Как сделать аэросани своими руками — самодельные аэросани. Аэросани самодельные с маломощным двигателем (чертежи)

Аэросани самодельные не способны преодолевать местность с крутыми подъемами. В этом состоит их конструктивная особенность. Все дело в том, что в качестве движителя установки выступает воздушный винт, иногда его еще называют пропеллером. Если вы решили самостоятельно изготовить аэросани, то можете использовать систему из трех лыж. Некоторые умельцы используют 4 лыжи, можно применить при проведении работ и несущий корпус. Последняя разновидность аэросаней предполагает возможность передвижения конструкции не только по снегу, но и по воде.

Аэросани самодельные могут иметь всевозможные разновидности конструкций. Система может быть одноместной, тогда предстоит использовать три лыжи. При изготовлении будет применяться балка корпуса, а также поперечная балка, предназначенная для монтажа задних лыж. Помимо прочего, нужно будет использовать подмоторную раму. Комплект брусков, применяемых в работе, должен иметь сечение, равное 35x40 мм. Фиксация элементов будет осуществляться на болтах М6. В месте стыковочных узлов нужно будет монтировать стальные уголки, а также шайбы значительного диаметра, они будут исполнять роль фиксатора, который предотвратит деформацию древесины.

Составляющие конструкции

Аэросани самодельные в области монтажа поворотной стойки спереди расположенной лыжи предполагают наличие стальной пластины, скоб, а также угольников. Лыжи должны быть выполнены из древесины. Передняя область корпуса закрывается элементом, который станет выполнять роль капота. На его боковинах располагаются стальные скобы. На верхней части капота будет вмонтирована велосипедная фара. Сиденье для водителя можно изготовить из фанеры, необходимо взять полотно, толщина которого равна 8 мм. Передней частью этот элемент будет опираться на две пружины, позаимствованные от велосипедного седла. Поперечные бруски, на которых монтируется мотор, обладают разной длиной. Задний брусок будет длинным, он крепится трубчатыми стойками и исполняет роль ограждения воздушного винта. На его концах нужно закрепить выгнутые по радиусу пропеллера пластины. Последние в процессе работы нужно будет покрасить в красный цвет. Задние лыжи обладают скобами-кабанчиками. Их можно изготовить из полосовой стали, из которой предварительно вырезается заготовка с размером 5x30 мм.

Аэросани самодельные будут иметь в составе, как уже было сказано, скобы-кабанчики, с помощью которых лыжи монтируются на болтах М10 к уголкам. Последние сопрягаются с брусками поперечной балки.

Особенности изготовления лыж

Лыжи собираются с помощью казеинового клея. Предварительно необходимо подготовить три пластины, изготовленные из фанеры. Нужно использовать фанеру толщиной в 4 мм. По краям лыжи нужно усилить фасонными дубовыми досками. Подошвы лыж в нижней части должны быть укреплены листовой сталью. Помимо прочего, их нужно снабдить поперечными подрезами. Для того чтобы лыжи не врезались в снег при зависании, на них нужно монтировать оттягивающие тросы с пружинами.

Моторная часть

Самодельные аэросани управляют поворотом передней лыжи. От рулевой колонки идет тросовая передача. Для управления мотором конструкцию предстоит снабдить рычагами газа, кроме того, будет нужно опережение зажигания. Проводку можно позаимствовать у мотоцикла. Мотором будет выступать тракторный пускач ПД-10. На пускаче нужно установить цилиндр воздушного охлаждения, который можно взять от мотоцикла ИЖ-56. Что касается топливного бака, его следует расположить под мотором. Топливная подача будет осуществляться самотеком.

Альтернативный вариант изготовление аэросаней

Самодельные аэросани можно изготовить и по другой технологии. Как и в первом случае, они будут одноместными, но снабдить их предстоит четырьмя лыжами. При этом следует придерживаться главного принципа, который выражен в применении как можно меньшего числа дефицитных материалов. Это значительно удешевит конструкцию и сделает ее максимально простой. При этом рекомендуется обратить внимание на снижение веса. Несмотря на то что данная конструкция будет обладать четырьмя лыжами, а не тремя, как в предыдущем варианте, она должна получиться легче.

Изготовление корпуса

Самодельные аэросани с маломощным двигателем изготавливаются в данном случае из брусков. Предстоит подготовить перед началом работ и еловые доски, которые должны иметь толщину, равную 16 мм. Лыжи нужно монтировать симметрично по отношению к двум поперечно расположенным доскам. Передние лыжи будут управляемыми. Они будут иметь в составе кронштейны. Крепление необходимо осуществлять болтом М10, который будет выступать осью. Очаг, отвечающий за управление, будет совмещен с вилкой. Метод сопряжения рычагов управления левой и правой лыжами, а также тросом управления будет жестким. Трос необходимо направить через ролики, оттуда он будет уходить на барабан рулевой колонки, где крепится болтом М6. Поперечная тяга обладает с обоих концов наконечниками, предназначенными для регулировки параллельности положения лыжи. Поворотная скоба в области оси на передней доске проходит сквозь бруски, которые имеют сечение 30x30 мм. Лыжи, расположенные сзади, крепятся посредством уголков и болтов М10.

Особенности изготовления лыж

Перед тем как сделать самодельные аэросани, необходимо изучить конструкцию лыж. Она должна быть коробчатой. Применяя оцинкованное железо, предназначенное для проведения кровельных работ, нужно изготовить ходовую подошву. Необходимо выбирать железо, толщина которого равна 1,2 мм. На подошве следует монтировать два подреза, которые нужно выполнить из металлического уголка, он должен иметь габариты, равные 8x20 мм. Каркасом лыжи они должны быть сопряжены с шурупами, которые имеют потайные головки. Зубчатый стальной скребок, который нужно установить на стальном деревянном рычаге, сопрягается с педалью тормоза. Если нажать на нее, рычаг будет опущен, а зубчатый скребок будет обеспечивать торможение конструкции, при этом он станет врезаться снег. В свое естественное положение тормоз будет возвращён пружиной.

