проблемы при вождении в неблагоприятных условиях.

Как избежать проблем при вождении в экстремальных погодных условиях

Остерегаться плохой видимости и тумана


Не секрет, что сильный туман является одним из самых опасных погодных явлений. При нулевой видимости водителю очень трудно определить происходящее на дороге и избежать аварийной ситуации.

Чтобы обеспечить хотя бы минимальное представление о дороге, автомобилисту необходимо включить ближний свет и очень сильно снизить скорость передвижения для того, чтобы увеличить расстояние между другими транспортными средствами. Рекомендуется применить стеклоочиститель и стеклообогреватель. Также нужно с особой внимательностью диагностировать происходящее сзади автомобиля, используя зеркала заднего вида. Это позволит заметить приближение других машин.

Контролировать сцепление колесных шин с дорожным покрытием


Автомобилисту нужно по-особому ответственно отнестись к контролю сцепления колесных шин с дорогой. При сильном ливне или других осадках дорожное покрытие становится невероятно скольким, из-за чего автомобиль превращается в настоящий гидроплан. Естественно, это усложняет процесс контроля над скоростью. И если вы ощущаете, что теряется управление, а скорость не снижается, лучше сразу отпустить педаль газа и подождать, пока автомобиль не замедлится.

Но ни в коем случае нельзя изо всех сил давить на тормоз, ведь тогда вы точно не сможете удержать руль в руках и тем более сохранить сцепление колес с дорогой.


Поведение автомобиля на скользкой дороге во многом зависит от типа и качества колесных шин. Поэтому при выборе колес не стоит экономить на отдельных моделях или дешевых вариантах, т.к. от этого элемента может зависеть многое, включая вашу безопасность и защищенность.

Если вам не безразличны состояние автомобиля, комфорт и здоровье пассажиров, которые находятся внутри автомобиля, то лучше отнестись к выбору колесных покрышек с особой ответственностью. Качественные шины способны обеспечить надежное сцепление автомобиля с дорожным покрытием, а это решает многие проблемы при продолжительном скольжении или езде по проблематичной, скользкой дороге.

Остерегаться повышенных температур


Не менее опасным погодным явлением является жара. Повышенные температуры приводят к перегреву радиатора или других важных частей автомобиля, что создаёт риск непредвиденных аварийных ситуаций. Если вы замечаете, что показатели температуры, сигнальные лампы и датчики сообщают об осторожности или опасности, немедленно отключите систему охлаждения (кондиционер) и включите обогреватель на самых высоких температурах. Подобные решения позволяют оттянуть горячий воздух от двигателя, направив его в салон. Но не пытайтесь снять крышку радиатора, если автомобиль остаётся очень горячим. Дождитесь, пока температура снизится, а двигатель остынет.

Помнить о мерах предосторожности во время снегопада или при гололеде


Заснеженная улица или трасса – одно из самых опасных мест для автомобилиста. Без базовых навыков и умений вождения в экстремальных погодных условиях перемещение в таких условиях может стать очень проблематичным. И повышенная опасность появляется в том случае, если снег начинает таять.

По-особому сложно в снегопад справляться с неровностями на дорогах, включая склоны или подъёмы. Если автомобиль начинает идти на спуск, обязательно перейдите на низшую передачу и снизьте скорость передвижения. Сохраняйте бдительность и контролируйте сцепление шин с дорожным покрытием. Ведь в таком случае вам будет намного легче приручить свою машину и предотвратить возможную аварийную ситуацию.

Заключение

Стоит помнить, что в настоящее время экстремальное вождение – это не только один из видов автомобильного спорта, но и обыденное явление, с которым можно столкнуться где угодно и когда угодно. С увеличением количества машин в шумных городах и мегаполисах каждая поездка может стать для неопытного автомобилиста настоящим испытанием. А если ещё и упомянуть ухудшение погоды, то это только усугубляет ситуацию. Приход заморозков и частые осадки повышают вероятность непредвиденных дорожных ситуаций, превращая управление автомобилем в большую проблему. И как гласит статистика, большинство ДТП происходят именно из-за неопытности или неподготовленности водителей к экстремальному вождению.

Поэтому советы по экстремальному вождению – это действительно очень важный и необходимый аспект безопасного управления автомобилем независимо от внешних условий. От таких простых и на первый взгляд банальных тонкостей может зависеть многое, в том числе и ваша жизнь. Хорошей дороги!

Видео об экстремальном вождении:

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Образовательная программа подготовки водителей транспортных средств категории "С", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов представляет собой усовершенствованную примерную программу подготовки водителей данной категории (утверждена от 18 августа 2010 г. N 866 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации).

Образовательная программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных Законов «О безопасности дорожного движения», «Об образовании».

Структура и содержание Образовательной программы представлены рабочим учебным планом по Образовательной программе, рабочими тематическими планами по учебным предметам, рабочими программами по учебным предметам.

В рабочем тематическом плане по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.

В образовательном учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение

Программа включает в себя требования к результатам ее освоения, структуре и примерному содержанию подготовки, а также условиям ее реализации.

В образовательной программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом программы подготовки водителей транспортных средств категории «С», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Обучение проводится в соответствии с перечнем учебно-методических материалов для подготовки водителей к управлению транспортными средствами категории «С», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (приложение к настоящей примерной программе).

требования к результатам освоения Образовательной программы

В результате изучения программы обучаемые должны

иметь представление:

О действующем законодательстве в области дорожного движения;

О системе формирования профессиональной надежности водительского состава органов внутренних дел.

знать:

Правила дорожного движения;

Приемы контраварийного управления транспортным средством;

Приемы и последовательность действий при оказании первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях;

Ответственность за нарушения в области дорожного движения, правил эксплуатации автомобиля.

уметь:

Управлять автомобилем в стандартных и экстремальных условиях движения;

Уверено действовать в сложной дорожной обстановке и не допускать дорожно-транспортных происшествий.

иметь навыки:

Обучения приемам контраварийного управления автомобилем других водителей;

Оказывать первую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и соблюдать требования по их транспортировке.

Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями и мастерами производственного обучения в соответствующей учетной документации.

Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий - 1 академический час (45 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации.

