Правила обгона: в каких случаях разрешен обгон справа? Тонкости терминологии в ПДД: как научиться отличать обгоны и опережения.

В чем разница опережение и обгон, предельно ясно сказано в Правилах дорожного движения. Однако многим не понятна точная формулировка этих терминов. До сих пор многие владельцы машин не могут понять, чем отличается обгон от опережения. Иногда это недопонимание ПДД создаёт аварийные ситуации, что, в свою очередь, приводит к проблемам с сотрудниками ГИБДД.

Каждый водитель должен очень внимательно относиться к управлению своим транспортным средством. Ведь если сделать манёвр не в ту сторону или не справиться с управлением, то можно нанести серьёзный ущерб как своему, так и чужому здоровью. Нужно адекватно оценивать ситуацию на дороге и быть осторожным на опасных участках трассы.

Если верить ПДД, обгон – это такой специальный манёвр автомобильного средства, который подразумевает выезд на встречную полосу для того, чтобы обогнать машины, движущиеся впереди. Для этого водитель увеличивает скорость и некоторое время после обгона не сбрасывает её, сохраняя безопасное расстояние с потоком машин, оставшихся позади. Совершать обгон нужно быстро, не создавая помех другим участникам дорожного движения.

Что же называется опережением? Это тот же самый обгон, только не связанный с выездом на «встречку». Одно авто опережает другое, следуя всё время по своей полосе.

У обгона есть характерные признаки:

  1. Его невозможно совершить без выезда на встречную полосу движения.
  2. После совершения обгона нужно обязательно вернуться на свою полосу и продолжить следовать по ней.

Для иллюстрации, можно рассмотреть несколько примеров из водительской практики.

  1. Например, дорога состоит всего из двух полос движения, а водитель пытается обогнать своего коллегу по цеху с левой стороны. Это действие обгоном считаться не будет.
  2. Необходимо осуществлять обгон по средней полосе, если дорога состоит из трёх полос. Но всё равно обгоном действие на таком участке считаться не будет.
  3. Часто за дорожное «хулиганство» в виде обгона, лишают водительского удостоверения тех, кто почувствовал себя пилотами Формулы-1.

Всегда относитесь с пониманием к другим водителям на дорогах, чтобы не произошло. Если вы очень спешите, то посигнальте другому водителю, чтобы он свернул на обочину.

В правилах дорожного движения описано всё предельно ясно. Опережение - один из самых опасных дорожных манёвров.

Его противопоказанно совершать:

  • на аварийных участках трассы;
  • в условиях плохой видимости;
  • во время экстремальных погодных условий (ураган, буря, снегопад, гололёд и другие погодные аномалии, которые усложняют передвижение транспортных средств).

Опережение – это специальный манёвр автомобилиста, когда он едет быстрее, чем другой владелец авто. Если автомобиль совершил выезд на встречную полосу дорожного полотна, и продолжает перемещаться там, то это будет считаться обгоном другой машины, которая осталась позади.

Но не во всех ситуациях обгон будет являться нарушением правил. Если обгоняют машину без осуществления выезда на встречную часть дороги, то это не считается нарушением. Там, где проходит , можно совершать выезд только лишь на встречную сторону трассы, которая помечена пунктиром, а не сплошной линией. Это тот момент, когда выполнение обгона не запрещено.

Можно делать манёвр , так и слева. Но это возможно только тогда, когда на обочине нет запрещающих знаков для этого действия.

Важно знать, что почти нет запретов и/или ограничений для опережающих действий на дорогах. Опережать другое транспортное средство можно всегда, но только в тех случаях, когда данный отрезок трассы свободен от других машин. Например, если в большом городе пробка или проходит интенсивное движение, то совершить опережение невозможно.

Обгон, как и опережение, должен производиться по правилам.

Есть целый ряд запретов.

  1. Противопоказано совершать обгон в том месте, где по пути следования на дороге установлены запрещающие обгон знаки.
  2. Если впереди следующий водитель желает свернуть налево, то его запрещено обгонять. Заблаговременно получить такую информацию позволяет контроль за сигналами «поворотников».
  3. Если начинает совершать обгон другое транспортное средство, то вы не имеете право его обгонять, пока автомобиль, который движется перед вами, не закончит свои действия и не вернётся на прежнюю полосу. Посмотрите, нет ли автомобилей на встречной полосе, и только тогда осуществляйте обгон.

