Получение прав на вождение мотоцикла. Особенности получения водительского удостоверения при наличии категории «В»

А, кажется, что это связано с огромными трудностями, но на самом деле все достаточно просто. Но всё-таки идти на сдачу экзаменов, не пройдя подготовку, тоже идея не лучшая. Вначале нужно хотя бы узнать обо всех нюансах и процедурах, которые придется пройти, чтобы получить права на мотоцикл.

Самостоятельное изучение теории

Первое, что понадобится в обучении - правила дорожного движения. Кажется, их продают в каждом журнальном ларьке и в любом книжном магазине. Можно взять книгу у знакомых, главное, чтобы книга была со всеми последними изменениями. Также необходимо купить экзаменационные билеты. Можно попробовать найти их в интернете, тем более что для нахождения актуальных придется потратить какое-то количество времени. Существует много сервисов, в которых можно пройти онлайн-тестирование по билетам, чтобы понять, хватает ли вашего уровня подготовки, чтобы сдать на права на мотоцикл. Один из подобных сервисов располагается на официальном сайте ГИБДД.

Отсутствие опыта не причина отказываться от прав

Если человек не имеет абсолютно никакого опыта вождения мотоцикла, ему не стоит расстраиваться, нужно просто записаться на курсы обучения. Эти курсы не похожи на те, которые проходят, чтобы открыть категорию B. Здесь будет больше практических занятий, на которых вам сразу дадут в управление мотоцикл, обучат тому, как он заводится, как тронуться с места. В теорию входит краткий рассказ о том, как работает двухтактный двигатель.

Целью курсов является именно подготовка человека в самый короткий срок таким образом, чтобы он мог получить права на мотоцикл без лишних хлопот. На подготовительной площадке будут изображения: "подковы", "зиг-зага" и "восьмерки". Как раз эти элементы и придется сдать на практическом экзамене. Цена курсов намного ниже, чем у желающих получить права для управления автомобилем, а длительность их составляет обычно 5 занятий. Время каждого - около двух часов.

Опыт вождения - несомненный плюс

Если опыт вождения мотоцикла есть (всё-таки многие начинают обучение, катаясь на стареньких "ИЖах" и "Восходах"), то можно не посещать все пять занятий. Достаточно будет прийти пару раз, чтобы отработать ключевые элементы, необходимые для сдачи. Так как получить права на мотоцикл можно, только сдав все экзамены, все же лучше посетить больше занятий, пока не будете уверены, что упражнения получится выполнить идеально. Для кого-то хватит одного занятия, а кому-то придется посетить все.

Какие нужны документы

Даже если опыт вождения мотоцикла насчитывает тысячи километров, а все билеты выучены, но кандидату на получение документа не исполнилось 16 лет, к сдаче экзаменов нельзя будет приступить, так как получить права на мотоцикл можно лишь по достижении этого возраста. И лучше повременить с увеличением опыта вождения, потому что без прав или инструктора это будет считаться нарушением закона.

Если же вам более 16 лет, в ГИБДД необходимо взять документы из следующего перечня:

  • Оплаченные квитанции.
  • Справка о прохождении медицинской комиссии.
  • Паспорт.
  • Если вы прошли курсы подготовки, то нужен документ, который это подтвердит.
  • Если есть права с другими открытыми категориями, придется взять еще и их.
  • С этих документов желательно сделать ксерокопии заранее.

Экзамены

Итак, билеты изучены, онлайн-проверка знаний пройдена на отлично, да еще и несколько раз, практические элементы отработаны и не вызовут сложности. Не спешите, получение прав на мотоцикл возможно только после сдачи экзамена, а сдать его можно не каждый день и не везде. Для начала требуется уточнить, в какой день можно прийти на экзаменовку.

Перед сдачей экзамена потребуется оплатить квитанции и только после этого прийти в отделение ГИБДД. Не забудьте взять с собой все необходимые документы. Их перечень будет написан ниже. Тут же необходимо купить экзаменационную карту, заполнить её и отдать в отдел, занимающийся теоретическим экзаменованием.

