Как уйти от встречного столкновения. Занимательная физика

Кошмар любого водителя - навстречу летит другой автомобиль. Еще хуже если это грузовик. Только что вы спокойно ехали по своей полосе и тут неожиданно появилась старуха с косой. Но если знать несколько простых правил и уметь управлять своим автомобилем в нештатных ситуациях, то можно избежать лобового столкновения или хотя бы уменьшить его последствия.

Тормозите

Во большинстве мировых правил дорожного движения содержится одна и та же мысль - при возникновении опасной ситуации водитель обязан принять меры для снижения скорости движения вплоть до остановки. То есть правило простое - в любой непонятной ситуации тормози.

Да, это не идеальное решение для ста процентов случаев. Иногда действительно лучше было бы проскочить на скорости или сманеврировать как-то иначе. Но пока все просчитаешь, уже трижды погибнуть успеешь. А чем меньше скорость, тем легче последствия аварии. Поэтому при опасности - педаль тормоза в пол, колеса прямо.

Инструктора по вождению советуют отрабатывать экстренное торможение регулярно, хотя бы раз в пару месяцев устраивая себе и автомобилю проверку. На пустой дороге попробуйте ударить по тормозам на скорости сначала 60, потом 90 км/ч. Это покажет поведение машины при экстренном торможении и работоспособность системы. В нештатной ситуации будет проще после такой подготовки.

Маневрируйте после торможения

Первая мысль, которая приходит в голову многих водителей при виде опасности - резко повернуть руль и уехать подальше от опасности. Такое поведение обосновано эмоциями, инстинктами, но никак не логикой. За редким исключением. Дело в том, что все более менее умеют вести машину прямо, но маневрировать на скорости намного сложнее. При резких движениях рулем на скорости машина очень легко уходит в занос и становится неуправляемой. Именно это и приводит к самым тяжелым столкновениям.

Поэтому правильнее сначала оттормозиться и только потом маневрировать. Именно: сначала торможение, потом маневрирование, не одновременно. Распространенная ошибка - вертеть руль с зажатой педалью тормоза. Заблокированные колеса легко уходят в скольжение и машина становится неуправляемой. Поэтому оттормозились насколько возможно, отпустили педаль тормоза и после этого пытаемся уехать от опасности.

Часто бывает, что времени уйти от опасности не остается. Но в таком случае скорость столкновения будет намного ниже и поэтому последствия тоже будут легче. Особенно если второй участник аварии будет действовать также. Второй момент в этой ситуации - лобовое столкновение с полным перекрытием намного безопаснее касательных ударов.

Посмотрите на результаты краш-тестов. При ударе всей передней частью у большинства автомобилей салон остается цел, а пассажиров защищают подушки и ремни. А при ударах по касательной последствия обычно тяжелее. Но именно такой удар часто и происходит при попытках разъехаться. Поэтому вывод простой - сначала тормоз, потом крутим руль, если есть место для маневра.

Уезжаем на свою обочину

Истории про спасительный маневр на встречку похожи на рассказы выживших непристегнутых водителей. Но это как выигрыш в лотерею - бывает очень редко и рассчитывать на такое не стоит. Скорее всего на встречной полосе будет кто-то ехать и с ним разминуться уже не получится. Причем скорость этого автомобиля может быть выше того, что вынудил маневрировать.

Поэтому по возможности остаемся в своей полосе, тормозим на прямых колесах и уходим на обочину, если она свободна. Но тут важно учитывать действия водителя, который выехал вам в лоб. Он тоже может попытаться уйти от столкновения на вашей обочине и тогда лобовое столкновение произойдет там. Поэтому включить поворотник будет не лишним. Конечно, смешно звучит, но в экстренной ситуации все средства хороши. Беда только в том, что времени на них часто не хватает.

Выезжать на встречную полосу или на левую обочину имеет смысл только если там очевидно свободно или на правой обочине нет возможности выехать - идут люди, стоит отбойник или еще что-либо. Тогда при наличии времени стоит рискнуть и принять влево.

