На чем ездят в Германии и Франции? Машины звезд: кто на чем ездит? Дэвид Бекхэм: Rolls Royce Phantom Drophead Coupe – лучший выбор для семьи.

Каждый человек прекрасно понимает, что автомобиль, на котором ездит знаменитость, должен в полной мере соответствовать статусу. Использовать скромные или общедоступные транспортные средства часто бывает опасно для имиджа. Машина должна полностью соответствовать уровню их популярности. Соответственно, чем большей популярностью обладает артист, тем дороже и презентабельнее должна быть его машина.

Звезды мирового масштаба

Для начала можно поговорить об автомобиле известной «светской львицы» — Перис Хилтон . Сама Перис крайне серьезно и основательно выбирает автомобили, которые собирается использовать. Не так давно она использовала шикарное авто Mercedes модели Mclaren SLR, стоимостью чуть больше пятисот тысяч долларов.

Несмотря на это, с недавнего времени звезда приняла решение пересесть на Bentley Continental , который по ее мнению обладает более простым и удобным механизмом двери. Новую машину розового цвета Перис инкрустировала кристаллами Сваровски.

Том Круз , который получил мировую известность благодаря целому ряду фильмов, предпочитает классические джипы, а именно Range Rover , являющийся его воплощением идеального авто. О других транспортных средствах, которые были оформлены на имя актера, информация отсутствует, и об их существовании можно лишь строить догадки.

Дженнифер Лопес , являющаяся одной из наиболее дорогих звезд, в простой жизни является достаточно скромной и водит красивый и элегантный белый Bentley . Скромным в плане стоимости данный автомобиль все-таки назвать вряд ли возможно, ведь стоит он 250 000 американских долларов.

Одной из самых больших скромниц в перечне звезд является Тэйлор Свифт, которая купила для себя простой Toyota Sequoia , стоимостью всего в 50 000 американских долларов. Она не покупает ни спорткаров, ни лимузинов, да и прочие нюансы жизни мировой знаменитости ее не интересуют, ей нужен лишь большой внедорожник для города.

А Бритни Спирс смогла сберечь свой автопарк нетронутым даже несмотря на то, что не так давно это уже казалось неизбежным. Гараж поп-звезды действительно впечатляет, выделить среди автопарка можно автомобили итальянский Феррари и Mercedes Mclaren SLR . Несмотря на это, любимой машиной девушка считает Порш, выпущенный в 1956 году. Можно сравнить: цена ее Мерседеса превышает 500 000 американских долларов, а старенький Порш стоит лишь 70 000 долларов. Это свидетельствует о том, что певица пытается быть проще.

В силу повышения популярности экологической темы большая часть звезд решила сменить свои автомобили с бензиновыми двигателями на транспортные средства с гибридными или электрическими. Начать можно с Джулии Робертс и Леонардо ди Каприо , решившие приобрести Toyota Prius . Данная модель является очень хорошим автомобилем, который все же наносит незначительный вред экологии, но в сравнении с обычными машинами он не является серьезным.

К примеру, Джордж Клуни использует электрокар Tango T600 на два места, не приносящий никакого экологического вреда. Это говорит о том, что актер заботится об экологии, что заслуживает особенного уважения.

А вот Брюс Уиллис не так давно полностью продал все свои автомобили, среди которых были и шикарные раритетные модели, в частности он продал:

1) Shelby Mustang (1968), стоимостью примерно в сто пятьдесят тысяч долларов;

2) Chevrolet Corvette Rodster (1967), стоимостью сто десять тысяч долларов;

3) Chevrolet Corvette кабриолет (1957), стоимостью в сто тысяч долларов

Список автомобилей содержит и менее культовые автомобили, тем не менее, он достаточно солидный и большой.
Мировых звезд мы уже рассмотрели, теперь пришло время поговорить и о российских звездах.

Российские звезды

Среди российских звезд одним из лучших транспортных средств обладает всеми любимая Алла Пугачева . Она владеет Rolls Royce модификации Phantom . В год таких автомобилей производят всего восемьсот и только по заказу. Каждая машина этой модели собирается вручную и стоит больше восьмисот тысяч американских долларов. Машина имеет двигатель с объемом 6.75 литров. Разгон до 100 км/ч занимает меньше 6 секунд. Это прекрасная машина представительского класса, ездить на которой может далеко не каждый.

И все же большая часть российских звезд для себя выбирает машины марки Mercedes. Например, Леонид Ярмольник водит Мерседес Mclaren SLR, а Ксения Собчак GL500. Филипп Киркоров владеет двумя машинами, обычные поездки он осуществляет на Порше Кайен, а серьезные и деловые в обязательном порядке проходят на Ауди А6, оформленном в деловом стиле. К слову, Ксения Собчак решила не ограничиваться лишь Mercedes, она ездит и на Bentley Continental.

Дима Билан ездит на достаточно скромной Volvo S40, чего нельзя сказать о рэпере Тимати , в гараже которого сразу две шикарных машины — Audi R8 и Honda RVS, скромными их, конечно, не назвать. Автопарк данного исполнителя не просто не уступает, но и превосходит по размаху голливудские. Впрочем, это больше исключение, чем правило, ведь большая часть российских звезд не могут позволить себе такую роскошь.

Разумеется, машины известных людей не всегда поражают своей шикарностью. Самым ярким примером в данном случае можно считать Андрея Данилко , который выступает в образе Верки Сердючки. Он ездит на стандартной сборки. Конечно же, скромность это не плохо, но в случае со звездами это несомненно минус, особенно если это звезда первой величины. Ведь можно купить транспорт получше и солиднее, который позволит показать статус и имидж, особенно если учесть то, что возможность этой покупки у звезд фактически всегда есть.

Пришло время перейти от исполнителей музыкального жанра к кинозвездам. Итак, самой простой машиной среди популярных киноактеров владеет Константин Хабенский , исполнивший роли в самых известных и популярных российских кинокартинах. Актер перемещается на скромной Хонде Акорд. Что в целом очень легко объяснить, ведь после трагической гибели своей супруги он передает львиную долю своей прибыли разным благотворительным фондам.

Немного лучше машину использует звезда «Бригады» — Сергей Безруков . Он управляет Volkswagen Golf TDI . Комик Михаил Галустян является владельцем Ауди ТТ. А вот, к примеру, его неизменный партнер по съемкам Сергей Светлаков решил не приобретать для себя транспорта вовсе, перемещаясь по столице на метро.

Итог

Мы поговорили о дорогих машинах популярных людей. Разумеется, был приведен далеко не весь список звезд, но даже по тем, которых мы рассмотрели, можно сделать вывод, что практически все любят и используют дорогие машины. Статус звезды мирового уровня фактически обязывает владеть не одной шикарной машиной, а целым автопарком. К сожалению, о российских звездах сказать этого нельзя, часто у них имеется лишь один скромный автомобиль серийной сборки, который не вызывает восторга. В этом плане нашим отечественным знаменитостям есть куда развиваться.

