Ваз 2110 промывка системы охлаждения лимонной кислотой. Средства для промывки охладительной системы

Согласно народным поверьям, крещенская вода длительное время сохраняет свои свойства и не портится, в то время как обычная уже через несколько дней выделяет белый осадок. К сожалению, не отличается долговечностью и автомобильный тосол, ведь окружающая среда для него является довольно агрессивной.

Поэтому рано или поздно приходит время полностью заменить охлаждающую жидкость (ОЖ). Перед этим лучше промыть весь охладительный объем. Какие очистительные средства («клинеры») наиболее подходят для промывки системы охлаждения двигателя, - узнаете из предлагаемой статьи.

«Нормальные герои всегда идут в обход»

Достаточно зайти в любой автомагазин или киоск сопутствующих товаров при СТО, чтобы убедиться в наличии всевозможных препаратов, предназначенных для разложения, расщепления, диспергирования образовавшихся внутри системы охлаждения двигателя (СОД) твердых и желеобразных отложений, с их последующим удалением. Можно доверить эту несложную, но довольно грязную процедуру, работникам автосервиса.

Однако отечественный автолюбитель привык идти собственным путем. Справедливо полагая, что основой всех внутренних наслоений являются минеральные (накипь, ржавчина) и органические вещества (жиры, масла, грязь), он использует различные бытовые и народные средства. Вот некоторые из них:

  • уксусная кислота или эссенция;
  • разбавленные лимонная, молочная или соляная кислоты;
  • молочная сыворотка;
  • растворы каустической или питьевой соды;
  • средство для очистки унитазов «Утенок»;
  • молодежный напиток «Кока-кола».


Два последних наименования являются вершиной промывочного «лайфхакинга». Чтобы не провоцировать читателя на использование перечисленных выше «клинеров», интересующиеся могут найти их рецептуру в других источниках.

Применение средств, не предназначенных для обслуживания автомобиля, следует рассматривать как вынужденную меру. Результат от их использования вам никто не гарантирует.

Состав продуктов автохимии

Наиболее действенным методом для очистки СОД является использование специальных химических жидкостей на кислотной или щелочной основе. Кислоты растворяют твердые механические составляющие (известковые отложения и продукты коррозии), а щелочи - органическую компоненту (жировые и масляные отложения). При этом одновременное сочетание щелочи и кислоты в очищающем продукте невозможно, поскольку они нейтрализуют друг друга.

Кроме того, эти химические вещества агрессивны по отношению к резине и пластику, что требует после их применения дополнительной нейтрализации с последующей промывкой всей системы. Поэтому составы на чисто кислотной или щелочной основе в продаже встречаются крайне редко.

Чаще всего препараты для промывки СОД бывают двухкомпонентными - включающими в набор отдельно флакон кислотного и щелочного очистителя. Иногда к ним добавляется и нейтрализующий промывочный компонент.


Нейтральные «клинеры» относятся к наиболее дорогим средствам. Успешно удаляя различные типы загрязнений, как жировые, так и минеральные отложения, они в то же время не оказывают негативного влияния на неметаллические элементы СОД. Используются они не только для капитальной чистки системы, но и в профилактических целях при очередной смене ОЖ. Нейтральные составы включают в себя:

  • вещества активного действия для комплексной очистки загрязнений;
  • диспергирующие присадки, исключающие возможность повторного прилипания отмытых частиц к окружающей поверхности;
  • защитные средства для пластика и резины от воздействия кислоты и щелочей;
  • антикоррозийные компоненты.

Выбор препарата

Перед покупкой промывочного средства нужно определить преобладающий характер загрязнений охлаждающей жидкости. Когда превалируют неорганические составляющие (накипь, продукты коррозии и окисления металлов), под крышкой радиаторного бачка или расширителя наблюдается белый осадок с оттенком ржавчины. Для такого случая выбирайте кислотосодержащий очиститель на основе ортофосфорной кислоты или ее фосфатов.

Органические загрязнения (продукты разложения тосола, масло, грязь) выдает мутный цвет антифриза. Для их удаления необходимо использовать моющее средство щелочного типа. Наряду с основными элементами: поверхностно-активные вещества (ПАВы), регулятор кислотно-щелочного баланса pH, препарат должен содержать комплексообразующие добавки, способствующие интенсивному растворению и удалению грязевых остатков.


Хорошо, когда состав содержит антикоррозийные ингибиторы, защищающие детали, выполненные из металла. Наконец, для промывок на водной основе должна использоваться деионизированная вода, о чем на упаковке должно быть соответствующее указание. Обычная вода содержит соли, которые вызывают появление известковых образований.

Совет: выбирая определенное средство для промывки охлаждающей системы, учитывайте состояние радиатора, других устройств и подлежащей замене жидкости.

На что обращать внимание при покупке

Выбирая в магазине жидкость для предстоящей промывки системы охлаждения двигателя, следует уделять особое внимание следующим вопросам:

  • Стоимость продукта. Заманчиво низкая сумма на ценнике, скорее всего, является следствием экономии производителя на активных веществах.
  • Объем содержимого. Оптимальная емкость упаковки - 0,3 - 0,5 литра. При этом чем выше плотность состава, тем больше в нем содержится активно-полезных веществ. Поэтому из промывок одинакового объема предпочтительнее более тяжелые.
  • Время действия очистки. Слишком короткий период отмывания (от 2 до 5 минут) должен насторожить. Возможно, это некорректное обещание, и система будет недостаточно промыта, что обесценит потраченные зря время и деньги. Не исключено, что состав излишне агрессивен, и способен повредить некоторые детали. Проверить второе предположение можно, погрузив кусочек алюминия в промывку. Появление пузырьков свидетельствует об излишней химической активности раствора. В этом случае инструкция должна содержать указание о необходимости промыть в конце процедуры СОД водой.
  • Наличие осадка на дне флакона. При нормальной температуре консистенция раствора должна быть однородной, без каких-либо выделений. В противном случае, они способны появиться и внутри охлаждающего контура.
  • Хороший препарат после встряхивания не должен образовывать пены. Ее наличие в системе после слива моющего средства приведет к попаданию некоторого количества очистителя в свежезалитый охлаждающий тосол, что ухудшит его свойства.


