Методика обучения преодолению препятствий и ограниченных проходов машинами. Как преодолеть бездорожье на дорожной машине

Ежегодно после таяния снега на наших дорогах появляются ямы. Пока дорожные службы латают их, мы расскажем, как преодолеть такие препятствия.

Основная беда украинских дорог - ямы и возвышенности (наплывы), к которым относятся и «лежачие полицейские». При попадании колесом, а то и двумя-четырьмя на подобные неровности страдает ходовая и увеличивается риск ДТП. Кстати, повреждения резины и диска в таких случаях квалифицируются как дорожно-транспортные происшествия. Поэтому желательно научиться выходить из «неровных» дорожных ситуаций с наименьшими потерями.

Проезжаем неровности

Действенным способом безопасного проезда неровностей является так называемый полет над препятствием. Им пользуются спортсмены-раллисты при проезде внедорожных участков на большой скорости. Основная задача - проехать так, чтобы колеса в проблемном месте лишь слегка коснулись асфальта либо были максимально освобождены от массы авто. Оба метода работают по одному принципу - загрузить-разгрузить необходимую часть автомобиля, активируя силы инерции. Достичь этого можно, работая педалями газа и тормоза и/или рулем. Например, если во время движения резко нажать на педаль тормоза, то машина «клюнет», то есть передние пружины сожмутся, а задние, соответственно, разгрузятся. При сильной подаче газа произойдет обратное - автомобиль присядет, то есть «распустит» передние амортизаторы. При резком повороте руля, например, влево машина загрузит правую сторону.

Используя перечисленные приемы, вы сможете проезжать дорожные неровности с минимальным ущербом. О том, как это делать, читайте в «советах специалистов».

Для объезда неглубоких ям или невысоких наплывов нет смысла сильно разгружать ту или иную сторону автомобиля. Здесь работает принцип - чем препятствие опаснее, тем больше разгружаем соответствующие колеса или оси. Но в любом случае для результативного применения описанных приемов нужно постоянно тренироваться. А препятствий на отечественных дорогах предостаточно.

Способ 2. На малых скоростях

Что говорят ПДД

В Правилах дорожного движения ухабы обозначены как препятствия. Здесь мы нашли несколько пунктов, которыми должен руководствоваться водитель при вынужденных маневрах (10.1, 11.4, 11.11, 12.3, 13.3). Так, ямы и возвышенности нельзя объезжать по встречной полосе, если автомобилист двигается по дороге с двухсторонним движением, которая имеет, по меньшей мере, две полосы для движения в одном направлении. Однако при появлении на горизонте препятствия водитель должен немедленно принять меры для уменьшения скорости - вплоть до полной остановки транспортного средства или объезда препятствия, которая будет безопасна для других участников движения.

Препятствия на дорогах нужно проезжать уверенно и умело. Так, если яма находится на траектории движения правого колеса, то его необходимо разгрузить, т. е. выполнить ряд действий рулем. Сначала нужно на несколько сантиметров сместить автомобиль влево и тут же вернуть его обратно. Таким образом, сначала правое колесо загружается, а затем, при возврате авто, оно разгружается. В таком состоянии колесо и «перелетает» через яму с небольшим ударом. Следует помнить, что подобные действия будут безопасными только при отсутствии соседей по потоку. Иногда яма бывает настолько огромной, что в нее попадают все колеса - сначала передние, затем задние. В таких случаях автомобилисту нужно сначала максимально сжать передние амортизаторы путем нажатия или короткого удара по педали тормоза. Тогда после «клевка» авто произойдет обратный процесс - амортизаторы «раскроются», и автомобиль переедет яму с наименьшей нагрузкой на переднюю ось. Еще можно заставить машину совершить прыжок через препятствие - для этого требуется перед самой ямой или наплывом на мгновенье нажать на педаль газа. В этом случае передняя ось налегке переедет через препятствие за счет загрузки задних амортизаторов. Замечу, что поворот руля и степень нажатия на тормоз должны соответствовать скорости движения автомобиля. Так, при больших скоростях движения рулем должны быть минимальными - 1-2 см, иначе машина может перевернуться. Чем скорость ниже, тем на больший угол поворачиваем руль.

Проезд неровностей требует от водителя концентрации, кроме того, он должен иметь представление о поведении автомобиля и его подвески в том или ином случае. Например, на соревнованиях по ралли-рейдам, когда на большой скорости проходишь разбитый участок, приходится выставлять машину таким образом, чтобы она парила над кочками. Всего этого можно достичь, работая рулем и педалями. Если в этот момент посмотреть на автомобиль сзади, то создастся впечатление, будто он проносится по верхушкам кочек, а не скачет с одной на другую. Точно так же можно проезжать городские неровности - не обязательно сбавлять скорость, достаточно четко понимать поведение своего авто в конкретном случае при конкретном маневре. Тренируйтесь!

