Правило вождения в экстремальных условиях. Рекомендации для водителей

Надежность водителя - это способность безошибочного вождения
транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях
в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом
взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и
внешних факторов
Надежность - это качественная характеристика водительской деятельности
(работоспособность)
и
определяется
количественной
характеристикой
результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных
условиях.
К основным факторам, определяющим надежность, относятся:
профессиональная пригодность,
подготовленность
работоспособность.

На результативность и эффективность работоспособности
водителя оказывают влияние индивидуальные психологические
особенности, условия деятельности и особенности потока
информации.
1. К индивидуальным особенностям относятся:
психофизиологические
(темперамент,
время
реакции,
особенности восприятия, пороговые данные ощущений,
внимание, память, особенности мышления и т.д.),
личностные качества (характер, мотивация, установки),
уровень профессиональной подготовки, физические данные и
состояние здоровья.
2. Условия деятельности включают: особенности рабочего
места
(расположение
органов
управления,
приборов,
сидения);обзорность,
видимость;
исправность
техники;
микроклимат кабины (влажность температуры воздуха, скорость
воздушного потока);состояние дороги; интенсивность, скорость
движения; уровень организации движения.
3. К особенностям потока информации относятся:
пространственное расположение источников информации,
скорость информационного потока; легкость восприятия
информации, которая определяется размерами, контрастностью,
освещенностью (цифр, слов, знаков).

Подготовленность водителя определяется наличием у него профессиональных знаний,
умений и навыков, необходимых для самостоятельного управления транспортным
средством в различных дорожных и климатических условиях.
Знания - это совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для
эффективного и безопасного управления транспортным средством. Для водителя
объем знаний предусмотрен действующими программами подготовки и приобретается
в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, человек не может управлять
автомобилем. Для этого ему нужно владеть комплексом специальных умений и
навыков.
Умение- это способность правильно использовать специальные знания в
практической деятельности. Водитель должен уметь уверенно управлять автобусом в
различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожнотранспортную обстановку при ее изменении. Кроме того, он должен своевременно
выполнять необходимые действия, обеспеспечивающие безопасность движения. Для
этого ему необходимо сформировать навыки.
Навык- это способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия
автоматически без специально направленного внимания, хотя и под контролем
сознания. Опытный водитель, не задумываясь, выполняет рабочие воздействия при
управлении транспортным средством. Если он при этом допускает ошибку, то
своевременно замечает и исправляет ее.

Факторы, влияющие на надежность водителей

Надежность деятельности водителя зависит от комплекса факторов. Наиболее
значимые из них: уровень квалификации, стаж работы, психологическая
устойчивость, отсутствие алкогольной и наркотической зависимости.
Возраст. Изменение возраста водителя определяет две составляющие, влияющие на
качество вождения. Будем их оценивать по относительному числу ДТП (пот),
представляющему собой число ДТП отнесенное к суммарному пробегу автомобилей за
определенный срок. Одна из составляющих - неопытность, завышенная самооценка
молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП.
Проведенными исследованиями установлено,
что нижняя граница безопасного возраста
водителей мужчин 26 - 34 года (ДТП с
тяжелыми последствиями), для женщин водителей безопасный возраст наступает с 23 27 лет. Возраст, когда число ДТП достигает
минимума, наступает сравнительно поздно и
составляет 45 - 53 года у мужчин и 36 - 43 года у
женщин.

Реакция водителя

Время реакции - это интервал времени между моментом появления сигнала об
опасности и окончанием ответного действия
Время реакции может изменяться по мере накопления профессионального
опыта, а также в результате тренировки.
Значение времени реакции водителя определяется тем, что
от него зависит остановочный путь автомобиля, а,
следовательно, и исход аварийной ситуации. Общее время,
необходимое для остановки автомобиля, включает в себя
время реакции водителя (с момента восприятия
препятствия до начала нажатия на педаль тормоза);
время срабатывания привода тормозов (с момента
нажатия на педаль тормоза до момента начала
срабатывания привода)
время действия полностью включенных тормозов (от начала торможения до остановки автомобиля).

Пути повышения надежности водителей

Существует единый подход к обеспечению высокой
надежности водителей - комплексный.
Он включает два вида воздействий на водителя:
непосредственные и косвенные, т.е. через элементы
системы «водитель - автомобиль-дорога». Возникает
комплекс
различных
мероприятий,
не
только
технических, но также социальных, организационно воспитательных, экономических, правовых, медицинских
и др.
Надежность водителя зависит от того, в какой
степени при начальном обучении закладываются основы
будущих профессиональных качеств, в частности знание
Правил дорожного движения, мастерства вождения
транспортного
средства,
методов
обеспечения
эксплуатационной надежности машин, экономии
топлива.

Действия водителя во внештатных (критических) ситуациях

Такие ситуации могут возникнуть при угрозе
столкновения автомобиля с другими транспортными
средствами или препятствиями вследствие отказа
органов управления или других элементов системы
«водитель - автомобиль - дорога - среда», влияющих на
безопасность
движения
и
работоспособность
автомобиля.
Поэтому водитель должен учитывать эти
обстоятельства и соизмерять свои действия со
сложившейся обстановкой.
Если
избежать
происшествия
невозможно,
водитель обязан сохранить самообладание и принять
все меры для того, чтобы снизить тяжесть его
последствий.

Типы темперамента

Тип
Описание
Холерик
Сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности,
и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в
бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.
Сангвиник
Сильный тип темперамента, характеризуется подвижностью,
высокой психической активностью, разнообразием мимики,
отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.
Флегматик
Сильный тип темперамента, связанный с медлительностью,
инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым
внешним выражением эмоций, низким уровнем психической
активностью.
Меланхолик
Слабый тип темперамента, которому свойственно замедленность
движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень
психической активности, лёгкая ранимость, склонность глубоко
переживать даже не зная события, преобладают отрицательные
эмоции.

Получение навыков профессионального и безопасного вождения.