Теоретическое и практическое обучение проводятся в оборудованных кабинетах с использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий в соответствии с Перечнем учебных материалов для подготовки водителей (Приложение).

В ходе практического обучения по предмету «Первая помощь» обучающиеся должны уметь выполнять приемы по оказанию доврачебной помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах.

Подготовка водителей по программе проводится в форме очного или очно-заочного (вечернего) обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Водителям, прошедшим подготовку и подтвердившим свою квалификацию на итоговой аттестации, выдается свидетельство о прохождении подготовки водителей к управлению транспортным средством категории «С», оборудованным специальными световыми и звуковым сигналами, по установленной форме.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« нормативные правовые акты в области обеспечения

безопасности дорожного движения»

Тема 1. Обзор нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения

Закон о безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс.

Административное правонарушение и административная ответственность.

Понятие об уголовной ответственности.

Состав преступления. Виды наказаний.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления против жизни и здоровья (оставление в опасности).

Условия наступления уголовной ответственности.

Понятие о гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение материального ущерба.

Понятие о материальной ответственности за причиненный ущерб. Условия и виды наступления материальной ответственности, ограниченная и полная материальная ответственность.

Право собственности, субъекты права собственности. Право собственности и владения транспортным средством.

Значение Правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.

Обязанности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.

Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным специальным световыми и звуковыми сигналами. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.

Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию.

Тема 2. Порядок использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов

Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маяком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.

Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки транспортных средств, предупредительные надписи и обозначения.

Порядок подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

О требованиях к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан.

Порядок выдачи разрешений на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых (проблесковых маячков синего, синего и красного цветов) и звуковых сигналов.

Условия установки проблескового маячка бело-лунного цвета и звукового сигнала к нему, а также проблескового маячка желтого или оранжевого цвета.

Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« Основы психологии и этики водителя»

Раздел 1. Психология управления транспортным средством категории «С»

Тема 1.1 Профессиональная надежность водителя

Требования профессии к человеку. Профессионально важные качества водителя транспортного средства категории «С» и возможности их совершенствования. Профессиональная надежность водителя и условия ее развития.

Зрение, слух и осязание - важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства (устойчивость (концентрация), переключение, объем и т.д.). Основные признаки потери внимания.

Причины отвлечения внимания (застегивание ремня безопасности или регулировка зеркала после начала движения; настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки; прикуривание или прием пищи; чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения; телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве и т.д.).

Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством.

Психологические качества человека (импульсивность, склонность к риску, агрессивность и т.д.) и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения.

Тема 1.2 Управление транспортным средством категории «С» в экстремальных условиях деятельности

Экстремальные условия профессиональной деятельности водителя транспортного средства категории «С» и их влияние на психическое состояние водителя. Профессиональный стресс и способы его профилактики.

Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах. Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.

Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Нештатные ситуации как фактор возникновения стресса. Приемы и способы управления эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание.

Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса.

Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления транспортным средством.

Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности.

Раздел 2. Этические основы управления транспортным средством категории «С» и безопасность движения

Тема 2.1 Основные категории этики и морали в обеспечении безопасности дорожного движения

Этика, мораль и нравственность, основные функции морали. Нормы и принципы как элементы морали и нравственности, их проявления в деятельности водителя транспортным средством категории «С». Нравственная регуляция поведения человека в профессиональной деятельности. Этические качества личности.

Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов.

Тема 2.2 Профессиональная этика водителя

Понятие профессиональной этики водителя управляющего транспортным средством категории «С», оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Возможности снижения агрессии в конфликте.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« Технические характеристики и конструктивные особенности

транспортных средств категории “С” »

Тема 1. Технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств категории «С».

Обзор технических характеристик эксплуатируемых транспортных средств категории «С».

Типы трансмиссий и их конструктивные особенности. Особенности управления транспортным средством категории «С» с учетом конструкции трансмиссии.

Системы активной безопасности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« Правила пользования средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов»

Тема 1. Правила пользования средствами радиосвязи на транспортных средствах категории «С»

Назначение радиосвязи, средства подвижной радиосвязи, их основные технические данные. Состав, органы управления и настройки, порядок подготовки к работе, отработка практических навыков в работе на радиостанциях и часто встречающиеся отказы радиостанций при эксплуатации их на транспортных средствах, выявление и устранение простейших неисправностей.

Радиоданные, требования органов технического радиоконтроля по ведению радиосвязи в эфире. Порядок радиотелефонного обмена (передача радиограмм, коротких сообщений и т.д.).

Режимные требования к ведению радиотелефонных переговоров в эфире.

Требования к ведению передачи посредством усилителя речи.

Тема 2. Правила пользования устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах категории «С»

Классификация, устройство, основные характеристики и возможности использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Общие требования к цветографическим схемам наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб и ее элементам, а также технические требования к устанавливаемым специальным световым и звуковым сигналам.

Элементы цветографических схем, - основной цвет наружных поверхностей транспортного средства; декоративные полосы; информационные надписи; опознавательные знаки.

Цветовые сочетания основных и декоративных полос.

Требования к цветографическим схемам, опознавательным знакам и надписям транспортных средств

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в

дорожно-транспортных происшествиях»

Раздел 1. Основы оказания первой помощи

Тема 1.1 Средства первой помощи. Аптечка первой помощи (автомобильная)

Правовые аспекты оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.

Основные представления о строении и функциях организма человека.

Характеристика травм в зависимости от вида происшествия. Оснащение средствами безопасности транспортных средств. Обязанности водителя, медицинского работника, административных служб при ДТП с человеческими жертвами.Понятие «первая помощь». Неотложные состояния, требующие проведения мероприятий первой помощи, правила и порядок их проведения. Порядок действий водителя на месте ДТП с пострадавшими. Правила и порядок осмотра места ДТП, вызова скорой медицинской помощи.

Использование средств из аптечки первой помощи (автомобильной) и подручных средств первой помощи для проведения искусственной вентиляции лёгких способом «рот--устройство-рот» (лицевая маска с клапаном), временной остановки наружного кровотечения (кровоостанавливающий жгут, перевязочные средства стерильные, нестерильные), иммобилизации, индивидуальной защиты рук, согревания пострадавших.