При возникновении препятствия мы бы советовали как можно быстрее сбросить скорость. Подъехать, оценить глубину и высоту колдобины, а уж потом предпринимать маневры, описанные специалистами. Повышенное внимание к ямам должны уделять автомобилисты, чьи машины «обуты» в низкопрофильные шины. Такие покрышки легко повреждаются о края ям. Низкое давление в колесах также повышает риск их повреждения. Помните, что повреждение шин является дорожно-транспортным происшествием. Вызов ГАИ и получение справки о ДТП, конечно, будет неоспоримым доказательством в суде против дорожных служб. Но в таком случае автомобилист лишится водительских прав до вынесения судебного вердикта.

Иван Терентьев
Фото Андрея Яцуляка

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Чтобы из-за «лежачих полицейских» не страдала автомобиля, в особенности передняя подвеска, необходимо освоить правильную технику их проезда.

Для чего нужны «лежачие полицейские»

Искусственные дорожные неровности (ИДН) или «лежачие полицейские» предназначены для принудительного снижения скорости автотранспортного потока у нерегулируемых пешеходных переходов, въездов в пешеходные и жилые зоны, вблизи учебных и культурных заведений.

В результате даже те из водителей, которые привыкли ездить, не соблюдая скоростной режим, игнорируя дорожные знаки и разметку, вынуждены сбавлять скорость при подъезде к «лежачим полицейским».

Однако сбавить скорость еще недостаточно, искусственную дорожную неровность необходимо правильно проехать.

Немного физики

Во время нажатия на педаль тормоза движущегося автомобиля в точке контакта его с дорожным покрытием возникают тормозные силы, направленные в сторону, противоположную движению.

Сила инерции, приложенная к центру массы машины, тянет автомобиль вперед. Возникающий в результате момент сил стремится прижать переднюю часть автомобиля вниз, а заднюю его часть – приподнять вверх.

Вследствие этого пружины передней подвески сжимаются, нагрузка на рычаги и возрастает.

Если в этот момент передние колеса машины преодолевают препятствие в виде «лежачего полицейского», передняя подвеска автомобиля получает дополнительный удар снизу – от дорожного препятствия.

Неудивительно, что от частого и многократного, да еще и безграмотного проезда «лежачего полицейского» довольно скоро детали подвески износятся и придут в негодность.

Техника проезда

Подъезжая к дорожной неровности в виде «лежачего полицейского», сбавьте скорость примерно до 15 км/ч, а за 2 метра до препятствия (линия А) нажмите на педаль тормоза.

В полном соответствии с законами физики передняя часть автомобиля слегка опустится вниз, к поверхности дорожного покрытия, а пружины передней подвески сожмутся.

В полуметре от «лежачего полицейского» (линия В) резко с педали тормоза. Передняя часть машины приподнимется, пружины передней подвески разгрузятся и в разжатом положении мягко примут удар снизу в момент касания с дорожной неровностью.

После того, как передние колеса минуют дорожную неровность, а задние на нее еще не заедут, кратковременным нажатием на педаль тормоза приподнимите вверх заднюю часть автомобиля, разгрузив при этом пружины задней подвески.

В итоге автомобиль легко и плавно перекатится по «лежачему полицейскому».

Усложненная техника проезда

В случае, когда препятствие в виде искусственной дорожной неровности обнаружено поздно, и сбросить скорость до рекомендуемых в предыдущем разделе 10 км/ч невозможно, используйте интенсивное торможение, а за 2 метра до препятствия отпустите педаль тормоза, сразу после этого нажав на газ.

В результате центр тяжести автомобиля сместится назад и в момент прохождения препятствия передними колесами пружины передней подвески будут разжаты и машина легко, без удара, минует «лежачего полицейского» своими передними колесами.

Только лишь передние колеса проедут препятствие, ногу с педали газа снимите и, нажав на тормоз, приподнимите заднюю часть машины.

Со стороны этот динамичный маневр выглядит как перепрыгивание через препятствие и требует опыта и определенных навыков.

Проезд препятствия по диагонали

Если позволяют дорожные условия, «лежачего полицейского» можно проезжать немного наискосок, обеспечивая поочередной проезд колесами через дорожное препятствие.

