Виды и периодичность технического обслуживания транспортных средств. Виды технического обслуживания автомобиля

Каждый автовладелец и потенциальный покупатель не раз в жизни задумывался о том, какая машина (фирма и модель) действительно качественна и проживет долгую жизнь. Однозначного ответа на этот вопрос получить невозможно, но можно сказать то, что любая техника способна продолжительный промежуток времени работать бесперебойно, если плановое техобслуживание не пропускается и не оставляется на потом. Никогда не стоит забывать об этом. Основной задачей технического обслуживания является поддержка нормальной работоспособности машины. Оно включает в себя небольшие комплексные работы по проверке деталей, поиску неисправностей и их немедленному устранению. А также отдельное внимание уделяется внешнему виду.

Многие владельцы едва отличают ремонт и техническое обслуживание. Необходимо еще раз уточнить, что последнее – профилактическая мера, способ предотвращения многих «заболеваний» автомобиля.

Виды профилактических мер

Итак, техническое обслуживание проводится в нескольких вариантах:

  • принудительно;
  • по плану;
  • после достижения определенного пробега;
  • по желанию или надобности, вне зависимости от технического состояния автомобиля.

Существуют определенные виды технического обслуживания, которые утверждены документально:

  • EO. Этими буквенными символами обозначается проверка автомобиля каждый день.
  • ТО-1 и ТО-2. Имеет простое объяснение аббревиатуры – техническое обслуживание №1 и №2.
  • СО. Речь идет о проверке каждый сезон.

Все они отличаются различным комплексом задач, целей и решений, а также разная у них периодичность технического обслуживания. Последний критерий зависит от марки автомобиля, его модели, а также времени общей эксплуатации. Чаще профилактику следует проводить, если машина ездит по бездорожью, активно используется в зимний промежуток времени и летом, когда температура воздуха чересчур велика. ТО-1 и ТО-2 производятся, как правило, после достижения определенного пробега. При начале осмотра также учитывается и то, в каких условиях машина совершала движение: климат, рельеф и другие определяющие факторы.

Ежедневное техническое обслуживание

ЕО проводят каждые сутки после длительной поездки. Главной задачей ремонтников становится приведение внешнего вида машины в надлежащий вид, внутренних частей - в правильное состояние, в проверке бака и полной его заправке бензином, добавлении масла, воды и воздуха. Шины также подлежат осмотру и замене в случае необходимости. Хоть это можно сделать и самому, но все же периодичность технического обслуживания нужно соблюдать.

Основные задачи ежедневного обслуживания:

  • поддержка и улучшение внешнего вида машины;
  • контролирование наполняемости бака и его дозаправка;
  • регулирование масла, которое необходимо для работы двигателя;
  • проверка тормозной системы и системы охлаждения агрегата;
  • контроль жидкости в омывателях.

Стоимость ежедневного обслуживания иногда доходит до высоких цифр, поэтому не всем захочется каждые сутки привозить свою «ласточку» на станцию. Это вполне логично, и понять такого водителя можно. Однако хотя бы раз-два в две недели автомобиль следует отвозить на профилактические меры.

Первое техническое обслуживание

ТО-1 включает в себя комплекс всех операций, которые входят в ежедневный профилактический осмотр. При этом выполняется еще дополнительное количество различной смазочной, крепежной и другой работы по техническому обслуживанию такого типа. Однако снятие различных приборов – агрегата или других важных механизмов - не запланировано. Более детально машина не осматривается.

Второе техническое обслуживание

Разумеется, ТО-2 включает все работы, выполняемые при первом обслуживании. Дополнительно производится «глубокий» осмотр, при котором большее количество деталей рассматривается отдельно и заменяется в случае необходимости.

Сезонные осмотры

Техническое обслуживание оборудования осуществляется на станциях во время перехода на зимний и летний период. При стабильном и комфортном климате (например, в средней полосе России) никаких проблем при осмотре и замене необходимых элементов не возникает. Наиболее важными работами в сезонных осмотрах являются замена жидкости в стеклоомывателе и смена шин. Также нередки случаи, когда проводится обработка кузова от коррозии.

В регионах, где климат беспощаден, на СТО рабочие проводят замену моторного масла в зависимости от наступающего сезона. Обычная жидкость, которая якобы предназначена для любого времени года, из-за постоянных скачков температуры окружающей среды меняет свою консистенцию. Например, из-за сильных морозов она становится похожей на густой мед. Впоследствии будет трудно (или невозможно) завести автомобиль. В летний период следует пользоваться именно таким маслом, так как зимнее теряет все свои свойства и становится бесполезным.

Работы при проведении технического обслуживания

Когда проводится ремонт и техническое обслуживание, любая машина диагностируется, после чего выполняются следующие работы:

  • проверка креплений деталей и элементов;
  • проверка наполняемости бака;
  • диагностика электропроводки и соответствия бумажной схемы реальной;
  • контрольная проверка работоспособности автомобиля и полная конечная диагностика;
  • регулировочные работы;
  • смазочные работы.

На что следует обратить внимание перед поездкой?

Выезжая из гаража, водитель должен быть уверенным в работоспособности каждой системы автомобиля. Именно поэтому следует обратить внимание на следующие нюансы, которые помогут сохранить особую периодичность технического обслуживания:

  • кузов и полная комплектация автомобиля;
  • правильное расположение боковых зеркал и их наличие;
  • номерные знаки и их читабельность (важно, чтобы они не были запачканы грязью);
  • наличие замков на дверях, багажнике и капоте и их стабильная работа;
  • полная исправность всех электросистем (дворники, фары и т. д.);
  • наличие всех необходимых жидкостей;
  • герметичность систем;
  • нормальная работоспособность руля;
  • правильная работа измерительных приборов.

Шины

Первым делом необходимо следить за давлением в шинах. От этого зависит не только длительный эксплуатационный период колес, но и безопасность водителя.

Нужно обратить внимание на следующие факторы, которые помогут обнаружить проблемы.

  • Система технического обслуживания включает в себя проверку на износ протекторов как боковых, так и центральных. Причиной подобной проблемы может быть избыточное давление в шинах. Следует его отрегулировать, чтобы избавиться от лишних проблем и быстрого износа.
  • Одновременный износ с обеих сторон. Этому способствуют резкие и постоянные вхождения в повороты. При неправильном давлении в шинах проблема усугубляется.
  • Износ только с одной стороны. Нужно обратить внимание на развал колес.