Два основных мотива человека:
Первый.
Достижение успеха. Мы ставим перед собой цель,
достижение которой однозначно расцениваем как
успех.
Например:
освоить
технику
управления
автомобилем в совершенстве, и тогда появляется
стремление
добиться
в
этой
области
совершенства, и мы находим средства и
совершаем действия, которые направлены на
достижение поставленной цели. Осознавая для
себя мотив достижения успеха, люди реально
оценивают свои возможности и ошибки, как в
жизни, так и на дороге и не перекладывают свою
ответственность на других.
Второй основной мотив человека – это избегание
неудач. И тогда цель человека заключается не в
достижение успеха, а в боязни неудач и теперь у
человека нет цели,
и у него появляется
неуверенность в себе потому, что у него нет веры в
достижении успеха. Он боится, что его могут
осудить и обидеть. Этот страх зачастую
проявляется в агрессивном поведении. У человека
возникает закрытость получения новых знаний и
навыков:

- он не испытывает удовольствия от процесса обучения;
- он пропускает занятия, оправдывая себя мнимыми причинами;
- всю ответственность за свои неудачи он перекладывает на преподавателей;
- он ставит перед собой либо слишком легкие, либо недостижимые задачи;
- он не воспринимает высказывания преподавателей о своих собственных способностях и
возможностях, потому что его внутренняя самооценка слишком занижена или, наоборот,
завышена.
Всё это НЕ способствует получению навыков эффективного и безопасного вождения.

Способности человека к профессиональной деятельности
водителя автомобиля определяются следующими качествами:
хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная
ловкость и хорошая координация движений;
лёгкость формирования двигательных навыков;
высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения
и суставно-мышечного чувства;
скорость и точность сенсомоторных реакций;
быстрота и точность определения скорости движения и
пространственных отношений;
хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая
устойчивость внимания;
хорошая зрительная и оперативная память;
высокая готовность памяти;
настойчивость, решительность, смелость, терпение;
эмоциональная устойчивость;
самообладание, дисциплинированность;
инициативность и сообразительность.

Ежегодно в России происходят тысячи аварий. В ДТП не только разбиваются фары и приходят в негодность автомобили, но и погибают люди. Вот почему рассудительные автовладельцы спешат записаться на курсы экстремального вождения.

К слову, в данной ситуации под «экстремальным» подразумевается не езда на бешеных скоростях и лихие развороты, а обучение безаварийному вождению в разное время года и на разных дорогах.

Правильное безопасное вождение строится на умении автомобилиста:

  1. объезжать неожиданно возникшие препятствия
  2. тормозить и разворачиваться на покрытой льдом трассе
  3. уходить от столкновений
  4. погашать заносы и т.д.

Безопасная посадка

Основой безаварийного вождения является правильная посадка водителя. Ее категорически запрещено рассматривать как позу для отдыха. Из-за неправильного положения тела можно потерять драгоценные секунды или доли секунд, во время которых можно избежать аварийной ситуации.

Управляя транспортным средством, приучите себя всегда держать руки в верхней части рулевого колеса. Спиной прижимайтесь к сиденью. Также избавьтесь от привычки вешать на стекло различные украшения. Снимите со щитка и ветрового стекла все «висюльки» и прочие посторонние предметы. Они лишь отвлекают внимание и мешают избежать аварийных ситуаций.

Оптимальная посадка позволяет человеку слиться с машиной в одно целое. Благодаря ней водитель получает информацию от дороги и авто «мышечным чувством». Ощущения такого рода выручают при:

  1. опрокидывании машины
  2. вращении
  3. пробуксовке
  4. заносе

Опытный водитель, обладающий «мышечный чувством», подсознательно знает, что нужно сделать, чтобы стабилизировать автомобиль и избежать аварии .

Одной левой

Хорошо подготовленный автомобилист должен уметь крутить баранку одной рукой, в частности, левой, чтобы преодолевать критические ситуации. Держа руль левой рукой, правой вы сможете переключать передачи, включить на некоторое время стояночный тормоз, чтобы заблокировать задние колеса и т.д.

Руление такого типа обеспечивает повышенную безопасность во время езды задним ходом и на высоких скоростях. Управляясь с «железным конем» одной левой рукой, можно повернуться вправо на 90 градусов, расширив радиус заднего обзора.

Для выполнения кругового руления левой рукой нужно взять ею руль на цифре 12 - по аналогии с часами. Повернув рулевое колесо до цифры 4 или 8, следует перехватить его в нижней части, выполнив перекат тыльной стороной кисти.

Так вы не потеряете контакта с баранкой. Естественно, перекат - не лучший способ контролировать руль, ведь рука в таком положении может проскальзывать. Но это куда лучше, чем совсем отпустить управление.

Быстрое руление обеими руками

При потере управляемости и устойчивости машины избежать аварийной ситуации помогает скоростное руление. Водитель, не имеющий достаточной квалификации, обязан обладать быстрой реакцией, чтобы вовремя исправить допущенную ошибку.

В автошколах начинающих автомобилистов плохо обучают технике скоростного руления. Впрочем, в ней нет ничего сложно. Выполняется подобное управление на боковом секторе баранки обеими руками поочередно и очень напоминает движения во время лазания по канату.

Для смены рук используется метод перекрестного захвата. Высокая скорость поворота руля обеспечивается благодаря непрерывным приложениям усилий и рывкам. Опытные водители могут таким образом вращать руль со скоростью 270 оборотов в минуту.

Старт на скользкой дороге

Помимо посадки и искусства руления, водителю важно знать, как правильно трогаться на скользкой дороге (особенно зимой и в гололед). Этот процесс, надо отметить, даже у опытных автовладельцев вызывает массу негативных эмоций.

Зимой можно постоянно наблюдать такую картину: водители, трогаясь с места и совершив пробуксовку, продолжают давить на педаль газа, но ничего не происходит. Когда машина начинает буксовать, колеса разогревают лед или снег. Он тает, образуя водяную прослойку, мешающую сцеплению шин с дорогой.

