Какие свечи лучше простые или иридиевые. Какие свечи зажигания лучше: иридиевые или платиновые? Чем отличаются иридиевые свечи зажигания от обычных

Первые иридиевые свечи зажигания были представлены на рынке еще в 1994 году, и предполагалось, что они заменят собой платиновые. Поскольку они позиционировались как более долговечные и надежные, автовладельцам приходилось решать своеобразную дилемму, иридиевые или платиновые свечи установить в автомобиль, ведь по своим характеристикам они были достаточно близки. Но многие считают иридиевые модели более предпочтительными, поскольку иридий обладает более высокой (2500 градусов) температурой плавления, нежели платина, а его коррозионно-устойчивые свойства также отличаются более высокими показателями. В настоящее время ряд производителей выпускает иридиевые свечи зажигания двух видов - долговечные и высокоэффективные. Первый тип отличается увеличенным ресурсом эксплуатации, и их часто выбирают обладатели автомобилей, где процедура замены сопряжена с большими сложностями и требует немало времени. Высокоэффективные свечи позволяют улучшить характеристики двигателя и снизить расход топлива - для инжекторных двигателей экономия может составить до 6%, для карбюраторных цифра, конечно, скромнее - не более 2%.

Характеристики иридиевых свечей

На вопрос сколько ходят иридиевые свечи зажигания легко можно ответить самостоятельно, достаточно знать об их основных характеристиках. Благодаря свойствам самого иридия удалось создать центральный электрод свечи диаметром всего 0,4 мм.

Этот факт позволяет получить очень мощную искру при меньших значениях напряжения, которое для этого требуется. Так, иридиевые свечи на Приору, позволяют значительно улучшить показатели воспламеняемости, поскольку в таких свечах в несколько раз снижено подавляющее влияние самих центральных электродов на распространение пламени в камере сгорания. Подобные высокотехнологичные свечи зажигания, платиновые или иридиевые, обладают меньшей чувствительностью к некачественному бензину и содержащимся в нем присадками, поэтому даже случайно залитый «плохой» бензин не станет причиной ярко выраженных проблем с двигателем. Стоит отметить и увеличенный ресурс иридиевых образцов, который составляет не менее 100 000 км. Имеются и другие их преимущества:

  • низкое напряжение зажигания, которое требуется на протяжении всего срока эксплуатации;
  • способность воспламенять бедные смеси;
  • увеличенная производительность;
  • более стабильное управление системой зажигания авто;
  • увеличение эффективной мощности двигателя (до 4%);
  • уменьшение расхода топлива, особенно заметное на инжекторных моделях;
  • уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопных газах;
  • практически гарантированный старт двигателя в условиях экстремальных температур;
  • трехвалентное никелевое покрытие отличается высокими антикоррозийными и антиблокировочными характеристиками.

Правильно выбрать иридиевую свечу непросто

Выбирая иридиевые свечи зажигания, срок службы которых значительно превышает аналогичный параметр стандартных вариантов, следует проявить определенную внимательность, поскольку свечи зажигания иридиевые подбираются по автомобилю (в ряде случаев), а точнее по некоторым параметрам двигателя. К таким относится, к примеру, калильное число - т. е. значение давления в цилиндре, при котором воспламенение смеси происходит не от искры, а от нагретых частей свечи. Этот параметр указывается производителем автомобиля, и необходимо строго ему соответствовать.

При этом, если на короткое время допускается эксплуатация свечей с немного большим калильным числом, установка образцов с меньшим значением недопустима, поскольку это может привести к таким последствиям, как прогорание поршней или пробой прокладки блока цилиндров. Для качественной работы системы зажигания остается актуальным вопрос о том, какой зазор должен быть на иридиевых свечах. Многие автолюбители помнят, как раньше самостоятельно «регулировали» расстояние между электродами. В настоящее время, вне зависимости от того, сколько ходят иридиевые свечи, ручная регулировка не допускается - величина зазора определяется и устанавливается на заводе.

