Чем отличается робот от автомата – разница в эксплуатации коробок. Роботизированная коробка передач отличие от автоматической

Прежде всего, при наличии автоматической КПП, в штатном режиме водителю не нужно самостоятельно выбирать и включать передачу, работать с педалью и т.д. На практике это значительно упрощает процесс вождения автомобиля, повышает комфорт и безопасность.

Что касается самих автоматических коробок, сегодня «автоматом» в обиходе принято называть как , так и (AMT) и вариаторы. Другими словами, существует несколько вариантов автоматических трансмиссий, при этом по ряду причин среди них наиболее распространены классические АКПП и «роботы».

Читайте в этой статье

В чем отличие «робота» от «автомата»

Чтобы понять, чем один тип КПП отличается от другого, необходимо рассмотреть их особенности и принцип работы. Сразу отметим, что как «автомат» (АКПП), так и «робот» (РКПП, АМТ) обеспечивают похожий конечный результат: трансмиссия автоматически выбирает и переключает передачи при езде с учетом скорости движения ТС, нагрузки на двигатель, положения педали газа и т.д.

Однако гидромеханическая АКПП и роботизированная коробка передач РКПП принципиально отличаются по конструкции и принципу работы. Давайте рассмотрим их особенности и отличия более подробно.

  • Начнем с «классического» гидромеханического «автомата» с . В отличие от робота, который появился сравнительно недавно, обычный автомат появился давно и стал первым видом АКПП, которые начали массово устанавливаться на автомобили.

В двух словах, АКПП является ступенчатой коробкой передач, где гидротрансформатор (ГДТ) играет роль сцепления. При этом в ГДТ передается через трансмиссионную жидкость ATF.

За управление работой АКПП отвечает клапанная плита () и ЭБУ коробкой автомат. Плита имеет специальные каналы, по которым под давлением подается трансмиссионная жидкость. Каналы перекрываются клапанами (). По команде ЭБУ клапан открывается или закрывается, соответственно, открывая или перекрывая канал.

Когда клапан открыт, жидкость ATF воздействует на в коробке передач, что в результате и позволяет включать и выключать передачи в автоматическом режиме.

Преимущества и недостатки АКПП. Если говорить о плюсах и минусах гидромеханической АКПП, в списке основных преимуществ следует выделить надежность агрегата и проверенную временем конструкцию, а также способность выдерживать достаточно большой крутящий момент.

Среди минусов отметим, что хотя АКПП работает достаточно плавно, моменты автоматических переключений передач все равно ощутимы для водителя. Также переключение передач может быть «затянутым», особенно на старых «автоматах». Еще следует выделить большой расход горючего на авто с данным типом трансмиссии.

Что касается ремонта, в случае выхода из строя как самой коробки, так и гидротрансформатора, следует готовиться к серьезным затратам. При этом ремонтопригодность автоматических коробок вполне приемлема, большое количество СТО оказывают услуги по ремонту.

  • Роботизированная коробка передач изначально разработана для того, чтобы добиться максимальной экономии горючего и комфорта с одновременным упрощением и удешевлением самого агрегата. В условиях мирового топливного кризиса и жестких экологических норм такое решение было призвано решить ряд проблем, присущих классическим гидромеханическим АКПП.

Если просто, коробка «робот» является , где ножной привод сцепления заменен на электропривод, а переключение передач осуществляет исполнительный механизм. Выбором передачи и ее включением, а также включением и выключением сцепления управляет электронный блок.

Управление данными коробками напоминает по принципу действия уже известный однодисковый робот. Имеются все те же сервоприводы, исполнительные механизмы и контроллер. Главным отличием является то, что пока, например, включена вторая передача, ЭБУ параллельно включает и третью, удерживая сцепление «выжатым». Как только наступает время переключения, за доли секунды происходит отключение второй передачи и включается уже заранее наполовину включенная третья.

Во время езды блок управления коробкой оценивает действия водителя, учитывает скорость движения автомобиля, положение педали газа, нагрузку на двигатель и ряд других параметров, чтобы подобрать наиболее подходящую передачу применительно к конкретным условиям.

  • Плюсы и минусы «робота» с двойным сцеплением. Если говорить о преимуществах, моменты переключения передач «вверх» и «вниз» незаметны для водителя, высочайшая скорость переключений позволяет добиться практически полного отсутствия разрыва потока мощности, разгон автомобиля плавный и быстрый.

