Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира

Автомобильная Промышленность в Энциклопедическом словаре:
Автомобильная Промышленность - отрасль машиностроения, производящаялегковые и грузовые автомобили (в т. ч. специального назначения),автобусы, прицепы, а их части, узлы и агрегаты. Возникла в кон. 19в. во Франции, Германии, США, Великобритании. В России серийный выпускавтомобилей начался на Русско-Балтийском заводе; всего в 1909-15произведено св. 600 автомобилей. Автомобильная промышленностьхарактеризуется высоким уровнем специализации, широким кооперированием,передовой технологией, в т. ч. применением конвейерной сборки. Ежегодно вмире производят 40-45 млн. автомобилей, из них св. 1/4 грузовые иавтобусы. Ок. 1/2 всех производимых новых автомобилей идет на заменувыбывающих из строя в результате износа или устарелости.

Определение «Автомобильная Промышленность» по БСЭ:
Автомобильная промышленность - возникла в конце 19 в. в ряде стран. В 1900 в США было выпущено 4192, во Франции 2000, в Италии 355 автомобилей. Увеличению выпуска автомобилей способствовало развитие ряда отраслей промышленности, связанных прямо или косвенно с их производством и использованием: нефтяной промышленности (бензин, дизельное топливо, моторные масла и смазки), химической (лаки, краски, стекла для кузовов, шины, пластмассы), металлургической (специальная сталь), текстильной и др.
Дореволюционная Россия не имела своей А. п. как специализированной отрасли производства. Русско-балтийский вагоностроительный завод в Риге, освоивший выпуск автомобилей в 1908, за время своей работы (до эвакуации в 1915) выпустил всего 451 легковой автомобиль и небольшое количество грузовых и специальных автомобилей. В августе 1915 в России на основе государственного кредита возникли 5 компаний, имевших целью организацию автомобильного производства для обеспечения потребностей армии. Было начато строительство автозаводов: в Москве - завода Автомобильного московского общества (АМО), под Москвой - завода правления
«Руссо-балта», в Рыбинске - завода «Русский Рено», в Ярославле - завода В. А. Лебедева, в Ростове-на-Дону - Аксай. На всех этих заводах со 2-й половины 1916 предполагалось выпускать 6750 легковых и 3750 грузовых автомобилей в год, но ни один завод к этому времени ещё не был полностью построен.
В СССР первые 10 полуторатонных грузовых автомобилей АМО-Ф-15 были выпущены в 1924 на заводе АМО. В 1925 началось производство автомобилей на Ярославском автозаводе. Развитие А. п. СССР прошло несколько этапов. В первый период (1924-30) выпускались в основном грузовые автомобили индивидуального и серийного производства в небольших количествах (см. табл. 1).


Табл. 1. - Выпуск автомобилей в СССР в 1924-30 (шт.)





1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930
Грузовые 10 116 366 475 740 1471 4019
Легковые - - - 3 50 156 160
Автобусы - - - - 51 85 47
Всего 10 116 366 478 841 1712 4226