Обзор некоторых марок

Wynn’s Cooling System Flush

Мощный бескислотный очиститель бельгийского производства. Помимо ржавчины и накипи растворяет масляные выделения, грязь, не воздействует на резиновые элементы и металлические детали. Наиболее эффективное действие оказывает при промывании застарелых отложений. Емкость баночки - 325 мл, цена - от 250 до 300 рублей.

Bardahl Cooling System Fast Flush

Французская быстродействующая промывка воздействует на разные виды образовавшихся остатков: окалину, продукты окисления, солеобразования и коллоидные составы. Ингредиенты промывающей жидкости разрыхляют отложенные образования путем разрушения молекулярных связей. Промывка рекомендуется для всех типов ОЖ: C, D, а также универсальных и специальных. Вместимость баллончика - 0,5 литра, стоит препарат около 450 рублей.

LIQUI MOLY Kuhler Reiniger

Этот очиститель системы охлаждения представляет на российском рынке германскую продукцию. Благодаря отсутствию агрессивных кислот и щелочей продукт не оказывает разрушительного воздействия на пластмассовые и резиновые элементы. Средняя цена баночки 0,3 литра - в районе 485 рублей.


HI GEAR 7 minutes Radiator Flush

Благодаря концентрированной формуле американский препарат удаляет все возможные последствия жизнедеятельности СОД: ржавчину, накипь, жир, отработку антифриза даже в запущенной ситуации. Отсутствие кислот позволяет обходиться без нейтрализации. Препарат совместим с обычными материалами, используемыми всеми мировыми производителями автомобилей. Металлическая банка емкостью 325 мл стоит 350 - 500 рублей.

LAVR Radiator Flush 2 in 1

Двухкомпонентный набор российского производства. Состоит из отдельных кислого и щелочного растворителей. Состав № 1 на кислотной основе растворяет известковые образования и окислы, а специальные элементы обеспечивают поддержание последних в дисперсном состоянии. Новинкой являются защитные компоненты, создающие буферную фосфатную пленку, предохраняющую детали охлаждающей системы от воздействия кислоты.

Щелочной состав № 2 растворяет органические выделения и нейтрализует результаты воздействия кислотной среды. Эксперты признают этот препарат самым безопасным, а его применение для очистки особо запущенных СОД - наиболее эффективным. При емкости каждого баллончика 0,33 литра, набор стоит около 525 рублей.

Промывать систему охлаждения необходимо не от случая к случаю. Эту процедуру рекомендуется выполнять при очередной замене ОЖ или раз в два года.

Итак, если вы хотите, чтобы ваш двигатель всегда был чистым, не перегревался и отличался резвостью, замене ОЖ следует уделять такое же внимание, как и замене моторного масла. Чтобы тосол дольше сохранял свои качества, прежде чем заливать свежую порцию, необходимо промыть систему охлаждения двигателя от остатков старой жидкости. Наилучшим средством для этой процедуры являются специальные промывочные препараты заводского изготовления.