Моторная часть

Самодельные аэросани, чертежи которых предстоит рассмотреть еще перед началом работ, должны быть выполнены с мотором, который аналогичен установленному на вышеописанной модели. Монтаж двигателя нужно производить цилиндром вниз. Используя полосовую сталь, нужно изготовить подмоторную стойку. Предварительно предстоит подготовить металлические элементы размером 8x30 см. Бензобак нужно монтировать над мотором, подача топлива будет производиться самотеком. Зажигание обеспечивается агрегатным магнето. Регулировка опережения зажигания производится методом поворота кронштейна магнето. Используя консервную банку, нужно изготовить воздухосборник, который следует расположить на карбюраторе. Входное отверстие этого элемента должно быть закрыто фильтром, который нужно собрать из стальной сетки. Последняя укладывается в 10 слоев. Эта манипуляция позволит исключить забрызгивание двигателя и попадание в него снега. Самодельные аэросани с двигателем "Лифан" позволят вам наслаждаться зимней охотой и рыбалкой.

Мчаться по заснеженной равнине на перегонки с ветром, оставляя за собой вихрь поднятого снега - разве это не мечта любого любителя зимы?

А сделать снегоход аэросани своими руками - очень просто! Читайте статью и смотрите чертежи аэросаней.

Одним из типов снегоходов являются аэросани. Аэросани были построены в России в 1908 году, с тех пор конструкция практически не изменилась. В основе лежит передвижение по льду и снегу на лыжных полозьях с помощью воздушного винта, приводящегося в действие двигателем внутреннего сгорания.

Набольшей скорости снегоход - аэросани достигает на плотном снегу или льду. Лучше всего кататься по занесенной снегом реке.

В отличии, от снегоходов гусеничной конструкции у аэросаней сделанных своими руками, впрочем и в фабричном варианте тоже, низкая проходимость по глубокому снегу, но зато по плотному насту или льду аэросани могут развивать скорость более 100 км/ч.

Эта статья - перепечатка из Моделист-Конструктор, в ней говориться о том, как построить аэросани своими руками.

Первая машина, построенная из дерева, получила название "Старт" (рис. 1). Это были одноместные аэросани трех лыжной схемы. Продольная балка корпуса и поперечная для навески задних лыж, а также подмоторная рама изготовлялись из сосновых брусков сечением 35X40 мм, с креплением на болтах М6 (рис. 1). В стыковочных узлах устанавливались металлические угольники и шайбы большого диаметра, предотвращающие смятие древесины.

В местах установки поворотной стойки передней лыжи, крепления двигателя и подвески задних лыж предусмотрены металлические пластины, угольники и скобы. Лыжи также деревянные. Передняя часть корпуса закапотирована. На боковинах капота размещены металлические скобы-подножки, на верхней его части - велосипедная фара. Сиденье водителя - из фанеры толщиной 8 мм - передней частью опирается на две пружины от велосипедного седла. Поперечные бруски, на которых крепится двигатель, имеют разную длину! задний - длинный, он подкреплен трубчатыми стойками и служит ограждением воздушного винта.

На его концах закреплены выгнутые по радиусу винта пластины, окрашенные в красный цвет. Задние пыжи имеют скобы-кабанчики из полосовой стали размером 5X30 мм. С их помощью лыжи крепятся на болтах М10 к уголкам, соединяющим бруски поперечной балки. Лыжи собираются на казеиновом клее из трех пластин фанеры толщиной 4 мм, а по кроям усиливаются фасонными дубовыми брусками. Подошвы лыж снизу окованы листовым железом и имеют продольные подрезы. Чтобы лыжи не зарывались в снег при зависании, на них ставятся оттягивающие тросы с пружинами. Управление аэросанями осуществляется поворотом передней лыжи.

Передача от рулевой колонки - тросовая. Для управления двигателем имеются рычаги газа и опережения зажигания, а проводка заимствована от мотоцикла - трос или проволока в гибкой оболочке. Двигателем служит тракторный пускач ПД-10, на котором установлен цилиндр воздушного охлаждения от мотоцикла ИЖ-56. Топливный бачок помещается над двигателем. Подача топлива - самотеком. "Комета" (рис. 2), как и "Старт", одноместные аэросани, но выполненная по четырехлыжной схеме.

При создании "Кометы" выдерживался основной принцип конструирования: использование минимума дефицитных и дорогостоящих материалов при максимальной простоте изготовления. Особое внимание" было обращено на снижение веса машины. И несмотря на то, что "Комета" имеет не три, как "Старт", а четыре лыжи, она легче на 21 кг (вес "Кометы" - 84 кг, "Старта" - 105 кг). Корпус "Кометы" изготовлен из брусков и цельных еловых досок толщиной 16 мм. Его конструкция показана на рисунке 2. Лыжи крепятся симметрично к двум поперечным доскам. Передние лыжи управляемые.

Своими кронштейнами они входят в поворотную скобу, которой крепятся болтом М 10, являющимся осью и обеспечивающим свободное покачивание лыжи. Рычаг управления совмещен с вилкой. Способ соединения рычагов управления правой и левой лыжами и троса управления - жесткая поперечная тяга и хомуты. Трос идет через ролики на барабан рулевой колонки, где фиксируется болтом М6. Поперечная тяга имеет с обоих концов резьбовые наконечники для регулировки параллельности лыж.

