Идентификационный номер vin. Идентификационный номер автомобиля

Что такое Vin код

Стандарт ISO 3779, который описывает формат VIN-кода автомобиля (что в переводе Vehicle Identification Number - индентификационный номер транспортного средства) был принят в США и Канаде в 1977 году. Принятие данного стандарта позволило создать простой и надежный способ классификации машин и их защиты от кражи. Комбинация цифр и букв VIN-кода защищена от перебивки номеров путем применения алгоритма вычисления контрольного числа , которого придерживаются все производители автомобилей в США и экспортеров в эту страну, в Европе стандарт ISO 3779 соблюдается не всегда. В соответствии со стандартом ISO 3779 VIN-код из СЕМНАДЦАТИ символов. Для обозначения VIN-кода разрешены следующие символы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z Символы I, O, Q запрещены в виду схожести на 0 и 1 и между собой.

Где находится номер кузова (VIN код) автомобиля. Расположение VIN кода (номера кузова)

VIN код указан в тех паспорте Вашего автомобиля. На изображении приведен пример VIN кода, указаного в тех паспорте автомобиля. Идентификационные номера наносятся на неразъемных составляющих кузова или шасси и на специально изготовленных номерных табличках (шильдиках).

У всех современных автомобилей номер VIN располагается в левой верхней части инструментальной панели, видимой через ветровое стекло. Также его можно найти на левой передней стойке кузова.

На американских автомобилях VIN-код, как правило, расположен на торпедо с левой водительской стороны в том месте, где лобовое стекло спорикасается с капотом и дублируется на стикере, находящимся в проеме водительской двери. Кроме того он может дублироваться и в других местах.

Традиционными местами нанесения VIN являются блок и головка блока цилиндров, стойки кузова, дверные пороги, перегородка между двигателем и салоном,а у машин с рамной конструкцией (в основном это внедорожники) -- еще и лонжероны.

Идентификационный номер автомобиля выбивается не только на кузове, шасси и двигателе, но и на специальной маркировочной табличке - она либо привинчивается, либо приклепывается где-нибудь на видном месте в моторном отсеке.

В других случаях VIN код можно узнать из ПТС или свидетельства о регистрации автомобиля.

Расшифровка (структура) VIN кода (номера кузова) автомобиля.

ZFA 223000 05556777

VIN код (номер кузова) автомобиля содержит 17 символов, в состав VIN-кода входят три части: WMI - 3 символа, VDS - 6 символов, VIS - 8 символов.

1-я часть: WMI (World Manufacturers Identification) - мировой индекс изготовителя. WMI - это код, идентифицирующий изготовиля автомобиля. В соответствии с ISO 3780 буквы и цифры, используемые в первых двух символах WMI, закрепляет за страной и контролирует международное агентство - Общество автомобильных инженеров (SAE), работающее под руководством Международной организации по стандартизации (ISO). WMI состоит из трех символов:

Первый символ (код географической зоны) является буквой или цифрой, которая обозначает какую-либо определенную географическую зону. Например: от 1 до 5 - Северная Америка; от S до Z - Европа; от A до H - Африка; от J до R - Азия; 6,7 - Страны Океании; 8,9,0 - Южная Америка.

Второй символ (код страны) является буквой или цифрой, которая обозначает страну в определенной географической зоне. В случае необходимости для обозначения страны могут использоваться несколько символов. Только комбинация первого и второго символа гарантирует однозначную идентификацию страны. Например: от 10 до 19 - США; от 1A до 1Z - США; от 2A до 2W - Канада; от ЗA до ЗW - Мексика; от W0 до W9 - Германия, Федеративная Республика; от WA до WZ - Германия, Федеративная Республика.

Третий символ является буквой или цифрой, которая устанавливается для производителя Национальной организацией. Таким образом комбинация первого, второго и третьего знаков обеспечивает однозначную идентификацию производителя автомобиля - международный идентификационный код предприятия-изготовителя (WMI).

Примечание:

В качестве третьего знака может присутствовать и цифра 9 в этом случае, она характеризует производителя, который выпускает менее 500 автомобилей в год. В мире существуют десятки тысяч таких производителей с небольшими объемами выпуска: штучные суперкары, пожарные автомобили, крупная строительная техника и т.д. Зачастую объемы производства таких компаний измеряются сотнями, а то и десятками транспортных средств в год. Для таких случаев, и с целью экономии возможных вариантов кода производителя (WMI), в стандарте для производителей с годовым объемом до 500 автомобилей предусмотрен вариант, когда их всех объединяют под одним WMI,заканчивающимся на "9", и вводят дополнительный код в 12...14 позициях VIN. Оставшихся в конце 3-х знаков для серийного номера при таких объемах более, чем достаточно. Пример: все мелкие автопроизводители Германии VIN на своей продукции наносят в формате W09xxxxxxxxYYYxxx, где W09 - код, указывающий на принадлежность данного производителя к Германии и объем производства не более 500 автомобилей в год, YYY - код, указывающий конкретного производителя. Остальные позиции VIN производители заполняют на свое усмотрение.

