Ускоренная амортизация легкового автомобиля. Выплачиваем работнику компенсацию за использование автомобиля

В наше время нередки случаи, когда личные автомобили используются для выполнения служебных обязанностей. В данном случае не обойтись без такого понятия, как амортизация ТС и знать, как рассчитать амортизацию .

Навигация по статье

Что такое амортизация авто и каково ее значение

Амортизация – это специфический метод, с помощью которого можно перенести стоимость матактивов на стоимость продукции или изделий, которые выпускаются на данном предприятии.

Если говорить об амортизации транспортного средства, то это один из способов, с помощью которого можно перевести износ авто в эквиваленте денег.

С этим понятием приходится сталкиваться не только владельцам организаций, баланс которых включает в себя , но и обычные автомобилисты, которые приняли решение купить или продать транспортное средство.

На первый взгляд может показаться, что в расчете этого показателя нет ничего сложного. Достаточно только обладать данными про время, на протяжении которого эксплуатируется авто, и расстояние, которое прошла машина.

Но не все так просто. Для того чтобы рассчитать амортизацию автомобиля, используются довольно сложные схемы и формулы. Без их использования полученный показатель будет не достаточно точным и корректным.


Данные об амортизации ТС дают возможность максимально точно определить время и периодичность проведения внеплановых технических машины.

Кроме этого, обладая данными о показателях амортизации, можно определить тот срок, на протяжении которого еще можно будет эксплуатировать автомобиль.

Если владельцы транспортных средств или руководители предприятий, которые имеют автомобильный парк или пользуются услугами водителей со своими авто, не будут брать в расчет этот показатель или будут его игнорировать, через некоторое время автомобиль станет именно тем средством, которое приносит определенных доход, в довольно дорогостоящую обузу.

Пренебрежение данным показателем приведет к нарушению графика проведения технических плановых или внеплановых осмотров, а также ремонта транспортного . А эксплуатация такого автомобиля на дорогах будет чрезвычайно опасна.

Пренебрегать необходимостью проведения осмотров ни в коем случае нельзя. И очень важно проводить их в срок. Если этого не делать, автомобиль из средства, эксплуатация которого приносит определенную прибыль, может стать реальной угрозой на дорогах, а его использование повлечет материальные расходы для предприятия или физического лица.

Использование данных пробега машины для расчета ее амортизации

Для того чтобы определить амортизацию автомобиля можно использовать его километраж. Как рассчитать амортизацию автомобиля по пробегу? Для этого необходимо иметь некоторые данные, например:

  • расходных материалов, которые были потрачены на поддержание транспортного средства в рабочем состоянии на определенном промежутке времени. Как правило, эти данные берутся за один год.
  • Стоимость жидкости, которая была заменена в тормозной системе авто.
  • Данные о стоимости масла (моторного и др).

Для того, чтобы обладать максимально достоверными сведениями, специалисты рекомендуют вести специальную тетрадь, в которую заносить данные о всех расходах на машину. Можно также сохранять кассовые чеки, которые вы получаете при покупке расходников, запчастей, масел и охладительных жидкостей.

По истечении одного года все данные суммируются, а полученная цифра делится на общий километраж, который машина прошла за год.

Использование данного способа нельзя назвать точным. Основная причина этого заключается в том, что всех расходных материалов, а также самой работы периодически возрастает – таковы реалии нашего времени.

Для того, чтобы получить более точные результаты, кроме выше названных расходов, рекомендуется также учитывать и такие, как:

  • год выпуска машины
  • условия, при которых эксплуатируется транспортное средство
  • погодные условия той области, где работает машина
  • регион (трасса, город, сельская местность и т. д.).

Чем большим количеством данных вы обладаете, тем точнее будет показатель амортизации авто. О методике износа — на видео:

Наиболее простой и точный способ расчета амортизации автомобиля

Одним из самых простых и доступных методов, с помощью которого можно определить показатель амортизации транспортного средства за определенный промежуток времени (месяц или год) общепризнан линейный метод.

Данный метод расчетов наиболее рационально использовать в том случаи, когда есть гарантия того, что доходы, получаемые в результате эксплуатации данного транспортного средства, одинаковые на протяжении исследуемого времени.

  • За год
    А = А1 (100%/10) = 20 000.
  • За месяц
    А = А1/12 = 1666,67, где
    А – начальная цена автомобиля;
    100% — продолжительность полезной эксплуатации машины;
    10 – месяц, когда транспортное средство было взято на баланс, в случае с выполнением бухгалтерских или налоговых расчетов. При расчете амортизации частного авто, этот показатель является сроком, когда машина была приобретена;
    12 – количество месяцев в году.

Использование данного метода подразумевает то, что автомобиль на протяжении всего срока его эксплуатации изнашивается равномерно. А в реальной жизни этого нет: автомобиль с каждым голом изнашивается все больше и больше, а, следовательно, уровень его амортизации также будет увеличиваться.