Электрические системы

Самые частые проблемы встречаются именно с аккумулятором. Если проверять его каждый день, то избежать проблемы достаточно легко:

  • Эксплуатация и техническое обслуживание включают точную проверку аккумулятора. Если делать это вручную, то следует обязательно ознакомиться с техникой безопасности.
  • Держать прибор следует в постоянной чистоте, не допуская засорений и мусора.
  • Зимой обязательно смазывать аккумулятор специальной смазкой.
  • Особое внимание нужно обратить на лоток. Если появилась коррозия, то убрать ее необходимо при помощи солевого раствора. Когда разрушению поддастся металл, то лучше всего обработать поверхность жидкостью с цинком, а потом покрасить ее.
  • Уровень зарядки аккумулятора нужно проверять каждые три месяца.

Благодаря данным советам машина, как часы, будет заводиться в любой мороз.

Тормозная система

Какой бы ни была периодичность технического обслуживания, проверять на утечку тормозную систему следует постоянно, и чем чаще, тем лучше. Ведь мало кому хочется узнать о неисправности в процессе езды, когда автомобиль просто откажется отвечать на желание водителя остановиться. При проверке следует помнить, что жидкость опасна и легко может навредить глазам.

При заливке нового раствора следует учитывать, что он не должен долгое время стоять открытым на воздухе. Иначе последний попадет в жидкость, и тормозить будет трудно.

Двигатель

Конечно же, двигатель является важной составляющей любого автомобиля. Его нужно проверять так же часто, как и тормозную систему. Любые виды технического обслуживания имеют в своем перечне заданий осмотр агрегата.

  • Нужно обратить внимание на чистоту двигателя в целом.
  • Следует не забывать о жидкостях, которые необходимо постоянно доливать и следить за их состоянием.
  • На приводные ремни нужно обязательно обратить особое внимание.
  • Систему зажигания тоже не стоит обходить стороной. А лучше всего даже заменить свечи, которые уже скоро завершат свой эксплуатационный период.
  • Воздушный фильтр тоже подлежит проверке и замене при необходимости.
  • Замена и поддержка работоспособности топливного фильтра – это тоже входит в перечень заданий на СТО при плановой проверке. Следует обратить особое внимание на утечку. Ее быть не должно, что, в принципе, достаточно логично и понятно каждому водителю.

С двигателем лучше, если плохо водитель разбирается в системе автомобилей, не работать самостоятельно. Средства технического обслуживания, которые используются на станциях, позволяют провести мониторинг и замену деталей в два раза быстрее.

Моторное масло

Перед тем как проверять моторное масло, необходимо правильно установить автомобиль. Приступать к процессу следует либо перед включением двигателя, либо через пять минут после его глушения. При покупке масла следует обратить внимание на то, подходит ли оно установленному типу агрегата. Ведь современная техника слишком требовательна и капризна в таких вопросах. Если водитель заметил, что постоянно приходится менять масло (слишком часто), то нужно искать место утечки. Иногда бывает так, что последнее обнаружить не удалось. В таком случае имеет место говорить об износе поршней в двигателе. Постоянная периодичность технического обслуживания поможет заметить все существующие проблемы. Но некоторые модели сами по себе слишком часто требуют замену масла. Следует консультироваться с работником СТО или прочесть инструкцию. Уровень масла рекомендуется постоянно поддерживать на среднем уровне. Если жидкости слишком мало, то есть вероятность испортить сальник.

Уровень охлаждающей жидкости

Пока двигатель не охладится полностью, не стоит открывать радиаторную решетку и бачок. Горячий пар и жидкость могут повредить части тела водителя или работника СТО. Доливать вещество следует через бачок. Оставлять канистру без присмотра открытой нельзя, так как она представляет опасность для окружающей среды (содержит яд).

Жидкость гидроусилителя рулевой системы

Для проверки состояния жидкости гидроусилителя следует установить автомобиль на ровном месте. Перед тем как заглушить агрегат, нужно во время холостых оборотов повернуть руль в крайнее положение и поставить колесную систему в направлении прямолинейного движения. Для того чтобы провести проверку жидкости и получить правильные и точные результаты, необходимо зафиксировать колесо управления в определенном положении, а двигатель должен быть прогрет до средней рабочей температуры.

Почему так важно посещать СТО?

Машина постоянно подвергается воздействию пыли, солнечного света, а также испытывает вибрации. Это касается любых автомобилей, даже если водители стараются ездить только по ровным дорогам. Те машины, которые продолжительное время простаивают без эксплуатации, портятся намного быстрее в сравнении с часто использующимися. Конечно же, основные детали не придут в негодность, но резиновые элементы со временем постареют, и их придется менять. Поэтому, если машина с пробегом в 3 тыс. км долгое время простояла в гараже, ее сперва нужно отвезти на станцию, чтобы провести техническое обслуживание. Техники у СТО достаточно, и сотрудники проведут работы в короткий срок.

Чтобы автомобиль доставлял радость, он всегда должен быть исправным. Ежедневно перед выездом и после возвращения в гараж надо проверить техническое состояние автомобиля. Состояние автомобиля следует контролировать также и во время движения.

Однако ехать даже на исправном, но грязном автомобиле неприятно, поэтому автомобиль следует вымыть и убрать салон. Применительно к машине чистота – это не только эстетика, а предохранение металла от воздействия грязи, соли, различных химических соединений, это способ борьбы с коррозией и средство продления автомобилю жизни.

В процессе эксплуатации автомобиль приходится заправлять топливом, доливать масло. Масло надо не только доливать, но и заменять полностью, так как со временем оно утрачивает свои первоначальные свойства, в нем скапливаются пыль, грязь, вода, продукты износа в виде металлических частиц и продукты сгорания масла.

В процессе эксплуатации автомобиля происходит масса других изменений: испаряется или вытекает охлаждающая жидкость и надо ежедневно контролировать ее уровень; снижается уровень электролита в аккумуляторной батарее и уровень тормозной жидкости в системе гидравлического привода тормозов. Как показывает многолетняя практика, через определенное время ослабевают крепежные соединения, нарушаются регулировочные размеры, а также герметичность многих соединений. Замечено, что перечисленные изменения в легковом автомобиле происходят приблизительно через определенное время, поэтому их можно заранее предусмотреть и устранить, при этом все отклонения устраняются без больших затрат. Как правило, достаточно провести крепежные, регулировочные и смазочные работы. Эти работы можно заранее планировать как профилактические.

Но обходиться только профилактическими работами можно не всегда. Иногда появляются непредвиденные работы по ремонту узлов и агрегатов, связанные с заменой отдельных деталей.