Если не придерживаться рекомендаций, то можно забыть о водительском удостоверении на долгий срок либо хорошенько «влететь в копеечку».

Противопоказано выполнять такое действие, как обгон либо опережение в особо опасных местах:

  • железнодорожных переездах - автомобиль может застрять либо разбиться о шлагбаум;
  • регулируемых зонах;
  • перекрёстках - здесь могут двигаться другие средства передвижения, которые вы можете не заметить;
  • эстакадах - очень опасно обгонять здесь;
  • тоннелях - резкие манёвры могут привести к перевороту машины, а также привести к негативным последствиям;
  • подъёмах в гору - могут не сработать тормозные колодки или вовсе отказать, вследствие чего машина может скатиться или попасть в кювет;
  • резких поворотах - есть риск не вписаться в поворот.

Также противопоказан обгон в таких ситуациях, когда вы едете не по , а по смежной. Нельзя обгонять машины там, где есть соответствующие знаки магистрали, пересекать двойные сплошные.

Нельзя обгонять на участках дороги:

  • на мостах и под ними;
  • на путепроводах;
  • на пешеходных переходах, если там находятся люди,
  • а также в любых местах, где водителю перекрыт обзор.

За такие нарушения можно получить не только штраф, но и лишение прав на длительный период.

Как видно, совершить обгон по правилам кажется сложным предприятием. Слишком много запретов. Но это только так кажется.

Не мал перечень ситуаций, когда обгон разрешён:

  1. Времени, скорости и расстояния от другого транспортного средства вполне хватит с запасом, для того, чтобы совершить это действие и при этом не причинить вреда другим машинам или пешеходам.
  2. Включать «поворотники» можно на максимально близком расстоянии от впереди движущегося транспортного средства и уже тогда делать обгон.
  3. Манёвр обгона нужно совершать максимально быстро.
  4. Если такое действие водитель не успевает совершить, то он должен немедленно вернуться назад на свою полосу.
  5. Если водитель впереди едущего автомобиля включил поворот налево, то стоит отложить выполнение своего действия.
  6. После выполнения обгона обязательно стоит вернуться в свою полосу и включить правый «поворотник», чтобы другие водители машин чётко видели, что вы больше никого не собираетесь обгонять.

Стоить быть внимательными на дорогах, чтобы не нарушать правил и тем самым не создавать аварийные ситуации, которые могут привести к негативным последствиям.

Очень важно соблюдать дисциплину на дорожном полотне. Если вы видите, что вас пытаются обогнать, а вы никуда не спешите, то сделайте всё возможное, чтобы другой водитель смог вас обогнать быстро и без проблем.

Скорость при этом увеличивать нельзя, а лучше, вообще, притормозить. Просто скиньте скорость и поверните своё авто вправо, если видите, что другой водитель не успевает вас перегнать. Таким образом, начатое действие другого водителя завершиться и для него, и для вас максимально безопасно и успешно.

Откажитесь от обгонов, если вы чувствуете при выполнении этого действия неуверенность или вам не хватает опыта. Включите сигналы поворотников, чтобы другие водителя видели, что вы пропускаете автомобиль, который вас опережает.

Сверните к встречной обочине, если видите, что авто, которые пытается вас обогнать набирает скорость. За рулём главное - не паниковать, а вести себя спокойно. На дороге места всегда достаточно, если соблюдать правила дорожного движения и занимать минимально возможное пространство.

Нововведения ПДД относительно обгона

В действующих Правилах есть перечень понятий, которыми можно и нужно научиться правильно оперировать.

Все они позволяют лучше понять суть понятий опережения и обгона:

  1. Обгон – это то действие, когда опережается одно или больше транспортных средств. После этого водитель должен вернуться на свою полосу.
  2. Ограниченной считается такая видимость для водителя, при которой снижается дальность просмотра дороги из-за растений, строений, необычных форм рельефа или из-за крутых или узких поворотов.
  3. Опережение – такой манёвр, когда одно транспортное средство едет быстрее другого, не пересекая при этом встречную полосу движения.