Транспортные средства известных людей часто попадают в кадр с ними, и разумеется намного лучше, если это будет солидная машина, которая не будет бить по имиджу и высокому статусу владельца.

Россияне дольше всего эксплуатируют отечественные и японские автомобили, первые они любят за дешевизну, а вторые - за устоявшийся миф об особой надёжности. При этом более дорогие машины премиум-сегмента соотечественники меняют намного чаще. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства "Автостат", предоставленные Лайфу.

Безусловным лидером у россиян стали автомобили отечественной марки Lada.

На продукции "АвтоВАЗа" ездят дольше всего - те, кто купил новую машину, эксплуатируют её в среднем 6,1 года. Хозяева подержанных Lada пользуются машиной в среднем 3,4 года, что очень солидно для автомобиля с пробегом. Второе место после вазовских машин прочно удерживает американо-узбекская Daewoo, прославившаяся в России ультрабюджетными моделями Nexia и Matiz (см. инфографику).

Долгий срок владения машинами Daewoo и Lada объясняется тем, что для их владельца покупка автомобиля - само по себе событие весьма непростое. Средства на покупку бюджетников люди копят годами, берут кредит, а за автомобилем тщательно ухаживают и эксплуатируют его бережливо.

Куда интереснее, что пятёрку самых долгоиграющих марок замыкают Honda, Suzuki и Mitsubishi, которые в среднем живут у первого владельца 5,3–5,7 года.

Самая очевидная их общность - "сделано в Японии". Сверхнадёжность японских машин отчасти мифологизирована в 80–90-х годах, когда была эпоха действительно качественных японок. Сейчас же в Россию эти машины импортируют из Венгрии, Англии, Таиланда, США, Турции и очень редко действительно из Японии. Да и какой-то особой надёжностью на фоне европейских или американских машин они уже не отличаются. Но миф есть миф, и на подсознательном уровне он всё ещё работает: "У меня японский автомобиль, значит, ещё долго проблем с ремонтом не будет и можно потянуть с заменой…"

Что касается Honda, Suzuki и Mitsubishi, то, конечно, с одной стороны, здесь значительную роль играет страна происхождения, с другой стороны - эти марки продают в России преимущественно кроссоверы и внедорожники, у которых характеристики по износу тех же элементов подвески выше, чем у бюджетных седанов или, скажем, хетчбэков С-класса. Это даёт потребителю определённый кредит доверия по части запаса прочности своей машины, - объясняет исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов.

На вторичном рынке после вазовских машин дольше всего эксплуатируют машины Subaru, Opel и Volkswagen. Причём про Subaru можно точно сказать, что большая часть этих машин ввезена из Японии. Марка Opel ушла с российского рынка в 2015 году, однако до сих пор популярна на вторичке. Те, кто покупает эти машины с пробегом, как правило, пересаживаются с бюджетных авто и не стремятся расстаться с более высоким по классу автомобилем. Аналогичная ситуация и у Volkswagen, в ассортименте которого ещё и присутствуют популярные у россиян кроссоверы, такие как Touareg и Tiguan.

Автомобили премиальных марок, наоборот, россияне стараются менять чаще. Так, срок владения новыми Audi, BMW и Mercedes-Benz в среднем не превышает 2,8–3,4 года. Обеспеченные люди могут себе позволить через три года эксплуатации сменить автомобиль на новую машину аналогичного класса. Вдобавок на богачей давит их же статус.

Дорогие машины - это показатель статуса, поэтому с выходом нового поколения или рестайлингом человек сменит авто, чтобы не упасть в глазах окружения, передвигаясь на устаревшем автомобиле, - рассказывает руководитель направления автомобилей с пробегом Jaguar Land Rover Андрей Варламов.

Но и во вторых руках особо долго машины премиум-сегмента не задерживаются. Дорогая игрушка не более дёшева и в обслуживании, а те, кто осилил покупку, к примеру, трёхлетнего Porsche Cayenne, отнюдь не всегда в состоянии потянуть элементарное ТО кроссовера в авторизованном сервисе. Некачественное обслуживание влечёт за собой поломки и, как следствие, перепродажу.

Долговой кризис сильно ударил по авто в Европе, а точнее по их производству. Значительно сократились продажи новых автомобилей низкой и средней стоимости. Около 60% владельцев-покупателей являются коммерческими деятелями. По-другому, более половины авто были проданы фирмам для служебного пользования и зарегистрированы на коммерческие организации.
Сегодня автомобильный рынок Германии захватывают миниатюрные автомобили и малогабаритные авто и спрос на них продолжает расти. Большое влияние на выбор покупателей в пользу малогабаритных авто в Европе с пробегом оказал рост цен на бензин. Самыми популярными стали машины компактного класса. По-прежнему популярны дорогие спорткары, но их могут купить только очень состоятельные люди, поэтому их продажи на автомобильном рынке Германии составили в прошлом году около 1,9%. Все большую популярность приобретают автомобили многоцелевого назначения, около 5% от общих продаж.
Народный автомобиль VW Gold, удобный и качественный, лидирует в статистике продаж. А вот Smart Fortwo автомобилисты Германии любят за его крохотные размеры, что дает преимущества при выборе парковки и объезде пробок на дорогах.
При выборе авто в Европе немецкий покупатель отдает предпочтение отечественным маркам автомобилей Volkswagen, VW Polo и Opel. Даже японцам с трудом удается пробиться на немецкий рынок.
В 2012 году увеличилась продажа внедорожников. Хотя трудно понять, зачем они немцам, дороги в Германии замечательные, бензин дорогой, а машина прожорливая.
Какие автомобили предпочитают французы?
Согласно классификации продаж новых автомобилей во Франции в 2012 году лидируют французские производители Renault, Peugeot и Citroen. Из десяти проданных автомобилей девять французские. Renault Megane за десять месяцев прошлого года, было продано 103 000 машин. Наиболее популярный автомобиль – это Клио. Французы, как и немцы, предпочитают маленькие и юркие машинки. Все больше смотрят на Вольво и Тойоту. Водители, предпочитающие качество, покупают только немецкие машины.
Очень быстро набирают популярность «японки» малолитражки, соотношение цены и качества на должном уровне.
Несмотря на то, что на улицах Франции превалируют «Рено» и «Пежо», довольно часто можно встретить российскую «Ниву» с французскими номерами. У французов при слове «Лада-Нива» сразу возникает ощущение надежности, говорят, что автомобиль самый внедорожный из всех внедорожников, с газовым оборудованием и самый дешевый.