Производство легковых автомобилей НАМИ-1 было организовано в 1927-28 в Москве на заводе «Спартак».
Второй период (1931-41) характеризуется организацией крупносерийного и массового производства автомобилей, созданием специализированного автомобильного производства. Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства значительно увеличили потребность в автомобильном транспорте. В 1928-29 были приняты решения о строительстве автозаводов в Москве и в Горьком. 1 октября 1931 был введён в строй Московский автозавод (АМО), ныне автозавод им. Лихачева (ЗИЛ), реконструированный для выпуска 25 тыс. 3-тонных автомобилей в год. 1 января 1932 вошёл в строй Горьковский автозавод, рассчитанный на 100 тыс. автомобилей в год. В 1932-33 начаты работы по дальнейшему увеличению производственных мощностей автозаводов. Производство автомобилей быстро увеличивалось.
В 1932 начат выпуск легковых автомобилей ГАЗ-А на Горьковском автозаводе (с 1936 - легковые автомобили М-1). В 1936 развернулось производство легковых 6-местных автомобилей ЗИС-101 на Московском автозаводе. Московский автосборочный завод им. КИМ (1930) в 1938-39 был расширен и реконструирован для массового производства малолитражных легковых автомобилей, к 1 мая 1940 были выпущены первые 3 образца, а до начала Великой Отечественной войны - около 500 автомобилей, получивших название КИМ-10. В 1933 Московский автозавод выпустил 21-местный автобус ЗИС-8, в 1934 - улучшенной конструкции автобус ЗИС-12, а перед войной - автобус на 26 пассажиров ЗИС-16. Наряду с развитием производства двухосных грузовых автомобилей выпускались автомобили повышенной проходимости, с 1933 - трёхосные грузовые автомобили ЗИС-6 грузоподъёмностью 2,5 т (4 т - на дорогах с твёрдым покрытием), в 1935 на Горьковском автозаводе - трёхосные грузовые автомобили ГАЗ-30 грузоподъёмностью 2 т. В эти же годы был начат выпуск автомобилей-самосвалов и шасси для специализированных автомобилей различного назначения. (См. табл. 2.).

Табл. 2. - Выпуск автомобилей в СССР в 1931-40 (тыс. шт.)





1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940
Грузовые 3,9 23,75 39,1 54,6 76,9 131,5 180,3 182,4 178,8 136,0
Легковые - 0,03 10,3 17,1 19,0 3,7 18,2 27,0 19,6 5,5
Автобусы 0,1 0,1 0,3 0,7 0,8 1,3 1,3 1,7 3,3 3,9
Всего 4 23,88 49,7 72,4 96,7 136,5 199,8 211,1 201,7 145,4

В годы Великой Отечественной войны был построен Уральский автозавод в Миассе (Челябинская область) и комплектующие его заводы - кузнечно-прессовый в Челябинске и автоагрегатный в Шадринске (Курганская область). В 1942-43 Уральский автозавод поставлял автомобильные двигатели и коробки перемены передач московскому и другим автозаводам, с июля 1944 выпускал 3-тонные грузовые автомобили.
После войны, наряду с реконструкцией и расширением действующих заводов, построены и начали производство автомобилей

Автомобилестроение, как отрасль машиностроения зародилась в 80-х - 90-х годах XIX века во Франции и Германии , а в конце XIX - начале XX веков в Англии , Австро-Венгрии (Богемия и Штирия), Италии , США , Бельгии , Канаде , Швейцарии , Швеции и Российской Империи в связи с объективной общественной потребностью в механизации сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности мускульной силы животных (и людей). С середины XX века автомобилестроение относится к зрелым отраслям промышленности с высокой (и все возрастающей) степенью монополизации .

Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей . В 2008 году российский автопром (по данным ОАО АСМ-холдинг и) произвёл 1,79 млн автомобилей (+7,4 % к 2007 году). , в том числе произведено 1,471 млн легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей . В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму 1,7 млрд долларов . В связи с экономическим кризисом 2008-2010 производство резко снизилось до 0,72 млн в 2009 г. и восстановилось до 1,403 млн в 2010 г. по данным OICA . За первое полугодие 2011 года производство выросло ещё на 76 %. Доля на российском рынке автомобилей, собранных в России, увеличилась с 50 % в 2009 г. до 70 % в 2011 г. Согласно заявлению премьер-министра Путина в сентябре 2011 года, планируется, что к 2016 году Россия станет крупнейшим в Европе центром по производству автомобилей , что должно подразумевать годовой выпуск, больший чем в последние годы не только в Испании и Франции (2,3-3,5 млн), но и в Германии (5,5-5,9 млн). Фактический объем производства в России в 2016 году по данным ОАО АСМ-холдинг составил только 1,304 млн автомобилей (-5,4% к 2015 году). Доля собранных в России автомобилей увеличилась к 2016 году до 79% по легковым, до 83,1 % по грузовым и до 95,1 % по автобусам.

