Правильный полный привод. Какой лучше полный привод — постоянный или подключаемый? Конструкции полного привода

Автомобили повышенной проходимости пользуются довольно большим спросом у водителей. Далеко не все они являются внедорожниками, однако практически любая система полного привода (AWD или 4WD) позволит владельцу без особых проблем выбраться на загородный пикник или на дачу.

Разновидностей систем существует немало, практически каждый автопроизводитель дает им свои названия:

  • xDrive система полного привода BMW;
  • Quattro – Audi;
  • 4motion – Volkswagen;
  • TOD (ATT) – Ssang Yong и Hyundai;
  • Super Select (Easy Select) – Mitsubishi;
  • Active Select – Chevrolet и другие.

Между тем все они делятся на две основных категории: full-time и part-time AWD . К первой группе относятся системы, в которых полный привод задействован постоянно, деля крутящий момент между осями в равных пропорциях. Full-time полный привод имеют классические вездеходы, такие как Land Rover Defender, отечественная Нива и Шевроле-Нива, а также легковые автомобили, такие как Audi A6 Quattro, BMW X5 и многие другие, но устройство AWD-трансмиссии легковушек полностью отличается от автомобилей, предназначенных для бездорожья.

Внедорожники, имея постоянный полный привод, способны достаточно легко преодолевать труднопроходимые участки , а легковым машинам постоянный полный привод нужен для лучшей динамики и управляемости, т.к. значительно уменьшаются пробуксовки ведущих колес. Правда, и тем, и другим приходится расплачиваться высоким расходом горючего при езде по асфальтированным дорогам, кроме того, устройство системы постоянного полного привода намного сложнее.

Вторая группа систем полного привода автомобилей – part-time. Машина, оснащенная такой системой, в обычных условиях является моноприводной, а вторая ось подключается при необходимости вручную или автоматически в определенных условиях.
Типичные part-time-полноприводные автомобили:

  1. все модели УАЗ;
  2. Mitsubishi Pajero с системой Super Select;
  3. Nissan Patrol.

Эти машины прекрасно подходят для активного отдыха в условиях бездорожья. Водитель в них самостоятельно подключает вторую ось для преодоления труднопроходимых мест.

Схема part-time AWD имеет свои недостатки. Одним из главных является то, что неопытный водитель, не всегда может правильно оценить дорожную обстановку и вовремя перевести трансмиссию автомобиля в полноприводный режим. Вторым недостатком является то, что с включенным полным приводом можно передвигаться только с небольшой скоростью, а трансмиссия при этом усиленно изнашивается. Третий минус заключается в том, что классическая ручная part-time-система не имеет межосевого дифференциала, что сильно ухудшает управляемость таких автомобилей на сухих дорогах, особенно это заметно в поворотах.

Системами автоматического полного привода оснащают кроссоверы, а так же универсалы с повышенной проходимостью. Они не предназначены для езды по зимникам и летникам, однако возможностей этих автомобилей вполне достаточно, чтобы не ограничиваться ездой только по асфальтированным дорогам. AWD в них реализуется при помощи вискомуфты, самоблокирующегося дифференциала Torsen, или многодисковой фрикционной муфты.

4 motion

Одной из самых известных автоматических AWD-трансмиссий можно назвать 4motion от компании Фольксваген. Она состоит из следующих узлов:

  • сцепления;
  • коробки передач;
  • главных передач передней и задней оси;
  • межколесных дифференциалов передней и задней оси;
  • многодисковой фрикционной муфты Haldex;
  • полуосей.

В обычных условиях 90 % крутящего момента передается передней оси. При пробуксовке передних колес блок управления посылает соответствующий сигнал, муфта блокируется, и крутящий момент подается на заднюю ось. Его величина не является постоянной. Соотношение крутящего момента передней и задней осей в AWD-трансмиссии 4motion может изменяться от 90:10 до 60:40.

Система полного привода TOD

AWD-трансмиссия Torque-on-Demand, или TOD, относится к категории full-time AWD, применяющая распределение крутящего момента между осями по переменному принципу. Задний мост в системе TOD подключен постоянно, передний подключается через многодисковую фрикционную муфту автоматически или принудительно при помощи переключателя.

В автоматическом режиме, являющемся основным для TOD, крутящий момент перераспределяется между осями (передней и задней) в соотношениях от 0:100 до 50:50, все зависит от различных дорожных условий. До начала преодоления труднопроходимых участков, производитель рекомендует принудительно подключить переднюю ось, тем самым деля поровну крутящий момент между осями.

Аналогичным образом устроена интеллектуальная система xDrive у автомобилей BMW, однако работает она полностью в автоматическом режиме, а соотношение крутящего момента между осями составляет от 0:100 до 40:60.

Система полного привода Quattro

AWD-система Quattro, применяемая на автомобилях Audi, также относится к категории full-time AWD. Роль межосевого дифференциала в последнем, четвертом поколении трансмиссии Quattro, выполняет самоблокирующийся асимметричный дифференциал с коронными шестернями. В нормальных условиях, на переднюю ось, он направляет 40% мощности, а оставшиеся 60 – на заднюю. При пробуксовке колес основная доля момента перебрасывается на ту ось, которая имеет наилучшее сцепление с дорогой. При этом на передние колеса может быть передано до 70%, а на задние – до 85.

На чем остановить свой выбор?

Вопрос, какая система полного привода лучше, мучает многих автолюбителей. Многие будут удивлены, но ответить на него невозможно в силу некорректности самой формулировки. Можно сказать, что лучше подойдет в конкретной ситуации, но не в целом.

Ведь автомобиль Mitsubishi Pajero с part-time системой полного привода Super Select, будучи прекрасным внедорожником, на асфальтированной трассе показывает весьма посредственную управляемость, свойственную практически всем «джипам». Равно как и Audi Allroad с AWD-трансмиссией Quattro, прекрасно ведущая себя на шоссе и способная проехать по укатанной грунтовке, окажется полностью бессильной в условиях Карелии.

При выборе необходимо учитывать различия в системах полного привода и понимать, для чего приобретается автомобиль, и в этом случае покупатель получит именно то, что ему нужно – либо вместительную семейную машину, на которой можно отправиться хоть на море, хоть на дачу, либо внедорожник, способный покорить сибирскую тайгу.

