Как снять и установить маховик. Его дефектовка

Поскольку болт маховика является стандартным расходным элементом, производители авто рекомендуют замену комплекта (6 штук) при каждом демонтаже «аккумулятора» кинетической энергии ДВС – маховика. Существуют нюансы откручивания болтов, выбора по каталогу и в магазине, закручиванию во время установки маховика.

Схема крепления маховика

Для удобства пользователя авто производители смещают ось одного резьбового отверстия для болтов маховика на несколько градусов, поэтому установить эту деталь неправильно невозможно физически. Тем не менее, водители обычно перестраховываются дополнительно, ставя метки краской при демонтаже.

По аналогии с фланцевыми соединениями здесь использовано 6 болтов, вкручиваемых в тело коленвала , расположенных через 60 градусов, кроме одного смещенного специально. Для данной формулы резьбового соединения применяется затяжка по специальной схеме, так как полноценного «креста» здесь нет:

  • два болта напротив друг друга по оси диаметра;
  • два болта рядом с предыдущими в той же последовательности;
  • оставшиеся два болта по тому же принципу.

Внимание: Запрещено применять трубчатые «усилители» и наращивать ключи. Вместо этого следует использовать динамометрический ключ.

Почему болты срезает?

На вопрос, нужно ли менять болты для фиксации на коленвале маховика, каждый производитель отвечает заранее, в инструкции по эксплуатации – по возможности при каждой разборке этого узла. Срезать болт может по нескольким причинам:

  • возникновение люфта при откручивании, увеличение рычага для срезающих усилий;
  • неверный выбор класса прочности болта.

При перетяжке резьбы срезать болт рабочие усилия не могут, так как крепеж просто выпадает наружу из-за срезанных ниток.

Выбор крепежа

Чтобы крепежный элемент не оборвало при эксплуатации двигателя, конструкторы рассчитывают болты по нагрузкам. Известными данными являются:

  • температурные режимы эксплуатации;
  • количество болтов в соединении.
  • В зависимости от марки стали рассчитывается усилие среза резьбы и тела болта, растяжение. Поскольку болты являются стандартными деталями, их выпускают и классифицируют согласно стандарту ГОСТ, а для конкретных соединений сборочных единиц выбирают по следующим критериям из таблиц этих ГОСТ:

    • класс прочности;
    • марка стали;
    • способ изготовления;
    • тип и количество шлицов;
    • габаритные размеры (диаметр резьбы и длина).

    Усилие затяжки определяется автоматически, но уже из других таблиц по классу прочности. Дополнительно в зависимости от количества болтов в сборочном соединении и их взаимного расположения в пространстве применяются различные схемы протягивания.

    Самой популярной схемой служит «крест», когда болты протягиваются напротив друг друга на одной оси до конкретного значения усилия, затем другие, но уже по оси, под прямым углом к предыдущей.

    В формуле болтового соединения фланца с 6 болтами схема «крест» не работает, поскольку оси сдвинуты, не на 90, а на 60 градусов относительно друг друга, поэтому выбирается другая последовательность, указанная выше и далее по ходу этого руководства.

    Класс прочности

    Традиционно в любое изделие, выпускаемое промышленным способом, закладываются материалы с минимально возможной себестоимостью изготовления, обеспечивающие необходимый запас надежности.

    Другими словами, мостовые и крановые болты, считающиеся самыми надежными, сделанные из высокопрочных сталей, обойдутся слишком дорого для ненагруженных соединений. Это экономически не целесообразно, на практике не используется.

    Хотя, при желании любой пользователь может использовать эти стандартные детали, чтобы они гарантированно не были срезаны маховиком при эксплуатации.

    По классификации ГОС 1759.4 существует 11 классов прочности болтов: 3.6, 4.6, 5.6, 5.8, 6.6, 6.8, 8.8, 10.9 и 12.9. Две цифры маркировки через точку обозначают:

    • первая – умножается на 100, указывает предел прочности растяжения металла в Н/мм 2 ;
    • вторая – умножается на 10, указывает отношение предела текучести к началу необратимой пластической деформации в процентах.

    При выборе стандартной резьбовой детали в соединение закладывается минимум двукратный запас прочности по последнему значению, в идеале трехкратный запас надежности. Например, в башенных и мостовых кранах применяются болты класса 8.8 и выше.