Также сохраняется максимальная топливная экономичность, присущая всем роботизированным КПП. При этом преселективные коробки самые экономичные на фоне всех других видов (однодисковый робот, АКПП, вариатор, механика).

Что касается минусов, прежде всего, такие коробки являются достаточно сложными, автомобили с преселективной КПП отличаются высокой стоимостью. Ресурс данных типов трансмиссий больше, чем у аналогов с одним сцеплением, однако на практике снижен по сравнению с классическими гидротрансформаторными АКПП.

Если же говорить о ремонтопригодности, ремонт DSG и аналогов от других производителей может отказаться достаточно дорогим. На практике, стоимость таких работ и запчастей нередко превышает качественное восстановление АКПП с гидротрансформатором в рамках комплексной переборки или капремонта коробки передач.

Подведем итоги

Как видно, каждая из рассмотренных типов автоматических трансмиссий имеет свои плюсы и минусы. Также если рассматривается коробка автомат и робот, отличия имеются как в устройстве данных КПП, так и в принципах их работы.

Также пред покупкой автомобиля (особенно б/у) важно знать, какой тип КПП установлен, автомат или робот, как отличить данные типы коробок. Дело в том, что под общим понятием АКПП сегодня может скрываться как первый, так и второй вариант.

Как правило, рекомендуется отдельно изучить информацию по конкретной модели автомобиля, на какое поколение и в какие годы выпуска устанавливалась та или иная трансмиссия. Следует помнить, что визуально, например, DSG можно не отличить от обычной АКПП с Типтроник. Другими словами, нужно знать, как отличить робот от автомата на автомобиле.

Напоследок отметим, что однозначно ответить на вопрос, робот и автомат, что лучше, достаточно сложно. Если речь идет о новых автомобилях с автоматом, тогда КПП лучше подбирать с учетом личных предпочтений и финансовых возможностей.

Как правило, машина с однодисковым роботом дешевле и более экономична в плане расхода, однако комфорт при переключении передач по сравнению с классической АКПП может быть снижен. По этой причине оптимально перед покупкой провести тест-драйв моделей с различными типами КПП.

В случае с преселективными роботизированными коробками именно классический автомат может показаться более «задумчивым», немного страдает комфорт при переключении передач, хуже динамика разгона и т.д.

Однако надежность гидротрансформаторной АКПП на практике оказывается выше, такую коробку зачастую проще и дешевле ремонтировать. Указанные особенности следует отдельно учитывать, особенно в том случае, если планируется покупка подержанного автомобиля с автоматической коробкой передач.

Читайте также

Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой - автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.

  • Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.


  • Автоматические коробки передач сегодня используются в нескольких видах. Наиболее распространены стандартные автоматы, которые в своей системе работы используют гидротрансформатор, обладают от 4 до 8 передач и имеют достаточно жесткие настройки. У стандартных автоматических коробок есть как ряд преимуществ, так и определенные минусы. К примеру, автомат довольно надежен, он меньше подвергает двигатель негативным воздействиям от неправильных привычек вождения. Тем не менее, автомат становится причиной повышенного расхода топлива, что однозначно не может радовать покупателя автомобиля. Сегодня мы рассмотрим отличия автомата от робота, сравним особенности этих коробок, поговорим о том, какие машины лучше выбирать с автоматическим переключением передач.

    Надежность автомата ранее считалась довольно сомнительной. Сегодня автоматические коробки передач в виде стандартных АКПП от мировых известных брендов ведут себя в эксплуатации великолепно, они не требуют никаких особенностей обслуживания и просто помогают владельцу получать больше удовольствия от поездки. Роботы пока пользуются народной немилостью, ведь распространены слухи о том, что они часто ломаются и не доживают даже до трех лет эксплуатации. Давайте начнем с того, что есть китайские роботы и автоматы, а есть продукция японских и немецких корпораций. Так что вести разговор нужно о каких-то конкретных моделях коробок - только так можно понять весь смысл использования той или иной технологии.

