Как правильно отрегулировать ручной тормоз. Регулировка ручного тормоза — как отрегулировать ручник? Видео замены тросика ручного тормоза

Тормозная система относится к самым важным техническим составляющим велосипеда. От ее состояния напрямую зависит безопасность и велосипедиста, и других участников движения. Исправные тормоза необходимы в любой ситуации, начиная от покатушек в парках и заканчивая крепким велоспортом.

В современном классическом понимании велотормоз представляет собой прижимной механизм, который воздействует на обод колеса. На самом деле существует несколько типов тормозов, однако v-brake (ободной) – наиболее распространенный вариант на велосипедах различных классов.

Характеристики тормозной системы

Для качественного описания работы ободных тормозов используются следующие термины:

  • сила воздействия;
  • эффективность;
  • износостойкость;
  • модуляция;
  • требования к обслуживанию;
  • сравнительные особенности.

Сила воздействия, или торможения, – параметр, который показывает, насколько тормоз может зажать обод так, чтобы велосипед нельзя было сдвинуть с места. Максимальное усилие потребуется только для полной остановки и фиксации на месте. В дороге для регулировки скорости усилие используется не полностью. Диапазон воздействий на обод колеса с помощью нажатий ручки называется модуляцией, или точностью, тормозов.

Активный велосипедист использует свой транспорт не только в сухую и безоблачную погоду. Дождь, грязь, песок – с этим придется столкнуться каждому, кто выкатывает свой байк на дальние поездки. Эффективность тормозов позволяет описать их поведение в самых разнообразных условиях.

Износостойкость – показатель долговечности с учетом предписаний по эксплуатации велосипеда в целом. Своевременный уход позволяет увеличить срок службы тормозной системы. В требованиях по обслуживанию указано, как правильно устанавливать и регулировать механизм, как часто это нужно делать и руководство по замене комплектующих.

Разновидности ободных тормозов

Ободные тормоза разделяются на несколько типов:

  • клещевые;
  • кантилеверы;
  • V-brake (векторные механические);
  • с гидравлическим приводом.

Схематичное изображение ободных тормозов

Клещевые тормоза – ранее популярные модификации, сейчас на рынке встречаются редко. Являются классической моделью ободного тормоза с закреплением к вилке или перьям рамы велосипеда. Особенности конструкции и принцип работы:

  1. Состоят из ручки, приводного троса, двух подвижных дуг и .
  2. Ручка закрепляется на руле велосипеда, от нее протягивается трос и закрепляется на зажимной стороне дуг. Сам корпус крепится строго над колесом, к нижним креплениям дуг прикручиваются колодки.
  3. Через трос усилие напрямую передается на зажимную часть дуг, благодаря чему они сжимаются, и колодки соприкасаются с ободом.
  4. За разжатие отвечает встроенная между рычагами упругая металлическая вставка или пружина.

Рычаги имеют единую ось вращения и движутся навстречу друг другу как клешни пассатижей. Отсюда и название – клещевые. Преимущества – легкость монтажа, простая настройка. Минусы – слабое тормозное усилие, низкая модуляция, высокая истираемость колодок, требуют частой отладки. Устанавливаются на шоссейно-гоночных байках и дополнительно как передний ободной тормоз на дорожных моделях.


Клещ на переднем колесе шоссейника

Ко второму типу исчезающих тормозов относятся кантилеверы. Принцип их работы заключается в раздвижке рычагов под действием натянутого поводка. Принцип работы кантилеверного тормоза:

  1. Через главный трос усилие передается на перемычку.
  2. Трос тянет перемычку наверх, закрепленный на ней поводок вытягивается.
  3. Поводок соединяет оба рычага, которые жестко закреплены на раме.
  4. За счет сближения рычагов колодки приближаются к ободу.

Кантилеверы устойчивы к грязи, не задевают покрышку и легко устанавливаются. К существенным недостаткам относятся:

  • снижение тормозной силы по мере вытягивания поводка;
  • требуется создать высокое усилие для полной остановки велосипеда;
  • сложность регулировки.

В оправдание последнего стоит отметить, что регулировать положение колодок можно в широких пределах.


Кантилевер с верхней тягой также можно ставить на переднее колесо как дополнительный

V-brake – распространенный тип ободных тормозов на скоростных велосипедах. По сравнению с кантилеверами, обладает более высокой точностью и долговечностью колодок. Также их легко снять и отремонтировать самостоятельно.