Полный привод – конструкция автомобильной трансмиссии, которая передает крутящий момент создаваемый двигателем на все колеса. Поначалу такая система использовалась только для вездеходных внедорожников. Но, начиная с 80-х годов прошлого века, стала широко использоваться многими производителями для улучшения дорожных характеристик выпускаемых автомобилей.

Основными преимуществами полноприводной трансмиссии являются:

  • Лучшее сцепление на скользкой дороге.
  • Повышается эффективность работы двигателя.
  • Разгон происходит быстрее.
  • Значительно улучшаются характеристики управляемости.
  • Повышенная проходимость.

Главным недостатком таких трансмиссий является сложность конструкции, которая тянет за собой высокую базовую стоимость и стоимость ремонта. Кроме того, она ведет к некоторому увеличению потребления топлива автомобилем.

По принципу функционирования системы полного привода распределяются на:

  1. Постоянный полный привод.
  2. Полный привод с автоматическим подключением.
  3. Полный привод с ручным подключением.

Постоянный полный привод

Система, работающая по принципу постоянного полного привода, состоит из следующих конструктивных элементов:

  • Коробка передач.
  • Раздаточная коробка.
  • Межосевой дифференциал.
  • Сцепление.
  • Карданные передачи осей.
  • Главные передачи осей.
  • Межколесные дифференциалы.
  • Полуоси колес.

Такая конструкция трансмиссии может применяться вне зависимости от расположения двигателя и коробки передач (компоновки). Главные отличия подобных систем между собой вызваны применением различных типов карданных передач и раздаточной коробки.

Принцип работы:

От двигателя крутящий момент передается на раздаточную коробку. В коробке с помощью межосевого дифференциала происходит его распределение между передней и задней осью автомобиля. Так, сначала момент передается на карданный вал, через который переносится на шестерни главной передачи и межколесные дифференциалы. Через полуоси дифференциалы передают крутящий момент на колеса. В случае неравномерного движения колес, вызванного входом в поворот или выездом на скользкую поверхность, осуществляется блокировка межосевого и межколесного дифференциала.

Наиболее известными конструкциями трансмиссий с постоянным полным приводом являются система Quattro от Audi, xDrive от BMW, 4Matic от Mercedes.

Quattro стала первым серийным аналогом трансмиссии с постоянным полным приводом для седанов. Она появилась в 1980 году. Данная система разработана для установки при продольном расположении двигателя. После нескольких модернизаций широко используется в современных моделях Audi.

Система xDrive была разработана концерном BMW для использования в собственных спортивных внедорожниках и легковых автомобилях. Она появилась в 1985 году. В последней модернизации в xDrive интегрировали несколько современных систем, что превратило ее в активную трансмиссию.

4Matic – полноприводная трансмиссия, разработанная Mercedes. Она была представлена в 1986 году. В наше время устанавливается на нескольких моделях легковых автомобилях немецкого производителя. Отличительной чертой является возможность использования только в совместительстве с автоматической коробкой передач.

Полный привод подключаемый автоматически

Стандартно, подобная система состоит из следующих элементов:

  • Коробка передач.
  • Сцепление.
  • Главная передача передней ведущей оси.
  • Раздаточная коробка.
  • Главная передача задней ведущей оси.
  • Карданная передача.
  • Межколесный дифференциал передней оси.
  • Муфта подключения заднего привода.
  • Межколесный дифференциал задней оси.
  • Полуоси.

Трансмиссия с подключаемым полным приводом является самой популярной среди всех полноприводных систем. Практически каждый производитель имеет модель, использующую подобную конструкцию. Она прекрасно подходит для использования на легковых автомобилях, так как способна обеспечить полный привод, когда это нужно, но стоит гораздо дешевле трансмиссии с постоянным полным приводом.

Принцип работы:

Система с подключаемым полным приводом приводится в действие, когда происходит проскальзывание колес передней оси. В нормальном состоянии, крутящий момент от двигателя передается на главную ось через сцепление, коробку передач и дифференциал. Кроме того, через раздаточную коробку момент передается на главный элемент управления данной системы – фрикционную муфту. При обычном прямолинейном движении муфта передает лишь 10% момента на заднюю ось, а давление в ней остается минимальным. В случае проскальзывания колес передней оси, давление в муфте повышается, и она переносит момент от двигателя на заднюю ось. В зависимости от интенсивности проскальзывания передних колес, степень передачи крутящего момента на заднюю ось может изменяться.

Самой известной трансмиссией с подключаемым полным приводом является разработанная Volkswagen система 4Motion. Она применяется в конструкциях автомобилей концерна с 1998 года. В последней версии 4Motion в качестве рабочего элемента используется муфта Haldex.

Полный привод подключаемый вручную

В классическом варианте система имеет практически ту же конструкция, что и трансмиссия с постоянным полным приводом.

  • Коробка передач.
  • Раздаточная коробка.
  • Сцепление.
  • Карданные передачи осей.
  • Главные передачи осей.
  • Межколесные дифференциалы.
  • Полуоси колес.

В современных автомобилях такой вид трансмиссии не применяется. Данная система имеет очень низкий показатель КПД. Единственное ее преимущество, она обеспечивает распределение крутящего момента между осями в соотношении 50 на 50, что недоступно при любом другом виде трансмиссии. Поэтому она считается идеальной для мощных внедорожников.

Принцип работы:

Принцип работы трансмиссии с ручным подключением полного привода аналогичен системе с постоянным полным приводом. Единственное, управление раздаточной коробкой ведется прямо из салона автомобиля с помощью специального рычага.

Один из самых серьезных недостатков системы – невозможность ее использования на длительном промежутке времени. Это значит, что ее можно подключать временно при попадании на скользкую или мокрую поверхность, но затем следует сразу же отключать. Длительное использование такой трансмиссии приводит к увеличению вибрации, шума и расхода топлива.

Полноприводный автомобиль всегда считался более мощным, достаточно вспомнить внедорожники компаний BMW, Mercedes и Toyota. Но со временем полный привод появился и на обычных машинах. На автомобили Volkswagen устанавливают систему 4Motion.