Экзамены состоят из трех частей. Сначала вы пройдете в комнату, где нужно будет проходить экзамен. Результат будет на мониторе: красный цвет - вернитесь на шаг назад и продолжайте учить билеты; зеленый - экзамен сдан, но это еще не всё. До того как получить права на мотоцикл, придется пройти последний тест - практический.

Вторая часть - практический экзамен

Для прохождения практического экзамена вам могут предоставить абсолютно любой мотоцикл. Чаще всего приходится ездить на стареньком "Минске" или "ИЖе". Техническое состояние железного коня, скорее всего, будет не самым лучшим. Он может и заглохнуть не вовремя, и для того чтобы завести его, придется потратить некоторое количество времени и сил.

Также мотоцикл может предоставить мотошкола, где проводились предэкзаменационные занятия. Вполне возможно, что у вас будет выбор между мощной "Ямахой" и 120-кубовым "Минском". Лучше выкинуть излишнюю самоуверенность и выбрать тот мотоцикл, который легче. На самом деле упражнения только кажутся простыми, а каждая ошибка может привести к необходимости пересдавать экзамен.

Если не терпится показать все свои навыки езды, лучше это сделать после экзамена, так как получить права на мотоцикл - ваша главная цель, а не испытать себя. На проверке умений нужно суметь сделать всё идеально. Люди бывают разные, кто-то не заметит вашу мелкую ошибку, а кто-то сразу скажет, что необходимо сходить еще на несколько занятий по вождению.

Завершающая часть

Больше сюрпризов на этом этапе не будет. Все те же три элемента, которые уже изучены на курсах. Не забывайте поднимать руки, обозначая повороты и торможения. Если всё сделано правильно, вас попросят пройти в центральное здание, где и будет проходить третья часть. Третья часть самая простая (а для кого-то самая сложная), она подразумевает долгое ожидание в очереди. Вам отдадут документы, а вместе с ними и водительские права.

Многие из тех, кто мечтает управлять мотоциклом, думают, что для получения прав им придется пройти сложную процедуру. На самом деле это не совсем так, достаточно лишь преодолеть несколько преград. Легче всего получить права тем, у кого уже есть водительское удостоверение с открытой категорией «В» или опыт вождения мотоцикла.

Изучение теории

Первое, что вам потребуется для успешной сдачи экзамена в ГИБДД – отлично знать ПДД. Эти правила можно изучить самостоятельно, при помощи пособий, которые продаются в каждом книжном магазине.

Обратите внимание! Вам необходимо покупать только книги, изданные недавно, так как ежегодно ПДД претерпевает серьезные изменения. Если вы хотите получить права в раннем возрасте, то подготовку к сдаче теории можно начать за несколько месяцев до шестнадцати лет.

Второе, что вам потребуется – достичь определенного возраста. Со скольких лет можно претендовать на получение водительского удостоверения? В автошколы берут только подростков, достигших шестнадцатилетнего возраста. Следовательно, документ выдают только тем, кто достиг этого количества лет.

Еще один способ подготовиться к теоретической части экзамена – найти билеты в Интернете, и несколько раз решить задачи из них онлайн. Этот способ хорош тем, что вам наглядно укажут на ошибки. Даже если вы будете учиться в автошколе, необходимо найти время на самоподготовку, часов, на которых в таких заведениях изучают ПДД, обычно недостаточно для успешной сдачи экзамена.

Где приобрести необходимый опыт

Многие пытаются перед тем, как получить права на мотоцикл, самостоятельно попытаться научиться вождению по городским улицам. Это чревато получением административного взыскания от сотрудников ГИБДД. Лучше всего обучаться практике на специальных площадках при автошколах. Если в выбранном вами заведении нет инструктора, готового обучить вас вождению мотоцикла, попытайтесь договориться о посещении площадки для самостоятельных занятий. За небольшую плату это возможно в свободные часы.

Бывалые мотоциклисты советуют найти автошколу, которая будет готова обучить вас вождению. Даже при наличии большого практического опыта, у многих не получается сдать вождение с первого раза. Как правило, курс состоит из 5 практических занятий по два часа и шестнадцати академических часов теоретического курса. Обучение в автошколе также дает преимущество на экзамене, особенно если репутация у заведения, давшего вам знания, хорошая.