Нельзя достоверно утверждать, что линейный метод определения амортизации автомобиля является максимально достоверным и правильным.

Нюансы расчетов


Для расчета амортизации автомобиля в некоторых случаях применяют методику с использованием специальных справочников.

В них указаны марки автомобилей, а также расчеты по их балансовой стоимости по годам их производства.

Данный показатель из таблицы, затем необходимо разделить на количество месяцев, на протяжении которых данная машина была в эксплуатации. В результате мы получаем цифр, которая будет показывать стоимость амортизации данного автомобиля за один месяц его эксплуатации.

Недостаток такого способа расчетов заключается в том, что при его использовании не берутся во внимание данные о стоимости расходников, масел, охладительных жидкостей и др. материалы, которые необходимы для поддержания машины в рабочем состоянии.

Нельзя точно сказать, какой из этих методик является самым точным и достоверным, какой метод лучше использовать на предприятии или в частных случаях и т. п.

Бухгалтер предприятия или индивидуальный предприниматель имеет право выбрать какой-либо определенный метод самостоятельно на свое усмотрение. При этом, не стоит забывать ни о каких важных показателях, влияющих на работоспособность транспортного средства.

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Амортизация разного автотранспорта, стоимости и состояния не начисляется по единой схеме в документах налогового и бухгалтерского учета. Поэтому нужно разобраться в этом вопросе более детально. В данной статье будет рассмотрена амортизация автомобиля / машины и ее нормы.

Особенности амортизации различных типов автотехники

Автотранспорт, как и вся другая техника со временем изнашивается и все чаще требует ремонта. Поэтому предпринимателю важно точно рассчитать ежегодный, ежемесячный и ежечасный износ автотехники, чтобы оценить стоимость своих услуг наиболее правильно. Необходимо знать эти данные и при продаже транспортного средства. Разновидности транспорта имеют свои особенности при расчете амортизации:

Легковой автомобиль Необходимо знать год выпуска, пробег, срок гарантии производителя от сквозной коррозии
Грузовой транспорт Учитывается базовая стоимость, время полезного функционирования, из которого высчитывается норма износа
Автобус Необходимо узнать время полезного использования исходя из модели автобуса
Трактора Учитывается начальная цена техники, срок полезного применения, период службы
Строительная спецтехника Учитывается начальная цена с учетом всех комплектующих, но без учета стоимости шин – их амортизация высчитывается отдельно, срок ожидаемой службы

Амортизация автомобиля / машины: норма амортизации

Эта величина зависит от класса техники:

Срок полезной службы транспорта

Показатель зависит от разновидности транспортного средства. Всего видов транспорта, подлежащего амортизации – 10. К автотранспорту относятся четыре категории:

Группа Полезный срок Относящийся к категории транспорт
3 3–5 лет Мототехника

Легковые авто

Грузовой транспорт до 0,5 т

4 5–7 лет Спецавтомобили для лиц с ограниченными возможностями

Грузовой транспорт, фургоны, тягачи, самосвалы

Автобусы малого класса (до 7,5 м)

Автоцистерны

Лесозаготовительный транспорт

Прицепы для транспорта, грузоподъемностью менее восьми тонн

5 7–10 лет Легковые авто с двигателем более 3,5 л

Грузовики 5–15 тонн

Пассажирский транспорт длиной до 12 м

Спецавтомобили

Троллейбусы

6 10–15 лет Техника с грузоподъемностью до 15 т

Автобусы суперкласса длиной от 16,5 м

Важно! Полезный срок считается с пометкой «включительно». Если он составляет 5–7 лет, то седьмой год использования учитывается полностью.

Порядок исчисления амортизации

Важно придерживаться следующих правил:

  1. Начисление проводится каждый месяц, с того дня, когда техника начала эксплуатироваться.
  2. Прекращается процесс исчисления первого числа месяца, когда транспорт был списан или амортизирован.
  3. Если транспорт амортизирован, то его ОС равно нулю и не отображается в балансе.

Способы расчета в бухгалтерском учете

Здесь используют четыре метода:

  1. Линейный.
  2. Списания стоимости согласно объему выпущенной продукции.
  3. Не линейный.
  4. Метод уменьшаемого остатка.

Выбрав один из вариантов, нужно придерживаться расчета по нему на протяжении срока службы определенной единицы автотехники.

Важно! Второй способ нельзя употреблять в отношении транспорта.

Линейный метод исчисления

Сначала нужно узнать норму амортизации:

После этого нужно умножить полученную величину на первоначальную цену автотранспорта. Пример расчета . ООО «Автотранспорт» приобрело грузовую «Газель» за 758 тыс. руб. Регистрация транспортной единицы в ГАИ обошлась 758 руб. Для бухучета цена в итоге составит 758 758 руб., а для налоговых документов осталась на уровне 758 000 руб. Время полезной работы «Газели» грузоподъемностью до 0,5 тонн составляет 5 лет (60 мес.). Норма амортизации авто: 1: 60 х 100% = 1,7%.

