Старший машины. Отправление и следование подразделений (команд) Памятка старшего машины

Внести изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации 2004 года № 450 «О порядке использования автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время» согласно прилагаемому Перечню.

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

генерал армии

С.Шойгу

Приложение:

ПЕРЕЧЕНЬ
изменений, внесенных в приказ Министра обороны Российской Федерации 2004 года № 450

В Руководстве о порядке использования автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время (приложение к приказу):

1. Пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания: «При проверке порядка использования данных машин водители по требованию должностного лица ВАИ (далее именуется — ВАИ) передают им для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение; регистрационные документы, диагностическую карту на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом; документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; кроме того, документ, подтверждающий право пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп — в случае управления транспортным средством водителем сторонней организации и другие документы, предусмотренные нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации.».

2. В абзаце втором пункта 6 слова «гарнизона» и «военного округа, флота» заменить словами «(территориальной)» и «(региональной)» соответственно.

3. В пункте 7:

В абзаце четвертом слово «гарнизона» заменить словом «(территориальной)»;

Абзацы пятый-седьмой изложить в следующей редакции:

«Назначенные лица для выполнения обязанностей старшего машины должны иметь при себе и по требованию должностных лиц ВАИ передавать им для проверки удостоверение старшего машины (приложение № 2 к настоящему Руководству). Срок действия удостоверения старшего машины три года (независимо от места службы или работы старшего машины). Удостоверение ежегодно перерегистрируется в ВАИ (территориальной) после сдачи военнослужащим соответствующего зачета.

Бланки удостоверений старшего машины изготавливаются в установленном порядке Военной автомобильной инспекцией Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации и выдаются в войска (силы) ВАИ (территориальными).

Расходы, связанные с закупкой (изготовлением) бланков удостоверений старшего машины, производятся за счет и в пределах средств, выделяемых по сводной смете Министерства обороны Российской Федерации, Военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации на содержание, эксплуатацию и текущий ремонт вооружения, военной техники и имущества.».

5. Абзац одиннадцатый пункта 9 изложить в следующей редакции:

«водителями, не прошедшими медицинского освидетельствования и не имеющими при себе: водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения временного разрешения; регистрационные документы, диагностической карты на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп; страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом; документов на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; кроме того, документ, подтверждающий право пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп — в случае управления транспортным средством водителем сторонней организации и другие документы, предусмотренные нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации.».

6. В абзаце четыре пункта 46 слово «гарнизона» заменить словом «(территориальной)».

7. В пункте 107 слово «ВАИ» исключить.

8. Пункт 113 изложить в следующей редакции:

«113. ВАИ Вооруженных Сил:

Осуществляют постоянный контроль порядка использования машин на маршрутах движения, а также перемещения автомобильных колонн и одиночных автомобилей, используемых на расстояние свыше 200 км;

Регулярно проводят проверку использования машин после окончания рабочего дня, в выходные и праздничные дни;

Периодически проводят проверки законности и правильности использования машин;

Проводят технический осмотр машин с установленной периодичностью: автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сиденья более 8 (кроме места водителя), а также машины и прицепы к ним, предназначенные для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - каждые 6 месяцев; иные машины независимо от года выпуска — каждые 12 месяцев.

При совершении дорожно-транспортного происшествия, грубом нарушении установленного настоящим Руководством порядка использования автомобильной техники, должностным лицам ВАИ предоставляется право прекращать использование машины до устранения выявленных недостатков.

Недостатки, выявленные в результате проверок использования машин, докладываются в установленном порядке командующему войсками военного округа и должностным лицам военной полиции.».

9. В абзаце первом пункта 114 слова «ВАИ военного округа, флота, группы войск» заменить словами «ВАИ (территориальную), в районе ответственности которой дислоцируется воинская часть,».

НАЧАЛЬНИК ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
полковник

С.Постников

Права, обязанности и ответственность старшего машины за нарушение правил эксплуатации военных машин

, полковник, начальник кафедры автомобильной подготовки Военного университета.

В современных условиях военная служба непосредственно связана с повседневной эксплуатацией различных видов военной техники. Использование машин в соответствии с их предназначением предполагает строгое соблюдение установленного соответствующими правовыми нормами порядка их эксплуатации.

В условиях Вооруженных Сил и других предусмотренных законом воинских формирований дополнительной гарантией обеспечения безопасности вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин является выполнение функций старшим машины, назначаемым в соответствии с действующими нормативными актами .