📝 Чем промыть систему охлаждения двигателя? Вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя, интересует автовладельцев, столкнувшихся с проблемами очистки рубашки охлаждения. Существует как народные средства очистки (лимонная кислота, молочная сыворотка, “Кока-Кола” и прочие), так и современные технологичные составы. Как часто делать промывку Перед тем как мы перейдем к непосредственному описанию тех или иных средств, хотелось бы напомнить, насколько важно делать регулярную промывку системы охлаждения автомобиля. Дело в том, что в зависимости от используемой охлаждающей жидкости на стенках трубок, из которых состоит радиатор, накапливается ржавчина, масляные отложения, продукты разложения антифризов, а также накипь. Все это приводит к затруднению циркуляции ОЖ и уменьшению теплоотдачи. А это всегда плохо сказывается на характеристиках двигателя и повышает износ его отдельных деталей с риском их преждевременного выхода из строя. Стоит отметить, что промывка системы может быть как внутренней, так и внешней (внешняя очистка подразумевает промывку радиатора снаружи от имеющихся на его поверхности частичек грязи, пыли, насекомых). Рекомендуется делать внутреннюю промывку системы охлаждения не реже одного раза в год. Лучше всего это делать весной, когда уже нет морозов, а впереди предстоит жаркое лето. На некоторых машинах на приборной панели имеется лампочка с изображением радиатора, свечение которой может свидетельствовать не только о понижении уровня антифриза, но и том, что его пора менять. Это может служить сигналом и к тому, что пришло время чистки системы охлаждения. Также существует ряд косвенных признаков наступления необходимости такой очистки: - частые перегревы двигателя; - проблемы в работе помпы; - замедление реакция на сигналы реостата (инерционность); - показания высокой температуры от соответствующего датчика; - проблемы в работе “печки”; - вентилятор всегда работает на повышенных оборотах. Если мотор сильно греется - то пришло время подбирать средство для того, чтобы промыть систему охлаждения, и выбирать для этого время и возможности. Народные средства промывки охлаждающей системы Как мы указывали выше, существуют два типа средств для промывки - народные и специальные. Начнем с первых, как более дешевых и проверенных. Лимонная кислота Самая обычная лимонная кислота, разведенная в воде, способна очистить трубки радиатора от ржавчины и грязи. Особенно она эффективна в случае, если в качестве охлаждающей жидкости используется обычная вода, поскольку кислотные составы эффективны против ржавчины, а щелочные - против накипи. Однако помните, что раствор лимонной кислоты не в состоянии убрать значительные загрязнения. Состав раствора следующий - 20-40 граммов вещества растворите в 1 литре воды, а если загрязнения сильные, то количество кислоты на один литр может быть увеличено до 80-100 граммов (больший объем создается в аналогичной пропорции). Идеальным вариантом считается, когда при добавлении кислоты в дистиллированную воду уровень pH находится в районе 3. Сама процедура очистки проста. Необходимо слить всю старую жидкость и залить новый раствор. Далее нужно разогреть двигатель до рабочей температуры и оставить ее на несколько часов (а лучше на ночь). Далее слить раствор из системы и посмотреть на его состояние. Если он очень грязный, то процедуру нужно повторить еще 1-2 раза до тех пор, пока жидкость не будет достаточно чистая. После этого нужно обязательно промыть систему водой. Далее залить средство, которым вы планируете пользоваться в качестве охлаждающей жидкости. Уксусная кислота Действие этого раствора аналогично описанному выше. Раствор уксусной кислоты отлично подходит для промывки системы охлаждения от ржавчины. Пропорции раствора следующие - пол-литра уксуса на ведро воды (10 литров). Процедура очистки аналогичная - сливаем старую жидкость, заливаем новую и прогреваем машину до рабочих температур. Далее нужно оставить автомобиль с запущенным двигателем на 30-40 минут с тем, чтобы в радиаторе произошла химическая очистка. Далее нужно слить чистящую жидкость и посмотреть на ее состояние. Повторять процедуру до тех пор, пока жидкость не станет чистой. Далее нужно промыть систему кипяченной или дистиллированной водой, после чего залить охлаждающую жидкость, которую вы планируете использовать на постоянной основе. Чем не рекомендуется промывать систему охлаждения Среди так называемых народных средств существует ряд таких, которые не рекомендуются к использованию, несмотря на то, что некоторые автовладельцы все же пользуются ими, и они в отдельных случаях даже помогают. Приведем несколько примеров. Coca-Cola Некоторые автомобилисты для того, чтобы промыть систему охлаждения от масла, эмульсии, накипи и ржавчины используют Coca-Cola. Дело в том, что в ее составе имеется ортофосфорная кислота, с помощью которой можно легко избавиться от упомянутых загрязнений. Однако кроме кислоты, в этой жидкости имеется большое количество сахара и углекислого газа, которые могут привести к определенным проблемам. Если вы решите использовать “Колу” в качестве очищающей жидкости, то лучше предварительно выпустить из нее углекислый газ, чтобы в процессе расширения он не нанес вреда отдельным узлам двигателя. Что касается сахара, то после использования жидкости, необходимо тщательно промыть систему охлаждения обычной водой. Также помните, что ортофосфорная кислота может нанести вред пластиковым, резиновым и алюминиевым деталям охлаждающей системы. Поэтому “Колу” можно держать в системе не дольше 10 минут! Fairy Некоторые автолюбители для промывки охлаждающей системы от масла используют популярный бытовой жироочиститель Fairy или его аналоги. Однако его использование связано с рядом проблем. Во-первых, его состав предназначен для борьбы с пищевым жиром, и с моторным маслом он попросту не справится. А даже если и попытаться залить его в радиатор, то вам придется заливать и “кипятить” двигатель несколько десятков раз. Поэтому НЕ рекомендуем вам использовать бытовые жироочистители наподобие Fairy и ему подобных средств. Calgon и его аналоги Calgon, Tiret и подобные им средства не рекомендуется использовать для очистки радиаторов, поскольку их прямое предназначение - удаление известкового налета на водопроводных трубах. “Белизна” Особенность “Белизны” состоит в том, что в ее составе имеется гипохлорит натрия, который разъедает алюминий. И чем выше температура жидкости и рабочей поверхности, тем быстрее происходит коррозия (по экспоненциальному закону). Поэтому ни в коем случае не заливайте в систему различные средства для удаления пятен, в особенности те, где имеется хлорка и связи на ее основе (в том числе “Мистер Мускул”). “Крот” Известный в узких кругах “Крот” выполняется на основе каустической соды. Соответственно, им нельзя обрабатывать алюминиевые радиаторы и другие поверхности. Он подходит только для чистки медных радиаторов (в частности, радиаторов печки) и лишь сняв его, прогнав по системе такой очиститель вы убьете все резиновые сальники и уплотнители. Другие смеси Некоторые автолюбители для чистки используют смесь лимонной кислоты (25%), соды (50%) и уксуса (25%). Однако не рекомендуем вам поступать также, поскольку она очень грубая и разъедает резиновые и пластмассовые детали. Данные чистящие средства допустимы лишь если нужно промыть радиатор печки и вы не предусматриваете гонять жидкость по всей системе охлаждения. Специальные жидкости для промывки радиатора Перечисленные выше средства, конечно же, можно использовать, чтобы промыть радиатор и охлаждающую систему автомобиля, однако они уже изжили себя как морально, так и технологически. В настоящее время производители автохимии предлагают потребителям широкий ассортимент различных чистящих средств, стоящих вполне разумных денег, то есть, доступных рядовому автовладельцу. Виды жидкостей Существует несколько видов чистящих жидкостей для радиаторов, которые делятся по химическому составу. В частности: Нейтральные. Такие жидкости не содержат агрессивных веществ (в частности, щелочей и кислот). Поэтому они не способны отмыть значительные загрязнения. Как правило, нейтральные составы используют в качестве профилактики. Кислотные. Как понятно из названия, основой их состава являются различные кислоты. Такие жидкости отлично подходят для очистки неорганических соединений. Щелочные. Здесь основа - щелочи. Отлично подходят для устранения органических загрязнений. Двухкомпонентные. Они производятся на основе как щелочей, так и кислот. Таким образом, их можно использовать в качестве универсального очищающего средства, чтобы промыть систему охлаждения от накипи, ржавчины, продуктов распада антифриза и других соединений. Не используйте одновременно два разных средства. Ограничьтесь одним! Также не используйте очень концентрированные щелочные или кислотные составы, поскольку они могут повредить резиновые и пластиковые элементы системы.

