Использование светоотражающих жилетов в авиации. Мвд обязало водителей носить светоотражающие жилеты

Сигнальный жилет - в каждую машину! March 20th, 2017

Каждому сдавшему экзамен на ПДД водителю хорошо известны 3 предмета, которые должны быть в машине обязательно: огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки. Это «святое трио» давно пора превратить в квартет, обязав водителей иметь в машине световозвращающий (сигнальный) жилет. И непременно надевать его до выхода из машины при ДТП или аварийной остановке на проезжей части.

Знаете ли вы, что многие водители и пассажиры гибнут в ДТП не при столкновении, а через несколько минут спустя? Обычно бывает так: водитель или пассажир выходят из машины, чтобы выставить знак аварийной остановки, сфотографировать повреждения или обсудить случившееся – и его насмерть сбивает проезжающий автомобиль. Несколько примеров: , , , , , .

Причина проста: водитель, выходя из машины, резко становится пешеходом, но по инерции продолжает считать себя и видимым, и защищенным. К тому же после ДТП участники часто в стрессе и плохо себя контролируют. Но главное – в темноте и при плохой видимости (сумерки, осадки и т.д.) людей на дороге просто не видно! Это автомобиль с включенными фонарями и катафотами виден издалека, а в пешеход даже в светлой одежде – всего за 30-100 м. На скорости 60-90 км/ч времени на реакцию у проезжающих порой просто не остается.

Сколько гибнет таким образом людей, неизвестно; не уверен даже, что ГИБДД ведет отдельную статистику. Но судя по количеству сообщений в СМИ (куда попадает явно меньшая часть случаев) счет явно идет на сотни погибших и тысячи пострадавших ежегодно! А значит, речь не о единичных случаях, но о системной проблеме.

Решение известно и очевидно: выходя из машины на проезжую часть, надевать сигнальный жилет.

Эта "тряпочка" вполне может спасти вам жизнь: человека в жилете водитель увидит не за 30-100, а за 600 метров даже в темное время суток. Этого расстояния вполне достаточно, чтобы уменьшить скорость и даже остановиться.

Жилеты спасают жизни не только ночью, но и днем.

Дело в том, что при изготовлении сигнального жилета используются фоновый и светоотражающий материалы. Фоновый – основной яркий материал, который обеспечивает высокую видимость благодаря флуоресцентным свойствам (свечению в ультрафиолете). Может быть лимонным, жёлтым, оранжевым или красным. Светоотражающий – материал, в состав которого входят оптические элементы, отражающие падающий на них свет, он на жилете в виде полосок. В общем, фоновый материал отлично виден днем, светоотражающий – ночью, а в результате сигнальные жилеты делают человека заметным на дороге круглые сутки!

Есть у жилетов еще два приятных побочных эффекта. Во-первых, они ассоциируются с формой инспекторов ГИБДД, потому водители не только хорошо их видят, но и «на автомате» снижают скорость и повышают внимание, увеличивая ваши шансы остаться невредимым. Во-вторых, жилет еще и предохраняет вашу одежду от загрязнения, а его синтетический материал легко отстирать.


Хранить сигнальный жилет надо в салоне авто, а не в багажнике. Лучше определить жилет в бардачок, в дверной карман или под сидение, чтобы его можно было достать в нужный момент. Не стоит держать жилет в багажнике: поход за ним по краю трассы может стать последним путешествием в вашей жизни.

Обязательность аварийных жилетов постепенно «захватывает» Европу: требования иметь жилет в машине и надевать его при выходе на проезжую часть действуют в Италии, Испании, Австрии, Португалии, Хорватии, Бельгии, Болгарии, Норвегии, Люксембурге, Венгрии, Германии, Польше, Эстонии и других странах. Штрафы за неиспользование сигнального жилеты разные: 25 евро в Болгарии, 600 евро в Португалии и 1375 евро в Бельгии.

А вот в России, к сожалению, сигнальные жилеты до сих пор рекомендательны. Еще в 2012-м году Госавтоинспекция предлагала обязать всех водителей иметь световозвращающий жилет в автомобиле и всегда надевать его, выходя из машины на проезжую часть в темное время суток или при плохой видимости. Совершенно непонятно, почему это более чем разумное предложение тогда не было принято.