При такой технике проезда машина не будет приподниматься над препятствием, а лишь слегка раскачиваться из стороны в сторону, как бы мягко переваливаясь через «лежачего полицейского».

И самое главное – во время выполнения маневра проезда дорожной «лежачего полицейского» не теряйте контроль за дорожной обстановкой впереди машины.

Ведь эта искусственная дорожная неровность создана не для того, чтобы позлить вас или дать вам возможность , а исключительно с целью обезопасить пешеходов, находящихся в зоне, огражденной «лежачим полицейским».

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!


К атегория:

Управление автомобилем

Преодоление препятствий на автомобиле


Подъезжая к препятствию, водитель должен убедиться в возможности его преодоления как по габаритам автомобиля, так и по параметрам его проходимости. При появлении малейшего сомнения водитель выходит из машины, осматривает препятствие и убеждается в возможности дальнейшего движения. Если геометрические параметры проходимости не позволяют преодолеть данное препятствие, водитель, где это возможно, срывает откосы, подкладывает подручный материал и, если надо, надевает на колеса средства повышения проходимости.

Перед препятствием переходят на низшие передачи. Торможение обязательно заканчивается до наезда на препятствие, так как при торможении сила инерции вызывает перераспределение массы автомобиля по ос-ям и передняя подвеска перегружается.

По косогору двигаются на низшей передаче, плавно, без поворотов, ускорений и торможений. Здесь всегда возникает опасность сползания автомобиля в сторону уклона, которая значительно возрастает на мокром грунте. Если началось сползание, рулевое колесо поворачивается в сторону сползания и автомобиль выравнивается. Нельзя поворачивать руль в обратную сторону: автомобиль поворачивается к вершине косогора и дальнейшее движение становится невозможным.

Овраги с мокрым грунтом для легкового автомобиля являются, как правило, непреодолимым препятствием. Сухие овраги преодолеваются только там, где есть слеДы от прошедших ранее машин, под прямым углом к скату оврага и на первой передаче в КП, которая включается заранее. При съезде в овраг производится подтормажи-вание рабочим тормозом с включенным сцеплением. Как только передние колеса минуют середину оврага, водитель резко увеличивает подачу топлива и выезжает из оврага при частоте вращения коленчатого вала выше средней. Останавливаться на дне оврага не рекомендуем. Если при движении на подъем машина забуксует и остановится, нужно выжать педаль сцепления и скатиться вниз. Затем включить заднюю передачу, подать автомобиль как можно дальше назад на противоположный скат оврага и затормозить его стояночным тормозом, включить первую передачу в КП, растормозить автомобиль и, резко увеличив подачу топлива, выехать из оврага с разгона. Таким же образом преодолеваются большие ямы диаметром более длины автомобиля. Ямы малого диаметра пропускают между колесами.

Холм преодолевается по колее прошедших ранее машин на низшей передаче, включенной заранее. При движении на холм передачи не переключают. Когда позволяет местность, его лучше преодолевать с разгона. Если есть пассажиры, водитель посылает одного из них на вершину холма для просмотра местности за вершиной.

Спуск с холма производится также на низшей передаче с подтормаживанием рабочим тормозом и включенным сцеплением.

Пороговые препятствия типа вертикальной стенки встречаются довольно часто. Это бетонные плиты, бордюры дорог, въезды на временные мосты и другие. Опыт показывает, что автомобиль может преодолевать вертикальную стенку высотой примерно в одну треть диаметра колеса. Такое препятствие преодолевается на самой малой скорости и обязательно под прямым углом. Сначала водитель при выжатой педали сцепления подводит автомобиль до упора передними колесами в стенку и, не дав ему остановиться, отпускает несколько педаль сцепления и одновременно увеличивает частоту вращения коленчатого вала. Регулируя скорость педалью управления дроссельной заслонкой и педалью сцепления, водитель плавно заезжает на порог передними колесами. Таким же образом въезжает и задними колесами. Преодоление пороговых препятствий с разгона на большой скорости приводит к поломкам передней подвески, а проезд под острым углом - к перекосам, крайне нежелательным для кузова, и даже к опрокидыванию. На стенку небольшой высоты можно въехать и под острым углом, но обязательно на небольшой скорости.

