Требования к техническому состоянию. Технический осмотр — Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки Требования к состоянию транспортных средств

Техническое состояние транспортных средств

Какие требования безопасности предъявляются к техническому состоянию транспортных средств?

Запрещается выезд транспортных средств, прицепов и полуприцепов при одной из следующих неисправностей:


Рулевое управление: 1) люфт рулевого управления, измеряемый на рулевом колесе, превышает 25°; 2) повреждены или ослаблены крепления картера и колонки рулевого механизма; 3) повреждены, не закреплены, не зашплинтованы детали рулевого привода; повышенный люфт в шарнирных соединениях; 4) затруднено вращение рулевого колеса, имеются изгибы, вмятины или другие повреждения рулевой колонки.


Ножной тормоз: 1) при однократном нажатии на педаль не происходит полного торможения; 2) свободный ход педали не соответствует требованиям инструкции завода-изготовителя; 3) подтекает жидкость из гидравлического привода; 4) нарушена герметичность пневматического привода (пропуск воздуха обнаруживается на слух или падение давления в системе превышает 1 кг/см2 — 0,1 МПа), не работает манометр пневматического привода; 5) при торможении транспортное средство «уводит» в сторону или происходит заклинивание колеса; 6) эффективность торможения не обеспечивает выполнения следующих норм (табл. 3); 7) отсутствует или не подключено тормозное устройство полуприцепа или двухосного прицепа, а также прицепа-роспуска грузоподъемностью 4 т и выше.

Таблица 3. Эффективность торможения


Транспортные средства

Тормозной путь при скорости 8,3 м/с (30 км/ч)— не более, м

Максимальное замедление — не менее, м/с

Автомобили:



легковые и другие, сконструи-



рованные на их базе

грузовые грузоподъемностью



до 4,5 т и автобусы длиной до



грузовые грузоподъемностью



свыше 4,5 т и автобусы дли-



ной более 7,5 м

Мотоциклы (мотороллеры) и мо-





без коляски

с коляской

с рабочим объемом двигателя



менее 49,8 см 3

Ручной тормоз: 1) рычаг (рукоятка) тормоза не удерживается запирающим устройством; 2) полностью груженый автомобиль не удерживается на уклоне 16° (автопоезд — на уклоне 8°) или при торможении порожнего автомобиля, движущегося со скоростью 4,1 м/с (15 км/ч); 3) тормозной путь превышает 6 м, а замедление составляет менее 2 м/с.


Трансмиссия: 1) пробуксовывает или не полностью включается сцепление; 2) самопроизвольно выключается или с затруднением включается передача; 3) заметные вибрация и рывки карданного вала при движении; 4) имеются трещины на поверхности трубы карданного вала или на других деталях карданной передачи.


Колеса, шины: 1) отсутствует или слабо затянута гайка крепления диска колеса; 2) неисправно или неправильно установлено замковое кольцо диска колеса; 3) полностью изношен рисунок протектора шины; 4) сквозное повреждение, расслоение или другие механические повреждения покрышки шины; 5) шина при движении трется о детали подвески или кузова; 6) давление воздуха в шине не соответствует установленной норме.


Запрещается устанавливать шины:


1) не соответствующие марке транспортного средства по размеру и допустимой нагрузке; 2) с восстановленным протектором на передние колеса автобусов, легковых автомобилей, а также грузовых, используемых для перевозки пассажиров.


Кузов, грузовая платформа, сцепные устройства: 1) неисправен запор двери кабины (кузова); 2) неисправен запор борта грузовой платформы; 3) неисправно тяговосцепное устройство автомобиля и прицепа или опорно-сцепное устройство тягача и полуприцепа; 4) разбито лобовое стекло или оно имеет дефекты, ухудшающие видимость; 5) при отсутствии наружного зеркала заднего вида запрещается размещать какие-либо предметы, загораживающие заднее стекло.


Внешние световые приборы: 1) фары не отрегулированы или освещают дорогу менее чем на 100 м при дальнем свете и 30 м — при ближнем; 2) неисправен переключатель света фар; 3) освещение номерного знака не обеспечивает его видимости при ясной погоде за 20 м; 4) не работает стоп-сигнал или указатель поворота; 5) не горит задний или передний габаритный огонь; 6) поврежден или отсутствует предусмотренный конструкцией отражатель света (катафот); 7) не горит передний габаритный огонь прицепа (полуприцепа), превышающего ширину тягача.


Запрещается установка:


1) фар-прожекторов, фар-искателей и других дополнительных фар (за исключением противотуманных) спереди, сбоку или сзади, если они не предусмотрены заводом-изготовителем; 2) красных огней и отражателей, видимых спереди; 3) белых огней и белых или желтых отражателей, видимых сзади.


Дополнительное оборудование: 1) не работает стеклоочиститель в дождь или снегопад; 2) отсутствует или неправильно установлено зеркало заднего вида; 3) не работает спидометр.


Если хотя бы одна из перечисленных выше неисправностей возникает в пути, водитель обязан принять меры к ее устранению, а если это невозможно, то следовать на ближайшую ремонтную базу или возвратиться в гараж с соблюдением необходимых мер предосторожности.


При возвращении в гараж на транспортном средстве с одной негорящей фарой (габаритным огнем) свет должен быть обязательно с левой стороны.


Тракторы, дорожные, строительные, уборочные, поливочные и другие самоходные машины и механизмы, скорость которых не превышает 6,2 м/с (20 км/ч), при движении по автомобильным дорогам в темное время суток или при плохой видимости днем должны иметь, по крайней мере, спереди одну фару с ближним светом, расположенную слева, а сзади — габаритный огонь.


Кабина автомобиля должна удовлетворять следующим требованиям: 1) ветровое и боковые стекла должны быть без трещин и затемнений, затрудняющих видимость, а боковые стекла — плавно передвигаться от руки или стекло-подъемными механизмами; 2) щетки включенного стеклоочистителя перемещаться свободно без заеданий, обеспечивая нормальную очистку ветрового стекла; 3) на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; они должны регулироваться, чтобы обеспечить удобную посадку водителя;


4) концентрация вредных веществ в кабине трактора, грузового автомобиля, внутри салона автобуса или кузова легкового автомобиля не должна превышать санитарной нормы (окись углерода - 30 мг/м3, акролеин - 2 мг/м3);


5) исправные замки дверей кабины, исключающие возможность их самопроизвольного открывания во время движения автомобиля; 6) бесперебойное отопительное устройство в кабине. Запрещается отапливать кабину отработавшими газами; 7) исправный пол кабины должен быть застелен резиновым ковриком.