    Способ изготовления и материалы

    Класс прочности определяется двумя факторами – маркой стали и способом изготовления болта. Практически невозможно сорвать резьбу или срезать болт, изготовленный методом холодной/горячей высадки. Резьба формируется на теле заготовки на автомате накаткой, проходит термообработку, покрывается защитным составом.

    Сталь 35 считается универсальным материалом, позволяющим получать разные классы прочности за счет применения неодинаковых технологий:

    • на токарно-винторезных станках из нее изготавливают болты класса 5.6;
    • объемной штамповкой на прессах высадочных получают класс 6.6 либо 6.8;
    • после закаливания деталей, произведенных предыдущими способами, достигается класс 8.8.

    Для остальных сталей справедлива таблица классов прочности:

    Для фиксации маховика используются болты М8 – М12, а маркировка является обязательной для стандартных изделий от М6 и выше. Однако изделия, выточенные на станке, клеймятся очень редко для сокращения себестоимости. На штампованных и произведенных методом накатки болтах маркировка присутствует на торце или гранях головки.

    Демонтаж маховика

    Перед тем, как открутить маховик с коленчатого вала, потребуется обеспечить доступ к этому узлу. Для этого автомобиль устанавливается на яму и поддомкрачивается для снятия переднего водительского колеса, либо заезжает на подъемник. Последовательность действий следующая:

    1. из коробки КПП сливается масло;
    2. демонтируется стартер и коробка, снимается сцепление;
    3. несмотря на асимметричное расположение одного болта, делается отметка взаимного расположения коленвала и маховика;
    4. прикипевшие болты обрабатываются аэрозолем WD-40, откручиваются наполовину с одновременным удержанием от проворачивания маховика отверткой за болт крепления КПП, который вкручивается специально для этой цели;
    5. вначале полностью выкручиваются 5 болтов, затем откручивается последний, маховик в это время придерживается от падения свободной рукой пользователя.

    Основной проблемой становятся оборванные болты, резьбовая часть которых остается заподлицо в теле коленвала, и срезанная резьба внутри отверстий маховика. Первую проблему решает высверливание глухого отверстия в теле обломка болта, в которое заводится специальный инструмент – экстрактор.

    Резьба на нем обратная, конусная, поэтому при выкручивании при помощи гайковерта, дрели или аккумуляторного шуруповерта экстрактор надежно зацепляется внутри обломка болта и проворачивает его по резьбе на отворот.

    Отверстия с неполной или сорванной резьбой реставрируются другим способом:

    1. высверливается отверстие следующего ремонтного размера для всего комплекта болтов;
    2. метчиком нарезается новая резьба;
    3. используются болты большего диаметра с учетом класса прочности.

    Если реставрация посадочных резьбовых отверстий уже производилась, высверливается отверстие большего диаметра под ремонтную втулку, которая впрессовывается, вваривается или вкручивается на резьбе. Внутри втулки изготавливается резьба под диаметр болта меньшего ремонтного размера.

    Установка и балансировка

    Чтобы в следующий раз открутить болт без усилителя и экстрактора необходимо при сборке использовать динамометрический ключ и рекомендации производителя. В мануалах для каждой модели авто имеется подробная информация по схеме и усилию затяжки. Производители рекомендуют применять анаэробный фиксатор резьбы, в котором смачивается вся часть болта, вкручиваемая в тело коленвала.

    Расчет усилия затяжки

    В официальном мануале для транспортного средства рекомендуется, чтобы пользователь поменял болты при каждом снятии маховика на новый комплект. Приводятся усилия и схема, как затянуть крепеж при сборке.

    Например, для ВАЗ/Lada указано затягивание по четырехступенчатой схеме вкручивания болтов М10 х 1,25:

    1. По нижней схеме с усилием 62 Нм;
    2. затяжка до 87 Нм аналогичным образом;
    3. контрольный поворот головок на 90 градусов;
    4. фиксирующий поворот еще на 90 градусов.

    При использовании динамометрического ключа со шкалой кгс х м момент затяжки составит 6,2 и 8,7 единиц, соответственно.

    Однако в эту таблицу по умолчанию заложен крепеж класса прочности 12,9 единиц. На практике часто используются болты класса прочности 4,6 – 8,9, поэтому лучше использовать универсальную таблицу ГОСТ для моментов резьбовых соединений всех типоразмеров.