    Преимущества и недостатки стандартных автоматов АКПП

    Если в комплектации автомобиля указана аббревиатура АКПП, речь идет именно о традиционном автомате. Это довольно старая, а потому надежная технология, которая сегодня у каждого производителя приобретает собственный внешний вид. Многие говорят о том, что японские автоматы всегда прекрасны, они служат десятилетиями и не ломаются. Есть автоматы на четыре ступени от компании Aisin - японская разработка, используемая практически на всех машинах бюджетного класса. Такая коробка не порадует вас ни динамикой, ни надежностью, ни другими важными положительными чертами. Главные весомые плюсы и минусы, которые стоит рассматривать в контексте АКПП, следующие:

    • достаточно простая конструкция, отсутствие слишком дорогих и сложных для ремонта деталей;
    • стандартные процессы обслуживания, которые не будут стоить непредсказуемо дорого для владельца;
    • удобная эксплуатация и отсутствие необходимости привыкать к особенностям автомобиля;
    • повышение расхода топлива - один из важных минусов всех современных автоматических коробок АКПП;
    • зачастую на автомате очень заметен момент переключения передачи, это вызывает определенный дискомфорт;
    • очень дорогостоящий ремонт при выходе из строя, но никак не дороже восстановления других типов автоматических коробок;
    • отсутствие динамики и часто приглушение потенциала двигателя из-за невозможности динамичных настроек.

    Конечно, сказанное выше относится не ко всем автоматам. Стоит рассмотреть новые 8АКПП от Jeep, Toyota и Volkswagen, а также продукцию Range Rover. Они похожи по конструкции между собой, но сильно отличаются от остальных автоматических коробок в мире. Эти автоматы полностью раскрывают потенциал силового агрегата, их переключения незаметны, а динамические характеристики просто великолепны. Настройки таких коробок очень эластичны, что позволяет производителям проводить отдельную доработку коробки передач под каждый отдельный двигатель. Но есть автоматы и других разработок с менее производительными характеристиками.

    Роботизированные коробки - рассмотрим главные преимущества и недостатки

    Роботы сегодня в ассортименте каждой крупной корпорации имеют собственные названия и запатентованную формулу переключения передач. PowerShift от Ford или DSG от Volkswagen - в этих названиях кроется практически одинаковая технология. Большинство современных роботизированных коробок обладают по сути механической КПП, а также приводом, который выполняет быстрые переключения передач. Конструкция обеспечивает как определенные плюсы, так и значительные минусы технологии, которые стоит рассматривать при покупке машины:

    • робот инициирует потребление меньшего количества топлива, чем простой автомат, он настроен на экономичную поездку без потери потенциала;
    • роботизированная коробка полностью раскрывает двигатель, его мощность и все базовые возможности;
    • переключения практически незаметны, никаких рывков нет, все происходит молниеносно;
    • коробки роботизированного типа адаптивны, их можно настраивать на использование в любых комбинациях;
    • стоимость такой коробки достаточно высока, что открывает список недостатков данной технологии;
    • ремонт робота - дорогостоящий и специфический процесс, который зачастую выполняется только профессионалами;
    • конструкция роботизированной коробки невероятно сложна, она нуждается в очень качественном сервисе.

    Несоблюдение правил эксплуатации роботизированной коробки будет достаточно большой проблемой для покупателя. Красивые современные названия и прекрасные технические характеристики машин с роботизированными коробками - это не преувеличение. Все так и обстоит на самом деле, но за такие преимущества приходится немало платить. Стоимость обслуживания и эксплуатации такой коробки превысит ваши ожидания и заставит подумать о смене машины на более демократичный и практичный вариант. Впрочем, это мнение субъективно, ведь многим автолюбителям нравится ездить на машинах с роботами.

    Что же выбрать: автомат или роботизированную коробку?

    Обладая определенными сведениями о том, что и как функционирует в мире современных КПП, можно сделать личные выводы. Для каждого водителя они будут разными. Если остаются сомнения, можно пойти на тест-драйв двух похожих автомобилей с разными технологиями. К примеру, вы можете взять поочередно на тест-драйв Skoda Rapid с базовым двигателем и АКПП старого типа, а затем прокатиться на том самом Рапиде с роботизированной коробкой DSG и турбированным двигателем TSI. Ощущения от поездки и станут основой для выбора вашей коробки. При подборе обратите внимание на следующие факторы:

    • динамика и комфорт поездки в автомобиле - для каждого покупателя эти моменты будут иметь разные критерии;
    • гарантия от производителя на ту или иную коробку - многие дают гарантию на двигатель и АКПП до пяти лет;
    • определение важных критериев личных предпочтений по динамике, расходу топлива и других факторов;
    • ощущения от тест-драйва машины на различных коробках, включая механический вариант;
    • готовность отдать определенную стоимость за автомат, который сегодня стал дороже роботизированных коробок.