Ось поворотной скобы на передней доске проходит через бруски сечением 30X30 мм. Задние лыжи с помощью болта M10 крепятся к уголкам, установленным на поперечной доске. Конструкция лыж - коробчатая, как показано на рисунке. Ходовая подошва изготовлена из оцинкованного кровельного железа толщиной 1,2 мм. На подошве установлено два подреза из стального уголка размером 8X20 мм (по краям лыжи). С каркасом лыжи они связаны шурупами с потайными головками. Как и на санях "Старт", лыжи имеют тросовые оттяжки с пружинами. Аэросани "Комета" оборудованы тормозным устройством скребкового типа (рис. 3).

Зубчатый стальной скребок, установленный на деревянном рычаге, соединяется тягой с тормозной педалью. При нажатии на нее рычаг опускается, и зубчатый скребок, врезаясь в снег, осуществляет торможение машины. В исходное положение тормоз возвращается под действием возвратной пружины. Двигатель аналогичен установленному на "Старте", но размещен иначе, для снижения центра тяжести и увеличения устойчивости машины он поставлен цилиндром вниз. Подмоторные стойки изготовлены из полосовой стали размером 8X30 мм; передние опираются на спинку сиденья водителя.

Бензобак расположен над двигателем, подача топлива самотеком. Зажигание от агрегатного магнето КАТЭК, приводимого во вращение непосредственно от хвостовика коленчатого вала через эластичную муфту (рис. 4), изготовленную из набора резиновых пластин. Регулировка опережения зажигания осуществляется поворотом кронштейна магнето. На карбюраторе имеется воздухозаборник, изготовленный из консервной банки. Его входное отверстие закрыто фильтром, собранным из десяти слоев мелкой металлической сетки, благодари чему двигатель совершенно не боится забрызгивания и попадания снега.

На карбюраторе имеется воздухозаборник, изготовленный из консервной банки. Его входное отверстие закрыто фильтром, собранным из десяти слоев мелкой металлической сетки, благодаря чему двигатель совершенно не боится забрызгивания и попадания снега. Воздушный винт - деревянный, диаметром 1,2 м. Крепится к маховику четырьмя шпильками (рис. S). Между маховиком и винтом на эти же шпильки ставится шкив от автомобильного вентилятора. Он служит для намотки пускового троса при заводке двигателя.

Сверху на втулке винта установлен фланец из стали толщиной 5 мм, который затягивается гайками. Убедившись, что нет биения лопастей, равномерно затягивают гайки и обязательно контрят их вкруговую мягкой вязальной проволокой. Винтомоторная группа аэросаней имеет ограждение, выполненное в виде трубчатой фермы. Ограждение окрашено красной краской для предупреждения окружающих об опасности.

Рис. 1. Конструкция аэросаней "Старт": 1 - передняя лыжа, 2 - кабанчик лыжи, 3 - боковина корпуса, 4 - подножка, 5 - рулевое колесо, 6 - продольный брусок корпуса, 7 - пружина сиденья, 8 - сиденье водителя, 9 - подкос моторамы, 10 - магнето, 11 - топливный бак, 12 - цилиндр ИЖ-56, 13 - картер ПД-10, 14 - воздушный винт, 15 - стойки моторамы, 16 -задняя лыжа, 17 - ограничители поворота, 18 - вилка, 19 - поворотная ось, 20 - крепление пластины поворотной оси, 21-передняя крышка, 22 - рулевая колонка, 23 - ограждение воздушного винта, 24 - болты крепления двигателя, 25 - угольник, 26 - бруски, 27 - угольники, 28 - подошва лыжи, 29 - подкладка под рулевую колонку, 30 - скоба.

Моделист-Конструктор 1.1976

андрей комментирует:

хочю сделать аеросани

Мерцающий комментирует:

Читал с удовольствием

Самоволка комментирует:

Читал с удовольствием

комментирует:

попробую собрать

sibiryak комментирует:

Пусковой двигатель ПД-10 тяжелый, потому что чугунный, да и цилиндр ИЖ нынче дефицит. Лучше использовать двигатель мотоцикла Восход или Минск, обрезав коробку. Получится компактно 13 кг. Винт можно прямо на коленвал, при этом конец лопасти должен двигаться до 210 м/сек. Уменьшать за счет редукции - значит терять эффективность винта. Если скорость будет выше, эффективность резко падает. Этого в литературе нет, сам анализировал по законам аэродинамики.

тимур комментирует:

Из-за кабанчиков возникает давление на носок лыж, и они тонут в снегу больше чем нужно. Кроме этого на неровных местах лыжи иногда подскакивают под действием пружин и становятся на торец. Исключаются такие явления путем установки шарнира у поверхности лыж. Тогда аэросани легче движутся по глубокому рыхлому снегу. Испытано в 1970-е годы на самодельных аэросанях.

Семен комментирует:

Всем сенкс!
А что народ скажет по поводу установки половинки двигла от субару?

Николай комментирует:

Двигатели с трансмиссией, полностью готовые для установки на Вашу технику. Для снегоходов, вездеходов. багги, картов и т.д. Подробная информация тут: [спам удален]

Аэросани? это самоходные сани, в устройство которых входит двигатель внутреннего сгорания и воздушный винт? пропеллер. Транспортное средство предназначается для езды по снежным и скользким дорогам. Скорость таких саней может достигать до 140 км/ч, в зависимости от мощности мотора. В конструкцию аэросаней входит шасси, состоящее из трех или четырех лыж. Данный тип саней можно легко сделать своими руками.