Системы питания, охлаждения и смазки не должны иметь течи топлива, масла и воды, а также пропуска отработавших газов через неплотности соединений в системах питания и газораспределения.


Труба глушителя должна плотно соединяться с выпускным трубопроводом двигателя, впускной и выпускной трубопроводы и глушитель не иметь трещин и пробоин.


Вентиляционное устройство двигателя должно работать исправно, не допуская прорыва газов в подкапотное пространство.


Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка — прямую, соответствующей длины и прочности шпильку. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.


Техническое состояние переднего моста должно обеспечивать надежность установки передних колес и крепления деталей рулевого привода к деталям ходовой части.


Передний мост не должен иметь:


1) погнутости, трещин в балке передней оси или деталях независимой подвески; 2) люфта передних колес более положенного по паспорту завода-изготовителя; 3) заеданий и повреждений в подшипниках передних колес.


Техническое состояние тормозов должно обеспечивать своевременную остановку автомобиля (автопоезда) и одновременность начала торможения всех колес.


Движение автомобиля с пневматическим приводом тормозов разрешается только при наличии давления в воздушном баллоне не менее 0,3 МПа (3 кг/см2). Манометр при этом должен показывать наличие давления воздуха в системе.


В тормозной системе не допускается:


1) заедания колодок хотя бы в одном колесном тормозе; 2) замена тормозной жидкости минеральными или иными маслами, а также жидкостями-суррогатами.


При регулировке и проверке ручного тормоза убеждаются в отсутствии трещин тормозного диска. При их наличии диск заменяют. Рычаг (рукоятка) ручного тормоза должен надежно удерживаться запирающим устройством.


Запрещается спаривать новые шины с шинами, имеющими значительный износ рисунка протектора.


Диски колес надежно закрепляют на ступицах. Не допускаются наличие трещин и погнутости дисков колес, разработка в дисках колес отверстий, нарушающих надежность крепления их гайками. Замковые кольца должны быть исправны и правильно установлены.


Техническое состояние электрооборудования автомобиля, трактора должно обеспечивать пуск двигателя стартером, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и клеммах. Все провода электрооборудования должны иметь падежную неповрежденную изоляцию. Аккумуляторную батарею надежно укрепляют. Не допускается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи.


Автомобили (тракторы) снабжают набором исправных инструментов и приспособлений в соответствии с ГОСТом или техническими условиями, в частности: подъемным приспособлением (домкратом) необходимой грузоподъемности, пусковой рукояткой, закрытым источником освещения — переносной лампой или электрическим фонарем, ручным насосом для накачивания шин и продувки системы питания двигателя, гаечными и баллонными ключами.


Все автомобили обеспечивают клиньями для колес. Перед дальним рейсом грузовые автомобили (тракторы) и автобусы дополнительно снабжают металлическими козелками, лопатой, буксирным тросом (штапгой), цепями противоскольжения, аптечкой первой помощи.


Чтобы не возник пожар на автомобиле, тракторе, запрещается:


1) допускать скопление на двигателе и его картере грязи, смешанной с топливом и маслом; 2) оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (тряпки, концы и т. п.); 3) допускать неисправности в приборах системы питания; 4) курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя (в частности, от топливных баков) ; 5) пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов; 6) подогревать двигатель открытым пламенем.

Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее - автотранспортные средства), эксплуатируемые на автомобильных дорогах.

Стандарт устанавливает:

Требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);

Предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;

Методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.

Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.

Требования 4.1.1-4.1.7, 4.1.13, 4.1.19, 4.1.21 не распространяются на тяжеловозы.

Стандарт должен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности.

Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.

Зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.

Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в разделе 3.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 17.2.2.03-87 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности

В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автопоезд : Транспортное средство, состоящее из тягача и полуприцепа или прицепа (ов), соединенных тягово-сцепным(и) устройством (ами).

3.2 антиблокировочная тормозная система : Тормозная система АТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения.

3.3 время срабатывания тормозной системы : Интервал времени от начала торможения до момента времени, в который замедление АТС принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях (обозначено тср в приложении Б), либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах или принимает максимальное значение, или происходит блокировка колеса АТС на роликах стенда. При проверках на стендах измеряют время срабатывания по каждому из колес АТС.

3.4 время запаздывания тормозной системы : Интервал времени от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы). Обозначено тс в приложении Б.

3.5 время нарастания замедления : Интервал времени монотонного роста замедления до момента, в который замедление принимает установившееся значение. Обозначено тн в приложении Б.

3.6 вспомогательная тормозная система : Тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы АТС.

3.7 заднее защитное устройство : Часть конструкции АТС категорий N2, N3, O3 и О4, предназначенная для защиты от попадания под них автомобилей категорий Mt и Nt при наезде сзади.

3.8 запасная тормозная система : Тормозная система, предназначенная для снижения скорости АТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.

3.9 исправное состояние АТС : Состояние, соответствующее всем требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию АТС.

3.10 изменение конструкции АТС : Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией АТС составных частей и предметов оборудования, влияющих на его характеристики безопасности.

3.12 класс зеркал заднего вида : Вид зеркал, характеризуемых одним из следующих сочетаний характеристик и функций: класс 1 - внутренние зеркала заднего вида плоские или сферические; класс 2 - основные внешние зеркала заднего вида сферические; класс 3 - основные внешние зеркала заднего вида плоские или сферические (допускается меньший радиус кривизны, чем для зеркал класса 2); класс 4 - широкоугольные внешние зеркала заднего вида сферические; класс 5 - внешние зеркала бокового обзора сферические.

Класс зеркала указывается в маркировке на сертифицированных зеркалах заднего вида римскими цифрами.

3.13 колесные тормозные механизмы : Устройства, предназначенные для создания искусственного сопротивления движению АТС за счет трения между вращающимися и неподвижными частями колеса.