    Регулировка биения

    Маховик является массивной деталью, смещающей центр тяжести сборочной единицы коленвала, поэтому в идеале после каждого ремонта, замены оригинальным изделием, облегченным вариантом или двухмассовым маховиком необходима балансировка на стенде:

    • отдельно коленчатый вал;
    • в сборе с маховиком;
    • затем с присоединенной корзиной сцепления.

    Кроме того, проверяется зазор между посадочными поверхностями деталей сборочной единицы. При необходимости придется выкрутить болт напротив участка с зазором, протянуть крепеж до полного контакта, затем затянуть ослабленный болт заново.

    Если болты открутились во время движения, скорее всего, придется заменить маховик, так как коленвал не прекратит вращения, разобьет посадочные резьбовые отверстия в маховике. Возможна деформация элементов сцепления и прочие поломки.

    Болты для иномарок

    Чтобы избежать путаницы с крепежными болтиками маховиков двигателей авто иностранных производителей в отсутствие мануала с переводом на русский язык, составлена таблица для некоторых иномарок:

    Автомобиль Оригинальная деталь Допустимые аналоги
    параметры цена (руб.) производитель цена (руб.)
    Форд 500 JP Group 300
    Вольво М10х1, длина 19,5 мм, класс 12.9 600 SWAG 300
    Ауди 500 Febi Bilstein 200 – 300
    Фольксваген М10х1, длина 19 мм, класс 12.9 400 SWAG 300
    Man М16х1,5, длина 73 мм, класс 10.9 700 PE Automotive

    Trucktec Automotive

    300
    Evobus М12х1,5, длина 26 мм, класс 10.9 500 Febi Bilstein 400
    Мерседес Бенц М14х1,5, длина 60 мм, класс 10.9 700 DT 600

    На отечественной Лада Гранте маховик крепится болтами М10х1,25 с усилием затяжки 62 Нм, затем 87,4 Нм, доворотом на 45 градуса дважды.

    Таким образом, болты маховика настоятельно рекомендуется обновлять при каждом ремонте сборочной единицы. Очередность вкручивания динамометрическим ключом немного отличается от классического «креста», но интуитивно понятна пользователям.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    Подробная процедура по снятию на автомобиле ВАЗ 2110 маховика, его дефектовка (определение дефектов и их устранение по возможности) и обратная установка.


    Со временем значительного пробега нашего автомобиля начинаются проблемы со сцеплением, оно ухудшается. Обычно маховик не требует замены аж до 200-300 тысяч километров пробега машины и даже более, но если он начинает выходить из строя после 50 или 100 тысяч км., то тут нужно искать причину его быстрого износа (это может быть суровая езда, погодные условия или дефекты сцепления, которые следует устранить). Сама процедура по замене маховика не сложная, но требует определённых затрат по времени, ведь из-за этой детали придётся сделать демонтаж коробки передач и разобрать сцепление (читайте про на машинах ВАЗ).

    Снятие и дефектовка маховика:

    1. Перед началом работы снимите АКБ (смотрите статью ) с автомобиля, слейте из коробки передач масло и снимите .

    2. Произведите снятие коробки передач и разборку .


    3. Теперь, когда добрались до маховика, открутите крепящие его шесть болтов. Но для этого обратно поставьте один болт крепления коробки передач и вставьте одной рукой отвёртку в зубья маховика, чтобы он не прокручивался в процессе откручивания болтов.

    4. Придерживая одной рукой маховик, – другой снимите с финальным болтом стопорную пластину болтов.


    5. Теперь аккуратно с фланца коленчатого вала снимите маховик.


    7. Если с ободом зубьев всё в порядке, то переключите взгляд на прилегающую поверхность ведомого диска, она не должна иметь глубокие ссадины и прочие дефекты.

    8. Также подобную дефектовку проведите с обратной стороны ведомого диска, а точнее смотрите на прилегающую часто – фланец коленчатого вала.

    Если в 7 или 8 пунктах просматриваются подобные искажения, то маховик необходимо заменить новым или отремонтировать – прошлифовать на специальном оборудовании в автомастерской.