Тема 1.2 Профилактика инфекций, передающихся с кровью

Соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи.

Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека.

Тема 1.3 Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего

Правила и порядок осмотра пострадавшего. Основные критерии оценки нарушения сознания, дыхания (частоты), кровообращения. Отработка порядка осмотра: голова, шея и шейный отдел позвоночника, грудь, живот, таз, конечности, грудной и поясничный отделы позвоночника. Отработка приёмов нахождения пульса на лучевой и сонной артериях.

Тема 1.4 Извлечение пострадавших из автомобиля. Основные транспортные положения

Порядок извлечения пострадавшего из автомобиля. Отработка приёма «спасательный захват» для быстрого извлечения пострадавшего из автомобиля.

Понятие о «возвышенном положении», «положении полусидя», «противошоковом положении», «стабильном боковом положении». Отработка приёмов придания пострадавшим транспортных положений при сильном кровотечении, травматическом шоке, при травме головы, груди, живота, таза, позвоночника (в сознании, без сознания). Отработка приёма перевода пострадавшего в «стабильное боковое положение».

Отработка приёмов перекладывания пострадавшего различными способами.

Раздел 2. Оказания базового реанимационного комплекса

Тема 2.1 Сердечно-легочная реанимация

Достоверные признаки клинической смерти. Сердечно-легочная реанимация. Базовый реанимационный комплекс. Критерии эффективности СЛР. Ошибки и осложнения СЛР. Показания к прекращению СЛР.

Отработка приёмов определения сознания, дыхания, кровообращения. Отработка приёмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей: запрокидывание головы с выдвижением подбородка, очищение ротовой полости от видимых инородных тел. Отработка приёмов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу», с применением устройств для искусственного дыхания. Отработка приёмов непрямого массажа сердца взрослому и ребенку. Отработка техники проведения базового реанимационного комплекса в соотношении 30 толчков: 2 вдоха (30:2). Особенности СЛР у детей. Перевод пострадавшего в «стабильное боковое положение».

Тема 2.2 Первая помощь при нарушении проходимости верхних дыхательных путей

Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребёнку. Отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего.

Раздел 3. Алгоритм оказания первой помощи

Тема 3.1 Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке

Виды кровотечений: наружное, внутреннее, артериальное, венозное, капиллярное, смешанное. Признаки кровопотери. Порядок оказания первой помощи при сильном наружном кровотечении. Понятие о травматическом шоке, причины, признаки, порядок оказания первой помощи. Мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока.

Отработка приёмов временной остановки наружного кровотечения: пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); максимальное сгибание конечности в суставе; наложение давящей повязки на рану; наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня), правила наложения. Отработка порядка оказания первой помощи при травматическом шоке: устранение основной причины травматического шока (временная остановка кровотечения, выполнение простейших приёмов обезболивания), восстановление и поддержание проходимости верхних дыхательных путей, придание противошокового положения, согревание пострадавшего. Простейшие приёмы обезболивания: придание физиологически выгодного (удобного) положения, иммобилизация, охлаждение места травмы.

Тема 3.2 Первая помощь при ранениях

Правила и порядок оказания первой помощи при ранениях. Мероприятия первой помощи при ранениях: остановка кровотечения, наложение повязки, обезболивание (простейшие приёмы). Наложение повязок на различные анатомические области тела человека. Правила, особенности, отработка приёмов наложения повязок.

Тема 3.3 Первая помощь при травме опорно-двигательной системы

Основные признаки повреждения опорно-двигательной системы при травме. Достоверные признаки открытых переломов. Принципы и порядок оказания первой помощи.

Отработка приёмов первой помощи при открытых и закрытых переломах. Иммобилизация подручными средствами при скелетной травме верхних и нижних конечностей: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, бедренной кости, костей голени. Аутоиммобилизация верхних и нижних конечностей. Наложение шейной шины, изготовленной из подручных материалов. Типичные ошибки иммобилизации.

Основные проявления травмы шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника с повреждением спинного мозга, без повреждения спинного мозга. Транспортные положения, особенности перекладывания. Основные проявления травмы таза. Отработка приёма придания транспортного положения пострадавшему с травмой таза, приемы фиксации костей таза.

Тема 3.4 Первая помощь при травме головы

Травма головы, порядок оказания первой помощи. Наложение повязок на раны волосистой части головы, при травмах глаза, уха, носа.

Основные проявления черепно-мозговой травмы. Порядок оказания первой помощи. Отработка приёмов оказания первой помощи пострадавшему с черепно-мозговой травмой. Придание транспортного положения пострадавшему в сознании, без сознания. Наложение повязки при подозрении на открытый перелом костей черепа.

Тема 3.5 Первая помощь при травме груди и живота

Травма груди, основные проявления, понятие об открытом пневмотораксе, острой дыхательной недостаточности. Порядок оказания первой помощи. Отработка приёмов и порядка оказания первой помощи пострадавшему с травмой груди. Наложение повязки при открытой травме груди. Наложение повязки при наличии инородного тела в ране груда. Придание транспортного положения при травме груди.

Травма живота, основные проявления. Порядок оказания первой помощи. Отработка приёмов оказания первой помощи при закрытой и открытой травмах живота, при наличии инородного тела в ране и выпадении в рану органов брюшной полости.

Раздел 4. Порядок оказания первой помощи при термических

воздействиях на организм лиц , пострадавших в

дорожно-транспортных происшествиях

Тема 4.1 Первая помощь при термических, химических ожогах и ожоговом шоке

Ожоговая травма, первая помощь.

Виды ожогов, основные проявления. Понятие о поверхностных и глубоких ожогах. Ожог верхних дыхательных путей, отравление угарным газом и продуктами горения, основные проявления. Отработка приёмов и порядка оказания первой помощи при термических и химических ожогах, ожоге верхних дыхательных путей.

Тема 4.2 Первая помощь при отморожении и переохлаждении

Холодовая травма, первая помощь. Виды холодовой травмы. Основные проявления переохлаждения (гипотермии), порядок оказания первой помощи, способы согревания. Основные проявления отморожения, оказание первой помощи.

Тема 4.3 Первая помощь при политравме

Решение ситуационных задач для повторения и закрепления приемов и порядка оказания первой помощи пострадавшим в ДТП с единичными и множественными повреждениями.