Охлаждение двигателя, далеко не самый сложный процесс в автомобиле, но нарушения в его работе влекут за собой поломки или даже полный выход двигателя из строя с последующей его заменой. Поэтому следить за ее исправностью необходимо. Занимает это немного времени и требует совсем незначительных средств. Главная процедура при этом – замена охлаждающей жидкости и промывка системы.

Перед тем как продолжить, посмотрите видео о том, как устроена система охлаждения современного двигателя и как влияет на её работу качество антифриза.

Когда необходима промывка системы охлаждения двигателя

Иногда система охлаждения двигателя выглядит так…

Но, если неизвестно, когда последний раз была проведена процедура, можно принять решение по целому ряду признаков:

  • хуже работает помпа;
  • снизилась реакция системы на изменение положения реостата;
  • датчик температур показывает повышенную температуру или показания его начинают «скакать»;
  • плохо работает печка;
  • в системе работает всегда на повышенных оборотах.

Это первые «звонки» к тому, что системе охлаждения требуется очистка. Если они останутся без внимания, следующий симптом – закипание охлаждающей жидкости.


Насколько засорена система охлаждения двигателя, в некоторых случаях определить просто визуально: достаточно открыть крышку радиатора или расширительного бачка

Как промыть радиатор охлаждения двигателя

Процедура проводится или в теплое время года или в отапливаемом гараже и занимает, в зависимости от степени загрязнения, от 4-5 часов до 25 часов. Действий при этом выполняется минимум.

Прежде всего, необходимо слить охлаждающую жидкость. Делая это, не забудьте подставить под сливное отверстие емкость:

  1. Во-первых, вам нужно будет рассмотреть слитый антифриз.
  2. Во-вторых, антифриз вреден для окружающей среды, да и для человека тоже, так что работаем в перчатках и соблюдаем осторожность.


Когда стекла вся отработанная жидкость, устанавливаем на место пробки и плотно их закручиваем. Жидкость рассматриваем. По степени ее загрязненности определяем, чем будем промывать систему охлаждения двигателя. Есть несколько составов разной степени агрессивности:

  • Дистиллированная или кипяченая вода. Используется, если в слитой жидкости почти нет загрязнений, а ее цвет практически не изменился.
  • Кислотные растворы. Если в использованном антифризе есть частицы накипи, удалить их можно промыв систему кислотами. Это может слабый раствор уксусной, лимонной или молочной кислоты. Иногда используется соляная кислота малой концентрации, но это уже один из самых экстремальных методов.
  • Щелочные растворы. Такой состав оправдан, если присутствуют значительные жировые отложения. При таких отложениях в воду добавляют каустическую или кальцинированную соду.

Кислотные и щелочные составы можно сделать самостоятельно, но необходимо строго придерживаться рекомендуемых пропорций. Это тот случай, когда лучше процедуру повторить энное количество раз, чем сделать более концентрированный раствор, который может стать причиной повреждений и коррозии резиновых или пластиковых узлов и деталей. Есть также аналогичные составы промышленного производства.


Чтобы не рисковать, лучше купить промывку заводского производства. Производители утверждают, что их средства для промывки системы охлаждения двигателя содержат специальные присадки, которые образуют, после очистки, на всех деталях тонкую пленку, препятствующую коррозии. Тем не менее, многие автолюбители изготавливают растворы самостоятельно и не жалуются на последствия. В общем, как всегда, выбор за вами.

Промывка системы охлаждения двигателя водой

Если слитая охлаждающая жидкость почти без примесей (визуально выглядит более-менее пристойно), можно применить самый щадящий метод – промыть охлаждающую систему водой. Использовать желательно дистиллированную воду, в крайнем случае — кипяченую. Заливаем ее в расширитель, закручиваем крышку и заводим двигатель. Даем поработать 10-20 минут. Заглушив мотор, снова сливаем жидкость.

После того как мотор поработал, должно пройти время. Жидкость должна немного остыть, иначе снимая крышку, вы можете получите ожог парами от кипящей жидкости.

Оцениваем ее состояние. Желательно чтобы она была чистой и без примесей. При необходимости, процедуру повторить несколько раз. Иногда приходится, по ходу дела вносить корректировки: обнаруживаются загрязнения и приходится заливать кислотный или щелочной раствор.


Промывка системы охлаждения двигателя кислотными растворами

Для удаления накипи в систему заливают слабый раствор молочной кислоты. Как правило — 6%. Для этого, в 5 литрах воды растворяют 1 кг тридцатишестипроцентной молочной кислоты. Раствор в систему заливают подогретым до 30-40 о С. Практически сразу начинается химическая реакция с выделением углекислоты. Когда процесс завершится, все сливают и систему несколько раз промывают водой (смотрите выше) до полной прозрачности сливаемой воды.


Иногда в качестве раствора молочной кислоты используется сыворотка. Залив ее в систему охлаждения, можно поездить на авто несколько часов, потом все слить и снова таки промыть несколько раз водой. Такую процедуру легко переносят изделия отечественного автопрома, а вот с импортными авто нужно быть предельно осторожными, хотя некоторые их владельцы испробовали сыворотку и никаких негативных последствий не было.

Применение раствора соляной кислоты довольно рискованный способ, но его также используют довольно часто. Раствор должен быть не более чем 2%. Время воздействия — до прекращения процесса выделения газов. После чего все слить и многократно промыть водой, в заключение добавить жидкости, содержащие присадки, которые образуют защитную пленку.

Еще один раствор кислоты – лимонной. Тут точной дозировки не приведено, но раствор должен быть слабокислым. Время нахождения раствора в системе также определяется по прекращению реакции. Также обязательна тщательная и многократная промывка водой.

Систему охлаждения можно промыть, использовав пищевую лимонную кислоту

Активизировать процесс очищения системы охлаждения двигателя можно, если несколько раз завести двигатель и дать ему поработать 5-10 минут. Такую «активацию» можно проводить несколько раз. В результате очищение будет более полным, но иногда случается так, что после такой процедуры проявляются старые или открываются новые «болячки». С одной стороны это не радует: нужно ремонтировать, но зато с другой, вы будете уверены, что в ближайшем будущем неожиданностей со стороны системы охлаждения двигателя вам можно не опасаться: все тонкие места порвались при промывке и исправлены. Да и совсем не обязательно будут какие-то неприятные сюрпризы. Часто после промывки без каких-либо осложнений система работает не один и не два года без ремонта.