Работы, связанные с поддержанием автомобиля в исправном состоянии, называются техническим обслуживанием , а работы по восстановлению технического состояния – ремонтом автомобиля.

В чем заключается техническое обслуживание и ремонт и в чем их различие?

Под техническим обслуживанием автомобиля понимают комплекс периодически осуществляемых воздействий, направленных на поддержание его в технически исправном и работоспособном состоянии.

Техническое обслуживание автомобиля носит профилактический характер и выполняется по плану через установленный пробег автомобиля или сезонно. Ремонт в отличие от технического обслуживания выполняется по потребности, после обнаружения неисправности. Некоторые ремонтные работы, как и техническое обслуживание, могут выполняться по плану и носить профилактический характер. Эти меры являются основой планово-предупредительной системы технического обслуживания автомобилей.

Какие виды технического обслуживания бывают? Автомобиль необходимо периодически мыть и заправлять, через определенный пробег появляется потребность в регулировке некоторых агрегатов, выполнении электротехнических и других работ. Весной и осенью автомобиль необходимо готовить к летней и зимней эксплуатации.

Техническое обслуживание предполагает выполнение контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, заправочных и электротехнических работ. Они выполняются, как правило, без разборки агрегатов и без снятия их с автомобиля.

Чтобы обнаружить появившееся ослабление крепления, увеличение зазора, подтекание жидкости и другие неисправности, автомобиль внимательно осматривают, проверяют правильность установки отдельных механизмов и агрегатов. Для этой проверки иногда используют специальный инструмент.

Значительную часть дефектов нельзя обнаружить внешним осмотром, даже если автомобиль осматривает опытный водитель. Выявить скрытые «болезни» систем двигателя можно только с использованием средств диагностики на станции технического обслуживания. Для этого на крупных автотранспортных предприятиях и станциях технического обслуживания применяется современное диагностическое оборудование. С его помощью за короткое время можно получить полную информацию о техническом состоянии различных узлов автомобиля.

Есть несколько типов диагностического оборудования. Например, один стенд используется для проверки системы зажигания: достаточно подключить датчики к системе зажигания, и через некоторое время будет ясно, какая свеча неисправна, как работает прерыватель и достаточно ли напряжение, подводимое к свечам. Другой стенд позволяет проверить кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения. Есть стенды, на которых можно определить мощность двигателя, эффективность торможения каждого из колес автомобиля и другие параметры.

Диагностика технического состояния автомобиля позволяет своевременно выявить серьезные дефекты в узлах, механизмах и агрегатах без их снятия и разборки, вовремя устранить неисправности и довести показатели технической характеристики до нормы. Таким образом, диагностирование представляет собой совокупность контрольных, измерительных и даже регулировочных операций. Работы, связанные с углубленной проверкой технического состояния, называют контрольно-диагностическими .

Во время эксплуатации на детали автомобиля воздействуют значительные ударные нагрузки, вибрации, происходит разрушение резьбы, ослабевает затяжка гаек и винтов, крепление агрегатов и узлов. Все это приводит к снижению надежности соединения деталей, между деталями появляются зазоры, которые способствуют возникновению и увеличению ударных нагрузок и разрушению деталей.

Чтобы предохранить узлы от преждевременного износа и разрушения, крепление деталей надо своевременно восстанавливать. Эти работы принято называть крепежными . Крепежные работы, выполненные своевременно, устраняют зазоры между деталями, обеспечивают такое взаимное расположение деталей, которое рекомендовано заводом-изготовителем.

Однако крепежные работы не всегда могут полностью восстановить нормальную работу некоторых узлов, механизмов, агрегатов, например тормозного или рулевого механизма. Здесь необходимы регулировочные работы. Они, как правило, составляют небольшую часть общего объема технического обслуживания автомобиля, но по важности занимают главное место. Например, качественная и своевременная регулировка карбюратора обеспечивает надежную и экономичную работу двигателя, снижает вредное воздействие на окружающую среду.

Как отмечалось, в процессе эксплуатации автомобиля периодически появляется необходимость доливать масло в картеры двигателя, коробки передач, заднего моста и рулевого механизма. Особенно часто приходится доливать масло в картер двигателя, откуда оно частично попадает в цилиндры двигателя и сгорает. Возможны потери масла в результате его подтекания через сальники и прокладки. Кроме того, в процессе работы масло загрязняется продуктами износа (металлической стружкой) и сгорания, теряет свои свойства. По этим причинам его необходимо периодически менять.

В некоторых закрытых узлах трансмиссии смазка почти не расходуется (консистентная смазка в ступицах колес и шарнирных соединениях рулевого привода). Но и здесь со временем она утрачивает первоначальные свойства, и ее приходится менять. Работы, связанные с дополнением и периодической заменой смазки, называют смазочными . Их цель – создать жидкостное трение между сопряженными поверхностями и уменьшить износ деталей. На автомобиле много приборов и агрегатов, в которых используются различные эксплуатационные жидкости: в системе охлаждения – охлаждающая жидкость, в амортизаторах – амортизаторная, в тормозной системе – тормозная, в аккумуляторной батарее – электролит, в системе питания – топливо и т. д. Во время работы уровень жидкости по различным причинам постепенно уменьшается: топливо расходуется, охлаждающая жидкость и электролит вытекают через неплотности соединений или испаряются. Их необходимо периодически восстанавливать. Работы, связанные с заправкой агрегатов автомобиля, называют заправочными .

При техническом обслуживании нельзя обойтись без электротехнических работ , связанных с поддержанием в рабочем состоянии систем и приборов электрооборудования.

Ц е л ь т е х н и ч е с к о г о о б с л у ж и в а н и я заключается в снижении интенсивности изнашивания деталей и выявлении неисправностей. Достигается это путем своевременного проведения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочных работ. Если техническое обслуживание проведено своевременно, в полном объеме и качественно, то автомобиль должен работать без поломок и заметного снижения основных эксплуатационных показателей до следующего обслуживания.

Техническое обслуживание автомобилей подразделяется на четыре вида: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание № 2 (ТО-2) и сезонное техническое обслуживание (СО).

Для легковых автомобилей периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 и объем выполняемых при этом работ устанавливается в зависимости от назначения и марки автомобиля, а также от условий его эксплуатации. В перечень работ, выполняемых при ТО-2, обязательно входят в полном объеме все работы, выполняемые при ТО-1, так же как и работы ЕО полностью выполняются при ТО-1. Заводы-изготовители организуют службу автосервиса, на предприятиях которого производится техническое обслуживание легковых автомобилей.

