Большой расход топлива: причины и советы по уменьшению. Способы снижения расхода топлива

Желание сэкономить на расходе топлива - это нечто бессмертное. Даже при стоимости литра бензина 10 копеек (было в истории и такое!) хомо сапиенс шел на любые ухищрения, снижающие топливные затраты. Сегодня же, как мы знаем, бензин стоит несколько более 10 копеек, а потому интерес к теме живет и здравствует.

Что ж, вспомним основные способы реализации затеи.

Бензин

Дело в том, что подобные рекламные заявления относятся исключительно к «постановочным» экспериментам. И если сопоставлять поведение чистенького мотора, заправленного 98-м бензином Ультимейт, Экто и т.п., со своим чумазым коллегой, который всю жизнь потреблял только обычный 95-й, да еще без всяких моющих способностей, то эффект может оказаться именно таким. Однако по мере вымывания грязи разница будет таять на глазах и сведется в итоге к различной реакции двигателя на с разным октановым числом. Иными словами, два новеньких мотора, заправленных моющим и обычным бензином с одинаковым октановым числом, поведут себя практически одинаково - разницу удастся отловить разве что на стендах.

Что касается разговоров о сравнении, к примеру, 92-х и 95-х, то не стоит рассчитывать на реальную экономию. К тому же Европа от 92-х уже отказалась.

Тут много не сэкономить. Практически все современные (выше SL) можно считать энергосберегающими, а потому говорить о каком-то выигрыше можно разве что в сравнении с древней минералкой 15W-40 класса SJ. Однако цифры в этом случае могут быть неплохими - процентов 5–6. А на отдельных режимах - например, минимально устойчивого холостого хода - до 10%. Правда, в последнее время нас усиленно пытаются приучить к маслам 0W-20 - дескать, экономия налицо: масло как водичка. Что ж, зимой - да, возможно. А вот летом могут быть неприятности.

Высоковольтные провода и свечи

Напомним, что иридиевые и платиновые свечи живут раза в три-четыре дольше обычных. При этом тугоплавкие материалы электродов позволяют резко уменьшить их размер, увеличивая напряженность электрического поля в межэлектродном пространстве. Это повышает устойчивость и стабильность разряда и позволяет увеличить искровой зазор. При этом более мощный разряд улучшает очистку электродов и изолятора - стало быть, свеча лучше работает в условиях загрязнения.

От зазора в свечах также зависит многое. Чем больше зазор, тем больше искра, а значит, и размер начального очага воспламенения. А скорость распространения фронта пламени сильно зависит от геометрического размера зоны начального воспламенения. Но с увеличением зазора растет и его сопротивление. Значит, пробой наступит при более высоком напряжении во вторичной цепи. И важно, чтобы этого напряжения вообще хватило для пробоя! Поэтому для впрысковых , в которых напряжение во вторичной цепи выше, чем у карбюраторных моторов, и зазоры рекомендуется ставить большие. Кроме того, с увеличением зазора падает вероятность шунтирования электродов всякими «сажевыми мостиками» - это тоже важно.

От свечей - к проводам. Владельцы старушек должны знать, что свои пять копеек в экономическую теорию хорошие провода исправно вносят. Здесь играют роль качество и плотность посадки контактного наконечника, герметичность колпачка, величина распределенного сопротивления, а также длина провода. Последнее обстоятельство особенно интересно. Практически все производители проводов предлагают потребителю изделия разной длины - для удобства монтажа. Однако при этом искровым разрядам приходится преодолевать разное расстояние, а потому равномерность работы ДВС нарушается. Если бы провода обладали нулевым сопротивлением, то разницы, конечно же, не было бы, но, согласно нормам ISO, следует укладываться в допуски по радиопомехам. Поэтому сопротивление присутствует как в свечах зажигания, так и в проводах, причем суммарное сопротивление пары никто не отслеживает. А было бы неплохо.

Фильтры

Меняется ли расход топлива в зависимости от типа или воздушного фильтра? Да, может меняться, но не очень существенно: в пределах все тех же единиц процентов. Причем тип фильтра влияет куда в меньшей степени, нежели его реальное состояние. Особенно важно сопротивление воздушного фильтра. Чем оно больше, тем хуже идет наполнение цилиндров, а это сразу влияет на расход топлива. А в зависимости от производителя их сопротивление может меняться чуть ли не в два-три раза.

Масляные фильтры тоже влияют на расход, но сравнительно мало. И здесь в определенной степени влияет размер фильтра. Ведь он выступает в роли небольшого масляного радиатора двигателя, в котором может находиться до 10–20% всего объема масла.

По результатам наших испытаний установка «крутого» фильтра может улучшить экономичность машины на пару процентов.

Газ

Апологеты газового топлива недоумевают: почему, мол, мы всей толпой не переходим на газ, если экономия очевидна? Тут светят уже не единицы процентов, а десятки. Да, это верно: и все желающие могут переходить на газ хоть завтра. Однако же есть и . Машинка потеряет резвость, утратит былой объем багажника, станет хуже пускаться зимой. Кроме того, сеть газовых заправок развита неважно. Наконец, заправляться при езде на газе придется чаще.

Какой лучше: сжатый или сжиженный? Сжатый - это метан, - пропан-бутановая смесь. Сжиженный - существенно калорийнее, да и баллоны для его хранения более компактны. Зато он тяжелее воздуха, а потому, если хранить автомобиль в гараже, могут быть проблемы: при утечке он не поднимается вверх и не вентилируется, как метан, а скапливается внизу. Он любит ямы и всяческие погреба: откачать его оттуда непросто. А это - пожароопасность. В подземные парковки такие автомобили зачастую попросту не пускают.