Мировое производство автотранспорта [ | ]

В первом десятилетии XXI века наиболее бурными темпами развивается автомобилестроение именно континентального Китая, Бразилии, Мексики за счёт лидирующего положения по объёмам привлечения иностранного капитала и активной антикризисной налоговой и кредитной поддержки государства. В 2010 году производство в КНР выросло на 32,4 % по сравнению с 2009 годом и достигло 18,26 млн автомобилей, включая 11,6 млн легковых автомобилей, что позволило сохранить второй год подряд и упрочить первое место в мире (в том числе и по продажам легковых автомобилей), очень значительно опередив лидеров (США и Японию), сменявших друг друга в прошлые десятилетия, а также опередив все страны Евросоюза вместе взятые. В 2000-2010 годы производство автомобилей в Бразилии возросло с 1,7 млн шт. до 3,6 млн шт. в год после начала опеки государства над автопроизводителями. После выхода на мировой рынок Мексика сделала небольшой скачок и поднялась вверх по экспорту автомобильных товаров Предполагается, что в 2011 году автопром Китая вырастет ещё на 10-15 % и впервые в мировой истории автопроизводства для какой-либо страны сможет превысить планку производства в 20 млн автомобилей.

Обзор отрасли: автомобильная промышленность

Характеристика отрасли

Автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения, ориентированной на потребительский рынок. По данным департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ, за последние 10 лет автомобильный парк России увеличился в 2,5 раза и составляет в настоящее время более 25 млн автомобилей. Рост происходит, главным образом, за счет увеличения количества легковых автомобилей, которых зарегистрировано в РФ около 20 млн. Ежегодно количество автомобилей в России увеличивается на 8%. Особенно ярко тенденция к быстрой автомобилизации проявляется в крупных городах, в частности в Москве, где за последние годы автомобильный парк увеличился в 10 раз и составляет более 3 млн автомобилей. В то же время численность автомобильного парка России в 2,5-4 раза ниже уровня развитых стран мира, на тысячу человек по итогам 2001 г. приходится 135 автомобилей, тогда как в США – около 700, Великобритании – 410, Японии – 340, Чехии – 260.

Кроме того, структура автомобильного парка РФ значительно хуже, чем в развитых странах мира. Так, около 48% автопарка находится в эксплуатации более 10 лет и еще 22% от 5 до 10 лет, и только 30% имеют срок эксплуатации менее 5 лет.

По прогнозам специалистов Научно-исследовательского института автомобильного транспорта России, к 2005 г. автомобильный парк РФ может вырасти вдвое до 45-46 млн автомобилей. Это будет возможным вследствие увеличения производства автомобилей отечественными автомобилестроительными заводами. Так, по некоторым прогнозам, к 2005 г. производство легковых автомобилей в РФ вырастет до 1,5–1,6 млн шт. против 1 млн шт. в 2001 г., к 2010 г. - до 2,2–2,5 млн шт.

Концентрация капитала в отрасли

В гг. активизировался процесс формирования холдингов и объединений в российской автомобилестроительной отрасли. Помимо формирования холдингов на базе российских автомобилестроительных гигантов, идет процесс объединения предприятий автомобилестроения с металлургическими заводами. Так, в 2000 г. «Сибирский алюминий » приобрел контрольный пакет автобус», а затем получил контроль над. В свою очередь, в состав холдинга «Северсталь» вошли «УАЗ » и «Заволжский моторный завод». Выгоды такого объединения очевидны: автомобилестроительные предприятия являются крупнейшими потребителями металлургической продукции. В основном это продукция черной металлургии (30-40% от всего внутрироссийского потребления черных металлов), но в последнее время увеличивается потребление цветных металлов, в том числе алюминия. Благодаря поддержке финансово-промышленных групп автомобилестроителям удалось решить многие проблемы, прежде всего, финансовые.