Напомните о себе

Возможно, вас просто не видят. Включите дальний свет и подайте звуковой сигнал. Тогда у обгоняющего водителя появится возможность среагировать раньше. Также звуковой сигнал может разбудить спящего водителя. Бывает, в экстренной ситуации люди впадают в ступор и просто теряют способность действовать. Громкий звук гудка способен вернуть ясность ума. Как и мигание дальним светом. Также включайте аварийную сигнализацию, чтобы предупредить об опасности следующих за вами водителей.

На заре автомобильного дорожного движения лобовое столкновение автомобиля с другим автомобилем, движущимся или неподвижным, или статическим препятствием являлось безоговорочно главной причиной аварий с тяжёлыми травмами и летальными исходами. Ныне скорости автомобилей, их масса и количество на дорогах настолько возросли, что не меньшую опасность таят в себе и боковые столкновения, и удары сзади и так далее. Тем не менее, лобовое столкновение остаётся той ситуацией, которую заслуженно опасаются в наибольшей степени участники движения.

Очевидный ответ на очевидный вопрос

Казалось бы, нет нужды объяснять, почему именно лобовое столкновение несёт особенную опасность для участников движения, то есть находящихся в автомобиле водителя и пассажиров. Однако подобные вопросы нередко возникают, так что нужно сформулировать очевидные, но от этого не менее соответствующие действительности ответы. Лобовое столкновение опасно тем, что сочетает в себе все основные поражающие факторы дорожно-транспортных происшествий: динамический удар, вызванный почти мгновенной остановкой автомобиля; получение травм от обломков и частей транспортных средств; зажатие пострадавших частями транспортных средств и наступающий при длительном нахождении в таком положение синдром длительного сдавления; воздействие на людей высокой температуры и выделяющихся газов в случае возникновения пожара в результате аварии.

Так что именно поэтому при краш-тестах автомобилей, то есть при проводимых экспериментах, испытывающих машины на безопасность при возникновении аварийных ситуаций, основным тестом является именно лобовое столкновение. Чаще всего используется вариант столкновения тестируемого автомобиля с неподвижной бетонной стеной, что имитирует подобное столкновение в реальной жизни со зданиями, столбами, деревьями и так далее. Кроме того, в последнее время для получения более точных и детальных данных о поведении систем безопасности автомобилей всё чаще воспроизводят столкновение двух машин, одна из которых может быть неподвижной или тоже двигаться с определённой скоростью. Не стоит забывать о том, что и основные средства пассивной безопасности автомобилей направлены на защиту водителя и пассажиров прежде всего от лобового столкновения. Это ремни безопасности, которые уменьшают риск гибели человека при лобовом столкновении в 2-2,3 раза, и о подушках безопасности.

Физика теоретическая и практическая

С лобовым столкновением связан любопытный теоретический спор, который стал особенно популярен в последние годы благодаря распространению в Интернете. Он касается вопроса о том, суммируется ли скорость движущихся автомобилей при лобовом столкновении. То есть, является ли лобовое столкновение двух автомобилей, движущихся со скоростью 70 километров в час, эквивалентным столкновению автомобиля с неподвижной стеной на скорости в 140 километров в час. Вообще-то, на первый взгляд, сложить скорости двух автомобилей является довольно логичным умозаключением. Но в действительности и расчёты, и эксперименты показали, что при прочих равных и строгих параметрах при лобовом столкновении двух автомобилей на скорости 70 километров в час на каждый автомобиль будет воздействовать такое же количество кинетической энергии, сколько и при столкновении с недеформируемой стеной на такой же скорости. Дело в том, что при столкновении энергия гасится за счёт деформации кузова автомобиля, то есть в дело вступает сила сопротивления. И в случае с двумя движущимися автомобилями этот процесс умножается на два, что и в итоге и дает те же самые характеристики лобового столкновения, что и в случае с неподвижным объектом.