Однако это не все составляющие успеха на проверочном испытании, кроме умения выполнять маневры и хорошего знания теории, вам потребуется:

  • внимательность;
  • ответственность;
  • собранность;
  • желание.

Если вы подойдете к сдаче экзамена, обладая этими качествами, то преодолеть испытания будет намного легче, даже при минимальном опыте управления транспортным средством. Стремитесь сдать экзамен с первого раза, ведь в случае неудачи вам придется дополнительно тратить свои силы и время.

Какие документы необходимо подготовить

По достижении шестнадцатилетнего возраста можно приступать к сбору документов. Для начала вам необходимо пройти диспансеризацию, чтобы получить медицинский допуск на управление транспортом. Эта комиссия может быть проведена на платной основе в государственной или частной поликлинике (в последнем случае вы заплатите на порядок больше). Также вам придется обратиться в психоневрологический диспансер по месту прописки для получения справки о том, что вы не состоите на учете у психиатра или нарколога. Это актуально для тех, кто будет проходить комиссию не по месту регистрации.

После того как вы подготовите медицинскую справку, необходимо подготовить остальные документы:

  • квитанцию об оплате пошлины (выдается в ГИБДД);
  • паспорт (снимите копии со всех заполненных страниц);
  • свидетельство о прохождении подготовительных курсов;
  • водительское удостоверение с открытыми категориями (если есть).

Записываться на экзамен в 2016 году необходимо через портал государственных услуг. Это требуют практически во всех отделениях ГИБДД, так как сейчас они переходят на электронный документооборот. Для этого вам потребуется сначала зарегистрироваться, а затем заполнить анкету в специальном разделе.

В некоторых случаях дату испытания назначают инспекторы при приеме документов. В большинстве случаев претенденту на получение документа на управление мотоциклом придется за свои деньги приобрести экзаменационную карту. Хотя сейчас многие отделения ГИБДД теоретический экзамен принимают в электронном виде (на компьютерах со специальными программами), а практические испытания снимают на видеорегистратор.

Как проводится проверка знания теории

Все экзаменационные вопросы заранее публикуются на сайте ГИБДД. Помните, что с сентября 2016 года изменен порядок сдачи теоретического экзамена. Все вопросы, на которые экзаменуемому предстоит дать ответы, делятся на четыре тематических блока. Из каждой темы в билет входит по пять вопросов. К каждому из них дается несколько вариантов ответа. Экзамен на знание ПДД проводится в формате тестирования. Желающему получить права на управление мотоциклом необходимо из предложенных вариантов выбрать правильный.

Не стоит торопиться давать ответы, на сдачу экзамена каждому человеку отводится 20 минут. Этого времени достаточно, чтобы собраться и вспомнить ранее изученный материал. Интересно, что теперь билеты формируются динамически, готовых форм нет. Если вы допустите ошибку в одном из вопросов основного блока, вам будет выдан дополнительный из пяти задач. На каждый дополнительный блок дается дополнительно время на решение – 5 минут.

В одном тематическом блоке можно допустить всего одну ошибку, а из всех 20 задач можно неправильно ответить на две. После выдачи вам дополнительных блоков ошибаться при ответах нельзя.

Экзамен считается не сданным, если:

  • допущено более трех ошибок в первой двадцатке задач;
  • неправильно даны ответы на два вопроса в одном блоке;
  • была допущена ошибка в дополнительных задачах;
  • претендент отказался от прохождения испытания после формирования билета;
  • не даны ответы на все вопросы по причине нехватки времени;
  • были использованы подсказки третьих лиц;
  • у экзаменуемого была найдена тематическая литература.

Помните, что сейчас все классы для проведения испытаний по теоретическому курсу оснащены видеоаппаратурой.