Главным преимуществом данного средства передвижения перед снегоходами являются скоростные характеристики. Также, при наличии кабины и хорошей подвески, уровень комфорта в санях практически не отличается от условий в автомобиле. Аэросани имеют очень простую конструкцию, сделать их можно самостоятельно. Для этого требуется двигатель, например, от мотоцикла?Юпитер?, материалы для корпуса и всего три деревянные лыжи.

Изготовление простых саней своими руками

Прежде всего, необходимо изготовить корпус из деревянных брусьев, которые нужно обшить фанерой, закрепить подушки и кресла. Лыжи для саней обязательно должны быть из березовых досок. Для упрочнения конструкции с поддержкой мотоциклетного двигателя?Юпитер? можно использовать фанерные планки.

Закрепить сзади лыж тормоза, которые будут включаться водителем при нажатии на правую педаль. Для этого используются штыри и трос. Поставить заднюю лыжу вплотную к основной раме, которая крепится на корме корпуса. Переднюю лыжу, которая отвечает за управление, закрепить на металлическом кронштейне, который будет располагаться сбоку от корпуса.

Чтобы собрать механизм управления, нужно использовать руль от мотоцикла, с которого снимается двигатель для саней. Мотор лучше всего использовать от?Юпитера?. Он устанавливается на раму в виде трубки, как и воздушный винт, на который передается крутящий момент при помощи мотоциклетного цепного редуктора. Вращение винта должно достигать 1440 оборотов в минуту. Для обеспечения дополнительной безопасности устанавливается сетка.

Рама, закрывающая двигатель от?Юпитера?, крепится на корпусе посредством подкосов на подвеске. Топливный бак устанавливается над мотором.

Для изготовления воздушного винта нужно предварительно сделать заготовки лопастей, вырезав элементы из сосны или дуба. Пропеллер склеивается при помощи казеинового клея. Расчет размеров должен быть точным. Склеенные детали винта просушиваются и защищаются до готовности к использованию. Важно обстругать рубанком каждую из лопастей после сушки. Лопасти винта оклеиваются тканью и красятся. Для этого можно использовать бязь. После проверки каждого из винтов на сохранение баланса они насаживаются на втулку, после чего аэросани полностью готовы к эксплуатации.

Двигатели для аэросаней

Для создания саней своими руками можно использовать двигатель от мотоцикла?Юпитер? или автомобиля?Жигули?. Основные узлы и детали двигателя включают в себя: крышку редуктора, заднюю и переднюю пластины, прокладки, ведущую шестеренку, корпус цилиндра и кронштейн крепления. Наиболее часто используемыми моторами являются:

Карбюратор К-62И с двумя цилиндрами? в данном механизме используется редуктор от газораспределительного устройства трактора МТЗ-80. Двигатель оснащен специальным электростартером и аккумулятором. Механизм зажигания работает от батареи. Топливный бак способен вместить до 30 л бензина.

? Д-30 ? в данном модуле отсутствует редуктор на воздушный винт. Тяга составляет 40 кгс. Применяется на легких аэросанях, в основном на тех, которые сделаны своими руками, а не на серийных. Установка такого типа устройства зависит от расчета характеристик корпуса.

Д 15 ? отличается от аналогов наличием цепного редуктора, прикрепленного на воздушный винт. Последний имеет диаметр 1,4 м и развивает достаточное тяговое усилие в 60 кгс. Разновидность двигателя Д15 ? Д-15z ? оборудован зубчатым редуктором. Рекомендуется к использованию в аэросанях и парапланах. Шестеренки, которые установлены в редукторе, также применяются в газораспределительном механизме КАМАЗ-740. Все двигатели данной серии имеют топливный бак на 15 л.

Что нужно для аэросаней на воздушной подушке

Для создания саней на воздушной подушке нужно использовать обычную пилу, рубанок и дрель. Также нужно вытащить из старого мотоцикла?Юпитер? работающую силовую установку. Сварку и другую тонкую обработку можно передать специалистам, а можно и сделать своими руками.

В качестве основного материала будут служить фанера и доски. Лучшим вариантом станет использование разновидностей БС-1 или ФСФ, потому что обычный элемент не может выдержать повышенную влажность. Фанера предварительно обрабатывается лаком, наносятся другие специальные покрытия.

Для самостоятельного крепления корпуса нужно использовать специальные строительные клеи. В качестве такого средства может выступить эпоксидная смола или казеин высшего сорта. Для полного и надежного сопряжения всех элементов своими руками будет достаточно 5 кг клея. Важно применять только водостойкие варианты.

Для создания воздушной подушки нужно использовать только прочные материалы. Также среди основных характеристик важны эластичность и воздухонепроницаемость. Подушку можно создать самостоятельно из отечественных материалов, например, из прорезиненных тканей до 1,5 мм толщиной. Главное, установить двигатель так, чтобы он не повредил оболочку. Основу составляет хлопчатобумажные и синтетические элементы. Подушка будет напоминать надувную лодку.

Собрать сани на подушке можно с применением силовой установки от мотоцикла?Иж-Юпитер?. Мощность такого двигателя составляет 24 лошадиные силы. Для подушки можно своими руками установить трансмиссию от мотороллера, самодельный бензобак, фары от трактора и другие элементы для амфибии. Важно, чтобы рама была выполнена из металлического профиля. Мощности двигателя хватит, чтобы преодолевать самые глубокие сугробы без провалов. Перед началом поездки нужно проверить все крышки редуктора на моторе.