В этот список можно включить и такое понятие, как препятствие. Им может стать любой объект, из-за которого невозможно проехать дальше по данной полосе или участку трассы.

Штрафные санкции и лишение прав

Все автомобилисты уже давно привыкли к тому, что за ними наблюдают камеры. Они установлены повсюду и объединены в единую сеть, называемую «Безопасный город». Безопасность на дороге важна не только пешеходам. Автолюбители также нуждаются в создании комплексной защиты для себя. Штрафы и другие наказания для многих лихачей просто пустой звук. Но пока это единственное, что может предложить Законодатель.

Итак, штраф дают за:

  • неправильный поворот;
  • движение по встречной полосе с целью обгона;
  • разворот в неположенном месте;
  • штраф за выезд на обочину составляет 1500 рублей;
  • повторное нарушение.

Чтобы избежать наказания в виде штрафа или лишения прав, необходимо тщательно выучить ПДД и соблюдать эти правила в абсолютно любых моментах, которые возникают на дороге в процессе передвижения. Когда правильное поведение войдёт в привычку, станет выполнять автоматически, увеличится скорость реакции в опасных моментах, что может спасти жизнь потерпевшему.

Движущееся транспортное средство, предназначенное для передвижения, всегда заключает в себе потенциальную опасность как для других автомобилей, так и для пешеходов. Поэтому такие опасные манёвры в виде обгона и опережения должны совершаться только опытными водителями, не нарушая зоны безопасности других авто.

Обгон автомобиля — один из наиболее сложных маневров, который требует большой концентрации внимания, а также аналитической оценки как собственных сил, так и поведения остальных участников дорожного движения. Именно обгоны являются наиболее распространенными виновниками ДТП. Об этом далее в статье.

Обгон — опережение одного или сразу нескольких движущихся автомобилей, которое связано с выездом из используемой полосы. В данной ситуации ключевое слово «движущихся». Если опережаемый автомобиль неподвижен, данный маневр называется объездом.

Перед началом обгона автомобилист должен убедиться, что:


обгон разрешен, когда

Обгон оправдан лишь в том случае, когда интенсивность движения, возможности автомобиля и дорожные условия дают возможность обгоняющему после данного маневра продолжать передвижение на более высоких оборотах, а идущие впереди на меньшей скорости автомобили мешают этому.

На дорогах постоянно наблюдаются обгоны, которые совершаются без необходимости, с целью утверждения превосходства своего авто. Как правило, выполняются они с нарушением ПДД и не способны предоставить существенного преимущества.

Можно приступать к обгону лишь при условиях хорошей видимости дорожного полотна на протяжении всего участка предполагаемого маневра.

обгон запрещен, когда

  1. Если водитель впереди идущего авто включил левый поворотник.

  2. Следом за автомобилем, который уже начал обгон.

  3. Если по встречной полосе беспрерывно идут автомобили.

  4. Если на дороге плохая видимость.

  5. На перекрестках, поблизости железнодорожных переездов.

  6. Если идущий по встречке автомобиль едет с большой скоростью и есть вероятность столкновения.
  7. На трудных участках дороги — туннели, переправы через водоемы, плохо просматриваемые повороты, крутые участки трассы.

обгон через сплошную

Обгон через сплошную является потенциально опасным маневром, за который предусмотрен либо штраф, либо и вовсе лишение прав. Однако, если дорога довольно узкая, а разметка и дорожные знаки, что обгон запрещен, отсутствуют, наказания за это не будет.

Помимо этого, если автомобиль или прочее препятствие преградило вам путь, согласно правилам вы должны объехать его слева, сначала уступив дорогу другим авто. За это наказание не предусмотрено. Однако, если преграду можно было объехать с другой стороны, но данной возможностью вы не воспользовались ввиду того, что она не столь быстрая, вы будете вынуждены заплатить штраф.

двойной обгон

По сути, двойной обгон — обгон автомобиля, которое уже совершает объезд либо обгон. Однако в ПДД отсутствует конкретное определение данного маневра. При этом, существует правило, которое запрещает обгонять впереди идущую машину, которая сама совершает обгон.