Техническое обслуживание современных легковых автомобилей, находящихся в личном пользовании, регламентируется Положением о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Именно это Положение определяет требования и регулирует взаимоотношения между автолюбителями, предприятиями автосервиса и заводами-изготовителями автомобилей, устанавливает периодичность ТО и содержит рекомендации по организации работ на станциях технического обслуживания автомобилей.

Весь период эксплуатации автомобиля от производства до списания как бы делится на три типа технического воздействия: предпродажная подготовка, гарантийный и послегарантийный периоды. Предпродажная подготовка предполагает три вида работ: обязательные, работы по потребности и дополнительные работы по желанию покупателя (оплачиваемые).

О б я з а т е л ь н ы е р а б о т ы предусматривают: снятие консервационного покрытия и моечно-уборочные операции; сверку соответствия номеров двигателя, шасси кузова с товаросопроводительной документацией; проверку технической документации, комплектности изделий и принадлежностей; проверку и регулировку систем и узлов, обеспечивающих безопасность движения; выявление механических повреждений (вмятин, царапин кузова и др.).

Р а б о т ы п о п о т р е б н о с т и включают работы по устранению неисправностей, которые невозможно было устранить при выполнении обязательных работ.

В д о п о л н и т е л ь н ы е р а б о т ы входит, например, установка противоугонных устройств, зеркал на крыльях и др.

Гарантийное обслуживание автомобилей проводится в период гарантии, устанавливаемой заводом-изготовителем (исчисление начинается с даты продажи автомобиля, которая указывается в техническом паспорте или сервисной книжке). Гарантии обеспечивают соответствие технико-экономических характеристик автомобиля предъявляемым требованиям. За период гарантии все дефекты, не связанные с нарушением правил эксплуатации автомобиля (замена преждевременно изношенных или дефектных деталей, узлов и агрегатов), устраняются бесплатно.

Гарантийный срок устанавливается заводом-изготовителем автомобиля. Обычно он ограничен временем эксплуатации и пробегом с начала эксплуатации. Точный гарантийный срок указан в Инструкции по эксплуатации автомобиля.

Гарантийное обслуживание предусматривает выполнение технического обслуживания, гарантийного ремонта, а также консультаций владельцев по техническим и правовым вопросам, в частности по разъяснению правил эксплуатации, ухода и хранения автомобиля, обучению самостоятельному проведению отдельных регулировочных работ.

Техническое обслуживание в гарантийный период включает моечно-уборочные, контрольно-диагностические, крепежно-регулировочные и заправочно-смазочные работы.

Своевременное и качественное техническое обслуживание автомобиля в гарантийный период является залогом надежной работы при последующей эксплуатации.

Дефекты, подлежащие устранению по гарантии, делятся на рекламационные и нерекламационные. К р е к л а м а ц и о н н ы м дефектам относятся нарушения регулировок, поломки и преждевременные износы деталей, если для их устранения необходима разборка агрегата с применением специального инструмента и приспособлений либо его замена. Н е р е к л а м ац и о н н ы м и дефектами считаются дефекты, которые требуют замены крепежных деталей, ламп, плавких предохранителей и других мелких деталей, а также те, которые устраняются при выполнении технического обслуживания (вне установленного регламента). Техническое обслуживание автомобилей в послегарантийный период эксплуатации включает уборочные, моечные, заправочные, смазочные, контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, шиноремонтные и другие работы.

Техническое обслуживание в послегарантийный период делят на обслуживание по талонам сервисных книжек, ЕО, а также ТО-1, ТО-2 (автомобилей, для которых не предусмотрены сервисные книжки) и СО.

Техническое обслуживание автомобилей, р е гл а м е н т и р у е м о е с е р в и с н о й к н и ж к о й, как правило, включает в себя: контрольный осмотр автомобиля и его агрегатов и выполнение ряда операций по устранению отмеченных при осмотре недостатков и неисправностей; выполнение обязательных регламентных работ при достижении автомобилем определенного пробега. Обычно периодичность технического обслуживания по талонам сервисной книжки составляет 10 000 км за исключением первого, а иногда и второго талонов. В этот период происходит приработка и так называемое осаживание деталей, в результате него могут быть нарушены регулировочные размеры и ослаблены резьбовые соединения. Рассмотрим основные работы, выполняемые при всех видах технического обслуживания.

Ежедневное техническое обслуживание

При ежедневном техническом обслуживании выполняют контрольно-осмотровые работы по агрегатам, системам и механизмам, обеспечивающим безопасность движения: действие тормозных систем; уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра; состояние шин, давление воздуха в шинах; состояние рулевого управления; состояние освещения, сигнализации; уровень элекролита в аккумуляторах.

Почти ежедневно либо через каждые 400–500 км пробега машины необходимо проверять уровень масла в картере двигателя, а также уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Кроме того, выполняются работы по обеспечению надлежащего внешнего вида автомобиля: мойка, уборка, полирование. Контрольно-смотровые работы (заправка автомобиля топливом, маслом, охлаждающей жидкостью) необходимо осуществлять перед каждым выездом, а уборочно-моечные и заправочные – по мере необходимости.

Особое внимание при обслуживании автомобиля уделяют неисправностям, которые могут повлиять на безопасность движения. При этом обязательно устраняют выявленные неисправности и ослабление крепления следующих деталей, узлов, агрегатов и систем.

При р е г у л и р о в о ч н ы х р а б о т а х: неисправности накладки колодок и тормозных барабанов (зазор), педали тормоза (свободный ход), стояночной тормозной системы (привод), рулевого управления, подшипников колес, передних колес (углы установки).

При к о н т р о л ь н о-д и а г н о с т и ч е с к и х и к р е п е ж н ы х р а б о т а х: неисправности сошки и маятникового рычага рулевого управления, рулевого привода, рулевых тяг на шаровых пальцах и шаровых пальцев в гнездах, поворотного кулака, шаровых опор, шкворней, дисков колес, шин (состояние, крепление, дисбаланс), карданной передачи, рессор, пружин, амортизаторов, рычагов подвески, трубопроводов и шлангов гидравлического тормозного привода, главного тормозного цилиндра, тормозных дисков, колесных тормозных цилиндров на опорных дисках, двигателя, разделителя, регулятора давления тормозного привода, замков дверей, капота и багажника, крепления сидений, стекол, зеркал заднего вида, стеклоочистителя, стеклоомывателя, устройства обдува и обогрева ветрового стекла, системы вентиляции и отопления, сцепного устройства.

Н е и с п р а в н о с т и при обслуживании систем питания и выпуска газов (герметичность), фар, передних и задних фонарей, переключателей света, сигнала торможения, аварийной сигнализации, световозвращателей, звукового сигнала, изоляции электропроводки.