Интерес к аэросаням как индивидуальному средству передвижения по зимнему бездорожью и спортивному типу моторной техники проявлялся давно. Но столь массовому, как сейчас, увлечению любительскими аэросанями способствовало, несомненно, повышение общего технического уровня молодежи. По далеко не полным сведениям, число аэросаней, построенных любителями с 1968 года, увеличилось почти вдвое.

КОГДА ДВИГАТЕЛЬ… ТОРМОЗ

Можно назвать немало населенных пунктов в северных районах нашей страны, где имеется от нескольких экземпляров до 25-35 аэросаней. Их строят не только отдельные любители. Они создаются в школьных технических кружках, Домах и Дворцах пионеров, на городских станциях юных техников, в профессионально-технических училищах.

Большим тормозом при создании аэросаней является то, что наша промышленность не выпускает специальных двигателей, приспособленных для работы с воздушным винтом в тяжелых климатических условиях Севера с его низкими температурами. Существующие мотоциклетные моторы, наиболее часто используемые на самодельных аэросанях, не отвечают предъявляемым требованиям из-за сравнительно малой мощности. Поэтому обычно спаривают двигатели (рис. 1) или приспосабливают по два, а то и три для работы на один или два воздушных винта (рис. 2).

В последнее время наметилась тенденция к созданию двигателей собственной конструкции. Они. как правило, выполняются на базе серийных деталей и агрегатов.

Эти двигатели (рис. 3) нередко отличаются оригинальной компоновкой, высокой мощностью и приспособленностью для работы в зимних условиях. Проведенный редакцией опрос показал, что сейчас около 8% общего количества аэросаней оснащены самодельными двигателями. Следует отметить также значительное повышение мощности применяемых двигателей аэросаней: 24,5% из них - собственной конструкции или мотоциклетные типа М-72, М-61, М-63, К-750, Ява-350, мощностью свыше 20 л. с.; 4,2% - автомобильные, мощностью от 40 до 70 л. с.; и 7,2% - старые авиационные двигатели типа М-11, АИ-14, Вальтер-Минор и др.

ЭСТЕТИКА И КОМФОРТ

Анализируя имеющиеся в распоряжении редакции материалы по аэросаням любительской постройки, хочется отметить, что за последнее время значительно повысилась техническая культура конструкций, больше внимания стало уделяться эстетике (рис. 4), комфорту, внешней отделке их. Если лет 10 назад большинство аэросаней строилось по простейшей схеме, без кузова, защищающего водителя и пассажира от встречного потока воздуха и снежной пыли, то сейчас 55% машин выполнено с полузакрытыми и более 20% - с полностью закрытыми кузовами. Причем эти машины, как правило, имеют обтекаемую форму корпуса и моторной установки (рис. 5 и 6).

Всего 3,6% аэросаней построено по мотоциклетной схеме, наиболее выгодной для машин малой мощности.

Преобладает пока еще трехлыжная схема ходовой части: по ней построено 73,5% известных аэросаней. Число четырехлыжных машин по сравнению с 1965-1966 годами возросло от 10 до 10%. Четырехлыжиая схема более трудоемка, но обеспечивает лучшую проходимость саней по рыхлому снегу и хорошую устойчивость при движении по пересеченной местности, особенно при крутых поворотах на большой скорости.

Любители применяют на своих санях главным образом двухлопастные деревянные блочные воздушные винты, то есть изготовленные из цельного бруска или болванки, склеенной из отдельных тонких досок - дрек.

Всего 5,5% аэросаней снабжены трех- или четырехлопастными воздушными винтами; 3,5% винтов выполнены с металлическими лопастями и столько же - с лопастями изменяемого шага (при неработающем двигателе).

Очень мало (меньше 1%) винтов - с изменением угла атаки лопастей во время движения машины (наш журнал сообщал читателям о таких винтах - см. № 5 за 1969 г. и № 2 за 1972 г.). Около 40% аэросаней снабжены редукторами; 25,8% редукторов выполнены цепными, остальные клиноременными и шестеренчатыми.

Ниже приведены краткие сведения о некоторых любительских аэросанях, представляющих интерес для широкого круга читателей.

В подмосковном городе Железнодорожном уже много лет работает группа самодеятельных конструкторов аэросаней. И. Лукин, В. Машенкии, С. Кузнецов и их юные помощники создали и успешно эксплуатируют целый ряд интересных машин.

ТРИ ЛЫЖИ? ЧЕТЫРЕ?

И. Лукин первые аэросани построил и испытал зимой 1969/70 года. Они имели трехлыжную недостаточно устойчивую схему. Конструктор переделал машину на четырехлыжную (см. вкладку). Передние, управляемые лыжи он установил на прикрепленной к корпусу трубчатой ферме, снабдив их пружинной амортизацией. Низко расположенная (почти у самой подошвы) точка подвески лыж обеспечивает хорошую устойчивость и значительно повышает проходимость машины по мягкому целинному снегу.

Подошвы лыж выполнены из нержавеющей стали, что также способствует улучшению ходовых качеств аэросаней.

Повышение устойчивости машины достигнуто и за счет снижения ее центра тяжести. Двигатель от мотоцикла М-72 размещен на раме корпуса в нижней задней части на специальных узлах. На двигателе имеется магнето и автомобильный бензиновый насос, работающий от кулачкового валика, привод к которому - клиновидный ремень от вала воздушного винта. Для этого на последнем установлен шкивок Ø 26 мм, а на кулачковом валике - Ø 80 мм. Магнето крепится на крышке картера, где располагается снятый с двигателя распределитель зажигания.

Передача от двигателя на вал воздушного винта выполнена двумя параллельными клиновидными ремнями. Это устраняет пробуксовку ремней при передаче полной мощности. Шкив на валу двигателя Ø 130 мм изготовлен из дюралюминия. Ведомый шкив Ø 260 мм посажен на шпонке на валу воздушного винта.