    Важно не только выбрать сам класс коробки передач, но и понять, какую модель и какой класс этой коробки вы хотите видеть в своем автомобиле. Каждый производитель проводит свою настройку коробок передач и двигателей. Если раньше автомат был един для всех, то в нынешних условиях техника обладает индивидуальными характеристиками и огромным количеством важных преимуществ в каждом отдельном случае. Концерны проводят собственные настройки и доработки технологии, используют самые дорогие открытия и разработки и делают свои автомобили настолько современными и удачными, насколько это вообще возможно. Предлагаем посмотреть видео о современных роботизированных коробках передач:

    Подводим итоги

    Сегодняшние особенности эксплуатации автомобилей практически заставляют нас покупать автоматическую коробку передач. В пробках невозможно переоценить помощь такого технического узла в машине. Да и вообще движение по городу заставляет часто переключать передачи на механике и получать от этого определенный дискомфорт. Купив надежный автомобиль с автоматической коробкой любого типа, вы снимете эти вопросы, но откроете другие спорные моменты в эксплуатации машины.
    Робот и автомат нуждаются в более качественном обслуживании и в полном соблюдении периодичности смены смазочных материалов. Все особенности эксплуатации автомобиля говорят о том, что нужно индивидуально подходить к выбору модели коробки. А развитие современных технологий заставляет забыть о том, какая конструкция коробки использована в том или ином транспорте. Просто наслаждайтесь автоматическим переключением и получайте удовольствие от вашей покупки. Какие типы автоматов больше нравятся вам?

    Приобретая машину, будущие автовладельцы часто даже не догадываются, насколько многогранно понятие АКПП. Ведь сейчас существует целых три типа «автомата» – классический, роботизированный и вариаторный. Однозначно выделить, какая трансмиссия лучше, невозможно, иначе бы инженеры не изобретали различные конструкции. Всё зависит исключительно от предпочтений и целей водителя. Разберёмся, в чём различия.

    А после того, как в автошколах ученикам предоставили выбор типа коробки переключения передач и разрешили сдавать экзамены на машинах с «автоматом», появились водители (преимущественно женского пола), которые совершенно не представляют, зачем может понадобиться третья педаль и рычаг с нанесёнными на него 5-6 цифрами.

    Однако не все знают, что за привычным нам словом «автомат» скрывается несколько вариаций трансмиссии. Они отличаются не только своей конструкцией, но и абсолютно по-разному работают. А значит, стоит узнать их более подробно, чтобы выбрать АКПП, подходящую именно вам.

    Гидротрансформаторная АКПП: дань классике

    Начнём, пожалуй, с самого «древнего» вида автоматической коробки передач. Классическую гидромеханическую трансмиссию изобрели почти столетие назад специалисты из General Motors, однако пользуется популярностью она и сейчас, являясь самой распространённой из немеханических АКПП. Здесь крутящий момент с помощью трансмиссионного масла, циркулирующего под давлением по замкнутому кругу, передается от двигателя к трансмиссии, а после на колеса через гидротрансформатор. То есть последний частью коробки переключения передач не является, выполняя, по сути, роль сцепления.

    Пожалуй, самым главным преимуществом гидротрансформаторной АКПП по сравнению с другими видами автоматической коробки заключается в высокой надёжности. Конечно, старую добрую «механику» по этому показателю никто не переплюнет, но классические «автоматы» также показывают неплохие результаты. Только вдумайтесь: автоматические коробки без какого-либо ремонта спокойно проезжают 200 тысяч километров. На форумах японских производителей вообще заявляется показатель в 500 тысяч километров.

    Однако, не спешите радоваться. Если вы пренебрегаете условиями эксплуатации, не меняете в плановом порядке масло и фильтры, не промываете радиатор охлаждения, ваша АКПП может не дожить и до отметки в 100 тысяч километров.

    Теперь настало время недостатков. При всей надёжности конструкции, «ахиллесовой пятой» классической АКПП является гидроблок. К сожалению, ремонт этого элемента встанет в кругленькую сумму. В Москве автосервисы запрашивают за услугу от 15 до 35 тысяч рублей в зависимости от износа узла.

    Кроме того, стоит помнить, что расход топлива на классическом «автомате» довольно высокий, а на разгон машины требуется больше времени, недели на машинах с АКПП другого типа.

    Вариатор: «автомат» без ступеней

    Вообще-то вариатор – это не совсем коробка передач, потому что в данном типе трансмиссии передач нет вовсе. Не станем углубляться в технические тонкости, отметим лишь, что особенности конструкции позволяют машине непрерывно передавать крутящий момент на колёса, а значит автомобиль может разгоняться без задержек. Никаких тебе толчков, которые ощущаешь во время переключения передач на других типах трансмиссии.