Основные холдинги и объединения в автомобилестроительной промышленности

Наименование

Подконтрольные автозаводы

АО "Москвич"

Источник: новости компаний

(г. Самара)

по-прежнему является лидером по производству легковых автомобилей в РФ. В 2001 г. доля АвтоВАЗа в выпуске легковых автомобилей в целом по России составила более 75%. В 2001 г. план по производству автомобилей был выполнен на 101,8%, по сравнению с 2000 г. объем производства вырос почти на 9%. В 2001 г. на АвтоВАЗе завершено освоение мощностей по выпуску автомобилей семейства "2110", всего за год было изготовлено 225 тыс. «десяток», что превышает план более чем на 3,5 тыс. В 2001 г. на главном конвейере Волжского автозавода была продолжена серия "Самара-2". Вместе с моделью «ВАЗ -2115» здесь начала изготавливаться рестайлинговая версия "девятки" «ВАЗ-2114». Вместе с этим в 2001 г. на Волжском автозаводе завершился вывод с главного конвейера автомобиля «ВАЗ-2106», который теперь будет выпускаться в АО "ИжМаш-Авто" из ВАЗовских сборочных комплектов. Всего же в минувшем году АвтоВАЗом было изготовлено и поставлено на сборочные предприятия с учетом силовых агрегатов около 150 тыс. комплектов деталей. В опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа в 2001 г. продолжалась отработка технологии сборки автомобиля «ВАЗ-2123» - продукта совместного предприятия с концерном General Motors .

В 2001 г. АвтоВАЗ выплатил 30,4 млрд руб. налогов и других платежей, что более чем на 25% превышает аналогичный показаг., в том числе, в федеральный бюджет - 7,9 млрд руб., областной бюджет - 2,3 млрд руб., в городской бюджет Тольятти - 1,4 млрд руб.

Одной из основных задач компании в 2002 г. является сокращение издержек и снижение себестоимости производства автомобилей. Для этого предполагается расширить привлечение альтернативных поставщиков материалов и комплектующих, замещение импортных комплектующих отечественными. Всего в 2002 г. АвтоВАЗ планирует выпустить 753,9 тыс. автомобилей, из которых «Самар» и «десяток» будет выпущено по 225 тыс., «классики» - 220 тыс., «Нив» и ее модификаций - около 70 тыс. План экспорта малолитражек на 2002 г. определен в 110 тыс. шт. Среди них значительно возрастет доля автомобилей, соответствующих требованиям «Евро-3» – их предполагается выпустить свыше 50 тысяч штук. Бюджетом компании на 2002 г. предусмотрено выделение 200 млн долл. на подготовку производства автомобиля семейства "Калина". Для того, чтобы подготовка производства была более эффективной, необходимо привлечь еще порядка 60-70 млн долл. Общая стоимость проекта "Калина" составляет 800 млн долл. Постановка на производство автомобиля «ВАЗ-1118» семейства "Калина" намечена на 2004 г.

В 2002 г. АвтоВАЗ планирует увеличить экспорт своей продукции в страны Латиноамериканского региона. Уругвайская компания RUSIA AUTOMOTRIZ S. A. планирует произвести и реализовать в 2002 г. на рынках Чили, Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая 2500 собранных в Монтевидео автомобилей «НИВА-21214».

Дочернее предприятие АвтоВАЗа по производству специальных автомобилей "Бронто" в 2001 г. выпустило 1307 автомобилей, расширился модельный ряд, увеличился рынок продаж. Автомобили «Бронто» пользуются спросом в Казахстане, а из стран дальнего зарубежья – в Колумбии и Югославии. На 2002 г. в "Бронто" запланировано увеличение выпуска автомобилей до 1750 шт., а также сертифицировать выпускаемую продукцию на соответствие системам качества ISO 9001.

(г. Москва)

Несмотря на поддержку московского правительства, финансовое состояние остается крайне тяжелым, объемы производства автомобилей катастрофически падают. Так, несмотря на то что производственные мощности завода рассчитаны на выпуск 120 тыс. автомобилей, в 2001 г. завод произвел всего 810 машин. Модельный ряд АО "Москвич" включает в себя малолитражный легковой автомобиль "Святогор", автомобили представительского класса «Князь Владимир» и «Иван Калита», планируется выпуск полноприводного автомобиля. Однако спрос на эти автомобили остается низким, что обусловлено невысоким качеством продукции при довольно высокой цене.