Правила переноски пострадавшего на носилках. Способы переноски пострадавшего на руках. Особенности транспортировки при различных повреждениях. Предотвращение травм при транспортировке.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

« Теоретические основы и практические навыки безопасного

управления транспортным средством категории «С»

в различных условиях»

Раздел 1 Техника и тактика управления транспортным средством

Тема 1.1 Основы движения транспортного средства категории «С»

Силы, действующие на транспортное средство категории «С» в различных условиях. Устойчивость и управляемость транспортного средства категории «С», коэффициент сцепления и его зависимость от различных условий. Занос, причины и способы его устранения. Остановочный и тормозной путь.

Тема 1.2 Тактика безопасного управления транспортным средством категории «С»

Понятие «закрытый обзор», оперативная и опережающая реакции водителя. Особенности управления транспортным средством категории «С» на повышенных (более 100 км/ч) скоростях движения.

Взаимодействие с другими участниками дорожного движения.

Типичные дорожно-транспортные ситуации (ДТС) и дорожно-транспортные происшествия (ДТП) при движении с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами.

Разбор типичных ДТС и ДТП методом ситуационного анализа. Рекомендации водителям.

Раздел 2. Мастерство управления транспортным средством

Тема 2.1 Практическая подготовка

Упражнение 2. Маятник поочередно правой - левой рукой (поворот рулевого колеса на угол 120°) с подниманием и прохождением другой руки над хватом.

Упражнение 3. Маятник поочередно правой - левой рукой (поворот рулевого колеса на угол 120°) с перехватами в скрестный обозначаемый хват.

Упражнение 4. «Двойной маятник» с поворотом рулевого колеса на угол 240° со скрестным перехватом.

Упражнение 5. Круговое руление со скрестным перехватом в верхнем секторе рулевого колеса.

Упражнение 6. Скоростное руление двумя руками со скрестным перехватом на боковом секторе.

Упражнение 7. Перехват через ладонь.

Упражнение 8. Скоростное руление одной рукой с перехватом через ладонь.

Упражнение 9. Скоростное руление двумя руками.

Упражнение 10. Скоростное руление правой рукой.

Упражнение 11. Скоростное руление левой рукой.

Маневрирование

Упражнение 1. «Змейка» двумя руками.

Упражнение 2. «Змейка» правой рукой.

Упражнение 3. «Змейка» левой рукой.

Упражнение 4. «Змейка» скоростная двумя руками.

Упражнение 5. Поворот - выравнивание.

Упражнение 6. Маневрирование задним ходом.

Упражнение 7. «Змейка» с изменяющимся шагом.

Упражнение 8. «Змейка» стандартная, руление двумя руками.

Упражнение 9. Разворот восьмерка.

Торможение

Упражнение 1. Торможение плавное.

Упражнение 2. Торможение прерывистое.

Упражнение 3. Торможение ступенчатое.

Упражнение 4. Торможение комбинированное.

Упражнение 5. Торможение в повороте.

Упражнение 6. Экстренный разгон - экстренное торможение.

Габаритная подготовка

Упражнение 2. Торможение у препятствия.

Упражнение 3. Габаритные коридоры.

Упражнение 4. Туннельные ворота задним ходом.

Упражнение 5. Габаритные ворота.

Тема 2.2 Контраварийная подготовка

Упражнение 1. Торможение - занос - выравнивание.

Упражнение 2. Стабилизация автомобиля при заносе задней оси.

Упражнение 3. Стабилизация автомобиля при сносе передней оси.

Упражнение 4. Стабилизация автомобиля при ритмичном заносе.

Тема 2.3 Оценка профессионального мастерства управления транспортным средством категории «С»

Система современных подходов к объективности оценки профессионального мастерства водителей. Критерии оценок упражнений. Методы оценки профессионального мастерства водителей. Индивидуальное тестирование. Контрольный и соревновательный методы.

Примечание: Кроме приведенных в программе упражнений могут применяться и другие упражнения, согласно образовательной программе, утвержденной организацией, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств.

Приложение

к образовательной программе подготовки

водителей транспортных средств

устройствами для подачи

специальных световых и звуковых сигналов

ПЕРЕЧЕНЬ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ

К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАТЕГОРИИ «С»,

ОБОРУДОВАННЫМИ УСТРОЙСТВАМИ ДЛЯ ПОДАЧИ СПЕЦИАЛЬНЫХ

СВЕТОВЫХ И ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ

N
п/п

Наименование учебно-методических материалов

Единица
измерения

Количество,
не менее

1

2

3

4

Учебно-программная и методическая документация

Примерная программа, утвержденная в
установленном порядке

Образовательная программа подготовки водителей
транспортных средств категории "С",
утвержденная руководителем образовательного
учреждения

Комплект

Материалы для проведения промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся, утвержденные
руководителем образовательного учреждения

Комплект

Учебно-наглядные пособия

Правила дорожного движения Российской
Федерации

Дорожно-транспортные ситуации, возникающие при
движении транспортного средства категории "С"
с включенными специальными световыми и
звуковыми сигналами

Комплект

Системы активной безопасности транспортного
средства категории "С"

Комплект

Перечень учебной литературы определяется образовательным учреждением
или организацией, осуществляющей подготовку

Примечание . Учебно-наглядное пособие может быть представлено в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, электронного учебного издания, кинофильма, видеофильма, диафильма и так далее.

Литература

1. Указ Президента РФ от 22 сентября 2006 г. № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

2. Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» (с изменениями от 28 декабря 2004 г., 22 марта, 1, 6 октября 2005 г., 5 апреля 2006 г., 6 марта, 21 мая, 8, 27 сентября, 23 октября, 17 ноября, 23 декабря 2008 г., 30 января, 5 марта, 14 мая 2010 г.)

3. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (с изменениями от 2 июля 2002 г., 3 мая 2005 г., 23 апреля 2007 г., 3 июля 2008 г.)