Техническое обслуживание № 1

Операции технического обслуживания № 1 обычно проводят через 1500, 3000 и 5000 км для разных моделей автомобилей, но не менее 2 раз в год. При этом выполняют следующие виды работ:

м о е ч н о-у б о р о ч н ы е работы – уборка салона, мойка и сушка автомобиля;

к о н т р о л ь н о-д и а г н о с т и ч е с к и е р а б о т ы – проверка действия рабочей тормозной системы на одновременное срабатывание и эффективность торможения, действия стояночной тормозной системы, тормозного привода, свободный ход рулевого колеса и зазора в соединениях рулевого привода, состояния шин и давления воздуха в них, приборов освещения и сигнализации;

р а б о т ы о с м о т р о в ы е – осмотр и проверка кузова, стекол, номерных знаков, обивки сидений, действия дверных механизмов, стеклоочистителей, зеркал заднего вида, герметичности соединений систем смазочной, охлаждения и гидравлического привода, выключения сцепления, резиновых защитных чехлов шарниров рулевых тяг, величины свободного хода педалей сцепления и тормоза, натяжения ремня вентилятора, уровней тормозной жидкости в питательных бачках главного тормозного цилиндра и привода выключения сцепления, пружин и рычага в передней подвеске, штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости;

р а б о т ы к р е п е ж н ы е – крепление двигателя, коробки передач и удлинителя, картера рулевого механизма и рулевой сошки, рулевого колеса и рулевых тяг, поворотных рычагов, зеркала заднего вида, соединительных фланцев карданного вала, дисков колес, приборов, трубопроводов и шлангов смазочной системы и системы охлаждения, тормозных механизмов и гидравлического привода выключения сцепления, приемной трубы глушителя;

в о в р е м я к р е п е ж н ы х р а б о т – регулировка свободного хода педалей сцепления и тормоза, действия рабочей и стояночной тормозных систем, свободного хода рулевого колеса и зазора в соединениях рулевого привода, натяжения ремня вентилятора;

д о в е д е н и е д о н о р м ы – давления воздуха в шинах и уровней тормозной жидкости в питательных бачках главного тормозного цилиндра и привода выключения сцепления.

Кроме того, во время ТО-1:

о ч и щ а ю т от грязи и проверяют приборы системы питания и герметичность их соединений;

п р о в е р я ю т действие привода, полноту закрывания и открывания дроссельной и воздушной заслонок;

р е г у л и р у ю т работу карбюратора на режимах малой частоты вращения коленчатого вала двигателя.

В с и с т е м е э л е к т р о о б о р у д о в а н и я:

очищают аккумуляторную батарею и ее вентиляционные отверстия от грязи;

проверяют крепление, надежность контакта наконечников проводов с клеммами и уровень электролита;

очищают приборы электрооборудования от пыли и грязи;

проверяют изоляцию электрооборудования, крепление генератора, стартера и реле-регулятора.

Техническое обслуживание № 2

Операции технического обслуживания № 2 рекомендуют проводить через 7500, 12 000, 20 000 км пробега для разных моделей автомобилей, но не менее 1 раза в год. Перед выполнением ТО-2 или в процессе его необходимо проводить углубленное диагностирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомобиля для установления их технического состояния, определения характера неисправностей, их причин, а также возможности эксплуатации данного агрегата, узла или системы.

Выполняя операции ТО-2, кроме объема работ по ТО-1 проводят:

з а к р е п л е н и е радиатора, головки блока цилиндров и стоек коромысел, крышек кожуха головки блока цилиндров, впускного и выпускного трубопроводов, крышки блока распределительных зубчатых колес, корпусов фильтров тонкой очистки масла, корпусов фильтров грубой очистки масла, поддона масляного картера, картера сцепления, амортизаторов, топливного бака, глушителя, крышки редуктора заднего моста, стремянки, пальцев рессор, фланцев полуосей, замков и ручек дверей;

п о д т я ж к у гаек крепления фланца к ведущей шестерне главной передачи заднего моста и шарнирных пальцев крепления проушин амортизатора;

р е г у л и р о в к у усилия поворота рулевого колеса, тепловых зазоров клапанов, натяжения цепи привода механизма газораспределения, зазора между тормозными колодками и дисками колес, зазора в подшипниках ступиц передних колес.

Дополнительные операции при ТО-2 в системе питания автомобиля включают:

п р о в е р к у герметичности топливного бака и соединений трубопроводов;

п р о в е р к у крепления карбюратора;

у с т р а н е н и е выявленных неисправностей;

с ъ е м карбюратора и топливного насоса, разборку их, очистку и проверку на специальных приборах состояния деталей;

п р о в е р к у после сборки топливного насоса на специальном приборе;

п р о в е р к у легкости пуска и работы двигателя.

При обслуживании системы электрооборудования:

п р о в е р я ю т степень заряда по напряжению элементов батарей под нагрузкой и при необходимости снимают батареи для подзаряда, состояние щеток и коллекторов генератора и стартера, работу реле-регулятора;

р е г у л и р у ю т натяжение пружин якорей;

с н и м а ю т свечи зажигания и проверяют их состояние;

о ч и щ а ю т от нагара и регулируют зазоры между электродами;

с н и м а ю т прерыватель-распределитель зажигания и очищают его наружную поверхность от грязи и масла;

п р о в е р я ю т состояние контактов и регулируют зазоры между ними;

с м а з ы в а ю т вал прерывателя-распределителя;

п р о в е р я ю т состояние проводов низкого и высокого напряжения и регулируют действие приборов освещения и сигнализации.

Очистительные и смазочно-заправочные работы при ТО-2 необходимо проводить в соответствии с картами смазывания и рекомендациями предприятий-изготовителей.

Операции ТО-2, производимые примерно после 30 000–45 000 км пробега автомобиля, включают:

з а м е н у масла в автоматической трансмиссии;

п р о м ы в к у системы смазки двигателя;

з а м е н у масла в картере ведущего моста;

з а ч и с т к у коллектора стартера;

п р о в е р к у износа и прилегания щеток;

о ч и с т к у и с м а з к у деталей привода стартера.

Кроме того, необходимо:

п р о в е р и т ь работоспособность вакуумного усилителя тормозов;

о т р е г у л и р о в а т ь направления световых пучков фар;

з а ч и с т и т ь контактные кольца генераторов;

п р о в е р и т ь износ и прилегание щеток;

з а м е н и т ь тормозную жидкость;

з а м е н и т ь охлаждающую жидкость.