Сдача практического экзамена

Практический экзамен сдается на специально отведенной для этого площадке. Обычно для проведения испытаний в ГИБДД предоставляют свой мотоцикл. Это может быть старый «Минск», «Ямаха» или «Иж». В некоторых случаях разрешается сдавать на своем транспортном средстве (если отдел ГИБДД находится в небольшом населенном пункте), это намного лучше, так как собственный мотоцикл не заглохнет в самый ответственный момент.

Упражнения, которые нужно будет сделать с виду кажутся простыми:

  • «змейка»;
  • «подкова»;
  • «восьмерка»
  • «зигзаг».

Как правило, разметка для этих упражнений уже нанесена на площадке. Проходить испытание необходимо на малой скорости, соблюдая все указания инспектора. Если у вас есть возможность выбрать один из нескольких мотоциклов для прохождения испытания, то стоит отдавать предпочтение тому, мощность которого меньше.

Старайтесь выполнить элементы идеально, без помарок. Как правило, инспекторы имеют наметанный глаз и замечают даже самые мелкие ошибки. Не забывайте включать поворотники или поднимать руки, чтобы показать начало торможения или поворот. Если вы все сделаете правильно, то необходимо будет пройти в здание ГИБДД для получения прав.

После получения прав не торопитесь выехать на дороги на новом мотоцикле, зарегистрируйте транспорт в ГИБДД и оформите страховку.

Хочешь овладеть искусством вождения мотоцикла? На самом деле сделать это не так просто, и кроме покупки «железного коня» тебе придется сдавать экзамены для получения прав. Сегодня мы расскажем, какие трудности перед тобой могут возникнуть и во сколько тебе это обойдется.

Для того чтобы ездить на мотоцикле, тебе нужно получить права категории «А», только с этим документом ты сможешь сесть за его руль. Они дают разрешение управлять 2-ухколесным транспортным средством, объем двигателя которого должен быть не менее 125 см3.

Со скольки лет можно сдавать права на мотоцикл?

Некоторые ошибочно полагают, что получить документ можно с 16-ти лет, но это не так. Сдавать на права могут лишь совершеннолетние, то есть лица, достигшие 18-ти лет. Но есть из этого правила и небольшое исключение - если ты собираешься приобрести двухколесное транспортное средство с объемом двигателя менее 125 см3, права можно получить раньше. Но учти, что в таком случае по достижению 18-ти лет тебе нужно будет проходить экзамен еще раз.

Если у тебя уже есть права категории «В», тебе нужно будет сдать только практику, необходимость в зазубривании теории отпадает. Но и здесь есть тонкости - тебе не придется сдавать ее только в случае, если прошло не более 6 месяцев с того дня, как ты получил права. То есть если ты получил их год назад, для получения документа категории «А», теорию снова придется сдавать.

Сколько стоит сдать права на мотоцикл: цена вопроса

Не обольщайся, это стоит не так уж и дешево, поэтому если ты хочешь наслаждаться ездой на двухколесном транспорте, тебе придется раскошелиться. Цена за теорию и практику достигает 25 тысяч рублей, она зависит от того, в какой школе ты будешь проходить обучение, а также в каком городе ты живешь. В мегаполисах получить документ будет стоить намного дороже, чем в небольших городах. К тому же учитывай, что тебе придется дополнительно оплачивать топливо и услуги инструктора.

Кроме этих оплат, тебе нужно раскошелиться на обязательные платежи, в которые входит медобследование, государственная пошлина, оплата аренды мотоцикла. Для прохождения экзамена на права тебе нужно подать весь перечень необходимых документов в МРЭО, который расположен по месту, где ты прописан. В список документов входит заявление о твоем желании сдать экзамен и получить права, паспорт гражданина, квитанция о том, что ты оплатил государственную пошлину, оригинал и копию документов о том, что ты проходишь курсы в данный момент, а также медицинская справка.

Сколько по времени сдавать права на мотоцикл?

Срок обучения составляет 2 месяца в случае, если у тебя нет прав других категорий. Срок отсчитывается сразу же после того как ты подал заявку о том, что хочешь обучаться на курсах и до того момента, когда ты успешно сдал экзамен в ГИБДД. Если у тебя уже есть права других категорий, срок обучения сокращается до 1 месяца. Из них 110 часов - это занятия по теории и всего 20 - практические.