    Помимо плавности, отличительной чертой вариатора является его топливная экономичность. Зачастую в технических характеристика автомобиля расход топлива оказывается ниже, чем на аналогичных машинах с механической КПП.

    Однако, не обошлось и без подводных камней. Первое, что бросается в глаза, а вернее в уши:) – это довольно шумный и монотонный гул мотора, который постоянно работает на повышенных оборотах. Особенно во время разгона автомобиля. Конечно, автопроизводители пытаются всяческими способами решить эту проблему, но пока она остаётся актуальной.

    Второе, что стоит отметить, это «капризность» вариатора. Коробки передач такого типа ни в коем случае нельзя перегревать, поэтому им не устанавливают на грузовых и спортивных автомобилях. Чтобы не произошло поломки, приходится использовать специфическое и совсем не дешёвое масло, которое необходимо менять приблизительно каждые 50-60 тысяч километров. А после завершения срока эксплуатации, указанного производителем (обычно около 150 тысяч километров), трансмиссию придётся заменить полностью. Из-за сложной конструкции такой ремонт может существенно опустошить кошелёк автовладельца.

    Робот: «фишка» в двух сцеплениях

    Не вдаваясь в детали, то робот представляет собой «механику» по конструкции и «автомат» по управлению. Иными словами – это механическая трансмиссия, в которой электроника будет переключать передачи и выжимать сцепление вместо водителя. Коробка весит меньше классического «автомата», к тому же стоит дешевле. Как правило, её ставят на бюджетные малолитражки. Из позитивных качеств важно отметить, что в машины с роботами нужно реже заливать топливо.

    Но у любой медали есть обратная сторона. И здесь она очень раздражает. При переключении передач происходит разрыв потока крутящего момента и из-за этого автомобиль будто движется рывками во время набора скорости. На «механике» подобные «провалы» также присутствуют, но в это время водитель как раз и занят выжиманием педали сцепления и выключением или включением необходимой передачи. А когда за автомобилиста эти действия совершает робот, на «паузе» акцентируется внимание.

    Впрочем, автопроизводители достойно вышли из этой ситуации, создав робот второго поколения – преселективный . Трансмиссия состоит, по сути, из двух коробок переключения передач, собранных в одном корпусе. Чётные передачи переключает одна, нечётные и заднюю – другая.

    Иными словами, это «автомат» с двойным сцеплением. Это, конечно, не означает, что автомобиль с такой коробкой имеет две педали сцепления. У него их вообще нет. «Автомат» на то и «автомат», чтобы свести участие водителя к минимуму, поэтому этой прогрессивной трансмиссией управляет робот.

    Главный плюс данного типа трансмиссии в моментальном переключении передач. Автопроизводители отмечают, что она равна всего одной сотой милисекунды. Только вдумайтесь – вы моргаете дольше! А если учесть, что преселективный робот комфортнее классического «автомата» и экономичнее «механики» (автоматика выбирает оптимальные передачи и, в отличие от автомобилиста, не ленится их переключать), можно смело назвать её верхом эволюции АКПП.

    Однако у неё также имеются несовершенства. Причём довольно серьёзные. Сложная конструкция делает практически любой ремонт коробки дорогостоящим занятием. Да и покупка самой трансмиссии выльется в кругленькую сумму. Так что тут вопрос больше к кошельку автомобилиста.

    Подведём итоги

    Очевидно, что идеальной трансмиссии не существует. Водитель должен подбирать агрегат под себя и свой стиль вождения. Любителям скоростной и резкой манеры езды стоит присмотреться к преселективным КПП. В спортивном режиме их динамичность может соперничать со скоростью профессионального автогонщика. Если вы отдавать предпочтение неспешному размеренному стилю вождения по городским улицам, смело выбирайте классический «автомат» - комфорт вам обеспечен. А для малолитражек впору придётся обычный «робот» или «вариатор»: практично и экономно.

    Имея ранее ограниченный выбор трансмиссий, автолюбители при покупке транспортного средства могли отдать предпочтение только механике или автомату. Сейчас же активное развитие автомобильной индустрии привело к появлению новых трансмиссий, и выбор становится уже не таким простым. Интерес представляет коробка робот и автомат: в чём разница между этими трансмиссиями и как между ними выбирать?