Что нужно сделать, чтобы жилеты стали обязательными для водителей, попавших в ДТП или вставших на проезжей части? Достаточно всего трех поправок в ПДД:
- Пункт 7.7 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» Правил надо сформулировать так: «7.7. Отсутствуют: на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах - медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001, сигнальный жилет по ГОСТу Р 12.4.219-99».
- Добавить в ПДД пункт 2.1.3 «Перед выходом на проезжую часть при аварийной остановке или дорожно-транспортном происшествии надеть сигнальный жилет».
- Пункт 2.5 ПДД изложить в следующей редакции: «При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, надеть световозвращающий жилет и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.» .

Чем вы можете помочь? Если вы согласны с этим предложением, напишите в несколько инстанций:
- В Правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения на имя Игоря Шувалова ( о комиссии, а писать надо сюда)
- В Министерство транспорта России
- В ГИБДД России

В письме попросите срочно включить сигнальный световозвращающий жилет в перечень условий, при отсутствии которых запрещается эксплуатация транспортного средства, а также внести в ПДД обязанность водителя надевать жилет перед выходом на проезжую часть при ДТП и аварийной остановке. Основание: большое количество ДТП со смертельным исходом с участием водителей, вышедших из машины, необходимость снизить смертность на дорогах.

Кстати, не менее остро стоит проблема велосипедистов-«невидимок».

Многие из них не гнушаются играть в бэтманов - ездить по проезжей части в черных одеждах на черных велосипедах без единого фонаря и катафота. И по ПДД имеют на это право: согласно п. 24.10, «при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств».

Если вы считаете, что велосипедисты должны быть видны на дороге, заодно напишите в эти инстанции требование изменить выделенную формулировку в п. 24.10 ПДД на «велосипедисты и водители мопедов обязаны ».

А что еще, по-вашему, надо сделать для снижения аварийности и смертности на наших дорогах?

В российских ПДД в ближайшее время почти наверняка появится новый пункт - 2.3.4, который будет требовать, чтобы водитель при остановке машины или вне населенных пунктов в темное время суток или при ограниченной видимости обязан был бы одевать «куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа». Именно так говорится в проекте правительственного постановления о соответствующей правке российских Правил дорожного движения.

По большому счету, законодательная инициатива не лишена логики и практического смысла. На что пешеход, что вышедший из авто водитель - «цель» практически невидимая для других шоферов. Сбить такого гражданина по неосторожности, просто вовремя не заметив - дело плевое. И в европах, как знают многие, путешествовавшие по тамошним шоссе, в большинстве стран ярко-желтая жилетка со световозвращающими полосками - такой же необходимый атрибут комплектации авто как и огнетушитель, знак аварийной остановки и т. п. Но самое главное - это штрафы.

В большинстве стран Европы либо за отсутствие такой жилетки в машине, либо за нахождение на трассе без этой одежды, с водителя обязательно , причем приличный. В Бельгии, например, за этот шоферский «грех» полагается кара размером более 1500 евро! Не сомневаемся, что и в России, вслед за введением «обязательных жилеток» в ПДД, в КоАПе немедленно появится соответствующая статья.

Все впечатление от добродетельного пафоса полицейской инициативы портит единственная строчка в официальном пресс-релизе, выпущенном ведомством по этому поводу. Оказывается, «за первую половину 2017 года произошло 66 штук , что почти на 5% больше аналогичного показателя прошлого года». Для справки: за те же 6 месяцев по стране произошло около 70 000 аварий с пострадавшими. По совершенной разным причинам. Полицейская инициатива, таким образом, охватывает меньше 0,001% аварий.

Неужели куча неглупых людей в погонах МВД не нашла для себя более полезного для обеспечения безопасности движения занятия, чем борьба с одной тысячной ото всех видов аварий? Возможно, этот «ларчик» открывается совсем с другой, так сказать стороны. Мы уже упоминали о драконовских штрафах для водителей в Европе за отсутствие жилетки. «Прелесть» аналогичных взысканий в России будет не в том, что их получат те 66 бедолаг-водителей, сбитых ночью на трассе другими шоферами. «без жилетки» будут выписывать вообще всем, кто посмел высунуть нос из машины ночью. Даже тем, кто привык выскакивать из-за руля навстречу инспектору ДПС, решившему остановить их авто на трассе для проверки документов. Ради вот такой дополнительной возможности «нагреть» тысячи водителей полицейские «законотворцы» вполне могли напрячься, это они с удовольствием.