Отсюда отражение в бухгалтерских документах: 758 758 х 1,7% = 12 899 руб., и в налоговом учете: 758 000 х 1,7% = 12 886 руб. – величина амортизации купленной «Газели»/месяц. Проводка:

  • Дт 26 Кт02 –12 899 руб.

Нелинейный способ расчета

Величина нормы считается по формуле:

  • N = 2: S х 100% (N – норма амортизации, 2 – коэффициент ускорения, S (в месяцах) – срок полезной работы).

Алгоритм исчисления аналогичен предыдущему варианту, только амортизация считается не из величины базовой цены, по которой было куплено средство, а опираясь на итоговую стоимость, устанавливаемую в начале отчетного периода.

Важно! Нелинейный способ не действителен в отношении легковых машин и прочего транспорта с рекомендуемым сроком работы до трех лет.

Вычисление по уменьшаемому остатку

Это ускоренная амортизация. Первые годы размер списания начальной цены начисляются более масштабными темпами, чем в дальнейшие. Самая первая цифра – годовые отчисления. Она соответствует итоговой стоимости машины на начало учетного года. Месячная сумма соответствует 1/12 ее части. Для формулы применяется коэффициент ускорения. Пример.

ООО «Автоуслуги» приобрело автобус ГАЗ-«Круиз» для междугородних перевозок за 2 550 000 руб., и уплатило за регистрацию транспорта 5 000 руб. Срок службы автобуса ограничен 8 годами. Общество решило вычислять амортизацию нового автобуса по уменьшаемому остатку. Норма отчислений: 2: 8 х 100% = 25% ежегодно. Расчет:

Год Расчет Ежегодная амортизация
1 2 555 000 х 25% 638 750
2 (2 555 000 – 638 750) х 25% 479 062, 5
3 (2 555 000 – 638 750 – 479 062, 5) х 25% 359 296
4 (2 555 000 – ….– 359 296) х 25% 269 472
5 (2 555 000 –….– 269 472) х 25% 201 933
6 (2 555 000 –…. – 201 933) х 25% 151 621
7 (2 555 000 –….– 151 621) х 25% 113 716
8 (2 555 000 –….– 113 716) 85 287
Итого 2 299 137,5

Путем такого расчета начальная стоимость не будет полностью списанной (2 555 000 – 2 299 137,5 = 255 862,5). Министерство финансов разрешает отнести эту сумму к расходам последнего месяца пользования автобусом.

Применение коэффициентов

Повышающий k (не выше 2) допускается использовать при использовании транспорта в агрессивных средах: токсичная пожаро-, взрывоопасная или иная обстановка. k=3 используется при:

  • лизинге;
  • эксплуатации транспортных средств в научной деятельности;
  • работе техники, занятой в добыче углеводородных ископаемых на новом морском месторождении.

Для исчисления амортизации легкового транспорта (600 тыс. руб.) и микроавтобусов (800 тыс. руб.) применяется понижающий k – 0,5 (ст.259 НК РФ).

Важно! При работе транспорта третьей амортизационной категории этот коэффициент не применим.

Амортизация дорогого авто

Как следует из предыдущего пункта, амортизировать дорогостоящий автомобиль следует по специальной величине коэффициента – 0,5, отчего стоимость его приобретения будет списываться в 2 раза дольше. Такие нормы коэффициента действительны только для налоговой документации. Для бухгалтерской отчетности это не является обязанностью. До 2008 года дорогими считались авто от 300 тыс. руб. и автобусы от 400 тыс. руб. Если стоимость техники сегодня не превышает 600 тыс. и 800 тыс., ее владельцы должны считать амортизацию по k=0,5.

Налоговый учет

Проводки и их особенности

Для общего представления о процессе применяется счет 02 «Амортизация основных средств». Начисленная величина упоминается по Кт 02 в корреспонденции со счетами, учитывающими траты на производство. Если имущество сдается в аренду, то проводка такова:

  • Дт 91 Кт 02.

При списании настоящая амортизационная сумма уходит со счета 02 в счет 01 «Основные средства» (субсчет «Выбытие»). Начисление амортизации:

  • Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кт 44

Проводку проводят раз в месяц на основании расчетной ведомости.

Реконструированный или модернизированный транспорт

При обновлении транспорта время его полезного действия увеличивается. Но предприятие не правомочно делать его больше времени полезного пользования для автотранспорта соответствующей амортизационной категории. Если по итогам реконструкции цена автомобиля увеличилась, то амортизация делается по новой цене с учетом итоговой стоимости.

Амортизация автомобиля, бывшего в ремонте

Время нахождения транспорта в ремонтной мастерской не учитывается при исчислении амортизации, так как он в этот момент не используется по назначению. Если ремонт был не долгосрочным, в пределах нескольких дней, то вывод авто из эксплуатации не обязателен. Растраты, которые повлек за собой ремонт автомобиля, прибавляются как при модернизации к остаточной стоимости машины.