  1. Федеральный Закон от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации,1995, № 36, ст.1745
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля, 8 апреля, 13 мая, 22 июля, 25 ноября, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 13 февраля, 28 апреля, 3, 29 июня, 24, 27, 29 июля, 30 октября, 3, 9 ноября, 17, 27, 29 декабря 2009 г., 21 февраля, 29 марта, 5, 7 апреля, 6, 19 мая, 17 июня, 1, 22, 27 июля 2010 г.)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г.№ 230-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 9 апреля, 29 июня, 17 июля, 27 декабря 2009 г., 21, 24 февраля, 8 мая, 27 июля 2010 г.)
  4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 27 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г., 24 июля, 2, 18 октября, 4 декабря 2007 г., 11 июня, 14, 22 июля, 25 ноября 2008 г., 9 февраля, 5 апреля, 28 июня, 9 ноября 2009 г., 11 февраля, 9 марта, 30 апреля, 23, 27 июля 2010 г.)
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9, 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 3 марта, 29 апреля, 13, 16 мая, 14, 22 июля, 8 ноября, 3, 22, 25, 26, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 7 мая, 3, 28, 29 июня, 17, 19, 24 июля, 9, 23, 25, 28 ноября, 21, 27, 28 декабря 2009 г., 9 марта, 5, 30 апреля, 8, 19, 31 мая, 17 июня, 1, 5, 23, 26, 27, 30 июля 2010 г.)
  6. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 21 февраля, 28 июня 2002 г., 7 мая, 25 сентября 2003 г., 14 декабря 2005 г., 28 февраля 2006 г., 16 февраля, 19 апреля, 30 сентября, 29 декабря 2008 г., 27 января 2009 г., 24 февраля, 10 мая 2010 г.)
  7. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» (с изменениями от 14 февраля 2009 г.)
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. № 30 «Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации» Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 3, ст. 179; Собрание законодательства Российской Федерации, (с изменениями и дополнениями 1998, № 32, ст. 3912.).
  9. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1041 «Об утверждении требований к транспортным средствам органов федеральной службы безопасности, используемым для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима государственной границы Российской Федерации, и внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации»
  10. Постановление Правительства РФ от 30 августа 2007 г. № 548 «Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан»
  11. Постановление Правительства РФ от 17 января 2007 г. № 20 «Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции» (с изменениями от 14 февраля 2009 г.)
  12. Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 110 «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи» (с изменениями от 23 апреля, 13 октября 2008 г.)
  13. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 106 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения»
  14. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 157 «О внесении изменений и дополнений в особые условия приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств»
  15. ГОСТ Р 50574 - 2002. Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные звуковые и световые сигналы. Общие требования. (с изменениями и дополнениями 2003 г.)
  16. ГОСТ Р 51709 - 2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянии и методы проверки.
  17. Приказ МВД РФ от 19 февраля 2007 г. № 167 «О выдаче разрешений на установку на транспортных средствах опознавательных знаков, устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов» (с изменениями от 25 июля 2008 г., 19 апреля 2010 г.)
  18. Приказ МВД РФ от 29 ноября 2007 г. № 1130 «Об утверждении Порядка осуществления сопровождения транспортных средств с применением автомобилей военной автомобильной инспекции внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»
  19. Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» (с изменениями от 31 декабря 2009 г.)
  20. Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (с изменениями от 27 августа 2010 г.)
  21. Приказ МВД РФ от 31 августа 2007 г. № 767 «Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции»
  22. Приказ МВД РФ от 6 июля 1995 г. № 260 «О мерах по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения» (с изменениями от 24 декабря 1996 г., 10 октября 1997 г., 28 ноября 2002 г., 14 июля 2003 г., 14 января 2005 г., 31 августа 2007 г.)
  23. Приказ МВД РФ от 23 марта 1999 г. № 210 «Об утверждении Инструкции о порядке применения специальных световых и звуковых сигналов, установленных на транспортных средствах органов внутренних дел и внутренних войск МВД России»
  24. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. № 73 «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» / Российские вести, 1996, № 15; № 20.
  25. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 27 мая 1996 г. «Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации» Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996, № 6
  26. Руководства по эксплуатации радиостанций и устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
  27. Алексеев А.В. Мотоцикл. Учебное пособие. Издательство: ООО «Хистори оф Пипл», г. Ярославль, 2008.

7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия деятельности

Класс видов деятельности субъектов в особых и экстремальных условиях постоянно расширяется. Характерной особенностью современности является приближение класса особых условий деятельности К экстремальным, что связано в том числе с особенностями переходного периода жизни нашего общества . «Грань, отделяющая "нормальные" условия от "экстремальных", остается достаточно неопределенной. В их оценке следует ориентироваться на триаду: физическая характеристика факторов воздействия, состояние человека, показатели деятельности» .

Типичный пример - деятельность государственных служащих и менеджеров, рни трудятся в неблагоприятных в психологическом отношении условиях. В их деятельности доминируют стрессовые состояния, вызванные нестабильностью внешней социальной среды, недостатками в организации труда, трудностями в профессиональных взаимодействиях, в том числе - из-за непрофессионализма партнеров, частого появления труднопрогнозируемых экстремальных ситуаций, и всегда недостаточными ресурсами для их кардинального решения, динамичностью вынужденных политических приоритетов и т. д. Но все это - внешние факторы. Они всегда «преломляются через внутренние условия» человека (С. Л. Рубинштейн).

В ряде исследований показано, что на возникновение, например, стрессовых состояний человека в процессе труда серьезно влияют не только собственно физические параметры стрессогенных факторов (сила и тип раздражителя, его новизна и др.), но и особенности профессиональной ментальное™ людей. Так, в социономических профессиях - профессиях типа «человек - человек» - они следуют из иерархии функциональных взаимодействий работников. Например, автократия вышестоящих партнеров-руководителей - властность и высокомерие, подавление ими инициативы подчиненных, нетерпение к критике и пр. выступают наиболее весомыми стрессогенными факторами для нижестоящих по должностным позициям. Сочетание таких условий работы со стремлением человека к профессиональному развитию, к независимости суждений, к самостоятельности, усугубляемой ориентированностью специалиста на дело, на задачи, а не на отношения, создает психологические противоречия в коллективах, нередко приводящие к внутриличностным и межличностным конфликтам сотрудников организаций.