Новый проект постановления правительства РФ о внесении изменений в ПДД, согласно которому предлагается дополнить правила новым пунктом 2.3.4., подготовлен МВД России для профилактики ДТП на дорогах вне населенных пунктов в темное время суток, комментирует порталу «АвтоВзгляд» новацию генеральный директор «АвтоСпецЦентр Столица» Алексей Потапов. - Похожее постановление об изменениях ПДД было подписано Дмитрием Медведевым в 2014 году, но оно касалось в большей степени пешеходов - в темное время суток человек, передвигающийся по проезжей части вне населенного пункта, должен иметь на одежде светоотражающие элементы. Так как законопроект 2014 года был принят, то очевидно, что нововведение 2017 года будет рассмотрено и подписано в ближайшее время. Штраф за несоблюдение ПДД о передвижении пешеходов в темное время суток вне населенного пункта без светоотражающих вставок на одежде составляет 500 ₽ Предполагается, что штрафные санкции по новому проекту МВД будут аналогичными.

На официальном сайте Правительства РФ появилась информация о том, что Правила дорожного движения дополнены одним новым пунктом, который со временем должен еще больше дисциплинировать российских водителей и, что самое важное, снизить количество наездов на спешившихся водителей и смертельных ДТП на дороге.

Речь идет о том, что правительство обязало водителей носить светоотражающие жилеты. Инициативу подготовило МВД в начале осени этого года. Согласно этому проекту постановления в ПДД будет добавлен новый пункт 2.3.4, который звучит следующим образом:

«2.3.4. При вынужденной остановке транспортного средства или дорожно-транспортном происшествии вне населенных пунктов находиться на проезжей части или обочине в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости в куртке, жилете или жилете-накидке с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014».

Как сказано в документе, «Настоящее постановление вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования».

Что это означает для российских автолюбителей? Ответим на несколько самых важных вопросов.

Будут ли штрафовать водителей за отсутствие жилета?

Нет. Пока изменения в КоАП внесены не были. Норма закреплена лишь в Правилах дорожного движения. Это означает, что водители, по старинке выходящие из автомобиля в условиях плохой видимости на загородных трассах, не могут быть оштрафованы за отсутствие на них специального светоотражающего жилета.

Какой штраф будет определен в дальнейшем?

Согласно части 1 статьи 12.29 КоАП, указанное нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения может повлечь штраф в размере около 500 рублей . Безусловно, он будет налагаться при условии, что водитель не надел жилет, находясь на автомобильной дороге вне населенного пункта в условиях недостаточной видимости (темное время суток, туман).

Где можно приобрести светоотражающий жилет?

В специализированных автомагазинах, а также в магазинах спецодежды. Стоимость его не кусается - 150-300 рублей.

Я вожу легковой автомобиль, мне уже нужно купить жилет?

Несомненно, лучше приобрести светоотражающий жилет заранее. Это связано с несколькими факторами:

1. Это ваша безопасность. Если вы часто выезжаете за город, то жилет должен быть обязательным атрибутом автомобиля.

2. Если озадачиться покупкой жилета в последний момент, можно столкнуться с дефицитом спецодежды, как это было . Поэтому приобретите его заранее.

Когда вступает в силу данное постановление правительства?

Новое требование к водителям вступит в силу через 90 дней после его официального опубликования. Жилет будет обязателен с 16 марта 2018 года.

Изготовление светоотражающего жилета регламентируется ГОСТом Р12.4.219-99.

Сигнальную спецодежду выполняют из тканей яркой, притягивающей взгляд расцветки - оранжевой и лимонной. Лимонный является традиционным цветом сигнальной экипировки сотрудников правоохранительных органов (МВД, ГИБДД), тогда как сотрудники ремонтных, строительных, дорожно-эксплуатационных, коммунальных служб и МЧС обычно выбирают оранжевый.

Помимо люминесцентного основного цвета, сигнальные жилеты оснащаются световозвращающими элементами, обычно это продольные и поперечные полос, четко выделяющие силуэт в ночное время суток и при плохой видимости. От количества, ширины и расположения этих СОП на сигнальных жилетах зависит, к какому классу защиты они относятся.

Первый сигнальный класс наименее эффективен. Расположение и количество светоотражающих элементов произвольно, суммарная площадь их не менее 0,1 м2. Обычно это один широкий или два узких элемента. Тогда, когда видимость достаточно слабая, применение жилета нецелесообразно.

Второй сигнальный класс является самым востребованным, он обеспечивает видимость своего обладателя и в дневное, и в ночное время. Такой жилет должен отвечать следующим требованиям ГОСТа Р12.4.219-99: не менее 0,5 м2 световозвращающего материала, что обычно составляет по 2-3 СОП на каждой стороне. Ширина светоотражающей ленты не менее 50 мм, расстояние между лентами и от ленты до края изделия не превышает 5 см. Допустимо два варианта расположения полос: все горизонтальные или одна горизонтальная и две вертикальные на плечах, перекрещивающиеся на спине. К примеру, у сигнальных жилетов “Спектр” производства компании “СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА” второй защитный класс.