2-я часть: VDS (Vehicle Description Section) - описательная часть. Описательная часть идентификационного номера (VDS) состоит из шести cимволов (если индекс ТС состоит менее чем из шести символов, то на незаполненные места последних символов VDS (справа) ставятся нули), обозначающих, как правило, модель и модификацию ТС, согласно конструкторской документации (КД). 4-ый, 5-ый, 6-ой, 7-ой, 8-ой символы раскрывают характеристика транспортного средства, такие как тип кузова, тип двигателя, модель, серия и т.д. Тип кузова, например, для Toyota (4, 5 символы): 11 – Джип / Минивэн со стандартной крышей 12 - Минивэн с приподнятой крышей 21 – Грузовой автобус со стандартной крышей 22 – Грузовой автобус с приподнятой крышей 23 – Грузовой автобус с высокой крышей 31 – Пикап / Грузовик с одинарной кабиной 32 – Пикап / Грузовик с полуторной кабиной 33 – Пикап / Грузовик в двойной кабиной 41 – Автобус со стандартной крышей 42 – Автобус с приподнятой крышей 43 – Автобус с высокой крышей 52 – Хэтчбек, 2 боковые двери 53 – Седан 54 - Хэтчбек, 4 боковые двери 63 – Купе 64 – Лифтбек 72 – Универсал / вагон. 9-й символ – контрольная цифра VIN-номера, по которой проверяют его .

3-я часть: VIS - это код из восьми знаков, причем последние четыре знака - это обязательно цифры. Обозначение модельного года располагается на первой (10-й) позиции VIS, а сборочного завода - на второй, но производители не обязаны включать эти параметры в VIN-код (смотри ниже). Остальные знаки обозначают последовательность автомобиля в производстве по ходу прохода по сборочному конвейеру, т.е. его серийный номер.

Примечание:

Также за производителем могут закрепляться несколько WMI, но один и тот же номер запрещается закреплять за другим производителем автомобиля минимум в течение 30 лет с того момента, как он первый раз был использован предыдущим (первым) производителем.

Год выпуска авто по Vin коду (номеру кузова). Модельный год

Стандарт ICO 3779-1983 является рекомендательным и поэтому не обязывает изготовителей указывать место сборки автомобиля, каждая фирма может делать это по-своему., поэтому заводы-изготовители так же не обязаны указывать год выпуска и использовать для его обозначения рекомендуемые знаки и позиции для них, в явном виде год выпуска в VIN на европейском рынке не указывается на автомобилях BMW, Honda, Mazda, Mercedes-Benz, Nissan, Toyota.поэтому при определении года могут возникнуть затруднения. Определение года так же усложняется и тем, что фирмы подразумевают под ним не календарный, а модельный год и начинают пробивать букву или цифру, соответствующую данному году выпуска, уже во второй половине предыдущего года, а иногда и ранее. Т.к. стандарт первоначально разрабатывался американской ассоциацией инженеров (SAE), то они заложили туда традиции американских производителей: на летних автосалонах представлялись модели следующего года выпуска, которые сразу после автосалона поступали в продажу. Поэтому стандарт рекомендует начинает следующий модельный год выпуска с 1 июля текущего года. Положительных моментов от этого два: покупатель в салоне имеет дополнительный признак "свежести" текущей модели; продавцы к Новому Году уже практически не имеют на складе "прошлогодних" автомобилей. Т.к. сейчас американские производители отошли от традиции ежегодного обновления модельного ряда, то первый пункт уже особого значения не имеет. Поэтому в общем случае зная календарный год и модельный год выпуска автомобиля можно определить его возраст с точностью до полугодия. Этой рекомендации придерживаются большинство производителей, но есть и исключения:

АО "АвтоВАЗ" периодически "играется" с введением следующего модельного года под давлением российского министерства по налогам и сборам; - ЗАО "ЗАЗ" на автомобили собственного пр-ва может начать ставить следующий модельный год в период от 1 октября до 31 декабря;
- китайские производители, похоже, следующий модельный год в VIN ставят начиная с фактического начала календарного года.

Международный стандарт ISO 3779-1983 отводит году выпуска десятую по счету позицию в идентификационном номере кузова. Этого положения придерживаются следующие фирмы: Audi, Volkswagen, Mitsubishi, Opel, Peugeot, Renault, Rover, Saab, Volvo, Honda, Jaguar, Suzuki, Daihatsu, Isuzu, Kia, Subaru, Toyota, Nissan. Однако есть исключения из правил: например, европейское подразделение компании Ford указывает год на 11-ой позиции, а месяц - на 12-ой.

Год выпуска
Обозначение
Год выпуска
Обозначение
1971 1 1991 M
1972 2 1992 N
1973 3 1993 P
1974 4 1994 R
1975 5 1995 S
1976 6 1996 T
1977 7 1997 V
1978 8 1998 W
1979 9 1999 X
1980 A 2000 Y
1981 B 2001 1
1982 C 2002 2
1983 D 2003 3
1984 E 2004 4
1985 F 2005 5
1986 G 2006 6
1987 H 2007 7
1988 J 2008 8
1989 K 2009 9
1990 L 2010 A

Как видно из таблицы обозначение года выпуска повторяется с периодичностью раз в 30 лет. Этого вполне достаточно, т.к. весь остальной VIN все равно будет отличаться - по сути дела только в СНГ некоторые модели могут продержаться на конвейере очень долго.