Некоторые отчаянные автовладельцы используют для промывки даже такое неподходящее, казалось бы, средство, как туалетный «Утенок», причем «активный». И радуются результату: система чистая, и после полугодовой эксплуатации сбоев не было.


При использовании кислотных составов заводского изготовления нужно внимательно читать инструкцию по применению и точно соблюдать все указания. Любое отступление может повлечь за собой неисправность и ремонт.

Промывка системы охлаждения двигателя щелочными растворами

В качестве щелочных растворов можно использовать ненасыщенные растворы каустической или питьевой соды. Такой способ оправдан, если в слитом антифризе присутствует большое количество жирных пятен и маслянистого осадка. Принцип все тот же: заливаете раствор в систему, несколько раз заводите двигатель и даете поработать 5-10-15 минут. После чего тщательно сливаете и несколько раз промываете водой до полной прозрачности сливаемой воды. Причем должен исчезнуть также и запах. Тогда система промыта.


Надеемся теперь понятно чем промыть систему охлаждения двигателя в каждом случае и как это нужно делать. Главное, не забывать после использования активного раствора промыть систему водой. Для тех же, кто не хочет рисковать с самодельными растворами, есть большой выбор средств для промывки системы охлаждения двигателя промышленного производства. В этом случае нужно только четко следовать инструкции, так как бывают довольно значительные отличия в процедуре.

Нейтральная промывка «Моторесурс»

Необходимо обратить внимание на то, что в некоторых случаях лучше использовать кислотную промывку, а в некоторых щелочную — все зависит от типа загрязнения. Создать промывку, одновременно содержащую кислоту и щелочь невозможно, так как любой двоечник знает, что кислота нейтрализует щелочь, а щелочь нейтрализует кислоту.

Как утверждают сотрудники российской компании «Моторесурс» им удалось создать мягкую промывку системы охлаждения на системе катализатора (не содержит кислот и щелочей).

Препарат заливают в расширительный бачок системы охлаждения и продолжаеют эксплуатировать автомобиль. После пробега 1000-2000 км антифриз или тосол сливают и дают отстояться. Затем можно аккуратно залить отстоявшуюся жидкость обратно, не дав попасть в систему отстою.

Промывка радиатора охлаждения двигателя

Почистить систему изнутри, и не очистить ее снаружи – большая ошибка. Если решетка радиатора забита пылью, пухом, остатками насекомых, охлаждение все равно будет далеко от нормального.


Промывка радиатора охлаждения двигателя — необходимая процедура

Чтобы почистить радиатор понадобится хороший напор воды или воздуха. Можно воспользоваться мойкой «Кехер», но подносить шланг близко к радиатору не стоит – могут погнуться пластины. Неплохо справляется с чисткой мощный бытовой пылесос, но скорее всего, придется дополнительно поработать щеткой со щетиной средней жесткости.


Теперь, почистив систему охлаждения двигатели изнутри и снаружи, вы можете не бояться, что мотор закипит.

НЕ КИПЯТИСЬ!



В целом достаточно задать всего несколько простых вопросов об устройстве и обслуживании автомобильного двигателя, чтобы узнать, что знает обычный автомобилист о такой важной составляющей силового агрегата, как система охлаждения.


Почти наверняка в ответах на вопрос об обслуживании двигателя будут звучать такие слова, как моторное масло, масляный фильтр, ремень ГРМ, маслосъемные колпачки, и в то же время девять из десяти опрошенных в своих ответах обойдут стороной такие понятия, как охлаждающая жидкость, радиатор охлаждения, термостат, помпа водяного насоса. И тут невольно приходится признать тот факт, что и в наши дни система охлаждения двигателя (равно как и ее обслуживание) незаслуженно продолжает оставаться в глубокой тени масляной системы, шатунно-поршневого и газораспределительного механизма автомобиля.


Ну действительно, если при замене масла в двигателе был использован качественный и, как правило, дорогой сорт масла, то это может даже стать предметом некоторой гордости для владельца автомобиля, тогда как разговор об антифризе, залитом в систему охлаждения, ограничивается обычно скупыми замечаниями о его цвете: зеленый, желтый, красный…


К помощи средств предназначенных для ухода и/или ремонта автомобильной системы охлаждения мы, как правило, прибегаем или тогда, когда время уже упущено и каналы радиатора «намертво» законопачены слоем накипи и других твердых отложений, или когда возникает острая необходимость в быстром устранении причин подтекания антифриза. В последнем случае, эффективная работа герметизирующего состава также напрямую зависит от чистоты системы охлаждения. .


НЕМНОГО ТЕОРИИ


В автомобильном бензиновом двигателе при сгорании топлива в цилиндрах приблизительно 25% полученной тепловой энергии расходуется на приведение автомобиля в движение, КПД у дизельных двигателей немного выше, в среднем около 35%, но и в том, и в другом случае приблизительно треть выработанной тепловой энергии поглощается системой охлаждения. Для справки: теплотворная способность бензина такова, что достаточно сжечь всего лишь один его литр, чтобы вскипятить 120 литров воды. Можно постараться представить себе то количество тепловой энергии, с которым ежедневно вынуждена справляться автомобильная система охлаждения, поэтому не стоит удивляться, что, по статистике, в общем списке неисправностей автомобиля количество поломок, связанных с системой охлаждения, занимает «почетное» четвертое место.


Исправная и слаженная работа системы охлаждения возможна только при соблюдении всех нижеследующих условий: система охлаждения должна быть чистой и герметично закрытой, количество антифриза в системе охлаждения должно соответствовать техническим требованиям плюс исправная работа электровентилятора, датчика включения вентилятора, термостата, водяной помпы и теплообменников (радиаторов).