Перспективы завода нельзя назвать оптимистичными. Так, с 1 марта ОАО "Мосэнерго" прекратило подачу предприятию электроэнергии в связи с высокой задолженностью за потребляемую электроэнергию. Так, по состоянию на 01.03.02 г., сумма долга только по основному договору составляла 435,4 млн руб. Подача электроэнергии "Москвичу" может быть восстановлена только в случае полного погашения задолженности.

является одним из крупнейших предприятий Республики Татарстан и одним из лидеров отрасли транспортного машиностроения. Основной продукцией предприятия являются грузовые автомобили марки «КамАЗ», двигатели и запасные части к автомобилям. В 2001 году ОАО „КАМАЗ“ произвел 22 тыс. грузовых и 38 тыс. легковых автомобилей, запасных частей к ним на сумму 3,292 млрд. рублей и продукции диверсификации на сумму 1,329 млрд. рублей. Впервые за последние 5 лет закончило календарный год с прибылью. Заметное улучшение финансово–экономических показателей явилось следствием сокращения издержек и завершения процесса реструктуризации задолженности компании. Бизнес–план на 2002 г. предусматривает увеличение объемов товарной продукции на 38% по сравнению с 2001 г., выпуск и реализацию на рынке 24 тыс. грузовиков «КамАЗ» и 40 тыс. микролитражек «Ока», 33 тыс. дизельных двигателей, запасных частей к основной продукции на сумму 4,36 млрд руб. и продукции диверсификации на 2 млрд руб.

До начала 2002 г. КАМАЗ оставался единственным автозаводом России, который применял в расчетах с покупателями взаимозачетные операции. В результате этого доля денежных продаж автомобилей «КамАЗ» снизилась к концу года до 50%, что существенно влияло на эффективность бизнеса компании в целом. В начале 2002 г. на КАМАЗе была принята новая стратегия продаж, предусматривающая снижение объема взаимозачетных операций. В январе 2002 г. впервые за последние 7 лет КАМАЗ продал все 100% своей продукции только за денежные средства , полностью исключив бартер из оборота.

В 2001 г. объем экспорта продукции вырос на 34% и составил 3,3 тыс. автомобилей. В 2002 г. предполагается поставить на экспорт 4 тыс. автомобилей, в том числе

2695 штук в дальнее зарубежье.

(г. Миасс, Челябинская обл.)

Период с 1995 по 1998 гг. был для автозавода чрезвычайно сложным и характеризовался падением производства, ухудшением финансовых показателей и ростом задолженности по налоговым и другим платежам. В январе 1998 г. на предприятии было введено внешнее управление, что оказалось достаточно эффективной мерой и помогло преодолеть кризис. Все производственные мощности по выпуску сложной техники и автомобилей марки "Урал" в ходе внешнего управления переведены на баланс созданного ОАО "Автомобильный завод "Урал". В течение 6 мес. 2002 г. планирует произвести все расчеты с кредиторами и завершить процедуру банкротства. ОАО "УралАЗ" не будет подвергнуто ликвидации, как планировалось ранее, а сохранит имущественный комплекс на сумму 825,558 млн руб., в частности, энергосети, обеспечивающие энергоснабжение производства ОАО "Автомобильный завод "Урал", а также основные мощности по внутренней и внешней транспортировке продукции.