Операции ТО-2, производимые примерно после 65 000–75 000 км пробега, включают:

з а м е н у масла в коробке передач;

з а м е н у зубчатого ремня привода механизма газораспределения.

Сезонное техническое обслуживание

Сезонное техническое обслуживание проводится для подготовки автомобиля к эксплуатации в холодное и теплое время года, т. е. 2 раза в год. Его необходимость объясняется просто: для нормальной работы трущихся поверхностей нужны одинаковые условия независимо от температуры окружающей среды.

Вязкость масла не остается постоянной. Она увеличивается с понижением температуры и уменьшается с ее увеличением. Если летом залить в коробку передач вязкое масло, то оно будет обеспечивать нормальную работу деталей в заданном тепловом режиме и не создавать большого сопротивления. В холодное время года это масло тоже будет обеспечивать смазку деталей, но до полного его прогрева потребуется не только много времени, но и значительная часть мощности двигателя. Учитывая, что в автомобиле около 10 000 деталей и многие из них смазываются, можно представить, какое значительное сопротивление будет оказано вязким маслом, например, при пуске холодного двигателя и до полного прогрева основных трущихся деталей автомобиля (коробка передач, задний мост и некоторые другие узлы и детали в сильные морозы прогреваются очень медленно). Поэтому с наступлением холодов в коробку передач и другие агрегаты легковых автомобилей старых моделей заливают масло небольшой вязкости.

Зачем менять масло при наступлении теплого времени года? Дело в том, что зимние масла и смазки обладают меньшей вязкостью, а при нагреве их вязкость еще более уменьшается, ухудшая смазку деталей. Например, жидкое масло в двигателе быстро, почти не смазывая поверхности деталей, проходит по всем каналам и зазорам и стекает в поддон картера. В системе не создается нормальное рабочее давление масла, в результате чего двигатель может быстро выйти из строя.

Есть всесезонные моторные масла, которые с успехом применяются как в холодное, так и в теплое время года.

Какие работы входят в сезонное техническое обслуживание? У автомобилей старых моделей обычно СО стремятся совместить с ТО-2, поэтому выполняется весь комплекс работ ТО-2 и некоторые дополнительные работы:

п р о м ы в а ю т систему охлаждения;

п р о в е р я ю т работу пускового подогревателя, жалюзи, системы отопления и вентиляции, состояние цилиндровой группы;

п р о м ы в а ю т систему смазки двигателя;

з а м е н я ю т масла и смазки во всех агрегатах.

При подготовке автомобиля к зимней эксплуатации:

п р о в е р я ю т приборы электрооборудования;

п р о м ы в а ю т карбюратор и топливный бак;

у т е п л я ю т и п о д г о т а в л и в а ю т аккумуляторную батарею.

Проверка крепления деталей, узлов, механизмов, агрегатов и приборов

Есть несколько способов проверки крепления.

П е р в ы й с п о с о б. Лучше всего ослабленные крепления обнаруживаются при осмотре до мойки автомобиля, пока он сухой. В это время хорошо просматриваются зазоры в местах соединения деталей. Например, на забрызганных ослабленных гайках крепления колес четко просматривается трещина в засохшей грязи, образовавшаяся в результате взаимного перемещения гайки и диска колеса.

В т о р о й с п о с о б. Он заключается в постукивании молотком по детали – ослабленные издают дребезжащий звук.

Н а д е ж н ы й с п о с о б. Это покачивание деталей рукой или с помощью рычага. Ослабленные соединения дают возможность деталям перемещаться относительно друг друга. Они могут стучать, скрипеть. Так проверяют, например, надежность крепления дверей.

С а м ы й н а д е ж н ы й с п о с о б. Им является пробное подтягивание хомутов, болтов и гаек. Прежде всего надо воспользоваться отвертками. Ширина лезвия отвертки не должна быть намного меньше прорези головки винта. Иначе головка винта будет повреждена. Если толщина отвертки меньше ширины прорези, отвертка своими гранями врежется в тело головки и разобьет шлиц. Отвертку держат вдоль оси винта.

При подтягивании резьбовых соединений необходимо пользоваться накидными или торцовыми ключами. Эти ключи плотно охватывают головку болта или гайку, меньше повреждают ее при затягивании и уменьшают возможность травм.

Гаечные открытые (рожковые) ключи захватывают гайку только за две грани. А так как давление на них большое, то при подтягивании деформируется не только гайка, но и рожки ключа. Естественно, в таких случаях возможны срывы ключа и травмы рук.

В комплекте инструментов водителя может быть разводной ключ, но использовать его следует в случае крайней необходимости, так как он обладает всеми недостатками открытых ключей, а при неумелом использовании или неправильной установке размера ключа возможны травмы и повреждения гаек и винтов.

Размер разводного ключа устанавливают сначала приблизительно, затем надевают его на гайку и окончательно затягивают губки. После этого приступают к отвертыванию гайки.

Крепление различных деталей на автомобиле выполняется по-разному. Одни болты и гайки затягивают сразу, другие – в два приема: сначала предварительно, вполсилы, а затем окончательно, с приложением определенного, рекомендованного заводом усилия. Большие плоские детали, закрепленные несколькими болтами, например головка блока цилиндров, затягиваются от центра к краям по схеме, рекомендованной заводом-изготовителем. Детали с болтами, расположенными по окружности, затягиваются в диаметрально противоположных направлениях.

Детали, закрепленные четырьмя болтами, подтягиваются «накрест». При подтягивании особенно ответственных соединений (они отмечены в инструкциях заводов-изготовителей автомобилей) необходимо пользоваться динамометрическим ключом, позволяющим прилагать к гайке определенный момент затяжки.

Динамометрический ключ состоит из упругого рычага, на одном конце которого находится рукоятка со шкалой, а на другом – головка с жестко закрепленной стрелкой. На головке имеется выступ с квадратным сечением, на который надевается торцовый ключ. При затягивании болта рычаг изгибается пропорционально приложенной силе, и стрелка показывает величину изгиба, проградуированную в килограммометрах.

Если динамометрического ключа нет, может помочь только опыт. Чтобы не повредить резьбовое соединение, болты следует затягивать одной рукой нормальным ключом без удлинителя.