Важно! Если по каким-либо причинам зазор изменился, не следует пытаться отрегулировать его вручную, разумнее будет заменить свечу.

Своеобразной инновацией последнего времени стало появление продукции с несколькими боковыми электродами.

Вопреки бытующему мнению, в ней образуется только одна искра, а не сразу несколько. Такие иридиевые образцы для турбомотора, к примеру, будут просто находкой, поскольку искрообразование в них в несколько раз более стабильно. Также отмечается более устойчивая работа двигателя на холостых оборотах, топливная смесь воспламеняется более быстро, да и сама свеча служит несколько дольше. Самой последней новинкой на рынке является «модель», полностью лишенная боковых электродов - вместо них имеются дополнительные «выступы» на изоляторе. Такая конструкция является наиболее перспективной, поскольку образует «гуляющую» искру, что обеспечивает практически гарантированное воспламенение топливной смеси в любых условиях.

Иридиевая свеча - стоит ли переплачивать за «драгметалл»

Несмотря на то, что вопрос какие свечи лучше платиновые или иридиевые, каждый решает сам для себя, особых отличий между ними, все же не существует. К тому же, многие производители совмещают в своей продукции полезные свойства этих металлов.

К примеру, выпускаются свечи зажигания, имеющие центральный электрод из иридия, а на боковом электроде присутствует напайка из платины. На практике это позволяет максимальным образом увеличить ресурс, и получить более стабильную искру. Это особенно важно в том случае, если автомобиль переведен на газ. Известно, что газово-воздушная смесь воспламеняется намного хуже бензиновой, к тому же ей требуется более высокая температура. В таких двигателях зазор на иридиевых свечах зажигания, который тщательно выверяется на завод особенно важно сохранить нетронутым.

Владельцы мощных или спортивных автомобилей также часто задаются вопросом какие свечи зажигания лучше - иридиевые или платиновые. Здесь однозначного ответа быть не может. Для подобных авто лучшим вариантом будет образец, боковой электрод которой выполнен в виде конуса, часто с дополнительной насечкой внутри. Это в определенной степени повышает стабильность искры, и увеличивает ее температуру, что благотворно влияет на характеристики двигателя. На видео ниже наглядно видно, как иридиевые образцы улучшили работу самого простого двигателя на отечественном автомобиле:

Еще одним вопросом, который достаточно сильно волнует автомобилистов, это вопрос как почистить иридиевые свечи зажигания. Вообще, при нормально работающем двигателе они очищаются сами, да и обильного нагара на них не скапливается. Если же подобная проблема все же существует, следует искать причину в самом авто, а не чистить свечи, тем более современные - существует высокая вероятность испортить их. По большому счету, если чем и отличаются иридиевые свечи от обычных, то это их совершенно «беспроблемная» эксплуатация, и за весь отпущенный на их век пробег, в каком-либо обслуживании они не нуждаются.

Стоит ли устанавливать иридиевые свечи на старые автомобили

Стоит ли ставить иридиевые образцы на старые автомобили, которые прошли не одну сотню тысяч или все же лучше обойтись более бюджетным вариантом - непростой вопрос, на который невозможно дать однозначного ответа. Вопрос здесь, прежде всего, в экономической обоснованности. На новых инжекторных моделях, дорогостоящие иридиевые варианты окупаются достаточно быстро. Происходит это не только за счет улучшения технических характеристик двигателя, но и благодаря снижению расходов на обслуживание, а также существенному уменьшению расхода топлива - при этом такие свечи достаточно быстро окупаются.

Старый карбюраторный автомобиль, вне зависимости от того, установлены в нем свечи иридиевые или обычные «лучше ездить» не станет, да и на бензине существенной экономии не получится. Тем не менее, несомненно улучшится и станет более стабильной работа системы зажигания, облегчится пуск двигателя в морозы, двигатель перестанет бурно реагировать на некачественный бензин. Имеет значение и обслуживание авто, особенно того, которое работает на сжиженном газе. Таким образом, установка современных свечей зажигания способно существенно повысить комфорт при эксплуатации авто, но вот сэкономить на остальном вряд ли получится.