Чтобы без проблем стартовать с места, нужно первым делом выровнять колеса авто. Если они окажутся хоть немного повернутыми в сторону, это усложнит задачу. Трогаться нужно мягко, с минимальной пробуксовкой или вообще без нее. Если вы забуксовали, решите эту проблему выключением и повторным включением сцепления. На машине с передним приводом необходим двойной выжим сцепления.

Преодолеваем вязкий грунт

Чтобы не буксовать в грязи и песке, при старте машины нужно сохранить максимальный крутящий момент двигателя. Стартовать следует на высоких оборотах с большой пробуксовкой сцепления. После начала движения благодаря пробуксовке колес сохранится высокая тяга двигателя и крутящий момент. Так протектор шин очистится от грязи. Чтобы прекратить излишнюю буксовку, достаточно, тронувшись с места, быстро выключить повышающую передачу.

Опережающее дросселирование

Для повышения уровня безопасности во время езды квалифицированные водители совершают опережающие действие по управление машиной. В этом автовладельцам помогает опыт, благодаря которому они заблаговременно прогнозируют поведение машины и возможную ситуацию на дороге.

Двигаясь по дороге и реагируя на ситуацию путем торможения и разгона, помните, что у любой машины тормозная динамика выше разгонной. Если замедлить движение можно сразу же после нажатия педали тормоза, то повысить частоту вращения коленвала двигателя непросто - на это нужно время.

Соответственно, чтобы избежать проблем, следует начинать дросселирование до момента, когда движок потеряет мощность. Так вы сможете легко:

  • преодолевать крутые подъемы;
  • сохранять устойчивость машины на неровной дороге;
  • избежать лишнего переключения передач при езде по снегу, песку и грязи;
  • ускорить выполнение обгона;
  • быстрее выполнять различные экстренные маневры.

Итоги

Чтобы управлять автомобилем в экстремальных условиях, нужен опыт. Практикуясь, вы обязательно приобретете его, научитесь чувствовать автомобиль и в сложных ситуациях быстро принимать правильные решения.

Водителю, особенно новичку, важно сконцентрироваться на дороге. Скажем, если опытным автовладельцам музыка, играющая в авто, абсолютно не мешает, то новичков она отвлекает, равно как и разговоры с пассажирами.

7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия деятельности

Класс видов деятельности субъектов в особых и экстремальных условиях постоянно расширяется. Характерной особенностью современности является приближение класса особых условий деятельности К экстремальным, что связано в том числе с особенностями переходного периода жизни нашего общества . «Грань, отделяющая "нормальные" условия от "экстремальных", остается достаточно неопределенной. В их оценке следует ориентироваться на триаду: физическая характеристика факторов воздействия, состояние человека, показатели деятельности» .

Типичный пример - деятельность государственных служащих и менеджеров, рни трудятся в неблагоприятных в психологическом отношении условиях. В их деятельности доминируют стрессовые состояния, вызванные нестабильностью внешней социальной среды, недостатками в организации труда, трудностями в профессиональных взаимодействиях, в том числе - из-за непрофессионализма партнеров, частого появления труднопрогнозируемых экстремальных ситуаций, и всегда недостаточными ресурсами для их кардинального решения, динамичностью вынужденных политических приоритетов и т. д. Но все это - внешние факторы. Они всегда «преломляются через внутренние условия» человека (С. Л. Рубинштейн).

В ряде исследований показано, что на возникновение, например, стрессовых состояний человека в процессе труда серьезно влияют не только собственно физические параметры стрессогенных факторов (сила и тип раздражителя, его новизна и др.), но и особенности профессиональной ментальное™ людей. Так, в социономических профессиях - профессиях типа «человек - человек» - они следуют из иерархии функциональных взаимодействий работников. Например, автократия вышестоящих партнеров-руководителей - властность и высокомерие, подавление ими инициативы подчиненных, нетерпение к критике и пр. выступают наиболее весомыми стрессогенными факторами для нижестоящих по должностным позициям. Сочетание таких условий работы со стремлением человека к профессиональному развитию, к независимости суждений, к самостоятельности, усугубляемой ориентированностью специалиста на дело, на задачи, а не на отношения, создает психологические противоречия в коллективах, нередко приводящие к внутриличностным и межличностным конфликтам сотрудников организаций.

Особые условия характерны для многих профессий типа «человек - человек»: учителей, медицинского персонала, социальных работников, работников правоохранительных органов, психологов. Социальная незащищенность в целом делает условия труда многих россиян особыми и экстремальными . Для современного общества характерны сопряженные тенденции развития. «...С одной сто-4 роны, оно движется в "эвпеихическом" направлении, предполагающем организацию условий жизни и профессиональной деятельности, способствующих... развитию человеческой природы, возрастанию числа... самоактуализирующихся людей. С другой стороны, современные социально-экономические проблемы и последствия научно-технического прогресса оказывают отрицательное влияние на жизнь человека и экологию среды. У большинства они вызывают социальную и профессиональную напряженность, состояние тревоги, дистресса. Следствием этого становится неудовлетворенность трудом, снижение эффективности и надежности профессиональной деятельности, появление "маргиналов от профессии"» .

Традиционно в центре внимания психологии труда и инженерной психологии были космическая, авиационная, морская, полярная отрасли, деятельность военных, операторов, пожарных, пограничников и др., отличающиеся типичными особыми и экстремальными условиями труда. Чаще всего изучались либо военные специалисты, либо представители уникальных профессий. На рубеже веков ситуация в корне изменяется. Представители массовых профессий: водители транспортных средств, машинисты локомотивов, диспетчеры, операторы химических производств и др. - все чаще вынуждены работать в условиях воздействия экстремальных факторов или угрозы их появления, что может вызывать спектр негативных состояний - от стресса до монотонии и безразличия. Например, до 1990-х гг. труд водителей объединения «КамАЗ», перегоняющих новую технику заказчикам, и вообще всех водителей-«дальнобойщиков», считался престижным. С 1990-х - он связан с опасностью для жизни водителя от первого до последнего километра маршрута.