Интересно, на чем же ездят мировые лидеры. Например, в США для каждого нового президента создается уникальный автомобиль сверхзащищенный лимузин исключительно американского производства. Английская королева выезжает на Bentley State Limousine, который выполнен специально для монаршей особы в двух экземплярах. Император Японии на Toyota Century Royal, а папа римский на легендарном Папамобиле. Самыми популярными марками у глав государств являются Mercedes, BMW, Maybach, Rolls Royce. Немало глав государств также используют бронированные внедорожники.

На каких автомобилях ездят лидеры государств

Азербайджан
Президент Азербайджана, как известно, ездит на лимузине . Естественно, это не единственный борт №1 в гараже главы государства. Ходят слухи, что лично он водит Mecedes S-класса.

Аргентина
Президент Аргентины Кристина Киршнер ездит в основном на бронированных Audi A6 и A8 с обычными номерами.

Австралия
Генерал-губернатор Австралии передвигается на Rolls Royce Phantom VI, а премьер министр на белом Holden Caprice или внедорожнике Ford Territory

Австрия
Правительство Австрии использует лимузины Audi A8, BMW 7 серии и Mercedes-Benz S-Class

Азербайджан
Как уже говорилось, Ильхам Алиев ездит на Maybach 62 с государственным номером “az 10 AA 001″

Бангладеш
Президент Бангладеша ездит на Mercedes S-Class или на лимузине Mercedes Benz Limousine W126 (1000SEL)

Бутан
Король Бутана – Toyota Land Cruiser

Боливия
Президент Боливии – семерка BMW

Бразилия
Церемониальный автомобиль президента Бразилии – Rolls-Royce Silver Wraith 1952 года. А для каждодневных нужд президесикм транспортом служит бронированный Ford Fusion Hybrid.

Бруней
Султан Брунея для поездок использует Rolls-Royce Phantom VI 1992 года или сам водит черный Mercedes Benz W163 ML55 AMG

Виргинские острова
Губернатор Британских виргинских островов ездит на Lincoln Navigator с номерными знаками “Crown”, символизирующими принадлежность к Британской Короне.

Ватикан
Папа Римский Бенедикт XIV разъезжает на легендарном Папамобиле, который сейчас построен на платформе внедорожника Mercedes ML

Венесуэла
Хуго Чавес обычно ездит на красном иранском Samand с эмблемой Centauro или зеленый пикап Tiuna. А на парады выезжает на Cadillac Fleetwood

Великобритания
Британская королевская семья издавна (начиная с короля Эдварда VII) пользуется автомобилями марки Daimler, которая сейчас вместе с Jaguar принадлежит индийской Tata. Последним Daimler в королевской семье был Daimler DS420, на котором ездила Королева Мать. Елизавета II же ездит на одном из двух Bentley State Limousine, специально сделанных к 50 летнему юбилею царствования. Для неофициальных поездок Ее Величество использует Jaguar XJ или Range Rover для загородных поездок.
Премьер Министр Великобритании ездит на Jaguar XJL 2010 года.

Гонконг
Главный министр администрации района Гонконг передвигается на гибриде Lexus LS 600h L. А британский губернатор Гонконга использовал для поездок Rolls-Royce Phantom V

Германия
Правительство Германии, в том числе и президент, по сложившейся традиции используют Mercedes-Benz S-Class. У президента, при этом, номерной знак “D1″ (видимо, Deutscheland 1).
А вот федеральный канцлер Ангела Меркель ездит на VW Phaeton.

ГДР
Генсек Компартии ГДР Эрих Хонекер использовал удлиненный Citroen CX, в то время, как все правительство в основном ездило на советских представительских автомобилях.

Греция.
Президент и Премьер министр Греции путешествуют на Mercedes-Benz S600 в кузове W221.

Гренада
Губернатор Гренады – BMW 750Li с короной на номере.

Голландия
Королевская семья Нидерландов использует лимузин на базе Volvo S80.

Дания
Королева Дании ездит на роскошном Rolls-Royce Silver Wraith 1958 года.
Премьер министр – Mercedes-Benz S-Class

Египет
До свержения Хосни Мубарак ездил на Mercedes-Benz S-Class

Исландия
Президент Исландии ездил на Lexus LS600hL с номером “1″

Испания
Королевская семья передвигается на Audi A6s, Mercedes-Benz S-Class или эксклюзивном Rolls-Royce Phantom IV
Премьер министр – Audi A8L

Индия
Основными машинами президента Индии являются для Мерседеса: 500 SEL в кузове W126 и лимузин S600 в кузове W221.

Индонезия
Президент Индонезии использует Mercedes-Benz S600L W221 с номерным знаком “RI 1″

Ирак
Президент Ирака Джалал Талабани использует собственный BMW 760 Li (кузов Е67), а премьер министр – Chevrolet Tahoe.

Ирландия
Каждодневная машина президента Ирландии – бронированный Mercedes-Benz S-Class, а церемониальный автомобиль – Rolls-Royce Silver Wraith 1947 года.

Италия
Официальный президентский автомобиль Италии – бронированная Maserati Quattroporte, а также лимузин Lancia Thesis. К визиту королевы Елизаветы II в Италию в 60-х было выполнено 4 заказных автомобиля Lancia Flaminia Presidenziale, некоторые из которых до сих пор на ходу и используются на пышных церемониях.

Иран
Личный автомобиль Махмуда Ахмадинеджада, на котором он ездил до избрания президентом Ирана Peugeot 504 1977 года недавно был продан на аукционе за 2,5 миллиона долларов. Деньги пошли на благотворительность.

Канада
Генерал Губернатор Канады ездит на Lincoln Town Car, а премьер министр на внедорожниках Chevrolet Tahoe или Chevrolet Express

Каймановы Острова
Губернатор Каймановых островов передвигается на седане Cadillac DeVille

Китай
Хотя традиционно китайские лидеры использовали для передвижения роскошные авто марки FAW Hongqi, сейчас президент КНР ездит на Audi A8 или минибасе Nissan Civilian

Колумбия
Президент Колумбии обычно передвигается на BMW 7 серии.

Коста Рика
Президента Коста Рики возят в бронированном лимузине Hyundai Equus. Министры же используют Kia Opirus.

Казахстан
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ездит на Maybach 62 с номером “01KZ”

Кения
Официальная машина президента Кении – Mercedes S500 “Pullman”

Косово
Для президента Косово специально приготовлен бронированный внедорожник Chevrolet Suburban

Кувейт
Эмир Кувейта передвигается либо на BMW 7 серии, либо на Mercedes-Benz S-Class

Лаос
Президентская машина в Лаосе – Toyota Crown

Латвия
Президент Латвии путешествует на Mercedes-Benz S-Class

Либерия
Президент Либерии ездит на Mercedes-Benz S-class (кузов W220)

Малайзия
Король Малайзии чаще всего передвигается на красном Bentley Arnage, темно-синем Bentley Continental Flying Spur или Mercedes-Benz S-Class.
Премьер министр же ездит в специальном лимузине Proton Chancellor, сделанном в Малайзии.