Сам же вал - на выносном пилоне, на двух радиальных шариковых и одном упорном подшипниках.

Передаточное отношение ведущего и ведомого шкивов - 1:2, что позволило сделать воздушный винт с повышенной тягой. Изготовлен он из березового бруска.

В настоящее время И. Лукин работает над созданием более мощного двухцилиндрового двигателя.

С. Кузнецов увлекся аэросанями еще учеником восьмого класса. Интересно, что его первой конструкцией была также трехлыжная, одноместная машина с мотоциклетным двигателем ИЖ-49. Мотор располагался сзади, сверху, па трубчатой сварной раме; воздушный винт устанавливался непосредственно на хвостовик коленчатого вала двигателя. Мотор был оборудован агрегатным магнето «КАТЭК».

Вторая конструкция (рис. 7), созданная С. Кузнецовым в 1972 году, с тем же двигателем, была построена по мотоциклетной схеме. Это одноместная машина с полузакрытым корпусом. Двигатель на ней располагался внизу, на поперечной балке, с передачей на вал воздушного винта двумя клиновидными ремнями.

Эта конструкция интересна тем, что вся винтомоторная группа представляла собой легкосъемный агрегат. Летом она демонтировалась и без всяких изменений использовалась на воде.

Винт изготовлен из цельного бруска дерева, с прямыми обрезами концов лопастей. Вал воздушного винта смонтирован на шариковых подшипниках, установленных в специальных гнездах, приваренных к раме.

Корпус аэросаней собран на клею и шурупах из брусков сечением 20×20 мм, обшит фанерой толщиной 2 мм. В задней части установлена поперечная доска, служащая опорой для кронштейнов крепления двигателя, рамы воздушного винта и поперечной трубы подвески лыж.

Лыжи аэросаней снабжены стальными подошвами и имеют подрезы, обеспечивающие устойчивость хода.

Следующий этап технического творчества С. Кузнецова - аэросани с двумя двигателями ИЖ-49, с приводом на один винт.

АЭРОСАНИ «СВЕРЧОК» И «КУПАВНА»

А вот Вшивцевы, проживающие в Подмосковье, строят аэросани всей семьей: Кузьма Афанасьевич Вшивцев - глава семьи, жена и сын-школьник.

Начало было положено санями тоже трехлыжной схемы. На них использовался мотор от автомобиля «Запорожец» первых выпусков. Двигатель располагался наверху, а воздушный винт устанавливался непосредственно на хвостовик коленчатого вала. Винт был трехлопастной, металлический, каждая из лопастей своим резьбовым хвостовиком вворачивалась в гнездо втулки и фиксировалась контргайкой. Это позволяло при необходимости изменять углы установки лопастей.

Корпус машины был изготовлен из старой мотоциклетной коляски. Аэросани имели неплохие ходовые качества, но высокое расположение центра тяжести делало их малоустойчивыми.

Поэтому в 1972-1973 годах К. Вшивцев сделал новые, двухместные аэросани «Сверчок» (рис. 8). Двигатель на них использован тот же, но смещен вниз и закреплен на раме корпуса. Привод воздушного винта выполнен тремя клиновидными ремнями. Изменен и сам воздушный винт: он стал двухлопастным.

Аэросани «Сверчок» оригинальны тем, что их можно быстро превратить в аэромобиль: они имеют 4 колеса небольшого диаметра, на которые, собственно, и надеваются лыжи, имеющие для этого специальные гнезда и крепление на ось колес.

Низкая посадка машины обеспечивает ей хорошую устойчивость и позволяет свободно двигаться по пересеченной местности, не боясь опрокидывания. Аэросани «Сверчок» участвовали в зимнем празднике в Зеленограде и привлекли внимание многочисленных участников слета.

В свободное от работы время любит промчаться на аэросанях и П. Семкин из подмосковного поселка Купавна. Такие прогулки он считает лучшим отдыхом.

Его аэросани - одноместные, трехлыжные (см. вкладку).

Оригинально выполнены передняя и задняя подвески лыж. Они состоят из подвижных рам-качалок с пружинными амортизаторами. Такая схема подвески помогает саням тронуться с места, даже если лыжи, примерзли. Чтобы носки лыж не зарывались в снег, между ними и рамой-качалкой ставятся оттягивающие пружины. На аэросанях предусмотрены фермы ограждения воздушного винта.

Двухцилиндровый двухтактный мотор развивает мощность 16 л. с., снабжен шестеренчатым редуктором с передаточным отношением 1:3. Двигатель расположен на трубчатой под-моторной раме вверху, над задним обрезом корпуса. Воздушный винт - деревянный, блочный, установлен на валу редуктора на шпонке.

Корпус аэросаней полузакрытый, обтекаемой формы, имеет ветровое стекло. Сухой вес конструкции всего 96 кг. Сани эксплуатируются с 1965 года.

КАК У САМОЛЕТА

Уже третий год совершенствует свою конструкцию аэросаней И. Светчиков, постепенно добиваясь все большей проходимости, скорости, надежности..

Аэросани С-4 (рис. 9) имеют корпус закрытого типа. В кабине помещаются два человека: водитель - на удобном переднем и пассажир на заднем сиденье. Кабина имеет сдвижной фонарь, подобный самолетному.

На аэросанях установлен мотоциклетный двигатель М-72 мощностью 22 л. с.; он размещен в нижней задней части корпуса, с передачей вращения на вал воздушного винта четырьмя клиновидными ремнями. Диаметры шкивов обеспечивают редуцирование оборотов в отношении 1: 1,4.