По конструкции векторы частично схожи с кантилеверами: с помощью болтов рычаги переднего тормоза крепятся на вилке, заднего – на верхних перьях. Между собой ножки связаны стягивающим тросом. Приводной трос подведен к одной стороне, но благодаря прямой форме «стяжки» усилия одинаково передаются на оба рычага.


V-brake популярны на МТБ

Гидравлические велосипедные ободные тормоза – более совершенная модель механического аналога. Система привода состоит из управляющего цилиндра, гидролинии и силовых цилиндров. Усилия от ручки передаются на главный цилиндр, который через масло воздействует на силовые цилиндры. Те, в свою очередь, сдвигают колодки навстречу друг другу.

Достоинства высокая сила сжатия и эффективность, отличная модуляция. Недостатки – ухудшение работы при засоре гидролинии, сложный ремонт. Используется подобный тип тормозов для фрирайда и триала.

У тормозов ободного типа малый ход колодок, за счет чего они меньше изнашиваются при эксплуатации. К существенному недостатку такого подхода относится невозможность использоваться на колесах даже с незначительными искривлениями обода. Чувствительные тормоза будут задевать колесо на ходу, что вызовет снижение скорости и повышенный износ колодок.

Как установить и настроить V-brake самостоятельно

Установка тормоза с нуля:

  1. Закрепить рычаги на раме велосипеда.
  2. Вдеть в тормозную ручку приводной тросик.
  3. Установить ручку на руль, вставить трос в пазы на раме (если есть).
  4. Соединить трос с рычагами и поставить пружину.

После установки обязательно потребуется регулировка тормозов.

Точность работы механизма во многом зависит от его настройки. Так, даже дорогостоящая система будет работать неважно без правильной регулировки, и наоборот, V-brake среднего класса по эффективности может превзойти дисковый тормоз. Что нужно сделать по настройке тормозов?

Отрегулировать натяжение троса. После настроек тормоз должен мгновенно срабатывать на сжатие ручки и отскакивать при ее ослаблении. Если колодки не отходят от ободьев, это говорит о недостаточном натяжении. На перетянутом тросе ручка будет тяжело нажиматься, а оплетка может лопнуть.

Натяжение регулируется с помощью болта со стороны рычагов. Настройка выглядит так:

  1. Сбросить пружины.
  2. Ослабить болт фиксации троса.
  3. Подобрать натяжение так, чтобы в полностью зажатом положении расстояние от ручки до руля соответствовало толщине пальца.

Если на оплетке троса были замечены повреждения, рекомендуется сразу поставить новый комплект.

Регулировка зазоров. Оптимальное расстояние – 2 – 3 мм от края колодки до обода. Определение износа тормозных колодок: использовать нельзя, когда полностью стерты отводные канавки (вся поверхность ровная).

Как поставить новые колодки? Расположение относительно обода влияет на величину площади контакта колодок с ним, силу торможения и срок службы материала. Для тормозных колодок с мягкой резиновой поверхностью их нужно установить так, чтобы передний край располагался ближе к ободу. Тормозные колодки из жесткого материала ставятся строго параллельно поверхности вращения колеса.


Схема крепления тормозной колодки

Если на велосипеде установлены картриджные колодки, потребуется поменять лишь накладки. Их положение задается шплинтом, перед снятием старой поверхности он извлекается из корпуса. Аналогично в обратном порядке вставляется новая накладка и фиксируется шплинтом.

Регулировка положения и смещение колодочных корпусов производятся за счет болта и шайб. Для точной фиксации потребуется сжать тормоз и выставить положение колодок строго на поверхности обода.

Последним этапом будет проверка работы системы на практике, то есть в реальных условиях езды. Как правило, настроить V-brake получается сразу. Однако если торможение запаздывает или ручка не полностью возвращается в исходное положение, необходимо отрегулировать тормоза повторно.

Функциональным назначением стояночного тормоза, как видно из его названия, является предотвращение самопроизвольного движения неподвижного автомобиля под действием посторонних сил. Как правило, ручной тормоз применяют при остановке (стоянке) транспортного средства на поверхностях, имеющих определенный уклон (подъезды к эстакадам, мостам, железнодорожным переездам и т.п.).

Устройство ручного тормоза

Конструкция ручного тормоза будет рассмотрена на примере наиболее распространенной модели из «классики» Волжского автозавода - «ВАЗ 2106», задняя колесная пара, которой оснащена тормозными механизмами барабанного типа.

Основными конструктивными элементами данного тормозного механизма являются:

    Рычаг стояночного тормоза, расположенный в салоне транспортного средства.

    Регулировочный узел, состоящий из уравнителя, тяги, регулировочной и фиксирующей гаек, резинового чехла.