Права и обязанности старшего машины определены Наставлением по автомобильной службе СА и ВМФ (введено в действие приказом Министра обороны СССР от 1 сентября 1977 г. № 000), а также Строевым уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно Наставлению по автомобильной службе (ст. 23) старший машины назначается командиром воинской части (подразделения) из специально подготовленных офицеров, прапорщиков (мичманов) или сержантов (старшин) при перевозках личного состава, взрывоопасных грузов, а также при направлении военной машины в дальние рейсы и в других случаях. Старший машины отвечает за выполнение возложенного на него задания. Ему подчиняется весь личный состав, следующий на машине, включая водителя. Старший машины несет ответственность за правильное использование машины и сохранность груза, за соблюдение водителем Правил дорожного движения, а также дисциплины и мер безопасности всем личным составом, находящимся в машине.

Если вместе с водителем в рейсе находится его непосредственный или прямой начальник, то старший машины не назначается, а его функцию выполняет начальник.

После издания приказа о назначении старшим машины он должен быть проинструктирован непосредственным начальником.

В соответствии с названными выше актами старший машины обязан :

– принять машину в парке от дежурного по парку;

– перед выходом машины из парка удостовериться в ее исправности, готовности водителя к рейсу и наличии положенных документов, изучить особенности маршрута движения, знать опасные места дорог (крутые повороты, населенные пункты, железнодорожные переезды, крутые спуски и подъемы и др.), ознакомить с ними водителя;

– знать и соблюдать нормы погрузки на машины перевозимого груза и правила его крепления, а при перевозке боеприпасов , взрывчатых веществ, горючего и других опасных грузов – правила, установленные ст. 259 вышеназванного Наставления;

– уметь пользоваться картой, схемой маршрута и ориентироваться на местности;

– отстранять от управления водителя, находящегося в болезненном или переутомленном состоянии, а также в случае его алкогольного или наркотического опьянения и принимать необходимые меры к своевременному выполнению задания, а при отсутствии такой возможности докладывать старшему начальнику о сложившейся обстановке и действовать по его указанию;

– по окончании работы сделать отметку в путевом листе о выполнении задания, подписать путевой лист и сдать машину и путевой лист дежурному по парку;

– знать Правила дорожного движения;

– при перевозке людей разъяснять личному составу правила безопасности и порядок их соблюдения, знать и точно выполнять нормы посадки и правила перевозки, руководствуясь соответствующими статьями Строевого устава Вооруженных Сил РФ;

Старшему машины категорически запрещается : брать управление машиной на себя или принуждать водителя передавать кому бы то ни было управление машиной, отдавать команды, принуждающие водителя нарушать Правила дорожного движения и установленную скорость движения.

Командиром воинской части в приказе и командиром подразделения при инструктаже могут быть определены дополнительные обязанности старшему машины, исходя из особенностей выполняемого задания.

375. При направлении в рейс двух машин и более назначается начальник колонны. При перевозке людей и взрывоопасных грузов как в составе колонны, так и одиночными машинами на каждую машину назначается старший машины. В других случаях старшие машин назначаются при необходимости по решению командира полка. Начальник колонны (старший машины) назначается из числа офицеров, прапорщиков или сержантов, знающих правила дорожного движения. Он отвечает за выполнение поставленной задачи и правильное использование машин (машины), за дисциплину личного состава, находящегося в машинах (машине), и соблюдение им требований безопасности. Начальник колонны (старший машины) обязан : - перед началом движения машин (машины) проверить соблюдение норм посадки людей и погрузки груза; контролировать порядок при посадке (погрузке), высадке (выгрузке) и размещении личного состава (груза) на машинах (машине); - в ходе движения машин (машины) следить за соблюдением маршрута, установленной скорости движения, выполнением водителями (водителем) правил дорожного движения, а личным составом, находящимся в машинах (машине), - воинской дисциплины и требований безопасности. Начальнику колонны (старшему машины) запрещается брать управление машиной на себя или принуждать водителя передавать кому бы то ни было управление машиной; отдавать команды, принуждающие водителя (водителей) нарушать правила дорожного движения и превышать установленную скорость движения. Начальники колонн (старшие машин) и водители инструктируются о цели, порядке, сроках выполнения задания и по выполнению требований безопасности движения должностными лицами, организующими данную перевозку, или их прямыми начальниками. Водителей машин, кроме того, инструктируют командиры подразделений о соблюдении правил эксплуатации машин, правил дорожного движения и о поведении в рейсе. Водителям категорически запрещается передавать управление машиной кому бы то ни было .

376. Подготовка машин к выходу производится под руководством командиров подразделений или их заместителей по вооружению (начальников технической части, начальников автомобильной службы, техников батальонов, старших техников или техников рот). Контроль за техническим состоянием машин, выпускаемых из парка и возвратившихся в парк, осуществляется начальником контрольно-технического пункта.

377. Внутренний порядок и распорядок работы в парке объявляются в приказе по полку (приложение 11). Допуск в парк и работы в нем во время, не установленное приказом, производятся только с разрешения командира полка.