Топливная аппаратура для сжиженного газа проще и дешевле, да и заправок значительно больше - тоже аргумент в его пользу. Сжатый газ дешевле, менее пожароопасен, да и более экологичен - ведь это метан, а он горит лучше пропан-бутановой смеси.

Присадки всех мастей

Выскажемся аккуратно: никогда не заливайте разного рода снадобья хотя бы в гарантийные машины. По окончании гарантийного срока - экспериментируйте на здоровье. Что касается , то в отдельных случаях реально достигалась небольшая экономия топлива - в пределах пары процентов.

Обещанных 8–10 и более процентов мы не фиксировали никогда. Сразу отметим, что по обещаемому эффекту обычно можно судить о серьезности авторов идеи. Экономию в 20, 30 и более процентов обещают только шарлатаны. Во всяком случае, по нашему опыту, еще никому не удавалось откопать в отлаженной и доведенной конструкции ДВС спрятанные внутри десятки процентов экономии. Если увидим, сразу сообщим.

Шины

Ряд ведущих автопроизводителей устанавливают на выходящие с конвейера автомобили энергосберегающие шины. Это покрышки, имеющие меньшее сопротивление качению, что обеспечивает экономию топлива, обычно не превышающую 5%. Ресурс таких шин приблизительно равен ресурсу обыкновенных покрышек. Основным недостатком энергосберегающих шин является их стоимость, которая выше стоимости обычной резины.

Из более простых способов можно предложить выполнять инструкции относительно давления в штатных шинах при движении с большими скоростями. Подняв давление на 0,2 бара перед дальней дорогой, мы обеспечим несколько меньший расход топлива. А всем-всем-всем автолюбителям советуем просто следить за давлением в шинах. Пониженное ухудшает экономичность, управляемость и стойкость боковины шины к пробоям на колдобинах наших дорог. А чрезмерно накачанные шины делают машину слишком жесткой.

Снять штатный каталитический нейтрализатор

Это, конечно же, не зарулевский подход к делу, однако пофантазировать можно. Если в рабочем состоянии, то поведение мотора практически не изменится. Его сопротивление не настолько велико, чтобы «глушить» выпуск. А вот если он полностью забит отложениями и выступает в роли своеобразной «пробки» на выпуске, то мотор это, конечно же, почувствует. Если рассматривать такой садизм как способ экономии, то сработает, конечно. Но при этом вы становитесь преступником, загаживающим атмосферу.

Магниты

Самые замечательные «экономители» топлива из известных. Толку нет, но и вреда, как правило, тоже никакого. Обсуждать не будем: надоело. Кому интересно - читайте .

А если применить всё сразу?

Однажды мы проводили похожий эксперимент на стандартном вазовском моторе, собрав воедино победителей экспертиз последних лет. Смысл был простой: сначала погоняли движок в стандартной комплектации на обычном бензине, а затем потихоньку стали подкидывать мотору «конфетки». Начали с моющего бензина, затем поменяли свечи на иридиевые, потом сменили воздушный фильтр на бошевский, залили крутое масло Shell. И всякий раз следили: есть ли разница в поведении мотора?

Разница есть - и солидная. Лучшие на момент испытаний комплектующие, установленные на обычный мотор с комплектацией для Золушки, дали суммарный эффект по расходу топлива около 9%. Любопытно, что простая сумма эффектов, зафиксированных от каждого изделия в «одиночном катании», оказалась выше. Так и должно было быть - тут полная аналогия с детской задачкой, упомянутой выше. Простого сложения эффектов не получается - всегда есть взаимное влияние .

Почему все это улучшенное хозяйство не применяют на конвейере? Из-за денег, естественно.

Абсолютное оружие

У знаменитого фантаста Роберта Шекли был жутковатый рассказ «Абсолютное оружие». На Марсе разыскали затерянный арсенал с немыслимым вооружением, а последним нашли ящик с надписью «Абсолютное оружие». Сдуру открыли - оттуда выплыло некое облако, которое стало пожирать всё подряд - ему была нужна протоплазма. И плевать ему было на силовые поля и прочие ухищрения менее совершенных видов боевой техники. Короче, все погибли.

К чему эти воспоминания? К тому, что существует самый действенный способ экономить топливо, перекрывающий по эффективности все вышеперечисленное, вместе взятое. Нет, не пересесть на трамвай, хотя это, конечно же, сильнее всего снизит расходы на бензин. Речь о другом.

Большинство водителей просто не представляют себе, как можно ездить на машине без резких торможений и ускорений. Уйти с перекрестка надо первым, а попытки влезть у тебя перед носом следует пресекать в зародыше. Между тем главный резерв по части экономии именно здесь: ведь основная энергия требуется как раз для придания ускорения массе. Поэтому расход топлива на одном и том же автомобиле в одних и тех же условиях легко может отличаться на десятки и даже сотни процентов!

ЗР проводил подобные эксперименты неоднократно. Типичный пример был описан , там же отмечена реакция специалистов НАМИ. Речь о том, что серийная машина Volvo S60 с автоматической коробкой передач и 170-сильным мотором спокойно преодолела на одном баке 1440 км, пробежав без дозаправки из Москвы до Питера и обратно. При этом не могу сказать, что это был черепаший темп - вовсе нет. Но тем не менее информация вызвала тогда у многих весьма негативную реакцию: раз купил мощную машину, так нечего над кошельком трястись: притопил правую педальку и понесся.