3.14 конец торможения : Момент времени, в который исчезло искусственное сопротивление движению АТС или оно остановилось. Обозначено точкой К в приложении Б.

3.15 контурная маркировка АТС : Ряд полос из светоотражающего материала, предназначенных для нанесения на АТС с целью указания его габаритов (очертаний) сбоку (боковая маркировка) и сзади (задняя маркировка).

3.16 коридор движения : Часть опорной поверхности, правая и левая границы которой обозначены для того, чтобы в процессе движения горизонтальная проекция АТС на плоскость опорной поверхности не пересекала их ни одной точкой.

3.17 место крепления ремней безопасности : Часть конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части АТС (например, каркаса сиденья), к которой крепится ремень безопасности.

3.18 начало торможения : Момент времени, в который тормозная система получает сигнал о необходимости осуществить торможение. Обозначено точкой Н в приложении Б.

3.19 начальная скорость торможения - скорость АТС в начале торможения.

3.20 нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес) : Положение, соответствующее прямолинейному движению АТС при отсутствии возмущающих воздействий.

3.21 орган управления тормозной системы : Совокупность устройств, предназначенных для подачи сигнала начать торможение и для управления энергией, поступающей от источника или аккумулятора энергии к тормозным механизмам.

3.22 органолептическая проверка : Проверка, выполняемая с помощью органов чувств квалифицированного специалиста без использования средств измерений.

3.23 ось отсчета : Линия пересечения плоскостей, проходящих через центр рассеивателя светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.

3.24 полное торможение : Торможение, в результате которого АТС останавливается.

3.25 продольная центральная плоскость АТС : Плоскость, перпендикулярная к плоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи АТС.

3.26 разрешенная максимальная масса : Максимальная масса снаряженного АТС с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.

3.27 работоспособность АТС и его частей: Состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность АТС выполнять транспортную работу, соответствуют требованиям нормативных документов.

3.28 рабочая тормозная система : Тормозная система, предназначенная для снижения скорости АТС.

3.29 светоотражающий маркировочный материал : Поверхность или устройство, от которых при наличии излучения в их направлении отражается относительно значительная часть световых лучей первоначального излучения.

3.30 снаряженное состояние АТС : Состояние АТС без груза (пассажиров) с заполненными емкостями систем питания, охлаждения и смазки, с комплектом инструментов и принадлежностей (включая запасное колесо), предусмотренных изготовителем АТС согласно эксплуатационной документации.

3.31 составные части и предметы оборудования АТС : Агрегаты, узлы и детали, устанавливаемые и (или) используемые в конструкции АТС, к которым предъявляют требования, регламентируемые нормативными документами.

3.32 стояночная тормозная система : Тормозная система, предназначенная для удержания АТС неподвижным.

3.33 суммарный люфт в рулевом управлении : Угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес АТС в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону.

3.34 техническое состояние АТС : Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров АТС, определяющая возможности его применения по назначению.

3.35 торможение : Процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению АТС.

3.36 тормозная сила : Реакция опорной поверхности на колеса АТС, вызывающая торможение. Для оценки технического состояния тормозных систем используют максимальные величины тормозных сил.

3.37 тормозная система : Совокупность частей АТС, предназначенных для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы.

3.38 тормозное управление : Совокупность всех тормозных систем АТС.

3.39 тормозной привод : Совокупность частей тормозного управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения.

3.40 тормозной путь : Расстояние, пройденное АТС от начала до конца торможения.

3.41 удельная тормозная сила : Отношение суммы тормозных сил на колесах АТС к произведению массы АТС на ускорение свободного падения (для тягача и прицепа или полуприцепа рассчитывают раздельно).

3.42 установившееся замедление : Среднее значение замедления за время торможения т уст от момента окончания периода времени нарастания замедления до конца торможения. Обозначено у уст в приложении Б.

3.43 устойчивость АТС при торможении : Способность АТС двигаться при торможениях в пределах коридора движения.

3.44 фары типов R, HR : Фары дальнего света.

3.45 фары типов С, НС : Фары ближнего света.

3.46 фары типов CR, HCR : Фары ближнего и дальнего света.

3.47 фары типа В : Фары противотуманные.

3.48 «холодный» тормозной механизм : Тормозной механизм, температура которого, измеренная на поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, менее 100 °С.

3.49 экстренное торможение : Торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости АТС.

3.50 эффективность торможения : Мера торможения, характеризующая способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению АТС.

4.1.1 Рабочая тормозная система АТС должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах согласно таблице 1 либо в дорожных условиях таблице 2 или 3. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях - 40 км/ч. Масса АТС при проверках не должна превышать разрешенной максимальной.

Примечание - Применение показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а также методов их проверки приведено в 5.1.

4.1.2 В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч АТС не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.

Таблица1 - Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках на стендах

АТС

Удельная тормозная сила YT, не менее

490

0,59

М2, М3

686

0,51

Грузовые автомобили

N1, N2, N3

686

0,51

Таблица2 - Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях

АТС

Усилие на органе управления Рп, Н, не более

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

490

14,7

М2, М3

686

18,3

490

14,7

Грузовые автомобили

N1 N2, N3

686

18,3

N1, N2, N3

686

19,5

Таблица 3 - Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях

АТС

Усилие на органе управления Рп, Н, не более

Установившееся замедление Jуст, м/с2, не менее

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

490

5,8

0,6

M2, M3

686

5,0

0,8 (1,0)

Легковые автомобили с прицепом

490

5,8

0,6

Грузовые автомобили

N1,N2,N3

686

5,0

0,8 (1,0)

Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом)

N1,N2,N3

686

5,0

0,9 (1,3)

Примечание - Значения в скобках - для АТС, изготовленных до 01.01.81.

4.1.3 При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для АТС категорий М1 М2, М3 и передних осей автомобилей и прицепов категорий N1 N2, N3, О2, О3, О4 не более 20 %, а для полуприцепов и последующих осей автомобилей и прицепов категорий N1, N2, N3, О2, О3, О4 - 25 %.

4.1.4 При проверках на стендах рабочей тормозной системы прицепов и полуприцепов (за исключением прицепов-роспусков и полуприцепов с числом осей более трех) удельная тормозная сила должна быть не менее 0,5 для прицепов с двумя и более осями и не менее 0,45 - для прицепов с одной (центральной) осью и полуприцепов.