Очерчивая границы проблемы, заметим, что в России за последние 10-15 лет кардинально изменилось содержание едва ли не всех профессий. Деятельность «бухгалтера 1985 г.» не тождественна деятельности «бухгалтера 2000 г.»; «водителя городского транспорта 1985 г.» и «водителя 2000 %ц «летчика 1985 г.» - «летчика 2000 г.»; «учителя 1985 г.» - «учителя 2000 г.» и т. д. Компьютеры на производстве и соответствующее возрастание объектов управления, увеличение в несколько раз количества автотранспорта на улицах городов, появление новых типов самолетов и усложнение системы пилотирования, введение платного обучения в корне изменили условия и трудовые отношения людей едва ли не во всех профессиях.

В психологии традиционно изучались поведенческие реакции людей в экстремальных и сверхэкстремальных условиях деятельности. Предполагалось, что они имеют эпизодический, случайный характер, присущи отдельным видам труда. Но есть основания полагать, что они типичны для многих социальных ситуаций - адаптации новичка в организации, начала работы руководителя подразделения после назначения, конфликтов в группе и др. .

На основании литературных данных уточним содержание и очертим разграничения ключевых понятий: измененных, затрудненных, особых и экстремальных условий деятельности.

Сверхэкстремальные - условия деятельности характеризуются постоянным действием на человека экстремальных факторов, имеющих высокую интенсивность и представляющих реальную опасность. Возникающие функциональные состояния имеют крайнюю степень выраженности. В деятельность работника включены аварийные резервные возможности организма и психики. После такой работы требуется обязательная реабилитация .

Экстремальные - условия деятельности, характеризующиеся постоянным действием интенсивных экстремальных факторов, которые могут представлять потенциальную опасность для здоровья и жизни работника, а также угрозу для здоровья и жизни других людей или сохранности материальных ценностей. При этом негативные функциональные состояния работника выражены сильно. Его деятельность осуществляется с подключением резервных буферных возможностей организма и психики. Работа в таких условиях требует специально организованного восстановления .

Особые - условия, когда деятельность специалиста сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их появления.При этом экстремальные у факторы не имеют большой мощности или интенсивности, а возникающие негативные состояния работника выражены умеренно. В особых условиях у людей мобилизуются резервные возможности компенсаторного типа. После работы человеку необходим отдых, достаточный для восстановления .

Дадим наше определение четвертой группе. Затрудненные - условия деятельности с периодической активизацией двух и более факторов, нарушающих психофизиологически комфортный режим труда.

Действие экстремальных факторов приводит к возникновению у субъектов труда негативных психических состояний типа динамического рассогласования, которые отрицательно сказываются на регуляции деятельности и снижают ее эффективность и надежность. Чаще компенсация отрицательного влияния негативных функциональных состояний осуществляется за счет волевых усилий человека с подключением его резервных возможностей. При этом резервные возможности организма и психики должны быть функциональными, то есть связанными с наличным запасом знаний, навыков, умений работника, не опредмеченными в живом труде (то есть не используемыми постоянно и повсеместно, но лишь как ресурс в чрезвычайных ситуациях).

Общим для всех классов условий - затрудненных, особых, экстремальных и сверхэкстремальных - являются время пхарактер действия стрессогенных факторов. Главное отличие между разными складывающимися в работе ситуациями состоит не в специфике, Новизне и уникальности экстремальных факторов, а в периодичности, частоте и длительности их воздействия на человека, а также в количественных характеристиках их интенсивности (мощности, действенности). Большее значение имеет не то, какой именно повреждающий фактор воздействует на человека в данный момент, а то, как он сочетается с другими условиями по времени и физической интенсивности.

Формирует затрудненные условия деятельности множество факторов. Наиболее распространенными среди них являются: физические и химические условия среды, механические воздействия (вибрации, перегрузки, шумы и резкие звуки), реальная или прогнозируемая опасность для здоровья и жизни, частое возникновение непредвиденных, в том числе и аварийных ситуаций, функциональные состояния (стресс, напряженное внимание, монотонность), высокая ответственность, боязнь ошибок, неудач, дисбаланс прав и обязанностей, продолжительные конфликты в коллективе, стиль руководства, особенности корпоративной культуры, конфликты в семье, рост стоимости жизни, проблемы с получением образования детей и др. Причинами могут быть особенности переработки информации и принятия решений (неопределенность, избыточность, противоречивость, неполнота информации), снижение или утрата определенного социального статуса, ситуация возможной потери работы .

Рассмотрим монотонию на конвейере. Технологию разбиения деятельности на элементарные операции и их ритмичное чередование можно пытаться как-то сгладить, «обогащая» труд, чаще делая перерывы для отдыха, используя функциональную музыку и т. д. Но монотонность труда рабочего часто устранить в принципе невозможно. Другие примеры: нерегламентированный рабочий день, возникновение непредвиденных обстоятельств, носящих экстремальный характер и влияющих на взаимоотношения работников многих видов совместной деятельности.

Стрессогенными могут быть факторы профессиональной карьеры: неудача, несоответствие результата цели или личностному статусу; успех и сопряженное с ним изменение самооценки, мотивации, профессиональных и личностных ценностей; ожидание выполнения ответственной работы; застой, неопределенность, невозможность прогнозирования, отсутствие положительных изменений перед завершением профессиональной карьеры .

Внешние возмущающие воздействия на процессы труда характеризуют три признака: длительность, интенсивность и последствия. Каждый из них может варьироваться в широком диапазоне и комбинироваться с другими «обертонами». Наиболее сложными являются ситуации, когда возмущения прямо воздействуют на человека как субъект труда, как личность и как индивидуальность. Поэтому важнейшими условиями обеспечения надежности и эффективности деятельности людей в особых и экстремальных условиях являются высокий уровень саморегуляции и формирование психологической готовности .

