Штуцер ртц что. Как правильно прокачать тормозную систему с АБС? В чем заключается особенность прокачки тормозов с антиблокировочной системой

Думаем, что нет среди нас таких водителей, которые не испытывали беспомощности во время торможения. Когда машина продолжает двигаться совсем не в том направлении, в котором хотелось бы вам – это занос.

Хорошо хоть инженерные мысли не стоят на месте. Практически у каждого водителя есть такая система, как ABS. Давайте подробнее рассмотрим систему ABS, и выясним, можно ли прокачать тормоза с ABS самостоятельно.

Понятие АБС автомобиля

ABS (Anti-lock Braking System) – система антиблокировки, которая предотвращает блокировку колес в случае резкого торможения.
Система ABS регулирует скорость вращения всех колес – это ее основная задача, осуществляемая изменением давления в системе тормозов автомобиля. Этот процесс происходит с помощью импульсов (сигналов) с датчиков на всех колесах, поступающих на .

Как работает антиблокировочная система

Относительно дорожного покрытия пятно контакта колес, в принципе, неподвижно. Мы знаем еще из курса физики, что на колеса действует сила трения покоя.
Учитывая то, что сила трения скольжения меньше, чем сила трения покоя, с помощью ABS вращение колес эффективно замедляется со скоростью, соответствующей скорости движения машины во время торможения.

Видео

Когда мы начинаем тормозить, система антиблокировки постоянно и достаточно правильно определяет скорость вращения колес, и синхронизирует ее.

Структура антиблокировочной системы

Основные элементы ABS:
- клапаны управления, которые установлены в магистрали основной системы тормозов. Также клапаны являются составляющими модулятора давления;
- датчики, которые установлены на ступицы колес машины: ускорения, скорости, замедления;
- электронный блок управления ABS. Его функция заключается в получении с датчиков сигнала и управление действиями клапанов .

Прокачка тормозной системы с ABS, учитывая особенности системы

Чтобы прокачать тормоза с ABS, необходимо иметь некоторые технические навыки. Вдобавок, необходимо ознакомится с инструкцией по устройству и эксплуатации тормозной системы автомобиля.

Прокачка тормозов с ABS, ее особенности:
- если в машине блок гидроклапанов, насос и гидроаккумулятор размещены в одном узле, тогда , с заменой технической жидкости и прокачка тормозной системы производится также, как прокачка тормозов на автомобиле без АБС (отключаем (вынимаем) предохранитель, тем самым отключается система). Нажав педаль тормоза, и, отвернув прокачной штуцер РТЦ, прокачиваем контуры. Затем включаем зажигание – насос выгонит из контура воздух. Теперь закручиваем штуцер и отпускаем педаль тормоза. Если лампочка «неисправность ABS» потухла, значит, вы все сделали правильно.
- если гидромодуль с клапанами и гидроаккумулятор находятся в разных узлах, значит, прокачка тормозной системы производится с помощью диагностического сканера, который снимает данные с ЭБУ ABS. Однако, его у вас скорее всего нет. Таким образом, тормоза с ABS прокачиваются только на .
- Тормозная система с ABS и с электронной системой активации (SBC или ESP) прокачивается только в автосервисе.

Как происходит прокачка тормозной системы с ABS

Внимание! Не следует забывать, что давление в тормозной системе может достигать 180 атмосфер. Поэтому перед тем, как разъединить тормозные магистрали у любых тормозов с ABS, нужно разрядить аккумулятор давления. Чтобы это сделать, включите зажигание и примерно 20 раз нажмите на тормоз. Все это делается для того, чтобы предотвратить выброс технической жидкости.

Процесс прокачки тормозной системы с ABS

Любая самостоятельная прокачка тормозов, будь это тормоза с ABS или обычные, проводится с напарником. Сначала выключается зажигание – положение «0». На бачке тормозной жидкости отсоединяются разъемы.