    Чем отличается робот от автомата

    Чтобы понять, чем отличается коробка автомат от робота, стоит разобраться с принципом работы каждой из указанных трансмиссий и устройством системы в целом.

    В основе автоматики система управления, гидротрансформатор и сама КПП планетарного типа с конкретными шестернями и фрикционами. Благодаря подобной конструкции скорости переключаются в автономном режиме без участия водителя. Ориентиром в данном случае являются такие параметры, как режим движения, нагрузка и обороты двигателя.

    Читайте также очень познавательную статью нашего специалиста, рассказывающую о том, .

    Актуальность установки автомата наблюдается на грузовых и легковых машинах, а также автобусах. Если автомобиль переднеприводный, конструкция АКПП дополняется дифференциалом и .

    Первое, чем отличается робот от автомата — особая конструкция, сочетающая в себе возможности механической и автоматической КПП. По сути, механика в данном случае дополнена автоматическим управлением с исполнительными механизмами, которые отвечают за переключение передач и работы сцепления. Переключение происходит аналогичным образом, как в случае с механической трансмиссией, но водитель в этом не участвует.

    Первостепенной целью создания роботизированной КПП являлось снижение стоимости трансмиссии и одновременное слияние всех преимуществ механики и автомата. Речь идёт об удобстве управления и комфорте. В результате существует несколько вариантов устройства системы.

    1. На примере автомобилей BMW серии M можно рассмотреть наиболее качественную и известную РКПП под названием Sequental M Gearbox (SMG). Коробка передач 6-ступенчатая, механическая, при этом электронная управляемая гидравлика отвечает за переключение скоростей и отключение сцепления. Передачи переключаются за 0,08 сек.
    2. На примере Mercedes-Benz A-класса можно рассмотреть другой принцип, где электрогидравлический привод сцепления установлен на базе механики. В переключении скоростей водитель участвует, но педалей здесь только две. Электрический привод самостоятельно отслеживает положение рычага и педали газа, поэтому сцепление в данном случае отсутствует и отключается в автоматическом режиме. Цифры на ABS и датчиках двигателя помогают электронике в расчеёах, чтобы избежать рывков при переключении и резкого прекращения работы двигателя.
    3. На примере автомобилей Ford и Opel можно рассмотреть третий принцип, где гидронасосы заменены шаговыми двигателями. Несмотря на бюджетность такого варианта, на практике он получился не слишком удачным, что выражается в задержке переключения скоростей и сильных рывках. Тем не менее на Toyota Corolla установлена аналогичная трансмиссия, и упомянутые недостатки здесь отсутствуют.

    Основные отличия АКПП от РКПП

    Итак, коробка робот и автомат: в чём разница между этими двумя трансмиссиями?

    1. Первое отличие в конструкции. В случае с роботом это механика с блоком управления, устройство автоматики совсем другое.
    2. Плавность и скорость переключений у автоматики лучше.
    3. Почти все АКПП лишены функции ручного переключения, тогда как у роботизированной трансмиссии данная функция присутствует.
    4. Еще одно отличие робота от автомата заключается в бюджетном ремонте и обслуживании первого.
    5. Экономия также выражается в том, что робот потребляет меньше масла и топлива.

    Преимущества и недостатки трансмиссий

    Чтобы окончательно сделать выводы о том, что лучше: робот или автомат, стоит проанализировать положительные и отрицательные стороны каждой из трансмиссий.

    Сравнительная характеристика преимуществ и недостатков автоматики представлена далее.

    Преимущества Недостатки
    1. Управление автомобилем простое и комфортное. Водитель только следит за дорогой, всё остальное за него делает автоматика.
    2. Гидротрансформатор более долговечный, если сравнивать со сцеплением в руках новичков.
    3. Нагрузки на двигатель меньше по сравнению с механикой. Число оборотов не увеличивается для переключения скорости.
    4. Нагрузка на ходовую часть также снижается.
    5. Наличие пассивной системы безопасности предотвращает самостоятельное движение машины, если она стоит на уклоне.
    6. Топливо расходуется более экономно, если речь идёт о шестиступенчатых АКП.
    1. Существенный расход топлива на 4- и 5-ступенчатых трансмиссиях.
    2. Отсутствие такой динамики разгона, как в случае с механикой.
    3. КПД меньше за счёт наличия гидротрансформатора.
    4. Стоимость автоматики более высока, что влияет на общую стоимость транспортного средства, его обслуживание и ремонт.
    5. Масло расходуется в больших объёмах.
    6. Динамичность не так высока, длительный разгон.
    7. Передачи переключаются с небольшой задержкой.
    8. Если начинать движение на склоне, то небольшое скатывание назад присутствует.