Амортизация при расконсервации транспорта

Если использование автомобиля было по какой-либо причине законсервировано на время до трех месяцев, то весь этот срок он не может амортизироваться. После расконсервации процесс исчисления амортизирующих сумм продолжается как обычно.

Важно! Срок эксплуатации авто увеличивается на продолжительность срока консервации.

Лизинг и его особенности

Для автомобилей, находящихся в аренде, применяется ускоренная амортизация – ее норма умножается на повышенный коэффициент от 1 до 3. Допустимо выбирать целые значения или дробные, например: 1,65, 2,35. Плюсами такого метода являются:

  • уменьшение налога на доход на время финансовой аренды;
  • уменьшение имущественного налога на объект лизинга;
  • возможность выкупа авто после завершения договорного срока по наименьшей итоговой стоимости.

Порядок амортизации при выбытии

При выбытии автомобиля из собственности осуществляются следующие операции:

  1. Расчет остатка его стоимости = Начальная цена – начисленная амортизация.
  2. Списание величин амортизации: Дт 02 Кт 01.
  3. Списание остатка стоимости: Дт 91–2 Кт 01.

Операции при ликвидации транспорта

Если по причине износа автомобиля организация решила его ликвидировать, то действия бухгалтера напоминают прошлый алгоритм:

  1. Списание первоначальной цены: Дт 01 Кт 01.
  2. Уход начисленной амортизации: Дт 02 Кт 01.
  3. Уход остаточной стоимости: Дт 91–2 Кт 01.

Амортизация при налоговых режимах

При применении спецрежимов налогообложения могут появиться следующие особенности:

УСН ЕНВД ЕСХН
При «доходы-расходы» в убыток вводится выплаченная стоимость транспорта, пущенного в эксплуатацию. Цена ОС уходит в расходы в продолжение текущего года. В последнем квартале списание происходит единовременно При закупке основного средства НДС уходит через амортизацию. При его дальнейшей продаже НДС «вмененщику» придется уплатить. Амортизационные суммы на возмещение цены ОС подлежат учету. А траты на модернизацию не подлежат обязательному отражению в документах

Расчет износа по ОСАГО

Ущерб при наступлении страхового случая возмещается исходя из степени износа авто в этот момент. Независимая экспертиза высчитывает его по формуле:

  1. Иа = 100 × (1-e^(-(4 х В)/(20+4 х Г)), где
    • Иа – износ авто;
    • В – возраст транспортного средства;
    • Е – натуральный логарифм;
    • Г – гарантия изготовителя.

Постановка на учет ГИБДД

Ввод авто в эксплуатацию до дня его постановления на учет в дорожной инспекции запрещен. Амортизация на неэксплуатируемое средство начисляться тоже не может. Но считается, что на налоговый учет можно поставить автосредство не получив регистрации дорожной полиции, так как на пригодность авто к использованию документ о регистрации никак не влияет.

Распространенные ошибки, касающиеся амортизации

Самые распространенные ошибки:

  1. Учет автосредства в составе ОС только со дня ввода в пользование, а не со дня приобретения;
  2. Неправильно установленная начальная цена;
  3. Неверное определение срока применения и амортизационной категории;
  4. Нарушение правил учета расходов на обновление автотехники.

Амортизация автомобиля: актуальные вопросы

Вопрос №1: Какова продолжительность полезной службы пассажирской «Газели»?

Ответ: Транспорт принадлежит к амортизационному типу №4, срок эксплуатации составляет 5–7 лет.

Вопрос №2: Может ли наша фирма применять метод уменьшаемой остаточной суммы для налогового и бухучета при исчислении амортизации автобуса?

Ответ: Нет, в налоговых документах нельзя применять этот способ.

Вопрос №3: Какие требуются документы для расчета амортизационных сумм?

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Звонок в один клик

Автомобиля. Рассмотрим понятие этого термина, его особенности и проведение.

Что такое амортизация автомобиля

Амортизация автотранспортного средства любого формата — это учет машины в целом и отдельных деталей в частности. Каждая машина имеет свой ресурс, который в процессе эксплуатации уменьшается. В процессе износа увеличиваются расходы на обслуживание транспортного средства, а также уменьшается доход, который получает организация от эксплуатации автомобиля (если он используется в коммерческих целях).

Каждое ТС (как и любое другое основное средство) имеет свой , который зависит от группы амортизации. Согласно норм Постановления Правительства РФ №1 от 01 января 2002 года выделяется 10 групп.

К группе амортизации №3 принадлежат:

  • легковые машины;
  • автомобили с грузоподъемностью до 500 кг.;
  • малые и малогабаритные автобусы длиной до 7,5 метров.

К четвертой группе согласно норм данного постановления относятся такие ТС:

  • маленькие легковые автомобили для инвалидов;
  • грузовики, фургоны и дорожные тягачи для прицепов;
  • автобусы длиной до 12 метров и более.