Где сдать на права на мотоцикл?

В большинстве автошкол предлагают пройти обучение не только на права на авто, но и на мотоцикл. Уточни, предоставляют ли данную услугу автошколы, которые находятся в вашем районе.

Как проходит экзамен

Увы, но сначала тебе придется сдать теорию, если ты ее завалишь, к практической части не допускают. Ты должен будешь пройти тестирование, оно состоит из 20-ти вопросов. Будь внимателен, так как при допущении более 2 ошибок не допускают к практике. После успешного прохождения теории приступаем к практике - тебе необходимо проехать габаритный коридор, полукруг, разгон-торможение, змейку, колейную доску и движение на минимальной скорости. Последнее задание - восьмерка.

Так вышло, что при сдаче экзамена вместе с мотошколой я завалил экзамен на первом же упражнении. Не нашёл нейтраль в конце скоростного маневрирования и время перевалило за прописанные 35 секунд.

Ближайшая пересдача на знакомом мотоцикле была через две недели. А мотоцикл у меня уже был куплен и, сами понимаете, ждать мочи не было. Поэтому я решился пойти на экзамен самостоятельно.

В процессе выяснилось, что самостоятельно экзамен по вождению мотоцикла (в отличие от теории, которую можно сдать в любой день) принимается исключено по вторникам и только на шоссе Революции (сам экзамен принимался в автобусном парке на ул. Стасовой).

Во вторник приехал на ш. Революции к 9:30. 3 этаж, сначала в справочную. Там забирают паспорт и просят подождать. Минут через 20 назвали мою фамилию и дали талончик в очередь.
Ещё минут через 15 подошла очередь в окно, сдал документы - сиди жди. Где-то через час назвали мою фамилию, дали бумажки, с которыми уже идти на экзамен, отправили на ул. Стасовой.

Доехал до автобусного парка, а там уже веселая толпа жаждущих сдать экзамен выстроилась в очередь на получение пропуска в автобусный парк. Это режимный объект со строгой охраной и просто так туда не попадёшь. Пропуск выписывают по паспорту, переписывая данные от руки в журнал и на бумажный пропуск. Занимает минуты три на человека. Соответственно, если пришёл в очередь 20-м, через час получишь пропуск. В 13:00 получил пропуск.

Стоим ждём дальше (я бы нашим ГИБДДшникам посоветовал такой девиз сделать, типа как у американских полицейских «Служить и защищать», нашим больше подойдёт «Стоим ждём»).
Где-то полтретьего появился человек, который собрал направления на экзамен у тех, кто пришёл сдавать с автошколой (автошкольники и в этот день тоже сдают) и запустил их. Через минут 40 отстрелялась автошкола, запустили половину самостоятельных сдающих, ещё через минут 40 вторую половину, в которой оказался и я.

В процессе ожидания я уже успел понервничать успокоиться и снова понервничать по несколько раз.
Атмосфера на экзамене дружелюбная, инспектор никого не валит (да и не возможно это, у них жёсткий регламент и вытянуть или завалить кого-то не реально). Мотоцикл свежий, китайский Jianshe r6 (150 см3.) - аппарат помощнее ёбрика, но послабее нашего мотошкольного Yamaha Bronco (225 см3). Управляется легко, как ёбрик. На холостых оборотах едет очень медленно, по началу приходилось подгазовывать на змейке, казалось без газа заглохнет, но нет, не заглох. Тормоз лютый (либо я на Bronco привык посильнее тормозить), в общем плохим тормоз точно не назовёшь.