Что такое 4Motion


В приводе 4Motion крутящий момент, как правило, распределяется от агрегата автомобиля на оси колес зависимо от ситуации на дороге. Часто бывает такое, что дорога идет проходимая, а попадается участок с болотом или иным препятствием, чтоб проехать, тогда и нужен полный привод. Свою историю первой установки на автомобили Volkswagen системы 4Motion начинается с 1998 года. Такая система устанавливается как на автомобили класса седан, хэтчбек, так и на внедорожники и кроссоверы.

Среди таких автомобилей компании Volkswagen стоит вспомнить Golf IV, V поколений, микроавтобусы Volkswagen Transporter и кроссовер Volkswagen Tiguan. Теперь же рассмотрим подробнее о системе полного привода 4Motion.

С чего состоит полный привод 4Motion


Само название полный привод 4Motion, говорит о том, что система будет не простой. Каждая часть выполняет отведенную ей работу. Наглядная схема системы 4Motion показывает, что полный привод автомобилей Volkswagen состоит из: агрегат автомобиля (1), раздатка (2), карданная передача (3), кардан (4), межколесный дифференциал для задней оси (5), муфта включения задней оси (6), межколесный дифференциал для передней оси (7) и коробка передач автомобиля (8).

Рассмотрим принцип устройства отдельных компонентов и предназначение в системе 4Motion. Первый по списку работы пойдет дифференциал передней оси. Его назначением является передача крутящего момента на ведущие передние колеса от коробки передач. Сам же корпус соединен с раздаточной коробкой.

Далее по списку идет раздаточная коробка, из-за себя представляет коническую передачу. Благодаря ей крутящий момент передается под углом 90°. Фрикционная муфта и раздатка соединяются между собой карданной передачей от привода задней оси.

Карданная передача из себя представляет два вала, соединенных между шарнирами равных углов скоростей. Сами ж валы присоединены к фрикционной муфте и раздатке с помощью упругих муфт. Как видно на схеме выше, задний карданный вал имеет промежуточную опору.


В полном приводе компании Volkswagen системе 4Motion используется многодисковая фрикционная муфта под названием Haldex. За счет нее передается крутящий момент от передней оси машины. Степень и величина передачи крутящего момента зависит от степени замыкания муфты. Как правило, в системе 4Motion муфта встроена в картер дифференциала задней оси.

В системе 4Motion используется муфта четвертого поколения, чаще всего её можно встретить на кроссовере Volkswagen Tiguan. В сравнении с предыдущим поколением муфт, она имеет более простую конструкцию. Муфты первого и второго поколения можно встретить на автомобилях Volkswagen IV и V, а так же на Volkswagen Transporter.


Сама конструкция муфты Haldex состоит из нескольких фрикционных дисков, аккумулятора давления, насоса и системы управления. Пакет фрикционных дисков состоит из набора стальных и фрикционных дисков. Внутреннее зацепление со ступицей имеют только фрикционные диски, стальные ж диски имеют зацепление с барабаном. От количества дисков в системе 4Motion будет зависеть величина крутящего момента, который передается. Как говорится, чем больше дисков, тем больше будет крутящий момент. В свою очередь диски сжимаются поршнями.

Управление муфтой Haldex системы 4Motion происходит электронным путем, так же сюда включены входные датчики, блок управления электроникой и сами исполнительные устройства. В качестве входного датчика используется датчик температуры масла.

Задачей блока управления полного привода 4Motion, как и в других системах автомобиля, является преобразование входящей информации и передача сигналов на исполнительные устройства. Кроме информации, полученной от датчика температуры масла, блок управления тянет информацию от блока управления агрегатом автомобиля и системы ABS.


К исполнительным устройствам системы 4Motion относят клапан управления, он способен регулировать давление сжатие фрикционных дисков начиная от 0 и до 100% от возможной величины. За счет положения клапана определяется величина давления. Что касается аккумулятора давления и насоса, то они обеспечивают поддержку давления масла во всей системе 4Motion на уровне 3 МПа.

Как видим система полного привода 4Motion от компании Volkswagen достаточно не сложная в сравнении с другими производителями. Производитель Volkswagen стал чаще устанавливать на различные модели своих автомобилей, тем самым повышая комфорт, управляемость и надежность.

Как работает механизм системы 4Motion


Работы системы полного привода 4Motion зависит от построенного алгоритма блоком управления и муфты Haldex. Как правило, выделяют следующие алгоритмы работы:
  1. старт движения;
  2. пробуксовка при начале движения;
  3. движение на постоянной скорости;
  4. движение с частыми пробуксовками;
  5. резкое торможение.
Именно такие алгоритмы стандартом зашиты в блок управления системы 4Motion. При старте с места или разгоне, клапан, как правило, будет закрыт, а диски муфты сжимаются максимально. В результате на задние колеса будет подан крутящий момент максимальной силы.

Если же берется алгоритм 4Motion, когда при старте начинается пробуксовка передних колес, то клапан управления сразу закроется, а фрикционные диски муфты сожмутся. В таком случае крутящий момент полностью будет передаваться на заднюю ось. Относительно передних колес, то одно из колес в процессе будет подключаться или отключатся с помощью электронного блока дифференциалов системы 4Motion.

Взяв за основу ситуацию работы 4Motion, когда автомобиль движется с постоянной скоростью, то клапан будет открыт, а диски будут сжиматься в зависимости от условий движения и дорожного покрытия. Крутящий момент на заднюю ось будет передаваться только в самые необходимые моменты, а в основном вся нагрузка будет идти на переднюю ось.


Следующий алгоритм пробуксовки 4Motion, во время движения автомобиля высчитывается на основе сигналов полученных от блоков управления системы ABS. Клапан будет открываться зависимо от условий движения автомобиля. Блок управления будет смотреть, какая ось и какие колеса буксую, на те и передавать крутящий момент.

Последний вариант работы 4Motion, это когда автомобиль тормозит. В таком случае клапан управления будет открыт, а фрикционные муфты полностью разжаты. Не зависимо от ситуации, крутящий момент при торможении на заднюю ось передаваться не будет.

Видео принцип работы муфты Haldex на системе 4Motion:

Количество всевозможных внедорожников и кроссоверов на наших дорогах растет огромными темпами. Одним из главных достоинств таких автомобилей считается система полного привода, принцип работы которой у разных моделей может существенно отличаться.

Все типы полного привода можно условно разделить на три основных: временно подключаемый (Part Time), постоянный (Full Time) и автоматически подключаемый (On Demand Full Time).