4.1.5 Стояночная тормозная система для АТС разрешенной максимальной массы должна обеспечивать удельную тормозную силу не менее 0,16 или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном не менее 16 %. Для АТС в снаряженном состоянии стояночная тормозная система должна обеспечивать расчетную удельную тормозную силу, равную 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на оси, на которые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе, или неподвижное состояние АТС на поверхности с уклоном не менее 23 % для АТС категорий M1~М3 и не менее 31 % - для категорий N1-N3.

Усиление, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системы для приведения ее в действие, должно быть не более 392 Н для АТС категории M1 и 588 Н - для АТС остальных категорий.

4.1.6 Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, при проверках в дорожных условиях в диапазоне скоростей 25-35 км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/с2 для АТС разрешенной максимальной массы и 0,8 м/с2 - для АТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя. Моторный замедлитель должен быть работоспособен.

4.1.7 Запасная тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие нормативам показателей эффективности торможения АТС на стенде согласно таблице 4, либо в дорожных условиях согласно таблице 5 или 6. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях - 40 км/ч.

Таблица 4 - Нормативы эффективности торможения АТС запасной тормозной системой при проверках на стендах

АТС

Удельная тормозная сила ут, не менее

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

490 (392*)

0,295

M2, М3

686 (589*)

0,255

Грузовые автомобили

N1, N2, N3

686 (589*)

0,220

Таблица 5 - Нормативы эффективности торможения АТС запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях

АТС

Усилие на органе управления Р„, Н, не более

Тормозной путь АТС St, м, не более

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

490 (392*)

25,3

М2 М3

686(589*)

30,6

Легковые автомобили с прицепом

490 (392*)

25,3

Грузовые автомобили

N1,N2,N3

686 (589*)

33,8

Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом)

N1,N2,N3

686 (589*)

35,0

* Для АТС с ручным управлением запасной тормозной системой.

Таблица 6 - Нормативы эффективности торможения АТС запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях

АТС

Усилие на органе управления Рп, Н

Установившееся замедление jyct, м/с2, не менее

Время срабатывания тормозной системы тср, с, не более

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

490 (392*)

2,9

0,6

М2, М3

686 (589*)

2,5

0,8 (1,0**)

Легковые автомобили с прицепом

490 (392*)

2,9

0,6

Грузовые автомобили

N1,N2,N3

686 (589*)

2,2

0,8 (1,0**)

Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом)

N1,N2,N3

686 (589*)

2,2

0,9 (1,3**)

* Для АТС с ручным управлением запасной тормозной системой. ** Для АТС, изготовленных до 01.01.81.

4.1.8 Допускается падение давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозном приводе при неработающем двигателе не более чем на 0,05 МПа от значения нижнего предела регулирования регулятором давления в течение:

30 мин - при свободном положении органа управления тормозной системы;

15 мин - после полного приведения в действие органа управления тормозной системы. Утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер не допускаются.

4.1.9 Для АТС с двигателем давление на контрольных выводах ресиверов пневматического тормозного привода при работающем двигателе допускается от 0,65 до 0,85 МПа, а для прицепов (полуприцепов) - не менее 0,48 МПа при подсоединении к тягачу по однопроводному приводу и не менее 0,63 МПа - при подсоединении по двухпроводному приводу.

4.1.10 Наличие видимых мест перетирания, коррозии, механических повреждений, перегибов или нарушения герметичности трубопроводов или соединений в тормозном приводе, подтекания тормозной жидкости, деталей в тормозном приводе с трещинами и остаточной деформацией не допускается.

4.1.11 Система сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны.

4.1.12 Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов (для АТС, изготовленных после 01.01.81). Расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес АТС. Набухание шлангов под давлением, трещины и наличие на них видимых мест перетирания не допускаются.

4.1.13 Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов должны исключать их повреждения при взаимных перемещениях тягача и прицепа (полуприцепа).

4.1.14 Действие рабочей и запасной тормозных систем должно быть регулируемым:

Уменьшение или увеличение силы торможения должно обеспечиваться путем воздействия на орган управления тормозной системы во всем диапазоне регулирования силы торможения;

Сила торможения должна изменяться в том же направлении, что и воздействие на орган управления;

Сила торможения должна регулироваться плавно и без затруднений.

4.1.15 Давление на контрольном выводе регулятора тормозных сил в составе тормозного пневмопривода в положениях разрешенной максимальной массы и снаряженного состояния АТС или усилие натяжения свободного конца пружины регулятора, снабженного рычажной связью с задним мостом, в составе тормозного гидропривода должно соответствовать значениям, указанным в установленной на АТС табличке изготовителя или эксплуатационной документации.

4.1.16 АТС, оборудованные антиблокировочными тормозными системами (АБС), при торможениях в снаряженном состоянии (с учетом массы водителя) с начальной скоростью не менее 40 км/ч должны двигаться в пределах коридора движения без видимых следов увода и заноса, а их колеса не должны оставлять следов юза на дорожном покрытии до момента отключения АБС при достижении скорости движения, соответствующей порогу отключения АБС (не более 15 км/ч). Функционирование сигнализаторов АБС должно соответствовать ее исправному состоянию.

4.1.17 Свободный ход устройства управления инерционного тормоза прицепов категорий O1 и О2 должен соответствовать требованиям, установленным изготовителем АТС в эксплуатационной документации.

4.1.18 При отсоединенном приводе инерционного тормоза прицепов категории О1 усилие вталкивания сцепного устройства прицепа должно быть не менее 200 Н, а прицепов категории О2 - не менее 350 Н.

4.2.1 Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота.

4.2.2 Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при неподвижном состоянии АТС и работающем двигателе не допускается.

4.2.3 Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, указанных изготовителем АТС в эксплуатационной документации, или, если такие значения изготовителем не указаны, следующих предельных допустимых значений:

Легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые
автомобили и автобусы. ……………………………….. 10°

Автобусы ………………………………………….. 20°

Грузовые автомобили …………………………………. 25°.

4.2.4 Максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией АТС.

4.2.5 Подвижность рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось, рулевого колеса в осевом направлении, картера рулевого механизма, деталей рулевого привода относительно друг друга или опорной поверхности не допускается. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.