Начать хочется с самых истоков двигателестроения, которые, как всегда, не так уж очевидны: все исторические сводки так или иначе сводятся к тому, что изобретатели либо создавали «прообраз» современного ДВС, либо почти пригодную для работы версию. Среди множества преследователей идеи создания более компактной альтернативы паровому двигателю первым и не самым удачным в этой сфере стал Филипп Лебон, который в 1799 году открыл наиболее подходящее для ДВС топливо в виде каменноугольного светильного газа (нефть хоть уже и добывали на протяжении многих веков, перегонять ее в более пригодное для процесса воспламенения топливо еще не научились). Уже в 1801 году изобретатель взял очередной патент на конструкцию газового двигателя внутреннего сгорания, но воплотить мечту в жизнь так и не смог. Более близким к успеху был французско-швейцарский изобретатель Франсуа Исаак де Риваз, который в 1807 г. построил-таки первый поршневой двигатель, который работал на газообразном водороде. Цилиндр приводился в движение детонацией смеси водорода и кислорода с помощью примитивной системы зажигания: искра подавалась вручную в момент нахождения поршня в нижней мертвой точке. Но и в этот раз первенство ускользнуло от очередного ученого: пригодным для практического использования машина де Риваса не была, скорее показательным образцом. А вот другой умелец, бельгиец Жан-Этьен Ленуар, после многочисленных и неудачных попыток все же смог создать коммерчески успешный серийный двигатель внутреннего сгорания, который был запатентован в 1859 году. На дальнейшее становление бензинового двигателя повлияли многие изобретения: прогрессивные двигатели Отто, Брайтона, Даймлера, не менее прогрессивный карбюратор Доната Банки, создание зажигания от магнето…

Технология Twin Tip есть и на простых моделях линейки - Denso TT

Но первые системы искрообразования были, мягко говоря, далеки от идеала: искра возникала либо при помощи «запальной трубки» (по проводу, пропущенному через керамическую трубку в цилиндр, непосредственно на поршень либо на стенки цилиндра передавалась искра от динамо-машины, воспламеняя рабочую смесь), или же при помощи калильной трубки (элемент нагревался от пропускания тока или от открытого пламени, в результате чего возникало калильное зажигание). Более приемлемый вариант для двигателей предложил Роберт Бош, показав классическую свечу зажигания в 1902 году. С тех пор ближайшие полвека общая конструкция свечей прогрессировала довольно медленно. Настоящий бум произошел во второй половине 20 века, когда конкуренция на рынке автокомпонентов вкупе с общим технологическим прогрессом серьезно возросла. Одну из ключевых ролей в эволюции «свечного дела» сыграла компания Denso, в 1974 году первой в мире предложив свечу зажигания с центральным платиновым электродом, диаметр которого составлял всего 1,1 мм.

Использование драгоценного металла в таком «расходнике», как свеча зажигания, в самую последнюю очередь являлось маркетинговым ходом. Этот материал стал одним из важнейших в технической революции. Один из родоначальников советской платиновой промышленности, профессор Орест Звягинцев, сравнивал значение платины со значением соли при приготовлении пищи - нужно хоть и немного, но без нее хорошего обеда не приготовить… В чем же смысл инновации?