Мексика
Президентская чета Мексики путешествует на громадном броневике Chevrolet Suburban

Морокко
Король Морокко – Mercedes 600 Pullman

Монако
Гибридный седан Lexus LS 600h возит принца Монако.

Монголия
Президент Монголии – Mercedes-Benz S-Class с номерным знаком 0001

Черногория
Премьер Черногории ездит на Audi A8

Новая Зеландия
Генерал губернатор как правило путешествует на Jaguar XJ Sovereign

Никарагуа
Президент Никарагуа передвигается на гелендвагене – Mercedes-Benz G-Class

Нигерия
Глава Нигерии ездит на черном тонированном бронированном Peugeot 607

Норвегия
Официальный автомобиль короля Харальда V – Lexus LS 600h. Премьера министра Норвегии – BMW 7 серии.

Оман
Султан Омана ездит поочередно на Mercedes S-class pullman 2007 года, Mercedes S600 pullman 2003 года или на Maybach 62.

Пакистан
Президент и премьер министр Пакистана перевозятся на Mercedes-Benz (кузов W221).

Панама
Президент Панамы использует два бронированных Toyota Land Cruiser 200

Португалия
Президента часто можно видеть на Mercedes S600 или BMW 7 серии. А премьер министр на VW Phaeton.

Польша
Временный президент Борислав Коморовски ездит на BMW 760 Li в кузове E67

Пуэрто Рико
Транспорт губернатора Пуэрто Рико – Chevrolet Tahoe Hybrid.

Румыния
Президент ездит не только на мерседесе s-класса, но и на собственной Dacia Duster, которая сделана в Румынии.

Россия
Борт номер 1 в России – черный удлиненный Mercedes S-Class. Советские лидеры же предпочитали отечественные ЗИЛы, например известный . В данный момент идет проектирование новейших правительственных ЗИЛов.

Сингапур
Президент Сингапура использует либо Mercedes Benz S350L (2010), либо Lexus LS430 (2001)

Словакия
В гараже словацкого президента Audi A8 Long, Mercedes-Benz S-Class, BMW 7-Series, Volkswagen Phaeton, Range Rover, BMW X5, ?koda Superb и множество других автомобилей.

Словения
А вот президент Словении за экологию и ездит на Toyota Prius.

США
Как уже упоминалось для каждого президента один из американских автоконцернов выпускает спец автомобиль. Например Барак Обама ездит на хорошо вооруженном и бронированном лимузине, который называется . При чем в отличии от большинства глав государств, американский президент возит с собой по всему миру в самолете не только лимузины, но и кортеж, мотоциклы и военную машину скорой помощи. Для этого используется специальный грузовой самолет.
Топ-7 президентских лимузинов США

Тайвань
Президент Тайваня согласно традициям ездит на американских автомобилях, как знак отношений островной республики с США. Текущий авто главы государства Cadillac DeVille

Таиланд
Король Таиланда перемещается на Maybach 62, а премьер министр на Mercedes Benz S или бронированном Range Rover

Тринидад и Тобаго
Президент и премьер ездят на Toyota Crown

Турция
Как президент, так и премьер министр предпочитают Mercedes-Benz S-Class

Украина
Транспорт Виктора Януковича – Mercedes-Benz S-Class

Уругвай
Президентская машина в Уругвае – Chevrolet Vectra 2005 года.

Узбекистан
Президент Узбекистана передвигается на двух заряженных Range Rover 2010

Финляндия
Президент Финляндии ездит на Mercedes-Benz S600L с гербом страны вместо номера.

Франция
Как нетрудно предположить, основными машинами французских президентов являются французские машины – Citroen C6, Renault Vel Satis или Peugeot 607. Жак Ширак был поклонном Ситроен и предпочитал Citroen CX, в том время как Николя Саркози больше нравится Reno.

Филиппины
Президент Филиппин передвигается на двух Mercedes-Benz S600 Guards (W221)

Хорвания
У президента Хорватии – Mercedes-Benz S600

Чили
Церемониальный президентский автомобиль в Чили это Ford Galaxie XL 1966 года с открытым верхом, а для регулярных поездок есть бронированные Lincoln Town Car, Peugeot 607 и BMW 760Li F03 2010 года.

Шри Ланка
И у главы Шри Ланки излюбленный президентский автомобиль Mercedes-Benz S600

Швеция
Патриотизм шведов заканчивается на короле, чьим автомобилем является удлиненный лимузин Volvo S80. Премьер и министр и правительство ездят на BMW 7 Series или Mercedes-Benz S-Class

Эквадор
Президент Эквадора обычно использует для поездок Lincoln Town Car

Эль Сальвадор
Основным автомобилем президента Сальвадора является Mercedes-Benz (кузов W220)

Эстония
Эстонский президент передвигается на Audi A8 4,2 TDI Quattro с гербом государства вместо номерных знаков.

ЮАР
Президент Южноафриканской Республики ездит на BMW 7 серии или на Mercedes-Benz S-Class

Южная Корея
Хотя президент Южной Кореи и ездит на BMW 7 серии, в президентский гараж было приобретено 3 бронированных Hyundai Equus – первых корейских машин, по безопасности достигших уровня Mercedes и BMW

Ямайка
Генерал-губернатор Ямайки обслуживает Mercedes-Benz S600

Япония
Император Японии ездит на специально выполненной в единственном экземпляре

Самый популярный в автопарке чиновников автомобиль - американский Ford Focus российской сборки, самый дорогой транспорт - в южных регионах, а зарабатывает на продаже машин государству компания, учредитель которой зарегистрирован в США. Таковы результаты анализа данных реестра федерального имущества и сайта госзакупок, проведенного РБК

Служебный автомобиль президента России Владимира Путина — Mercedes-Benz S600 Pullman — записан на ФСО России, обеспечивающую охрану первого лица государства (Фото: «РИА Новости»)

РБК продолжает серию материалов «Государство в государстве» — это статьи об имуществе российских государственных органов. В первом материале мы рассказали об имуществе самого большого и закрытого ведомства — управления делами президента. В новой публикации РБК исследует парк служебных автомобилей крупнейших министерств и ведомств, включая транспорт самых высокопоставленных чиновников.

Что и как мы считали

23 июля 2015 года член сообщества «Синие ведерки» в LiveJournal выложил фото с припаркованной на пешеходном переходе и оборудованной мигалкой Audi с госномером А 141 МР97 . В пассажире автомобиля он узнал Сабира Кехлерова, заместителя генпрокурора Юрия Чайки.