Бывает, что при ремонте попадаются гайки, которые трудно отвернуть. Особенно часто это происходит в нижней части кузова. Даже накидные ключи и головки не всегда дают должный эффект. Чтобы избежать подобных ситуаций, следует с самого начала при техническом обслуживании смазывать резьбовые соединения. Для этого можно использовать эффективные смазки, выпускаемые отечественной промышленностью, специальные жидкости или пасты. При их отсутствии можно использовать практически любое масло. Однако смазывать этими маслами гайки, работающие при высокой температуре, например выпускного трубопровода (коллектора) и трубы глушителя, нельзя, так как оно сгорает, в результате чего гайки отвернуть бывает еще труднее. Лучший эффект достигается при смазке таких болтов и гаек графитом.

Еще несколько практических советов. Следует выработать правило: при сборке соединений, где есть прокладки и требуется обеспечить герметичность, прокладки и прилегающие к ним поверхности деталей смазывать специальными герметиками. Если герметика не оказалось под рукой, смазывают маслом или тонким слоем солидола, технического вазелина. При затягивании винтов излишки его будут вытеснены и достигнута нужная плотность соединения.

Когда ремонтировать двигатель? Ответ на этот вопрос можно получить на станции технического обслуживания автомобилей. Однако это не всегда возможно.

Довольно точным ориентиром может быть показатель расхода, или «угара», масла. Опыт показывает, что двигатель целесообразно ремонтировать при расходе масла не менее 2–2,5 % от расхода топлива. Допустим, ваш автомобиль расходует 10 л топлива на 100 км пробега. Значит, он должен расходовать масла не более 200–250 г. Если у вашего автомобиля повышенный расход масла, прежде всего убедитесь в отсутствии подтеканий масла через неплотности соединений, например через уплотнение между корпусом и крышкой полнопоточного фильтра, через передний и задний сальники коленчатого вала, прокладки поддона картера, крышки привода механизма газораспределения, крышки головки цилиндров. Не забудьте также очистить систему вентиляции картера двигателя, в частности шланг и набивку фильтрующего элемента в крышке маслоналивной горловины.

Если подтекание масла, пусть даже небольшое, обнаружено, то подтяните винты, болты, гайки крепления крышки, из-под которой подтекает масло. Если и после этого течь не устранена, замените прокладку или сальник. И только после того, когда в двигателе исключена возможность утечки масла по другим причинам, беритесь за дело: заправьте полностью бензобак и долейте масло в двигатель точно до верхней метки на маслоизмерительном щупе, запишите показания спидометра и – в путь. (При замере уровня масла не забудьте поставить автомобиль на горизонтальную площадку.)

Через 300 км заправьте опять топливный бак полностью и масло до уровня, строго измерив величины заправленного бензина и масла. Осталось вычислить, сколько процентов масла расходуется по отношению к расходу бензина.

Есть и другие способы определения расхода масла, но они предполагают взвешивание заливаемого и сливаемого из картера масла, что может вызвать определенные трудности.

Организация ЕО автомобилей

Организация ежедневного обслуживания включает контроль технического состояния, уборку, мойку и заправку автомобилей топливом, маслом и т.д., а также дезинфекцию автомобилей (перевозящих продукты и др.). Перед выездом на линию и при возвращении контроль технического состояния подвижного состава осуществляется механиком КТП, механиком автоколонны и водителем, а при работе на линии водителем. При этом проверяется комплектность автомобиля, внешний вид, действие приборов освещения и сигнализации, тормозов и рулевого управления, крепление колес, давление воздуха в шинах, количество топлива, токсичность отработавших газов. Особое значение при EO имеет контроль технического состояния агрегатов и систем, обеспечивающих безопасность движения автомобиля.

Уборочно-моечные работы (УМР) выполняются в отдельном здании или в изолированной части производственного корпуса. Эти работы могут выполняться на отдельных постах при суточной программе менее 50 обслуживаний, либо на поточных линиях (рис. 6.3).


Наибольшее распространение получили линии, состоящие из трех рабочих постов, одного поста подпора и поста в выездном тамбуре. Пост подпора создает резерв автомобилей для ритмичной работы линии, обеспечивает подогрев автомобилей зимой перед мойкой и позволяет очистить автомобиль от крупных загрязнений до поступления на рабочие посты.

1 – контейнер; 2 – щит для инвентаря; 3 – монорельс с электротельфером; 4 – пылесос;

5 – ларь для обтирочного материала; 6 – барабан со шлангом для воды; 7– пульт управления; 8 – моечная установка; 9 – конвейер; 10 – установка для мойки обтирочного материала

Рисунок 6.3 – Технологическая планировка линии ЕО

Заправочные работы, проверку технического состояния и постановку автомобиля на соответствующее место водитель выполняет за счет подготовительного времени. Первый и третий посты линии являются коллективными рабочими местами, а второй – индивидуальным рабочим местом. На первом рабочем посту выполняют уборочные операции в целом по автомобилю, в том числе и мойку кабин (внутри). На этом посту заняты два человека. На втором рабочем посту производят мойку автомобиля, а на третьем – обтирку и сушку. На третьем посту заняты три человека. На некоторых автотранспортных предприятиях число постов на линии ежедневного обслуживания может быть меньше за счет вынесения поста уборочных работ в другое место, а также при поручении выполнения обтирочных и уборочных работ водителю.

Иногда пост подпора и тамбур не предусматриваются, а линия ЕО автомобилей состоит только из двух постов – уборки и мойки. В этом случае дозаправка автомобилей производится за пределами зоны ЕО автомобилей.

Автомобили-тягачи проходят уборочно-моечные работы вместе с прицепами и полуприцепами.

Каждый знает, что необходимо проводить техническое обслуживание (ТО) транспортного средства. Рассмотрим, что же входит в ТО. Техническое обслуживание – это определенный ряд действий, направленных на сохранение исправного состояния транспортного средства и на предупреждение повреждений и отказов в работе. ТО является предупредительным мероприятием и проводится в плановом порядке. По видам и периодичности выделяют следующие ТО:

ежедневное;

Сезонное.

Ежедневное обслуживание (ЕО)

Основная задача ЕО – обезопасить эксплуатацию транспорта путем контроля состояния его систем и узлов и привести в соответствие его внешний вид. Проводится ежедневное обслуживание непосредственно перед началом эксплуатации или после окончания работы. При ежедневном ТО исполняют следующие виды работ:

контрольный осмотр;

Регулировочные работы;

Заправка топливом, антифризом, маслом, проверка на присутствие утечки горючего, масла, тормозной, амортизаторной и охлаждающей жидкости;

Очистительные работы;

Смазочные работы;

Крепежные работы.

Из вышеперечисленного становится ясно, что понятие "ежедневное обслуживание" говорит уже само за себя. А вот что же такое ТО-1 и ТО-2?