378. В установленное для работы и занятий в парке время личный состав допускается в парк только в строю под командой офицеров, прапорщиков или сержантов. Военнослужащие своего полка, проходящие военную службу по контракту, допускаются в парк в установленное для работы время по удостоверениям личности. Сержанты и солдаты, прибывающие в парк по служебным надобностям в одиночном порядке, допускаются в парк по военным билетам с разрешения заместителя командира полка по вооружению, о чем последний ставит в известность дежурного по парку. Экипажи (водители), прибывшие для вывода машин, допускаются в парк по предъявлении путевых листов. Лица, не входящие в состав полка, допускаются в парк только по разовым пропускам, подписанным заместителем командира полка по вооружению, и в сопровождении специально назначенного военнослужащего. К машинам и другой военной технике, находящейся в парке, допускаются военнослужащие, за которыми они закреплены, по разрешению лиц, допущенных к вскрытию хранилищ и парковых помещений. Порядок допуска к машинам и другой военной технике на случай тревоги устанавливается командиром полка и излагается в соответствующих инструкциях.

379. Порядок хранения и выдачи ключей от замков зажигания, люков машин, парковых помещений и ворот парка должен обеспечивать своевременный выход машин из парка, а также исключать случаи самовольного использования их личным составом. Ключи хранятся: - от замков зажигания и люков машин: один комплект - у дежурного по парку; другой - у дежурного по роте (по батальону, подразделениям обеспечения) в опечатанном ящике вместе с путевыми листами на случай тревоги; - от парковых помещений и ворот парка: один комплект - у дежурного по парку; другой - у дежурного по полку в опечатанном ящике.

380. Для поддержания внутреннего порядка в парке назначаются дежурный по парку, дневальные и механики-водители (водители) дежурных тягачей. Дневальные выставляются дежурным по парку у входов в парк, а на время производства работ и на территории парка. Постоянный и полевой парки круглосуточно охраняются караулом с выставлением часовых. При оборудовании парка надежно действующими техническими средствами охраны они могут охраняться караулом и без выставления часовых.

381. Порядок опечатывания (опломбирования) всех хранилищ, площадок с вооружением и военной техникой, а также порядок охраны вооружения и военной техники, прибывших в парк после его сдачи под охрану караула, устанавливаются командиром полка.

Дежурный по парку

382. Дежурный по парку в полку назначается из офицеров или прапорщиков, а в отдельном батальоне может назначаться из прапорщиков или сержантов. Он отвечает за внутренний порядок в парке и за несение службы нарядом по парку. Дежурный по парку подчиняется дежурному по полку, в порядке внутренней службы в парке - заместителю командира полка по вооружению, а там, где эта должность штатом не предусмотрена, - начальнику автомобильной службы или начальнику одной из технических служб полка. Ему подчиняются дневальные по парку и механики-водители (водители) дежурных тягачей.

383. Новый дежурный по парку в назначенное время прибывает к заместителю командира полка по вооружению на инструктаж. После развода новый дежурный по парку принимает от старого дежурного документы и имущество (приложение 10), обходит вместе с ним территорию парка и все парковые помещения и принимает по описи опечатанные парковые помещения, хранилища, а также вооружение, военную технику и оборудование, находящиеся под навесами и на открытых площадках. В книгу приема и сдачи дежурства он записывает те недостатки, которые не могут быть устранены при приеме дежурства. О сдаче и приеме дежурства старый и новый дежурные докладывают заместителю командира полка по вооружению и дежурному по полку.