К амортизационному списку №5 относятся:

  • легковики, объем двигателя которых свыше 3,5 литра;
  • грузовики, в том числе с грузоподъемностью более 5 тонн;
  • тягачи;
  • автомобильные поезда;
  • специальные автомобили (в том числе скорая помощь и т.д.).

Амортизация авто.Что это такое? Смотрите в видео ниже:

Срок полезного использования

Срок полезного использования — это тот период, на протяжении которого транспортное средство сможет приносить доход для организации. Ресурс маленьких автомобилей меньший, чем у крупногабаритной техники, поэтому ТС с меньшими параметрами включается в амортизационную группу с меньшим сроком полезного использования.

  • (единица делится на срок полезного использования и умножается на балансовую стоимость ТС);
  • списание стоимости по сумме лет полезного использования. Допустим, ТС может использоваться 5 лет. Для получения результата суммируются все годы и получается цифра 15. После этого максимальное число (в первый год, затем меньшее) делится на 15 и умножается на балансовую стоимость);
  • в зависимости от выполненной ТС работы.

Коэффициент

Данный коэффициент показывает уровень изношенности основных средств и выражается в отношении суммы начисленной амортизации к числовому выражению первоначальной (балансовой) стоимости основного средства (в нашем случае автомобиля). Не стоит путать значение данного термина с нормой амортизации, так как она устанавливается для конкретного основного средства ежегодно, а коэффициент амортизации с каждым годом становится все больше и больше.

Возьмем тот же случай, который мы рассматривали в предыдущем разделе. Сумма амортизации за 1 год составляет 200 000 рублей, а автомобиль используется уже, например, 4 года. Умножив 200 000 на 4 получаем сумму амортизации 800 000 рублей. Для получения коэффициента амортизации необходимо провести такое действие: 800 000: 1 000 000 = 0,8 (80%). Данное транспортное средство при таком коэффициенте будет считаться практически изношенным.

В этом видео будет описана амортизация авто на конкретном примере:

Процент амортизации авто

Для определения процента амортизации ТС важно знать срок его полезного использования, который определяется в зависимости от и окончательного решения руководства предприятия. Допустим, компания , который будет относится к амортизационной группе №5 со сроком полезного использования от 7 до 10 лет. Конкретное определение количества лет, на протяжении которых ТС сможет давать доход компании, зависит от руководства, принимающего точное решение на основании четких критериев.

Итак, рассчитаем процент амортизации автомобиля со сроком полезного использования в 10 лет:

  • 100% (куплен новый автомобиль) : 10 = 10% (годовой процент амортизации). Технические свойства данного авто за год будут ухудшатся на 10%.
  • Также можно рассчитать и месячный процент амортизации: 10:12 = 0,833%.

В данной статье мы рассмотрим: амортизация транспортных средств. Узнаем что относится к ТС и поговорим о нормах ТС.

Начисление амортизации автотранспорта может вызывать определенные вопросы у бухгалтера организации. Понятие «автомобильный транспорт» включает легковые машины, грузовые, автобусы, специальную и прочую технику. Юридические лица по отдельным видам транспорта могут начислять износ по-разному.

Возможные способы начисления амортизации автотранспорта

Определение амортизации основных фондов вменяется в обязанности юридического лица. Автотранспорт прямо или косвенно участвует в получении предприятием дохода, эксплуатируется более 1 года и стоит более установленного законодательством лимита. Порядок расчета износа по нему изложен в Положении по бухгалтерскому учету 6/01 и НК РФ.

Как рассчитать срок полезного использования автотранспорта?

Следующей ступенью после выбора метода расчета амортизации будет установление срока полезного использования автомобильного транспорта. Под ним следует понимать время, на протяжении которого хозяйствующий субъект будет списывать стоимость имущества через износ. Организациям предоставляется право определять его на свое усмотрение. Причем это право распространяется не только на бухгалтерский, но и на налоговый учет.

Чтобы максимально приблизить налоговый и бухгалтерский учет, субъектам хозяйствования рекомендуется для определения срока полезного использования автотранспорта руководствоваться Классификацией основных средств, которая определена обязательным документом в целях налогового учета.

По Классификации автотранспорт (легковые, грузовые машины, автобусы) включается в разные группы. Следовательно, срок полезного использования зависит от технических характеристик и того, в какую группу Классификации включен конкретный вид автотранспорта.

Большинство легковых автомобилей и микроавтобусы включаются в третью группу. К четвертой можно отнести легковой транспорт малого класса, а к пятой – большого и высшего класса.

Определение срока использования для подержанных машин

В особом порядке определяется срок и порядок расчета износа по автотранспорту, приобретенному в подержанном состоянии. В таком случае срок службы машины, установленный Классификатором, можно уменьшить на то время, которое он эксплуатировался прежним владельцем .

Важное условие – этот период должен быть подтвержден документами, например техпаспортом машины. Установить время эксплуатации автомобиля предыдущим владельцем можно и по таким документам, как:

  • Акт приема-передачи;
  • Заверенная копия инвентарной карточки объекта.