В реестре федерального имущества, который изучил РБК, этот госномер действительно числится за Генпрокуратурой. Ведение такого реестра было санкционировано правительством в 2007 году. Но, судя по всему, предписание это выполняется не очень аккуратно. Так, по данным Росимущества, органы прокуратуры располагают 2,2 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, в самом же ведомстве РБК сказали, что в его распоряжении около 4,3 тыс. авто. В МИДе, который, по данным реестра, вместе со своими представительствами и подведомственными организациями распоряжается чуть более чем 600 автомобилями, РБК заявили, что само министерство вообще не имеет машин. ФСИН сообщила, что у нее только легковых автомобилей более 8 тыс., в реестре же зафиксированы только 1,3 тыс.

Данные в списке Росимущества при этом изложены хаотично, с ошибками и опечатками. При этом в открытом доступе лежит информация об автомобилях президентской охраны, включая госномера, тогда как в самой Федеральной службе охраны (ФСО) на запрос РБК ответили, что эти сведения — государственная тайна.


Автомобили Министерства обороны не вошли в наш список, поскольку его данные в реестре очевидно неполны: непосредственно на министерство там записана только одна машина. На два запроса РБК в ведомстве Сергея Шойгу не ответили (Фото: Андрей Епихин/ТАСС)

РБК проанализировал автопарк потенциально крупнейших автовладельцев — МВД, МЧС, ФСИН, ФСКН, Следственного комитета, органов прокуратуры, ФНС, ФСО и Минздрава, включая их подведомственные организации и территориальные подразделения, а также Управления делами президента (УДП), чьи предприятия «Автотранспортный комбинат», «Транспортный комбинат «Россия» и «Автобаза № 2» обслуживают президента, правительство, Совет Федерации, Госдуму, Конституционный суд, ЦИК, Счетную палату и других высокопоставленных чиновников.

Специальный транспорт в расчет не брался. В результате отбора количество легковых и легких коммерческих автомобилей составило около 50 тыс. Из-за того, что реестр заполнен неаккуратно, кое-где цена за один автомобиль (мы брали первоначальную стоимость транспортного средства) достигала нескольких миллиардов или сотен миллионов рублей — в таких случаях мы корректировали суммы в соответствии со средними показателями.

Машины на службе общества

Лидером по количеству транспорта ожидаемо оказалось МВД: у него более 30 тыс. автомобилей. Вряд ли это численное преимущество обусловлено тем, что полиция наиболее точно среди федеральных ведомств представляет данные — в реестре сведения о движимом имуществе, правообладателем которого является МВД, содержат наибольшее количество ошибок.


В автопарке ведомств, проанализированных РБК, самый возрастной транспорт — 1970 года выпуска — уазик ивановских пожарных. В общей сложности автомобилей старше 2000 года выпуска — чуть больше тысячи.

Самый популярный автомобиль, пятая часть всего парка — Ford Focus, бюджетная легковушка средней стоимостью 640 тыс. Focus доминировал в госзакупках с 2003 года (только в 2013-м чиновники сделали исключение для Volkswagen Passat). Focus производится во Всеволожске начиная с 2002 года, поэтому чиновники уже многие годы следуют курсу импортозамещения. Как выяснил РБК в конце прошлого года, у обычных россиян с 2000-го по 2014 год была Lada, а в 2015 году больше всего в России продали моделей Lada Granta.

На втором месте по количеству автомобилей в парке — УАЗ «Патриот», но статистику несколько «испортило» МВД, которому принадлежит 80% уазиков. А вот третье место по популярности занимает тоже Ford, но модель Mondeo, покупаемая ведомствами в среднем по 1 млн руб. «Mondeo — лучшее по цене предложение в сегменте бизнес-класса, этот фактор, скорее всего, был определяющим», — предполагает Сергей Баранов, главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю». Марки и модели выбираются по следующему принципу: производство на территории РФ, поддержание однотипности парка (Toyota Camry, Ford Focus, Nissan Almera, Chevrolet Niva, УАЗ «Патриот», ГАЗ), при учете таких параметров, как цена-качество и ремонтопригодность, указали в ответе РБК сотрудники Генпрокуратуры.

В СИЗО на отечественном

В реестре нашлось 1500 автомобилей с пометками «автозак», «для перевозки задержанных». Парк автозаков МВД состоит целиком из машин российского производства: в основном это продукция Горьковского автозавода — ГАЗ-2705 и 3302 и грузовики ГАЗ-3307, а также автобусы КаВЗ.


«Членовозы»

В категории представительских авто, или, как их называли во времена СССР, «членовозов», фавориты такие: если BMW, то большей частью серии 523, 525, 750, если Audi, то A6, из всего модельного ряда Mercedes чиновники предпочитают E350 и S350, из Volkswagen — Passat.

Но если у BMW, Toyota, Audi и Volkswagen чиновники могут заказать автомобили и российской сборки, то Mercedes так и не организовал местное производство. «Насколько мне известно, из-за постановления (о запрете закупок иностранных автомобилей, вступило в силу 1 января 2015 года. — РБК ) было существенно ограничено приобретение Mercedes», — подтверждает Дмитрий Селезнев, директор по развитию компании Persis, которая занимается автоматизацией госзакупок.

Это постановление лишило чиновников также самого любимого представительского внедорожника Toyota Land Cruiser. было закрыто летом этого года из-за «экономической нецелесообразности», остальные модели внедорожника в России не выпускались.

Тем не менее, в мае этого года Toyota Land Cruiser 200 за 3,6 млн руб. 2015 года выпуска появилась на балансе дирекции по строительству в Дальневосточном федеральном округе управделами президента — той самой, чей гендиректор Андрей Поплавский . В августе 2014 года Mercedes-Benz E400 2014 года выпуска был передан в управление МВД по Кабардино-Балкарии, но точную дату приобретения РБК в ведомстве уточнить не смогли, отметили только, что автомобиль используется «в целях обеспечения безопасности дорожного движения».

О транспортных излишествах чиновников ходят легенды, но, как выяснилось, в основном это касается цены автомобиля, а набор марок у ведомств — стандартный. Так, в реестре нашелся всего один Jaguar — модели XF 2008 года выпуска, на балансе МИДа (судя по номеру, может принадлежать представительству ведомства в Ростове-на-Дону), но куплен он был, как следует из предоставленных данных, всего за 1,1 млн руб.

Внедорожники — почти пятая часть всех автомобилей в проанализированном РБК массиве. Помимо Land Cruiser и уже упомянутых «Патриотов», популярны УАЗ-3151 и Chevrolet Niva, SsangYong Kyron — бюджетный южнокорейский кроссовер (средняя цена — 760 тыс. руб., собирается во Владивостоке). Пользуется спросом и Mitsubishi Pajero (в среднем — 1,5 млн руб.), в 2013-м началось производство его модификации Sport в Калуге.