Воздушный винт - двухлопастной, деревянный, блочный. Имея диаметр 1,8 м, он обеспечивает тяговое усилие 84 кг.

В КАБИНЕ - ДВОЕ

Шестой год занимается самостоятельной постройкой аэросаней М. Носиков из Нефтегорска Куйбышевской области.

Сани много раз переделывались, зато получены вполне удовлетворяющие конструктора результаты. АНОМИ-4 (рис. 10) - это четвертая и наиболее удачная конструкция любителя. Машина имеет приятный внешний вид, хорошие ходовые качества, устойчива, маневренна и, главное, надежна в работе.

Конструкция выполнена по четырехлыжной схеме, с передними управляемыми лыжами. Корпус полузакрытый, обтекаемой формы. В нем размещаются два человека.

В отличие от обычно принятой схемы, когда водитель сидит спереди а пассажир сзади, в АНОМИ-4 они сидят рядом.

Несмотря на то, что машина имеет неполностью закрытый кузов, ветровое стекло и верхние застекленные участки входных дверей хорошо защищают пассажиров от встречного потока воздуха.

Задняя часть корпуса выполнена с большим скосом, обеспечивая хороший подход воздуха к работающему винту.

На аэросанях применен мотоциклетный двигатель М-72 мощностью 22 л. с. Он размещен над задним обрезом корпуса и крепится к трубчатой моторной раме. Вал воздушного винта установлен над двигателем на подрамнике. Передача осуществляется через промежуточный вал цепью. Двигатель соединен с промежуточным валом через карданное сочленение, На промежуточном валу, который вращается в шарикоподшипниках, размещены две звездочки: ведущая (для привода вала винта) и маленькая (от заднего колеса велосипеда) - для привода магдины, дающей ток для световых приборов.

На фото (сверху вниз). Необычная передача от двигателя на воздушный винт - двумя коническими редукторами с жестким вертикальным валом - выполнена на аэросанях Н. Мельникова (г. Тюмень).

Аэросани «наоборот»: рулевая лыжа сзади, передние - неподвижные, винт - спереди. Конструкция И. Ципана (Ровен-ская обл.).

Мини-сани Л. Перченко (Мурманская обл.) с двигателем ПД-10/ИЖ-49.

Мини-сани В. Мишагина (г. Горький) с двигателем ИЖ-49, оборудованным шестеренчатым редуктором.

Магдина использована от мотоцикла М-105, но в самодельном корпусе. Размещена под промежуточным валом и крепится болтами к моторной раме.

На задней крышке двигателя установлено двухискровое магнето, что значительно упростило схему зажигания и позволило избавиться от тяжелого аккумулятора.

Воздушный винт - левого вращения, диаметр - 2 м. Изготовлен из соснового прямослойного бруска. Вал винта установлен на шарикоподшипниках.

М. Носиков работает над созданием винта изменяемого (при движении) шага лопастей, с реверсом - для торможения (пока используются штыревые тормоза, расположенные в задних лыжах).

Аэросани имеют ограждение винта, выполненное из труб и редкой защитной сетки.

Скорость движения аэросаней АНОМИ-4 по целинному снегу с полной нагрузкой - 40-45 км/ч.

ДУБЛЬ РЕДУКТОРА

Легкие аэросани с двигателем мощностью в 20 л. с. построил И. Мельников из Тюмени (стр. 16). Закрытая остекленная кабина обеспечивает хороший обзор и необходимый комфорт для водителя машины. В передней части расположена мощная фара.

Для снижения центра тяжести и обеспечения хорошей устойчивости машины двигатель крепится на резиновых муфтах к нижним дюралюминиевым профилям корпуса.

Оригинально выполнена передача от двигателя на вал винта: через два редуктора с. коническими шестернями и вертикальным валом. Передаточное число 11:20. Шестерни редукторов размещены в специальных фланцевых корпусах. Вертикальный вал, соединяющий оба редуктора, имеет мягкие карданные муфты, компенсирующие возможные неточности при сборке машины.

Воздушный винт имеет три деревянные лопасти, каждая из которых входит своим хвостовиком в гнездо металлической втулки и зажимается специальной гайкой. Угол установки лопастей может регулироваться на месте, при неработающем двигателе; зажимные гайки контрятся проволокой. Диаметр воздушного винта - 1,5 м.

Запас топлива - 40 л, размещен в двух баках, хватает его на 250-300 км. Максимальная скорость аэросаней - 90 км/ч.

АЭРОСАНИ - НАОБОРОТ?

«Вихрь-2» - так названы аэросани, построенные Н. Ципаном из Ровенской области. Они развивают скорость до 50 км/ч.

Аэросани выполнены по «обратной» трехлыжной схеме - две передние лыжи закреплены жестко на поперечной балке, а задняя является управляемой. Двигатель ИЖ-56 мощностью 13 л. с. размещен спереди на балке корпуса, воздушный винт - четырехлопастной, тянущий, диаметром 1,4 м. Передача от двигателя на вал винта осуществляется мотоциклетной цепью.

Верхняя часть двигателя и вал воздушного винта закрыты легкосъемным капотом, обеспечивающим хороший доступ ко всем агрегатам моторной установки.

Лопасти винта изготовлены из фанеры толщиной 10 мм и своей комлевой частью вклепаны в двусторонние лапки втулки, которая крепится к валу на шпонке и затягивается контрящейся гайкой.

Корпус аэросаней - закрытого типа, с одной дверью по левому борту.