Как проверить VIN-номер (номер кузова) по контрольному числу на корректность. Как снизить вероятность попасть на краденную машину

Чтобы существенной снизить вероятность попасть на краденную машину разработчики VIN создали простой и надежный способ классификации машин и защиты их от угонщиков. Идея проверки VIN заключается в том, что его каждая позиция предназначена для зашифровки определенной информации и имеет для этого строго ограниченный набор шифров. Коль скоро каждый знак номера несет определенную информацию, то и доставлять бездумно буквы вместо цифр автоугонщик при забивке номеров не станет. В этом и заключается «аххилесова пята» всех фальсифицированных идентификационных номеров. Эксперт-криминалист со стажем почти всегда в состоянии определить перебиты ли номера или нет. А как быть простому обывателю? Американцы придумали для этого простой способ. При составлении номеров все американские автопроизводители, а так же автомобильные компании, экспортирующие свои автомобили в США, придерживаются правил вычисления проверочной девятой позиции VIN-номера. Абсолютное большинство европейских компаний так же придерживаются стандарта ISO 3779, даже если модели не экспортируются в Новый Свет. Девятая позиция всегда выражена числом от 0 до 9 или буквой Х, которая соответствует числу 10. Эта «ячейка» и отводится для проверки правильности VIN. Значение данной позиции можно получить путем арифметических манипуляций над остальными 16-ю знаками. Как именно? Выяснением этого мы и займемся. 1. Каждой букве VIN-номера, в соответствии со следующими данными, присваиваем числовой значение. A = 1 B = 2 C = 3 D = 4 E = 5 F = 6 G = 7 H = 8 J = 1 K = 2 L = 3 M = 4 N = 5 P = 7 R = 9 S = 2 T = 3 U = 4 V = 5 W = 6 X = 7 Y = 8 Z = 9 2. Присваиваем каждой позиции VIN-номера (за исключением девятой) собственный «весовой коэффициент»: Позиция Коэффициент Позиция Коэффициент 1 х8 10 х9 2 х7 11 х8 3 х6 12 х7 4 х5 13 х6 5 х4 14 х5 6 х3 15 х4 7 х2 16 х3 8 х10 17 х2 3. Теперь значение каждой позиции умножаем на «весовой коэффициент». 4. Суммируем 17 полученных чисел. 5. Делим сумму на 11. Остаток деления и есть контрольная цифра на 9-ой позиции. Если остаток равен 10, то на девятой позиции располагается буква Х Если машина угнана и VIN-номер был перебит, то контрольная цифра не должна соответствовать действительности. Так как угонщики обычно меняют только некоторые знаки, подменяя их «похожими», проверка обычно приносит верные результаты. Даже зная этот алгоритм угонщики не могут перебить номер так, чтобы подогнать его под контрольное число не оставив при этом следов, так как изменением одной только цифры тут дело не обходится.

Как проверить перебивался Vin код (номер кузова) или нет

Естественно, номера на легко доступных для обозрения местах перебивают очень аккуратно. А вот на скрытых - не всегда. Иногда даже вообще этого не делают. В правоохранительных органах считают, что это не небрежность, а, скорее, расчет на нормальную человеческую лень (как показывает практика, достаточно верный).

Техника перебивки номеров, как правило, филигранная. Но встречаются, хоть и очень редко, грубые подделки: новые символы выбивают поверх старых, если их графика похожа. Например, 0 меняют на 6 или 9, P на R, 1 на 4 , W выбита двумя V. Фирмы-производители иногда сами облегчают работу дельцам теневого авто-бизнеса, меняя технологию нанесения регистрационных номеров. К примеру в салонах старых Ford Scorpio (на полу, рядом с порогом двери) номер не выбивался, а выдавливался штампом. Надпись получалась рельефной, и подделать ее было практически невозможно. А на новых Scorpio номер стали выбивать общепринятым способом, не деформируя стальной лист. Счистить заводскую надпись и набить на ее месте новую - полчаса работы. Угонщики по достоинству оценили столь роскошный подарок фирмы.

Поскольку идентификационный номер автомобиля выбивается так же на специальной маркировочной табличке - она либо привинчивается, либо приклепывается где-нибудь на видном месте в моторном отсеке. Если табличка на винтах (некоторые модели Mercedes), определить, меняли ее или нет, невозможно. Это, видимо, тоже подарок угонщикам. А вот к заклепкам имеет смысл присмотреться повнимательнее, лучше через лупу(на Москвиче 2141). Они должны быть маленькие и аккуратные. И вокруг заклепок -- на кузовном листе и на табличке - не должно быть царапин и вмятин.

Способ нанесения VIN кода (номера кузова)

При проверке автомобиля по Vin нужно так же обратить внимание на способ нанесения идентификационного номера. Если идентификационный номер автомобиля указывается в каких-либо документах, то он должен быть написан в одну строку и в сплошную линию, т.е.е без пробелов. Если идентификационный номер указывается на автомобиле или на заводской табличке, то он должен приводиться либо в одну строку, либо в две строки и так же без пробелов, при этом сами элементы идентификационного номера (например, WMI, VDS или VIS) не должны разделяться. За исключением последних четырех позиций VIN имеет алфавитно-цифровую структуру. Для его составления разрешается использовать следующие арабские цифры и латинские буквы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z.

Каждый владелец автотранспортного средства когда-нибудь сталкивается с понятием VIN автомобиля (он же — ВИН код). Его, например, нужно предоставлять при регистрации в ГИБДД, оформлении страхового полиса, розыске угнанной машины, приобретении запасных частей. Покупая автомобиль, даже новый, совсем не лишним будет понимать информацию, заложенную производителем в этот код. Это поможет не поддаться на обман во время заключения сделки купли-продажи.