И роскошь, и средство передвижения

Всего в реестре 1,3 тыс. легковых автомобилей дороже 3 млн руб., еще 3,3 тыс. — стоимостью больше 1,5 млн и меньше 3 млн руб. Самые дорогие машины принадлежат ФСО. Автопарк президентских охранников ожидаемо превосходит по качеству все остальные: главные марки — Ford, Mercedes-Benz и Volkswagen.

Не секрет, что Владимир Путин передвигается на Mercedes-Benz S600 Pullman — в реестре на ФСО записано 11 таких, включая совсем старые 1996-2000 года выпуска. Всего Mercedes-Benz S600 в базе ФСО — 48 штук, каждый стоимостью от 6 до 64 млн руб. Четыре автомобиля стоят дороже 60 млн руб., еще восемь авто обошлись бюджету в 40-60 млн.


По закону о госохране, ФСО, помимо президента, занимается транспортным обслуживанием глав иностранных государств в России, напоминает Степан Доронин из Альянса ветеранов и сотрудников Гаража особого назначения ФСО: «И каждому надо дать Mercedes». И, напротив, кортеж президента сопровождает его самого в поездках за рубеж.

Mercedes-Benz S600 обслуживают президента и в его резиденциях. Кроме того, по закону такие машины могут быть предоставлены и членам семьи президента, и его близким, да и вообще всем, на кого укажет глава государства, напоминает Дмитрий Галинович, сооснователь проекта o001oo.ru (собирает информацию о машинах с мигалками и их владельцах).


После Алексия II услугами ФСО продолжает пользоваться и патриарх Кирилл (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

На автомобилях президентского гаража под охраной ФСО передвигается и глава Православной церкви : эту привилегию предоставил Владимир Путин в начале 2000 года, как только стал исполняющим обязанности президента, писал «Коммерсантъ Власть» (существование указа подтверждала и ФСО , и сама РПЦ).

Кроме того, ФСО работает на премьер-министра, спикеров Совета Федерации и Госдумы, глав Конституционного и Верховных судов, генпрокурора и председателя Следственного комитета. В ее распоряжении — два автомобиля Mercedes-Benz S500 за 53 и 63 млн руб., Mercedes-Benz G500 за 26 млн., два BMW — 760 по 25 млн. Почти 100 автомобилей ведомства стоили более 10 млн руб. каждый. У ФСО самая высокая средняя стоимость авто — 3,1 млн руб.

«Кавказ рулит»

У МВД самая дорогая легковушка находится в распоряжении управления по Чеченской Республике — это Mercedes-Benz S600 за 21,7 млн руб. По данным «Синих ведерок» , в 2011 году на автомобиле с таким госномером передвигался глава МВД Чечни Руслан Алханов. Такими же авто за 20,4 млн руб. распоряжаются непосредственно министерство («Синие ведерки» приписывали его номер экс-главе ведомства Рашиду Нургалиеву) и управление МВД по Карачаево-Черкесии. На момент написания заметки комментарий от них получить не удалось.

Вообще, самые дорогие авто в реестре — из южных регионов страны (не только республик, но и окружающих краев и областей), и чем южнее, тем больше в регионе представительских автомобилей (см. инфографику). Бронированные автомобили стоят в три-четыре раза дороже, а на Кавказе до сих пор тяжелая ситуация с безопасностью, отмечает сооснователь проекта o001oo.ru Дмитрий Галинович.

У МЧС самые дорогие автомобили — бронированный внедорожник Toyota Land Cruiser за 7 млн руб. и два BMW 750 за ту же цену (оба числятся за Ставропольским краем), Mercedes-Benz S500 Южного регионального поисково-спасательного отряда за 6,4 млн и еще один Land Cruiser за 6,3 млн руб. (на балансе дагестанского управления).

Самая дорогая машина Генпрокуратуры — Mercedes-Benz S500 за 6,7 млн руб., за ним идет BMW 750 за 6 млн — в блоге «Синих ведерок» есть видео его передвижения по встречной полосе по Рублево-Успенскому шоссе, но пассажира блогеры опознать не смогли — и еще один Mercedes-Benz S500 за 5,7 млн руб. Самый дорогой автомобиль Следственного комитета — BMW 750 — был куплен за 9,2 млн руб. (Ставропольский край), за ним идут три внедорожника Toyota Land Cruiser за 6,4, 6,3 и 6,2 млн руб., находящиеся на балансах Кабардино-Балкарского, Дагестанского и Чеченского управлений соответственно.

Федеральная налоговая служба распоряжается бронированной Toyota Camry за 6,2 млн руб. (тоже в собственности дагестанского управления).


Без дорогостоящих Mercedes-Benz S500 не обошлась и Федеральная служба исполнения наказаний: самый дорогой — 6,3 млн руб. — принадлежит Южному региональному учебному центру службы, еще один — за 4 млн руб. — управлению ФСИН по Ростовской области. Также за ФСИН числится Mercedes-Benz E320 за 4,5 млн руб., находящийся на балансе исправительной колонии № 19 в Татарстане.

Во ФСИН РБК рассказали, что эти три автомобиля были закуплены в 2003, 2001 и 1999 годах соответственно. Сейчас их балансовая стоимость равна нулю, добавил представитель службы: согласно постановлению правительства от 2002 года, срок амортизации легкового автомобиля ограничен пятью годами.

Mercedes-Benz S500 — самый дорогой автомобиль Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Он стоил 6,8 млн руб. и принадлежит непосредственно ведомству. Его госномер в 2009 году «Ведерки» приписывали автомобилю руководителя службы Виктора Иванова.

Самые дорогие автомобили Минздрава — Audi S8 за 5,3 млн руб. Центра медицинской реабилитации «Луч» в Ставропольском крае, Mercedes-Benz S450 за ту же цену. Российского научного центра медицинской реабилитации и курортологии в Сочи и BMW 750 за 4,9 млн руб. Медицинского университета им. Сеченова.

У управделами президента другие лидеры — три BMW 760 за 24,4, 18,6 и 17 млн руб. Первые два — на балансе транспортного комбината «Россия», на одном из них ездил бывший управляющий делами президента Владимир Кожин, писали «Синие ведерки» . Один раз автомобиль был замечен передвигающимся по МКАД с включенными спецсигналами и собакой внутри, из-за чего стал в сети объектом насмешек. Еще один автомобиль принадлежит санаторию управделами «Сочи». А BMW 750 2014 года выпуска (в парке комбината «Россия», на автомобиле с таким же номером, по данным «Синих ведерок», в 2009 году передвигался пресс-секретарь президента Дмитрий Песков) стоил 5,2 млн руб.