МИНИ-САНИ

Несколько вариантов малогабаритных аэросаней, один из которых - см. фото - создал Л. Перченко из поселка Оленья-1 Мурманской области. В качестве двигателя он использовал старый, списанный тракторный «пускач» ПД-10, с небольшими переделками: цилиндр водяного охлаждения заменен на мотоциклетный, воздушного охлаждения, от двигателя ИЖ-49.

Для подачи топлива из бензинового бака (полиэтиленовая канистра), размещенного под двигателем, использован бензонасос подвесного лодочного мотора «Ветерок-8». Для обеспечения двигателя топливом перед пуском между баком и бензиновым насосом установлен насос ручной подкачки.

Воздушный винт - дюралюминиевый, блочный, с усиливающими накладками в комлевой части. Диаметр винта - 1,1 м.

Для увеличения опорной площади и уменьшения прокаливания машины при движении по рыхлому, глубокому снегу она имеет дополнительную четвертую лыжу, расположенную между задними, по оси симметрии машины. При движении задняя лыжа идет по следу передней, управляемой.

В качестве поперечной балки задней подвески использован коренной лист автомобильной рессоры (1 пластина).

Аэросани отличаются малым весом и небольшими габаритами: длина - 3 м, ширина - 1,2 м. Развиваемая скорость - до 50 км/ч.

вниз цилиндром

Сделать маленькую, красивую и легкую машину - такой целью задался и Валерий Мишагин из Горького, разрабатывая свою конструкцию аэросаней (на фото). Это ему удалось. Аэросани ВАМ-1 компактны, изящны, а их вес всего 80 кг. Для этих мини-саней использован двигатель ИЖ-49, расположенный сзади, вниз цилиндром.

Для повышения тягового усилия воздушного винта на двигатель установлен шестеренчатый редуктор с передаточным отношением 1: 1,5, а двигатель форсирован. Это позволило уменьшить обороты воздушного винта, а за счет увеличения диаметра до 1,4 м увеличить тягу. Винт деревянный (береза), блочный.

Корпус аэросаней в нижней части имеет силовую раму и легкую надстройку обтекаемой формы, которая откидывается вперед вместе с рулевой колонкой, обеспечивая удобства посадки водителя в машину. Длина корпуса всего 2 м.

При испытаниях мини-сани показали скорость 60 км/ч.

И. ЮВЕНАЛЬЕВ, инженер

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Можно ли сделать аэросани своими руками? Давайте поищем ответ на этот вопрос. Надёжны ли будут аэросани, своими руками сделанные прямо дома? Не каждый человек готов довериться своим рукам и тому, что он может сделать сам.

Самодельные аэросани - это довольно интересный вид транспорта. Дело в том, что они двигаются за счёт воздушного винта, в народе его ещё называют пропеллером.

Чаще всего конструкция аэросаней трёхлыжная. Иногда бывает и четырёхлыжная, тогда на них можно передвигаться не только по снегу, но и по водной поверхности.

Представьте себе, как вы мчитесь по снежной равнине быстрее ветра, за вами поднимаются вихри снега - всё это возможно и реально, если у вас будут аэросани. Это очень удобный, скоростной, а главное, простой вид транспорта. Любой, кто с техникой «на ты», сможет соорудить аэросани своими руками.

Рассмотрим, как сделать их самостоятельно. Материалом послужит дерево. Конструкция будет трёхлыжная. Продольную балку корпуса и поперечную, на которую навесим задние лыжи, сделаем из сосновых брусков. Возьмём бруски сечением 35 на 40 мм, крепиться они будут болтами. Обратим внимание на стыковочные узлы, там нужно установить металлические угольники, а также шайбы, обязательно большого диаметра, так как они будут предотвращать смятие дерева.

Там, где будет установлена поворотная стойка для передней лыжи, а также там, где крепятся двигатель и задние лыжи (подвеска лыж), нужно предусмотреть скобы, пластины из металла и угольники. Лыжи возьмём опять же деревянные. Корпус, точнее его переднюю часть, нужно закапотировать. На капот можно установить велосипедную фару, а по бокам - металлические подножки. Сиденье для водителя можно сделать из куска фанеры толщиной примерно миллиметров 8. Сиденье должно упираться на две пружины, которые позаимствуем у седла для велосипеда. Важно обратить внимание на то, что бруски, крепящие двигатель, должны быть разной длины. Задний брусок длиннее, он будет служить оградой от воздушного винта.

На задних лыжах нужно сделать так называемые скобы-кабанчики, можно смастерить их из полосок стали размером 30 на 5 мм. Лыжи надо собрать с помощью трёх пластин фанеры, которые должны быть толщиной примерно 4 мм, крепиться они будут Фанеры по краям следует усилить брусками, лучше всего дубовыми. Подошвы лыж должны иметь продольные подрезы, также их необходимо оковать с помощью листового железа. Это нужно для того, чтобы при остановке аэросани не утопали в снегу. Управлять аэросанями будет передняя лыжа (её поворот).

У нас будет тросовая передача от рулевой колонки. Чтобы управлять двигателем, необходимо соорудить рычаги: рычаг газа и рычаг опережения зажигания. Проводку позаимствуем у мотоцикла, это будет или трос, или проволока, но обязательно в гибкой оболочке. Двигателем будет служить пускач ПД-10 от трактора, на нём установим цилиндр для воздушного охлаждения, тоже от мотоцикла, например от ИЖ-56. Над двигателем установим топливный бачок. Топливо будет подаваться самотёком. Вот и всё - перед вами аэросани самодельные. На них можно будет рассекать по заснеженным полям или просто по заснеженной местности. Главное, сделать всё на совесть, крепко и точно, чтобы ни в коем случае ваше транспортное средство не развалилось во время движения. Как видите, сделать аэросани своими руками можно, нужно только приложить усилия.