Тормоза передних колес:


- выжимается педаль тормоза до упора и держится в таком положении;
- видим выход «завоздушенной» смеси;
- штуцер закручивается и отпускается педаль.

Тормоз заднего правого колеса:
- на прокачной штуцер надевается шланг, а штуцер откручивается на оборот;
- выжимается до упора педаль тормоза, удерживая ее, ключ зажигания поворачивается в положение «2»;
- с помощью работающего насоса из системы выйдет воздух. Т.е. штуцер перекрывается и отпускается педаль тормоза тогда, когда техническая жидкость станет выходить без пузырьков воздуха.

Тормоз заднего левого колеса:
- на прокачной штуцер надевается шланг;
- штуцер открывается на оборот;
- педаль тормоза не нажимается;
- посредством работающего насоса, из системы выйдет «завоздушенная» смесь;
- наполовину нажимается педаль тормоза и закручивается штуцер;
- педаль тормоза отпускается, и теперь ждем, когда насос полностью остановится.

Прокачка тормозов с АБС – это весьма сложный процесс, требующий от автомобилистов наличия совокупности определенных технических навыков. Раньше, до появления автомобилей с такой системой, этот вопрос был не настолько серьезным, поэтому проделывать это в домашних условиях и занимало не больше полтора часа времени. Но с развитием технологии возникла проблема того, как прокачать тормоза с АБС.

Система антиблокировки (АБС) не позволяет блокировать колеса при резком торможении, обеспечивая при этом защиту от потери управления над автомобилем. Главная ее задача заключается в том, чтобы регулировать скорость вращения всех колес. Достигается это, благодаря изменению давления в системе транспортного средства, а именно при помощи импульсов, которые поступают на блок управления системой.

Принцип работы основан на элементарных законах физики, точнее на силе трения. Понятно, что контакт колеса относительно дорожного покрытия является неподвижным, и так как сила трения покоя больше, нежели сила трения скольжения, антиблокировочная система максимально приравнивает скорость движения колес с самой машиной при торможении.

Элементы системы включают в себя клапаны управления, которые находятся в магистрали основной системы тормозов, именно они получают импульсы и регулируют давление. Далее датчики, расположенные на ступицы колес, которые измерят скорость движения, передают эту информацию на главный узел. И, наконец, электронный блок управления, который принимает решения по поводу силы давления в тормозах.

Инструкция прокачки

Для того, что бы осуществить прокачку АБС первого типа, необходимо выполнить следующие действия. Во-первых, провести зрительный осмотр основного блока системы. Во-вторых, отключить полностью путем изъятия предохранителя. В-третьих, открутить штуцер и прокачивающий РТЦ и приступить непосредственно к прокачке. Не стоит забывать, что весь процесс должен происходить при выжатой педали, если Вы все выполняете правильно, то при зажигании засветится индикатор неисправности антиблокировочной системы. Далее необходимо включить насос и подождать пока весь воздух выйдет из системы. Система будет прокачена правильно, если лампочка погаснет.

Второй тип АБС прокачивается другим способом, немного сложнее. Для начала необходимо найти человека, который будет помогать, ведь поскольку у такой системы все элементы находятся в разных местах, сделать это одному будет невозможно. Самое первое, что нужно сделать – это сбросить давление, так как оно может достигать 180 и больше атмосфер. Рекомендуют делать это, выключив зажигание и нажав на тормоза около 10-20 раз. Также следует отключить разъёмы на бачке с тормозной жидкостью. Прокачка проводится сначала на передних колесах, а далее на каждом заднем колесе по отдельности, сначала на правом, а потом на левом.

Начнем с передних колес нужно: выключить зажигание, одеть шланг на штуцер прокачки, открыв на его не больше, чем на пол-оборота. Выжать педаль тормоза и крепко зафиксировать ее в таком положении. Выполняя это действие, можно наблюдать, как выходит тормозная жидкость с пузырьками. После этого необходимо закрутить штуцер и отпустить педаль.