В. Г. Зазыкин выявляет следующую причинно-следственную цепочку. Возникновение негативных функциональных состояний приводит к высоким психоэмоциональным затратам. Динамика состояний субъекта, изменяя регуляцию и согласованность ансамбля психологических составляющих его деятельности, приводит к снижению ее эффективности и надежности. Этому предшествуют структурные изменения в деятельности, прямо сказывающиеся на ее устойчивости. Поэтому проблема устойчивости становится ключевой для понимания механизмов эффективности и надежности деятельности. Под устойчивостью (стабильностью) понимается малая изменяемость качественных и количественных характеристик деятельности. Устойчивость связана с другой научной категорией - надежностью (рис. 7.3). Надежность есть способность системы сохранять требуемое качество работы в различных условиях ее осуществления.

Согласно исследованиям В. Г. Зазыкина, вопрос сохранения устойчивости профессиональной деятельности актуален для 95 % респондентов - государственных служащих. Объективными факторами неустойчивости деятельности выступают недостатки в организации труда. Для различных категорий служащих они таковы:

Для руководителей: несовершенство нормативно-правовой базы деятельности; отсутствие реальных рычагов управления; низкая мотивация деятельности на госслужбе;

Для специалистов: несовершенство нормативно-правовой базы деятельности; противоречивые указания «сверху»; отсутствие реальных рычагов управления;

Для аналитиков: отсутствие реальных рычагов управления; противоречивые указания «сверху»; несовершенство нормативно-правовой базы деятельности.

Значимость данных факторов свидетельствует о нарушениях в информационной основе организации деятельности и недостаточном диапазоне возможностей для ее регулирования.

Условиями устойчивости деятельности при воздействии дестабилизирующих факторов являются:

Умение принимать точные, своевременные и правильные решения;

Умение предвидеть;

Умение выполнять свои профессиональные обязанности на высоком уровне;

Коммуникативные навыки.

Профессионально важные качества субъектов, определяющие устойчивость трудовой деятельности:

Для руководителей: интеллектуальные качества; целеустремленность; внутренняя организованность.

Для аналитиков: интеллектуальные качества; высокая работоспо-:,\ собность; личностная организованность;

Для специалистов: высокая работоспособность; стрессоустойчи-вость.

Обобщая эмпирические данные, делается вывод, что важнейшим условием эффективной и надежной деятельности при действии экстремальных факторов является профессионализм субъектов труда .

Под профессионализмом деятельности в акмеологйи понимается качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая его высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными способами решения профессиональных задач. Под профессионализмом личности подразумеваются характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностио-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационная сферы и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста .

Статья о том, на что обращать повышенное внимание при нахождении за рулем в неблагоприятных погодных условиях. В конце статьи - интересное видео об экстремальном вождении!

Содержание статьи:

В настоящее время советы по вождению в экстремальных погодных условиях обретают большую популярность среди широкой аудитории автолюбителей. И это не удивительно, ведь персональная защищенность от возможных непредвиденных происшествий на дорогах и безопасность пассажиров автомобиля – главное условие для каждого автомобилиста. В связи с этим водители приобретают различные курсы и специальные программы по обучению контраварийному или экстремальному вождению.

Что представляет собой экстремальное вождение


Для среднестатистического водителя это выражение создает представление о лихих разворотах на месте, переворотах, скольжению по льду и проезде через самые опасные препятствия на двух колесах. И чаще всего люди считают, что экстремальное вождение – это одна из разновидностей автомобильного спорта, которая не имеет особой связи с реальной ситуацией на дорогах.

Однако это далеко не так. Термин можно применить и для обычного вождения по опасной местности по скользкой дороге, при плохой видимости и других погодных «сюрпризах». Поэтому советы по вождению в экстремальных условиях не гарантируют начинающему автолюбителю профессиональное обучение мастерству дрифт-рейсинга и не сделают из него каскадера. Всё более практично и необходимо, особенно если вам не безразлично своё здоровье и безопасность окружающих людей.

Что мотивирует водителей пройти курс обучения экстремальному вождению


Автомобилисты обращаются за помощью к профессиональным инструкторам и интересуются советами по вождению в экстремальных погодных условиях по самым разным причинам. Одни уже неоднократно оказывались в опасных ситуациях при управлении автомобилем и готовы на всё, лишь бы не допустить их повторения. Другие просто желают предотвратить нежелательные происшествия и научиться чувствовать себя за рулем уверенно и безопасно.

Основное предназначение курсов и советов по обучению экстремальному вождению заключается в предоставлении профессиональной помощи для каждого автомобилиста, который не может устранить неуверенность или страх при управлении автомобилем в неблагоприятных условиях. Плохие погодные условия, включая гололед, туман, сильный дождь или снегопад, сильно влияют на психологическую уверенность водителя, особенно если речь идёт о представительницах женского пола. Хорошая учебная программа помогает избавиться от стрессового состояния, а также позволяет быстро и качественно освоить отдельные обязательные навыки для безопасного управления автомобилем при плохих погодных условиях.

Правильное вождение в экстремальных погодных условиях включает в себя ряд навыков и умений. Среди них можно отметить:

  • возможность проводить успешные развороты и торможение на скользкой дороге при плохой видимости;
  • погашение заносов и уменьшение возможных воздействий при продолжительном скольжении;
  • эффективное маневрирование и благовременное торможение с целью ухода от столкновений;
  • быстрый объезд преград и объектов, которые могут привести к непредвиденным происшествиям на дороге;
  • умение делать экстремальные повороты;
  • умение проезжать даже в самых узких местах;
  • умение сохранять устойчивость автомобиля при непредвиденном ДТП, и многие другие обязательные навыки.
Водитель должен уметь проезжать через неровности и препятствия на дороге без существенного ущерба для автомобиля и всех пассажиров. Чтобы обеспечить реальные условия неровной дороги, создаётся специальная тренировочная зона со множеством преград и сторонних объектов, которые невозможно объехать без надлежащего опыта и навыков.

Советы по обучению вождению в экстремальных погодных условиях позволяют автомобилисту быстро обрести навыки профессионального управления рулевым колесом, педалью тормоза и газа при скольжениях и возможных заносах.