Но это, как бы, теоретическая физика лобового столкновения. Практическая же сторона проблемы главное значение имеет в том, как же свести к минимуму травмы находящихся в автомобиле людей, когда становится ясно, что лобового столкновения уже не избежать. В данном случае советов немного, но они могут спасти жизнь. Главный совет это, конечно, соблюдать правила дорожного движения в той части, которые касаются использования ремней безопасности - для водителя и пассажира на переднем сиденье это вопрос жизни и смерти. К тому же и подушки безопасности при столкновении срабатывают лишь тогда, когда ремни пристёгнуты. В остальном советы просты: если есть возможность, постараться сместить автомобиль, чтобы удар пришёлся по касательной. Кроме того, водитель должен зафиксировать руки на руле и спрятать в них лицо - что важно для предотвращения повреждений глаз и лица в целом. У пассажира на заднем сидении задача другая - нужно сократить площадь тела, которое может подвергнуться воздействию осколков и частей транспортного средства. Для этого необходимо лечь на сидение боком и закрыть лицо руками.

Александр Бабицкий


Несомненно, любое ДТП – это крайне неприятное происшествие, которое нередко заканчивается трагедией. Однако, как бы ни хотелось сторонам побыстрее все забыть, в любом случае, необходимо определить виновника и оценить причиненный ущерб. Помочь в выполнении такой задачи может правильная классификация вида ДТП и воссоздание общей картины событий, частью которой является скорость движения обоих автомобилей.

Расчет скорости, и как происходит лобовое столкновение

Многие автолюбители считают, что при столкновении двух машин лоб в лоб их скорости суммируются, и конечный результат окажется таким же, как при столкновении одного автомобиля на суммарной скорости об бетонную стену.

То есть предположим, что два транспортных средства перед столкновением двигались со скоростью 65 км/ч каждое, но будет ли это означать, что один такой автомобиль, врезавшийся на скорости 130 км/ч в бетонную стену, получит такие же повреждения, как и машины в предыдущем варианте? Складываются ли скорости при лобовом столкновении? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.

При столкновении транспортных средств все происходит буквально за считанные секунды, в течение которых каждый из автомобилей деформируется, либо полностью разрушается. Основными факторами, влияющими на силу разрушений, выступает конструкция машин и их скорость, а по линии удара действует ударный импульс. Направленность этой линии в процессе столкновения зависит от направления и скорости перемещения двух тел. Если транспортные средства передвигались на разных скоростях, то и линия удара пройдет под меньшим углом по отношению к оси машины, движущейся с большей скоростью.

В то же время, рассматривая столкновение транспортного средства с каким-либо препятствием, в этом процессе можно выделить два последующих этапа: момент соприкосновения (считается до момента максимального сближения) и момент перемещения транспортного средства , который длится до самого разъединения автомобилей. Первый этап характеризуется частичным переходом кинетической энергии движения в потенциальную тепловую энергию, энергию упругой деформации и т.д. С началом второго этапа, полученная потенциальная энергия деформации снова трансформируется в кинетическую энергию транспортного средства. Если же речь идет о неупругих телах, то удар закончится уже на первом этапе.

Даже если предположить, что машина двигалась с небольшой скоростью, ее кинетическая энергия будет достаточно большой, а удар в неподвижную стену с большой массой приведет к поглощению всей его энергии. Прочная и жесткая стена почти не деформируется.

Конечно, нельзя сказать, что удар о каменную стену будет полностью идентичным столкновению двух одинаковых легковых машин. К примеру, если одно транспортное средство движется быстрее другого, то суммарная энергия, выделяемая при столкновении, будет меньше аналогичного показателя в предыдущем случае. Более легкий автомобиль или транспортное средство, передвигающееся с меньшей скоростью, получит больше энергии, чем та, которую они имели до момента столкновения. То есть, выясняя, суммируется ли скорость при лобовом столкновении, необходимо понимать, что прибавить необходимо не этот показатель, а импульсы – сочетание скоростей и масс.