Временно подключаемый полный привод

Временно подключаемый полный привод, или как его часто называют Part Time, не позволяет длительное время ехать в полноприводном режиме. В таком типе полного привода отсутствует межосевой дифференциал, который бы компенсировал разницу в скорости вращения передней и задней оси. Без него, при передвижении по сухой дороге, детали трансмиссии начинают быстро изнашиваться.

Полный привод Part Tim e можно принудительно подключать только для преодоления сложного участка дороги на небольшой скорости.

Обычно для подключения используется рычаг раздаточной коробки передачи. Хотя в некоторых версиях чтобы подключить передний мост необходимо выйти из машины и повернуть специальные ручки (хабы) на ступицах передних колес.

Временно подключаемым полным приводом оснащаются только «полноценные» внедорожники, которые используются по прямому назначению. Яркими представителями таких «проходимцев» можно назвать и , которые не спешат отдавать управление полным приводом электронным «мозгам».

Кроме того «временным» полным приводом оснащаются практически все китайские копии известных внедорожников 90-х годов.

Настоящие внедорожники с «честным» режимом Part Tim e понемногу уходят в историю, так как их вытесняют более современные системы полного привода.

Постоянный полный привод

Постоянный полный привод, или Full Time, у большинства производителей не дает возможности принудительно отключить/подключить один из мостов.

Благодаря наличию межосевого дифференциала такая трансмиссия постоянно (в любых условиях) работает в полноприводном режиме. К тому же в современных моделях межосевой «дифф» имеет свои электронные «мозги».

С таким дифференциалом крутящий момент может передаваться на оси в разной пропорции, то есть не только 50/50. При появлении пробуксовки «умный» дифференциал мгновенно может «перебросить» крутящий момент не только на ось с лучшим сцеплением, но даже на отдельное колесо, которому есть за что зацепиться.

Такой тип полного привода является наиболее «продвинутым» среди других систем 4х4.

Обилие «умной» электроники на самых современных системах позволяет автомобилю подстраиваться даже под конкретное дорожное покрытие (асфальт, гравий, песок и т.п.), от водителя требуется лишь нажать нужную кнопку.

Самые известные представители постоянного полного привода это компания , с фирменной системой Quattro, и Subaru с системой AWD (All Wheel Drive).

Интересно, что таким типом трансмиссии оснащаются совершенно «не внедорожные» седаны, купе и хэтчбеки. Это подчеркивает универсальность данной полноприводной системы.

Автоматически подключаемый полный привод

Автоматически подключаемый полный привод (On Demand Full Time) позволяет автомобилю оставаться переднеприводным и только в случае пробуксовки ведущих колес подключает задний мост. Автоматическое подключение полного привода в современных системах происходит практически мгновенно при первых же признаках пробуксовки.

В зависимости от возможностей конкретной системы, крутящий момент между осями может перераспределяется в любых пропорциях (от 10/90 до 90/10).

При этом электронная система стабилизации (ESP) позволяет сохранить контроль над автомобилем, который может резко превратиться из переднеприводного в заднеприводный, и наоборот.

Для преодоления особо сложного участка дороги такой тип привода (в большинстве версий) дает возможность принудительно перераспределить «плавающий» крутящий момент между осями в пропорции 50/50. Обычно для этого существует кнопка с надписью 50/50, Lock и т.п. Но при достижении определенной скорости (40-50 км/ч) блокировка отключится, и система вернется в «плавающий режим».

Кроме того, автомобиль с автоматически подключаемым полным приводом можно превратить в чисто переднеприводный, без всяких подключений. Опять же с помощью «магической» кнопки (2WD и т.п.). Отключение полного привода способствует экономии топлива, к тому же необходимость в четырех ведущих колесах в городе возникает не часто.

Автоматически подключаемый полный привод - самый «молодой» из систем 4х4.

Им оснащено подавляющее большинство кроссоверов на нашем рынке. Можно даже сказать, что такой привод является неотъемлемым атрибутом настоящего кроссовера. Новый тип автомобиля потребовал новый тип полного привода, все логично.

Какой привод полн ее?

Определить какой же полный привод наиболее оптимальный достаточно сложно, так как каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

На серьезном бездорожье лучше всего себя будет чувствовать внедорожники с временно подключаемым полным приводом и жесткими механическими блокировками всех дифферинциалов (межосевой и межколесные). Зато в городских условиях такие машины никакого удовольствия от управления не дают.

В свою очередь, чисто городские кроссоверы со своим автоматически подключаемым полным приводом практически беспомощны на любом бездорожье, зато управляются как обычные легковушки.

Золотой серединой выступает постоянный полный привод, который и бездорожье осилит и на трассе себя в обиду не даст.

Но вот вмешаться в свою работу такой привод не даст, то есть ни топливо сэкономить, ни через очень сложный участок проехать (несмотря на «очень умную» электронику) может не получиться.

Практически каждый автомобилист имеет представление о таких преимуществах полного привода, по сравнению с передне- или заднеприводными автомобилями, как:

  • повышенная проходимость;
  • улучшенная динамика вне зависимости от состояния покрытия — пробуксовка колес практически отсутствует;
  • лучшая управляемость, устойчивость в поворотах, движение по оптимальным траекториям.

Проходимость имеет решающее значение для любителей экстремальных поездок по бездорожью или водителей, вынужденных наматывать километры в российской глубинке (где состояние дорог трудно назвать удовлетворительным). Остальные достоинства схемы со всеми ведущими колесами уместны буквально для каждого авто. Идею оценили производители, сегодня практически все ведущие компании предлагают полноприводные версии не только внедорожников и кроссоверов, но и легковых моделей, суперкаров и спорткаров.

Варианты полного привода.

Термин «полный привод» охватывает множество технических решений, имеющих свои особенности. Опытные автомобилисты и профессионалы различают несколько разновидностей таких систем:

  • подключаемый — part-time;
  • постоянный — full-time;
  • подключаемый автоматически (при необходимости), фактически, автоматизированный part-time – Automatic 4WD, on-demand;
  • адаптивный с электронным управлением распределением крутящего момента (или с другими принципами управления) – нередко обозначается как .