Довольно часто появляются неприятности с инспекторами в случае, когда водитель производит обгон «паровозиком», то есть обгоняет несколько движущихся впереди автомобилей, не совершающих соответствующий маневр. Во избежание проблем, желательно не совершать подобные действия.

обгон на перекрестке

Для начала стоит отметить, что перекрестки бывают как регулируемые, так и нерегулируемые. На последних дорога бывает главной и второстепенной. При этом, главная дорога способна изменять направление. Помните, что знаки приоритета на регулируемых перекрестках не действуют.

Обгон запрещен в случае езды по регулируемому перекрестку или при движении по второстепенной дороге нерегулируемого перекрестка. Помимо этого, обгонять другой автомобиль при езде через перекресток равнозначных дорог также запрещено.

Знак обгон запрещен

Данный знак обозначает, что в определенной зоне действия запрещается обгон любого транспорта, кроме тихоходного, гужевых повозок, мопедов, велосипедов и двухколесных мотоциклов. Зона действия знака распространяется от места его установки до ближайшего перекрестка, а при отсутствии последнего — до конца населенного пункта.

Если на знаке присутствует желтый фон, значит данный знак является временным. Если стационарные и временные дорожные знаки противоречат друг другу, водитель должен руководствоваться временными знаками.

Обгон на пешеходном переходе

Обгонять автомобиль на пешеходном переходе категорически запрещено, даже если поблизости нет ни одного пешехода. За данное нарушение предусмотрен административный штраф или изъятие у водителя прав до шести месяцев.

Завершение обгона

При совершении обгона необходимо как можно быстрее завершить его. Поэтому сильнее надавите на газ с целью увеличить скорость между вашим авто и обгоняемым. Когда вы увидите обгоняющий автомобиль в зеркале заднего вида, следует включить правый поворотник и спокойно вернуться на свою полосу.

Очень часто бывает, когда водитель начал обгон на прерывистой линии, а закончил уже на сплошной, что расценивается инспекторами, как выезд на сплошную и запрещается ПДД. Именно поэтому при обгоне следует объективно расценивать дорожные условия и возможности автомобиля.

Штраф за обгон

На текущий момент штраф за обгон при нарушении ПДД составляет около 5000 рублей. Помимо этого, за такое нарушение также предусмотрено лишение права управления автомобилем сроком от четырех до шести месяцев.

Самая объемная часть изменений в ПДД, вступающих в силу 20 ноября, связана с обгоном. Раздел ПДД буквально переписан с нуля. Давайте разберем вступающие в силу изменения.

1. Определение обгона.

Согласно новому определению "Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). То есть теперь любой маневр, осуществленный без выезда на полосу встречного движения, обгоном считаться не будет. Фактически произойдет декриминализация такого деяния, как обгон (в том определении, которое действует сейчас) без выезда на встречку в нарушение знака 3.20 "Обгон запрещен". Если кого-то штрафовали за это, и срок обжалования не истек, можете смело обжаловать, т.к. с 20-го ноября ваше деяние не будет считаться правонарушением, а согласно ст. 54 Конституции РФ если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

2. Тихоходные транспортные средства.

Описание знака 3.20 "Обгон запрещен" теперь выглядит так: "Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски." При этом, естественно, выезд на полосу встречного движения по-прежнему запрещен, если встречные потоки разделяет сплошная или двойная сплошная линия разметки. Если с повозками, мопедами и мотоциклами все понятно, то вопрос о том, что является тихоходным транспортным средством, сложнее.