Непосредственно сам антифриз должен быть разведен в правильной пропорции с дистиллированной водой и содержать в своем составе достаточное количество вспомогательных, химически активных присадок, качество которых, собственно, и определяет класс самого антифриза.


В современном автомобильном мире с каждым годом увеличивается парк автомобилей с алюминиевыми радиаторами системы охлаждения двигателя. Такая тенденция обусловлена различными, прежде всего экономическими, соображениями, в частности, и тем, что благодаря применению алюминиевых радиаторов удалось снизить общий вес автомобиля, соответственно удалось снизить и количество расходуемого автомобилем топлива. Вдобавок алюминиевые радиаторы и с точки зрения экологии также выглядят гораздо предпочтительней многих своих медных аналогов. Так, при их производстве не нужно использовать свинцовый припой, а худшая по сравнению с медью теплопроводность алюминия компенсируется за счет хорошо продуманной конфигурации сот радиатора.


Но и у алюминия есть свое слабое место - это его высокая степень подверженности процессу электролитической коррозии. В условиях, когда пакет антикоррозионных присадок, что содержится в антифризе, расходуется до конца и прекращает действовать, происходит резкое снижение кислотно-щелочного (PH) показателя антифриза с допустимых 8–8,5 ед. до 7 и ниже. В это время алюминиевые детали системы охлаждения превращаются в жертвенный анод и начинают стремительно коррозировать.


Для защиты алюминия от коррозии в состав антифризов, кроме фосфатов и боратов, стали включать добавки из силикатов, благодаря чему на стенках алюминиевых деталей системы охлаждения происходило образование сплошного антикоррозионного силикатного слоя, приблизительно в 1000 Ангстрем толщиной. Как правило, срок службы антифризов данного вида не превышает полутора-двух лет, и при этом содержащиеся в нем микроскопические частицы силиката обладают абразивными свойствами, что способствует преждевременному износу резиновых уплотнений водяной помпы и утрате герметичности системы.


В процессе эксплуатации любого автомобиля постепенно поверхность деталей его системы охлаждения начинает обрастать разного рода наслоениями, строительным материалом для которых служат продукты коррозии черных и цветных металлов, масляные и жировые отложения, а также продукты разложения антифризов. По мере увеличения толщины слоя отложений ухудшаются теплоотводящие характеристики системы охлаждения, происходит процесс постепенной закупорки каналов радиатора охлаждения, параллельно возрастает расход топлива и увеличивается вероятность перегрева двигателя.


Помимо этого система охлаждения любого двигателя внутреннего сгорания, и в первую очередь это касается их дизельных модификаций (за исключением двигателей с «сухими гильзами»), постоянно испытывает на себе разрушительное воздействие процесса кавитации. Во время работы двигателя стенки цилиндров постоянно сообщают охлаждающей жидкости высокочастотные колебания, из-за чего в жидкости у стенок цилиндров начинается процесс образования и схлопывания кавитационных пузырьков, иными словами в этот момент происходит образование кратковременных (около 10–6 с) импульсов давления - приблизительно 10 МПа, при этом температура газа внутри пузырьков в момент их схлопывания достигает +1000 °С! Значительно снизить скорость губительного для двигателя кавитационного процесса можно с помощью современных высококачественных антифризов, разработанных на основе карбоновых кислот, которые благодаря своей новой формуле образовывают на поверхности деталей системы охлаждения тонкую пленку органического покрытия (приблизительно 60 Ангстрем толщиной), которая обладает способностью к «самозалечиванию», после того как один из его участков был разрушен кавитационным импульсом. Тут важно отметить тот факт, что антифризы с пакетом карбоксилатных присадок нельзя смешивать с антифризами, в составе которых присутствуют силикаты, поэтому при замене одного антифриза на другой систему охлаждения необходимо тщательно промыть от остатков прежнего антифриза.


Как видим, в пользу регулярной обработки системы охлаждения с помощью специальных химических препаратов говорит множество факторов, другой вопрос: в состоянии ли мы правильно воспользоваться тем или иным средством?


Основная сложность очистки системы охлаждения заключается в том, что отложения на внутренних стенках системы охлаждения отличаются по своим свойствам. Так, например, накипь и продукты коррозии металлов наиболее эффективно очищаются кислыми растворами, а масляно-жировые отложения и продукты разложения антифризов - щелочными растворами. Соответственно, все очистители системы охлаждения делятся на две группы: на очистители с кислой и щелочной средой. Решение о применении того или иного препарата должно приниматься, исходя из анализа условий эксплуатации автомобиля или причин, повлекших за собой сбой в работе его системы охлаждения. Чрезвычайно важным условием промывки системы охлаждения является соблюдение баланса между чистящими свойствами и безопасностью используемых препаратов. Обладая высокой эффективностью, химические препараты данной группы не должны пагубно влиять на уплотнительные материалы, шланги и пластиковые детали системы охлаждения, не говоря уже о деталях, выполненных из цветных и черных металлов. Качественный очиститель системы охлаждения должен не только уметь эффективно справляться с теми и/или иными видами отложений, но и образовывать на обработанной им поверхности защитную химическую пленку, способную замедлить процесс коррозии, а также обеспечивать хорошее условия для удаления разрушенных загрязнений при сливе промывочного раствора.


Ниже мы приводим обзор препаратов, предназначенных для ухода/мелкого ремонта автомобильной системы охлаждения.



LAVR ОЧИСТИТЕЛЬ СЛОЖНО-ЗАГРЯЗНЕННЫХ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Двухкомпонентный очиститель предназначен для поэтапной очистки сильно засоренных систем охлаждения.

Состав № 1 — очиститель накипи. Кислая среда размягчает и разрушает накипи и продукты коррозии. Диспергаторы поддерживают разрушенные загрязнения во взвешенном состоянии, не давая им скапливаться и обеспечивая их максимальное выведение из системы при сливе моющей композиции. Содержит буферные компоненты, которые при взаимодействии с металлом создают на нем фосфатную защитную пленку, предотвращающую агрессивное воздействие кислой среды и замедляющую процессы коррозии.