Принято относить к этой группе и гибридные модели с установленными на каждом колесе (оси) собственными электромоторами. Несмотря на различия в технической реализации, принцип остается неизменным – усилие, создаваемое силовым агрегатом, распределяется на все колеса.

Каждой из схем присущи конструктивные особенности, преимущества и недостатки в определенных условиях эксплуатации.

Part-time (подключаемый).

Наиболее простой с точки зрения технической реализации вариант. При движении по дороге с твердым покрытием ведущей является только одна ось. Подключение второй осуществляет водитель самостоятельно (вручную или подавая команду на электронные исполнительные механизмы).

Межосевой дифференциал (другие устройства со сходными функциями) отсутствует. Эксплуатация авто с постоянно включенным полным приводом не рекомендуется (в определенных условиях – просто опасно) — на нормальном покрытии наблюдается интенсивный износ шин и узлов трансмиссии, увеличивается расход горючего, ухудшается маневренность и частично теряется управляемость при прохождении поворотов.

Максимально комфортно управлять автомобилем на бездорожье, на городских улицах и шоссе второй мост ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТКЛЮЧЕН!

Full-time (постоянный).

Предполагает постоянную передачу крутящего момента на все колеса автомобиля. Конструктивно, такое распределение (не обязательно симметричное 50/50, чаще встречаются варианты 40/60, используется 30/70 и др.) обеспечивается установкой межосевого дифференциала или управляемых (принудительно или автоматически) механически или электрическими механизмами муфт.

Наличие этого узла нивелирует основной недостаток полного привода и обеспечивает комфорт при движении на твердом покрытии. Для преодоления бездорожья межосевой дифференциал блокируется, при отсутствии этой функции внедорожные свойства машины заметно теряются.

Full-time отлично подходит для эксплуатации в любых условиях – в городе и на шоссе, на мокром полотне и заснеженном покрытии, в грязи и на реальном бездорожье. В руках опытного водителя автомобиль демонстрирует максимальную управляемость, динамику и высокий уровень безопасности. Платой за преимущества становится высокая цена и рост эксплуатационных расходов за счет увеличенного расхода топлива.

Видео №1 (что лучше Full-time или Part-time, основные различия).

Адаптивный.

Решение позиционируется производителями как улучшенный вариант part-time. В большинстве случаев сохраняется постоянная передача момента на все колеса, но, в зависимости от условий, распределение меняется в широких пределах (вплоть от 0/100, хотя чаще используется 15/85, до 85/15).

Теоретически, привод сохраняет все преимущества постоянного полного, а за счет перераспределения усилий адаптируется к характеру дорожного покрытия, повышая комфорт для водителя и снижая расход топлива и прочие затраты. На практике конечная скорость реагирования электронных блоков управления (именно эти устройства воспринимают сигналы датчиков и управляют распределением момента) может приводить к запаздыванию переключения.

Недостаток не стал препятствием для бурного развития технологии, практически все известные автопроизводители предлагают собственные варианты схем. Адаптивный привод сегодня встречается чаще других разновидностей. Он считается оптимальным решением для мокрых дорог и заснеженных городских улиц, но не всегда адекватен при движении по бездорожью.

Хорошей альтернативой считается селективный, использующий те же технологии, но отдающий принятие решения водителю. Опытные автомобилисты считают его лучшим из возможных, но новичкам за рулем нелегко справиться с сложным управлением и выбрать из множества возможных вариантов оптимальный.

On-demand (автоматически подключаемый).

Используется принцип и технологии, практически аналогичные адаптивным вариантам. Это позволяет производителям и продавцам представлять автомобили, как имеющие постоянный полный привод.

По факту машина в обычном режиме имеет один ведущий мост, а второй подключается автоматически только при возникновении определенной ситуации (например, при пробуксовке ведущих колес). Собственно, такой подход таит главную опасность – водитель рассчитывает на полноприводные свойства, в то время как получает такое авто с определенным запаздыванием, определяемым устройствами автоматики.

Среди достоинств отмечаются отличное поведение на покрытых снегом дорогах, низкая стоимость и минимум эксплуатационных затрат. Для бездорожья решение практически непригодно, поэтому машины, предназначенные для эксплуатации в соответствующих условиях, такими системами не комплектуются. Совокупность достоинств дает основание автопроизводителям направлять значительные усилия и средства на совершенствование технологий и конструкции и все расширять серийный выпуск машин в таком исполнении.

Видео №2 о принципе работы системы «On Demand»

Гибридный.

По сути, за счет наличия электромоторов, непосредственно передающих крутящий момент на колесо или ось, максимально соответствует по свойствам и характеристикам адаптивным вариантам. Разница заключается только в реализации управления агрегатами.

Решение не из дешевых и сегодня используется, преимущественно, на дорогих автомобилях преимиум-сегмента и спорт-карах.

Полный привод популярных марок автомобилей.

Поскольку полноприводные авто все более востребованы, гиганты автомобильной промышленности уделяют разработке и внедрению соответствующих решений максимум внимания. В результате практически у каждой марки появились фирменные системы, в той или иной мере удовлетворяющие запросы автомобилистов.

Audi.

Немецкий производитель уже более 35 лет разрабатывает и использует полноприводные технологии, объединенные общим брендом quattro. Системы применяются не только на кроссоверах и внедорожниках, ими комплектуются легковые (как правило, в топовых комплектациях) и спортивные автомобили, супер-кары.

Актуальными остаются несколько вариантов:

  • quattro® на базе многодисковой муфты (жидкостной, Haldex), преимущественно для автомобилей с поперечным расположением двигателя. Хотя компания говорит о постоянном ПП, фактически представляет собой on-demand с передней ведущей осью и подключаемой задней.

Видео №3.

  • quattro® с межосевым дифференциалом (самоблокирующимся) Torsen или других типов (например, с планетарными шестернями) и электронным управлением распределением момента. Устанавливается, как правило, на авто с продольным расположением двигателя Возможно совместное использование со спортивными дифференциалами.

Видео №4 о принципе работы дифференциала Torsen.

  • quattro® ultra. В схеме центральный дифференциал заменен многодисковой муфтой Magna на валу КПП, дополнительно используется кулачковая муфта для отключения задней правой полуоси. В результате авто получает ведущий передний мост и подключаемый задний (по факту on-demand) как на младших сериях.