В пункте 1.2 ПДД, разъясняющем термины и понятия, определения тихоходного транспортного средства, к сожалению, нет. Однако в п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации упомянуто о знаке "Тихоходное транспортное средство" в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) - сзади транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

Можно ли исходя из этого считать, что тихоходными транспортными средствами являются те транспортные средства, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч? Полагаю, что можно, с некоторыми оговорками. Если перед вами едет каток с соответствующим знаком, то никаких проблем при обгоне не возникнет. Однако что делать, если на катке знак не установлен? По логике обгон в таком случае все равно разрешен, ведь каток как был тихоходным, так и остался, однако нужно быть готовым доказывать в суде, что вы обогнали именно тихоходное транспортное средство, т.к. инспектор ДПС может не согласиться с вашей трактовкой. Так что, обгоняя, нужно быть уверенным в том, что данный конкретный каток является именно тихоходным транспортным средством, т.к. в суде можно быть неприятно удивленным тем, что у данной модели производитель предусмотрел максимальную скорость, скажем, 31 км/ч, в результате чего можно лишиться прав за выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД. В общем, помните: если перед вами транспортное средство без соответствующего знака, то обгон его в зоне, где это запрещено, может обернуться неприятными последствиями. Обратите внимание, что тихоходное ТС - это не то, которое просто медленно едет, а то, которое конструктивно не может ехать быстро , многие водители об этом забывают.

Водителям грузовых транспортных средств также следует обратить внимание на то, что в определение знака 3.22 "Обгон грузовым автомобилям запрещен" изменения не вносились, в связи с чем грузовым транспортным средствам при наличии знака 3.22 запрещается обгон всех транспортных средств.

3. Выезд на трамвайные пути встречного направления.

Изменение ответственности за выезд на трамвайные пути встречного направления отражено не в ПДД, а в КоАП. Вступающие 21 ноября в силу изменения усиливают ответственность за данное деяние (кроме случаев объезда препятствия). Если ранее за такой выезд предусматривалась ответственность частью 3 ст. 12.15, что влекло наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей, то теперь ответственность будет предусмотрена частью 4 ст. 12.15 КоАП, то есть за выезд на встречные трамвайные пути будет предусмотрен уже не штраф, а лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (либо штраф в размере 5000 рублей, в случае фото- или видеофиксации нарушения).

В случае выезда на встречные трамвайные пути при объезде препятствия ответственность наступает по-прежнему по ч. 3 ст. 12.15 в виде штрафа от 1000 до 1500 рублей.

Появление нового термина «опережение» в правилах дорожного движения в конце 2010 года помогло многим автолюбителям сохранить своё право на управление автомобилем. Однако перед тем, как совершить маневр, водитель должен чётко осознавать какой именно маневр он собирается выполнить: опережение или обгон.

Термин "обгон" означает опережение одного или сразу нескольких транспортных средств, обязательно связанное с выездом на встречную полосу, и с последующим возвращением на полосу, по которой автомобиль двигался до начала выполнения маневра.

Обгон не всегда означает нарушение, так как если позволяет дорожная разметка, и нет запрещающих знаков, то обгон будет выполнен в пределах правил.

Термин "опережение" подразумевает под собой движение автомобиля со скоростью, большей скорости другого транспортного средства, движущегося по этой же полосе.

Если внимательно прочитать значение каждого термина, то разница между ними очевидна: в случае опережения не осуществляется выезд на встречную полосу, который имеет место при обгоне. Но, к сожалению, каждый водитель может оказаться в ситуации, когда свою правоту ему придется доказывать, и, возможно, даже в суде.

Для большей наглядности можно рассмотреть довольно обыденную, но одновременно спорную ситуацию.

По двухполосной дороге с обочиной, с нанесенной сплошной линией разметки (1.1) движутся трактор и легковой автомобиль, трактор едет очень медленно. Водитель трактора, заметив приближающийся к нему сзади легковой автомобиль, решает пропустить его, максимально прижавшись к обочине, или даже немного съехав на нее. Так же он включает правый указатель поворота, подтверждая намерение. Водитель легкового автомобиля, убедившись, что маневр будет безопасен и выполнен в пределах правил, совершает опережение трактора.

Через 300-400 метров, инспектор ДПС останавливает легковой автомобиль и вменяет его водителю нарушение, выражающееся в выезде для обгона на встречную полосу.

Объективно оценить ситуацию с такого расстояния действительно затруднительно. Но доказывать свою правоту в подобной ситуации придется Вам, а споры с инспектором, как известно, ни к чему хорошему не приводят. Вы должны быть готовы к составлению протокола, и первое, что нужно сделать – записать номер транспортного средства, которое вы опередили, чтобы указать это в протоколе. Если транспортное средство, которое Вы опередили, не было остановлено инспектором ДПС и водитель его не был привлечен в качестве свидетеля, то вам придется самостоятельно пытаться догнать его и просить написать объяснительную, взять контактные данные для привлечения в качестве свидетеля в суде.