Кастовость в транспортном обеспечении чиновников — не негласное правило. Когда Дмитрий Медведев вводил запрет на закупку чиновниками авто дороже 2,5 млн руб., в документе четко описали , кому по рангу положен какой автомобиль и на какую сумму. Есть связь между маркой автомобиля и его поведением на дорогах, отмечает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Все зависит от того, кто внутри: чем высокопоставленнее чиновник, тем больше он себе может позволить, — поясняет он. — На Ford ездят рангом пониже — соответственно, и позволить они себе могут меньше».

Главный извозчик

18 декабря одна из автобаз управления делами президента — транспортный комбинат «Россия» — решила в очередной раз обновить свой автопарк. Комбинату потребовалось 45 автомобилей средней стоимостью более 2,2 млн руб. (марка и модель, согласно закону, в документации указаны не были) и еще 11 авто в среднем за 1,1 млн руб. — в придачу к уже имеющимся более чем 4 тыс. легковых и коммерческих машин суммарной стоимостью 6,5 млрд руб. И это не единственная покупка за год: только этот комбинат за 2015 год приобрел 432 новых автомобиля за 535 млн руб. Причина расширения автопарка неизвестна: запрос РБК в УДП остался без ответа.

Между тем, «дочки» управделами не только перевозят высокопоставленных чиновников, но и предлагают автомобили в аренду всем желающим, сфера деятельности — от «организации ежедневных деловых поездок до создания помпезных кортежей» (цитата с сайта «Автотранспортного комбината»). Судя по прайс-листу комбината «Россия», почувствовать себя чиновником можно менее чем за 1 тыс. руб. в час. За 917 руб. в час, например, «Автотранспортный комбинат» возил участников мероприятий, посвященных 1000-летию смерти князя Владимира.

В целом автопарк УДП не отличается разнообразием. Самая популярная машина — Ford Mondeo, из более чем 4 тыс. авто в парке ведомства более 1,7 тыс. приходятся именно на эту модель.


Вторая по популярности марка — BMW, самой распространенной моделью которой стала BMW 750. Средняя стоимость одной BMW — 2,7 млн руб., BMW 750 — 5 млн руб. «Наверно, сыграло роль то, что двигатель у него довольно мощный. В случае разных чрезвычайных ситуаций это может быть важно», — предполагает директор дилерских центров Rolf Jaguar Land Rover Максим Вирченко.

Кто зарабатывает

Постановление об импортозамещении в отношении автомобилей было подписано Дмитрием Медведевым только в 2014 году, но в автопарке управделами уже давно в основном BMW калининградской сборки и Ford — всеволожской.

Однако полностью без помощи иностранных посредников в обеспечении российских госорганов транспортом обойтись не удается. Согласно базе данных госзакупок, основной поставщик автомобилей для УДП — компания «Авилон АГ», учредителем которой, по данным СПАРК, является зарегистрированная в США New York Motors Corp. Владельцем компании называют бизнесмена Александра Варшавского, который вместе с двоюродным братом президента России Игорем Путиным входил в совет директоров производителя теплоизоляционных материалов «Термостепс-МТЛ», писала «Новая газета» . На вопросы РБК к моменту публикации материала представители «Авилон АГ» не ответили.

Проблемы «Авилона»

Ранее «Авилон» чуть не лишился права поставлять чиновникам Mercedes. Несмотря на наличие в России официального дилера, он был в России крупнейшим поставщиком этих машин для госструктур, но после коррупционного скандала с участием Daimler в США (выяснилось, что компания платила чиновникам 22 стран, включая Россию, взятки) автопроизводитель решил обойтись без посредника. В тот период продажи Mercedes на российском рынке сильно выросли — на 50% с 2010 по 2012 год, «Авилон» же в то время увеличил продажи этих машин всего на 3%. В итоге «Авилон» обратился в суд, в 2013 году было заключено мировое соглашение между ним и «Мерседес-Бенц рус», писали «Ведомости» .

Тройка самых популярных в УДП автомобилей — Ford, BMW и Hyundai — есть в автопарке дилера, который с 2010 года, по данным «СПАРК-Маркетинг», заключил около 1000 контрактов с госструктурами. Выручка «Авилон АГ» за этот период увеличилась более чем вдвое — с 24 млрд руб. в 2010 году до 52 млрд в 2014 году.


Видео: Телеканал РБК

Именно «Авилон» стал победителем двух крупных аукционов, которые привлекли внимание прессы в августе этого года. Тогда структуры УДП объявили два тендера на закупку в общей сложности 140 легковых автомобилей, за которые были готовы заплатить более 200 млн руб. Первый аукцион «Авилон» выиграл , не скинув ни рубля с начальной цены. Второй — предложив цену меньшую, чем у конкурента. Но после подведения итогов аукциона сумма контракта с дилером выросла на несколько миллионов. «Это плановая закупка в рамках ежегодного обновления автопарка, — объяснял бывший представитель управделами Виктор Хреков. — Есть экономически обусловленные нормы эксплуатации автомобилей, которые рассчитываются исходя из пробега или срока эксплуатации. Автомобили планово списываются и заменяются новыми».

«Авилон АГ» — крупнейший поставщик автомобилей Ford для МВД. Согласно данным «СПАРК-Маркетинг», большинство контрактов на их закупку и последующее техобслуживание заключено именно с этой компанией. А Генпрокуратура в преддверии запрета на закупку дорогих авто в декабре заключила очередной контракт с «Авилоном» на поставку 10 люксовых Hyundai Equus стоимостью 3,9 млн руб. каждая.

Стабильность

Если считать год выпуска автомобиля за год покупки, можно увидеть, что ежегодное пополнение чиновничьего автопарка шло все большими темпами. Не было исключений и в кризисные 2008 и 2009 годы (в 2009-м и вовсе было закуплено почти на 80% больше автомобилей, чем в 2007 году). Российский же авторынок в 2009 году . А в 2012-м закупки авто чиновниками достигли своего пика — было приобретено 7,5 тыс. автомобилей в среднем по 1 млн руб. каждый.

Средняя цена автомобилей (совокупно по всем проанализированным ведомствам) при этом оставалась стабильной — в среднем 1,1 млн руб. Только в кризисном 2009-м она «упала» до 970 тыс., в 2011-м снова вернувшись к миллиону.


«Народный автомобиль» чиновников, Ford, на своей родине, в США, также в числе лидеров по объему закупок федеральными органами и соревнуется с General Motors и Chrysler. А в 2013 году американское правительство закупило в основном азиатские автомобили , писал Bloomberg : все благодаря стремлению увеличить долю «гибридов» в автопарке. Согласно отчету U.S. General Services Administration , в 2014 году на балансе правительства США было 230 тыс. только легковых автомобилей (всего — более 600 тыс.); по замыслу президента страны Барака Обамы, к 2020 году автомобили с нулевым уровнем выбросов или «гибриды» должны составлять 20% от новоприобретенных, и 50% — к 2025 году.