Табличка с ВИН кодом автомобиля выглядит примерно так

ВИН код автомобиля включает в себе набор из 17-ти символов (разрешены строго буквы латиницы и арабские цифры). Не используются буквы I, Q, O – из-за похожести написания цифр 1 и 0. Каждая позиция кода заключает в себя зашифрованную информацию, например, о марке, модели, двигателе, годе выпуска и т.п. Любой код является уникальным по всему миру (как отпечатки пальцев или ДНК), позволяя однозначно идентифицировать автомобиль и его характеристики независимо от того кем и где он произведен. Поэтому не удастся выдать машину за то, чем она не является.

Итак, что такое vin автомобиля разобрались. Теперь нужно научиться читать его и применять на практике.

Что прячется в ВИН коде

Структурно строка ВИН кода состоит из последовательно расположенных секций (всего их три), названия которых определяются следующими аббревиатурами:

  1. WMI (от World Manufacturers Identification – индекс производителя, единый во всем мире) представлен тремя символами и идентифицирует месторасположение и торговую марку производителя автомобиля.
  2. VDS (от Vehicle Description Section – раздел описания автомобиля) включает в себя 6 символов и содержит описание характеристик автомобиля, например, модель, модификацию двигателя, вид кузова и т.п. Состав предоставляемой здесь информации определяется каждым изготовителем самостоятельно.
  3. VIS (от Vehicle Identification Section – раздел опознавания автомобиля) состоит из 8-ми знаков, определяющих год выпуска, серийный номер, завод-производитель (в крупных компаниях).

Рассмотрим каждую позицию ВИН кода в отдельности.

Как расшифровать ВИН код

Как правило, при наличии необходимых сведений, расшифровка вин кода автомобиля не вызывает особых трудностей. С одной оговоркой: если машина не «моложе» 1980 года выпуска, т.к. единый стандарт на VIN появился именно в этом году. Ранее производители автомобилей действовали на свое усмотрение. И опять «но»: чтобы расшифровать ВИН код, его необходимо сначала найти. :-))

На рынке встречаются заготовки, которые, при известной сноровке, могут превратиться в ВИН код

Производители располагают Вин код в различных местах кузова автомобиля, обычно недоступных снаружи. В сравнительно новых моделях, как правило, код можно увидеть на стойке водительской двери либо на панели приборов (в обоих случаях код можно рассмотреть через лобовое стекло. Но не существует правил без исключений: в более «древних» машинах табличку с ВИН кодом можно обнаружить на дверном пороге, а в «очень крутых тачках» – спрятанной внутри приборной панели. Как только VIN найден, можно приступать непосредственно к его расшифровке.

Расшифровка WMI (позиции 1÷3)

  • 1 – страна (регион, географическая зона);
  • 2 – производитель автомобиля (если компания небольшая и выпускает меньше чем 500 единиц транспортных средств за год, то всегда ставится значение «9»);
  • 3 – подразделение компании-производителя автомобиля (либо тип транспортного средства).

Возможно вам окажутся полезными таблицы для расшифровки WMI: , . Они помогут пробить машину по вин коду на первоначальном этапе расшифровки.

Примечание. В некоторых случаях у производителя может быть более одного WMI. Но два разных производителя никак не могут числиться под одним WMI. Стандартом закреплено положение, что если производитель «приказал долго жить», то его идентификатор можно отдать другой компании не ранее, чем через 30 лет.

Расшифровка VDS (позиции 4÷9)

  • 4 — тип кузова;
  • 5 – тип двигателя;
  • 6 – модель;
  • 7, 8 – любые сведения на выбор изготовителя автомобиля. К примеру, вид кузова, системы тормозов, кабины и т.п. Если производитель не использует все позиции 4÷8, то пустые заполняются нулями;
  • 9 – значение контрольной суммы ВИН кода, т.е. проверяется его подлинность. Контрольную сумму можно рассчитать самостоятельно. Для этого нужно все буквы, встречающиеся в коде, заменить на цифры следующим образом:

Теперь перемножаем значение каждой позиции на ее вес и все суммируем. Полученный результат делим на 11.

Значение контрольного символа может принимать значения от 0 до 9, а также Х

Остаток, полученный после деления, является контрольным значением в позиции 9 ВИН кода. Когда остаток равен десяти, то ставится «Х». Приведем пример вычисления значения контрольной суммы:

  1. Имеется код VIN: 1G1BL52P7TR115520 (значение «7» в позиции 9 является контрольным).
  2. После замены букв на цифры код приобретает вид: 17123527739115520.
  3. Каждая позиция VIN имеет свой множитель: 8-7-6-5-4-3-2-10-0-9-8-7-6-5-4-3-2.
  4. Производим вычисления: (1х8) + (7х7) + (1х6) + … + (2х3) + (0х2) = 337.
  5. Результат делим на 11: 337 / 11 = 30 (получили целое значение).
  6. Остаток от деления составит: 337 — (30х11) = 7. Эта семерка является искомым значением контрольной суммы.

Можно воспользоваться для вычисления контрольного значения одним из онлайн-калькуляторов, но надежнее все же проделать это вручную.