Да, конечно - большинство так и ездит. Но мы сейчас обсуждаем способы . А упомянутому большинству приходится дозаправлять машину даже при поездке в один конец. Проехал километров 500, а 70-литровый бак уже подмигивает - мол, добавить бы надо. Вот вам и экономия в сотни процентов: 500 или 1440 км - есть разница?

Вместо эпилога, или Не навреди

Как видите, существует сравнительно немного способов экономить топливо. Но взамен есть целая куча вариантов бесцельно его растратить. Тем, кто не боится узнать в одном из таких вариантов свой, предлагаем заглянуть вот .

Всем удачи на дорогах… и на АЗС!

Лучшие публикации о топливе мы собрали в тематической подборке .

Почти каждая страна на нашей планете уже не единожды сталкивалась с нефтяным кризисом. Например, в начале 70-х годов кризис поразил мировую экономику в целом . Именно после этого мировые лидеры начали задумываться о том, чтобы максимально сохранять энергетические ресурсы планеты.

Благодаря такому стимулу производители автомобилей сделали определенный рывок в вопросе снижения расхода горючего. Иностранные машины современного производства крайне экономичны. А вот отечественный автопром такой характеристикой не отличается.

Экономия топлива – это не только экологическая проблема, но и вопрос экономии Ваших денег. Ведь чем экономнее будет Ваша машина, тем легче будет Вам, а именно – Вашему кошельку.

Вопрос экономии машиной бензина является крайне актуальным из-за постоянно растущей цены на этот вид горючего. Некоторые автолюбители переводят свои авто на дизельное топливо, но существуют способы сэкономить и на бензине. Достаточно придерживаться некоторых советов, благодаря которым можно будет значительно снизить объем потребляемого горючего.

В вопросе снижения расхода бензина важен комплексный подход, так как при выполнении всех предписаний результат будет действительно заметен. Вы должны сами фиксировать объем горючего, которое «съела» Ваша машина.

В принципе, такие рекомендации дают почти все производители автомобилей. К примеру, в инструкции по эксплуатации к машине известной марки Skodaможно найти предписание по поводу учета расхода горючего. Специалисты этого производителя рекомендуют завести бортовой журнал, в котором нужно фиксировать время заправки бака, количество влитого горючего и другую информацию. Вести такой журнал очень просто, а эффект от этого просто приема будет положительным.

По записям в бортовом журнале легко можно будет увидеть изменилось ли состояние машины. В случае отрицательной динамики необходимо будет обратиться в сервисный центр. Также нужна будет консультация специалистов в том случае, если расход бензила вырос в значительной мере. Существуют также электронные бортовые журналы, которые можно скачать на свой смартфон как приложение и вносить туда изменения в режиме реального времени.

Старт и подогрев

1) Прогревание двигателя во время движения

Смазочные материалы, которые производят по современным технологиям, имеют гораздо большую текучесть при пониженных температурах и способны к более быстрому разогреву, нежели аналогичные материалы более раннего производства. Поэтому стоит забыть о привычке прогревать машину перед тем, как начать движение.

Кроме того, прогревание машины приводит к перерасходу бензина и неблагоприятно влияет на состояние двигателя авто. Достаточно будет прогреть машину на холостом ходу не более 1й минуты. После этого можно будет спокойно начинать движение.

Прогревания на протяжении 5 – 10 минут будет достаточно для того, чтобы двигатель полностью разогрелся. Так прогреется не только движок, но и тормозные колодки и масло в коробке передач. Последний аспект крайне положительно влияет на состояние АКПП.

2) Старт двигателя без прогазовки

Прогазовка – это добавление газа при включении зажигания. Это явление крайне плохо влияет на современный движок. Прогазовка способствует более быстрому износу деталей двигателя и стартера, а также к увеличению количества потребляемого топлива.

Когда в машинах устанавливались карбюраторные двигатели, то прогазовка нужна была для того, чтобы горюче попало в карбюратор, а сама топливная система перешла в нормальный режим работы. Современные моторы оснащены системой прямого впрыскивания горючего , поэтому при заведении машины не нужно дотрагиваться до педали акселератора.

Вождение

1) Показания тахометра

Нужно следить за показаниями данного прибора, если он присутствует в Вашей машине. От количества оборотов двигателя в минуту зависит и расход топлива. Чем меньше оборотов, тем меньшим будет и расход бензина.

2) Переключение скорости на оптимальных оборотах двигателя

Нужно стремиться переключать передачу вверх на оборотах, которые являются оптимальными для двигателя, посредством переключения механической коробки или плавного добавления газа в случае коробки-автомат. Этот прием гарантировано приведет к снижению объема потребляемого горючего.

Если Вы едете по городу, то оптимальными будут обороты в 2000 в случае машины на дизеле или 2500 в случае, если машина ездит на бензине . Нежелательно переключать передачу тогда, когда двигатель машины еще не набрал оптимальных оборотов. Если слишком рано переключать передачу вверх, то детали цилиндропоршневой группы быстрее износятся, а авто будет потреблять больше горючего.

3) Умеренное добавление газа

Если слишком медленно добавлять газу и затягивать время разгона, то машина будет «съедать» больше. Газ нужно добавлять умеренно, при этом двигатель должен давать 2000-2500 оборотов, если машина работает на дизеле, и 2500-3000 оборотов в случае машин, работающих на бензине. Современный двигатель лучше всего работает на средних оборотах, нежели на низких или высоких.