    На очереди анализ преимуществ и недостатков роботизированных трансмиссий.

    Преимущества Недостатки
    1. Экономичность на уровне механики.
    2. Более низкая цена, доступный ремонт и обслуживание. Более экономное потребление масла.
    3. Быстрое переключение скорости благодаря соответствующим системам на руле.
    4. Роботизированная коробка передач, в отличие от автоматической, меньше весит.
    5. Более высокая динамика.
    1. Недостаточно плавное переключение скоростей, чувствуются рывки.
    2. После включения заданной передачи ощущается задержка.
    3. Необходимость переключать рычаг в нейтральное положение при любой остановке.
    4. Ресурс КПП существенно страдает при каждой пробуксовке.
    5. Наличие небольшого отката во время начала движения.


    Выбирая, что лучше: робот или автомат, стоит ориентироваться на три основных принципа – комфорт, стоимость и надёжность.

    Удивительно, но многие полагают, что коробки переключения передач «робот» и «автомат» — это одно и то же. Безусловно, сходства между АКПП и роботизированной механикой есть, более того, второй вид трансмиссии является подвидом первой, однако данные понятие всё же стоит разграничивать. Связано это с тем, что каждый вид коробок имеет свои особенности и фундаментальные основы функционирования, путать которые недопустимо даже в автолюбительской сфере. Имеете желание узнать больше о различиях межу роботизированной коробкой передач и автоматической? Тогда обязательно ознакомьтесь с приведённым сегодня материалом, детально рассматривающим именно эту тему.

    Устройства робота и автомата

    Начиная рассматривать различия автоматической и роботизированной коробок переключения передач, первоначально стоит обратить внимание на устройство каждого узла. Начнём, пожалуй, с известного всем автомата.

    Как работает АКПП

    Автоматическая коробка переключения передач (в сокращении – АКПП) – один из самых распространенных видов трансмиссии. Основное предназначение устройства заключается в передаче кручения от валов двигателя на колёса с грамотной «подгонкой» передаточного числа. Главная особенность АКПП заключается в том, что она способна работать без какого-либо вмешательства водителя. То есть, для того чтобы последний смог привести в движение автомобиль ему достаточно завести его, выбрать режим работы коробки и нажать на газ. Устройство в процессе своей работы будет в автоматическом режиме осуществить переключение передач.

    Конструкция современных АКПП предполагает использование двух основных узлов:

    • Гидротрансформатор, который является аналогом сцепления в устройстве механической коробки переключения передач. Данное устройство есть связующий узел между валом двигателя и непосредственно механизмом, переключающим передачи;
    • Планетарный ряд – то есть, тот самый механизм, автоматически меняющий передачи. Его устройство довольно-таки сложное и уже было детально рассмотрено в одной из статей на нашем ресурсе. В двух словах, планетарный ряд – это совокупность совместно работающих механических, гидравлических и электронных устройств, которые посредством своего взаимодействия анализируют работу мотора и автоматически переключают передачи в процессе движения автомобиля.

    Как видите, принцип работы автоматической коробки передач заключается в том, что двигатель передаёт кручение на гидротрансформатор, тот отдаёт его на планетарный механизм, который, осуществляя переключение передачи, уже приводит в движение ведомый вал и, соответственно, ведомые колёса. Повторимся, данный процесс полностью автоматический и вмешательства водителя не требует.

    Как работает РКПП

    Роботизированная коробка переключения передач (РКПП), в свою очередь, представляет подвид автомата, но с более хитрым устройством работы. Говоря простым языком, робот – это автоматизированная механика. Что это такое и как понимать данное определение? Давайте разбираться.

    Начнём с того, что устройство РКПП очень схоже с механической коробкой: также есть сцепление, шестерни и ведущий, ведомый валы. Главное отличие заключается в том, что за работу сцепления отвечает не водитель машины, а специальные электронные устройства, представленные:

    • Сервоприводом (актуатором) – это электромоторы, смыкающие необходимые шестерни на конкретном режиме работы мотора. По сути, они представляют собой механическую составляющую РКПП и заменяют нажатие педали сцепления водителем;
    • Электронный блок управления – специальный микропроцессор, который передаёт актуаторам команды относительно включения или выключения той или иной передачи. Данное устройство работает, детально анализируя работу мотора посредством соединения с его датчиками.