    Трос привода стояночного тормоза, выполненный из стального троса, заключенного в гибкую витую обмотку, и соединяющий регулировочный узел с задними тормозными механизмами транспортного средства.

Кроме того, в тормозных механизмах задней колесной пары расположены элементы, обеспечивающие выполнение функций стояночного тормоза.

Это - рычаг привода (поз.9), одно плечо которого жестко закреплено на металлическом пальце (поз.11), а другое, способное перемещаться, связано с тросом привода ручного тормоза (поз.8).

Регулировка стояночного тормоза своими руками

Процесс регулировки ручного (стояночного) тормоза не отличается сложностью и не требует сложного технического обеспечения, поскольку суть его заключается в изменении длины тросов привода. Эксплуатационный износ элементов, обеспечивающих работу системы, крайне незначителен, что позволяет длительное время обходиться без их замены.

Эффективность работы «ручника» определяется по устойчивости транспортного средства на поверхностях, имеющих уклон, при определенной степени поднятия рычага (количество щелчков). Если разговор идет о «шестерке», то, как правило, достаточно четырех. В противном случае тормоз подвергается регулировке. Еще одним показание к выполнению регулировочных мероприятий является увеличенный ход рычага «ручника».

Кроме того, регулировка ручного тормоза выполняется после проведения некоторых ремонтно-восстановительных работ:

    Замена тормозных колодок и дисков.

    Замена тросов привода.

    Замена скоб тормозного механизма (для дисковых тормозов).

Внимание! Регулировка производится исключительно на исправной тормозной системе, подвижные элементы которой имеют легкий ход, а на тормозных механизмах задней колесной пары выполнены регулировочные работы.

Мероприятия по организации процесса регулировки «ручника» включают поднятие задней части автомобиля и установка ее на опоры, а также подготовку соответствующего инструмента - двух рожковых ключей на «13».

Узел (механизм) регулировки расположен в центральной части днища автомобиля.

Регулировка «ручника» на автомобилях, оснащенных задними тормозными механизмами барабанного типа:

    Освобождаем (выключаем) стояночный тормоз, опуская рычаг.

    Ключом «б» отпустите фиксирующую гайку.

    Ключом «а» затягивайте регулировочную гайку до момента соприкосновения колодок с барабаном тормозного механизма (определяется посредством проворачивания задних колес).

    Отворачиваем регулировочную гайку на 1,5-2 оборота, что позволяет отвести тормозные колодки от соприкосновения с барабаном.

    Поднимаем рычаг «ручника» на два щелчка, что соответствует второму зубу храповика, и повторно проворачиваем колесо. Оно должно быть заторможенным.

    Затягиваем фиксирующую гайку.

    Проверяем свободу и плавность хода троса привода.

    В целях предотвращения возникновения коррозионных процессов, покрываем резьбовое соединение тяги тонким слоем смазки (например «Литолом»).

По завершении регулировочных мероприятий в обязательном порядке проконтролируйте работоспособность системы стояночного тормоза. Для этого установите транспортное средство на поверхность, имеющую уклон (до 250) и включите ручной тормоз (на 4-й - 6-й зуб храповика). Если наблюдается хотя бы малейшее движение автомобиля - стояночный тормоз затянут не достаточно. Возникновение скрипа в механизме задней колесной пары и затрудненное начало движения автомобиля - симптомы «перетянутого» «ручника». В этих случаях регулировка стояночного тормоза выполняется повторно.

Когда необходима регулировка тормоза

Нередко автолюбители, обладающие небольшим практическим опытом ремонта автомобиля, задают вопрос: «Как часто нужно регулировать стояночный тормоз?». Если на автомобиле не выполнялись ремонтные работы, о которых мы говорили выше, то «ручник» подлежит регулировке только тогда, когда рычаг, установленный на 4-6 зубце храпового механизма, не справляется с фиксацией транспортного средства на наклонной поверхности. Почему это происходит? Материал, из которого изготовлен трос привода, способен растягиваться в процессе эксплуатации, соответственно уменьшается степень его натяжения. Однако трос невозможно подтягивать бесконечно. Специалисты рекомендуют выполнять не более четырех натяжений троса привода с одним комплектом тормозных колодок, после чего необходимо произвести их (колодок) замену новыми.

В этой статье про регулировку ручного тормоза, его ещё называют стояночным или просто ручником, мы рассмотрим как самостоятельно отрегулировать его так, чтобы он соответствовал заводским требованиям нового автомобиля. То есть чтобы стояночный тормоз обеспечивал надёжную фиксацию колёс машины, стоящей на уклоне не не менее 23%.