Состав № 2 — нейтрализатор-ополаскиватель. Щелочная основа растворяет масляно-жировые загрязнения и продукты разложения антифризов, а также нейтрализует воздействие кислой среды, делая промывку абсолютно безопасной для конструкционных материалов двигателя.

Помните, что важен не только выбор автомобиля , но и уход за ним. А это еще более сложный и трудоемкий процесс!


LAVR НЕЙТРАЛЬНАЯ ПРОМЫВКА СИТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Промывка не содержит в своем составе кислот и щелочей, предназначена специально для деликатной профилактической промывки систем охлаждения современных двигателей. Специальные моющие компоненты хорошо справляются с накипью и различными жировыми и масляными отложениями. Диспергаторы поддерживают разрушенные загрязнения во взвешенном состоянии, не давая им скапливаться и обеспечивая их максимальное выведение из системы при сливе моющей композиции. Содержит в своем составе ингибитор коррозии, при регулярном применении активная формула препарата способна предотвратить образование накипи, продуктов коррозии и разложения антифризов. Безопасен для радиаторов и печек с трубками малого диаметра.

Езжайте отдыхать на озера Иссык-Куль !


LAVR ГЕРМЕТИК РАДИАТОРА

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Надежно и быстро устраняет течи антифриза из радиаторов, печек отопителей, шланговых соединений и других элементов системы охлаждения. Препятствует возникновению течей в дальнейшем. Попадая в трещины, полимеризуется на воздухе, образуя эластичную пробку, удерживающуюся за счет шероховатости стенок трещины. Не забивает трубки радиатора, отвердевает только в местах течей. Выдерживает высокую температуру, не испаряется. Состав препарата нейтрален по отношению к металлам, резиновым деталям и пластмассам.

Совместим со всеми типами охлаждающих жидкостей.

Если вы зайдете в любой мото магазин , то без труда найдете этот препарат. Однако мы рекомендуем посещать только проверенные магазины, например, motozap4asti.ru. Там есть широкий выбор автохимии.


LAVR ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ СИЛЬНОЗАСОРЕННЫХ СИСТЕМ PLUS

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Высококачественный профессиональный состав для очистки сильнозасоренных систем охлаждения от накипи, продуктов коррозии и разложения антифризов. Специальные высокоэффективные моющие компоненты распознают различные загрязнения, расщепляют их и поддерживают во взвешенном состоянии, что позволяет максимально удалить все отложения при сливе промывочной композиции. Восстанавливает циркуляцию антифриза, исключает перегрев двигателя.

Препарат безопасен для радиаторов всех типов, рекомендован для очистки систем охлаждения двигателей легковых и грузовых автомобилей.



BIZOL KUHLERREINIGER



BIZOL KUCHLER-DICHTER

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Препарат является дисперсией твердого вещества, стабилизированной в жидкости-носителе, служит для герметизации мест утечки в радиаторе и в системе водяного охлаждения автомобиля в целом. Самостоятельно по образующейся в местах повреждений разнице давления определяет и герметизирует места утечек, подходит для герметизации алюминиевых радиаторов. Не оказывает негативного воздействия на водяной насос и отопительный контур автомобиля. Совместим со всеми типами охлаждающей жидкости.



PINGO KUHLER-REINIGER

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Очиститель радиатора служит для очистки каналов радиатора и всей системы охлаждения от различных загрязнений, в том числе и известковых отложений, которые затрудняют циркуляцию охлаждающей жидкости и ухудшают процесс теплообмена. Состав очистителя разрушает структуру грязи, жира, масла и, поддерживая полученный состав во взвешенном состоянии, обеспечивает его выведение/слив из системы охлаждения. Содержит ингибиторы коррозии, применим для любых типов радиаторов.

продажа nissan almera .

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Концентрированное средство, предназначенное для удаления из системы охлаждения ржавчины, накипи и продуктов распада охлаждающей жидкости. Комплекс моющих добавок WYNN’S COOLING SYSTEM FLUSH эффективно растворяет остатки масла и консистентной смазки, а комплекс дисперсионных присадок, поддержив ая частицы грязи во взвешенном состоянии, обеспечивает их хорошее выведение/слив из системы охлаждения. Средство неагрессивно по отношению к резиновым, пластиковым и металлическим деталям системы охлаждения. Может использоваться и в качестве профилактического — перед каждой сменой антифриза — средства.

Это средства используется не только для автомобилей. Если у вас есть турбокомпрессоры Чехия , то за ними тоже нужен тщательный уход.


CRC RADIATOR CLEAN

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Средство для очистки автомобильной системы охлаждения, обладает хорошими чистящими/моющими свойствами, содержит в своем составе ингибиторы коррозии, поверхностно-активные вещества, нейтрализаторы кислоты и специальные присадки для смягчения воды. Активная формула препарата быстро растворяет и превращает в эмульсию накипь, маслянистые и грязевые отложения. Очиститель совместим со всеми материалами, которые используются для изготовления деталей системы охлаждения, включая алюминий, резину, пластик, и со всеми традиционными типами охлаждающих жидкостей.



CRC RADIATOR SEAL

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Данный препарат представляет собой эффективную смесь растворенных в воде герметизирующих компонентов, фибры и ингибиторов коррозии. Волокна целлюлозы образуют на месте повреждения сетку, благодаря которой оседающие на ней частички смолы и полимеров, вступая в реакцию с атмосферным воздухом, создают надежную заплатку. Препарат не содержит боратов, не образует осадка, препятствует протеканию коррозионных процессов и образованию накипи в автомобильной системе охлаждения. Совместим со всеми традиционными видами автомобильных радиаторов, охлаждающих жидкостей и присадок.

Конечно, на ходовых качествах автомобиля этот компонент скажется не сильно. А чтобы узнать, как "ускорить" своего коня, рекомендуем вам почитать авто новости. Только не забывайте про все виды штрафов дорожного движения , из каждым годом все больше!