4.2.6 Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается.

4.2.7 Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в его резервуаре должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем АТС в эксплуатационной документации. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя не допускается.

4.3.1 Количество и цвет установленных на АТС внешних световых приборов должны соответствовать ГОСТ 8769-75 . Изменение предусмотренных изготовителем АТС мест расположения внешних световых приборов не допускается.

4.3.2 Допускается установка фары-прожектора или прожектора-искателя, если она предусмотрена изготовителем. Допускается установка дополнительных сигналов торможения и замена внешних световых приборов на используемые на АТС других марок и моделей.

4.3.3 Сигнализаторы включения световых приборов, находящиеся в кабине (салоне), должны быть работоспособны.

4.3.4 Фары типов С (НС) и CR (HCR) должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая левую (от АТС) часть светотеневой границы пучка ближнего света, была расположена так, как это задано указанными на рисунке 1 и в таблице 7 значениями расстояния L от оптического центра фары до экрана, высотой H установки фары по центру рассеивателей над плоскостью рабочей площадки и угла а наклона светового пучка к горизонтальной плоскости, или расстоянием R по экрану от проекции центра фары до световой границы пучка света и расстояниями L и Н.

/ - ось отсчета; 2 - левая часть светотеневой границы; 3 - правая часть светотеневой границы; 4 - вертикальная плоскость, проходящая через ось отсчета; 5 - плоскость, параллельная плоскости рабочей площадки, на которой установлено АТС; 6- плоскость матового экрана; а - угол наклона светового пучка к горизонтальной плоскости; L - расстояние от оптического центра фары до экрана; R - расстояние по экрану от проекции центра фары до световой границы пучка света; Н- высота установки фары по центру рассеивателя над плоскостью рабочей площадки

Рисунок 1 - Схема расположения АТС на посту проверки света фар и положения светотеневой границы пучка ближнего света на матовом экране

При этом точка пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы пучка ближнего света должна находиться в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.

На АТС, фары которых снабжены корректирующим устройством, последнее при загрузке АТС должно устанавливаться в соответствующее загрузке положение;

Таблица 7 - Геометрические показатели расположения светотеневой границы пучка ближнего света фар на матовом экране в зависимости от высоты установки фары и расстояния до экрана

Высота установки фары (по центру рассеивателя) Н, мм

Угол наклона светового пучка в вертикальной плоскости а

Расстояние R от проекции центра фары до световой границы пучка света по экрану, мм, удаленному на L, м

До 600

34’

100

От 600 до 700

45”

130

>> 700 >> 800

52’

150

>> 800 >> 900

60’

176

>> 900 >> 1000

69’

100

200

>> 1000 >> 1200

75’

110

220

>> 1200 >> 1600

100’

145

290

4.3.5 Сила света каждой из фар типов С (НС) и CR (HCR) в режиме «ближний свет», измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 750 кд в направлении 34′ вверх от положения левой части светотеневой границы и не менее 1600 кд в направлении 52′ вниз от положения левой части светотеневой границы.

4.3.6 Фары типа R (HR) должны быть отрегулированы так, чтобы угол наклона наиболее яркой (центральной) части светового пучка в вертикальной плоскости находился в диапазоне 0…34′ вниз от оси отсчета. При этом вертикальная плоскость симметрии наиболее яркой части светового пучка должна проходить через ось отсчета.

4.3.7 Сила света фар типа CR (HCR) в режиме «дальний свет» должна измеряться в направлении 34′ вверх от положения левой части светотеневой границы режима «ближний свет» в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.

4.3.8 Сила света фар типа R (HR) должна измеряться в центре наиболее яркой части светового пучка.

4.3.9 Сила света всех фар типов R (HR) и CR (HCR), расположенных на одной стороне АТС, в режиме «дальний свет» должна быть не менее 10000 кд, а суммарная сила света всех головных фар указанных типов не должна быть более 225000 кд.

4.3.10 Противотуманные фары (тип В) должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая верхнюю светотеневую границу пучка, была расположена, как это указано в таблице 8.

При этом верхняя светотеневая граница пучка противотуманной фары должна быть параллельна плоскости рабочей площадки, на которой установлено АТС.

Таблица 8

Высота установки фар H, мм

Угол наклона плоскости, содержащей верхнюю светотеневую границу пучка α

Расстояние R от проекции центра отсчета фары до верхней светотеневой границы светового пучка по экрану, мм, удаленному на L, м

От 250 до 500

34′

100

>> 500 >> 750

58′

100

200

>> 750 >> 1000

140′

200

400

4.3.11 Сила света противотуманных фар, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 625 кд в направлении 3° вверх от положения верхней светотеневой границы и не менее 1000 кд в направлении 3° вниз от положения верхней светотеневой границы.

4.3.12 Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях независимо от включения фар дальнего и (или) ближнего света.

4.3.13 Сила света каждого из светосигнальных огней (фонарей) в направлении оси отсчета должна быть в пределах, указанных в таблице 9.

4.3.14 Сила света парных симметрично расположенных на разных сторонах АТС (передних или задних) фонарей одного функционального назначения не должна отличаться более чем в два раза.

Таблица 9

Наименование огня

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» (утв. постановлением Госстандарта РФ от 1 февраля 2001 г. № 47-ст)

Извлечения

Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.

  1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее - автотранспортные средства), эксплуатируемые на дорогах.

Стандарт устанавливает:

  • требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);
  • предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;
  • методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.

Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.

Стандарт должен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности.

Зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.

Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в разделе 3.

  1. Требования к техническому состоянию АТС

4.1. Требования к тормозному управлению

4.2. Требования к рулевому управлению

4.3. Требования к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке

4.4. Требования к стеклоочистителям и стеклоомывателям

4.5. Требования к шинам и колесам

4.6. Требования к двигателю и его системам

4.7. Требования к прочим элементам конструкции

4.8. Требования к маркировке АТС

  1. Методы проверки

5.1. Методы проверки тормозного управления

5.2. Методы проверки рулевого управления

5.3. Методы проверки внешних световых приборов и светоотражающей маркировки

5.4. Методы проверки стеклоочистителей и стеклоомывателей

5.5. Методы проверки шин и колес

5.6. Методы проверки двигателя и его систем

5.7. Методы проверки прочих элементов конструкции

5.8. Методы проверки маркировки АТС.