Следующим – заднее правое колесо. Для начала опять одеть шланг на штуцер, но на этот раз открыть его полностью, на весь оборот. Выжать до конца педаль тормоза. Включить зажигание, не отпуская при этом педаль. Потом насос сам выгонит из тормозной системы весь воздух, и как только Вы увидите, что тормозная жидкость идет без пузырьков, можно перекрывать штуцер и отпускать педаль.

И, на конец, алгоритм прокачки тормоза заднего левого колеса. Все так же, как и с предыдущим колесом, необходимо одеть шланг на штуцер и полностью открыть его. В этом случае не нужно выжимать педаль тормоза. Тем временем, включенный насос выкачает тормозную жидкость вместе с воздухом. Следующее, что необходимо сделать – это нажать педаль на половину и закрутить штуцер. Отжать педаль тормоза и подождать какое-то время пока насос полностью остановится. И в конце, выключить зажигание, не забыв подключить разъёмы к бачку тормозной жидкости. Необходимо помнить важную вещь: во время процедуры стоит следить за тем, чтобы насос работал без жидкости, и он не может работать больше двух минут. Когда же жидкость не успевает выйти за это время, он останавливается и весь цикл повторяется сначала.

В завершение процедуры стоит проверить герметичность тормозной системы, нет ли в ней протеканий. Также долить в бачок тормозную жидкость до допустимого уровня. На этом весь процесс можно считать законченным.

Существуют общепринятые меры предосторожности при прокачке тормозной жидкости автомобиля. Первое – не допускайте полного опустошения расширительного бачка, из-за этого в насос гидравлики попадает воздух, который можно удалить только в мастерской при помощи специальных приборов. Второе – при замене тормозного шланга необходимо прокачку делать в мастерской, без которой использовать автомобиль как средство передвижения нельзя.

Не стоит забывать о том, что у каждой модели автомобиля существуют свои особенности прокачки тормозов с системой АБС, поэтому перед началом роботы стоит внимательно изучить руководство управления именно вашим транспортным средством, так как у него обязательно есть свои конструктивные особенности.

Особенности

С самого начала ставим транспортное средство так, чтобы можно было легко добраться до штуцеров прокачки тормозной системы. Напомню, что она находятся на тормозных цилиндрах каждого колеса.

АБС бывают двух типов: первый – состоит из насоса, гидроклапана и гидроаккумулятора. Такой тип принято считать самым простым, поскольку технология прокачки такая же, как и у стандартной системы торможения. Главной особенностью второго типа является то, что все ее элементы расположены в разных местах автомобиля.


Исходя из этих двух видов АБС становится ясно, что принцип прокачки каждого будет существенно отличатся.

Видео “Прокачка тормозов с АБС”

На видеозаписи показано, как своими руками прокачать тормоза на иномарке Mitsubishi Pajero.

Благодаря использованию современных технологий конструкторам удалось существенно улучшить тормозную систему автомобиля. Большинство моделей последних лет оборудуют системой тормозов с ABS. Она позволяет синхронизировать скорость вращения колёс при заносе или экстренном торможении. Это выравнивает ход машины на скользком дорожном покрытии и существенно сокращает тормозной путь.

Особенности ABS

В процессе торможения на центральный пульт поступают сигналы с датчиков передних и задних колёс. Происходит эффективное замедление вращения колёс с такой же скоростью, как и скорость движения автомобиля. Тесты и расчёты показали, что такая тормозная система наиболее эффективна при любой погоде и на любом дорожном покрытии.

Изображение тормозной системы с ABS

Несмотря на технические отличия систем ABS у разных марок автомобилей, все устройства имеют следующие составляющие:

  1. Датчики ускорения и замедления, расположенные на ступицах колёс.
  2. Клапаны управления, которые регулируют давление в магистрали основной тормозной системы.
  3. Электронный блок, который обрабатывает сигналы и по ним регулирует положение клапанов.