Видео №5 (полный привод quattro с технологией ultra).

BMW.

C 2003 года полноприводные автомобили из Баварии комплектуется четвертым поколением систем xDrive.

Разработка BMW представляет собой адаптивную схему с нормальным распределением крутящего момента между передним и задним мостом 40/60. Непрерывное бесступенчатое перераспределение (путь до 100% на одну из осей) осуществляется многодисковой фрикционной муфтой. Управление – электронное, алгоритм обеспечивает совместную работу с системой динамического контроля курсовой устойчивости.

Видео №6 (полный привод BMW xDrive).

Volkswagen.

Большинство полноприводных решений производителя объединены торговой маркой «4Motion». С 2008 года среди них преобладает схема с установкой электронно-управляемой фрикционной муфты Haldex. Благодаря этому автомобили получают On-demand привод с постоянно включенным передним и подключаемым задним мостом.

Используется и система 4xMotion, представляющая версию quattro c электронной или ручной блокировкой дифференциала Torsen (в нормальном режиме — соотношение 50/50 или 38/62).

Видео №7 (принцип работы системы 4Motion).

Mercedes.

Большинство полноприводных систем Mercedes, работающих на легковых автомобилях, кроссоверах и внедорожниках, получили общее коммерческое название 4Matic, хотя используются в них разные технические решения:

  • 4Matic IV поколения является адаптивным постоянным приводом с цилиндрический межосевым дифференциалом с блокировкой и электронным управлением распределением момента (в норме 40/60, 45/55 или 50/50).

  • 4Matic V поколения (первое серийное применение в 2013 году) использует встроенный в КПП блок отбора мощности (PTU), и применяется на авто с переднеприводной схемой. В нормальном режиме максимум (до 100%) отдается на переднюю ось, а задняя подключается в зависимости от обстановки (вариант On-demand).

Видео №8 (принцип работы системы 4Matic).

Honda.

Аббревиатура SH-AWD (от англ. Super Handling All-Wheel Drive), которая буквально обозначает Супер Управляемую Систему Полного Привода, полностью отражает свойства особенности схемы, разработанной Honda.

В движении крутящий момент распределяется между мостами в диапазоне от 30 до 70% от даваемого силовым агрегатом, при этом возможна регулировка момента на каждом из задних колес в пределах до 100% получаемого осью. Такое уникальное решение обеспечивает максимальную эффективность адаптивного ПП в любых ситуациях.

Используется также:

  • VTM-4 – с постоянным подключением переднего моста и передачей на задние полуоси через 2 многодисковых сцепления;
  • несколько разновидностей on-demand, объединённых маркетинговым названием RealTime 4-wheel Drive.

Видео №9 (привод SH-AWD).

Nissan.

Производитель устанавливает несколько полноприводных систем:

  • ATC (Active Torque Control). Использует подключение заднего моста электромеханической муфтой по сигналу ЭБУ.

  • ATTESA E-TS — напоминает ATC, но используется для подключения передних колес.

Mitsubishi Motors.

Одни из лучших в полноприводном мире решений включают:

  • Multi select — задний мост подключается через многодисковую муфту, возможно отключение полного привода и блокировка (распределение 50/50).
  • Easy select — жесткое подключение переднего полумоста;
  • Super Select – аналог предыдущего, но с межосевым дифференциалом (блокируемым).
  • ACD-AYC – адаптивный полный привод c распределение крутящего момента между колесами.

Собственные полноприводные схемы используют все известные производители, многие из них повторят описанные выше решения.

Списки автомобилей с различными вариантами полного привода.

При выборе авто со «всеми ведущими» удобно иметь под рукой для каждой разновидности ПП список, содержащий перечень актуальных моделей, с указанием характерных особенностей агрегатов.

Такие списки, включающие модели выпуска после 2012 года представлены ниже.

Full-time (постоянный).

Решения отличаются конструкцией раздаточной коробки и способом блокировки межосевого дифференциала (он указан в списке после названия модели).

  • Bugatti Chiron, Veyron Grand Sport, – самые быстрые серийные авто в мире используют среднемоторную схему с блокирующимися электроникой передним и задним дифференциалами.
  • Chevrolet Niva, Lada Niva, Lada Urban – ручная.
  • Daihatsu Be-Go, Daihatsu Terios – схема FullTime-H от Toyota, ручная.
  • Hummer H2, H3 с трансмиссией Borg-Warner.
  • Jeep Grand Cherokee Limited и Overland (стандарт), Laredo (опция) с Quadra-Trac II 4 x 4, Grand Cherokee Limited и Overland с опциональной Quadra-Drive II 4×4 с электронной блокировкой заднего дифференциала.
  • Land Rover Defender, Discovery, Discovery Sport, Range Rover, Range Rover Sport – с блокировкой межосевого и заднего дифференциала и пониженным рядом передач
  • Mercedes-Benz G-Class.
  • Subaru Forester, XV, WRX, Tribeca – для авто c механикой фирменная Symmetrical AWD с самоблоком вискомуфтой (CDG)
  • Suzuki Vitara Grand Vitara – 43/57 ручная, пониженная передача.
  • Toyota 4Runner, FJ Cruiser, Harrier, Land Cruiser, Land Cruiser Prado, Sequoia, Tundra – Torsen, электронная, допускается принудительная.
  • Toyota Highlander – свободный дифференциал.
  • Тагаз C190.

Адаптивный.