Расшифровка WIS (позиции 10÷17)

Можно воспользоваться программами, автоматизирующими расшифровку ВИН кода

  • 10 – модельный год (т.е. год постановки данной модели автомобиля на конвейер). Не следует путать с годом выпуска. Обозначение имеет 30-ти летний цикл (первые 21 год обозначаются буквами, следующие 9 – цифрами). Затем все повторяется. Таким образом, получаем следующие значения; 1980 (А) … 2000 (Y), 2001 (1) … 2009 (9), 2010 (А) … 2030 (Y) и т.д. Если модель начала выпускаться в последней трети года (сентябрь-декабрь), то производителю разрешается указывать следующий модельный год;
  • 11 – содержит сведения о заводе, который собрал автомобиль;
  • 12-17 – серийный номер авто по внутри заводскому учету. Имеет смысл для людей, которые покупают либо продают раритетный автомобиль: разница между серийниками 000001 и 000002 выливается в немалое количество долларов.

Заметьте, что последние 4 символа кода (а для США – 5) всегда содержат только цифры. Для того, чтобы произведенная вами проверка авто была самой полной и точной последуйте одному совету. Определив по WMI страну и производителя автомобиля, найдите соответствующий официальный сайт. С него нужно взять сведения, которые зашифрованы в позициях 4-8, а иногда и в 10, 11. Связано это с тем, что некоторые автомобильные компании, к сожалению, довольно-таки вольно трактуют положения стандарта.

В настоящее время, любой автопроизводитель устанавливает регистрационные номера на новых автомобилях. Наносятся они на агрегаты машины и служат для ее идентификации. Любые документы, если ухитриться, можно подделать, регистрационные номера автотранспортного средства спиливают, стирают, выбивают иные. Однако, данные мероприятия чаще всего приводят злоумышленников на скамью подсудимых. Возникновение методов идентификации по средствам присвоения индивидуального номера, направлено на снижение краж, дальнейшего поиска транспортного средства и установления его «биографии».

Метод идентификации

Для идентификации каждого автомобиля, выявления места производства и серии - проводят операции по нанесению специальных обозначений на заводе-изготовителе. Раньше коды выбивались на шасси, двигателе и кузове. Но в настоящее время применяется кодирование только кузова. Данный номер содержит в себе информацию об автомашине и ее отдельных агрегатах.

В качестве нормативной базы используются положения Стандарта ISO 3779-1983. В его строках до 1980 года содержались требования о нанесении 7-ми значного цифрового набора, располагающегося на шасси машины. После 80-х годов произошли изменения, которые были предложены автопроизводителями. Они заключались в проблематичной идентификации по средствам только 7-ми значного цифрового кода. Было принято решение увеличить количество символов до 17 с использованием букв.

Что такое VIN код?

Применяется VIN кодирование в 24 станах производителей машин, которые к тому же соблюдают требования стандартов ISO. Таким образом, кузов каждого выпущенного автомобиля имеет идентификационный номер, индивидуальный для всех моделей.

Определение VIN дадим, основываясь на положения стандарта ISO 3779-1983.

Vehicle Identification Number- это идентификационный номер каждого в отдельности автомобиля, в котором зашифрованы важные технические данные индивидуально для каждого автотранспортного средства

Если сказать более просто, то VIN не что иное, как «Свидетельство о рождении» транспортного средства. В состав VIN кода входит также еще несколько важных структур. Каждая из них несет свой собственный смысл и назначение. Перед покупкой машины бывшей в использовании необходимо узнать ее VIN код и проверить в специальной базе. Полный состав VIN идентификатора заключается в следующем:

1. World Manufacturers Identification (WMI) - определяет принадлежность автомобиля к тому или иному мировому автопроизводителю. Своего рода - индекс изготовителя.

Код WMI содержит в себе три знака, которые отвечают за:

  • первый - страну автопроизводителя;
  • второй - конкретного производителя автомашины;
  • третий - подразделение автопроизводителя.

Коды WMI подпадают под контроль со стороны Международного агентства под руководством Международной организации по стандартизации (ИСО). В наше время данными функциями обладает «Общество автомобильных инженеров» (Society of Automotive Engineers SAE), расположенное в США. Находится оно по адресу: 400, Commonwealth Drive, Warren - dale, PA15096-0001, USA. На территории Российской Федерации полномочия имеются у «ФГУП НАМИ» (Федеральное государственное унитарное предприятие Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), который находится по адресу: 125438, г. Москва, Автомоторная ул., 2.

Знаки World Manufacturers Identification (WMI).

Позиция 1

Позиции 2 и 3 (с примерами)

А, B, С, D, E, F, G, Н, I, J, K, L, М, N, O, V, W(1HG- Honda, 1VW-VW, 2HM- Hundai)

А, B, С, D, E, F, G, Н, I, J, K, L, М, N, O

(JD - Daihatsu, JH - Honda, JMA - Mazda,

JMB - Mitsubishi, JN -Nissan,

JF - Subaru, JT - Toyota)

Южная Корея

L, М, N, O, P, Q, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z

(KMH - Hundai, КLA - Daewoo)

Великобритания

А, B, С, D, E, F, G, Н, I, J, K, L, М

(SFA-Ford, SAN-Honda)

N, O, P, Q, R, S, T

Швейцария

А, B,С,D,E,F, G, Н

Чехия/Словакия

Португалия

Ирландия

N, O, P, Q, R, S, T

U, V, W, X, Y, Z

(VF - Citroen, VF - Peugeot, VF - Renault)