    9. Чтобы произвести точную проверку или ремонт ведомого диска сцепления, – отправляйтесь с ним в автомобильную мастерскую, где имеется требуемое оборудование. Действия и рекомендации по ремонту маховика:
    • Дефектовка прилегающей поверхности диска сцепления (3) не должно быть больше 0,06 мм.
    • Не параллельность верхней поверхности прилегания ведомого диска и нижней (2) для крепления сцепления не должна быть более 0,1 мм.
    • На плоскостях диска сцепления (1 и 3) биение не должно быть больше чем 0,1 мм.
    • При прочистке поверхности маховика (3) от ссадин и рисок следует знать, что максимально можно снять слой металла не больше 1 мм.
    • Одновременно со стороной (3) следует прошлифовать и поверхность (2). Для этого между ними соблюдайте ступень с высотой 0,5±0,1 мм. При проточке соблюдайте параллельность прилегающих поверхностей (1 и 3).
    10. Как с прочисткой поверхности маховика закончите, приступайте к его обратной установке. Первым делом обезжирьте болты и резьбовые отверстия под них, а после чего на их резьбу нанесите герметик. Монтируйте деталь обратно в порядке снятия, только совместите правильно отверстия на фланце коленчатого вала и маховике (они расположены асимметрично).

    Если вас врасплох застала протечка смесителя и вам нужно срочно заменить кран-буксу, в этом нет ничего страшного, потому что для того, чтобы открутить маховик и проверить ее исправность, нужно знать простой порядок действия в таких случаях.

    Вам понадобится

    • - отвертка плоская
    • - отвертка крестовая

    Инструкция

    Прежде чем приступить к разбору смесителя, обязательно убедитесь в том, что вентиль подачи воды находится в закрытом положении и вода перекрыта, иначе вы можете столкнуться с внезапным затоплением собственной квартиры.

    Для того, что открутить маховик , сначала снимите декоративную заглушку на нем (это может быть синий, красный кружок или просто заглушка с надписью Cold или Hot, в зависимости от фирмы производителя смесителей и от того, для какой воды вы хотите снять маховик ). Они обычно просто вставлены в корпус маховик а или откручиваются простым движением руки. Если на вашей модели смесителя нет декоративного колпачка, посмотрите, возможно, маховик закреплен с помощью винта, который расположен у его основания. В таком случае вам нужно просто выкрутить этот винт, и маховик снимется.

    Сняв декоративную заглушку, посмотрите, какой там стоит винт. Подберите нужную отвертку и аккуратно выверните его. Когда винт будет полностью выкручен, маховик легко снимется. Некоторые виды маховик ов (например, крестообразные) не просто насаживаются на кран-буксу, а прикручиваются к ней на резьбу. Обратите на это внимание, если у вас возникнут трудности, когда будете снимать маховик .

    Обратите внимание

    Когда вы закончите установку маховика на место, обязательно убедитесь в том, что все детали установлены на место и все прочно закреплено, иначе при подаче воды, может появиться протечка.

    Полезный совет

    Если вам нужно открутить маховик, который уже давно не снимали, вы можете столкнуться с тем, что винт, расположенный под декоративной заглушкой, заржавел и не двигается с места. В таком случае, снять маховик, не повреждая его очень трудно. Вам нужно будет либо высверливать ржавый винт тонким сверлом, либо распиливать маховик ножовкой по металлу. А если вам нужно сохранить маховик, попробуйте капнуть на ржавый винт машинного масла и антифриза, чтобы ржавчина растворилась.


    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Все интересное

    Если ваше сцепление не работает должным образом, то при нажатии на педаль вы услышите скрежет. Замена диска сцепления - сложная задача, ведь вам придется разбирать коробку передач. Вам понадобится- Руководство по эксплуатации для автомобиля;-…

    Если вам необходимо разобрать ноубтук или телефон для ремонта или чистки, но вы обнаружили, что у крепежных винтов сорваны крестовые головки - это не повод отчаиваться. Вам понадобится- маленькая отвертка;- суперклей;- паяльник с узким жалом;-…

    Облегченный маховик – важная часть тюнингового автомобиля. Добавление этого элемента придает автомобилю небывалую прыть, и этому есть свое объяснение: быстрее происходит набор оборотов двигателя, уменьшается вес мотора, а также снижается нагрузка на…

    Обладая внушительными размерами и большим весом, маховик двигателя стабилизирует частоту вращения коленвала. Но только при условии соблюдения безупречной балансировки детали. Иначе он может разрушить сначала задние, а потом и последующие коренные…

    Во время ремонта автомобиля или мотоцикла, домашней или садовой техники приходится откручивать множество крепежных деталей, различных металлических и других элементов. Очень часто при этом мы сталкиваемся с сорванными винтами, удаление которых…