Возможна ситуация, когда срок эксплуатации автотранспорта у предыдущего хозяина приближается к верхней границе периода, определенного Классификацией, либо превышает ее. В таком случае новый собственник может определить срок на свое усмотрение, опираясь на требования техники безопасности и иные критерии.

Когда необходимо применять понижающий коэффициент?

Законодательно установлена обязанность использования понижающего коэффициента при определении величины износа автотранспорта в случае покупки дорогостоящих объектов. Коэффициент 0,5 применяется по отношению к легковым машинам, первоначальной стоимостью превышающей 600000 рублей и микроавтобусам дороже 800000 рублей. Обязанность использования понижающего коэффициента установлена для налогового учета. Законодательством в области бухучета этой необходимости не установлено.

Периодически предел стоимости имущества, по которому действует понижающий коэффициент, изменяется. У владельцев возникает вопрос, сохраняется ли такое обязательство по отношению к автотранспорту, стоимость которого стала меньше установленных законом значений. Вопрос спорный. С одной стороны, избранный способ начисления износа имущества не должен меняться на протяжении всего периода амортизации. Такой точки зрения придерживается Министерство финансов РФ. С иной стороны наличие либо отсутствие коэффициента не способно изменить метод амортизации. Отсюда следует, что в случае изменения лимита стоимости имущества, юридическое лицо – владелец автотранспорта может прекратить применять понижающий коэффициент. Но такое решение, вероятнее всего, придется отстаивать в суде.

Когда применяются повышающие коэффициенты?

Организации кроме понижающих коэффициентов при расчете износа автотранспорта разрешается использовать повышающие. Необходимость их применения определяется по инициативе субъект хозяйствования в зависимости от обстоятельств. При условии принятия положительного решения о коэффициентах ускорения юридическое лицо обязано прописать это в своих внутренних нормативных актах.

Необходимость применения повышающего коэффициента (не более 2) может возникать при работе автотранспорта в условиях:

  • Агрессивной окружающей среды;
  • Повышенной интенсивности.

Возможность применения такого коэффициента распространяется на автотранспорт, полученный в лизинг. В таком случае коэффициент не должен превышать 3. Такое право возникает у лизингополучателя при условии обоюдного согласия сторон договора.

Синтетический и аналитический учет амортизации автотранспорта

Начисленный износ автотранспорта включается в расходы от обычных видов деятельности. Синтетический учет таких начислений ведется на пассивном счете 02. Счет корреспондирует со счетами 20, 25, 26, 44, 23 в зависимости от того, в какой деятельности эксплуатируется транспортное средство:

  • Дт20 Кт02 – начислен износ объекта, используемого в основной деятельности;
  • Дт23 Кт02- начисление износа по автотранспорту, используемому во вспомогательных производствах;
  • Дт26 Кт02 – начисление износа по транспорту, используемому управленческим персоналом;
  • Дт44 Кт02 – начисление износа по транспорту предприятия торговли.

С точки зрения налогового учета суммы начисленной амортизации автотранспорта относят к косвенным затратам. Предприятия, специализирующиеся на оказании транспортных услуг, относят такие издержки в состав прямых расходов. Аналитический учет ведется по каждой единице отдельно.

Линейный способ, как самый распространенный

Линейный способ наиболее понятен для бухгалтера и универсален. Основное преимущество состоит в простоте и возможности его применения в бухгалтерском и налоговом учете.

Норму износа исчисляют делением единицы на срок полезного использования и умножением результата на 100. Чтобы рассчитать величину износа за месяц, умножают месячную норму на первоначальную стоимость автотранспорта.

Например, предприятием приобретен грузовик стоимостью 500000 рублей. Расходы по оформлению этого транспортного средства составили 500 рублей. Срок полезного использования грузового автомобиля равен 60 месяцам. Первоначальная стоимость сложится по-разному:

  • Бухгалтерский учет – 500000 +500;
  • Налоговый учет – 500000.

На образовавшуюся разницу сформируем отложенное налоговое обязательство (500*24% = 120 рублей):

Дт68Кт77. Норма износа:

1/60*100% = 1,67%.

Несмотря на то, что метод начисления износа в бухучете и в налогообложении совпадает (линейный), величина его за месяц будет разной по причине отличия в первоначальной стоимости грузовика. В бухучете износ:

500500*1,67% = 8358,35. В налоговом учете:

500000*1,67% = 8350,00. Ежемесячные проводки:

Дт20 Кт02 = 8358,35. Дт77 Кт68 = 2,00 ((8358,35 – 8350)*24%).

Амортизация транспортных средств: иные методы начисления

При определении износа по сумме чисел лет полезного использования первоначальную стоимость транспорта умножают на значение, полученное путем деления времени до окончания его службы, на сумму чисел лет срока полезного использования. Определение износа пропорционально выпуску продукции в виду специфичности по отношению к автомобилям не применяется.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1 . Предприятие приобрело автомобиль, который ранее находился в эксплуатации. По мнению нового собственника с учетом состояния объекта срок его полезного использования не может быть больше 12 месяцев. Как правильно начислить износ в таком случае?