Вообще стояночная тормозная система, именуемая в народе ручником, служит не только для удержания машины в неподвижном состоянии, во время её стоянки. Ручник ещё является успокаивающим средством для любого водителя, на тот случай если откажет автомобиля. То есть по сути ручник является аварийной тормозной системой любого автомобиля.

И ручник всегда поможет избежать столкновения и позволит остановить машину при отказе гидравлики тормозов. Да и до места ремонта всегда можно будет добраться своим ходом, потихоньку работая ручником в случае необходимости. К тому же ручной тормоз поможет плавно тронуться вам на подъёме, если конечно он эффективно работает и вы его плавно отпускаете при подаче газа на подъёме.

Но часто бывает так, что действие ручника со временем ослабевает и он уже не так эффективно выполняет свою функцию по затормаживанию колёс. Значит требуется его регулировка, и как это сделать я и опишу ниже. Но прежде чем начинать новичкам что то делать по регулировке, полезно ознакомиться с устройством ручника и с его возможными неисправностями. Ведь часто бывает так, что из-за износа какой то детали в стояночной тормозной системе, отрегулировать ручник не всегда удаётся, а если и удаётся, то не надолго.

А зная как он устроен и какие бывают неисправности, новичкам будет совсем не сложно справиться не только с банальной регулировкой, но и с ремонтом или заменой какой то изношенной детали. Кому это не интересно, то можно пропустить пару-тройку абзацев и читать только о регулировке ручного тормоза. Но всё же тем водителям, которые хотят знать — можно ли отрегулировать ручник, или вместо регулировки требуется какой то ремонт или замена какой то детали, то читаем далее.

Устройство ручника.

Устройство ручного тормоза лучше всего рассматривать на примере классических вазовских машин, на других машинах если и будут какие то изменения в конструкции, то они совсем незначительные.

Устройство ручного тормоза — а — Москвича, б — Запорожца, в — Ваз 2105.
1 — кнопка защёлки, 2 — рычаг привода, 3 — рычаг троса, 4 — тормозная колодка, 5 — колёсный тормозной цилиндр заднего колеса, 6 — стяжная пружина, 7 — распорная планка, 8 — разжимной рычаг, 9 — опора колодки, 10 — тормозной барабан, 11 — трос привода тормозных механизмов, 12 — передний трос, 13 — промежуточный рычаг, 14 — уравнитель, 15 — регулировочные гайки, 16 — соединительное звено, 17 — оттяжная (возвратная) пружина, 18 — ролик, 19 — зубчатый сектор, 20 — защёлка, 21 — направляющая скоба, 22 — палец рычага (ось), 23 — кронштейн, А — регулировочное отверстие, Б — регулировочная прорезь.

Тормозной механизм стояночной тормозной системы состоит из разжимного рычага 8 (см рисунок 1 в), который шарнирно закреплён на задней тормозной колодке 4, распорной планки 7, концы которой упираются в тормозные колодки, троса 11 с возвратной пружиной, и наконечник троса соединяется с нижним концом разжимного рычага 8.

Когда водитель усилием руки перемещает вверх рычаг 2 ручника, то усилие через рычаг 3 и передний трос 12 по направляющему ролику 18 передаётся на направляющую скобу 21, на которую накинут задний трос 11. Этот трос подсоединён своими концами к разжимным рычагам 8, задних тормозных колодок.

А разжимной рычаг, поворачиваясь на оси, воздействует и перемещает распорную планку 7, которая раздвигает колодки 4 и прижимает колодки к тормозному барабану 10. Чтобы растормозить колёса, следует нажать на кнопку 1 защёлки рычага привода и от этого нажатия стопорная защёлка 20 выводится из зацепления с зубчатым сектором 19, а затем следует опустить рычаг 2 вниз до упора. От этого стояночная тормозная система займёт исходное положение под действием пружин 6 и 17.

Неисправности и регулировка ручного тормоза.

Как я уже говорил выше, исправный стояночный тормоз (ручник) должен удерживать остановленную машину на уклоне не менее 23%, и полностью включиться при перемещении рычага вверх на 4 — 5 зубьев защёлки фиксатора. При этом двигатель должен быть отключен от трансмиссии. Если эти условия невыполнимы, значит нужно произвести регулировку стояночной тормозной системы.

Проверить стояночный тормоз не сложно, достаточно поставить машину на уклоне, затянуть ручник и попытаться её толкнуть под уклон. Если машина при этом легко катится, или тем более скатывается под своим весом (без вашего воздействия), то регулировка обязательна.