G’zox RADIATOR PROTECTOR

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Антикоррозионная присадка для автомобильной системы охлаждения. Защищает железо, алюминий, медь и другие металлические поверхности от коррозии, ржавчины, накипи, что способствует предупреждению перегрева автомобильного двигателя и повышению эффективности системы охлаждения. Содержит в своем составе компоненты, служащие смазкой для помпы, которые предотвращают ее преждевременный износ и протекание. Совместим со всеми типами традиционных ОЖ. Добавлять средство рекомендуется через равные промежутки времени, а также после замены охлаждающей жидкости.



Эксплуатация автомобиля подразумевает регулярную замену технических жидкостей, иначе машина не сможет выполнять свои функции должным образом. Замена охлаждающей жидкости регламентируется каждым производителем индивидуально, но зачастую заводы требуют менять антифриз или тосол один раз в 60 тысяч километров пробега. На практике менять жидкость нужно намного чаще - раз в 15 или даже 10 тысяч пробега.


Зависит окончательный диапазон километров от качества жидкости, залитой в систему охлаждения и прочих факторов эксплуатации. Многие водители задаются вопросом, как промыть систему охлаждения двигателя и не платить за эту процедуру на СТО. Процесс промывки не так сложен, потому каждый сможет выполнить его в своем гараже.

Процесс промывки системы охлаждения двигателя

Данная задача часто становится достаточно сложным испытанием для владельца автомобиля. Необходимо не поддаваться уговорам тысяч мифов и вредных советов, которые дает практически каждый водитель. Существует масса мифов о замене охлаждающей жидкости, а также о промывке двигателя, которые могут испортить ваш силовой агрегат.

Замена охлаждающей жидкости на новую и качественную часто является достаточным фактором для очистки системы охлаждения. Но если вы не знаете, какая жидкость была залита ранее, лучше произвести процедуру промывки. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

  1. дождитесь, пока автомобиль полностью остынет - выполнение замены жидкости и промывки двигателя на разогретом агрегате не рекомендуется;
  2. отвинтите пробку системы охлаждения на блоке цилиндров и откройте крышку расширительного бачка;
  3. под двигатель стоит поставить емкость, чтобы старая жидкость не вылилась на пол;
  4. регулировку печки стоит переместить в полностью открытое состояние, иначе из системы вытечет не вся жидкость;
  5. после полного вытекания антифриза или тосола закрутите на место пробку системы охлаждения на блоке цилиндров;
  6. залейте в систему чистую пресную воду с промывочной присадкой или специальную жидкость для промывки системы охлаждения двигателей;
  7. заведите силовой агрегат, прогрейте его до рабочей температуры;
  8. заглушите двигатель, дайте ему остыть, а затем слейте промывочную жидкость и залейте новый антифриз.


С помощью такой процедуры вы сможете полностью убрать неприятные факторы работы системы охлаждения. Помните, что заводить двигатель можно только в том случае, если система охлаждения заполнена жидкостью, а крышка расширительного бачка плотно закручена.

Это не очередной способ промывки силового агрегата, а единственный правильный вариант обновления системы охлаждения. Далее мы рассмотрим несколько распространенных заблуждений.

Самые вредные для вашей машины мифы о промывке системы охлаждения

Когда владелец автомобиля размышляет над вопросом, как промыть систему охлаждения двигателя своими руками, он часто становится заложником неверной информации. На профессиональных форумах и даже в автомобильных магазинах рассказывают неверные методы работы с данной системой, но помните, что последствия поломок и неполадок придется исправлять только вам.

Именно поэтому стоит остерегаться любых подозрительных советов по замене жидкостей в автомобиле. Лучше общаться со специалистами, но их советы также подвергайте критике. Наиболее распространенные мифы, о которых вам может рассказать даже консультант в автомобильном магазине, следующие:

  • в момент заливания жидкости (промывочной или антифриза) в систему охлаждения необходимо запустить двигатель - не делайте этого ни в коем случае, это может стать причиной смерти силового агрегата;
  • промывать двигатель вообще нельзя, это приносит вред системе охлаждения - так говорят обычно те, кто не хочет тратить время и деньги на полезные процедуры для своей машины;
  • все специальные промывочные жидкости, которые присутствуют в магазинах, не работают - это обычная вода может не сработать из-за природной жесткости, а присадки для промывки двигателя являются лучшим решением;
  • убрать воздушные пробки из системы охлаждения необходимо с помощью продувания системы под давлением - это не поможет, а вот прогрев до максимальной рабочей температуры будет полезным;
  • можно промывать систему охлаждения, открутив пробку внизу радиатора и постоянно заливая воду, а двигатель при этом нужно запустить - это еще один способ быстро избавить от старого силового агрегата и отправиться за покупкой нового.


Вы можете сказать, что многие ваши соседи по гаражу пользовались информацией из этих мифов и до сих пор ездят на своих машинах. Это вполне возможно, но согласитесь ли вы рискнуть работоспособностью своего автомобиля для проверки этих сомнительных фактов? Лучше пользоваться качественной информацией, которая позволит вам получить хороший результат работы с двигателем.

Промывка системы охлаждения двигателя вполне может быть выполнена своими руками. Для этого не нужно платить огромные деньги на СТО. Но стоит быть максимально осторожным и выполнить весь процесс в соответствии с требованиями.

На следующем видео вкратце показаны и рассказаны некоторые моменты смены антифриза и промывки двигателя:

Подводим итоги

Выполнение такой задачи, как промывка охлаждающей системы двигателя, не имеет особых сложностей. Ее легко можно произвести в собственном гараже без наличия специализированных инструментов и знаний. Тем не менее, нужно обязательно абстрагироваться от всевозможных мифов и вредных советов, которых в сети присутствует достаточно много.

Для выполнения этой задачи достаточно пообщаться с профессионалами и сделать правильные выводы из беседы. Если у вас есть опыт промывки двигателя, обязательно поделитесь с нашими читателями в комментариях.