  • Acura CDX, MDX (в комплектациях Techno и Advance SH-AWD), RDX Techno SH-AWD, TLX — оснащаются SH-AWD от Honda.
  • Alfa Romeo Brera Q4, Torsen.
  • Alpina B3 Biturbo Allrad, B6, B7, D3, XD3 – xDrive от
  • Audi A4, A4 Allroad, A5, A6, A6 Allroad, A7, A8, Q5, Q7, R8, RS4, RS5, RS6, RS7, S4, S5, S6, S7, S8,SQ5,SQ7 – самоблок Torsen, по умолчанию (передняя/ задняя ось) 40/60, в процессе перераспределение от 70/30 до 15/85. Для большинства доступны спортивные дифференциалы, для некоторых (A4 Allroad, A5 с МКПП, RS5, RS6) – векторное распределение тяги.
  • Audi RS5 Coupe – дифференциал с коронными шестернями.
  • Bentley Bentayga, Continental Flying Spur, Continental GT, Continental GT Speed, Continental GTC, Continental Supersports — самоблок Torsen (40/60).
  • BMW X1, X3 — опционально,X4, X5, X5M, X6, X6M –в базовой конфигурации, модели 1-, 3-, 4-, 5-, 6-,7 Series, 3 Series GT, 5 Series GT используют полноприводную схему xD
  • Cadillac ATS.CT6, CTS, STS (30/70),
  • Genesis G80 – распределение в норме 40/60.
  • Genesis G90 — HTRAC от Hyundiai, электромеханика, от 10/90 вплоть до 90/10.
  • Honda Legend, MDX – использует SH-AWD.
  • Honda Pilot, Ridgeline – схема VTM4
  • Hyundai Genesis , Genesis G70, Kona фирменная разработка HTRACi, с электромеханической муфтой и распределением от 10/90 в нормальном режиме вплоть до 90/10 в зависимости от условий
  • Infiniti JX35, QX30, QX56, QX60, QX70, QX80– установлен интеллектуальный All Mode 4×4-I от Nissan
  • Jaguar E-Pace, F-Pace, F-Type, XE, XF, XJ, X-Type – интеллектуальная система Active DriveLine c Torque Vectoring (от нормальных 30/70 до 50/50 или 0/100).
  • Jeep GrandCherokee (SRT8) укомплектованный Quadra-Trac SRT 4 x4 электронно-управляемой одноступенчатой раздаткой
  • Lamborghini Urus — Torsen.
  • Land Rover Range Rover Evoque, Range Rover Velar – Intelligent Driveline Dynamics с динамическим распределением от 90 до 10% в любую сторону.
  • Lexus GS300, GS350, GX460, GX470, IS250, IS350, LS460, LS600h, LS600Hl, LX450d, LX570 – DiffLock (Torsen) с распределением 38/62.
  • Lexus RX300, RX330t – с нормальным распределением 50/50 со свободным дифференциалом.
  • Lexus RX350 – с нормальным распределением 50/50 с DiffLock.
  • Maserati Levante, самоблок, регулировка от 40/60 до 0/100.
  • Maibach 57, 62 – классиxеский 4Matic IV.
  • Mercedes-Benz C-Class, CL-Class, CLS-Class, E-Class, GL-Class (отличается распределением 50/50), GLA-Class, GLC-Class, GLE-Class, GLK-Class, GLS-Class, M-Class (распределение 50/50), R-Class, S-Class, V-Class, X-Class – фирменный 4Matic IV
  • Mitsubishi Eclipse, Eclipse Cross, Outlander – S-AYC.
  • Mitsubishi Lancer Evolution – ACD+AYC.
  • Nissan Juke, Murano, Pathfinder, Patrol, Teana, X-Trail – All Mode 4×4-I
  • Porsche 911 Carrera, Cayenne, Macan, Panamera — Porsche Traction Management (PTM) перераспределение мощности меду 4-мя колесами
  • Renault Kadjar — All Mode 4×4-I от Ниссан
  • Skoda Kodiaq ,Octavia, Superb, Yeti – исползуется муфта Haldex, на задний мост сегда отдается часть мощности (5-50%)
  • SsangYong Actyon, Actyon Sports, Chairman, Korando, Korando Sports, Tivoli — Active AWD с динамическим перераспределением момента на заднюю ось.
  • Subaru Forester, Outback – фирменная Symmetrical AWD с распределением момента (ACT);
  • Subaru WRX STI c МКПП – фирменная Symmetrical AWD с дифференциалом повышенного трения (DCCD)
  • Subaru Outback , Legacy- фирменная Symmetrical AWD с изменяемым распределением (VTD).
  • Toyota RAV4 (III)– с перебросом мощности назад.
  • Volkswagen Touareg – 4xMotion

On-demand.

Решения отличаются выполняющим роль ведущего в обычном режиме мостом и конструкцией муфты (некоторые особенности – в комментариях к названиям моделей в списках).

Схемы с подключением заднего моста.

  • Audi A3, A3 Sportback, Q3, RS Q3, RS3 (электрогидравлическая муфта), S3, ТТ. TT RS, TTS в версии quattro.
  • Audi A4, A4 Allroad, A5, Q5, A6 (в перспективе) в версии quattro ultra.
  • Cadillac SRX, XTS – муфта
  • Changan CS75 – опция, до 50% мощности, многодисковая.
  • Chery Tiggo, Tiggo 5 — опционально устанавливается на самые дорогие комплектация.
  • Chevrolet Captiva, Traverse –автоматическое перераспределение мощности.
  • Chevrolet Tracker –Haldex.
  • Chrysler 200 — возможна передача на второй мост до 60% момента.
  • Citroen C4 Aircross, С-Crosser – с ручным выбором режима и автоматическим подключением второго моста в режиме 4WDAuto, блокировкой межосевого дифференциала в режиме 4WD Lock.
  • Dodge Journey.
  • Ford EcoSport — автоматическ подключаемый муфтой Dana, с возможностью принудительного включения режима 4WD.
  • Ford Edge, Kuga, Taurus –с подключением электромуфтой.
  • Ford Escape, Maverick – с электронным многодисковым сцеплением RBC.
  • Ford Explorer — Terrain Management 4WD System, электромагнитная фрикционная.
  • Geely Atlas (NL3) подключение муфтой
  • Haval H2, H6 муфта — электромагнитная многодисковая NexTrac от BorgWarner, регулировка от 90/10 до 50/50.
  • Honda CR-V, Crosstour, Fit, HR-V,Jazz, Odyssey–RealTime 4WD на основе DPS (схема с двумя насосами)
  • Honda Grace, Vezel (гибрид) – RealTime 4WD с вискомуфтой.
  • Hyundai Creta, Grand Santa Fe, Santa Fe, ix25, ix35, ix55, Tucson – многодисковая, режимы 4WD Auto и
  • Hyundai Terracan – фирменный ATT.
  • Jeep Cherokee (Sport, Longitude, Limited), Jeep Renegade – Jeep Active Drive 4 x 4 с управлением тягой Select Terrain. Cherokee Trailhawk в базе комплектуется усовершенствованной Jeep Active Drive Lock 4 x 4 с блокировкой заднего дифференциала.
  • Jeep Compass, Jeep Liberty как стандарт используют Freedom Drive 4 x 4 c подключением зада э/м муфтой.
  • KIA Sorento, Sportage –электронно-управляемая Magna, с перераспределением мощности в диапазоне от 100/0 до 50/50.
  • Lamborghini Aventador LP 700-4, Centenario LP 770-4, Huracan LP 610-4 – интеллектуальная система собственной разработки на базе Haldex.
  • Lexus NX200, NX200t, RX200t – с распределением от100/0 до 50/50.
  • Luxgen 7 SUV – с возможностью принудительного ручного включения.
  • Mazda 6.CX-5, CX-7, CX-9 – Active Torque Split AWD, электронная.
  • Mercedes-Benz A-Class, B-Class, CLA-Class — 4Matic V.
  • Mini Clubman, Countryman , Paceman – All4, аналогична Active Tourer от BMW, распределяя т 100/0 до 50/50.
  • Mitsubishi ASX – Multi-Select 4WD.
  • Nissan Qashqai, Qashqai+2 – ATC.
  • Opel Antara, Insignia, Mokka – интеллектуальная система, многодисковая.
  • Peugeot 4007, 4008 – есть режим Lock, позволяющий отдавать на подключенный мост 50-82%.
  • Renault Duster, Kaptur, Koleos — с функциями принудительного включения и отключения.
  • Seat Altea – схема на основе Haldex
  • Skoda Kodiaq – использует для реализации Haldex 5
  • Suzuki Kizashi, Swift – возможен переброс до 50% момента.
  • Toyota CH-R, RAV4 (IV), Matrix ,Sienna, Venza –многодисковая, электронное управление.
  • Volkswagen Amarok, Caddy, Golf, Passat, Phaeton, Sharan, Teramont, Tiguan – классический 4Motion (некоторые отличия имеются только в конструкциях и поколениях используемых муфт).
  • Volvo S60.S80, S90, V40,V60, V90,XC40, XC60, XC70, XC90 – решение с электронным управлением на основе Haldex.