_____________________________________________________

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Внутри пассажирского салона транспортного средства в непосредственной близости от передней двери должна быть наклеена четкая надпись или пиктограмма высотой не менее 15 мм, включая цифры высотой не менее 25 мм, указывающая число мест для сидения, а также общее число пассажиров, на которое рассчитано транспортное средство.

Пассажировместимость автобусов рассчитывают, принимая во внимание среднюю массу одного пассажира, равную 68 кг. Для транспортных средств, в которых не предусмотрены места для стоящих пассажиров или наличие таких пассажиров допускается в отдельных случаях, расчетная масса одного пассажира составляет 71 кг. При этом учитывается средняя масса ручной клади, равная 3 кг.

В автобусах должен соблюдаться ряд требований, касающихся противопожарной защиты. В моторном отделении запрещается использовать любой легковоспламеняющийся или абсорбирующий топливо и смазку звукоизоляционный материал, если он не покрыт непроницаемым листовым материалом. По мере возможности должны соблюдаться меры предосторожности против накопления топлива или смазочного масла в любом месте моторного отделения.

Между моторным отделением или любым другим источником тепла (таким как тормоз-замедлитель или устройство для отопления салона, за исключением устройств, обогреваемых водой) и остальной частью транспортного средства должна размещаться перегородка из жаропрочного материала.

В пассажирском салоне может быть установлено устройство для отопления (за исключением устройств, в которых используется горячая вода), если оно заключено в материал, предназначенный для изоляции тепла, генерируемого этим устройством, не выделяет токсичного дыма и расположено таким образом, что контакт пассажира с любой горячей поверхностью практически исключен.

Заливные горловины топливных баков должны быть доступны только с наружной стороны транспортного средства. Они должны быть расположены так, чтобы исключить возможность попадания топлива на двигатель или выхлопную систему во время заправки. Если наливная горловина расположена на боковой стороне транспортного средства, то пробка в закрытом положении не должна выступать над прилегающей поверхностью кузова. Пробка наливной горловины изготавливается таким образом, чтобы исключить ее непроизвольное открытие. Подтекание топлива через пробку наливной горловины не допускается.

В отделениях, предназначенных для водителя и пассажиров, запрещено размещать любые элементы топливной системы. Соединения и топливопроводы должны быть изготовлены так, чтобы обеспечивалась их герметичность в различных условиях эксплуатации транспортного средства, независимо от естественного старения, перекосов, изгибных деформаций и вибрации всей конструкции транспортного средства.

Должна быть исключена возможность попадания топлива при утечке из системы питания на детали выхлопной системы.

Автобусы большой вместимости должны быть оборудованы аварийным выключателем, который предназначен для снижения опасности возникновения пожара после остановки транспортного средства. При этом он должен располагаться в легкодоступном для сидящего водителя месте, быть четко обозначен и иметь защитную крышку или другие соответствующие средства предотвращения случайного срабатывания. Четкие инструкции относительно способа использования должны быть указаны в непосредственной близости от аварийного выключателя, например: «Снять крышку и повернуть рычаг вниз. Приводить в действие только после остановки транспортного средства».

Приведение в действие аварийного выключателя должно вызвать быстрый останов двигателя, срабатывание выключателя аккумулятора, отключающего по крайней мере одну его клемму от электрической цепи, и включение на транспортном средстве аварийных сигналов. При этом отключение аккумуляторов не должно привести к отключению цепей, обеспечивающих непрерывное функционирование тахогрофа, аварийного внутреннего освещения, охлаждающего приспособления дополнительных обогревателей и централизованной блокировки дверей.

Электрооборудование и электропроводка транспортного средства должны быть хорошо изолированы, а провода - надежно защищены и прочно закреплены, чтобы исключить возможность обрыва, перетирания или износа. Аккумуляторные батареи должны быть надежно закреплены и легкодоступны. Отсек, в котором они размещаются, отделяется от пассажирского салона и обеспечивается вентиляция наружным воздухом.

Транспортное средство оснащается не менее чем двумя огнетушителями, причем один из них должен находиться в кабине водителя, другой - в пассажирском салоне. Необходимо предусмотреть места для аптечек первой помощи (не менее 7 дм3).

Огнетушители и аптечки первой помощи могут быть защищены от кражи и актов вандализма (например, посредствам помещения их в отделение, запираемое на ключ, или под стекло, которое может быть разбито) при условии, что их можно легко извлечь в экстремальных ситуациях. Места их размещения должны быть четко обозначены.

Наличие каких-либо воспламеняющихся материалов в пределах 10 см от выхлопной трубы допускается только в том случае, если эти материалы надлежащим образом защищены

Основные требования к выходам автобусов

Под выходом автобуса понимается служебная дверь или запасный (аварийный) выход, под служебной дверью - дверь, используемая пассажирами при нормальной эксплуатации, когда водитель находится на своем месте, под запасным выходом - запасная дверь, запасное окно или аварийный люк. Запасными выходами оборудуются только маломестные автобусы. Под аварийным выходом подразумевается аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк. Аварийными выходами оборудуются пассажирские транспортные средства большой вместимости.

Запасная (аварийная) дверь - это дверь, устраиваемая дополнительно к служебным дверям и предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах, в частности в случае опасности.

Запасное (аварийное) окно - это окно, необязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

Аварийный люк - это отверстие в крыше, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности. Автобусы большой вместимости могут оборудоваться также аварийными люками, расположенными в полу пассажирского салона.

Все двери автобусов, независимо от вместимости, должны легко открываться изнутри и снаружи транспортного средства, когда оно находится на стоянке. При этом может быть предусмотрена возможность запирания двери снаружи при условии, что ее всегда можно открыть изнутри.

Если служебные двери оборудованы механическим приводом, то при нахождении транспортного средства на стоянке они должны иметь возможность открываться изнутри, а в незапертом состоянии - снаружи с помощью органов управления, которые функционируют независимо от всех других органов управления дверями. При этом указанные органы управления должны размещаться на двери или на расстоянии не более 300 мм от нее на высоте не более 1600 мм над первой ступенькой при расположении внутри и не более 1800 мм от уровня грунта при расположении снаружи. Данные устройства должны быть легко видимы и четко различимы при приближении к двери и нахождении перед дверью, а также обеспечивать открытие двери вручную. Они могут быть защищены приспособлением, которое может быть легко снято или разбито для получения доступа к аварийному органу управления.