Совет: Покупая автомобиль с установленной на нём ABS, не стоит расслабляться. Система лишь помогает в экстренных ситуациях на дороге, а не полностью берёт управление в свои руки.

Когда делают прокачку тормозов и зачем это нужно

Производители рекомендуют делать прокачку тормозов каждые 50-60 тысяч километров. Кроме этого, нужно периодически делать осмотр тормозов. В процессе эксплуатации в герметичную систему с тормозной жидкостью иногда попадает воздух. Это связано с небольшими трещинами патрубков или неплотно зажатыми соединениями.

Прокачка позволяет убрать лишний воздух и сделать тормозную систему максимально эффективной. На практике основными признаками необходимости прокачки считаются:

  • педаль тормоза ходит более плавно, увеличился рабочий ход автомобиля;
  • воздух иногда попадает в систему после ремонтных работ других узлов автотранспорта;
  • уровень тормозной жидкости в бачке резко упал.

Для автомобилей с системой ABS делать прокачку несколько сложнее. Но если знать технологию и выполнять все действия в правильном порядке, то такую работу можно провести без привлечения мастеров. Это относится как к отечественным автомобилям, так и к иномаркам.

Каждая модель имеет свои особенности прокачки тормозов, поэтому перед началом ремонта найдите инструкцию именно для вашего авто.


Каждая модель имеет свои особенности прокачки тормозов с ABS

Как правильно прокачать (порядок действий)

Такой ремонт требует не только теоретической подготовки, но и некоторых практических навыков. Поэтому если у вас есть знакомый автолюбитель, который уже делал прокачку тормозов, не лишним будет позвать его. Сама прокачка отличается в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля. Если гидроаккумулятор, насос и гидроклапана находятся в одном месте, то работа будет схожа с моделями без ABS.

Какой инструмент потребуется для ремонта

Кроме обычного слесарного инструмента, может потребоваться специальное оборудование, например, сканер. С его помощью считывают информацию с электронного блока. В некоторых моделях, кроме системы ABS, устанавливают дополнительные системы контроля движения. В этом случае будет лучше отвезти автомобиль в сервис, так как прокачка повлияет на работу других систем.

Схема работы

Независимо от типа ABS существует несколько правил проведения ремонта, такую схему нужно соблюдать в любом случае. Так как максимальное давление в гидросистеме составляет 180 атм, перед началом ремонта его необходимо снизить. Для этого выключаем зажигание и около 20 раз прожимаем педаль тормоза. Таким образом, происходит выброс некоторого количества жидкости и давление падает. После отключения зажигания отсоединяем все разъёмы на бачке с тормозной жидкостью.


Чтобы сбросить давление жидкости около 20 раз прожимаем педаль тормоза

Совет: Прокачка тормозов на передних и задних колёсах отличается, важно выполнять работы в правильной последовательности.

Прокачка тормозов передних колёс


Заднее правое

  1. Надеваем шланг и поворачиваем штуцер на 1 оборот;
  2. Зажимаем педаль тормоза и поворачиваем замок зажигания до отметки с цифрой 2;
  3. При этом включается в работу насос, который и выводит жидкость с лишним воздухом из системы;
  4. После выхода «воздушной» жидкости закрываем штуцер;
  5. Отпускаем педаль тормоза и выключаем зажигание.

Заднее левое


Подсказки на видео (прокачиваем на Mitsubishi Pajero 3)

Нюансы работы с ABS на разных моделях авто

Учитывая то, что на отечественных машинах и иномарках система ABS имеет свои особенности, стоит заранее подготовить необходимый инструмент и оборудование, которое понадобится, чтобы прокачать систему правильно.