    В машинах с РКПП отсутствует педаль сцепления, однако управлять такой коробкой возможно и в ручную. Безусловно, ручное переключения далеко от использования механики и заключается лишь в том, что водитель нажимает соответствующие кнопки (лепестки) при желании повысить или понизить передачу, но оно всё же есть. В случае автоматической работы робота, как и при использовании АКПП, водителю достаточно задать режим, которых зачастую три:

    • нейтральная передача;
    • задняя передача;
    • движение вперёд.

    Сегодня принято выделять два основных вида РКПП:

    • Типовые роботы, в конструкции которых используется лишь одно автоматическое сцепления (актуатор);
    • Улучшенные роботы, имеющие в своей конструкции два автоматических сцепления.

    Отличия между данными КПП заключаются лишь в том, что первый тип коробки работает гораздо медленнее и с большими провалами в момент переключения передач. Однако второй тип стоит заметно дороже, поэтому часто используется лишь в проектировании спортивных автомобилей.

    Преимущества и недостатки каждого вида КПП

    Теперь, когда каждый читатель понял, чем отличается коробка передач робот от привычного всем автомата, обязательно «пробежимся» по достоинствам и недостаткам каждого вида КПП. Для начала рассмотрим достоинства АКПП:

    • Наиболее простое управление, ибо работа такой коробки полностью автоматизирована;
    • Плавная работа, которая отражается на комфортабельности движения и разгона в лучшую сторону;
    • Неплохой ресурс работы;
    • Относительная надёжность.

    Недостатки же у автомата следующие:

    • Низкий КПД в плане работы мотора;
    • Большой расход топлива;
    • Дорогостоящий ремонт и такое же обслуживание;
    • Высокая стоимость агрегата.

    Роботизированная коробка передач имеет некоторые отличия от автоматической, что ярко прослеживается в её преимуществах:

    • Упрощённая конструкция, что увеличивает ресурс работы узла и повышает его надёжность (актуально для качественных РКПП, так как низкокачественные коробки подобного типа заметно слабее автомата в плане надёжности);
    • Более дешёвые обслуживание и ремонт, а также меньшая стоимость агрегата;
    • Меньший расход топлива;
    • Увеличенный КПД в плане отдачи от работающего двигателя.

    Что касается недостатков, тот тут также автомат отличается от роботизированной КПП. Типовой робот имеет следующие минусы:

    • Медленная работа, по сравнению с АКПП;
    • Наличие рывков при старте и переключения передач (этот и пункт выше актуальны для типовых роботов с одним сцеплением, более совершенные устройства данными минусами не обладают);
    • Более сложное управление коробкой;
    • Непредсказуемость в плане того, как начнёт работать роботизированная коробка передач при движении по «сложной» дороге.

    В целом, отличия автомата от робота более-менее существенны и особых удивлений не вызывают. Что преимущества, что недостатки каждого вида КПП вполне можно было спрогнозировать, детально проанализировав их устройство и принципы работы.

    Наверное, каждый читатель нашего ресурса уже ответил на вопрос – «Что лучше: робот или автомат?». Конечно, ответ на него у каждого свой, однако рассмотреть то, для каких целей лучше выбрать РКПП, а для каких – АКПП, будет точно не лишним. Проанализировав многочисленные отзывы владельцев машин с роботом и основную информацию о них, наш ресурс выделил ряд рекомендаций по выбору коробки именно этого типа.

    В целом, брать робот стоит, если вы:

    • хотите автоматизированное переключение передач с максимальной экономией на топливе;
    • боитесь больших трат на обслуживание и ремонт своего автомобиля;
    • имеете желание периодически управлять переключением передач и вручную, и в автоматическом режиме;
    • независимы от скорости отклика в плане переключения передач;
    • не собираетесь много ездить по пересечённой местности.

    Брать же автомат имеет смысл в тех случаях, когда вы:

    • хотите полностью избавить себя от нужды переключения передач или, в принципе, уделять внимание КПП;
    • при необходимости сможете себе позволить потратиться на дорогостоящий ремонт коробки;
    • готовы к дорогому обслуживанию машины;
    • имеете желание плавно и максимально комфортно передвигаться по любым дорогам.

    Какой тип коробки хорош именно для вас? Решайте сами, основываясь на представленной выше информации. Надеемся, сегодняшняя статья в полной мере дала вам понять, чем отличаются РКПП и АКПП, а также какой вид коробки лучше. Удачи на дорогах!

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них