Первое упражнение - скоростное маневрирование и выходил на него я с одной только мыслью «попасть в нейтраль, попасть в нейтраль».
Знающие люди рекомендуют попросить прокатиться немного перед экзаменом, но никто в нашей группе так не делал и я не решился, уж больно все оперативно происходило, в атмосфере «садись на мот, знакомься, езжай, следующий».
Надел шлем, ЗАСТЕГНУЛ. Сел на мот, пощелкал передачи - достаточно чётко. Погазовал - достаточно плавно. Готов.
Инспектор показал обнуленный секундомер и приготовился засекать время, когда я пересеку линию старта. Я откатил мотик на метр назад, чтобы было побольше места для разгона, сказал что готов и поехал. Разогнался нормально, вторая передача воткнулась отлично, сбил второй же конус на скоростном маневрировании, не обращая внимания поехал дальше, развернулся, одни ворота, вторые, третьи, жму на тормоз, мот неожиданно резко замедляется, я теряю равновесие и при остановке выставляю левую ногу. Инспектор произносит «касание». Выдыхаю, плавно давлю на лапку переключения передач… нейтраль! Пару секунд жду аплодисментов и, не дождавшись отпускаю сцепление, убираю руку, мол все включилось и стартую на следующее упражнение.

Тут нужно сказать, что я понервничал и забыл, какое следующее. Пришлось не останавливая мотоцикл спросить инспектора «Теперь на высадку пассажира?» Тот кивнул и в этот момент я понял, что других вариантов-то и нету.
Заехал на упражнение, показал согнутую левую руку, приступил к маневрированию. Тут нужно напомнить, что на холостом ходу этот мотоцикл едет очень медленно, наш мотошкольный раза в два быстрее, к тому же я тренировал это упражнение как на первой передаче так и на второй. А тут катишься с такой скоростью, что все как в замедленной съёмке, просто спокойно и плавно заползаешь, в траекторию и аккуратно останавливаешься на правую ногу. Затем выставляю левую ногу, мол остановился на две ноги для высадки пассажира. Показываю, что включил нейтраль, и еду дальше на змейку-восьмёрку.

На холостых мот ползёт змейку настолько медленно, что успеваешь загнаться и успокоиться после каждого конуса. Затем восьмёрка. Стрелками все наглядно показано, куда ехать, где выезжать, что очень полезно в состоянии мондража, когда сомневаешься во всем на свете. На восьмерке немного ушёл, с траектории. Bronco такого бы не простил, но этот манёвренный и едет очень медленно, поэтому я успеваю исправить траекторию и проезжаю вторую половину восьмерки сантиметрах в 15 от крайних конусов.
Выезжаю где надо и еду на парковку в гараж.

Проезжаю за линию, останавливаюсь, включаю нейтраль и под крик инспектора «Не глуши!» глушу мотор. Почему «Не глуши» я так и не понял. Попытался завести, стартер крутит, но мотик не заводится. Плюнул, слез с мотика и покатил его в «гараж». Закатил, поставил на подножку, поглядел на инспектора. Сел убрал подножку жму кнопку - стартер крутит, мот не заводится. Вспоминаю, что есть ещё один способ завестись - кикстартер. Отгибаю лапку, начинаю яростно опускать его ногой вниз и боковым зрением вижу, как ко мне бежит помощник инспектора.
Тут у меня наступает просветление. Мотик я кнопкой заглушил, а вернуть кнопку в нормальное положение забыл. Вернул красную кнопку в исходное положение, нажал электростартер и уже глядя в глаза прибежавшему помощнику, завёл мотоцикл и покатился на исходную.

Экзамен сдал с двумя штрафными очками (больше нельзя набирать) за конус и левую ногу в конце скоростного маневрирования. Инспектор сказал мне «Молодец!», хотя я больше ожидал подзатыльника.

Без двадцати четыре, экзамен сдан. Но сами права получать только на следующий день.

И вот я сижу на третьем этаже на ш. Революции. Приехал к полдевятого, сейчас на часах 11. Уже сфотографировали, но права ещё не выдали.

Этот пост я написал для тех, кто закончил обучение в мотошколе, сдаёт экзамен в ГИБДД в Питере в 2017 году и, как и я, сильно волнуется перед экзаменом и вообще заедается кучей вопросов, что да как будет происходить.