  • при расположении насоса и гидроаккумулятора в одном узле прокачка существенно упрощается, специальное оборудование не потребуется;
  • при отдельном расположении (как у большинства иномарок) нужно использовать электронный сканер для считывания данных с блока управления;
  • в случае дополнительных систем контроля стоит не прокачивать самостоятельно, а всё же обратиться в сервис для прокачки тормозов с ABS

Чтобы наладить работу тормозной системы с ABS, необходимо изучить техническую документацию по своему автомобилю и определить расположение основных элементов системы. Выполнение такого ремонта несложное, но может понадобиться помощь знакомого для регулирования положения тормозной педали при выходе жидкости.

Для того чтобы на автомобиле прокачать тормоза опытному водителю понадобится не более двух часов, но это возможно только на машинах, на которых установлена обычная стандартная система торможения. Но такая система уже давно не удовлетворяет потребности автомобилистов и автопроизводители все чаще устанавливают ABS.

Чем отличается прокачка тормозов c ABS и без ABS

Осуществить прокачку тормозов на авто с АБС задача непростая и дело не в сложности самого процесса прокачки, а скорее в неосведомленности. Прокачка тормозов на транспортном средстве с АБС и без антиблокировочной системы значительно отличаются некоторыми ключевыми моментами и имеют свои особенности.

Три основных отличия антиблокировочной системы от обычного тормоза:

  1. В системе с АБС, в отличие от тормозов без АБС, трубопроводная система (контур задних колес) находится под повышенным давлением.
  2. Наличие антиблокировочной системы требует проводить регулярный контроль уровня тормозной жидкости. Если ее уровень находится на предельно низком уровне, насос привода работает в сухую и начинает качать только один воздух, тем самым достаточно быстро перестает фунциклировать.
  3. Время работы насоса не должно превышать двух минут, если же он отработал больше, необходимо обязательно включить зажигание на десять минут для его охлаждения.

Типы АБС систем

Прежде чем предпринимать действия по прокачке тормозов с АБС, стоит с ней ознакомиться. На данный момент известно два основных вида АБС, отличающихся между собой по основному признаку – порядком размещением узлов системы.

1) Первый вид АБС – в основном узле находятся, непосредственно сам насос, блок гидроклапанов, гидроаккумулятор.

Действия по прокачке тормозов происходят в последовательности, аналогичной прокачке, как в машине с обычными тормозами без антиблокировочной системы.

  • Необходимо найти предохранитель, отвечающий за работу ABS автомобиля и достать его, тем самым добившись полного отключения системы.
  • Найти штуцер прокачки РТЦ и открутить его. Дальше прокачка тормозной системы ABS должна проводиться строго при выжитой педали тормоза.
  • Зажигание автомобиля включить, но при этом должна светиться лампочку неисправности ABS. В это же время запускается насос, выгоняющий из тормозной системы воздух. Погасшая лапочка тормозной системы означает, что все сделано правильно.

2) Второй вид ABS –все составляющие детали (гидроаккумулятор, гидромодуль с клапанами) этой системы находятся в разных узлах.

Понадобится специальный сканер, диагностирующий систему ABS и снимающий с электронного блока управления тормозной системы всю необходимую информацию.

Такой сканер достаточно дорогой и у автовладельцев встречается редко, именно поэтому прокачка тормозов с ABS, как правило, выполняется в условиях СТО. На большинство АБС установлены устройства активации SBC или ESP, также как и ABS они прокачиваются только на СТО.

Как прокачать ABS-тормоза

Прежде всего, стоит отметить, что прокачку нужно проводить с напарником. Рекомендуется незадолго до выполнения работ осмотреть резьбу штуцера прокачки, нередко он бывает сильно схвачен коррозией, и чтобы избежать срыва и поломки резьбы металл нужно заблаговременно обработать смазкой WD-40. Помимо этого, чтобы при замене тормозной жидкости не залить излишек, следует отметить его уровень на расширительном бачке.