Проверить эффективность работы ручника можно и без уклона, например если затянуть рычаг ручника и включив первую передачу, начать плавно отпускать сцепление. При этом двигатель машины не в состоянии провернуть эффективно заблокированные исправным ручником колёса и он глохнет.

Если же машина беспрепятственно движется, то ручной тормоз неэффективен, его действие слабое и его следует регулировать. Проводить работы лучше всего на подъёмнике, но у кого его нет, то можно работать и из ямы в гараже. А на некоторых машинах даже яма или подъёмник не требуется, так как регулировку можно сделать из салона — пример такой регулировки показан в видеоролике под этой статьёй.

То есть в большинстве случаев нужно сделать регулировку хода рычага привода стояночного тормоза, и для этого следует перевести рычаг 2 (см рис 1 в) в крайнее нижнее положение, а после этого поднять вверх на два зуба защёлки фиксатора, затем ослабить контргайку наконечника троса и подтянуть регулировочную гайку 15 (см фото слева) до натяжения троса 11. После этого затянуть контргайку и снова проверить ход рычага 2, который при полном затормаживании колёс машины, должен перемещаться всего на 4 или 5 щелчков (зубьев).

Если получилось так, что торможение происходит при меремещении рычага всего на 2-3 щелчка (зуба), то желательно немного ослабить трос. Следует учесть, что любой расслоение обмотки троса недопустимо и если такое обнаруживается, то трос следует заменить новым.

Так же следует обратить внимание на отжимную пружину 17 и если она ржавая, то возвратное действие её уже не то, и такую пружину следует заменить. Ролик 18 и его ось желательно смазать, а так же трос, в местах трения его, да и те детали, которые начали корродировать тоже.

При значительном износе фрикционных накладок (колодок), иногда регулировку сделать не получается, значит следует или новыми, или перед выполнением регулировки переставить разжимную планку на укороченные прорези (на некоторых машинах есть укороченные прорези).

Регулировка ручного тормоза на дисковых тормозах.

Что касается регулировки ручника на машинах, оснащённых дисковыми тормозами в задних колёсах, тот на ручниках таких автомобилей тоже имеется регулировочная гайка (и контргайка), которая корректирует усилие воздействия рычага ручника, на нажатие штока, который давит на поршень гидравлического цилиндра. Эта гайка так же регулирует зазор между штоком поршня гидроцилиндра и давящим штоком рычага.

В некоторых машинах эта конструкция немного отличается, но принцип работы одинаковый, следует только найти регулировочную гайку (она находится рядом с рычагом, а точно найти поможет мануал вашей машины) и отрегулировать регулировочной гайкой необходимый зазор между давящей частью рычага и штоком гидроцилиндра.

Регулировочная гайка как правило всегда находится рядом с рычагом ручника, так как я уже говорил, что она регулирует усилие и зазор между штоком рычага и штоком гидроцилиндра, и поэтому найти её не сложно. На всякий случай публикую слева фото, на котором регулировочная гайка указана красной стрелкой.

При регулировке, здесь так же нужно добиться вращением гайки, чтобы при затяжке рукой рычага ручника и полном затормаживании задних колёс, прозвучали 4 или 5 щелчков фиксатора рычага.

Ну и напоследок полезная доработка ручника, при которой вы сможете на обычной машине (своей машине), сделать противобуксовочную систему, которая позволит выбраться вашей машине из грязи или рыхлого снега. Об этом подробно советую почитать вот в . Особенно это касается водителей, которые часто ездят по бездорожью, например на дачу, на охоту или на рыбалку. Причём усовершенствовать ручник своими силами совсем не сложно — кликаем по ссылке и читаем на здоровье.

Как видно из этой небольшой статьи, регулировка ручного тормоза совсем не сложна даже для новичков, и сделать её возможно своими руками у себя в гараже, успехов всем.

Редкий владелец транспортного средства, не забывал снять машину с ручника стартуя с места. В таком случае мы нелестно отзываемся о стояночном тормозе и не понимаем его истинное предназначение.

Большая часть автолюбителей, на практике использует пониженную передачу для фиксации автомобиля на стоянке. При этом, также нередко возникает ситуация когда владелец транспортного средства запускает двигатель не подумав, что машина стоит на передаче. В лучшем случае автомобиль тронется с места и тут же заглохнет. Если же, перед автомобилем имеется преграда, результат становится более плачевным. В таком случае помимо бампера своего автомобиля, или элемента чужого авто, повреждённого по собственной неосторожности придётся восстанавливать коробку передач транспортного средства.