Пожалуй, в равной степени на появление новинки повлияли как автопроизводители, постоянно совершенствующие конструкцию моторов, так и мы с вами, провоцируя этот прогресс растущими требованиями к продукту. Начнем с того, что создать качественную «обычную» свечу, которая будет исправно работать положенный ей срок службы, само по себе занятие не из легких: свеча постоянно находится в экстремальных условиях, подвергаясь воздействию высочайших давления и температуры. Помимо этого, свеча должна воспламенять топливную смесь десятки раз в секунду и регулярно пропускать через себя мощный электрический заряд под напряжением 20–30 тыс. вольт в течение многих и многих часов… А производители автомобилей вдобавок ставят задачу многократного увеличения ее срока службы! Более того, в последние годы габаритные размеры свечи становятся все меньше из-за более плотной компоновки камеры сгорания. Так, например, количество клапанов в каждом цилиндре выросло в среднем с 2 до 4 или 5; объем цилиндров, наоборот, все больше сокращается; а форсунки систем непосредственного впрыска теперь и вовсе находятся по соседству. В итоге вместо привычных ранее свечей с резьбой M18 сейчас все более распространенными становятся размеры М14, М12, а то и вовсе М10. Для столь маленькой свечи решать проблемы температурной устойчивости и теплоотвода, не говоря уже про ее ресурс, становится все тяжелее. Один из способов продлить срок службы свечи путем увеличения числа боковых электродов имеет ряд недостатков: ухудшается сгорание рабочей смеси из-за ее ограниченного доступа к месту образования искры, повышается риск образования нагара, ухудшается отвод тепла, снижаются показатели двигателя по CO и NO… С применения платины начался этап по увеличению ресурса свечей: устойчивость к коррозии при высоких температурах и электрохимическому разрушению у этого металла гораздо выше, чем у традиционных хромоникелевых сплавов. Так, в 1974 году японская компания выпустила первую в мире свечу зажигания с платиновым электродом диаметром 1,1 мм. Но наиболее успешный, по мнению специалистов Denso, путь свечной эволюции - применение иридиевых сплавов. Высокое внимание к редчайшему элементу вполне обосновано: иридий имеет температуру плавления 2466 °С, обладает высочайшей коррозионной устойчивостью при высоких температурах и является самым твердым после осмия металлом на земле. Иридий и осмий принадлежат к платиновой группе и обладают самой высокой, почти одинаковой, плотностью. Таким образом, среди прочих достижений в 1997 году японская компания первой в мире выпустила свечу зажигания с уникальным иридиевым электродом. После этого конструкция иридиевых свечей зажигания была дважды усовершенствована, и результатом технологии «суперзажигания» (SIP) стало объединение самого тонкого в мире центрального электрода диаметром всего 0,4 мм и платинового бокового электрода диаметром 0,7 мм. Диаметры электродов крайне важно сохранить на минимальном уровне: чем меньше их площадь, тем меньшее электрическое напряжение требуется для воспламенения, которое, в свою очередь, становится более эффективным. В конечном результате пользователя ждут одни плюсы: улучшается динамика двигателя, снижается расход топлива, повышаются эффективность и равномерность работы двигателя, а также существенно облегчается его запуск при низких температурах. Что касается ресурса, то по этому показателю Iridium TT превзошли платиновые свечи и могут служить до 120 000 км (ресурс стандартных никелевых свечей, для сравнения, достигает 15 000–20 000 км). Коль речь идет о ресурсе, подобные иридиевые свечи зажигания должны заинтересовать водителей, владеющих автомобилями на газовом топливе: известно, что более высокие по сравнению с бензиновым ДВС напряжение и температура сгорания в этих двигателях довольно серьезно сокращают срок службы свечей, в то время как иридиевые свечи серии Iridium ТТ обладают повышенной сопротивляемостью по сравнению с обычными свечами.

Кстати, подобная конструкция используется и на более простых моделях линейки: свечи Denso Twin Tip (TT) изготавливают с центральным и боковыми электродами с тонким шипом диаметром 1,5 мм без применения драгоценных металлов, что позволяет сделать их по цене сопоставимыми со стандартными никелевыми аналогами. Представители компании особенно гордятся тем, что вся линейка ТТ, включая модели Nickel и Iridium, отличается высокой степенью унификации и суммарно включает 35 артикулов, которые обеспечивают охват 89 % самых продаваемых автомобилей в Европе.

Одним из наиболее перспективных направлений в производстве свечей зажигания является использование редкоземельного металла иридия. Его применение позволяет увеличить ресурс свечи до 100 тысяч километров пробега, тогда как стандартные изделия работают в лучшем случае до 30 тысяч, после чего их нужно заменять новыми.