    Даже дорогие смесители со временем ломаются, к примеру, начинают пропускать воду в закрытом состоянии. Но не стоит рубить с плеча, заменяя неисправный смеситель новым. Его еще можно отремонтировать. Чтобы своими силами продлить жизнь смесителю,…

    Одним из самых слабых подверженных поломкам мест любого бытового смесителя или водяного крана является его запорный механизм, называемый также кранбуксой. Даже получившие широкое распространение вентили с керамическими задвижками часто выходят из…

    Некоторые виды сантехнических работ могут быть выполнены самостоятельно, без привлечения квалифицированного специалиста. Это, прежде всего, относится, к ремонту или замене смесителя на кухне или в ванной комнате. В каждом конкретном случае демонтаж…

    Наверно у каждого человека в хозяйстве имеются старые смесители. Именно они создают много проблем, таких как течь крана или плохое закрывание. Не нужно удивляться, ведь у кран-букс на конце имеется уплотнительная резинка. Он со временем изнашивается…

    В ремонте ванных комнат часто используются современные смесители, в которых роль двух кранов играет один общий рычаг, подающий как холодную, так и горячую воду в разных положениях. Красивый и дорогой однорычажный смеситель радует владельцев до тех…

    Швейные машинки «Чайка», несмотря на то, что они были выпущены довольно давно, есть у многих людей. Если у вас тоже есть такая швейная машина, и вы хотите увеличить срок ее службы, научитесь правильно пользоваться машинкой и настраивать…

    Во время запуска двигателя стартер входит в зацепление с маховиком и, проворачивая коленвал, заводит мотор. Именно так производится пуск силовой установки исправного автомобиля. Но когда повреждены бендекс стартера или венец маховика, то из-под…

    Не всем современным автовладельцам удается использовать дорогостоящие услуги станций технического обслуживания. Некоторые, пусть даже трудоемкие, операции приходится выполнять в одиночку. Для этого требуются определенные навыки выполнения ремонтных работ. Чтобы заменить сцепление или устранить неисправности в двигателе или трансмиссии на большинстве техники российского автопрома недостаточно иметь примитивный инструментарий и знать в теории как открутить маховик.

    Прежде всего необходимо вымыть автомобиль, установить его на гаражную канаву или эстакаду, слить из него охлаждающую жидкость и масло, снять аккумулятор и после демонтажа всего навесного оборудования с коробкой перемены передач, открутить опоры двигателя, чтобы извлечь агрегат из-под капота, при помощи соседей по гаражу или какого-либо грузоподъемного приспособления, способного поднимать более 200 кг. Теперь можно решать вопрос о том, как снять маховик.

    Двигатель укладывается на специальный стол, или в условиях гаража, на старую покрышку от колеса, чтобы иметь возможность выполнять необходимую перекантовку. На кожух сцепления устанавливается приспособление для фиксации коленчатого вала от проворачивания. Затем, снимается сцепление в сборе и вынимается подшипник первичного вала. После отворачивания крепежных болтов решается задача, как поменять маховик.

    Для достижения более высоких показателей по приемистости и другим динамическим качествам, при ремонте или выполнении тюнинга можно установить облегченный на 3-4 кг маховик. Это позволит снизить нагрузку на детали трансмиссии. В случае необходимости ремонта штатного маховика производится тщательный осмотр всех сопрягаемых поверхностей, зубчатого венца и отверстий крепления. Трещины не допускаются. Следы износа от заклепок допускается убрать на токарном станке в специальной оправке. Допускается протачивать не более 1 мм.. Работа выполняется в специальной оправке.

    Для более качественного ремонта, нужно иметь представление о том, как проверить маховик. Не допускается облегчение штатного маховика более, чем на 1 кг от общей массы. Зубья венца не могут иметь сбоин и сколов. При отсутствии даже одного зуба, требуется замена венца. Индикаторная проверка не параллельности посадочной поверхности и поверхности трения ведомого диска сцепления не может превышать 0, 01 мм. Если нет возможности выполнения токарных работ, можно поискать маховик на разборках или приобрести в магазине.

    Умение работать, и знание устройства позволяет в одиночку делать сложные ремонты. Однако качество работы не всегда зависит от качества инструмента и умения исполнителя. Современные автомобили содержат в себе набор сложных решений, которые не могут быть выполнены простыми слесарными операциями. Многие контрольные операции без компьютера просто невозможны. Двухмассовый маховик не поддается гаражному ремонту. Но заменить маховик в одиночку в настоящее время еще возможно.