Таких ситуаций, может возникнуть большое множество. Всё же, ручник является неотъемлемой частью транспортного средства неспроста. Ручной тормоз получил широкое распространение в автомобилестроении достаточно давно и каждый современный автомобиль до сих пор оснащается ручником. Это связано с тем, что основную функцию ручника не может заменить иной элемент авто.

Предназначение в системе автомобиля.

Стояночная тормозная система, предназначена для удержания машины на неровных отрезках дорожного пути, а также эстакадах и уклонах.

Ручник, помимо основного предназначения часто используются для старта после остановки на склонах. Ручник позволяет удержать автомобиль на неровной поверхности, избегая скатывания вниз. Также ручной тормоз используется опытными автолюбителями для управляемого заноса. В данном случае необходимо понимать, что техника контролируемого заноса требует немало практики и соответствующих навыков. Поэтому попросту экспериментировать с ручником не стоит.

Рассматриваемое устройство, также выполняет функцию поддержания безопасности при отказе тормозной педали. В аварийных ситуациях, остановку автомобиля можно произвести путём резкого подъема ручки стояночного тормоза. Поэтому даже если вы не используете стояночный тормоз повседневно, учитывая важность данного устройства, необходимо своевременно производить проверку и обслуживание ручника.

Контролировать состояние ручника и своевременно восстанавливать его функцию, можно изучив несложное устройство ручного тормоза. Стояночная тормозная система, имеет в основе привод в виде троса. Механическим воздействием, мы приводим в действия трос ручника, который в свою очередь передает усилие на исполнительное устройство. Система ручника, может иметь различную структуру в зависимости от производителя и основных особенностей транспортного средства. Некоторые автомобили оснащаются системой, в которой трос соединен с тормозными элементами задней оси. На некоторых транспортных средствах тросик ручного тормоза, влияет на вал кардана.

Лицо управляющее автомобилем воздействует на ручку, тем самым натягивая трос. Благодаря специальному распределителю, происходит равное давление на тормозные колодки задней оси.

Об активации тормоза, водителя уведомляет световой индикатор, расположенный на приборной панели автомобиля. Поэтому существует простой и действенный способ избежать неисправности ручника. Перед стартом, необходимого в обязательном порядке взглянуть на приборную панель и убедиться что лампочка ручника не активна.

Исправный стояночный тормоз, должен надёжно фиксировать автомобиль при уклоне в 25 %. В случае если стояночный тормоз не проходит данную проверку необходимо в обязательном порядке провести его настройку.

Какой бы надёжной ни была конструкции автомобиля, повредить стояночный тормоз достаточно просто. Повредить колодки ручника, можно один раз прокатившись с активным ручным тормозом.

Причиной нарушения функции ручного тормоза также может стать не отрегулированный или разболтавшийся трос ручника. Регулировка троса ручника, должна производиться если для удержания автомобиля требуется устанавливать ручку тормоза в крайнее верхнее положение. В случае если натяжка троса, не принесла необходимых результатов требуется замена тормозных колодок.

Одной из наиболее распространённых причин неисправности, является заклинивание троса. К таким последствиям нередко приводит попадания грязи на рабочую поверхность троса в ходе эксплуатации автомобиля. В таком случае проблема решается простой очисткой поверхности троса и последующей смазкой. Если в ходе эксплуатации машины трос подвергся критическому износу его необходимо заменить.

Перед тем как приступить к регулировке стояночного тормоза необходимо ознакомиться с одним важным правилом. Регулировка ручника, производится только при условии соответствующего технического состояния тормозных колодок, троса и привода!

Как правильно регулировать стояночный тормоз?

Первым этапом регулировки ручника, является его диагностика. Ручник подлежит проверке, после прохождения пробега в 30.000 км. Данное условие обязательно даже если ручник функционирует исправно.

Проверить правильную функцию ручника достаточно просто. Для этого необходимо установить ручку в крайнее верхнее положение, поставить первый режим коробки передач и плавно нажать на педаль сцепления. В случае полной исправности ручника, двигатель автомобиля стремительно завершит свою работу. Если, транспортное средство начинает неспешно трогается с места, необходимо в обязательном порядке произвести настройку ручного тормоза.

В большинстве случаев, ремонт ручника ограничивается заменой троса. Как правило, для восстановления работоспособности ручника необходимо просто подтянуть трос. Технология регулировки ручника достаточно проста и с ней легко справиться даже начинающий автолюбитель.