Энергия тратится на деформацию (сопровождается выделением тепла) и упругую деформацию с изменением импульса (скорости по модулю направления). Баланс данных деформаций определяется начальными условиями ДТП, а конечный результат исходит из баланса происходящих деформаций. Таким образом, происходит гашение импульсов.

Распространенные причины лобовых столкновений автомобилей

Если вас интересует, как можно избежать лобового столкновения, тогда нелишним будет знать о возможных причинах, которые приводят к подобной неприятности. Так, в большинстве случаев столкновение транспортных средств является результатом обгона с выездом на полосу встречного движения, объезда разных препятствий (в том числе и других припаркованных автомобилей), пересечения перекрестков (в особенности кольцевых), а также следствием опережения с перемещением в крайнюю левую полосу и перестроения.

Также нельзя не вспомнить и о превышении скоростного режима, что также является частой причиной создания аварийных ситуаций на дорогах. Такое поведение особенно опасно, если автомобилист не владеет основными навыками вождения, вследствие чего машина может опрокинуться (особенно актуально для условий гололеда).

Обратите внимание! Согласно информации, предоставляемой ГИБДД, большая часть лобовых столкновений происходит именно в зимний период, когда поверхность дороги покрывается ледовой коркой, а водители оказываются неподготовленными к подобным погодным условиям.

Нередко первопричиной ДТП также становится излишняя самоуверенность водителей. Решившись обогнать движущееся впереди транспортное средство, далеко не все автомобилисты правильно оценивают скорость автомобиля, едущего по встречной полосе, и попутных транспортных средств. Кроме того, из поля их зрения исчезают различные оптические эффекты, возникающие в результате ограниченной видимости и плохих дорожных условий.

Частой причиной лобовых столкновений автомобилей можно назвать и усталость водителя, который просто засыпает за рулем и несознательно направляет свое транспортное средство на полосу встречного движения. Такое нередко случается с водителями габаритных фур, а понять, что человек спит за рулем, можно, исходя из динамики разгона машины на встречной полосе и траектории ее движения.

Интересно знать! Зарубежное издание «Форбс» называет основной причиной лобовых аварий пьянство водителей. Не секрет, что даже небольшое количество алкоголя в крови человека заметно снижает его реакцию на все происходящее, из-за чего в той же Америке происходит половина всех аварий на дорогах.

Что касается отечественных автолюбителей, то можно с уверенностью сказать, что это далеко не единственное основание для роста аварийных ситуаций на дорогах. Водитель может потерять контроль над управлением автомобиля и вследствие заноса, блокировки руля или выезда на плохой участок дороги.

Так как же уйти от лобового столкновения на трассе, если на вас несется неуправляемый автомобиль? Главное – это постараться избежать удара лоб в лоб , поскольку в таком случае повреждения автомобиля и травмы пассажиров часто оказываются более значительными, чем при других вариантах столкновений (например, при ударе по касательной). Поэтому, первое, что нужно сделать в непредвиденной ситуации – это сбросить скорость и постараться затормозить и только после этого начинать действовать рулем.

Однако, если вы видите, что лобовое столкновение все равно неминуемо, лучше направить авто в сторону от дороги. В любом случае, въезд в кустарник, кювет или сугроб будет менее опасным, чем встреча с встречным транспортом (конечно, больших деревьев, столбов или стен также лучше избегать).

Важно! При лобовом ударе подушки безопасности не срабатывают, поэтому единственное, что может спасти водителя и пассажиров – это ремень безопасности.

Кроме того, как только вы заметили, что встречное авто выехало из своей полосы движения и оказалось практически рядом с вашей машиной, лобовому удару лучше предпочесть касательное столкновение с попутным транспортным средством. Этот совет актуален и для ситуаций, когда на дороге появляется неожиданное препятствие (например, крупное животное), и у вас нет возможности уйти от встречи с ним.