Ответ. В случае, когда срок службы основного средства не превышает 12 месяцев, можно списать его стоимость сразу в полном объеме, не начисляя амортизацию. Но время фактической эксплуатации автомобиля на предприятии не должно быть больше года.

Вопрос № 2 .В каких случаях законодательство позволяет юридическому лицу прекратить начисление амортизации?

Ответ. Законом разрешается приостановить начисление амортизации по автомобильному случаю в таких случаях:

Вопрос № 3 . Является ли регистрация автомобиля в ГИБДД обязательным условием для возможности начисления амортизации? Можно ли начислять износ по машине, которая введена в эксплуатацию, но не поставлена на учет в ГИБДД?

Ответ. Основанием для начала начисления амортизации по автотранспорту, как и по иным основным фондам, является введение его в эксплуатацию. При этом постановка на учет в ГИБДД определяет лишь право автомобиля участвовать в дорожном движении, но не момент начала начисления износа.

Вопрос № 4 . Имеются ли какие-либо особенности при начислении износа автотранспорта, определяющиеся его видом?

Ответ. В целом алгоритм и методика расчета износа автомобилей одинакова для разных видов. Но стоит отметить некоторые особенности:

  • Чтобы рассчитать износ по легковым машинам, достаточно знать дату производства, пробег, гарантийный срок производителя от коррозии;
  • Для грузовых машин при начислении износа нужно установить базовую стоимость, период полезного использования;
  • Если амортизация начисляется по автобусам и тракторам, то важно точно определить модель и срок службы;
  • При расчете износа специальной строительной техники в расчет принимают первоначальную стоимость без стоимости шин. По шинам амортизация определяется отдельно.

Вопрос № 5 . Как списывается износ автомобиля при его выбытии?

Существуют десятки формул, которые позволяют рассчитывать бухгалтерскую амортизацию автомобиля для предприятий. Это очень важно, поскольку балансовая стоимость каждого транспортного средства формирует активы предприятия. Но для личного использования машины показатель амортизации также может быть весьма полезным. Конечно, вести бухгалтерскую документацию и рассматривать ежегодно, какова остаточная стоимость машины, не имеет смысла. При продаже ваши подсчеты не будут полезны, поскольку стоимость автомобиля будет определяться рыночными реалиями, а не подсчитанными данными амортизации. В амортизационные расходы входят все затраты, которые вы выполняете на автомобиль, а также естественный износ транспортного средства, который уменьшает реальную и балансовую стоимость машины. Показатель этот важен для нескольких аспектов.

Во-первых, есть смысл понимать, стоит ли ваш автомобиль определенных денег, или его ресурс уже подошел к концу. Конечно, рыночная стоимость практически никогда не подойдет к нулю, но если амортизационная цена машины близится к отметке нуля, автомобиль пора продавать. Именно так стараются поступать предприятия, которые выполняют амортизационную оценку износа автомобиля и стоимость транспортного средства с учетом амортизационных расходов. Вам не обязательно заводить книгу и вести учет износа и повреждений, чтобы определить балансовую цену машины, но представлять о том, что такое амортизационные расходы на авто, имеет смысл.

Амортизационные расходы - обслуживание и эксплуатация автомобиля

Первым пунктом расходов на автомобиль является обслуживание машины, а также затраты на эксплуатацию. В данную категорию расходов входит не только покупка топлива, здесь можно выделить множество пунктов, которые будут вытягивать деньги из кармана владельца. Каждый автомобиль требует по ходу эксплуатации определенного внимания со стороны водителя, поэтому лучше учитывать эти расходы. Это одна сторона амортизации, которая не суммируется, а лишь учитывается при покупке машины и забивается в бюджет. Главные пункты данного типа амортизационных расходов следующие:

  • заправка автомобиля необходимым типом топлива в соответствии с реальным расходом;
  • выполнение ремонтных работ, и технического обслуживания, предусмотренного по регламенту ТО;
  • проведение ремонта и устранения непредвиденных неполадок, которые возникают при эксплуатации транспорта;
  • расходы на покупку дополнительных периферийных устройств, косметическое восстановление и защиту авто от коррозии;
  • расходы на услуги автомобильной мойки с определенной периодичностью в каждый сезон года;
  • продление страховки ежегодно, как минимум, покупка обязательного для каждого авто полиса ОСАГО;
  • прохождение технического осмотра по установленному государством регламенту;
  • прочие затраты, которые не всегда учитываются частным владельцем автомобиля при использовании авто.

Существует множество мелких расходов, на которые мы зачастую не обращаем внимания. Но в компании это невозможно, поэтому амортизация учитывает каждую мелкую затрату на машину. Если посмотреть на список расходов в течение пяти лет, список получится внушительным. Поэтому всегда следует учитывать определенные дополнительные затраты, которые никогда не вписываются в бюджет владения автомобилем. В этом плане частным владельцам есть чему поучиться у предприятий, которые ведут учет всех расходов и представляют, какой бюджет стоит закладывать на каждый год владения автомобилем.