Технология регулировки троса.

Для проведения необходимой процедуры, лучше всего загнать автомобиль на яму или эстакаду. Если, такие условия предоставить невозможно, то поднимаем заднюю часть авто с помощью домкрата устанавливаем противооткатные устройства.

Перед началом проведения работ, внимательно ознакомьтесь с особенностями вашей стояночной системы в комплектующей инструкции производителя.

Порядок действий.

1. Устанавливаем ручку стояночного тормоза в первое положение.

2. Откручиваем фиксатор системы — уравнитель и закручиваем заново. В этот момент трос привода должен натянуться. Если этого не произошло — то трос необходимо заменить в обязательном порядке.

3. Проверяем натяжения тросов, установив ручку в необходимое положение.

4. В случае правильной регулировки, заднее колесо будет невозможно провернуть руками. После этого закручиваем фиксатор.

5. Снимаем стояночный тормоз и проверяем движение колёс. После отключения ручника, колеса должны двигаться равномерно и без остановок.

6. Проверяем правильную работу ручника на первичной передаче.

Удачной регулировки!

Стояночный тормоз в народе именуют ручником, а служит он, что бы удерживать транспортное средство на одном месте длительное время. Применяют его во время стоянки автомашины, остановке на дороге с уклоном и для осуществления в движении резких поворотов на спортивных автомобилях с задним приводом. Стояночная тормозная система также является аварийной или запасной системой, потому что полностью копирует гидравлическую рабочую систему. Использование стояночного тормоза в экстренной ситуации (например, при отказе тормозов) во время движения дает возможность довести автомобиль до полной остановки.

В тормозной стояночной системе в основном применяется механический тормозной привод, обеспечивающий передачу тормозного усилия к тормозному механизму от человека. Человек взаимодействует с ножной педалью, тягой или ручным рычагом. Наиболее распространенным механизмом является ручной рычаг, что, как правило, расположен рядом с сиденьем справа от водителя. Ручной рычаг оборудован храповым механизмом, который фиксирует стояночный тормоз в рабочем положении. На этом рычаге находится выключатель контрольной лампы ручника. Сама лампа вмонтирована на приборной панели и включается во время срабатывания стояночного тормоза.

На транспорте с дисковыми тормозами используют следующие конструкции тормозного стояночного механизма — барабанный, кулачковый и винтовой.

Проверять работоспособность стояночного тормоза необходимо регулярно (желательно после каждых тридцать тысяч километров езды), так как ручник может находится в рабочем состоянии, однако очень слабо держать автомобиль, что может привести к скатыванию транспортного средства с уклона и созданию аварийной ситуации. Особенно это касается автомобилей, которые эксплуатируются длительное время.

Для проверки работоспособности ручника необходимо поставить автомобиль на небольшую горку с примерным уклоном в 25 процентов. После этого необходимо остановится, дернуть ручной тормоз вверх до упора, включить нейтральную передачу, отпустив, при этом, педаль тормоза. Если транспортное средство выстоит и не скатится вниз, значит нет необходимости в регулировке стояночного тормоза.

Если поблизости нет подобного уклона, вы можете проверить состояние стояночного тормоза другим способом. Для этого поставьте транспорт на ровную поверхность, после чего необходимо дернуть ручник и поставить в нейтральное положение рукоятку переключения передач. Теперь выйдите из автомобиля и попробуйте самостоятельно толкнуть транспортное средство. Если оно сдвинулось с места, значит стояночный тормоз работает слабо.

Кроме того, существует еще один метод проверки стояночного тормоза. Для этого необходимо затянуть его до отказа, включить первую передачу и медленно отпустить сцепление. Если прибор нормально работает, мотор транспортного средства должен заглохнуть. В ином случае автомобиль начнет очень медленно двигаться, что свидетельствует о необходимости отрегулировать ручник или произвести замену тросика.

Выбор рабочего места для регулировки

Процесс регулировки необходимо проводить на каком-нибудь возвышении — эстакаде, подъемнике или смотровой яме. В крайнем случае можно применить домкрат, а под заднюю часть транспортного средства установить козлы. Обратите внимание на инструкцию по эксплуатации транспортного средства, так как для некоторых систем стояночного тормоза, регулировку следует осуществлять в салоне.

Инструменты помощники

Для регулировки стояночного тормоза вам будут необходимы такие инструменты и материалы:

  1. Рожковые ключи на тринадцать.
  2. Трещотка.
  3. Средний удлинитель.
  4. Крайне желательно приобрести смазку WD-40.