Особые условия характерны для многих профессий типа «человек - человек»: учителей, медицинского персонала, социальных работников, работников правоохранительных органов, психологов. Социальная незащищенность в целом делает условия труда многих россиян особыми и экстремальными . Для современного общества характерны сопряженные тенденции развития. «...С одной сто-4 роны, оно движется в "эвпеихическом" направлении, предполагающем организацию условий жизни и профессиональной деятельности, способствующих... развитию человеческой природы, возрастанию числа... самоактуализирующихся людей. С другой стороны, современные социально-экономические проблемы и последствия научно-технического прогресса оказывают отрицательное влияние на жизнь человека и экологию среды. У большинства они вызывают социальную и профессиональную напряженность, состояние тревоги, дистресса. Следствием этого становится неудовлетворенность трудом, снижение эффективности и надежности профессиональной деятельности, появление "маргиналов от профессии"» .

Традиционно в центре внимания психологии труда и инженерной психологии были космическая, авиационная, морская, полярная отрасли, деятельность военных, операторов, пожарных, пограничников и др., отличающиеся типичными особыми и экстремальными условиями труда. Чаще всего изучались либо военные специалисты, либо представители уникальных профессий. На рубеже веков ситуация в корне изменяется. Представители массовых профессий: водители транспортных средств, машинисты локомотивов, диспетчеры, операторы химических производств и др. - все чаще вынуждены работать в условиях воздействия экстремальных факторов или угрозы их появления, что может вызывать спектр негативных состояний - от стресса до монотонии и безразличия. Например, до 1990-х гг. труд водителей объединения «КамАЗ», перегоняющих новую технику заказчикам, и вообще всех водителей-«дальнобойщиков», считался престижным. С 1990-х - он связан с опасностью для жизни водителя от первого до последнего километра маршрута.

Очерчивая границы проблемы, заметим, что в России за последние 10-15 лет кардинально изменилось содержание едва ли не всех профессий. Деятельность «бухгалтера 1985 г.» не тождественна деятельности «бухгалтера 2000 г.»; «водителя городского транспорта 1985 г.» и «водителя 2000 %ц «летчика 1985 г.» - «летчика 2000 г.»; «учителя 1985 г.» - «учителя 2000 г.» и т. д. Компьютеры на производстве и соответствующее возрастание объектов управления, увеличение в несколько раз количества автотранспорта на улицах городов, появление новых типов самолетов и усложнение системы пилотирования, введение платного обучения в корне изменили условия и трудовые отношения людей едва ли не во всех профессиях.

В психологии традиционно изучались поведенческие реакции людей в экстремальных и сверхэкстремальных условиях деятельности. Предполагалось, что они имеют эпизодический, случайный характер, присущи отдельным видам труда. Но есть основания полагать, что они типичны для многих социальных ситуаций - адаптации новичка в организации, начала работы руководителя подразделения после назначения, конфликтов в группе и др. .

На основании литературных данных уточним содержание и очертим разграничения ключевых понятий: измененных, затрудненных, особых и экстремальных условий деятельности.

Сверхэкстремальные - условия деятельности характеризуются постоянным действием на человека экстремальных факторов, имеющих высокую интенсивность и представляющих реальную опасность. Возникающие функциональные состояния имеют крайнюю степень выраженности. В деятельность работника включены аварийные резервные возможности организма и психики. После такой работы требуется обязательная реабилитация .

Экстремальные - условия деятельности, характеризующиеся постоянным действием интенсивных экстремальных факторов, которые могут представлять потенциальную опасность для здоровья и жизни работника, а также угрозу для здоровья и жизни других людей или сохранности материальных ценностей. При этом негативные функциональные состояния работника выражены сильно. Его деятельность осуществляется с подключением резервных буферных возможностей организма и психики. Работа в таких условиях требует специально организованного восстановления .

Особые - условия, когда деятельность специалиста сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их появления.При этом экстремальные у факторы не имеют большой мощности или интенсивности, а возникающие негативные состояния работника выражены умеренно. В особых условиях у людей мобилизуются резервные возможности компенсаторного типа. После работы человеку необходим отдых, достаточный для восстановления .

Дадим наше определение четвертой группе. Затрудненные - условия деятельности с периодической активизацией двух и более факторов, нарушающих психофизиологически комфортный режим труда.

Действие экстремальных факторов приводит к возникновению у субъектов труда негативных психических состояний типа динамического рассогласования, которые отрицательно сказываются на регуляции деятельности и снижают ее эффективность и надежность. Чаще компенсация отрицательного влияния негативных функциональных состояний осуществляется за счет волевых усилий человека с подключением его резервных возможностей. При этом резервные возможности организма и психики должны быть функциональными, то есть связанными с наличным запасом знаний, навыков, умений работника, не опредмеченными в живом труде (то есть не используемыми постоянно и повсеместно, но лишь как ресурс в чрезвычайных ситуациях).

Общим для всех классов условий - затрудненных, особых, экстремальных и сверхэкстремальных - являются время пхарактер действия стрессогенных факторов. Главное отличие между разными складывающимися в работе ситуациями состоит не в специфике, Новизне и уникальности экстремальных факторов, а в периодичности, частоте и длительности их воздействия на человека, а также в количественных характеристиках их интенсивности (мощности, действенности). Большее значение имеет не то, какой именно повреждающий фактор воздействует на человека в данный момент, а то, как он сочетается с другими условиями по времени и физической интенсивности.

Формирует затрудненные условия деятельности множество факторов. Наиболее распространенными среди них являются: физические и химические условия среды, механические воздействия (вибрации, перегрузки, шумы и резкие звуки), реальная или прогнозируемая опасность для здоровья и жизни, частое возникновение непредвиденных, в том числе и аварийных ситуаций, функциональные состояния (стресс, напряженное внимание, монотонность), высокая ответственность, боязнь ошибок, неудач, дисбаланс прав и обязанностей, продолжительные конфликты в коллективе, стиль руководства, особенности корпоративной культуры, конфликты в семье, рост стоимости жизни, проблемы с получением образования детей и др. Причинами могут быть особенности переработки информации и принятия решений (неопределенность, избыточность, противоречивость, неполнота информации), снижение или утрата определенного социального статуса, ситуация возможной потери работы .