Выводы:

  • Самостоятельные экзамены на ш Революции принимают только по вторникам.
  • В этот день нужно брать выходной на работе, потому что после вы уже никуда не успеете.
  • На следующий день вы тоже опоздаете на работу как минимум на полдня.
  • Экзаменационный мотоцикл хороший и манёвренный, газ мягковат, тормоз резковат, коробка в порядке, нейтраль втыкается ОК.
  • На экзамене можно тупить, делать ошибки и даже спрашивать совет у инспектора. Главное не терять самообладания. Делай все, что умеешь, не обращая внимания на ошибки. Если завалишь экзамен, инспектор сам об этом скажет громко и чётко, не перепутаешь, а до тех пор все время - твоё.
  • Шлем застегнуть.
  • Если заглушил мот, верни красную кнопку в исходное положение.

В 2013 в закон Российской Федерации, регулирующий вопросы безопасности дорожного движения, были внесены серьезные изменения, коснувшиеся категорий водительских удостоверений: вместо 9 (включая трамвай и троллейбус) их стало 16. Кроме того, ужесточились требования к водителям. Эти поправки запутали обычных граждан, и многих до сих пор волнует вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права, а на какие – необходимы.

Категории прав на управление мотоциклами

В настоящее время основная категория для управления двухколесным механическим транспортом – А. К ней относят мотоциклы, мотороллеры и другие подобные средства передвижения. На первый взгляд всё просто. Однако, если раньше получить соответствующие права можно было в 16, сейчас законодательство требует, чтобы водителю было не менее 18 лет. Для тех же, кому не терпится сесть за руль, предусмотрена категория А1. Она позволяет сдать на права в 16, но управлять можно только мототехникой с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров и мощностью меньше 11 кВт.

Также не нужно забывать о подкатегории B1 – это трициклы и квадрициклы, и категории М – мопеды и легкие квадрициклы. На каждом отдельном случае стоит остановиться подробнее, чтобы определиться какая категория прав нужна на мотоцикл того или иного типа.

Скутеры и мопеды

Правилами дорожного движения Российской Федерации мопед определяется как средство передвижения с двумя или тремя колесами, объем двигателя которого не может быть больше 50 кубов, а максимальная скорость – 50 км/ч. При этом расположение колес значения не имеет.

Скутер (он же мотороллер) легко отличить от другого двухколесного транспорта: в конструкции предусмотрена выемка с площадкой для ног, благодаря которой водитель сидит не верхом, так же как на стуле. Как правило, на европейский рынок поставляются модели с объемом двигателя до 50 см 3 .

Такие мопеды и скутеры попадают под категорию М. Управлять ими разрешено с 16 лет, а не с 14, как раньше. Категория автоматически присваивается при получении любого водительского удостоверения. Например, можно сдать на права А1 или В, и сразу получить М.

Но не все модели мотороллеров попадают под определение мопеда. Существуют скутеры, способные развивать скорость до 150 км/ч. В таких случаях, ориентируясь на объем двигателя, можно понять, какую категорию прав нужно. Мотоцикл до 125 кубических сантиметров требует категории А1, при большей мощности – А.

Легкие мотоциклы

Мотоциклы до 125 кубов обладают рядом преимуществ по сравнению как с мопедами, так и с более мощной техникой. Они развивают скорость до 130 км/ч и мало весят, поэтому справиться с ними способны даже новички. Кроме того, разнообразие моделей позволяет выбрать удобный вариант для города или для езды по пересеченной местности.

На какие мотоциклы не нужны права? К сожалению, для управления техникой до 125 кубов придется получить категорию А1. Недостаток такого варианта в том, что при желании сменить железного коня на что-то более серьезное, с кубатурой повыше, нужно будет снова посещать автошколу. Категория А1 не дает права управлять мотоциклом мощностью выше 11 киловатт.

Спортбайки

Красивый и мощный высококубатурный спортивный байк, мечта большинства мотоциклистов, одновременно является страшным кошмаром большинства людей. Если у первых он ассоциируется с адреналином и полной свободой, то у остальных – с диким ревом и смертельно опасными маневрами.