Регулировка ручника, пошаговая инструкция

Производить регулировку ручного тормоза необходимо в следующих случаях:

  1. Если ход тормозного рычага существенно увеличился.
  2. Если вы производили обратную остановку регулировочного приспособления.
  3. Если вы производили замену тормозного торса в стояночном тормозе.
  4. Если вы производили регулировку положения тормозных колодок.
  5. Если вы производили замену тормозных дисков.
  6. Если вы производили замену тормозных колодок.
  7. Если ручной тормоз вышел из строя.

Для устранения проблем со стояночным тормозом, вы можете прибегнуть к помощи специалистов или отрегулировать ручник самостоятельно, так как сделать это своими силами довольно просто и справится с этим под силу любому водителю, имеющему хотя бы базовое представление об устройстве транспортного средства.

Если стояночный тормоз настроен правильно, количество щелчков при затяжке рычага должно составлять пять или шесть. Если число щелчков больше или меньше, значит необходимо отрегулировать стояночный тормоз.

Регулировка ручного тормоза не зависит от его конструкции и производится по принципу регулировки зазоров между тормозными барабанами (дисками) и тормозными колодками (накладками). Этот зазор необходимо регулировать меняя натяжение троса стояночного тормоза, что расположен в нижней части тормозной рукоятки под салонной панелью.

Натягивать ручной тормоз необходимо по следующей технологии:

  1. Поднимаем транспортное средство и устанавливаем его на опору для получения доступа к днищу автомобиля.
  2. Поднимаем рычаг стояночного тормоза от одного до трех щелчков.
  3. Находим и ослабляем контргайку уравнителя через отверстие тормозного барабана.
  4. Заворачиваем регулировочную гайку и следим за натяжением троса тормозов.
  5. Если натяжения троса не произошло, необходимо как можно быстрее заменить трос стояночного тормоза.
  6. Если натяжение прошло нормально, следует проверить работоспособность ручного тормоза, для чего необходимо потянуть рукоятку на себя. После этого пробуем покрутить руками заднее колесо. Оно должно вращаться с трудом. Теперь затягиваем контргайку, отпускаем рычаг стояночного тормоза и снова крутим заднее колесо. В таком случае, оно должно крутиться свободно.
  7. На последнем этапе необходимо опустить транспортное средство на землю и проверить работу ручника в оптимальных условиях езды.

Трос ручного тормоза, замена троса, пошаговая инструкция

Для замены тросика стояночного тормоза вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  1. Домкрат.
  2. Балонный ключ.
  3. Отвертка.
  4. Пассатижи.
  5. Накидной ключ.

Порядок работы:

  1. Для начала необходимо загнать транспортное средство на смотровую яму, эстакаду или подъемник.
  2. Затем нужно очистить поверхность гайки и уравнителя.
  3. Далее ослабляем контргайку и выкручиваем ее.
  4. Так же делаем и с регулировочной гайкой.
  5. Подвешиваем заднюю часть транспортного средства — ослабляем колесные болты, поднимаем автомобильным домкратом и подкладываем опоры. Опускаем транспортное средство и снимаем два колеса.
  6. Снимаем тормозные барабаны — отворачиваем колесные шпильки и сбиваем их с колодок с помощью молотка.
  7. Снимаем заднюю колодку, к которой крепится наконечник стояночного тормоза. После чего снимаем и сам наконечник.
  8. Отворачиваем болт, при помощи которого к задней подвеске крепится оболочка тросика.
  9. Вытаскиваем из оболочки тросика уплотнительные втулки, после чего из отверстий вытаскиваем и его самого.
  10. Достаем из кузовных держателей оболочку и выводим из уравнительной панели кончики троса.
  11. Монтируем новый тросик ручного тормоза.
  12. Производим сборку деталей в обратном порядке.

В итоге, хотелось бы отметить, что большинство автолюбителей ошибочно предполагают, что чем реже прикасаться к стояночному тормозу, тем дольше он будет работать. Однако на самом деле это не так. Что бы обеспечить долговечность работы стояночного тормоза, необходимо чаще его использовать. Если его использовать редко, он будет выходить из строя гораздо быстрее в результате скопления пыли, отсутствия смазки, прикипания к оболочке троса и других подобных факторов, которые значительно затруднят перемещение стояночного тормоза, что увеличит предстоящую нагрузку при его использовании. Однако не стоит переусердствовать. Если постоянно тормозить транспортное средство путем использования ручного тормоза, это к добру не приведет, так как основным его предназначением все же является удерживание транспортного средства на месте.