(VSS - Seat, VS - Ford)

Югославия

Германия

А, B, С, D, E, F, G, Н, I, J, K, L, М, N, O (WAU - Audi, WBA - BMW, WFO - Ford, WD В- Mercedes-Веnz; WOL - Opel, WFO - Porsche, WH - Skoda, WVW - Volkswagen)

Голландия

L, М, N, O, P, Q, R

(XLB - Volvo, XLC - Ford)

(VV - Volvo, VS - Saab)

А, B, С, D, E, F, G, Н, I, J, K, L, М, N, O, P, Q, R (ZAR - Alfa Romeo, 2FA - Fiat, ZLA - Lancia)

(XTВ- АЗЛК, XTA - ВАЗ, XTE - 3A3)

2. Vehicle Description Section (VDS) - описательная часть, в которой содержится уже более детальная информация по комплектации и производству.

Код VDS входит в состав VIN как второй раздел. Состоит он из шести символов и описывает технические свойства транспортного средства. Сами символы могут иметь любую последовательность и несут смысловую нагрузку, которую определяет автопроизводитель сам.

3. Vehicle Identification Section (VIS) - это код, назначаемый компетентными учреждениями страны изготовителя, для совершения мероприятий по идентификации. Контроль за соблюдением всех требований и норм, а также присвоение номеров VIN возложено на международные агентства полномочных представителей «Международной организации по стандартизации» в различных странах. VIS состоит из восьми символов и входит в структуру VIN кодов в качестве третьей составляющей.Изготовители, пожелавшие включить в символьный ряд модельный год или, например, завод, в котором проводилась сборка, помещают обозначения года в первую позицию VIS, а завода - во вторую.

Есть одно замечание: последние 4 знака, обязательно должны быть цифрами.

Ниже упрощенно представлена структура VINкода.

В качестве примера приведем следующий идентификационный номер VIN, пробитый по базе VIN :

WVWZZZ16ZEW563899

Количество цифровых и буквенных символов - 17.

  • Первые три символа «WVW» - это WMI. Volkswagen, Германия.
  • Следующие шесть знаков «ZZZ16Z» - это VDS.
  • Следующие восемь знаков «EW563899» - это VIS.

Способ нанесения VIN-кода

Идентификационный номер обязательно должен быть нанесен в одну строку, без использования пробелов, с четким отображением всех имеющихся символов. Данное требование относится к автомобилям, чей VIN проходит по каким-либо документам на транспортное средство.

Разрешается использовать следующие знаки:0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z. Под запрет попадают буквы I,O,Q.

Идентификационный номер должен указываться на кузове автомобиля или на специализированной табличке. В ней, номер может располагаться в несколько строк, однако, не должно быть пробелов, при этом структурные элементы VIN кода не разделяются (WMI, VDS или VIS). Буквенно-символьное содержание должно иметь в конце обязательные 4 цифры.

Каждый автовладелец сталкивается с понятием VIN номера, который необходимо указывать практически во всех документах при регистрации ТС, оформлении страховки, поиске угнанной машины, а иногда и при покупке новых запчастей. Что такое ВИН? Это идентификационный номер транспорта, в который закладывается вся информация о нем. Наносится обозначение еще на заводе-изготовителе. Перед покупкой (особенно с рук) каждый желающий способен проверить код автомобиля, чтобы избежать обмана.

Расположение кода на каждой машине разное, но, как правило, его располагают сразу в нескольких местах кузова. Обычно выбирают места, которые будут труднодоступными для осмотра, чтобы злоумышленники не могли его сменить.

Нанести ВИН могут на следующие части автомобиля:

  • стойка двери с водительской стороны;
  • порог двери водителя (на старых моделях);
  • под капотом;
  • у лобового стекла;
  • внутри панели приборов.

Наносят номер на железную табличку. Едва он будет найден, можно приступать к дешифровке.

Для чего нужен VIN

Помимо покупки запасных частей, пригодится код для получения следующей информации о:

  • замененных деталях и ремонтных работах, если ТС обслуживалось в дилерском центре;
  • о документах на автомобиль, их восстановлении и др.;
  • количестве перепродаж;
  • об использовании в такси, прокате, покупка в лизинг;
  • об участии в ДТП;
  • показаниях одометра.

Из чего состоит ВИН

Единый стандарт для расшифровки ВИН был введен лишь в 1980 году ISO – Международной организацией по стандартизации. У транспорта, который старше указанного года, указывались обозначения на усмотрение производителя, поэтому расшифровать их значительно труднее.

Для обычного человека VIN номер – это всего лишь набор циферно-буквенных символов, составленных без определенной логики. Всего в этом коде имеется 17 цифр.

Внешне VIN номер автомобиля разделить можно на 6 частей:

  1. Информация о модели и марке – символы с первого по третий.
  2. Особенности ТС (трансмиссия, отделка, комплектация и другие дополнительные опции) – символы с четвертого по восьмой.
  3. Девятый символ – это, по сути, проверка на подлинность всего кода. Она не просто взаимосвязана со всеми цифрами кода – это результат математической сложной формулы. Если результат совпадает с этим символом, весь номер настоящий.
  4. Году выпуска отводится десятый символ.
  5. Одиннадцатая – обозначение завода-изготовителя.
  6. С 12 по 17 символ номера – серийный код, т. е. число сошедшего с конвейера ТС.