Знаете ли Вы? ТО-1 и ТО-2 транспортного средства выполняются согласно технической документации после установленного пробега или интервала времени в зависимости от категории условий эксплуатации.

Техническое обслуживание-1 (ТО-1)

При проведении первого ТО-1 выполняют все действия, совершаемые при ежедневном обслуживании, а также комплекс дополнительных мероприятий, но не производят снятие и разборку узлов и механизмов. При ТО-1 будут актуальными:

протяжка самых важных соединений;

Проверка состояния рулевого механизма, сальников, колес, тормозных колодок, свечей зажигания и т.п.;

Регулировка при нулевой нагрузке частоты вращения коленчатого вала;

Контроль за состоянием выхлопных газов.

Важно! ТО-1 и ТО-2 дополняют друг друга, а не исключают. Поэтому нужно четко соблюдать график прохождения ТО.

При последующих ТО-1 следует включить проверку работы аккумулятора, состояния креплений глушителя и подвески, герметичности системы охлаждения, очистку воздушных и замену масляных фильтров, регулировку фар.

Техническое обслуживание-2 (ТО-2)

Во время второго ТО выполняются все виды работ, что и при первом, но уже в большем объеме и с частичным демонтажем узлов и механизмов. Целью ТО-2 является выявление изношенных деталей, сбоев регулировки и возможных неисправностей.

Знаете ли Вы? Положением о ТО и ремонте заводами-изготовителями утверждена периодичность ТО-1 и ТО-2 автомобилей отечественного производства. Для первой категории условий эксплуатации и умеренного климата период проведения ТО-1, в зависимости от марки транспортного средства, находится в диапазоне от 4000 до 10000 км пробега, ТО-2 – от 12000 до 24000.

Для выявления этих недочетов требуется больше опыта, чем при проведении ТО-1, необходимо наличие особого инструмента, а также обязательна диагностика транспортного средства на специальном оборудовании. Это может выглядеть так:

Километраж: 10 000; 20 000; 30 000; 40 000; 50 000; 60 000; 70 000; 80 000.

Тип ТО: ТО-1; ТО-2; ТО-1 (расширенное); ТО-2; ТО-1; ТО-2; ТО-1 (расширенное); ТО-2.

Важно! Чем хуже условия эксплуатации транспорта, тем чаще проведение ТО.

Сезонное обслуживание (СО)

В связи с переходом от зимнего к летнему периоду и наоборот проводят сезонное обслуживание транспорта. При этом осуществляют промывку системы охлаждения, замену масла и смазки, соответствующих будущему сезону, проверку системы подачи топлива и промывку топливного бака, смену резины. Перед началом холодного осенне-зимнего периода проверяют работу предпускового подогревателя и системы отопления. Проведение сезонного обслуживания можно совместить с проведением ТО-2.

При добросовестном выполнении и соблюдении периодов техобслуживания вы будете убеждены в безотказности работы и длительном сроке службы вашего транспорта.

Подписывайтесь на наши ленты в

Технический осмотр автомобиля надо проводить ежедневно. Перед поездкой рекомендуется проверить ряд ключевых параметров, от которых напрямую зависит безопасность поездки и надёжная работа техники. Нельзя в моторном отсеке выполнять какие-либо работы, пока двигатель, радиатор, выпускной коллектор, глушитель или каталитический преобразователь не остынут. Перед началом технического обслуживания надо заглушить двигатель и дать ему остыть.

Ежедневный осмотр снаружи автомобиля

  • В шинах проверить давление, попутно убедиться в отсутствии повреждений любого характера: порезы, трещины, проколы, сильный, неравномерный износ и т. д.
  • Проверить, достаточно ли плотно затянуты гайки крепления колёс.
  • Проверить работу поворотников, головной оптики, стопсигналов, противотуманок, освещения в салоне и т.д.
  • Убедиться в отсутствии утечек воды, масла, горючего, прочих жидкостей.

Ежедневный осмотр внутри автомобиля

  • Убедиться, что вращение рулевого колеса происходит свободно, без заеданий, стуков, посторонних звуков.
  • Проверить работоспособность рычага стояночного тормоза.
  • Проверить работу поворотных и звукового сигналов, стеклоочистителей.
  • Проверить работу приборов и индикаторов на приборной панели.
  • Постоянно контролировать уровень горючего в баке, как перед выездом, так и в пути.
  • Настроить положение зеркал заднего вида, чтобы участок «слепой зоны» был как можно меньшим.
  • Проверить работу механизма блокировки дверей и окон.
  • Опробовать, свободно ли нажимаются педали тормоза и сцепления, на какой высоте они находятся и какова их работоспособность.
  • Осмотреть ремни безопасности, нет ли повреждений, чётко ли фиксируются.
  • В случае сомнений относительно пригодности автомобиля к движению, необходимо провести диагностику в сертифицированной мастерской.

Проверка уровня масла

Ежедневный технический осмотр немыслим без контроля уровня масла в движке. Падение уровня предупреждает о возможном наличии серьёзных поломок узлов и агрегатов. Особенно это актуально для транспортных средств с приличным пробегом.

  1. Для этого необходимо расположить машину на ровной, обязательно горизонтальной площадке. Даже небольшой уклон приведёт к искажению истинного уровня масла.
  2. Взвести рычаг стояночного тормоза.
  3. Если перед этим работал мотор, его требуется заглушить и выждать 6-9 минут, пока масло не стечёт, а агрегаты не остынут.
  4. Извлечь щуп и протереть его начисто. Вставить щуп на место до упора.
  5. Вновь аккуратно извлечь щуп и проверить, каков уровень масла. На щупе показания уровня моторного масла должно располагаться между нижней «Min» и верхней «Max» отметками. Доливать масло следует до того, как его уровень опустится ниже минимальной отметки.
  6. Если уровень слишком низкий, следует открыть крышку маслоналивной горловины, расположенной в верхней части блока цилиндров и долить необходимое количество масла. По техническому регламенту уровень масла должен чуть-чуть не доходить до верхней отметки.
  7. Минут через шесть перепроверить уровень масла.

Советы

  • Регулярно контролировать в моторе уровень масла, при необходимости доливать оригинальное моторное масло.
  • Всегда пред контролем уровня очищать маслоизмерительный щуп чистой ветошью, дабы не допустить попадания грязи в мотор.
  • Уровень масла не должен превышать верхнюю отметку на маслоизмерительном щупе.
  • Работа двигателя при низком уровне масла может привести к выходу двигателя из строя.
  • Если двигатель новый, то расход масла в период приработки может быть выше обычного.