В России закупки автомобилей до «ценового» постановления и обязательной локализации производства на федеральном уровне вообще никак не регламентировались, говорит Тамара Касьянова, управляющий партнер аудиторской компании «2К». Какие-то локальные указы выпущены на уровне Федерального казначейства, ФНС, Минэкономразвития, Государственной фельдъегерской службы, уточняет Константин Аршба, главный редактор журнала «Прогосзаказ.рф».

В Генпрокуратуре РБК сообщили, что иногда закупают автотранспорт за средства антикризисного фонда, которые правительство выделяет для «поддержания объемов продаж у системообразующих российских автопроизводителей» — в таком случае закупаемые модели согласуются с Минпромторгом.


Российский президент любит разнообразие и как минимум трижды публично пробовал свои водительские навыки на электромобиле: на саммите G8 в американском штате Джорджия в 2004 году, на тренировочной базе российских спортсменов в Сочи в 2010 году и на встрече лидеров стран БРИКС в 2013 году в Санкт-Петербурге (Фото: «РИА Новости»)

Экологичная альтернатива

В федеральном реестре есть не так много автомобилей с пометкой Hybrid: две Toyota Prius у МИДа и одна — на балансе МВД по Хабаровскому краю, два гибридных Lexus LS 600h есть у ФСО.

2013 год был ознаменован масштабной закупкой электромобилей — Mitsubishi i-MiEV для участников саммита G20. Автопроизводитель с гордостью отчитывался о 70 проданных машинах; согласно контракту , на них было потрачено 88 млн руб. Сейчас в реестре только 40 таких — у ФСО, а 30 отписали управделами. Еще несколько компактных электрокаров есть у оздоровительного комплекса «Рублево-Успенский» и один — у государственного комплекса «Янтарь» (президентской резиденции в Калининградской области).

Rent a car

Министерства по сути не являются собственниками автомобилей, записанных на них в реестре, они распоряжаются ими «на правах оперативного управления» или «хозяйственного ведения». Это классическая история для госструктур, объясняет руководитель управления бухгалтерского и налогового консалтинга «ФинЭкспертизы» Елена Корнетова. «Как правило, на этих правах имуществом наделяются госучреждения и предприятия, но собственником имущества при этом остается государство. Можно сказать, что это практически приравнивается к праву собственности», — говорит она.

Эти ограничения не лишают ведомства обязанности платить транспортный налог, Налоговой кодекс не делает для них исключений и в части оплаты так называемого «налога на роскошь» — для автомобилей дороже 3 млн руб. действует повышенный коэффициент. Обслуживание одного автомобиля федерального ведомства обходится еще примерно в 19 тыс. руб. в месяц, подсчитал Минфин .

Расходов на обслуживание и налоговой волокиты можно избежать, если закупать не автомобили, а автотранспортные услуги у специализированных госорганизаций — у тех же автобаз управделами. Член Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина Иван Бегтин отмечает, что действие постановления о запрете закупок дорогих автомобилей, которое вступит в силу с 1 января 2016 года, на подобные автобазы не распространяется. Никаких упоминаний об аренде автомобилей медведевский перечень не содержит, подтверждает исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов. При этом федеральные государственные бюджетные учреждения (ФГБУ), коими являются автобазы управделами, обновляют весь свой автопарк за бюджетный счет — их бюджет согласовывается на уровне их учредителей и входит в общий бюджет РФ, отмечает Куликов.

В 2016 году такой прокат машин уже оплатил МИД — за 143 автомобиля с водителем ведомство заплатит 477 млн руб. своей подведомственной структуре. Согласно контракту, МИДу в том числе будут предоставлены дорогостоящие — дороже законных 2,5 млн руб. — Audi А8, BMW 528, 740 и 750.

Сейчас на балансе ведомства, согласно реестру, 37 самолетов и 18 вертолетов. Главные составляющие авиапарка — самолеты Ил-96-300 и ТУ-214.

Два самых дорогостоящих самолета в парке СЛО «Россия» — президентские борты с ПУ, «пунктами управления» (системой управления ядерными силами): Ил-96-300 с бортовыми номерами RA-96020 и RA-96021, закупленные по контракту на 10,4 млрд руб. и переданные отряду в конце 2012-го и начале 2014 года. В целом авиапарк «России» состоит преимущественно из отечественных самолетов, иностранных всего четыре. Первая иностранная модель появилась в нем в бытность Дмитрия Медведева президентом — за бюджетные деньги были куплены два бизнес-джета Falcon французской Dassault. «Из моделей, спроектированных как бизнес-джет, эти две — самые топовые», — . Бывший управделами Владимир Кожин оправдывал это тем, что в России не производятся самолеты невысокого класса, которые используются для перелета на небольшие расстояния. Впрочем, премьер, известный своим скептическим отношением к отечественному авиапрому, на Falcon летал, к примеру, и на саммит G8 во французский Довиль.

Для путешествий по воде у управделами есть две яхты, три теплохода, семь катеров и один парусный катамаран. Яхты — это находящаяся на балансе транспортного комбината «Россия» «Чайка» и Azimut 38 санатория «Русь». «Чайка» турецкого производства была куплена в 2011 году уже бывшей в употреблении, и Кожин тогда объяснял это приобретение экономией бюджетных денег . За бывшее в употреблении судно заплатили, согласно реестру, 1,5 млрд руб. Моторная итальянская Azimut 38 стоила 20 млн руб.

Скромным набором плавсредств также располагает Следственный комитет — у него меньше десятка недорогих лодок и катеров. Несколько судов для «морских прогулок» (так указано в реестре) есть у Федеральной налоговой службы: например, катер Velvette 22 Image за 2,2 млн руб. или гидроцикл Bombardier GTX 4-TEC за 650 тыс. У ФСИН — три старых, еще советских катера, и одна надувная лодка, у ФСКН — четыре катера, самый дорогой из которых — Yamaha FR-26 за 1,5 млн руб. У ФСО — дюжина гидроциклов, четыре новых катера Buster L2 за 1,2 млн руб. каждый и несколько подводных скутеров. У МИДа есть прогулочный катер «Кама» и понтонный катамаран.

У МВД — почти две сотни катеров, самый дорогой из которых — скоростной патрульный катер «Море Мангуст» за 122 млн руб., и несколько десятков лодок стоимостью от 500 тыс. до 8 млн руб. каждая.

В реестре нашлось некоторое количество вездеходов — например, YAMAHA управделами президента, квадроциклы Falcon 150, которые приобрел детский противотуберкулезный санаторий «Кирицы» в Рязанской области, квадроциклы Kawasaki фсиновцев и бестселлер — российский шестиколесный плавающий гигант «Трэкол» у органов прокуратуры, следователей, ФСКН, МЧС и ФСО.

При участии Степана Опалева, Олеси Волковой и Евгения Овчарова​