Кроме долговечности, иридиевые свечи зажигания обладают и рядом других эксплуатационных достоинств, в числе которых следующие: облегчённое искрообразование, стабильное горение искрового разряда, малое энергопотребление и отсутствие необходимости в сервисном обслуживании. Статистика показывает, что при использовании иридиевых свечей существенно увеличиваются межсервисные интервалы, и электрооборудование автомобиля не требует частого обслуживания.

Как выглядят иридиевые свечи зажигания.

Несмотря на то, что свечи называются иридиевыми, этот редкий металл используется лишь в небольшом компоненте устройства. Из него изготавливают верхнюю часть центрального электрода. Именно этот элемент испытывает наибольшие разрушающие нагрузки в процессе искрообразования.

Во-первых, ему причиняет ущерб высокая температура. Во-вторых, электрод страдает из-за электрической эрозии, буквально разрывающей атомы на части. Кроме того, воздействие искры провоцирует окисление металла, поэтому в типовых свечах приходится периодически прочищать искровой промежуток надфилем или кусочком наждачки-нулёвки.

Благодаря своим исключительным физико-химическим свойствам иридий недосягаем для металлов-конкурентов, даже для близкой по качествам платины, которая также часто используется в производстве свечей зажигания. В перечень основных характеристик иридия входят следующие.

  • Тугоплавкость. Температура плавления иридия составляет 2700 °C. Тугоплавкость иридиевого электрода является залогом отсутствия его деформации при прохождении искрового разряда. Благодаря этому искровой промежуток свечи зажигания остаётся неизменным, и данный компонент автомобильного двигателя без ухудшения параметров выдерживает большое количество рабочих циклов. Это косвенно обеспечивает стабильность искры как на холостых оборотах мотора, так и при наборе скорости.
  • Химическая инертность. Другим ценным свойством иридия является химическая инертность. Из всех газов металл более-менее «охотно» вступает в реакцию лишь с фтором. С кислородом, даже при высокой температуре, иридий почти не взаимодействует. Таким образом, при прохождении искры через электрод на нём не образуется окислов, препятствующих горению искрового разряда. Потому-то в процессе эксплуатации свечей зажигания не нужно чистить искровой промежуток между боковым и центральным электродами упомянутой выше наждачной бумагой.
  • Облегчённая эмиссия электронов. Особенность иридия состоит в том, что при воздействии электрического поля он сравнительно легко отдаёт свои электроны проводимости. Это приводит к тому, что для образования искры требуется меньше электроэнергии, чем при использовании стандартных свечей зажигания. Данный фактор обуславливает также стабильность горения искрового разряда в условиях сильного сжатия бензовоздушной смеси в цилиндрах. Облегчённой эмиссией электронов объясняется ещё одно преимущество иридиевых свечей зажигания – отсутствие ущерба от электрической эрозии. Для получения необходимого количества электронов искре не требуется разрушать атомы иридия. Свободных носителей заряда предостаточно в зоне проводимости.

Плюсы и минусы иридиевых свечей зажигания

Основным плюсом иридиевых свечей зажигания является их повышенный ресурс, который превышает ресурс обычных свечей в 2-3 раза. Также при использовании иридиевых свечей облегчается запуск двигателя в холодную погоду, немного снижается расход топлива, повышается мощность двигателя и улучшаются экологические показатели.

Ключевым минусом свечей зажигания с иридиевыми электродами связан не с функциональным, а с экономическим аспектом. Это высокая цена, которая обуславливается значительной ценой сырья. Стоимость иридия на мировом сырьевом рынке составляет около 40 долларов за 1 грамм, что и определяет достаточно высокий ценовой уровень изделий, в которых используется данный металл.

Иногда за недостаток иридиевых свечей зажигания принимается нестабильность искрового разряда, обусловленная плохим состоянием мотора. На самом деле, свой превосходный потенциал электрод из иридия раскрывает только при использовании в новых или полностью исправных двигателях. В случае низкой компрессии и наличия других дефектов силового агрегата иридиевые свечи ничем не отличаются от обычных.