4) Плавный старт с места

Если резко срываться с места, то чрезмерный расход топлива гарантирован. Нужно стараться трогаться с места плавно и уверенно, а разгоняться без рывков.

5) Оптимальная скорость движения

У каждой машины есть определенный промежуток скоростей, при которых авто потребляет минимум горючего, а двигатель работает максимально эффективно. Этот промежуток зависит о того, какой в машине установлен двигатель, от трансмиссии авто, веса, аэродинамики и прочих внешних факторов. Границы промежутка скоростей нужно определять самостоятельно экспериментальным путем, а после определения желательно не выходить за рамки оптимального скоростного режима.

6) Снижение скорости на остановках около светофоров

Нужно пытаться рассчитывать скорость машины таким образом, чтобы не нужно было останавливать около светофоров, а особенно, если данный маршрут Вам знаком. Если Вы видите, что не успеете проскочить, то нужно заранее сбросить скорость движения так, чтобы к тому моменту, пока красный свет не погаснет, Вы успели подъехать к светофору, но на такое расстояние, чтобы не делать остановку.

7) Отказ от переключения в нейтральное положение

Во всех машинах современного типа, даже если авто карбюраторное, переключение КПП на нейтрал при сбросе газа и торможении перед остановкой не поможет уменьшить объем потребляемого горючего. В этом случае топливо подается в двигатель так же, как и в случае холостого хода. Система управления двигателем распознает сбрасывание гази и движение при включенной передаче как принудительный холостой ход, то есть как отрицательное ускорение, поэтому подача топлива или сокращается, или прекращается совсем.

8) Торможение с помощью двигателя

Желательно как можно реже использовать штатную тормозную систему, а вместо нее рекомендуется тормозить с помощью двигателя, то есть либо постепенно снижать передачу или двигаться при включенной передачей, не нажимая на педаль газа. Если нужно выполнить маневр, войти в поворот или остановится, то желательно спрогнозировать траекторию движения таким образом, чтобы выполнить желаемое действие просто дозируя газ. Если не нажимать на педаль тормоза для того, чтобы принудительно сбросить крутящий момент, то можно не только сэкономить на горючем, но и обезопасить само движение, а особенно в случае очень скользкой дороги. Если на дороге гололед, то желательно использовать только двигатель для торможения и постепенно переключать передачу на более низку. Также это убережет Вас от заноса.

9) Использование рельефа территории

Если Вы едете по участку, где есть спуск, а сама дорога просматривается очень хорошо, то имеет смысл сбросить газ. При этом вместо двигателя будут работать естественные гравитационные силы. Но во время движения по спуску без использования педали газа нельзя снимать машину с передачи, лучше переключиться на более высокую. Выбег в таком случае сокращается, но при этом задействуется система, которая отключит или уменьшит подачу горючего в цилиндры. Благодаря этому расход топлива сократится.

10) Холостой ход

Бытует мнение, что холостой ход безопасен для мотора, но, на самом деле, это не так. Если двигатель пребывает в подобном режиме хотя бы 10 секунд, то за это время он израсходует горючего большего, чем при старте и начале движения. Поэтому если нужно остановится больше, чем на 1 минуту, то двигатель желательно выключить совсем. Это не только сохранит больше топлива, но и поможет продлить жизнь самому движку.

11) Задний ход и «тянучка» на машине с коробкой-автомат

Если у авто стоит АКПП, то она «умеет» двигаться по ровному участку и без использования педали газа. Если включен режим «D» или «R», то колеса получат такой крутящий момент, которого хватит для того, чтобы машина двигалась. Такой прием целесообразно использовать при езде задним ходом или в «тянучке».

12) Дистанция при движении

Если Вы двигаетесь в плотном потоке, то между Вашей и впереди идущей машиной должна быть такая дистанция, чтобы Вы могли двигаться медленно, но непрерывно, не тормозя до полной остановки авто.

13) Максимальная скорость

Желательно не превышать скорость в 90-100 км/ч, так как более быстрая езда требует большего количества топлива.

14) Спокойная езда

Агрессивные маневры, превышение скорости, резкое торможение и многократная смена места приводят к тому, что машина расходует больше топлива.

Вспомогательные устройства

1) Установка и своевременное использование круиз – контроля

Если Вы едете по хорошей ровной дороге, а в Вашем авто стоит круиз-контроль, то его можно использовать, так как эта опция может значительно уменьшить объем необходимого для потребления топлива. В случае же дороги с уклоном, круиз-контроль наоборот нельзя использовать, так как в этом случае АКПП слишком часто переключает передачи.

2) Использование GPS-навигатора

Навигатор очень поможет Вам сориентироваться в незнакомой местности, а также часто помогает сократить маршрут.

Парковка

1) Удобная парковка

Если Вы планируете оставить машину на парковке на длительный срок, то желательно поставить авто таким образом, чтобы потом можно было максимально легко выехать. Если двигатель хорошо прогрет, то выезд с такого парковочного места потребует гораздо меньше энергии для маневров, чем в случае, когда двигатель прогрет не полностью.

2) Парковка без необходимости заднего хода

Во время парковки желательно ставить машину таким образом, чтобы потом нужно было стартовать вперед, а не назад, или же сдавать назад нужно было совсем немного. Маневры, выполненные задним ходом, требуют большего затрата топлива, нежели аналогичные движения передним ходом.

Эксплуатация

1) Багажник на крыше

Если Вы оставите даже пустой багажник на крыше машины, то ее аэродинамическое сопротивление увеличится на определенную долю. В случае пустого багажника расход топлива увеличится на 5%, а в случае полного – на 40%. Поэтому не желательно лишний раз ездить с этим дополнительным грузом на крыше.