Рассмотрим монотонию на конвейере. Технологию разбиения деятельности на элементарные операции и их ритмичное чередование можно пытаться как-то сгладить, «обогащая» труд, чаще делая перерывы для отдыха, используя функциональную музыку и т. д. Но монотонность труда рабочего часто устранить в принципе невозможно. Другие примеры: нерегламентированный рабочий день, возникновение непредвиденных обстоятельств, носящих экстремальный характер и влияющих на взаимоотношения работников многих видов совместной деятельности.

Стрессогенными могут быть факторы профессиональной карьеры: неудача, несоответствие результата цели или личностному статусу; успех и сопряженное с ним изменение самооценки, мотивации, профессиональных и личностных ценностей; ожидание выполнения ответственной работы; застой, неопределенность, невозможность прогнозирования, отсутствие положительных изменений перед завершением профессиональной карьеры .

Внешние возмущающие воздействия на процессы труда характеризуют три признака: длительность, интенсивность и последствия. Каждый из них может варьироваться в широком диапазоне и комбинироваться с другими «обертонами». Наиболее сложными являются ситуации, когда возмущения прямо воздействуют на человека как субъект труда, как личность и как индивидуальность. Поэтому важнейшими условиями обеспечения надежности и эффективности деятельности людей в особых и экстремальных условиях являются высокий уровень саморегуляции и формирование психологической готовности .

В. Г. Зазыкин выявляет следующую причинно-следственную цепочку. Возникновение негативных функциональных состояний приводит к высоким психоэмоциональным затратам. Динамика состояний субъекта, изменяя регуляцию и согласованность ансамбля психологических составляющих его деятельности, приводит к снижению ее эффективности и надежности. Этому предшествуют структурные изменения в деятельности, прямо сказывающиеся на ее устойчивости. Поэтому проблема устойчивости становится ключевой для понимания механизмов эффективности и надежности деятельности. Под устойчивостью (стабильностью) понимается малая изменяемость качественных и количественных характеристик деятельности. Устойчивость связана с другой научной категорией - надежностью (рис. 7.3). Надежность есть способность системы сохранять требуемое качество работы в различных условиях ее осуществления.

Согласно исследованиям В. Г. Зазыкина, вопрос сохранения устойчивости профессиональной деятельности актуален для 95 % респондентов - государственных служащих. Объективными факторами неустойчивости деятельности выступают недостатки в организации труда. Для различных категорий служащих они таковы:

Для руководителей: несовершенство нормативно-правовой базы деятельности; отсутствие реальных рычагов управления; низкая мотивация деятельности на госслужбе;

Для специалистов: несовершенство нормативно-правовой базы деятельности; противоречивые указания «сверху»; отсутствие реальных рычагов управления;

Для аналитиков: отсутствие реальных рычагов управления; противоречивые указания «сверху»; несовершенство нормативно-правовой базы деятельности.

Значимость данных факторов свидетельствует о нарушениях в информационной основе организации деятельности и недостаточном диапазоне возможностей для ее регулирования.

Условиями устойчивости деятельности при воздействии дестабилизирующих факторов являются:

Умение принимать точные, своевременные и правильные решения;

Умение предвидеть;

Умение выполнять свои профессиональные обязанности на высоком уровне;

Коммуникативные навыки.

Профессионально важные качества субъектов, определяющие устойчивость трудовой деятельности:

Для руководителей: интеллектуальные качества; целеустремленность; внутренняя организованность.

Для аналитиков: интеллектуальные качества; высокая работоспо-:,\ собность; личностная организованность;

Для специалистов: высокая работоспособность; стрессоустойчи-вость.

Обобщая эмпирические данные, делается вывод, что важнейшим условием эффективной и надежной деятельности при действии экстремальных факторов является профессионализм субъектов труда .

Под профессионализмом деятельности в акмеологйи понимается качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая его высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными способами решения профессиональных задач. Под профессионализмом личности подразумеваются характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностио-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационная сферы и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста .

Дата: 21-12-2010, 00:57

Как известно, каждый год в нашей стране происходят десятки тысяч аварий, при этом, число их с каждым днем увеличивается, о чем свидетельствует печальная статистика ДТП. Очень часто в результате аварий страдает не только техника, регулярно на дорогах погибает большое количество людей. Значительная часть дорожно-транспортных происшествий отмечается зимой. Вне зависимости от того, какая категория вождения у водителя - категория B , C, D или A, какой опыт он имеет, ограниченная видимость и гололедица в совокупности с неисправностью транспортного средства, создают все условия для возникновения аварии. Для уменьшения риска возникновения ДТП применяется ряд приспособлений, среди которых: цепи из металла на колеса автомобиля, зимние шины. Однако, несмотря на существование перечисленных выше приспособлений, решающая роль в предотвращении и снижении опасностей на дорогах принадлежит все-таки водителю. Чтобы помочь владельцам транспортных средств управлять машиной в условиях возникновения экстремальной ситуации, проводятся действующие на базе автошкол курсы повышения квалификации.

Принципы вождения автомобиля в зимнее время.

Окончили ли вы автокурсы в Воронеже , Москве или любом другом городе, скорее всего, вы слышали о том, что принципы вождения автомобиля в летнее время по сухим дорогам и в зимнее - по замерзшим, отличаются. Что же делать, если при повороте ваше транспортное средство занесло? Прежде всего, важно не закрывать руками лицо, не бросать управление, а всеми силами пытаться его сохранить. Каждая хорошая автошкола, будь то автошкола в Воронеже или другом городе, на курсах вождения зимой обучает водителей действовать по инструкции. Именно это и будет уместно в данном случае. Усвоив то, что на курсах преподают инструкторы, можно в значительной степени сократить риски возникновения аварий на проезжей части.

Водитель, как категорий B , C, D, так и категории A, выезжая на дорогу во время гололедицы, не имеет право использовать для передвижения транспортное средство, техническое состояние которого считается ненадлежащим. От выполнения этого условия часто может зависеть не просто сохранность техники, но здоровье и жизнь пешеходов, пассажиров, других водителей. Чтобы избежать нежелательных последствий, до наступления зимы машина должна пройти полную диагностику, целью которой является выявление различных дефектов, а в случае необходимости - замена деталей, узлов. По запросу сотрудники автосервисов нанесут на кузов машины антигравийное покрытие, произведут балансировку колес, установят на них металлические цепи.