Легковые автомобили преодолевают броды, по глубине равные примерно значению клиренса. Признаками брода являются дороги или следы машин, подходящие к берегу, уширение реки, мелкая рябь на поверхности воды, пологие берега и др. Подъехав к броду, необходимо убедиться, что он преодолим легковым автомобилем. Если состояние дна неизвестно, на ведущие колеса надевают цепи противоскольжения. При наличии других машин брод преодолевают после того, как впереди идущий автомобиль выйдет на противоположный берег. Перед въездом в воду закрывают жалюзи радиатора и переходят на самую малую скорость. По дну двигаются на первой передаче по кратчайшему расстоянию на ориентир, намеченный на противоположном берегу, под небольшим углом в сторону течения. Частота вращения коленчатого вала выдерживается средней и равномерной. Остановки в воде недопустимы, так как вода тут же начинает вымывать грунт и колеса погружаются глубже. Перед выездом на противоположный берег частота вращения коленчатого вала плавно увеличивается.

Если при преодолении брода двигатель заглох, пытаются пустить его стартером. При безуспешности попыток принимаются меры к эвакуации автомобиля из воды выталкиванием или буксированием. Если расстояние до берега небольшое, автомобиль можно вывести из воды с помощью стартера, включив в КП первую передачу.

После переправы вброд тормозной эффект снижается. Поэтому сразу же необходимо просушить намокшие тормозные колодки, для чего в движении делается несколько раз легкое подтормажнвание.

Не всегда предупреждение о возможной опасности на определённом участке дороге останавливает водителя, который сильно торопится или невнимательно следит . Для этого соответственные службы из соображений безопасности создают на дорожном покрытии искусственные помехи. Если знаки не имеют особого влияния на водителей, то искусственные преграды способствуют снижению скорости водителем перед пешеходным переходом либо опасным участком проезжей части. Никто не желает повредить свой автомобиль об искусственную преграду, а если перед ней не снизить скорость, то так оно и получится.

Как осуществлять проезд лежачего полицейского, . Сначала они объясняют теорию проезда искусственной преграды, а потом закрепляют теоретические знания на практике. Но многие инструкторы автошкол забывают об этом уроке, и водитель не знает, как правильно переехать препону из-за чего страдает его собственная машина. Мы попытаемся максимально доступно объяснить, как проезжать лежачие полицейские, и при этом не повредить авто.

Что представляет собой лежачий полицейский

Искусственная неровность создана на дорожном покрытии с целью заставить водителя снизить скорость на потенциально опасных участках дороги. Принудительное снижение скорости нужно в местах оживлённого движения или перед . Согласно текущему законодательству Российской Федерации, такие преграды должны быть выполнены из резины, однако на наших автомобильных дорогах часто встречаются старые преграды, которые сделаны из асфальта. Они могут нанести существенный урон автомобилю при неправильном его преодолении. Сейчас мы рассмотрим неправильный вариант того, как проехать лежачего полицейского.

Неправильный вариант преодоления преграды

При нажатии на тормоз блокируются автотранспортного средства, в результате чего в точке соприкосновения колеса и дорожного покрытия возникает повышенное давление. Сила торможения авто направлена в противоположную сторону движения самого автомобиля, а сила инерции направлена по ходу движения. Выходит так, что одна сила тянет машину назад, а вторая - вперёд. Возникает момент силы, прижимающий переднюю часть авто к дорожному покрытию, а заднюю часть - приподнимает. При этом значительно возрастает нагрузка . Уровень нагрузки зависит от интенсивности процесса торможения. И если во время осуществления процесса торможения машина преодолевает препятствие, то сила нагрузки на переднюю подвеску увеличивается в несколько раз. За один раз неправильного преодоления преграды передняя подвеска сильно не пострадает, но при систематических нагрузках она может выйти из строя. Если таким образом осуществлять проезд через лежачего полицейского, то возможны серьёзные поломки.

Правильный вариант преодоления препятствия

Существует два способа преодоления искусственного препятствия, при котором авто не будет подвергаться повреждению. Первый способ предусматривает заблаговременное торможение. Перед тем как осуществить переезд лежачего полицейского, необходимо . В этом случае машина преодолевает препятствие накатом, без особого урона для подвески. Скорость не должна превышать тридцати километров в час. Когда авто подходит к препятствию, не нужно давить педаль тормоза, её нужно полностью отпустить.

Видео о том, как правильно проехать лежачего полицейского:

Второй способ преодоления препятствия заключается в почти полной остановке машины перед преградой. Непосредственно перед лежачим полицейским необходимо включить первую передачу и переехать препятствие. Этот метод прекрасно подходит , которые не могут двигаться на автомобиле накатом.

Итог

Подведём итог. Для того чтобы авто не получило ощутимых повреждений при переезде через искусственные преграды, необходимо знать, как правильно их преодолевать. Мы рассмотрели два основных способа преодоления искусственных препятствий, при которых подвеска автомобиля останется невредимой. Не стоит пренебрегать этими рекомендациями, их выполнение поможет сэкономить массу средств автотранспортного средства.