Никогда не включают в VIN буквенные обозначения Q, O, I, поскольку их легко перепутать с 0 и 1.

Номер транспортного средства включает в себя 3 основных секции:

  1. WMI. Это аббревиатура обозначает индекс производителя. По этой части кода можно определить не только торговую марку ТС, но и месторасположение завода-изготовителя.
  2. VDS. Зашифровывает характеристики машины. Строго установленной информации в данном случае нет, все позиции производитель устанавливает по своему усмотрению.
  3. VIS. Последующие 8 цифр включают в себя информацию о дате выпуска, серийном номере, компании и т. д.

Как расшифровать VIN

Расшифровка позиций 1-3 такова:

  • 1 – географическая зона, страна;
  • 2 – производитель;
  • 3 – тип ТС или подразделение завода-изготовителя.

Если завод за год выпускает менее 500 экземпляров автомобильного транспорта, то на второй позиции всегда присутствует цифра 9. Для удобства можно воспользоваться специальной таблицей для определения производителя: .

Иногда изготовитель обладает двумя разными WMI, однако они никогда не совпадают с другими заводами по выпуску ТС. Даже при банкротстве производителя передачу этой части кода производят другой компании только спустя 30 лет.

Обозначения стран можно посмотреть в этой таблице.

Дешифровка VDS, т. е. позиций с 4 по 8 части такова:

  • 4 – кузов (его тип);
  • 5 – тип двигателя;
  • 6 – модель;

7 и 8 – сведения на усмотрение производителя (вид тормозов, кузова и др.). Если поля не заполнены, то здесь будет обозначение «00».

Девятая позиция, как уже говорилось выше, это результат математической формулы. Если нужно, то рассчитать ее можно даже самостоятельно. Вначале все буквы заменяют цифровыми значениями:

У ВИН (VIN) номера для каждой его позиции имеется соответствующий «вес», т. е. коэффициент:

Каждое число кода умножается на собственный коэффициент, после чего их нужно суммировать друг с другом. Значение следует разделить на 11. Если результат совпадает с 9 номером, то весь ВИН подлинный. Когда это число будет равно 10, вместо обозначения цифрой будет написано римское обозначение «X».

  • 10 – год постановки модели на конвейер. Данное значение – это не год выпуска. Принято разделять модельные года по 30-летнему циклу: до 21 года идет обозначение буквами, остальные 9 лет обозначаются числами.
  • 11 – информация о заводе, выпустившем авто.
  • С 12 по 17 – номер серии согласно заводскому учету. Номер автомобиля в этой части важен для коллекционеров раритетных ТС. В некоторых американских машинах номеру серии отводится 5 позиций VIN.

Чтобы проверка была точной, после определения страны выпуска машины производителя лучше посетить официальный сайт. Зашифрованную в цифрах 4-8 информацию (иногда так же и в 10, 11) лучше брать здесь, поскольку некоторые компании способны вольно толковать стандарт.

Полезно знать, что такое VIN тем, кто только собирается приобретать авто, ведь это способ узнать настоящую информацию о нем. Для успешной продажи транспортного средства мошенники могут изменить год выпуска до момента регистрации его на таможне или в органах ГИБДД. В России дилеры могут изменить его, руководствуясь легальным разрешением. Согласно ему, если машина была выпущена в последней трети года, разрешено устанавливать следующий год выпуска.

Особенно бдительным нужно быть при покупке ТС с рук. Обязательно в таких случаях запрашивайте ВИН код, ведь поможет узнать о мошеннических действиях и обезопасить себя от покупки автомобиля у собственника, который его подделал.

Так выглядит VIN код автомобиля:

ZFA 223000 05556777

VIN код (номер кузова) автомобиля содержит 17 символов, в состав VIN-кода входят три части: WMI - 3 символа, VDS - 6 символов, VIS - 8 символов.

Расшифровка 1-ой части VIN кода

1 ЧАСТЬ. WMI (World Manufacturers Identification) - в дословном репеводе "мировой индекс изготовителя". WMI - это код, идентифицирующий изготовиля автомобиля. WMI состоит из трех символов:

Первый символ (код географической зоны) является буквой или цифрой, которая обозначает какую-либо определенную географическую зону. Например: от 1 до 5 - Северная Америка; от S до Z - Европа; от A до H - Африка; от J до R - Азия; 6,7 - Страны Океании; 8,9,0 - Южная Америка.

Второй символ (код страны) является буквой или цифрой, которая обозначает страну в определенной географической зоне. В случае необходимости, для обозначения страны, могут использоваться несколько символов. Только комбинация первого и второго символа гарантирует однозначную идентификацию страны. Например:

* от 10 до 19 - США;
* от 1A до 1Z - США;
* от 2A до 2W - Канада;
* от W0 до W9 - Германия, Федеративная Республика;
* от WA до WZ - Германия, Федеративная Республика.

Третий символ является буквой или цифрой, которая установлена для конкретного производителя. Таким образом комбинация первого, второго и третьего знаков обеспечивает однозначную идентификацию производителя автомобиля - международный идентификационный код предприятия-изготовителя (WMI).

Примечание.