Причиной этого является ухудшение состояния искрового промежутка за счёт осаждения на электродах соединений, образующихся при неполном сгорании топлива и испарении масла, проникающего в камеру сгорания через изношенные поршневые кольца и стенки цилиндров. Если мотор будет исправен, то автовладелец никаких функциональных недостатков иридиевых свечей не заметит.

Как отличить иридиевые свечи от обычных

Иридиевая и обычная свеча зажигания.

В заключение коснёмся самого интересного и актуального вопроса. Каким образом можно отличить иридиевую свечу от подделки? Известных методов существует два, визуальный и аппаратный.

Визуальный метод заключается в осмотре центрального электрода. Если форма центрального электрода игольчатая, то вы с большой долей вероятности держите иридиевое изделие. Конечно, придать такой вид можно и обычному медно-никелевому электроду, но это связано с определёнными трудозатратами, которые фальсификатору не дадут выигрыша в цене. Поэтому данный метод, в принципе, позволяет достоверно отличить подлинный товар от поддельного.

Аппаратный метод предполагает проверку свечи с помощью генератора. Многие предприятия торговли располагают подобным демонстрационным оборудованием и используют его для повышения привлекательности своих товаров. Включите свечу в цепь и подайте на неё напряжение зажигания. Иридиевая свеча даёт искру чистого белого цвета, тогда как в искровом разряде, возникающем между обычными стальными или медно-никелевыми электродами, присутствуют красные и жёлтые включения.

Если центральный электрод в свече зажигания является игольчатым, а искра чисто белой, то можете быть уверены, данная свеча иридиевая.

Видео на тему

Инновация в сфере автомобильной техники - вот как можно описать материал иридий. Свечи зажигания из данного материала составили достойную конкуренцию платиновым. Заменив классический набор свечей зажигания на иридиевый, можно значительно повысить продуктивность транспортного средства. Большинство водителей отдают предпочтение именно этим свечам зажигания, так как они более долговечные, прочные и продлевают срок службы автомобилей.

Что такое иридий?

Иридий - это очень твёрдый металлический элемент. Считается, что этот материал образовался на нашей планете из-за метеоритных дождей много лет назад. Именно из-за того, что данный металл обладает высокой твёрдостью, его используют как электродный материал для изготовления свечей зажигания. Второе его важное свойство - плавление при температуре около 2 800°С.

Очень надёжные, имеют длительный срок эксплуатации и стойкие к перепадам температур - всё это иридиевые свечи зажигания. Отзывы владельцев авто с "начинкой"из данного металла подтверждают этот факт на тематических форумах.

Начиная с 80-х годов прошлого века этот материал начал активно использоваться как сплав для воспламенителей в промышленном производстве. Из-за хрупкости и низкой электропроводимости с этим металлом не работают в чистом виде. Только в сплавах иридий показывает свои наилучшие свойства.

Свойства

Новые свечи зажигания изготавливаются методом лазерной сварки электродов из иридия. Как уже упоминалось, сплав из данного металла - лучший проводник, а поэтому из его электродов можно изготовить наконечники с более тонким диаметром чем, например, из меди и платины.

Из-за того, что диаметр наконечника такой маленький, возникающий электрический заряд проявляет невысокое напряжения для эффективного перехода искрового промежутка. Таким образом, сгорание улучшается при любом режиме вождения. Мотор работает более плавно, и, как следствие, автомобиль быстрее набирает скорость. За счёт этого материала сохраняется постоянный промежуток между электродами, что обеспечивает сохранение искры.

Прочные, эффективные, лучшие проводники - всё это иридиевые свечи зажигания. Срок службы при этом не снижается.

Можно выделить основные свойства устройств:

  • Тончайшие иридиевые наконечники очень прочные и гарантируют постоянную искру.
  • Температура плавления сплавов из данного металла очень высокая, а поэтому устройства из этого материала - самые подходящие для высокотехнологичных моторов.
  • Устройства имеют глубокое никелевое покрытие, благодаря чему улучшаются их антикоррозийные и антиблокировочные качества.
  • Разница потенциала сосредоточена в тонком наконечнике, а поэтому для проявления искры требуется меньше напряжения.
  • Иридиевые устройства имеют высокое ускорение и отличную топливную эффективность.