После отключения штекера системы АБС можно приступать к процессу прокачки. Качественно и правильно прокачать тормоза с такой системой можно только в помещениях, оборудованных ямой или эстакадой. Первым рекомендуется прокачивать переднее левое колесо, за ним – переднее правое. Далее левое заднее колесо, после – правое заднее.

Порядок прокачки тормозов АБС

1) Заранее подготовленный прозрачный шланг нужно закрепить на штуцер тормозного цилиндра, другой его коней опустить в емкость.

2) Установить рычаг коробки передач на нейтральное положение, задействовать ручник (ручной тормоз) и для сброса АТ в контуре до 80 атмосфер включить зажигание.

3) Необходимо интенсивно нажимать на педаль тормоза до появления на ней сопротивления, после чего педаль нужно удерживать в нажатом положении. Специальным ключом отвернуть штуцер и подождать когда педаль тормоза упрется в пол. После того как это произойдет, штуцер необходимо завернуть, а педаль тормоза отпустить.

Эти действия следует повторять до тех пор, пока вся тормозная жидкость в бачке не опустится до уровня патрубка гидропривода. Во избежание попадания воздуха в тормозную систему нужно регулярно доливать в бачок тормозную жидкость.

4) В гидроприводе сцепления накапливается воздух и при его выдавливании «уходит» примерно 100 мл тормозной жидкости. По окончании процедуры прокачки тормозов для восполнения потерь в расширительный бачок необходимо добавить тормозную жидкость до отметки максимального уровня. Описанную выше процедуру необходимо провести на каждом колесе. В тормозной жидкости должны отсутствовать пузырьки воздуха.

5) Следующим этапом работы является контроль свободного ход педали тормоза. Если прокачка выполнена качественно и правильно, свободный ход педали составляет до 30% общей амплитуды перемещения педали.

6) Завершающим шагом прокачки тормозов является заливка в бачок новой тормозной жидкости. Ее количество должно строго соответствовать уровню ранее нанесенной на бачок метки. Крышку расширительного бачка плотно завинтить и подключить штекер антиблокироочной системы.

Одновременно с прокачкой тормозов рекомендуется обратить внимание на герметичность и плотность фиксации всех элементов тормозной системы. Чтобы проверить работоспособность системы нужно завести двигатель машины и на протяжении десяти секунд нажимать педаль тормоза до упора. В это время индикатор исправности АБС в режиме самодиагностики должен загореться и вскоре погаснуть. Данный алгоритм индикатора свидетельствует о качественной прокачке системы и отсутствии прочих неисправностей.

Оценить, какова эффективность работы системы, можно проведя контрольный заезд с регулярным торможением. Если в момент торможения в педали тормоза присутствует пульсация – это свидетельствует об исправном состоянии системы.

Важно! Если конструкция системы АБС предусматривает оснащение электронными активаторами SBC и ESP, прокачка тормозной системы производится только в условиях СТО.

Эффективность работы антиблокировочной системы

Благодаря наличию в тормозной системе АБС есть возможность существенно сократить тормозной путь, что позволяет водителю в условиях экстренного торможения сохранить хорошую управляемость автомобилем. Это позволяет избежать многих непредвиденных ситуаций и даёт возможность в процессе торможения маневрировать. Перечисленные достоинства делают антиблокировочную систему важным элементом тормозной системы.

Наличие в машине ABS для неопытного водителя в любом случае лучше, оно позволяет осуществлять экстренное торможение даже интуитивно понятным способом, приложив максимальное усилие к педали тормоза, при этом сохраняя возможность маневра.

Среди многочисленных достоинств антиблокировочной системы, по мнению специалистов, существует единственный недостаток – торможение автомобиля на рыхлых участках (гравий, песок, высокий снег). Тормозной путь становится гораздо длиннее, чем при полной блокировке колёс, поскольку автомобиль не «закапывается» в рыхлое покрытие, а продолжает нормальное движение. Однако сегодня современные ABS уже имеют алгоритмы, которые успешно применяются при торможении даже на таком покрытии.