Достаточно большое количество тяжелых или даже смертельных травм появляются вследствие ударов в боковые части транспортного средства. В том случае, когда вы не сразу заметили приближающийся сбоку автомобиль, а остановка собственного транспортного средства точно приведет к столкновению, постараться уйти от него можно и с помощью увеличения скорости. Нужно понимать, что попытка предотвращения лобового столкновения с одним автомобилем всегда может закончиться встречей с другим.

Знаете ли Вы? Согласно официальной статистике ГИБДД России, за первое полугодие 2016 года (с января по июнь) в ДТП погибло больше 8 000 человек, а причиной 34,3 тыс. аварий стало низкое качество дорожного покрытия. В сравнении с прошлым годом, рост подобных ДТП составил 7,8%.

Что делать, если столкновения не избежать

Из-за растерянности многие водители не успевают вовремя среагировать на появившуюся опасность, и часто предпринимать какие-либо действия для ухода от столкновения с летящим на вас автомобилем уже поздно.

Что же делать при лобовом столкновении? На самом деле вариантов у вас немного, и помимо уже описанных действий, основным из которых является попытка ухода от удара лоб в лоб, все, что вам остается, – это предупредить остальных участников дорожного движения об аварийной ситуации. Вполне вероятно, что звуковой или световой сигнал подействует и на водителя встречного транспортного средства, выводя его из ступора. Так, раздающийся в такие моменты громкий сигнал действует как раздражитель, способный привести в чувство растерявшегося или усталого человека.

Однако, если несущийся на вас водитель потерял контроль над своим транспортным средством, то таким образом вы только сможете предупредить остальных водителей о неизбежной аварии, хотя и это уже немало.

Хорошо, если в критической ситуации вы оказались пристегнуты , но если это не так, постарайтесь быстро лечь набок, перебравшись на пассажирское сиденье – это избавит вас от опасных травм от летящих предметов. Пристегнутому водителю также необходимо закрыть руками лицо, что поможет защитить глаза и лицо от осколков разбитого стекла, а также быстро убрать ноги с педалей (так вы убережете себя от серьезных переломов стоп и голеней).

Как бы там ни было, но в любой ситуации стоит сохранять спокойствие и не поддаваться панике. Только так вы сможете сориентироваться и сделать все возможное, чтобы максимально снизить возможность получения повреждений.

Обратите внимание! Разговор по мобильному телефону в процессе управления транспортным средством увеличивает риск аварийной ситуации в четыре раза, а если водитель еще и сообщения додумался набирать, то вероятность получения повреждений при лобовом столкновении увеличивается в целых шесть раз. Скорость реакции водителя в такой ситуации снижается на 9% и 30% соответственно.

Аварии можно избежать, если грамотно спланировать свои действия и продумать заранее, как можно уйти от лобового столкновения в том или ином случае.

Причины, из-за которых происходят аварии и лобовые столкновения

Главная причина, почему случаются лобовые столкновения – один из двух автомобилей вылетает на встречную полосу. Причины этого следующие:

  1. Обгон. Неверная оценка скорости движущегося навстречу транспорта, ситуации на дороге, излишняя самоуверенность, оптические эффекты в туман и дождь, которые искажают зрительное восприятие расстояния, становятся причиной лобового столкновения при обгоне.
  2. Сон водителя встречного автомобиля. Такое случается с водителями большегрузных фур, дальнобойщиками. Автомобилист отключается прямо во время управления машиной. Характерные признаки: долгое нахождение на встречной полосе, когда нет препятствий для возвращения на свою полосу, неуверенная траектория движения – автомобиль виляет. Если на световые и звуковые сигналы водитель не реагирует, следует полагаться только на собственные силы, прикинув траекторию движения машины.
  3. Потеря управления – когда автомобиль заносит на дороге, и он вылетает на встречную полосу. Предугадать траекторию движения машины в этом случае сложно, поэтому, выбирая вариант действий, остаётся лишь надеяться на удачу.
  4. Другие причины.