Ситуация, подобная описанной выше, может произойти не только на трассе, но и в городе, где зачастую по одной полосе свободно могут двигаться не один, а сразу два автомобиля. Автомобиль, движущийся слева, совершая опережение, на встречную полосу не выезжает. По сути, происходит точно такое же опережение, когда, в выше описанной ситуации, когда трактор смещается к обочине. Оформление правонарушения, которое Вы не совершали, происходит по такой же схеме.

К сожалению, не смотря на изменения в ПДД, большинство случаев, подобных выше описанным, трактуется как обгон, а не опережение, и наказывается по статье КоАП 12.15 ч.4, подразумевающее лишение прав на управление автомобилем сроком 4-6 месяцев, либо штраф в размере 5 тыс. рублей.

Что бы сохранить водительское удостоверение , нервы и время, будьте внимательны на дороге, адекватно оценивайте дорожную ситуацию, лучше откажитесь от выполнения маневра, если у Вас есть какие-либо сомнения. Неопровержимым доказательством Вашей правоты может стать видеозапись вашего маневра, сделанная при помощи любого видеорегистрирующего средства.


0 Женя 12.02.2013 12:43

Цитата:

Не всегда инспектор ДПС составляет просто протокол, он может сразу выдать постановление и указать размер штрафа, зачастую они так и делают, вот здесь как раз нужно и требовать бланк объяснительной, или написать объяснения в протоколе, а уж потом пойти в суд и доказывать свою правоту. Хотя, мое мнение, лучше просто ничего не подписывать, и тогда инспектор сам побежит догонять трактор. | | |

0 Townotik 16.09.2017 20:53

Цитирую Mila:

Интересная статейка и познавательная. Хотя теперь догоняя впереди идущее авто я буду просить уступить дорогу, моргнув дальним светом фар на ОПЕРЕЖЕНИЕ. Но в любом случае, обогнав или опередив, автомобиль всегда скажу спасибо аварийкой.

Ага и за моргание вы будете "по закону наказаны" за опасное вождение, графа "торопыга", а в будущем предлагают наказывать как и за выпивку ваше "моргание".

| | |

0 Townotik 16.09.2017 21:06

Цитирую Илья:

Если идет ремонт дороги и движение 4-х полосное, то есть 2 туда, 2 встречные...стоят временные знаки обгон запрещен, а я допустим обогнал, но по правой полосе, за это ж не должны лишать прав? ведь я совершил опережение, а не обгон, который подразумевает выезд на полосу встречного движения? и такая же ситуация, когда положен новый асфальт, но разметка еще не нанесена....

Без разметки вас будут разводить на глазомер, в правилах есть "если нет разметки вы должны визуально поделить дорогу на две части" и то что такое ОБГОН (почитайте внимательно и вдумчиво). Но это развод. Самого так не раз пытались развести. Мой вам совет, пишите на телефон все разговоры (пусть и объектив камеры будет отвернут), требуйте составление протокола, и в суде предоставляйте запись. Хоть в законе и сказано что "флешку с записью в конверт с протоколом на месте" как правило суд будет учитывать и те кадры где "случайно" сняты: номер авто инспекторов и разговор (желательно и значок заснять). Если не примет мировой судья ваши доказательства, то идем в районный суд, а то и выше. Попутно пишем в прокуратуру (можно об этом предупредить инспектора ТОЛЬКО ПОСЛЕ составления протокола). 98% дела в пользу водителя. И можно если хотите написать в ГИБДД о компетентности инспектора с приложением решения суда. Но если вы заведомо неправы не стоит следовать данным инструкциям, можно заработать много неприятностей.

| | |

0 Townotik 16.09.2017 21:10

Цитирую mariucka:

ЗаВалюшка, как раз таки эта «презумпция невиновности» у нас в России есть, но она не всегда работает. Постоянно приходится доказывать, что ты не виновен. Поэтому у нас получили такое широкое применение видеорегистраторы...}