Потеря стоимости - второй тип амортизации при владении автомобилем

Конечно, для частного автомобилиста более важным показателем являются текущие расходы на автомобиль, а также их учет. Но посчитать потерю стоимость автомобиля действительно стоит. Если в случае с компаниями амортизация выполняет по пробегу, году выпуска, а также наличию повреждений и прочих моментов в истории машины, то частный автомобиль обладает несколько иными особенностями амортизации стоимости. Вам не нужно составлять бухгалтерские и отчетные документы для получения информации о том, сколько ваш автомобиль потерял в стоимости. Достаточно учесть следующие аспекты для определения реальной нынешней цены машины:

  • год выпуска машины - этот фактор всегда влияет на реальную цену автомобиля;
  • визуальное состояние кузова, а также отсутствие или наличие видимых повреждений лакокрасочного покрытия;
  • наличие в истории автомобиля ДТП, которые повлияли на конструкцию авто и стали причиной перекраски деталей;
  • состояние интерьера, потертость основных элементов этого узла вашего автомобиля;
  • средняя стоимость машин в той самой комплектации и того самого года выпуска на рынке;
  • необходимость проведения определенных работ в ближайшее время;
  • состояние двигателя и КПП - важный момент, на который обращают внимание при покупке автомобиля.

Если в самом ближайшем будущем ваш автомобиль потребует ремонта, предположим, на 1000 долларов, именно на эту сумму уменьшается амортизационная и реальная стоимость машины. На предприятиях оценка стоимости выполняется иначе, а реальная цена при покупке машины определяется только пожеланиями компании по продаже автомобиля. Также и в случае с частным владельцем - окончательная цена вашего транспорта зависит от того, какую цифру вы выставите в момент продажи машины. Нужно заметить, что чем ближе стоимость будет к реальным показателям с учетом всех указанных выше факторов, тем быстрее вы сможете продать ваш автомобиль.

Какие еще критерии влияют на стоимость машины при продаже?

Практически всегда при проведении амортизационной оценки стоимости автомобиля частный владелец предполагает продажу авто. Иначе этот показатель не имеет никакого смысла. На сегодняшний день цена автомобиля определяется далеко не только параметрами износа основных деталей и прочими факторами в виде года выпуска. Это лишь базовые критерии, которые будет оценивать покупатель при выборе автомобиля. Нужно сказать, что в большинстве случаев при определении цены дополнительные факторы не учитываются. Среди основных критериев, которые стоит учесть при формировании стоимости на подержанное авто, можно выделить следующие моменты:

  • наличие скрытых повреждений или изъянов, которые могут быть определены на СТО при проверке авто;
  • пробег, определяющий потенциальное состояние автомобиля и его оставшийся ресурс в соответствии с заводскими данными;
  • модель и комплектация, что часто становится определяющим фактором при покупке машины на рынке подержанного транспорта;
  • первое впечатление от визуального состояния автомобиля, звуковые эффекты при запуске и работе двигателя;
  • самые разные индивидуальные факторы, которые важны для покупателя при торгах за машину.

Существует множество критериев, которые стали определенным важным моментом в приобретение подержанного автомобиля. Все эти критерии стоит учитывать при подготовке машины. Иначе не будет никаких возможностей продажи автомобиля за адекватную цену. Правда, чрезмерная подготовка к поездке на встречу с покупателем также ничего хорошего не сулит. Если двигатель из-под капота будет сверкать от натирки полиролью, покупатель заподозрит что-то неладное. В этом случае вам придется потерять средства на определенной скидке, так как подозрения мешают покупателю отдать адекватную сумму денег за авто. Нужно сказать, что в большинстве случаев именно правильная подготовка машины определяет ее предельную цену. По определению реальной стоимости автомобиля посмотрите небольшое видео с советами:

Подводим итоги

Показатель амортизационной стоимости автомобиля не столь важен в определении реальной стоимости на рынке. В данной ситуации важно правильно подать машину покупателю, подготовить ее к продаже без излишеств, но с тонкими намеками на то, что автомобиль достоин покупки. Тем не менее, существует множество различных критериев, которые влияют на цену, и их не всегда можно убрать в процессе подготовки. Во-первых, сложно продать машину дороже средней стоимости на рынке того же года выпуска и той самой комплектации. И с амортизационной стоимостью это не имеет практически ничего общего.

Также при приобретении машины необходимо подумать об амортизации. Речь идет не о потере в цене из-за тикающих годов возраста, а о расходах на масло, технические детали для ТО, ремонт и прочие затраты, которые несет каждый владелец машины. Если не учитывать расходы на эксплуатацию машины, можно неприятно удивиться тому, сколько денег та или иная модель автомобиля требует в процессе использования. Речь идет об огромных суммах денег и постоянных дополнительных и непредвиденных расходах. А вы учитываете амортизационные затраты на машину при ее покупке?