Что делать, если навстречу несётся автомобиль

Как правильно избежать лобового столкновения, зависит от конкретных условий:

  • состояния дорожного покрытия – асфальт, грунтовая дорога или щебёнка;
  • времени года – ведут себя по-разному, к тому же имеет значение, обледенела ли дорога, либо идёт дождь или снег;
  • от количества участников дорожного движения;
  • от скорости, с которой автомобили приближаются друг к другу, и скорости попутного потока.

Играют значительную, если не главную роль, и способность водителя к быстрому реагированию и принятию решений, умение чувствовать машину и маневрировать в транспортном потоке.

Если совершается обгон

Водитель, который едет по своей полосе, должен оценивать скорость встречных авто, которые совершают обгон, выезжая на его полосу.

Ни в коем случае нельзя в критической ситуации в панике выруливать на встречную полосу без оценки ситуации, так как произойдёт столкновение с автомобилем, который вы пытались обогнать.

Если автомобиль стремительно приближается по встречной полосе и не успевает завершить манёвр, то есть вернуться на свою полосу, водителю едущей навстречу машины нужно начинать торможение на своей полосе. Резко или , зависит не только от скорости встречной машины, но и от наличия транспортных средств, следующих сзади. При резком торможении велика вероятность, что водитель следующей машины не успеет быстро среагировать. И опасность больше не в том, что он нанесёт удар в область багажника, а в том, что этот удар спровоцирует занос авто и потерю управления. Вероятен вынос машины на встречную полосу.


Некоторые водители на полной скорости сразу же съезжают на обочину. Но торможение на обочине чревато последствиями из-за неподходящего для этого дорожного покрытия, имеющего меньший коэффициент сцепления. Из-за грязи, снега, щебня, попавших под колёса на высокой скорости, можно потерять управление.

Следует быть внимательным при приближении фур, которые ограничивают обзор. Из-за одной из них может резко выскочить легковушка, и исход ситуации будет в большей степени зависеть от быстроты реакции водителей.

Движение по встречной полосе без видимых причин

Если у водителя, движущегося навстречу, есть возможность вернуться на свою полосу, но он по каким-то причинам медлит, следует затормозить, подать ему сигнал дальним светом фар и гудком, тем самым обратив его внимание на предаварийную ситуацию. Водитель может не видеть встречного авто или уснуть за рулём. Эти действия должны помочь.

Если автомобилист всё равно не реагирует, вероятно, он по каким-либо причинам не может контролировать управление. Необходимо принять вправо или влево, отпустив педаль тормоза. Если состояние обочины хорошее, то рекомендуется свернуть на неё. Зимой и при отсутствии встречных машин лучший вариант – встречная полоса. Нельзя забывать про поворотник, так как автомобиль, создавший критическую ситуацию, может выполнить аналогичный манёвр, также попытаться уйти на обочину встречной полосы. Тогда столкновение всё равно произойдёт, но уже на обочине.

Можно свернуть на обочину слева, когда сделать это не мешают встречные авто, а правая обочина занята людьми или транспортом.

Многие водители выезжают на встречную полосу, пытаясь избежать столкновения, даже в том случае, если она не просматривается на достаточном расстоянии, например, . Тогда есть риск попасть под встречный автомобиль.

Если после критической ситуации водитель начал возвращаться на свою полосу, рекомендуется прижаться ближе к обочине.

Автомобиль занесло

Если водитель авто теряет управление из-за заноса, то нужно сразу же тормозить и попытаться уйти от столкновения при помощи манёвра. Главное, не поддаться панике и не направить автомобиль на встречные машины или в лоб потерявшего управление транспортного средства.