2) Балласт в машине

Чем больше весит машина, тем больше топлива она требует. На перевозку 100 кг лишнего веса нужно на 10% больше горючего.

3) Своевременная замена фильтров (воздушного и масляного)

Если вовремя заменить эти фильтры, то можно не только предотвратить преждевременный износ двигателя, но и повысит эффективность его работы, что, в свою очередь, приведет к более эффективному расходу горючего. Автолюбители своевременно меняют масляный фильтр, так как человек заметит наличие дефектов во время смены моторного масла. Если вовремя не поменять воздушный фильтр, то топливно-воздушная смесь будет переобогащена, а это приводит к чрезмерному расходу горючего.

4) Моторное масло

Желательно использовать только те моторные масла, которые рекомендованы к использованию производителем Вашей машины, так как это масло будет соответствовать всем характеристикам двигателям и предписанным условиям эксплуатации. Своевременная замена масла повысит эффективность работы мотора, уменьшит степень износа и объем потребляемого топлива.

5) Удаление снега, льда и грязи с машины

Если перед ездой удалить с машины снег и лед, то это не только обезопасит Вас во время передвижения, но и уменьшит аэродинамическое сопротивление авто. Также на сопротивляемость машины влияет и грязь, которая скапливается на кузове и днище транспортного средства. Лучше всего обрабатывать кузов специальными мастиками, которые будут способствовать улучшению аэродинамики.

Шины

1) Правильное давление

Это очень важный фактор в вопросе расхода топлива. Если давления занижено, то увеличивается площадь контакта колес и дорожного полотна, поэтому увеличивается и трение. А это может быть одной из причин чрезмерного потребления машиной топлива. Крайне важно проверять давление в шинах в то время, когда на улице ощутимо меняется температура.

2) Повышение шинного давления

Каждый добросовестный производитель указывает допустимый диапазон давления в шинах. Специалисты рекомендуют устанавливать максимально возможную отметку из этого диапазона, так как при таком давлении площадь контакта шин и дорожного полотна будет минимальной, а поэтому меньше будет и трение. Соблюдая эти простые советы, можно сэкономить кругленькую сумму на топливе.

Подписывайтесь на наши ленты в

Статья о том, как можно снизить расход топлива. Важные советы и рекомендации. В конце статьи - интересное видео о том, как понизить расход топлива.

Содержание статьи:

Угроза нефтяного кризиса нависает над миром уже давно, периодически разражаясь экономическими катастрофами. Поэтому лидеры каждой страны непрерывно пытаются максимально сберегать потребление энергетических ресурсов. Автопроизводители поддерживают эту программу, со своей стороны разрабатывая все более экономичные по расходу топлива машины. Конечно, отечественному автопрому далеко до таких технологий, а вот зарубежные коллеги достигли в этом показателе великолепных успехов.

С субъективной точки зрения, экономия бензина очень актуальная для автовладельцев из-за постоянно растущих цен на горючее. Кто-то пересаживается на дизельные автомобили, кто-то отваживается на гибриды, чтобы хоть как-то сократить свои расходы. Однако существуют иные способы, как реально снизить расход топлива, о которых водители не знают или не считают их весомыми.

Самым основным принципом является комплексный подход, ведь только тщательный уход и внимание к своей машине дадут ощутимый результат для бюджета владельца.

Способы снижения расхода топлива

Бортовой журнал

Каждый водитель должен фиксировать весь объем залитого в автомобиль топлива. К слову, подобные рекомендации дают и сами автопроизводители, рекомендуя записывать в бортовой журнал дату и объем пополнения бака, тип топлива и прочую важную информацию. Впоследствии по записям легко будет проконтролировать техническое здоровье машины, а при своевременном обнаружении отрицательной динамики заподозрить неполадку и обратиться в автосервис.


Новейшие смазочные материалы становятся более текучими при низких температурах, а разогреваются куда стремительнее своих предшественников. Поэтому годами прививаемый ритуал по долгому прогреванию машину перед началом движения в настоящее время не только бессмысленен, но и совершенно напрасно тратит бензин. Хватит всего одной минуты для прогрева двигателя, после чего можно начать плавное движение. А после 5-10 минут машина полностью будет готова для любых условий эксплуатации.

Движение без прогазовки

Когда владелец во время активации зажигания еще и добавляет газа, это очень негативно сказывается на двигателе. Помимо усиленного поглощения топлива эта процедура изнашивает стартер и детали мотора. Когда-то она была актуальна для карбюраторных моторов, чтобы горючее быстрее попадало в него и подготавливало топливную систему к работе. Но при системе прямого впрыска топлива педаль акселератора для заведении автомобиля становится ненужной.

Тахометр

Его показания напрямую влияют на расход бензина. Чем выше количество оборотов, тем больше будет «съедаться» горючее. Повышать скорость нужно стараться на наиболее оптимальных для мотора оборотах – это идеальный способ, как снизить расход топлива. Для городского режима это обычно 2 тысячи оборотов для дизеля или 2,5 тысячи - для бензина. Если слишком рано повысить передачу, до набора достаточных оборотов, цилиндры и поршни быстрее будут изнашиваться, чем вызывать повышенный аппетит двигателя.

Если во время разгона слишком медленно прибавлять газ, чрезмерно растягивая «разбег», топливо будет уходить в разы активнее. Газ добавляется уверенно, равномерно, на средних оборотах, которые для дизельных двигателей находятся в диапазоне 2-2,5 тысяч и 2,5-3 тысяч - для бензиновых.

Старт

Эффектный старт с места, как в голливудских фильмах, одним махом съедает большой объем топлива. Поэтому трогаться рекомендуется традиционным, плавным способом, без рывков и спецэффектов.

Скорость движения


Чтобы определить, как снизить расход топлива автомобилем, нужно знать максимально эффективный промежуток времени работы двигателя. Он зависит от типа мотора, трансмиссии, веса машины, аэродинамики и еще ряда факторов. В это время автомобиль работает стабильно, умеренно мощно и при этом поглощает минимум горючего.

Выяснив данный интервал по техническим показателям или опытным путем, желательно при любых поездках придерживаться соответствующего режима движения. А вот езда на высоких скоростях, более 100 км/ч, так же как и резкие маневры, частые перестроения, требует очень большого объема топлива.

Дополнительно полезно будет научиться не совершать лишних остановок. Например, видя издалека, что проскочить на светофор не удастся, следует максимально сбросить скорость и аккуратно подкатываться к нему до того момента, пока снова не будет «зеленый».


Это же касается и соблюдения дистанции. В потоке любой плотности нужно стараться держать расстояние, достаточное для равномерного, не требующего остановок движения.

Торможение двигателем

Этот способ заключается в том, чтобы постепенно понижать передачу или же ехать по инерции, не прибавляя газа. Если требуется совершить поворот, сделать это можно грамотной дозировкой подачи газа. Неприменение тормоза для снижения крутящего момента поможет ощутимо сберечь топливные запасы, а заодно сделает саму поездку более безопасной, особенно на скользкой дороге.

Рельеф местности

При спуске с горки газ лучше сбросить, за двигатель будет выступать обычная гравитационная сила. Но при этом передачу следует переключить на более высокую, тогда активизируется система, снижающая подачу топлива в цилиндры.

Холостой ход

Убежденность в том, что холостой ход безвреден для двигателя, не верно. Даже за 10 секунд такой работы он потратит горючего в несколько раз больше, чем во время старта или начала движения. Если водителю необходимо остановиться перед светофором, ответить на звонок или свериться с навигатором, рекомендуется совсем заглушить двигатель.

Задний ход и «автомат»

Автомобили, оснащенные «автоматом», обладают способностью перемещаться по хорошей, ровной поверхности без задействования газа. Активированные режимы «D» и «R» направят в колеса достаточный крутящий момент, чтобы заставить автомобиль двигаться. Это эффективный метод для езды задним ходом.

Дополнительные хитрости


Установка и грамотное применение этой системы – еще один действенный способ, как можно снизить расход топлива. Так, на хорошей, ровной трассе круиз-контроль ощутимо уменьшит аппетит автомобиля. А вот на дорогах с поворотами, уклонами и подъемами систему лучше отключить, чтобы «автомат» не переключал передачи без лишней на то надобности.

Парковка

Каждый водитель старается выбрать максимально удобное место для парковки. Помимо практичности, это еще и благоприятно скажется на финансовой составляющей. Выезд с удобной позиции потребует меньше маневров, а, соответственно, меньшего расхода горючего. По этой же причине не следует выезжать задним ходом, так как подобное движение требует больших затрат по сравнению с аналогичным выездом передним ходом.


Багажник, закрепленный на крыше машины, даже не имеющий содержимого внутри, увеличивает аэродинамическое сопротивление. Это вызывает увеличение топливного расхода на 5% , а при загруженном багажнике – на все 40%. Поэтому при перемещениях без багажа лучше снимать его с крыши.

То же относится к любому другому лишнему балласту, который может быть в багажном отсеке или в салоне. Вещи, которые забыли выложить, ненужные инструменты утяжеляют автомобиль в целом, требуя большего количества топлива.

Замена фильтров актуальна для того, чтобы снизить расходы топлива на ВАЗ. Если не следить за этими частями, не только сам мотор будет скорее изнашиваться и терять эффективность, но и потреблять больше горючего.

Желательно прислушиваться к рекомендациям автопроизводителя по применению моторного масла. Та марка, которая наиболее соответствует техническим характеристикам и условиям эксплуатации, повысит мощность двигателя, а заодно и сэкономит бюджет автовладельца.

Некоторые автовладельцы не утруждают себя полной очисткой машины от снега, ограничиваясь только лобовым стеклом. Тем самым, они увеличивают аэродинамическое сопротивление, вызывая излишнюю нагрузку. Даже налипшая на кузов и днище грязь способна повлиять на сопротивляемость автомобиля и его показатели. Поэтому на гигиену собственного транспортного средства необходимо выделять достаточное количество времени, а также применять мастики для кузова, повышающие его аэродинамичность.

Ни в коем случае не следует передвигаться на полуспущенных шинах, что требует большей площади для контакта колес с дорожным полотном и увеличивает трение. По этой же причине важно контролировать давление в шинах при существенных температурных перепадах.

Эти простые советы о том, как снизить расход топлива, бензина или дизеля, действительно помогут сэкономить весомую сумму, стоит лишь следовать им регулярно и в комплексе.

Видео о том, как понизить расход топлива:

Контроль за расходом топлива осуществляется водителем при помощи бортового компьютера, установленного во всех современных авто. Он показывает расчетное (усредненное) значение. Количество потребляемого топлива зависит от параметров движения и только приблизительно соответствует реальному расходу.

В более старых авто для контроля водитель использует простые математические расчеты, выполняемые на основе показателей счетчика пробега и залитого в бак горючего. Узнать количество оставшегося бензина можно с помощью датчика уровня топлива. Этот способ более надежный, так как устройства отображения и измерения (датчики уровня бензина) построены по элементарным схемам, хотя и не такой точный, как электронный.

Эксперимент

Если возникли подозрения относительно нормы расхода бензина (дизеля), не спешите отправляться на диагностику. Подтвердить или опровергнуть факт перерасхода можно только экспериментальным способом. Многие рекомендуют залить полный бак бензина, использовать его, затем снова залить и высчитать, сколько топлива израсходовало авто. Этот способ наиболее точно определяет количество потребляемого горючего.

Но совсем не обязательно использовать весь бензин до конца. После полной заправки проедьте 100 км и залейте недостающее до полного бака количество топлива. Желательно производить заправку на одной и той же АЗС. А для максимального снижения погрешности не меняйте даже бензоколонку. Объем залитого топлива и будет указывать на среднестатистический расход. Если опасения подтвердились, тогда необходимо точно установить причину перерасхода.

Наиболее характерные неисправности

Если автомобиль находится в исправном техническом состоянии, а обслуживание проводилось в плановом порядке и в полном объеме, то наиболее частые причины большого расхода топлива могут быть вызваны неполадками систем и электронных элементов.

Неисправность топливной системы

Возникает по причине недостаточного, реже избыточного давления в топливной системе. Причина – износ топливного насоса, вследствие чего его производительность не соответствует расчетной. Для определения неисправности необходимо произвести замеры специальным устройством. В зависимости от типа двигателя давление в магистрали может быть разным. Для бензиновых моторов инжекторного типа оно колеблется в пределах 2,6 до 4 кПа. При несоответствии замена топливного насоса обязательна.

Неисправность электропитания

Генератор – устройство, обеспечивающее автомобиль напряжением и током соответствующего номинала. Нестабильная выдача этих параметров может быть причиной ситуации, когда обнаруживается повышенный расход топлива. В этом случае можно самостоятельно провести диагностику с помощью обычного мультиметра. Осуществить ремонт сложнее. Лучше обратиться к профессионалам.

Неисправность электронных датчиков

В авто разных марок устанавливается не одинаковое количество контроллеров. Но существенно повилять на повышенный расход могут только датчик кислорода (лямбда зонд) и датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Оба устройства при выходе из строя начинают выдавать ошибку на электронный блок управления (ЭБУ), который усредняет подачу топлива. В этом случае большой расход бензина гарантирован.

Кроме этих двух элементов также следует проверить работоспособность датчика положения дроссельной заслонки и сенсора положения распредвала. А также продиагностируйте датчик массового расхода воздуха и абсолютного давления во впускном коллекторе.

Причина в топливе

Увеличенный расход может быть вызван банальной причиной – некачественным топливом. Проверить его октановое число сложно, поэтому пользуйтесь услугами надежных поставщиков горючего. В случае появления запаха бензина внутри салона причиной перерасхода может быть повреждение топливопровода, поэтому визуальный осмотр – это то, с чего необходимо начать поиск неисправности, если увеличился расход бензина.

При эксплуатации автомобиля в суровых дорожных условиях (повышенное содержание мелких частиц в воздухе, низкие температуры, топливо низкого качества) рекомендуется проводить техническое обслуживание раньше установленного срока. Так, например, замену воздушного фильтра можно осуществлять не через 10 000 км, а по необходимости. Это же относится и к топливному фильтру грубой и тонкой очистки.

Не забудьте продиагностировать систему зажигания и выяснить, что влияет на расход топлива – свечи, высоковольтные провода или катушка зажигания. Если причина в них, то не стоит заниматься ремонтом. Целесообразно будет полностью заменить неработоспособные элементы.

Один из актуальных вопросов у владельцев автомобилей связан с быстрой растратой топлива. Учитывая, что топливо – удовольствие недешевое, и его покупка на заправке с каждым разом становится все более затратной. Экономия в этой ситуации уместна, если выяснить основные причины расхода огромного количества топлива. На значительный расход топлива влияют как внешние, так и внутренние факторы.

Чтобы ответить на вопрос “куда же девается топливо?” нужно определить истинные причины, а потом производить “лечение” вашего автомобиля.

Куда пропадает топливо?

Внешние причины большого расхода топлива

  • Самая главная и основная причина – объем двигателя. Автомобиль с небольшим объемом двигателя не может “съедать” столько же топлива, сколько седан или другой габаритный автомобиль.
  • Местность и рельеф. Не менее важную роль играет ваше местонахождение. Если вы едете в пробках, на автомагистрали, по сельским дорогам или в гору, то все это может спровоцировать машину тратить большое количество бензина.

Если вам предстоит долгая дорога, то следует заранее спланировать маршрут, возможно, выбрать более короткий вариант, и иметь при себе запас топлива.

  • Время года. На расход бензина влияет также и время года. Летом машине не требуется много бензина, чтобы завестись, так как в теплую погоду ее состояние остается стабильным. Другое дело, если на дворе зима. Зимой автомобиль расходует много топлива на прогревание двигателя и салона. В особенности это касается зимнего периода, когда температура падает до -20 градусов. В такой период машины замерзают, а чтобы их “разморозить” требуется потратить много топлива.
  • Манера езды. Расход топлива зависит не только от автомобиля, но и от его владельца. Многие автолюбители не всегда замечают манеру своей езды, что также отражается на уровне затрачиваемого топлива.

Ведь одно дело, когда водитель соблюдает скоростной режим, и другое дело, когда он добавляет к методу своего вождения различные резкие повороты и быстрые разгоны. В результате это влияет на расход топлива.

Решение проблемы: необходимо изменить стиль своего вождения. К примеру, исключить из привычки быстрые и резкие перестроения. Если вы заметили, что красный цвет светофора вот-вот загорится, не стоит ехать на всей скорости в надежде успеть проехать.

Лучше, если вы снимите ногу с педали газа и позволите машине проехать до светофора накатом. Приучите себя к равномерной езде . Таким образом вы сохраните часть топлива.

  • Загруженный автомобиль. Стоит помнить, что у каждого автомобиля своя предельная масса, которую он может выдержать. Следовательно, чем больше вы нагружаете автомобиль, тем больше ему требует сил, и тем быстрее он расходует топливо, которое есть в наличии.

Решение проблемы: Заранее определить с набором вещей и габаритных объектов, которые вам необходимы с собой. Таким образом, вы сможете взять только самое необходимое, а ваш автомобиль не будет перегружен лишними “килограммами”

Повышенный расход топлива: причины

Неисправность свечей зажигания. Одной из причин, по которой топливо расходуется достаточно быстро, может стать проблема в свечах зажигания. Свечи недолговечны и требуют постоянного обновления. Заменив неисправные свечи, Вы сможете сэкономить расход топлива.

Важно помнить, что при смене свечей необходимо осмотреть их на правильность имеющегося зазора. Если зазор установлен неправильно, эффекта от свечей не будет, а, следовательно, не будет и экономии в расходе топлива.

Неисправность работы термостата. Причиной расхода топлива также является неисправное состояние термостата (актуально для зимнего времени). Термостат необходим для блокировки охлаждающей жидкости в радиатор.

Следите за приборами. Включенный в салоне свет, кондиционер и другие функции также способствуют быстрой трате топлива.

Решение проблемы: если какой-то из работающих приборов вам не особо нужен, но вы его включили, следует помнить, что на его работу также уходит часть топлива. И задуматься действительно ли вам так необходима его работа.

Свет фар. Если во время езды у вашего автомобиля включен ближний свет, то есть вероятность, что расход увеличиться в несколько раз, не только при ближнем свете, но и при дальнем.

Решение проблемы: желательно использовать специальные светодиодные огни, которые помогут сэкономить топливо, особенно, в дневное время.

Воздушный фильтр. Следующая причина заключается в воздушном фильтре. Если вы вовремя его не заменили, то скоро он даст о себе знать, расходуя ваше горючее. Фильтры, как и свечи, требуют осмотра и своевременной смены на новые.

Решение: Установка нового воздушного фильтра не отнимет много времени и сил. Но позволит вам сэкономить до 3х литров бензина.

Позднее зажигание. Смещение угла даже при минимальном сдвиге повышает расход топлива. В результате расход топлива зависит от расстояния смещенного угла.

Неотрегулированный сход. Проблема связана с неотрегулированным сходом, обеспечивает расход топлива на 10%.

Решение проблемы: Владельцам автомобилей необходимо дважды в год регулировать сход-развал колес своего автомобиля. Эта процедура не имеет каких-то сложных процедур. Проводится она перед сменой зимних шин на летние, и при смене летних на зимние. При смене шин важно видеть, чтобы они встали правильно. Это видно невооруженным глазом. Если колеса смотрят в разные стороны – это признак неправильно установленных шин.

Давление в шинах. Одной из причин является низкое давление в покрышках. Если давление низкое, то оно создает высокое сопротивление качению. В результате повышается уровень расхода топлива. Важно помнить, что давление ниже нормы также увеличивает шансы расхода горючего, даже если низкое давление обнаружено в одном колесе.

Решение проблемы: если ваш автомобиль обладает бескамерными колесами, значит проблема скрывается в проколотой шине. Чтобы определить давление необходимо использовать манометр и, хотя бы 2 раза в неделю проверять состояние шин.

Если же давление в шинах снижено из-за поврежденного золотника, то необходимо его заменить. Для этого снять гайку и устранить неправильно установленный вентиль, сняв его, а затем осторожно закрепить его на ободе.

Зазоры в свечах зажигания. Причиной расхода топлива также становится неправильно установленные свечи между центральным и боковым электродом. Расстояние нарушается, и в результате не соответствует требуемому минимуму. В последствии это становится причиной затраты огромного количества топлива.

Неполадки в системе управления. Если в вашем автомобиле датчики нестабильно работают, то это повод задуматься. Ведь задача датчиков – транспортировать параметры работы узлов двигателя в электронный блок.

Ошибка в работе топливной системы. Если в вашем автомобиле топливо по-прежнему расходуется выше нормы, то вероятны неполадки в топливной системе. Когда в ней происходят сбои, давление топлива становится нестабильным.

Решение: в такой ситуации лучше самостоятельно провести диагностику. Для этого вам необходимо почистить топливные форсунки. Если же они неисправны – заменить. Далее убедитесь в работоспособности бензонасоса и топливного фильтра. В случае неисправности этих деталей – лучше заменить их на новые.

Если проблема не ликвидировалась, значит заменить нужно неисправный датчик фаз или датчик кислорода.

Итоги

Так почему большой расход топлива у автомобиля? Подводя итоги, важно помнить, что незначительные мелочи, которые автолюбители не замечают, способны привести к серьезным и затратным проблемам. Поэтому будьте внимательны к своему автомобилю и по возможности проверяйте его чаще.