Запасные (аварийные) окна должны либо открываться изнутри и снаружи транспортного средства с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло.

Аварийные люки должны открываться или сниматься как изнутри, так и снаружи. Если люк изготовлен из легко разбиваемого материала, то рядом с ним должно находиться приспособление, которым лица, находящиеся внутри транспортного средства, могут без затруднений воспользоваться, чтобы разбить люк.

Каждый запасный и аварийный выход должен обозначаться надписью «Запасный выход» или «Аварийный выход», читаемой как снаружи, так и изнутри транспортного средства.

Приборы экстренного управления служебными дверями и всеми запасными (аварийными) выходами внутри и снаружи транспортного средства должны обозначаться соответствующим знаком или четкой надписью. Кроме того, на указанных приборах или около них должны иметься четкие инструкции о пользовании ими.

Язык всех инструкций и надписей, регламентированных к применению в салонах автобусов, должен соответствовать государственному языку страны регистрации транспортного средства.

Требования к выходам маломестных автобусов

Маломестные автобусы должны иметь минимум две двери: одну служебную и одну запасную либо две служебные.

Минимальное число запасных выходов должно быть таким, чтобы минимальное общее число выходов как служебных, так и запасных и аварийных люков было таким, как указано в таблице. Сдвоенная служебная дверь при этом рассматривается как две двери, а двойное окно - как два запасных окна.

Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны или сзади транспортного средства. Выходы должны располагаться таким образом, чтобы с каждой стороны транспортного средства было как минимум по одному выходу. В передней и задней половине пространства, предназначенного для пассажиров, должен быть как минимум один выход. В задней либо в передней части обязательно должен располагаться один выход, если в крыше не предусмотрен аварийный люк.

Табл. Требования по оснащению выходами маломестных автобусов

Если пространство, предназначенное для сиденья водителя и пассажирских сидений, расположенных рядом с сиденьем водителя, не сообщается с основным пассажирским отделением соответствующим проходом, то все вышеперечисленные требования касаются только оборудования пассажирского салона.

Минимальные размеры запасных дверей, окон и аварийных люков представлены в таблице:

Табл. Требования к размерам запасных (аварийных) выходов

Наименова­ние выхода

Размеры выхода

Примечания

Запасная дверь

Высота 125 см, ширина 55 см

В тех случаях, когда это обусловлено наличием колесных кожухов, допускается уменьшение ширины до 30 см при условии, что на высоте не менее 40 см от самой низкой части дверного проема ширина двери составляет 55 см

Запасное окно Площадь проема 4000 см 2

В это отверстие должен вписываться прямо­угольник высотой 50 см и шириной 70 см. Если запасное окно расположено в задней части транспортного средства и конструк­цией транспортного средства не предусмот­рено запасное окно минимальных размеров, предписанных выше, то в проем должен впи­сываться прямоугольник высотой 35 см и шириной 155 см. Углы прямоугольника могут быть закруглены, радиус кривизны не должен превышать 25 см

Аварийный люк Площадь проема 4000 см 2 В этот проем должен вписываться прямо­угольник высотой 50 см и шириной 70 см

В случае, если автобус не предназначен для перевозки стоящих пассажиров и имеет минимальную массу не более 3,5 т и менее 12 пассажирских сидений, причем с каждого сиденья имеется свободный доступ по меньшей мере к двум дверям, размер запасной двери может быть уменьшен до 110 см в высоту.

Требования к выходам автобусов большой вместимости

Пассажирские транспортные средства большой вместимости должны иметь как минимум две двери.

Минимальное число аварийных выходов должно быть таким, чтобы общее число выходов соответствовало указанным в таблице. Аварийные люки при этом рассматриваются как один из указанных аварийных выходов.

Табл. Требования по оснащению выходами автобусов большой вместимости

При определении минимального числа выходов каждую жесткую секцию сочлененного транспортного средства следует рассматривать как отдельное транспортное средство.‭ ‬Число пассажиров определяется для каждой жесткой секции,‭ ‬причем соединяющий их проход не рассматривается в качестве выхода.‭ ‬Сдвоенная служебная дверь рассматривается как две двери,‭ ‬а двойное окно ‬- как два аварийных окна.

Автобусы должны иметь аварийные люки,‭ ‬минимальное число которых при пассажировместимости не более ‬50‭ ‬человек ‬- 1,‭ ‬более ‬50‭ ‬человек ‬- 2.

Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны транспортного средства,‭ ‬и по меньшей мере одна из них должна находиться в передней половине транспортного средства.‭ ‬Разрешается устройство двери в задней стенке транспортного средства при условии,‭ ‬что она не является служебной дверью.

Выходы должны располагаться таким образом,‭ ‬чтобы на каждой боковой стороне имелось практически одинаковое их число.‭ ‬Выходы,‭ ‬расположенные с одной стороны транспортного средства,‭ ‬должны равномерно размещаться по его длине.‭ ‬По меньшей мере один аварийный выход должен быть расположен‭ ‬у задней или передней оконечности транспортного средства.‭ ‬Для транспортных средств,‭ ‬предназначенных для перевозки сидящих и стоящих пассажиров,‭ ‬а также в случае,‭ ‬если задняя часть наглухо отделена от пассажирского салона,‭ ‬это предписание выполняется,‭ ‬если в крыше оборудован аварийный люк.

Общие положения. Эксплуатация автомобилей, являющихся транспортными средствами повышенной опасности, требует выполнения основных правил подготовки машин к работе и безопасности движения. Среди многочисленных факторов, влияющих на безопасность и безаварийность работы автомобиля, следует выделить основные: техническое состояние автомашины; физическое и психическое состояние водителя; четкое знание им Правил дорожного движения, безусловное их выполнение, а также: категория и состояние дороги; интенсивность дорожного движения; умение водителя оценивать непрерывно меняющуюся дорожную ситуацию и принимать правильные решения в выборе скорости и направления движения, умело согласовывать свои действия с действиями других участников движения. Опыт водителя и умение правильно использовать технические возможности автомобиля также влияют на безопасность движения.