В качестве третьего знака, может присутствовать и цифра 9. В этом случае, она характеризует производителя, который выпускает менее 500 автомобилей в год. Объемы производства довольно многих компаний измеряются сотнями или даже десятками транспортных средств в год.

Для таких случаев, и с целью экономии возможных вариантов кода производителя (WMI), в стандарте для производителей с годовым объемом до 500 автомобилей предусмотрен вариант, когда их всех объединяют под одним WMI,заканчивающимся на "9", и вводят дополнительный код в 12...14 позициях VIN. Оставшихся в конце 3-х знаков для серийного номера при таких объемах более, чем достаточно. Пример: все мелкие автопроизводители Германии VIN на своей продукции наносят в формате W09xxxxxxxxYYYxxx, где W09 - код, указывающий на принадлежность данного производителя к Германии и объем производства не более 500 автомобилей в год, YYY - код, указывающий конкретного производителя. Остальные позиции VIN производители заполняют на свое усмотрение.

Расшифровка 2-ой части VIN кода

2 ЧАСТЬ. VDS (Vehicle Description Section) – описательная часть. Описательная часть идентификационного номера (VDS) состоит из шести cимволов (если индекс ТС состоит менее чем из шести символов, то на незаполненные места последних символов VDS (справа) ставятся нули), обозначающих, как правило, модель и модификацию ТС, согласно конструкторской документации (КД). 4-ый, 5-ый, 6-ой, 7-ой, 8-ой символы раскрывают характеристика транспортного средства, такие как тип кузова, тип двигателя, модель, серия и т.д.

Тип кузова, например, для Toyota (4, 5 символы):

11 – Джип / Минивэн со стандартной крышей
12 - Минивэн с приподнятой крышей
21 – Грузовой автобус со стандартной крышей
22 – Грузовой автобус с приподнятой крышей
23 – Грузовой автобус с высокой крышей
31 – Пикап / Грузовик с одинарной кабиной
32 – Пикап / Грузовик с полуторной кабиной
33 – Пикап / Грузовик в двойной кабиной
41 – Автобус со стандартной крышей
42 – Автобус с приподнятой крышей
43 – Автобус с высокой крышей
52 – Хэтчбек, 2 боковые двери
53 – Седан
54 - Хэтчбек, 4 боковые двери
63 – Купе
64 – Лифтбек
72 – Универсал / вагон.

9-й символ – контрольная цифра VIN-номера, по которой проверяют его корректность (как проверить VIN на корректность – ).

Расшифровка 3-ей части VIN кода

3 ЧАСТЬ. VIS - это код из восьми знаков, причем последние четыре знака - это обязательно цифры. Обозначение модельного года располагается на первой (10-й) позиции VIS, а сборочного завода - на второй, но производители не обязаны включать эти параметры в VIN-код (смотри ниже). Остальные знаки обозначают последовательность автомобиля в производстве по ходу прохода по сборочному конвейеру, т.е. его серийный номер.

Примечание. Также за производителем могут закрепляться несколько WMI, но один и тот же номер запрещается закреплять за другим производителем автомобиля минимум в течение 30 лет с того момента, как он первый раз был использован предыдущим (первым) производителем.

Год выпуска авто по Vin коду (номеру кузова). Модельный год

Стандарт ICO 3779-1983 является рекомендательным и поэтому не обязывает изготовителей указывать место сборки автомобиля, каждая фирма может делать это по-своему, поэтому заводы-изготовители так же не обязаны указывать год выпуска и использовать для его обозначения рекомендуемые знаки и позиции для них, в явном виде год выпуска в VIN на европейском рынке не указывается на автомобилях BMW, Honda, Mazda, Mercedes-Benz, Nissan, Toyota. Поэтому, при определении года, могут возникнуть затруднения.

Стандарт рекомендует начинать следующий модельный год выпуска с 1 июля текущего года. Положительных моментов от этого два: покупатель в салоне имеет дополнительный признак "свежести" текущей модели; продавцы к Новому Году уже практически не имеют на складе "прошлогодних" автомобилей. Т.к. сейчас американские производители отошли от традиции ежегодного обновления модельного ряда, то первый пункт уже особого значения не имеет. Поэтому, в общем, зная календарный год и модельный год выпуска автомобиля, можно определить его возраст с точностью до полугодия. Этой рекомендации придерживаются большинство производителей, но бывает, что исключение составляют АО "АвтоВАЗ" и китайские производители.

Международный стандарт ISO 3779-1983 отводит году выпуска десятую по счету позицию в идентификационном номере кузова. Этого положения придерживаются следующие фирмы: Audi, Volkswagen, Mitsubishi, Opel, Peugeot, Renault, Rover, Saab, Volvo, Honda, Jaguar, Suzuki, Daihatsu, Isuzu, Kia, Subaru, Toyota, Nissan.

Однако есть исключения из правил: например, европейское подразделение компании Ford указывает год на 11-ой позиции, а месяц - на 12-ой.

Год выпуска Обозначение
1991 M
1992 N
1993 P
1994 R
1995 S
1996 T
1997 V
1998 W
1999 X
2000 Y
2001 1
2002 2
2003 3
2004 4
2005 5
2006 6
2007 7
2008 8
2009 9
2010 A
2011 B
2012 C
2013 D
2014 E
2015 F
2016 G
2017 H
2018 J
2019 K
2020 L
2021 M
2022 N

Обозначение года выпуска повторяется с периодичностью раз в 30 лет.