Ежегодно в России происходят тысячи аварий. В ДТП не только разбиваются фары и приходят в негодность автомобили, но и погибают люди. Вот почему рассудительные автовладельцы спешат записаться на курсы экстремального вождения.

К слову, в данной ситуации под «экстремальным» подразумевается не езда на бешеных скоростях и лихие развороты, а обучение безаварийному вождению в разное время года и на разных дорогах.

Правильное безопасное вождение строится на умении автомобилиста:

  1. объезжать неожиданно возникшие препятствия
  2. тормозить и разворачиваться на покрытой льдом трассе
  3. уходить от столкновений
  4. погашать заносы и т.д.

Безопасная посадка

Основой безаварийного вождения является правильная посадка водителя. Ее категорически запрещено рассматривать как позу для отдыха. Из-за неправильного положения тела можно потерять драгоценные секунды или доли секунд, во время которых можно избежать аварийной ситуации.

Управляя транспортным средством, приучите себя всегда держать руки в верхней части рулевого колеса. Спиной прижимайтесь к сиденью. Также избавьтесь от привычки вешать на стекло различные украшения. Снимите со щитка и ветрового стекла все «висюльки» и прочие посторонние предметы. Они лишь отвлекают внимание и мешают избежать аварийных ситуаций.

Оптимальная посадка позволяет человеку слиться с машиной в одно целое. Благодаря ней водитель получает информацию от дороги и авто «мышечным чувством». Ощущения такого рода выручают при:

  1. опрокидывании машины
  2. вращении
  3. пробуксовке
  4. заносе

Опытный водитель, обладающий «мышечный чувством», подсознательно знает, что нужно сделать, чтобы стабилизировать автомобиль и избежать аварии .

Одной левой

Хорошо подготовленный автомобилист должен уметь крутить баранку одной рукой, в частности, левой, чтобы преодолевать критические ситуации. Держа руль левой рукой, правой вы сможете переключать передачи, включить на некоторое время стояночный тормоз, чтобы заблокировать задние колеса и т.д.

Руление такого типа обеспечивает повышенную безопасность во время езды задним ходом и на высоких скоростях. Управляясь с «железным конем» одной левой рукой, можно повернуться вправо на 90 градусов, расширив радиус заднего обзора.

Для выполнения кругового руления левой рукой нужно взять ею руль на цифре 12 - по аналогии с часами. Повернув рулевое колесо до цифры 4 или 8, следует перехватить его в нижней части, выполнив перекат тыльной стороной кисти.

Так вы не потеряете контакта с баранкой. Естественно, перекат - не лучший способ контролировать руль, ведь рука в таком положении может проскальзывать. Но это куда лучше, чем совсем отпустить управление.

Быстрое руление обеими руками

При потере управляемости и устойчивости машины избежать аварийной ситуации помогает скоростное руление. Водитель, не имеющий достаточной квалификации, обязан обладать быстрой реакцией, чтобы вовремя исправить допущенную ошибку.

В автошколах начинающих автомобилистов плохо обучают технике скоростного руления. Впрочем, в ней нет ничего сложно. Выполняется подобное управление на боковом секторе баранки обеими руками поочередно и очень напоминает движения во время лазания по канату.

Для смены рук используется метод перекрестного захвата. Высокая скорость поворота руля обеспечивается благодаря непрерывным приложениям усилий и рывкам. Опытные водители могут таким образом вращать руль со скоростью 270 оборотов в минуту.

Старт на скользкой дороге

Помимо посадки и искусства руления, водителю важно знать, как правильно трогаться на скользкой дороге (особенно зимой и в гололед). Этот процесс, надо отметить, даже у опытных автовладельцев вызывает массу негативных эмоций.

Зимой можно постоянно наблюдать такую картину: водители, трогаясь с места и совершив пробуксовку, продолжают давить на педаль газа, но ничего не происходит. Когда машина начинает буксовать, колеса разогревают лед или снег. Он тает, образуя водяную прослойку, мешающую сцеплению шин с дорогой.

Чтобы без проблем стартовать с места, нужно первым делом выровнять колеса авто. Если они окажутся хоть немного повернутыми в сторону, это усложнит задачу. Трогаться нужно мягко, с минимальной пробуксовкой или вообще без нее. Если вы забуксовали, решите эту проблему выключением и повторным включением сцепления. На машине с передним приводом необходим двойной выжим сцепления.

Преодолеваем вязкий грунт

Чтобы не буксовать в грязи и песке, при старте машины нужно сохранить максимальный крутящий момент двигателя. Стартовать следует на высоких оборотах с большой пробуксовкой сцепления. После начала движения благодаря пробуксовке колес сохранится высокая тяга двигателя и крутящий момент. Так протектор шин очистится от грязи. Чтобы прекратить излишнюю буксовку, достаточно, тронувшись с места, быстро выключить повышающую передачу.

Опережающее дросселирование

Для повышения уровня безопасности во время езды квалифицированные водители совершают опережающие действие по управление машиной. В этом автовладельцам помогает опыт, благодаря которому они заблаговременно прогнозируют поведение машины и возможную ситуацию на дороге.

Двигаясь по дороге и реагируя на ситуацию путем торможения и разгона, помните, что у любой машины тормозная динамика выше разгонной. Если замедлить движение можно сразу же после нажатия педали тормоза, то повысить частоту вращения коленвала двигателя непросто - на это нужно время.

Соответственно, чтобы избежать проблем, следует начинать дросселирование до момента, когда движок потеряет мощность. Так вы сможете легко:

  • преодолевать крутые подъемы;
  • сохранять устойчивость машины на неровной дороге;
  • избежать лишнего переключения передач при езде по снегу, песку и грязи;
  • ускорить выполнение обгона;
  • быстрее выполнять различные экстренные маневры.

Итоги

Чтобы управлять автомобилем в экстремальных условиях, нужен опыт. Практикуясь, вы обязательно приобретете его, научитесь чувствовать автомобиль и в сложных ситуациях быстро принимать правильные решения.

Водителю, особенно новичку, важно сконцентрироваться на дороге. Скажем, если опытным автовладельцам музыка, играющая в авто, абсолютно не мешает, то новичков она отвлекает, равно как и разговоры с пассажирами.