Третий сигнальный класс выполняет максимальную светоотражающую функцию и потому используется в условиях, когда видимость минимальна и в местах наибольшей опасности: на дорогах в вечернее и ночное время, в метрополитене, на железной дороге, при выполнении шахтовых работ. Сигнальный жилет этого класса защиты имеет не менее 0,8 м2 светоотражающей ткани, что составляет 4-5 СОП на каждой стороне изделия. Ширина светоотражающей ленты 50-80 мм. Расположение полос комбинированное, несколько горизонтальных полос дополнены вертикальными. Жилеты “Спектр Плюс ” и “Спектр Премиум ” соответствуют всем требованиям, предъявляемым к данному классу защиты.

Кому нужен сигнальный жилет

Сигнальные жилеты со светоотражающими элементами находят применение в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Без них не обходятся ни дорожно-эксплуатационные, ни дорожно-монтажные организации. Наличие сигнальных жилетов необходимо для сотрудников полиции и медперсонала машин скорой помощи, рабочих лесозаготовительной и горнодобывающей промышленности. Работниками ЖКХ и коммунальными службами, как и сотрудниками автотранспортных, ремонтных и строительно-монтажных предприятий обычно используется оранжевый жилет со вторым классом защиты. Экипировка сотрудников МЧС, служащих ЖД и метрополитена, оперативных служб, ГИБДД диктуется временем суток и уровнем видимости. Использование спецодежды со светоотражающими элементами помогает значительно снизить риск случайного травмирования работника и уменьшить количество наездов на пешеходов.

Светоотражающие жилеты для автовладельцев и пешеходов

Сигнальные жилеты второго и третьего классов защиты рекомендуются всем участникам дорожного движения. В настоящее время на рассмотрении находится проект закона об обязательном наличии в автомобиле сигнального жилета оранжевого цвета второго класса защиты. На жилете не должно быть каких-либо знаков принадлежности к оперативным или дорожным службам, дабы не вводить в заблуждение других участников дорожного движения. Если водитель будет надевать жилет, выходя из автомобиля в случае аварийной остановки, это значительно снизит вероятность того, что другие автомобилисты не заметят его и совершат наезд. Сейчас это требование носит рекомендательный характер.

Подавляющее большинство аварий с участием пешеходов совершается в условиях ограниченной видимости - в темноте, сумерках или при осадках - потому, что водитель не заметил человека или увидел его слишком поздно. Флуоресцентный жилет, снабженный СОП, возвращает свет фар, и пешеход становится заметным издалека. Использование световозвращающих жилетов могло бы снизить число несчастных случаев на дорогах в десятки раз.

Сигнальные жилеты высокого качества выполняются из прочного износостойкого флуоресцентного полиэстера, не теряющего своей формы, цвета и светоотражающих характеристик даже после многократных стирок. Компания “СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА” предлагает именно такие модели с застежкой на липучку, на пуговицы и на молнию. В жаркую погоду оптимальным будет жилет, выполненный из сетки. Такая модель прекрасно пропускает воздух, не допуская перегрева.

Российских автомобилистов обязали возить с собой светоотражающие жилеты. Спецодежду необходимо надевать, выходя из машины на обочине вне городов, сел, деревень и других населенных пунктов ночью или в условиях плохой видимости днем.

Такие изменения в Правила дорожного движения были внесены Постановлением правительства РФ от 12 декабря 2017 года N 1524, нововведения вступят в силу 18 марта 2018 г. – спустя 30 дней после официального опубликования в «Российской газете».

Рассказываем подробнее, что представляет из себя закон о светоотражающих элементах на одежде 2017 года, каким требованиям должен соответствовать светоотражающий жилет, и грозят ли штрафы нарушителям.
Постановление Правительства РФ N 1524

Поводом для изменения ПДД стала с одной стороны печальная статистика дорожно-транспортных происшествий, с другой – положительный опыт многих европейских стран, где светоотражающие элементы на верхней одежде водителей и пассажиров транспортного средства являются таким же обязательным реквизитом загородной поездки как аптечка и огнетушитель.

На официальном сайте Правительства РФ (government.ru) вместе с постановлением о внесении изменений в ПДД одновременно была опубликована также и справка ГИБДД со статистикой ДТП за первые полгода 2017-го.