Многие обучающие курсы, которые можно найти в автомобильной школе, преподаются профессиональными автоинструкторами, а практическая часть выполняется на тренажёрах. И только после того как водитель получает базовый уровень теоретических знаний и минимальные тренировочные навыки, его можно сажать за руль реального автомобиля, на реальной дороге с реальными неблагоприятными условиями.

Советы по вождению в экстремальных погодных условиях будут особенно актуальны для тех, кто желает правильно и разумно распределять своё внимание в случае непредвиденных аварийных ситуаций. Контраварийная подготовка – это важный аспект обучения, который обеспечивает начинающему автомобилисту базовый уровень теоретических и практических навыков, способных предотвратить возможные проблемы при вождении в неблагоприятных условиях.

Как избежать проблем при вождении в экстремальных погодных условиях

Остерегаться плохой видимости и тумана


Не секрет, что сильный туман является одним из самых опасных погодных явлений. При нулевой видимости водителю очень трудно определить происходящее на дороге и избежать аварийной ситуации.

Чтобы обеспечить хотя бы минимальное представление о дороге, автомобилисту необходимо включить ближний свет и очень сильно снизить скорость передвижения для того, чтобы увеличить расстояние между другими транспортными средствами. Рекомендуется применить стеклоочиститель и стеклообогреватель. Также нужно с особой внимательностью диагностировать происходящее сзади автомобиля, используя зеркала заднего вида. Это позволит заметить приближение других машин.

Контролировать сцепление колесных шин с дорожным покрытием


Автомобилисту нужно по-особому ответственно отнестись к контролю сцепления колесных шин с дорогой. При сильном ливне или других осадках дорожное покрытие становится невероятно скольким, из-за чего автомобиль превращается в настоящий гидроплан. Естественно, это усложняет процесс контроля над скоростью. И если вы ощущаете, что теряется управление, а скорость не снижается, лучше сразу отпустить педаль газа и подождать, пока автомобиль не замедлится.

Но ни в коем случае нельзя изо всех сил давить на тормоз, ведь тогда вы точно не сможете удержать руль в руках и тем более сохранить сцепление колес с дорогой.


Поведение автомобиля на скользкой дороге во многом зависит от типа и качества колесных шин. Поэтому при выборе колес не стоит экономить на отдельных моделях или дешевых вариантах, т.к. от этого элемента может зависеть многое, включая вашу безопасность и защищенность.

Если вам не безразличны состояние автомобиля, комфорт и здоровье пассажиров, которые находятся внутри автомобиля, то лучше отнестись к выбору колесных покрышек с особой ответственностью. Качественные шины способны обеспечить надежное сцепление автомобиля с дорожным покрытием, а это решает многие проблемы при продолжительном скольжении или езде по проблематичной, скользкой дороге.

Остерегаться повышенных температур


Не менее опасным погодным явлением является жара. Повышенные температуры приводят к перегреву радиатора или других важных частей автомобиля, что создаёт риск непредвиденных аварийных ситуаций. Если вы замечаете, что показатели температуры, сигнальные лампы и датчики сообщают об осторожности или опасности, немедленно отключите систему охлаждения (кондиционер) и включите обогреватель на самых высоких температурах. Подобные решения позволяют оттянуть горячий воздух от двигателя, направив его в салон. Но не пытайтесь снять крышку радиатора, если автомобиль остаётся очень горячим. Дождитесь, пока температура снизится, а двигатель остынет.

Помнить о мерах предосторожности во время снегопада или при гололеде


Заснеженная улица или трасса – одно из самых опасных мест для автомобилиста. Без базовых навыков и умений вождения в экстремальных погодных условиях перемещение в таких условиях может стать очень проблематичным. И повышенная опасность появляется в том случае, если снег начинает таять.

По-особому сложно в снегопад справляться с неровностями на дорогах, включая склоны или подъёмы. Если автомобиль начинает идти на спуск, обязательно перейдите на низшую передачу и снизьте скорость передвижения. Сохраняйте бдительность и контролируйте сцепление шин с дорожным покрытием. Ведь в таком случае вам будет намного легче приручить свою машину и предотвратить возможную аварийную ситуацию.

Заключение

Стоит помнить, что в настоящее время экстремальное вождение – это не только один из видов автомобильного спорта, но и обыденное явление, с которым можно столкнуться где угодно и когда угодно. С увеличением количества машин в шумных городах и мегаполисах каждая поездка может стать для неопытного автомобилиста настоящим испытанием. А если ещё и упомянуть ухудшение погоды, то это только усугубляет ситуацию. Приход заморозков и частые осадки повышают вероятность непредвиденных дорожных ситуаций, превращая управление автомобилем в большую проблему. И как гласит статистика, большинство ДТП происходят именно из-за неопытности или неподготовленности водителей к экстремальному вождению.

Поэтому советы по экстремальному вождению – это действительно очень важный и необходимый аспект безопасного управления автомобилем независимо от внешних условий. От таких простых и на первый взгляд банальных тонкостей может зависеть многое, в том числе и ваша жизнь. Хорошей дороги!

Видео об экстремальном вождении:


3. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИ ВОДИТЕЛЯ
3.1 Профессиональная надежность водителя
Современные сложные дорожно-транспортные условия предъявляют новые, значительно более высокие требования к надежности водителей транспортных средств. Официальная статистика свидетельствует, что водитель виноват в четырех происшествиях из пяти. Любое ДТП является результатом ошибки водителя в выборе безопасных условий скорости, дистанции, интервала. Если их значения не выходят за пределы безопасности, ДТП не произойдет. В противном случае появляется вероятность ДТП, которая реализуется в конфликтных ситуациях, когда для избегания ДТП необходимо применить экстренное торможение.

Водитель занимает особое место в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда» . Только водитель определяет, быть ДТП или не быть. Дорожные условия, среда и свойства автомобиля лишь определяют границы, в которых можно ездить безопасно. Можно предположить: чтобы повысить безопасность дорожного движения, необходимо побудить водителей к менее агрессивному, рискованному поведению, повысить общую культуру взаимоотношений между участниками дорожного движения и осознать психологическую компоненту водительской деятельности.