Спортивные мотоциклы тяжелы в управлении, имеют достаточно неудобную посадку и предназначены для езды по специальным скоростным трассам. Но, несмотря на это, они пользуются большой популярностью в России, и большинство мотоциклистов передвигаются на них по дорогам общего пользования.

Безусловно, чтобы управлять подобной техникой, нужно быть опытным водителем. И, конечно, несложно понять, какие права нужны на мотоцикл 250 кубов и выше. Без водительского удостоверения категории А не обойтись.

Классические мотоциклы и круизеры

Несмотря на увлечение скоростными моделями, дорожные мотоциклы не теряют своей актуальности. Ездить и на классике, и на круизере по асфальтовому покрытию максимально комфортно. Благодаря своей конструкции, они обеспечивают удобную прямую посадку.

Многие интересуются, с какой кубатуры нужны права на мотоцикл такого типа. Исключений для круизеров и классики нет, водительское удостоверение необходимо для всей техники. До 125 кубов – А1, свыше этого значения – категории А.

Мотоциклы с коляской

Раньше такая техника была очень популярна в СССР, она использовалась в качестве недорогой и доступной альтернативы легковому автомобилю. На протяжение всего XX века мотоциклы с люлькой были широко распространены в армиях разных стран. Но со временем они стали терять популярность и в настоящий момент выпускаются в ограниченных количествах.

На первый взгляд кажется очевидным, что управление мотоциклом с коляской очень отличается от езды на двухколесном транспорте. Это гораздо менее маневренная, но и более устойчивая техника, требующая специальных навыков. Поэтому не всегда сразу понятно, какие права нужны на мотоцикл с коляской.

Но если вспомнить, что люльку, как правило можно отцепить, всё становится на свои места. Для управления также потребуется категория А, без какого-либо дополнительного обучения. Однако прежде, чем отправляться в путь на мотоцикле с боковым прицепом, нужно как следует изучить особенности его поведения на дороге. Неопытный водитель может легко допустить опрокидывание техники на поворотах или потерять контроль из-за увода в сторону при разгонах и торможениях.

Кроссовые мотоциклы

Этот класс техники также называют внедорожниками. Они предназначены для занятий мотокроссом. На них отсутствуют фары и другое освещение, а резина не обеспечивает необходимого уровня сцепления с дорожным полотном. По закону Российской Федерации, кросс-байки являются спортивными снарядами, не требуют регистрации и постановки на учет.

Ввиду выше сказанного, самый очевидный ответ на вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права - кроссовые байки. Но нужно принимать во внимание одну важную деталь: по дорогам общего пользования на них двигаться запрещено! Согласно закону, кроссовый мотоцикл должен доставляться на трек только при помощи специальной техники. Ни в коем случае не своим ходом.

Трициклы и квадрициклы

В попытках выяснить, на какие виды мотоциклов не нужны права, многие обращают внимание на трициклы и квадрициклы. Но и с ними всё не так просто. Для управления легким квадрициклом, чья масса не превышает 350 кг, а скорость - 50 км/ч, достаточно водительского удостоверения категории М.

Для техники большей мощности и трициклов понадобится подкатегория В1. Получить её могут только граждане не моложе 18 лет. При этом, если техника оснащена рулем мотоциклетного типа, то право управления есть также у водителей с открытой категорией А.

Наказание за езду на мотоцикле без прав

Желание знать, на какие мотоциклы не нужны права, легко объяснимо, ведь ежедневное использование двухколесной техники в городских условиях не всегда удобно. И не каждый готов потратить несколько месяцев в автошколе ради редких развлекательных поездок в выходные дни. Но в данный момент в России, как и в большинстве развитых стран, получение водительского удостоверения для управления мотоциклом необходимо. Категория А является практически универсальной и позволяет ездить почти на любом железном коне.

А вот рискнувшим выехать на дорогу без соответствующих прав стоит знать о наказании. Согласно части первой статьи 12.7 КоАП, размер штрафа за такое правонарушение - от 5 до 15 тыс. руб. Кроме того, транспортное средство эвакуируют на стоянку. Если техника принадлежит другому человеку, его также могут оштрафовать на сумму 30 тыс. руб.