По данным дорожной полиции, возросло количество наездов на водителей на обочине в темное время суток – почти на 5% по сравнению с данными за 2016 год (всего 66 таких ДТП). А вот количество наездов на пешеходов, которых ранее (с 1 июня 2015 года) обязали передвигаться по обочинам в темное время суток в одежде со светоотражающими элементами, сократилось – на 10,2%.

В ГИБДД посчитали, что сокращение ДТП с пешеходами напрямую связано с внедрением новых требований, и решили распространить закон о светоотражающих жилетах на автомобилистов. В результате было выпущено Постановление Правительства РФ N 1524, которым правила ДД были дополнены новым пунктом – 2.3.4.

Новые требования к светоотражающей одежде

Новый закон о светоотражающих жилетах для водителей в части требований непосредственно к одежде ссылается на ГОСТ 12.4.281-2014 (пункт 4.2), которым установлены стандарты одежды повышенной видимости. Они применяются в основном к одежде дорожных рабочих, теперь их распространили и на светоотражающие жилеты для водителей. Закон, кстати, допускает использование не только жилетов, но также курток и жилетов-накидок.

Данные изделия должны иметь 1 или 2 горизонтальные полосы светоотражающего материала, находящиеся на расстоянии 5 см друг от друга. Полоски идут вокруг торса и соединяются с верхней полосой на торсе спереди и сзади через плечи (у этого требования есть исключения). Нижний край горизонтальной полосы должен находиться на расстоянии не менее 5 см от низа куртки, жилета или короткой куртки.

Светоотражающие элементы могут иметь три флуоресцентных цвета:

желтый;
красный;
оранжевый.

Покупая куртку, жилет или накидку для передвижения в условиях плохой видимости за городом, водитель должен ориентироваться на ГОСТ 12.4.281-2014. Если изделие соответствует стандартам, то на нем обязательно будет соответствующая пометка. Купить такое изделие можно за 300 рублей или немного дороже. Изготовить аналог можно и самому, использую ГОСТ в качестве инструкции.

Сигнальная одежда для пешеходов

Пешеходов обязали носить светоотражающие предметы одежды с 1 июля 2015 года. С этой даты вступила в силу новая редакция п. 4.1 ПДД, согласно которой вне населенных пунктов и в условиях плохой видимости (туман, снег, дождь) пешеходы обязаны иметь светоотражающие элементы:

когда они пересекают дорогу;
когда движутся по обочине или краю проезжей части.

В городе данное требование превращается в рекомендацию и не является обязательным.

Судя по статистике ГИБДД, внедрение соответствующего требования позволило спасти сотни человеческих жизней. За первые 6 месяцев 2017 года в тёмное время суток было зафиксировано более 7 500 наездов на пешеходов (1 321 погибших), что на 10,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. В ГИБДД уверены, что сократить количество ДТП с наездом на пешеходов удалось благодаря новым требования к светоотражающей одежде, а значит – аналогичные требования к водителям также дадут результат.

А как в других странах?

В справке ГИБДД, которая была приложена к Постановлению правительства РФ, также указывалось на положительный европейский опыт. «Российская газета» уточняет, что во многих странах автомобилисты обязаны иметь светоотражающие жилеты для водителей – закон об этом есть в:

Венгрии;
Польше;
Португалии;
Испании;
Италии;
Франции;
Словении.

Причем законы некоторых государств обязывают водителей иметь несколько комплектов накидок – на себя и на пассажиров. Если потребуется в темное время суток передвигаться по обочине или переходить дорогу за городом, необходимым инвентарем пассажиров ТС должен обеспечить именно водитель.

Будут ли штрафовать нарушителей?

Несмотря на то, что на январь 2018 года штраф за отсутствие спецодежды для водителей в КоАП РФ отсутствует (в отличие от штрафа для пешеходов 500 рублей – ст. 12.29 КоАП РФ), пренебрегать данной нормой не следует.

Во-первых, это лишний способ защитить водителя, находящегося вне ТС, а также других участников дорожного движения. Стоит учитывать, что флуоресцентная спецодежда позволяет увеличить видимость на дороге в несколько раз.

Во-вторых, после 18 марта 2018 года, когда изменения в ПДД вступят в силу, сотрудники ГИБДД будут по иному трактовать причинно-следственную связь между действиями участников дорожного движения и наступившими последствиями, в частности, ДТП. И водитель, который не исполнил должным образом требования нового закона о светоотражающих жилетах, может не только стать жертвой автомобильной катастрофы, но и может быть признан ее виновником, потому что вовремя не одел куртку или жилет со световозвращающими элементами.