384. Дежурный по парку обязан : - находиться в отведенном для него помещении; отправляясь по делам службы с разрешения дежурного по полку, оставлять за себя дневального свободной смены и сообщать ему, куда и на какое время отлучился; - тщательно проверять у всех лиц, прибывающих в парк, пропуска и документы, удостоверяющие их личность, и делать отметку на разовых пропусках о времени прибытия и убытия из парка; после смены сдавать пропуска в техническую часть полка; - допускать к вскрытию парковых помещений и хранилищ лиц, отданных приказом по полку, делая запись об этом в соответствующих книгах, присутствовать при их вскрытии; - лично давать разрешение на выход из парка и на движение машин внутри парка; - вести журнал выхода и возвращения машин по установленной форме; - следить за своевременным возвращением в парк машин из рейсов, а в случае их задержки докладывать дежурному по полку; - контролировать вывоз (ввоз) имущества из парка (в парк) в соответствии с записью в путевом листе, а также следить, чтобы на территорию парка не допускались посторонние лица; - следить за выполнением распорядка дня в парке и знать, какие работы, какими подразделениями выполняются в парке, не допускать в парке работ, не связанных с обслуживанием и ремонтом машин и другой техники или с оборудованием парка; - постоянно знать наличие, расход, а также количество исправных и неисправных машин, другой техники и вооружения; - следить за чистотой и порядком в помещениях и на территории парка, а также за соблюдением правил охраны окружающей среды; - следить в холодное время года за своевременной и правильной топкой печей в помещениях парка и водомаслогрейке и за поддержанием установленной температуры во всех помещениях, в неотапливаемых хранилищах и на открытых площадках парка проверять, слита ли вода из систем охлаждения двигателей, а в сильные морозы, кроме того, сняты ли с машин аккумуляторные батареи и вывешены ли соответствующие таблички; - следить за выполнением требований пожарной безопасности (приложение 16) и проверять наличие и состояние средств пожаротушения, пожарной сигнализации, а также готовность дежурных тягачей на случай пожара; - принимать меры к своевременному техническому обслуживанию возвратившихся в парк машин и другой техники; - не разрешать ставить на стоянку незаправленные машины; - следить, чтобы вечером после окончания всех работ в парке был выключен свет в помещениях и оставлено только дежурное освещение, а наружное освещение парка было включено; - проверять наличие и исправность замков и пломб на дверях помещений (огражденных площадок), предназначенных для хранения ядовитых технических жидкостей; - по прибытии в парк прямых начальников от заместителей командира полка и выше, а также дежурного по полку встречать их и докладывать им. Например: «Товарищ майор. Во время моего дежурства происшествий не случилось (или случилось то-то). Дежурный по парку лейтенант Петров ». После доклада дежурный сопровождает прибывшего командира (начальника) по расположению парка. В том случае, когда прибывшего командира (начальника) встречает командир полка или его заместитель по вооружению и докладывает ему, дежурный по парку не докладывает, а только представляется.

Шофер - одна из самых ответственных профессий. Ведь работник ручается и за человеческие жизни, и за многообразие перевозимых грузов, и за состояние управляемого транспорта, и за точность следования маршруту, скорость машины. Обязанности военного водителя перекликаются с данными, общими. Но в то же время и отличаются специфическими чертами.

Военный водитель - кто это?

Мы будем говорить в статье об обязанностях военного водителя автомобильного средства. Вид войск - сухопутные. Штатное звание - рядовой. Основных орудий труда у него два - система управления транспортным средством и инструменты водителя.

Цель работы - обеспечение безопасного и эффективного вождения вверенной машины при перевозке личного состава и грузов (средств технического, материального обеспечения), необходимых в повседневной жизни и боевой обстановке.

Подготовка специалиста

Чтобы выполнять обязанности военного водителя ВС РФ, нужно иметь общее основное образование. На данную должность назначаются лица, не только прошедшие необходимую подготовку, но и имеющие стаж вождения автосредства.

Во время военной службы по контракту военный водитель правомочен повышать свое мастерство до 1-го класса, открывать иные водительские категории. Что касается армейской должности, может быть повышен до зам. командира автотранспортного взвода.

Обязанности военного водителя

Теперь переходим к самому главному. Обязанности водителя военной техники следующие:


Требования к специалисту

Чтобы выполнять обязанности военного водителя по уставу, специалист должен отличаться следующим:

  • Высокий уровень ответственности.
  • Умение принимать верное решение за короткий срок.
  • Дисциплинированность.
  • Исполнительность, трудолюбие.
  • Способность к различению основных цветов.
  • Сохранение концентрации и внимания при усталости, утомлении.
  • Хладнокровность при различных внешних воздействиях.
  • Высокоскоростная зрительная адаптация.
  • Хорошая координация движений.
  • Устойчивость и быстрое переключение внимания.

Обязанности военного водителя перекликаются с обязанностями гражданского. Однако служба в ВС РФ и для шофера связана с рядом специфических моментов.

2. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации приложение N 2 к Наставлению по автомобильной службе Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенному в действие приказом Министра обороны СССР 1977 года N 225, приказы Министра обороны СССР, 1983 года N 226, 1984 года N 100; 170, 1990 года N 22, пункт 4 раздела II приложения к приказу Министра обороны СССР 1991 года N 329.

Для проведения контрольно-диагностического обследования, регламентированного технического обслуживания (далее именуется - РТО) - по Плану подготовки воинской части в соответствии с планом (планом-графиком) проведения РТО;

Для проверки технического состояния при проведении инспекторских, итоговых и контрольных проверок войск (сил) - по решению председателя комиссии в соответствии с установленными нормами;

При проведении военных сборов с гражданами, пребывающими в запасе, - по решению главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил;

В случае ликвидации последствий стихийных бедствий, обезвреживания взрывоопасных предметов - по решению главнокомандующего видом Вооруженных Сил, командующего войсками военного округа, родом войск Вооруженных Сил;

В целях качественного выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Силами, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны.