Ездой в экстремальных условиях и. Учебно-методическое пособие для водителей транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов категории «В», «С», «D

7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия деятельности

Класс видов деятельности субъектов в особых и экстремальных условиях постоянно расширяется. Характерной особенностью современности является приближение класса особых условий деятельности К экстремальным, что связано в том числе с особенностями переходного периода жизни нашего общества . «Грань, отделяющая "нормальные" условия от "экстремальных", остается достаточно неопределенной. В их оценке следует ориентироваться на триаду: физическая характеристика факторов воздействия, состояние человека, показатели деятельности» .

Типичный пример - деятельность государственных служащих и менеджеров, рни трудятся в неблагоприятных в психологическом отношении условиях. В их деятельности доминируют стрессовые состояния, вызванные нестабильностью внешней социальной среды, недостатками в организации труда, трудностями в профессиональных взаимодействиях, в том числе - из-за непрофессионализма партнеров, частого появления труднопрогнозируемых экстремальных ситуаций, и всегда недостаточными ресурсами для их кардинального решения, динамичностью вынужденных политических приоритетов и т. д. Но все это - внешние факторы. Они всегда «преломляются через внутренние условия» человека (С. Л. Рубинштейн).

В ряде исследований показано, что на возникновение, например, стрессовых состояний человека в процессе труда серьезно влияют не только собственно физические параметры стрессогенных факторов (сила и тип раздражителя, его новизна и др.), но и особенности профессиональной ментальное™ людей. Так, в социономических профессиях - профессиях типа «человек - человек» - они следуют из иерархии функциональных взаимодействий работников. Например, автократия вышестоящих партнеров-руководителей - властность и высокомерие, подавление ими инициативы подчиненных, нетерпение к критике и пр. выступают наиболее весомыми стрессогенными факторами для нижестоящих по должностным позициям. Сочетание таких условий работы со стремлением человека к профессиональному развитию, к независимости суждений, к самостоятельности, усугубляемой ориентированностью специалиста на дело, на задачи, а не на отношения, создает психологические противоречия в коллективах, нередко приводящие к внутриличностным и межличностным конфликтам сотрудников организаций.

Особые условия характерны для многих профессий типа «человек - человек»: учителей, медицинского персонала, социальных работников, работников правоохранительных органов, психологов. Социальная незащищенность в целом делает условия труда многих россиян особыми и экстремальными . Для современного общества характерны сопряженные тенденции развития. «...С одной сто-4 роны, оно движется в "эвпеихическом" направлении, предполагающем организацию условий жизни и профессиональной деятельности, способствующих... развитию человеческой природы, возрастанию числа... самоактуализирующихся людей. С другой стороны, современные социально-экономические проблемы и последствия научно-технического прогресса оказывают отрицательное влияние на жизнь человека и экологию среды. У большинства они вызывают социальную и профессиональную напряженность, состояние тревоги, дистресса. Следствием этого становится неудовлетворенность трудом, снижение эффективности и надежности профессиональной деятельности, появление "маргиналов от профессии"» .

Традиционно в центре внимания психологии труда и инженерной психологии были космическая, авиационная, морская, полярная отрасли, деятельность военных, операторов, пожарных, пограничников и др., отличающиеся типичными особыми и экстремальными условиями труда. Чаще всего изучались либо военные специалисты, либо представители уникальных профессий. На рубеже веков ситуация в корне изменяется. Представители массовых профессий: водители транспортных средств, машинисты локомотивов, диспетчеры, операторы химических производств и др. - все чаще вынуждены работать в условиях воздействия экстремальных факторов или угрозы их появления, что может вызывать спектр негативных состояний - от стресса до монотонии и безразличия. Например, до 1990-х гг. труд водителей объединения «КамАЗ», перегоняющих новую технику заказчикам, и вообще всех водителей-«дальнобойщиков», считался престижным. С 1990-х - он связан с опасностью для жизни водителя от первого до последнего километра маршрута.

Очерчивая границы проблемы, заметим, что в России за последние 10-15 лет кардинально изменилось содержание едва ли не всех профессий. Деятельность «бухгалтера 1985 г.» не тождественна деятельности «бухгалтера 2000 г.»; «водителя городского транспорта 1985 г.» и «водителя 2000 %ц «летчика 1985 г.» - «летчика 2000 г.»; «учителя 1985 г.» - «учителя 2000 г.» и т. д. Компьютеры на производстве и соответствующее возрастание объектов управления, увеличение в несколько раз количества автотранспорта на улицах городов, появление новых типов самолетов и усложнение системы пилотирования, введение платного обучения в корне изменили условия и трудовые отношения людей едва ли не во всех профессиях.

В психологии традиционно изучались поведенческие реакции людей в экстремальных и сверхэкстремальных условиях деятельности. Предполагалось, что они имеют эпизодический, случайный характер, присущи отдельным видам труда. Но есть основания полагать, что они типичны для многих социальных ситуаций - адаптации новичка в организации, начала работы руководителя подразделения после назначения, конфликтов в группе и др. .

На основании литературных данных уточним содержание и очертим разграничения ключевых понятий: измененных, затрудненных, особых и экстремальных условий деятельности.

Сверхэкстремальные - условия деятельности характеризуются постоянным действием на человека экстремальных факторов, имеющих высокую интенсивность и представляющих реальную опасность. Возникающие функциональные состояния имеют крайнюю степень выраженности. В деятельность работника включены аварийные резервные возможности организма и психики. После такой работы требуется обязательная реабилитация .

Экстремальные - условия деятельности, характеризующиеся постоянным действием интенсивных экстремальных факторов, которые могут представлять потенциальную опасность для здоровья и жизни работника, а также угрозу для здоровья и жизни других людей или сохранности материальных ценностей. При этом негативные функциональные состояния работника выражены сильно. Его деятельность осуществляется с подключением резервных буферных возможностей организма и психики. Работа в таких условиях требует специально организованного восстановления .

Особые - условия, когда деятельность специалиста сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их появления.При этом экстремальные у факторы не имеют большой мощности или интенсивности, а возникающие негативные состояния работника выражены умеренно. В особых условиях у людей мобилизуются резервные возможности компенсаторного типа. После работы человеку необходим отдых, достаточный для восстановления .

Дадим наше определение четвертой группе. Затрудненные - условия деятельности с периодической активизацией двух и более факторов, нарушающих психофизиологически комфортный режим труда.

Действие экстремальных факторов приводит к возникновению у субъектов труда негативных психических состояний типа динамического рассогласования, которые отрицательно сказываются на регуляции деятельности и снижают ее эффективность и надежность. Чаще компенсация отрицательного влияния негативных функциональных состояний осуществляется за счет волевых усилий человека с подключением его резервных возможностей. При этом резервные возможности организма и психики должны быть функциональными, то есть связанными с наличным запасом знаний, навыков, умений работника, не опредмеченными в живом труде (то есть не используемыми постоянно и повсеместно, но лишь как ресурс в чрезвычайных ситуациях).

Общим для всех классов условий - затрудненных, особых, экстремальных и сверхэкстремальных - являются время пхарактер действия стрессогенных факторов. Главное отличие между разными складывающимися в работе ситуациями состоит не в специфике, Новизне и уникальности экстремальных факторов, а в периодичности, частоте и длительности их воздействия на человека, а также в количественных характеристиках их интенсивности (мощности, действенности). Большее значение имеет не то, какой именно повреждающий фактор воздействует на человека в данный момент, а то, как он сочетается с другими условиями по времени и физической интенсивности.

Формирует затрудненные условия деятельности множество факторов. Наиболее распространенными среди них являются: физические и химические условия среды, механические воздействия (вибрации, перегрузки, шумы и резкие звуки), реальная или прогнозируемая опасность для здоровья и жизни, частое возникновение непредвиденных, в том числе и аварийных ситуаций, функциональные состояния (стресс, напряженное внимание, монотонность), высокая ответственность, боязнь ошибок, неудач, дисбаланс прав и обязанностей, продолжительные конфликты в коллективе, стиль руководства, особенности корпоративной культуры, конфликты в семье, рост стоимости жизни, проблемы с получением образования детей и др. Причинами могут быть особенности переработки информации и принятия решений (неопределенность, избыточность, противоречивость, неполнота информации), снижение или утрата определенного социального статуса, ситуация возможной потери работы .

Рассмотрим монотонию на конвейере. Технологию разбиения деятельности на элементарные операции и их ритмичное чередование можно пытаться как-то сгладить, «обогащая» труд, чаще делая перерывы для отдыха, используя функциональную музыку и т. д. Но монотонность труда рабочего часто устранить в принципе невозможно. Другие примеры: нерегламентированный рабочий день, возникновение непредвиденных обстоятельств, носящих экстремальный характер и влияющих на взаимоотношения работников многих видов совместной деятельности.

Стрессогенными могут быть факторы профессиональной карьеры: неудача, несоответствие результата цели или личностному статусу; успех и сопряженное с ним изменение самооценки, мотивации, профессиональных и личностных ценностей; ожидание выполнения ответственной работы; застой, неопределенность, невозможность прогнозирования, отсутствие положительных изменений перед завершением профессиональной карьеры .

Внешние возмущающие воздействия на процессы труда характеризуют три признака: длительность, интенсивность и последствия. Каждый из них может варьироваться в широком диапазоне и комбинироваться с другими «обертонами». Наиболее сложными являются ситуации, когда возмущения прямо воздействуют на человека как субъект труда, как личность и как индивидуальность. Поэтому важнейшими условиями обеспечения надежности и эффективности деятельности людей в особых и экстремальных условиях являются высокий уровень саморегуляции и формирование психологической готовности .

В. Г. Зазыкин выявляет следующую причинно-следственную цепочку. Возникновение негативных функциональных состояний приводит к высоким психоэмоциональным затратам. Динамика состояний субъекта, изменяя регуляцию и согласованность ансамбля психологических составляющих его деятельности, приводит к снижению ее эффективности и надежности. Этому предшествуют структурные изменения в деятельности, прямо сказывающиеся на ее устойчивости. Поэтому проблема устойчивости становится ключевой для понимания механизмов эффективности и надежности деятельности. Под устойчивостью (стабильностью) понимается малая изменяемость качественных и количественных характеристик деятельности. Устойчивость связана с другой научной категорией - надежностью (рис. 7.3). Надежность есть способность системы сохранять требуемое качество работы в различных условиях ее осуществления.

Согласно исследованиям В. Г. Зазыкина, вопрос сохранения устойчивости профессиональной деятельности актуален для 95 % респондентов - государственных служащих. Объективными факторами неустойчивости деятельности выступают недостатки в организации труда. Для различных категорий служащих они таковы:

Для руководителей: несовершенство нормативно-правовой базы деятельности; отсутствие реальных рычагов управления; низкая мотивация деятельности на госслужбе;

Для специалистов: несовершенство нормативно-правовой базы деятельности; противоречивые указания «сверху»; отсутствие реальных рычагов управления;

Для аналитиков: отсутствие реальных рычагов управления; противоречивые указания «сверху»; несовершенство нормативно-правовой базы деятельности.

Значимость данных факторов свидетельствует о нарушениях в информационной основе организации деятельности и недостаточном диапазоне возможностей для ее регулирования.

Условиями устойчивости деятельности при воздействии дестабилизирующих факторов являются:

Умение принимать точные, своевременные и правильные решения;

Умение предвидеть;

Умение выполнять свои профессиональные обязанности на высоком уровне;

Коммуникативные навыки.

Профессионально важные качества субъектов, определяющие устойчивость трудовой деятельности:

Для руководителей: интеллектуальные качества; целеустремленность; внутренняя организованность.

Для аналитиков: интеллектуальные качества; высокая работоспо-:,\ собность; личностная организованность;

Для специалистов: высокая работоспособность; стрессоустойчи-вость.

Обобщая эмпирические данные, делается вывод, что важнейшим условием эффективной и надежной деятельности при действии экстремальных факторов является профессионализм субъектов труда .

Под профессионализмом деятельности в акмеологйи понимается качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая его высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными способами решения профессиональных задач. Под профессионализмом личности подразумеваются характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностио-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационная сферы и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста .

Ежегодно в России происходят тысячи аварий. В ДТП не только разбиваются фары и приходят в негодность автомобили, но и погибают люди. Вот почему рассудительные автовладельцы спешат записаться на курсы экстремального вождения.

К слову, в данной ситуации под «экстремальным» подразумевается не езда на бешеных скоростях и лихие развороты, а обучение безаварийному вождению в разное время года и на разных дорогах.

Правильное безопасное вождение строится на умении автомобилиста:

  1. объезжать неожиданно возникшие препятствия
  2. тормозить и разворачиваться на покрытой льдом трассе
  3. уходить от столкновений
  4. погашать заносы и т.д.

Безопасная посадка

Основой безаварийного вождения является правильная посадка водителя. Ее категорически запрещено рассматривать как позу для отдыха. Из-за неправильного положения тела можно потерять драгоценные секунды или доли секунд, во время которых можно избежать аварийной ситуации.

Управляя транспортным средством, приучите себя всегда держать руки в верхней части рулевого колеса. Спиной прижимайтесь к сиденью. Также избавьтесь от привычки вешать на стекло различные украшения. Снимите со щитка и ветрового стекла все «висюльки» и прочие посторонние предметы. Они лишь отвлекают внимание и мешают избежать аварийных ситуаций.

Оптимальная посадка позволяет человеку слиться с машиной в одно целое. Благодаря ней водитель получает информацию от дороги и авто «мышечным чувством». Ощущения такого рода выручают при:

  1. опрокидывании машины
  2. вращении
  3. пробуксовке
  4. заносе

Опытный водитель, обладающий «мышечный чувством», подсознательно знает, что нужно сделать, чтобы стабилизировать автомобиль и избежать аварии .

Одной левой

Хорошо подготовленный автомобилист должен уметь крутить баранку одной рукой, в частности, левой, чтобы преодолевать критические ситуации. Держа руль левой рукой, правой вы сможете переключать передачи, включить на некоторое время стояночный тормоз, чтобы заблокировать задние колеса и т.д.

Руление такого типа обеспечивает повышенную безопасность во время езды задним ходом и на высоких скоростях. Управляясь с «железным конем» одной левой рукой, можно повернуться вправо на 90 градусов, расширив радиус заднего обзора.

Для выполнения кругового руления левой рукой нужно взять ею руль на цифре 12 - по аналогии с часами. Повернув рулевое колесо до цифры 4 или 8, следует перехватить его в нижней части, выполнив перекат тыльной стороной кисти.

Так вы не потеряете контакта с баранкой. Естественно, перекат - не лучший способ контролировать руль, ведь рука в таком положении может проскальзывать. Но это куда лучше, чем совсем отпустить управление.

Быстрое руление обеими руками

При потере управляемости и устойчивости машины избежать аварийной ситуации помогает скоростное руление. Водитель, не имеющий достаточной квалификации, обязан обладать быстрой реакцией, чтобы вовремя исправить допущенную ошибку.

В автошколах начинающих автомобилистов плохо обучают технике скоростного руления. Впрочем, в ней нет ничего сложно. Выполняется подобное управление на боковом секторе баранки обеими руками поочередно и очень напоминает движения во время лазания по канату.

Для смены рук используется метод перекрестного захвата. Высокая скорость поворота руля обеспечивается благодаря непрерывным приложениям усилий и рывкам. Опытные водители могут таким образом вращать руль со скоростью 270 оборотов в минуту.

Старт на скользкой дороге

Помимо посадки и искусства руления, водителю важно знать, как правильно трогаться на скользкой дороге (особенно зимой и в гололед). Этот процесс, надо отметить, даже у опытных автовладельцев вызывает массу негативных эмоций.

Зимой можно постоянно наблюдать такую картину: водители, трогаясь с места и совершив пробуксовку, продолжают давить на педаль газа, но ничего не происходит. Когда машина начинает буксовать, колеса разогревают лед или снег. Он тает, образуя водяную прослойку, мешающую сцеплению шин с дорогой.

Чтобы без проблем стартовать с места, нужно первым делом выровнять колеса авто. Если они окажутся хоть немного повернутыми в сторону, это усложнит задачу. Трогаться нужно мягко, с минимальной пробуксовкой или вообще без нее. Если вы забуксовали, решите эту проблему выключением и повторным включением сцепления. На машине с передним приводом необходим двойной выжим сцепления.

Преодолеваем вязкий грунт

Чтобы не буксовать в грязи и песке, при старте машины нужно сохранить максимальный крутящий момент двигателя. Стартовать следует на высоких оборотах с большой пробуксовкой сцепления. После начала движения благодаря пробуксовке колес сохранится высокая тяга двигателя и крутящий момент. Так протектор шин очистится от грязи. Чтобы прекратить излишнюю буксовку, достаточно, тронувшись с места, быстро выключить повышающую передачу.

Опережающее дросселирование

Для повышения уровня безопасности во время езды квалифицированные водители совершают опережающие действие по управление машиной. В этом автовладельцам помогает опыт, благодаря которому они заблаговременно прогнозируют поведение машины и возможную ситуацию на дороге.

Двигаясь по дороге и реагируя на ситуацию путем торможения и разгона, помните, что у любой машины тормозная динамика выше разгонной. Если замедлить движение можно сразу же после нажатия педали тормоза, то повысить частоту вращения коленвала двигателя непросто - на это нужно время.

Соответственно, чтобы избежать проблем, следует начинать дросселирование до момента, когда движок потеряет мощность. Так вы сможете легко:

  • преодолевать крутые подъемы;
  • сохранять устойчивость машины на неровной дороге;
  • избежать лишнего переключения передач при езде по снегу, песку и грязи;
  • ускорить выполнение обгона;
  • быстрее выполнять различные экстренные маневры.

Итоги

Чтобы управлять автомобилем в экстремальных условиях, нужен опыт. Практикуясь, вы обязательно приобретете его, научитесь чувствовать автомобиль и в сложных ситуациях быстро принимать правильные решения.

Водителю, особенно новичку, важно сконцентрироваться на дороге. Скажем, если опытным автовладельцам музыка, играющая в авто, абсолютно не мешает, то новичков она отвлекает, равно как и разговоры с пассажирами.

Особенности управления автомобилем в экстремальных условиях

Ежегодно в нашем государстве происходит множество ДТП и аварий, в том числе и со смертельным исходом. В авариях разбиваются фары, приходят в негодность автомобили, погибнут люди. В подобных условиях, во многих городах России открыты курсы экстремального вождения.

Следует отметить, что под «экстремальным» вождением подразумевается обучение безаварийному вождению в разное время года и на различных дорогах России.

Основные правила безопасного вождения автомобилиста в экстремальных условиях:

- объезжать неожиданно возникшие препятствия;

Тормозить и разворачиваться на покрытой льдом трассе;

Уходить от столкновений;

Погашать заносы и т.д.

Безопасная посадка

Основой системы безаварийного и безопасного вождения является правильная и точная посадка водителя. Следует отметить, что из-за неправильного положения тела водителя теряется время, когда еще можно избежать аварийной ситуации.

Управляя автомобилем необходимо руки держать в верхней части рулевого колеса, сидеть, спиной прижимаясь к автомобильному креслу. Оптимальная посадка позволяет водителю слиться с автомобилем в единое целое и получить оптимальную информацию от дороги благодаря авто «мышечному чувству». Эти технические моменты важны для преодоления опасных ситуаций на дороге в момент опрокидывании, излишнего вращения автомобиля, пробуксовки, заноса.

Водители-профессионалы, обладающие «мышечным чувством», подсознательно знают, что нужно сделать, чтобы стабилизировать автомобиль и .

Управление автомобилем левой рукой

Технически грамотный и хорошо подготовленный водитель должен уметь вращать руль левой рукой, правой он может переключать передачи, включать на некоторое время стояночный тормоз, чтобы заблокировать задние колеса и т.д.

Подобный вид управления автомобилем обеспечивает повышенную безопасность во время езды задним ходом и на высоких скоростях. Управляясь автомобилем одной левой рукой, можно повернуться вправо на 90 градусов, расширив радиус заднего обзора.

Для выполнения кругового руления левой рукой нужно взять ею руль на цифре 12 – по аналогии с часами. Повернув рулевое колесо до цифры 4 или 8, перехватывая его в нижней части, выполнив перекат тыльной стороной кисти, не теряя контакта с баранкой, следует отметить, что перекат – не лучший способ контролировать руль, рука в таком положении может проскальзывать, но даже это лучше, чем совсем потерять управление.

Быстрое руление обеими руками

При потере управляемости и устойчивости автомобиля избежать аварийной ситуации помогает скоростное руление. Водитель, не имеющий опыта и достаточной квалификации, обязан обладать быстрой реакцией, чтобы вовремя исправить допущенную ошибку.

Для смены рук используется метод перекрестного захвата. Высокая скорость поворота руля обеспечивается благодаря непрерывным приложениям усилий и рывкам. Опытные водители могут таким образом вращать руль со скоростью 270 оборотов в минуту.

Выполняя скоростное управление, на боковом секторе руля обеими руками поочередно, мы выполняем движение похожее на передвижение по канату.

Старт на скользкой дороге

В правильном и безаварийном процессе управления автомобилем важна посадка и искусство руления, водителю важно знать, как правильно трогаться на скользкой дороге (). Движение в гололед даже у опытных водителей вызывает неоднозначное отношение. В зимний период водители, трогаясь с места и совершив пробуксовку, продолжают давить на педаль газа, но ничего не происходит. Когда автомобиль начинает буксовать, колеса разогревают лед или снег. Он тает, образуя водяную прослойку, мешающую сцеплению шин с дорогой, чтобы без проблем стартовать с места, нужно сначала выровнять колеса машины. Если колеса окажутся хоть чуть - чуть повернутые в сторону, это осложнит движение. Трогаться нужно мягко, с минимальной пробуксовкой или вообще без нее. Если автомобиль забуксовал, решить эту проблему можно выключением и повторным включением сцепления. На автомобиле с нужен двойной выжим сцепления.

Преодолеваем вязкий грунт

Чтобы не буксовать в грязи и песке, при старте автомобиля нужно сохранить максимальный крутящий момент двигателя. Стартовать следует на высоких оборотах с большой пробуксовкой сцепления. После начала движения благодаря пробуксовке колес сохранится высокая тяга двигателя и крутящий момент. Так протектор шин очистится от грязи. Чтобы прекратить излишнюю буксовку, достаточно, тронувшись с места, быстро выключить повышающую передачу.

Опережающее дросселирование

Для повышения уровня безопасности во время движения опытные водители водители совершают опережающие действие по управлению автомобилем. В этом автовладельцам помогает опыт, когда водители прогнозируют поведение машины и возможную ситуацию на дороге.

Двигаясь по дороге и реагируя на ситуацию путем торможения и разгона, нужно помнить, что у автомобиля тормозная динамика выше разгонной. Если замедлить движение можно сразу же после нажатия педали тормоза, то повысить частоту вращения коленвала двигателя непросто – на это нужно время.

Чтобы избежать проблем движения, следует начинать дросселирование до момента, когда движок потеряет мощность. Так можно преодолеть крутые подъемы, сохранить устойчивость машины на неровной дороге, избежать лишнее переключение передач при езде по снегу, песку и грязи, ускорить выполнение обгона,быстрее выполнять различные экстренные маневры.

Для управления автомобилем в экстремальных условиях, нужен опыт. Практикуясь, водитель его приобретет, научится чувствовать автомобиль и в сложных ситуациях быстро примет правильные решения.

Неопытному водителю, особенно новичку, важно сконцентрироваться на дороге.

Курелов А.С.

мастер производственного

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные качества автобуса, быстро выполнять задачи по перевозке пассажиров. Во-вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, т.е. работать надежно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надежностью.

Надежность водителя зависит от его профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспособность водителя - это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью. Чтобы получить представление о влиянии перечисленных характеристик на надежность водителя, рассмотрим основные психофизиологические процессы приема и переработки информации водителем.

Основная информация (до 95%) поступает к водителю по зрительному каналу. Поле зрения водителя меняется и зависит от плотности транспор­тного потока и скорости движения. Считается, что водитель в состоянии наблюдать на расстоянии 600 м, если местность открытая, а интенсивность движения малая. В условиях городских улиц это расстояние падает в 10 и более раз.

Водитель может сосредотачивать внимание на каком либо одном факто­ре, учитывая остальные, одновременно происходящие явления, лишь в той или иной степени. Большое значение имеет скорость движения, ее увеличение уменьшает зону сосредоточения взгляда водителя. При скорости 20 км/ч угол зрения водителя в горизонтальной плоскости составляет ± 18°, а при скорости 80 км/ч уменьшается до 4 - 5°. Это обусловливает снижение надежности води теля, поскольку для него возрастает вероятность неожиданного изменения дорожной ситуации. Подобный результат дает и увеличение плотности транспортного потока, когда слежение за идущим впереди автомобилем может в значительной степени поглощать внимание водителя.

Данные статистики ДТП показывают, что значительная их часть происходит при ясной, сухой погоде, на дороге мало загруженной транспортом; на крутых поворотах, например, число ДТП составляет всего 0,6% (остальное на прямых участках дороги); в снегопад совершается всего 3,5% ДТП, а в туман 0,1%. Но в темное время суток, когда у некоторых водите­лей объективно ухудшается зрение и одной бдительности недостаточно, число ДТП увеличивается до 20%.

Психологи считают, что при обоих крайних состояниях водителя, дремотном или повышенной бдительности, быстрая смена развивающихся событий, ведущая к ДТП, воспринимается водителем как неожиданность.

Между двумя основными участниками дорожного движения – человеком–пешеходом и человеком – водителем – есть существен­ное различие: когда человек становится водителем, то он попада­ет в условия, генетически не свойственные человеку. Главным фактором здесь является увеличение скорости движения в 10 и более раз по сравнению со скоростью пешехода. Это ведет к по­вышению скорости поступления информации, с которой должны справляться органы чувств человека, скорости ее переработки – принятия и реализации решения, с которыми должны справлять­ся двигательные реакции человека. Водитель в транспортном по­токе, в отличие от пешехода, вынужден действовать в навязанном ему темпе, без возможности остановиться, при необратимости принимаемых им решений и тяжести последствия ошибок. Поэтому нельзя считать случайным, что первое место среди причин ДТП занимает превышение скорости водителем, допустимой или целе­сообразной при данных условиях.

Человек – водитель почти лишен средств общения и для него стер­ты индивидуальные особенности других водителей. Человек – пеше­ход выполняет при ходьбе естественные движения, а для человека – водителя типичны однообразные рабочие движения с умеренной физической нагрузкой при вынужденной малоподвижной позе, в которой он пребывает все часы работы. Эти и другие отличия во­дитель должен преодолеть или адаптироваться к ним в процессе обучения и накопления профессиональных навыков и опыта.

Дорожное движение – это непрерывное возникновение групп из подсистем «водитель – автомобиль – дорога» и «пешеход – до­рога», участники которых случайны, а действия их взаимосвяза­ны, взаимообусловлены, требуют слаженности и взаимопонима­ния.

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во – первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные качества автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во – вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности дви­жения, т.е. работать надежно. В простых дорожных условиях, ког­да отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надежностью.

Надежность водителя зависит от его профессиональной при­годности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологичес­ких и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспо­собность водителя – это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью.

Прием информации. Основная информация (до 95%) поступает к водителю по зрительному каналу. Поле зрения водителя меня­ется и зависит от плотности транспортного потока и скорости движения. Считается, что водитель в состоянии наблюла п. на рас­стоянии 600 м, если местность открытая, а интенсивность движе­ния малая. В условиях городских улиц это расстояние падает в 10 и более раз.

Водитель может сосредотачивать внимание на каком либо од­ном факторе, учитывая остальные, одновременно происходящие явления, лишь в той или иной степени. Большое значение имеет скорость движения, ее увеличение уменьшает зону сосредоточе­ния взгляда водителя. При скорости 20 км/ч угол зрения водителя в горизонтальной плоскости составляет ±18°, а при скорости 80 км/ч уменьшается до 4 – 5°. Это обусловливает снижение надежности водителя, поскольку для него возрастает вероятность нео­жиданного изменения дорожной ситуации. Подобный результат дает и увеличение плотности транспортного потока, когда слеже­ние за идущим впереди автомобилем может в значительной сте­пени поглощать внимание водителя.

Движение в транспортных потоках высокой плотности явля­ется другой крайностью. Водитель находится в режиме высокой бдительности, готовности к немедленным действиям. Как след­ствие, время реакции, например, сокращается вдвое. Однако ожи­дание аварийной ситуации может вызвать чувство тревоги, так называемую эмоцию тревожного ожидания, которая в конце кон­цов приводит к сильному нервному утомлению.

Естественно, что избыток информации о дорожно – транспорт­ной ситуации снижает надежность водителя: он не успевает охва­тить ситуацию, осмыслить информацию, принять правильное ре­шение. Все это повышает вероятность появления отказа.