В 2001 г. Уральский автомобильный завод произвел 10 тыс. "Уралов", что составляет 117% по сравнению с 2000 г. На 10% по сравнению с 2000 г. выросло производство автомобилей "Урал-5323" с колесной формулой 8х8. В 3,7 раза выросло производство "вахтовок" - специальных автобусов "Урал - 3255". В 1,4 раза по сравнению с 2000 г. увеличен выпуск запасных частей. Наибольшей популярностью среди потребителей пользуются бортовые автомобили "Урал-4320", седельные тягачи "Урал-44202" и самосвальные шасси "Урал-5557". В 2001 г. начато производство автомобилей "Урал" с двигателем, отвечающим международным экологическим требованиям "Евро 2". В декабре на главном конвейере собрано 5, в 1 квартале 2002 г. планируется изготовить 100, а всего в 2002 гтаких "Уралов". Всего в 2002 г. предприятие планирует выпустить 11 тыс. грузовиков.

На экспорт в 2001 г. было отправлено около 25% выпущенной продукции. Значительно расширена география экспорта - открыты филиалы представительств завода в странах Северной Африки и Ближнего Востока, освоены новые рынки сбыта в Латинской Америке (Уругвай), Юго-Восточной Азии (Вьетнам), на Ближнем Востоке (Турция). Возобновлены поставки продукции завода Ираку в рамках программы ООН. В 2002 г. план по экспорту АЗ "Урал" по сравнению с 2001 г. увеличился более чем в два раза.

Динамика производства автобусов и микроавтобусов на предприятиях РФ, шт.

Предприятие

2002 (прогноз)

АО "НефАЗ"

АМО «ЗИЛ»

Автомобильные заводы – предприятия автомобильной промышленности (автомобилестроения), продукцией которых являются легковые и грузовые автомобили. Автомобилестроение считается ведущей и постоянно развивающейся отраслью машиностроительного комплекса, наиболее ориентированной на потребительский рынок. Развитием автопрома во многом определяется уровень экономического и социального развития государства, обеспечения его национальной безопасности.

Кроме автомобильных заводов, в производстве автомобильной техники задействованы предприятия смежных (моторо-, станко- и роботостроение, шинная промышленность), так и иных отраслей (металлургия, электротехническая, химическая, легкая промышленность и др.). Таким образом, автомобилестроение стимулирует развитие всей промышленности страны, способствует повышению товарооборота, укреплению денежной системы и обеспечению занятости населения. Численность работающих на автомобильных заводах России – около 1 млн человек, а на предприятиях, выпускающих продукцию для нужд автомобилестроения, занято не менее 4,5 млн человек.

Для производства одного автомобиля необходимо изготовить и закупить свыше 10 тыс. деталей, осуществить их сборку в узлы и агрегаты, из которых затем получается автомобиль. Автомобилестроение отличается высокой степенью механизации, автоматизации, специализации и стандартизации производственных процессов.

Автомобилестроение – бурно развивающаяся наукоемкая отрасль. Постоянное совершенствование автомобилей, использование в них электронных приборов, замена традиционных металлических конструкций пластмассами, легкими металлами, композитными материалами требует создания новых производств и внедрения новых технологических процессов.

Российские автомобильные заводы осуществляют выпуск собственных моделей легковых автомобилей, грузовых машин крупного, среднего и малого тоннажа, автобусов разной вместительности, специальной техники, а также производят сборку автомобилей иностранных брендов, принадлежащих ведущим мировым автоконцернам. Так, по данным за 2011 год, с конвейеров российских автомобильных предприятий сошло 1,08 легковых автомобилей иностранных марок, т.е. 62% от общего объема произведенных в стране легковых машин.

Зарождение автомобилестроения началось в конце XIX века в Германии и Франции. В начале XX века первым автомобильным заводом с конвейерной сборкой стало предприятие Генри Форда. Первым российским автомобилем с двигателем внутреннего сгорания считается конструкция, которую в 1896 году представили широкой публике изобретатели Фрезе и Яковлев. К 1912 году на территории России выпуск автомобилей осуществлялся только двумя заводами – Русско-Балтийским вагонным заводом (РБВЗ, Русс-Балт) в Риге и заводом Пузырёва (РАЗИПП) в Санкт-Петербурге. Первым автомобилем собственной конструкции, произведенным в Советском Союзе, стал АМО-Ф-15, сошедший с конвейера завода АМО (ныне Завод им. Лихачёва).