Самая главная ошибка водителей в критической ситуации – увеличение скорости в надежде проскочить, такое поведение оправдано лишь в исключительных случаях.

Важно! Тормозить нужно правильно. Сначала тормозят, а только потом совершают желаемый манёвр. Крутить руль при нажатии на тормоз нельзя – машина уйдёт в занос.


Не стоит забывать и о безопасности сзади идущих автомобилей. Стоит предупредить их об опасности впереди сигналом аварийки, если на её включение хватит времени.

Если вы не успеваете завершить обгон

В первую очередь необходимо привлечь внимание водителя едущего навстречу авто дальним светом фар, моргнув 1 – 2 раза, тем самым дав ему понять, что необходимо притормозить. Это поможет выиграть время для дальнейших действий. Затем есть два варианта развития событий:

  1. Завершить обгон, подав сигнал поворотником, и быстро, но без резких движений, . Логично поступить таким образом, когда обгон практически завершён. Например, обгонялась длинномерная фура, и автомобиль уже поравнялся с кабиной водителя.
  2. Отказаться от обгона. В этом случае включают левый поворотник, тормозят, чтобы пропустить вперёд обгоняемое транспортное средство, и возвращаются на свою полосу. Это лучший способ, чтобы избежать лобового столкновения, если осталось больше половины пути обгона. Увеличения скорости избегайте, оно не поможет предотвратить удара.

Действия не должны быть суетливыми и хаотичными. Возвращаясь на свою полосу, важно не подрезать попутный автомобиль.

На левую обочину машину можно направлять в исключительных случаях, так как она предназначена для встречных авто, и есть высокая вероятность, что машина, едущая навстречу, будет уходить от столкновения именно вправо.

Опытные автомобилисты советуют начинать обгон, несколько увеличив дистанцию между своим и едущим впереди авто. Так лучше видна ситуация на встречной полосе, и можно разогнаться, чтобы совершить обгон по встречной полосе на более высокой скорости.

Нужно ограничить количество обгонов:


Начиная обгон, следует заранее оценить плотность движения впереди идущих машин и возможность быстрого перестроения в свой ряд. Бывает, что впереди машины идут плотной колонной, и приходится обгонять не один, а несколько автомобилей сразу.

Что делать, если столкновения не избежать

Когда времени на манёвры не остаётся, нужно максимально замедлить движение автомобиля. Эксперты считают, что изменять направление движения, чтобы удар пришёлся по касательной, не стоит, так как последствия неминуемого лобового столкновения могут быть более серьёзными. При лобовом столкновении водителя и пассажиров спасают ремни и подушки безопасности. При ударе по касательной машина может подскочить над землёй и перевернуться, иногда не один раз. Возможно, она кубарем улетит в кювет. Травмы могут быть более значительными.

Главное, сгруппироваться перед столкновением: локтями защищают грудную клетку, ладонями закрывают лицо и глаза, ноги убирают от педалей, чтобы не получить повреждения сминающимся кузовом и не застрять между сиденьем и передней панелью.

В момент, непосредственно предшествующий лобовому столкновению, водитель должен положить оба предплечья на руль, крепко удерживая его кистями. Их следует расположить у верхней точки рулевого колеса близко друг к другу.
В этом случае, если даже и произойдет резкое движение головы водителя вперед, лицо и голова ударятся не о детали автомобиля, а о более мягкие кисти и предплечья рук. Возникшие при этом травмы, естественно, будут не столь тяжелыми. Голову и шею водитель должен наклонить вперед, а туловищем натянуть ремень безопасности, так как слабо натянутый ремень в момент столкновения может дополнительно травмировать грудную клетку или брюшную полость. Ремни безопасности должны быть правильно подогнаны по размерам туловища человека. Пассажир, сидящий рядом с водителем, также должен максимально натянуть своим телом ремень безопасности, упереться кистями полусогнутых рук в приборную доску и наклонить вперед возможно ниже голову и шею.