Схемы с подключением передней оси.

  • Alfa Romeo Stelvio Quadrifoglio — спортивный пятиместный кроссовер с Q4 и системой Torque Vectoring, электронная.
  • Cadillac Escalade – понижающая передача
  • Chevrolet Tahoe – практически близнец Cadillac Escalade.
  • Dodge Сharger — использует фрикционы для подключения.
  • Dodge Ram – 2 режима: жесткое подключение и «по требованию».
  • Ferrari FF – 4RM работает только в режимах «Снег» и «Комфорт», в остальное время – заднеприводной
  • Ferrari GTC 4 Lusso – 4RM-S, отличается от предшественника подруливающими задними колесам
  • Foton Sauvana — многодисковое сцепление и раздаточная коробка BorgWarner Torque-on-Demand.
  • Haval H7, H8,H9 — раздаточная коробка BorgWarner Torque-on-Demand.
  • Infiniti EX25, EX35, EX37, FX30d, FX35, FX37, FX45, FX50, QX50 — ATTESA E-TS от Nissan, гидромеханическая.
  • Isuzu Bighorn — TOD («Torque on Demand»), многодисковая с электронным управлением.
  • GMC Yuckonна платформе GMT
  • KIA Mohave – электронная, с возможностью принудительного включения 4WD и отключения ESP.
  • KIA Stinger с электронным подключением и регулировкой распределения тяги.
  • Lamborghini Gallardo, вискомуфта (Viscous Traction).
  • Land Rover Freelander – схема с
  • Lexus NX300, NX300h, RX400, RX450 – интеллектуальная система E-Four.
  • Maserati Ghibli и Quattroporte Q4 –многодисковая.
  • Mitsubishi L200, Pajero, Paiero Sport по схеме Super Select.
  • Nissan GT-R – ATTESA-ETS
  • SsangYong Rexton – TOD 4WD.
  • Toyota FJ Cruiser –MultiMode (с несколькими режимами работы).

Гибридный.

  • Acura NSX — спортивное купе c гибридной силовой установкой. задним ведущим мостом и электромоторами на передних колесах.
  • Acura RLX – переднеприводной гибридный седан с индивидуальными электромоторами на задних колесах.
  • Audi TT Offroad – ведущий передний мост и электромотор на заднем.
  • Honda NSX – гибрид с задним ведущим мостом и 2-мя электромоторам на переднем.
  • Lexus RX400h, RX450h – с электромоторами на задней оси
  • Tesla Model X, S – привод каждой оси от собственного электродвигателя.

Part-time.

  • Cadillac XT5.
  • Chevrolet TrailBlazer.
  • DW Hower H3, H5
  • Fiat Fullback (установлен Easy Select от Mitsubishi).
  • Ford F150, Ranger (с автоматическим распределением момента при работе).
  • Foton Tunland (ряд пониженных передач).
  • Great Wall Hover H3, H5, H6, M2, M4,Wingle.
  • Hyundai Terracan с
  • Isuzu D-MAX (с понижающей передачей), MU-X.
  • JAC S1.
  • Jeep Wrangler (Rubicon, Sport, Sahara) и Wrangler Unlimited (Rubicon, Sport, Sahara) c Command-Trac 4×4 или Rock-Trac 4×4 (на базе NV241).
  • Lincoln Navigator.
  • Mazda BT-50.
  • Mitsubishi L200, Pajero, Paiero Sport по схеме Easy Select.
  • Nissan Armada, Navara, NP300, Terrano, Terrano Regulus, Xterra.
  • SsangYong Kyron, Stavic.
  • Suzuki Jimny.
  • Suzuki SX4 — доступны режимы on-demand и блокировки.
  • Toyota Fortuner, Hilux Pick Up.
  • Тагаз Роад Партнер с понижающей передачей.
  • Тагаз Tager
  • УАЗ 3151, УАЗ Патриот, УАЗ Патриот Пикап, УАЗ Хантер.

Таким образом, в мире ПП наблюдается несколько тенденций:

  • Расширение применения на легковых авто с целью обеспечения маневренности и устойчивости;
  • Появление многочисленных автомобилей класса SUV с аналогичными легковым системами;
  • Смещение приоритетов даже на внедорожниках в сторону адаптивного или автоматически подключаемого привода.