Конструкции современных автомобилей в основном удовлетворяют требованиям безопасной эксплуатации. Подготовка автомобилей разных типов и назначений к эксплуатации и поддержание их в нормальном техническом состоянии регламентированы. Особое внимание уделено техническому состоянию систем, непосредственно влияющих на безопасность движения. К ним относят: состояние рабочей и стояночной тормозных систем; рулевого управления; внешних световых приборов; стеклоочистителей и омыва- телей ветрового стекла; шин; двигателя и других элементов, предусмотренных конструкцией автомобиля. Запрещается вносить изменения в конструкцию автомобиля, ухудшающие безопасность его эксплуатации.

Техническое состояние автомобиля. Тормозная система должна действовать эффективно, не вызывая заноса автомобиля. Тормозной путь при дорожных испытаниях рабочей тормозной системы на сухом шоссе с твердым покрытием с заданной начальной скоростью не должен превышать установленные нормы. Не должна быть нарушена герметичность гидравлического и пневматического приводов. В гидроприводе тормозов не должно быть воздуха. Если свободный ход педали увеличился или зажглась контрольная лампа сигнального устройства, то необходимо выяснить и устранить причину нарушения нормальной работы тормозов и прокачать гидропривод тормозов, удалив из него воздух. Необходимо своевременно регулировать и, если необходимо, заменять неисправные детали или агрегаты механизма привода тормозов.

Если автомобиль оборудован пневматическим приводом тормозов, то нельзя начинать движение машины, если давление в пневмосистеме привода ниже 0,5 МПа, и необходимо не допускать снижения давления при движении ниже этого значения. При давлении ниже 0,5 МПа загорается контрольная лампа на щитке приборов. На длительных спусках нельзя выключать из работы двигатель, чтобы не израсходовать весь запас воздуха из баллонов пневмосистемы. На автомобилях с гидроприводом тормозов при выключенном двигателе не будет работать вакуумный усилитель тормозов.

Конденсат из воздушных баллонов сливают только при наличии давления воздуха в системе. При высокой влажности воздуха и зимой конденсат следует сливать ежедневно во избежание замерзания его в приборах и трубопроводах. После слива рекомендуется заполнить систему воздухом и остановить двигатель.

Сцепляют и расцепляют прицеп с автомобилем только на горизонтальной площадке с твердым покрытием. Если прицеп оборудован комбинированным тормозным приводом, то при сцепке нужно пользоваться только двухпроводной системой.

Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное стояние: транспортных средств с полной нагрузкой на уклоне до 16% включительно; грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии на уклоне 31% включительно; легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии на уклоне до 23% включительно.

Рулевое управление должно находиться в нормальном техническом состоянии. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать допустимые значения. Правилами дорожного движения установлено, что для легковых автомобилей и грузовых, созданных на их базе, суммарный люфт, измеренный по углу поворота рулевого колеса, не должен быть больше 10°; для автобусов - 20°; для грузовых автомобилей - 25°.

У грузовых автомобилей с гидроусилителем рулевого управления люфт рулевого колеса при работающем на малых оборотах двигателе также не должен превышать 25°, у нового автомобиля - не больше 15°. Систематически проверяют люфт в шарнирах рулевых тяг и деталях привода. При наличии люфта его устраняют регулировкой, в необходимых случаях заменяют изношенные детали.

Для автомобилей, оборудованных гидроусилителями рулевого управления, запрещается длительная буксировка автомобиля с неработающим двигателем. Нельзя выключать двигатель на длительных спусках и при движении накатом, так как перестает работать гидронасос и затрудняется управление автомобилем. Не следует долго двигаться с вывернутыми в крайнее положение колесами, например при выезде из колеи, так как из-за перегрева масла может выйти из строя гидронасос гидросистемы. Допускается кратковременное движение на пониженной скорости с неисправным гидроусилителем до гаража. В систему гидроусилителя рулевого управления на заводе заливают всесезонное масло марки Див течение эксплуатации его замены не требуется. В ходе эксплуатации автомобиля следят за уровнем масла в гидроусилителе и доливают его до установленного уровня.

Шины. От состояния шин зависит сцепление их с дорогой. Шины легковых автомобилей должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 1,6 мм, грузовых автомобилей и их прицепов - не менее 1,0 мм, автобусов - не менее 2,0 мм. Автомобили должны оборудоваться шинами, рекомендованными заводом-изготовителем, в соответствии с типом, размером и допустимой нагрузкой. Не допускается установка шин разной размерности, разного типа (диагональных и радиальных) и с разным рисунком протектора на одну ось, поскольку ухудшается управляемость автомобиля. Давление воздуха в шинах следует поддерживать в соответствии с техническими условиями на их эксплуатацию и проверять при полностью остывших шинах. Снижение давления в шинах на 25% уменьшает срок их службы в 2 раза. Кроме того, состояние протектора шин и давление в них воздуха влияют на устойчивость и управляемость автомобиля. В автомобилях высокой проходимости, оборудованных шинами с малым числом слоев корда и системой централизованного изменения давления в них, допускается снижение давления воздуха только для улучшения проходимости при преодолении тяжелых для движения участков пути. Снижение давления в шинах ниже 0,05 МПа может привести к выходу их из строя.

Внешние световые приборы. Их число, тип и расположение должны соответствовать требованиям конструкции автомобиля. Они должны быть в исправном состоянии и отрегулированы так, чтобы не мешать другим участникам движения, и сигнализировать о начале движения и об изменении направления движения, остановке или маневрировании. Не допускаются установка и использование внешних электроосветительных приборов, не разрешенных Правилами дорожного движения.

Стеклоочистители и омыватели ветрового стекла должны находиться в исправном состоянии.

Двигатель. В отработавших газах не должно быть выброса токсичных веществ (СО, СН, NO x) больше, чем предусмотрено законодательством. Перед работой двигатель автомобиля следует прогревать до устойчивой его работы на холостых оборотах и не начинать движения, если на щитке приборов горят сигнальные лампочки с красными светофильтрами. Запрещается прогревать двигатель в закрытом помещении с плохой вентиляцией во избежание отравления отработавшими газами. Не должно быть нарушений герметичности системы питания.