В процессе движения по дорогам, многим, наверное, и не раз приходилось сталкиваться с таким маневром, как объезд препятствия. В качестве препятствия могут выступать машины после ДТП, сломавшийся по разным причинам и обездвиженный автомобиль, дефект дороги (например, огромная яма или насыпь во время ремонта на проезжей части), открытый люк и пр.

В общих случаях объезд препятствия вопросов не вызывает. В общих случаях, это в таких, где хватает места для объезда, т.е. пространства на дороге бывает достаточно чтобы объезд не вступал в противоречия с ПДД. Но бывает и так, что выбора нет: либо придется объехать препятствие по встречной полосе, когда такой маневр запрещен, например, через сплошную линию разметки, либо придется проехать по обочине или тротуару (пешеходной, велосипедной дорожке).

Именно в таких случаях и возникают вопросы – как правильно объехать препятствие, например: Дорога имеет по одной полосе в каждом направлении, разделенных линией 1.1 (сплошная). Как объехать препятствие, если справа обочина или тротуар ?

Ответ. Нужно стараться объезжать препятствие с правой стороны (через правую сторону дороги).

Если по ходу движения справа от препятствия есть обочина, то для объезда целесообразно использовать именно ее (обочину). Объезд препятствия по обочине, равно как и по тротуару, в ПДД не оговорен. Этот процесс будет выглядеть как объезд препятствия, в таком случае этот объезд не должен расцениваться как намеренное движение по обочине или тротуару. Но объезжаемый объект (дефект дороги) в действительности должен являться препятствием (см. ).

Объезд препятствия по встречной полосе через сплошную линию дорожной разметки имеет спорные стороны и может быть расценен двояко, т.е. объезд через сплошную можно истолковать и как нарушение, и как маневр, не противоречащий ПДД.

С одной стороны прямого запрета на объезд препятствия по встречной полосе на двухполосной дороге нет, с другой стороны, (сплошная линия) наносится в местах, где выезд на встречную полосу запрещается. Возникает вопрос: как поступить в таком случае?

Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим правила объезда препятствия с точки зрения ПДД более подробно.

Препятствие, согласно определению, это неподвижный объект (или дефект дороги) на полосе движения, не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

НЕ являются препятствиями: неудачно остановившийся автомобиль, затор из других машин (именуемый в народе «пробка»), неудобно стоящий габаритный транспорт, автобус (троллейбус) на остановке, выступающий своими габаритами на проезжую часть.

Сам термин «препятствие» понятен. А вот, понятие «объезд» Правила дорожного движения никак не растолковывают. Тем не менее, понятие «объезд» встречается в пунктах и , а также в статье 12.15 ч.3 КоАП, которая предусматривает санкции за неправильный объезд.

В перечисленных выше пунктах ( и ) нет ни одного слова о двухполосной дороге, в том числе и с посередине. Т.е. объезд препятствия на двухполосной дороге через не попадает под запрет. Этот вариант объезда в Правилах не оговорен. А поскольку прямого запрета на такой объезд нет, получается, что не запрещено, значит, разрешено. Но не все так просто.

Продолжая ответ на вопрос, последовательность в принятии решения, по какому пути осуществить объезд препятствия на двухполосной дороге, можно выстроить в следующем порядке: 1 — обочина; 2 — встречная полоса; 3 – тротуар целесообразно вообще не использовать в качестве пути объезда. Последовательность приблизительная, поскольку она построена по возрастанию возможной опасности, а конкретика будет зависеть от реальной ситуации.

Например, на дороге интенсивное встречное движение – целесообразно объехать по обочине. Обочины нет, а тротуар отделен бордюрным камнем – целесообразно с соблюдением безопасности объехать по встречной полосе и т.д., по обстановке.

В заключение, насколько слов об объезде дорожного затора или какого-либо объекта (транспортного средства), который не является препятствием. Объезд «не препятствия» (в т.ч. дорожного затора или дорожной пробки) будет расценен в зависимости от путей объезда:

  • объезд затора по встречной полосе влечет лишение прав на 4-6 месяцев (ст.12.15 ч.4);
  • объезд затора по обочине — штраф 1500 руб. (ст.12.15 ч.1);
  • объезд затора по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД — штраф 2000 руб. (ст. 12.15 ч. 2).

За неправильный объезд препятствия (неправильный – это такой, который вступает в противоречие с ПДД) на водителя может быть наложен штраф 1000 – 1500 руб. (ст.12.15 ч.3).