Поэтому повышение надежности водителя становится неотложной задачей общества, без решения которой невозможно добиться существенного снижения ДТП и повышения безопасности движения. Надежность по праву можно рассматривать как социально-психологическую проблему.

Надежность

Надежность – сложный целостный комплекс качеств водителя, позволяющий безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.

Надежность – это качественная характеристика водительской деятельности (работоспособности). Она определяется количественной характеристикой – результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных условиях. К основным факторам, определяющим надежность, относятся профессиональная пригодность, подготовленность и работоспособность.

Таким образом, в основе оценки надежности водителя лежит понятие ошибки, под которой понимается нарушение нормального хода транспортного процесса. Не всякая ошибка водителя ведет к аварии, но всякая авария по вине водителя результат ошибочных действий. Вышесказанное не означает фатальной обреченности некоторых психофизиологических, личностных особенностей водителя на неизбежное попадание в ДТП. Стоит обратить внимание на существование психологической компоненты водительской деятельности. Участникам дорожного движения необходимо знать особенности своей психики, уметь компенсировать ее недостатки. Результаты исследования, проведенного в США, показали, когда водителей, неоднократно совершавших происшествия, проинформировали об имеющихся у них психофизиологических недостатках, аварийность у них снизилась на 2/3. Настало время, когда водители

должны приобщиться к психологическим знаниям. Психологическая сторона проблемы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств имеет специфические особенности, которые влияют на общее становление правильного индивидуального поведения в среде движения.

Надежность водителя определяется уровнем его возможностей обеспечить безопасное управление транспортным средством. В этом смысле нередко применяются и другие термины: «профессионализм», «мастерство» и т. п. Каждый из них отражает лишь определенную сторону надежности водителя, но не раскрывает этого понятия полностью. Так, предлагается считать мастером того водителя, который «умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, максимально разрядить опасную обстановку». Главное в этом определении – умение избегать экстремальных ситуаций, а если такая ситуация возникнет, суметь нейтрализовать ее. Многим кажется, что это зависит только от мастерства и виртуозности водителя при управлении транспортным средством. Однако мастерство не главная черта надежного управления автомобилем. Во всяком случае, утверждение о том, что «все зависит от мастерства предвидения и точного расчета водителя, а также знания дорожной обстановки», нуждается в существенной корректировке.

Точный расчет – это расчет с минимальными допусками в ту или иную сторону. Малейший сбой, отступление от расчета – и он может подвести. Вряд ли такая манера необходима каждому водителю в его повседневной практике. Значительно лучше, если допуски в сторону безопасности будут увеличены и надежно гарантированы. Не следует забывать и о том, что пределы всякого мастерства при управлении транспортным средством должны быть ограничены допустимыми нормами.
3.2 Слагаемые надежности водителя
Человеку, стремящемуся получить водительскую квалификацию, необходимо обладать определенными физическими и психофизиологическими качествами. Его здоровье должно удовлетворять установленным требованиям.

В эту задачу не входит детальное рассмотрение медицинских требований, предъявляемых к лицам, желающим получить водительское удостоверение. Отметим лишь некоторые связанные с ними проблемы.

Эксперимент, который был проведен с глухонемыми и глухими людьми, показал, что, несмотря на отсутствие слуха, их надежность в управлении автотранспортом не снижается. Это объясняется тем, что информация о дорожной обстановке воспринимается в основном посредством зрения. Важно и то обстоятельство, что отсутствие слуха эти люди компенсировали повышением внимания.

В последнее время в целом отмечается тенденция ослабления некоторых медицинских требований, с тем, чтобы расширить круг лиц, которые могли бы управлять транспортными средствами. Это обеспечивается за счет улучшения

средств и систем информации. Например, сигналы светофора теперь располагаются в строго определенной последовательности (красный сигнал всегда сверху), дорожные знаки помимо цветового различия имеют для каждой группы отличительную форму и т. д. Повышению надежности управления транспортным средством способствует также совершенствование конструкции автомобилей, а в необходимых случаях – внесение в конструкцию специальных изменений и дополнительного оборудования. Например, для инвалидов без ног конструкция обеспечивает управление автомобилем только с помощью рук.

Бесспорно, что подобные допуски должны иметь определенные границы, так как человек, имеющий физические недостатки, при прочих равных условиях, в критический момент может не справиться с управлением. Это совершенно очевидно. Менее очевидно то, что для надежного управления транспортным средством недостаточно только одного факта, что человек психически здоров. Важна его индивидуальная психофизиология (возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя, совершению необдуманных действий и т. д.). Однако психологические тесты до сих пор не имеют широкого применения практически ни в одной стране.

В то же время не вызывает сомнения тот факт, что отдельным категориям людей не только не рекомендуется садиться за руль транспортного средства, им это просто противопоказано.

Подводя итог вышеизложенному, можно кратко сформулировать рекомендации при самостоятельном подборе водителя на ответственные участки и требования, которым должен удовлетворять кандидат:


  • возраст – в пределах 25 лет, хорошая физическая форма;

  • водительский стаж – не менее 5-7 лет и знание материальной части транспортного средства, на котором предстоит работать;

  • умение уверенно управлять автомобилем на высоких скоростях и в экстремальных ситуациях;

  • коммуникабельность, а также психологическая совместимость с непосредственным начальником.
После успешного завершения испытательного срока и окончательного приема на работу необходимо обеспечить: прохождение контраварийной и тактико-специальной подготовки.
3.3 Этика водителя
Этика водителя – это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя.

Этика складывается из следующих нравственных отношений:


  • уважительное отношение ко всем без исключения участникам движения; предупредительный, вежливый стиль езды;

  • «рваный» стиль езды, с резким набором скоростей и резким торможением недопустим;

  • оптимальный стиль, характеризуемый плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;
13

  • на дороге недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;

  • помощь другим водителям;

  • ответственность за рядом сидящих пассажиров;

  • бдительность по отношению к пешеходам, им может быть ребенок, который еще не знает ПДД, пожилой человек и т. д.;

  • использование наиболее безопасных приемов управления транспортным средством;

  • никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии;

  • постоянно следить за техническим состоянием и внешним видом транспортного средства.

4. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
4.1 Управление автомобилем в критических ситуациях
В последнее время появляется все больше и больше рекомендаций, как избежать ДТП в экстремальных ситуациях. Они основаны на результатах исследований, на личном опыте или исключительно на логических рассуждениях. Подробно описываются десятки способов расположения рук на руле и перехвата при его вращении, разворота на 180° с применением тормозов, преодоления закруглений дороги без снижения скорости и многое другое. Все это, разумеется, знать полезно, и, действительно, каждому нужно уметь быстро принять правильное решение и самым рациональным образом осуществить его в сложной ситуации. Однако еще более важно уметь управлять автомобилем таким образом, чтобы подобная ситуация не сложилась, чтобы не вынуждать себя к рискованным действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Этим навыкам необходимо учиться.

Безопасность водителя любой квалификации начинается и заканчивается посадкой. Нельзя рассматривать ее как позу «удобного сидения» и как способ отдыха между какими-то движениями, связанными с управлением. Многие беспечные водители серьезно пострадали из-за того, что не уделили посадке необходимого внимания. Притом большинство из них находят объяснение аварии в чем-то более существенном, чем «беспечная» посадка, хотя она лишила их нескольких десятых долей секунды, которых затем не хватило для преодоления экстремальной ситуации.

Посадка не является приемом управления автомобилем, но без нее немыслима скоростная реакция водителя на опасность. Притом экстренные действия очень вариативны в зависимости от характера дорожной ситуации. Каждой критической ситуации соответствуют определенные экстренные действия, к которым должен быть готов водитель, чтобы выйти из этой ситуации достойно.
14

Опрокидывание вправо - силовое руление вправо, балансирование, выравнивание.

Опрокидывание влево - то же в другую сторону.

Критический занос - скоростное руление (полной амплитуды) двумя руками с перехватами рулевого колеса на боковом секторе.

Ритмический занос - серия скоростных импульсов руления в одну и другую сторону.

Снос передней оси автомобиля - выравнивание рулевым колесом, торможение двигателем, подтормаживание левой ногой.

Экстренное торможение - ступенчатое торможение рабочим тормозом, последовательное включение понижающих передач с перегазовкой пяткой и задержкой включения сцепления. Коррекция устойчивости автомобиля рулевым колесом в каждый период растормаживания.

Экстренный объезд препятствия - силовое руление и выравнивание с переменным дросселированием. Компенсация заноса опережающим рулением.

Вращение автомобиля - серия последовательных действий: поворот рулевого колеса, резкое дросселирование, выключение сцепления, обратное руление, выравнивание, включение сцепления, дросселирование.

Здесь перечислены только 10 типичных вариантов критических ситуаций, хотя в жизни их может встретиться намного больше.

Чрезвычайно важным для безопасности является «чувство автомобиля», которое обеспечивается посредством оптимальной посадки водителя, его контактом с автомобилем. Большая часть информации от автомобиля и дороги воспринимается «мышечным чувством» водителя, но актуальны эти ощущения при потере устойчивости и управляемости (при сносе, заносе, блокировке и пробуксовке, вращении и опрокидывании).

«Мышечное чувство» дает опытному водителю сигнал к действию по стабилизации автомобиля и позволяет корректировать собственные действия по ходу развития критической ситуации.
Положение рук при повороте
При движении по прямой готовность водителя к экстренному маневрированию обеспечивается симметричным расположением рук на рулевом колесе: «10-2» или «9-3» (по аналогии с цифрами на циферблате часов). При необходимости маневра руки смещаются на боковой сектор рулевого колеса. Их положение при повороте налево - «8-12», направо -«12-4». Эти положения обеспечат готовность к действиям в критических ситуациях на дуге поворота, т.е. к экстренным маневрам - коррекции поворота («довороту»), объезду препятствия - стабилизации автомобиля при потере устойчивости и управляемости. Кроме того, положение рук на боковом секторе (боковой захват) позволяет противодействовать выравниванию автомобиля, вызванному самостабилизацией передней подвески, и центробежной силе, смещающей корпус водителя к наружной стороне.

Боковой захват позволяет обеспечить несколько приемов управления, способы, выполнения которых следующие:


  • удержание автомобиля на дуге поворота - постоянная тяга вниз двумя руками из положения на боковом секторе. (Используется сила мышц-сгибателей, наиболее развитых у любого человека.) Коррекция траектории обеспечивается усилием и ослаблением тяги;

  • «доворот» - крутизну маневра на дуге поворота увеличивает рука, находящаяся сверху (в положении «12»). Другая рука, находящаяся в положении «4» или «8», отпускает рулевое колесо и страхует его в боковой зоне, при необходимости подключаясь к «довороту» на больший угол;

  • выравнивание траектории автомобиля - после завершения поворота повышение тяги двигателя способствует самостабилизации автомобиля - выравниванию управляемых колес. Руки на боковом секторе поочередно выполняют тормозящую функцию - сопровождающее руление, регулируя скорость самовыравнивания. Отпускать рулевое колесо нельзя, так как это может привести к резкому ритмическому заносу;

  • стабилизация при заносе - при возникновении бокового скольжения задней оси, что чаще всего возникает на автомобиле с задними ведущими колесами (классическая компоновка), компенсировать занос можно быстрым поворотом рулевого колеса в сторону заноса на 90-180° без смены положения рук. Если амплитуда заноса большая, то водитель переходит к поочередному рулению левой и правой руками со сменой положения рук на боковом секторе.
При поворотах нежелательно перекрещивать руки в нижнем секторе рулевого колеса (так называемый перекрестный захват). Руление в нижнем секторе рулевого колеса почти всегда нежелательно. Любая критическая ситуация требует максимальных усилий, а исходное положение не позволяет приложить их.


Положение рук на рулевом колесе