Зазор

Было проведено испытание на определение стандартного искрового зазора в карбюраторном и впрыскивающем моторах, которые отличаются только напряжением во вторичной цепи системы зажигания: карбюраторный мотор - в пределах 18 кВ, впрыскивающий - около 25 кВ.

За основу был взят искровой промежуток - от 0,5 мм до 1,5 мм для карбюраторного мотора и 0,7 - 1,5 мм для впрыскивающего. Были проведены испытания, на основе которых выявили воздействие размера искрового зазора на мощность авто и растрату топлива. В данном случае отличие в поведении двигателей могут внести свечи зажигания.

В результате испытаний были выявлены размеры искровых промежутков, изменение которых значительно ухудшало работу мотора. В отличие от классических, зазор на иридиевых свечах зажигания увеличился в пределах 0,8 мм для карбюраторного мотора и 1 мм для впрыскивающего. А всё потому, что электрод с малым диаметром увеличивает силу электрического заряда в искровом промежутке, а поэтому увеличение напряжения пробоя допустимо.

Иридиевые свечи с малым электродом гораздо чувствительнее к изменению искрового промежутка, чем классические. Это и есть одно из самых главных преимуществ данных устройств. А все потому, что во время изнашивания электродов любого типа промежуток увеличивается и, как следствие, свойства двигателя ухудшаются. Но в случае с иридиевыми устройствами всё по-другому: показатель теплового разрушения электродов минимальный и характеристики двигателя не зависят от величины зазора.

Плюсы

Устройства из данного металла по своим свойствам одерживают победу над классическими. Свечи зажигания иридиевые улучшают продуктивность мотора, они очень долговечные. А поэтому главные их плюсы проявляются по истечении времени:

  • Продуктивность запала возрастает. Из-за маленького диаметра электрода (предельный диаметр - 0,3 мм) показатели запала возрастают, а все потому, что контакт между электродом и пламенем достаточно маленьких размеров. А, к примеру, устройства из меди имеют искровой зазор 0,9 мм, исходя из этого, иридиевые устройства воспламеняются в 2 раза сильнее. У искры появляется большая площадь для расширения, так как на наконечнике находится маленькое количество сплава. Благодаря этому свойству авто быстрее запускается при меньшем напряжении.
  • Отличный показатель работы двигателя в холостом режиме. Запал мотора достаточно плохо работает в холостом режиме. Однако иридиевые наборы достаточно быстро воспламеняются даже при минимальном напряжении. А поэтому мотор работает хорошо даже в холостом режиме. В отличие от стандартных пробок, иридиевые заставляют мотор работать более плавно и в холостом режиме. Показатели сгорания данных устройств гораздо выше, а поэтому увеличивается количество оборотов за 1 минуту.
  • Продуктивность мотора повышается. Иридиевые свечи зажигания в отличие от классических повышают продуктивность мотора до 10%.
  • Экономия топлива. С помощью подобных элементов системы зажигания экономия топлива возрастает на 6 -10%.

Ультратонкая конструкция наконечника и лазерное напыление на центральном (в некоторых моделях на боковых) электроде улучшают рабочие показатели иридиевых изделий.

Минусы

Свечи зажигания иридиевые имеют высокую цену. И это, пожалуй, главный их недостаток. Они гораздо дороже классических наборов, но длительный срок эксплуатации компенсирует этот недостаток.

Также всё зависит от марки авто и функциональности, то есть для старых моделей они не подходят. Иридиевые устройства уместны только на современных и высокотехнологичных марках автомобилей. Они применяются для высокоэффективных двигателей, а для стандартных моделей подойдут и классические устройства. Если использовать такие элементы в транспортных средствах с мотором малой мощности, то их стоимость, скорее всего, не окупится.

Иридиевые устройства не подойдут для автомобилей (даже если это новая модель) с большим пробегом. Если вы установите свечи из этого материала в авто с большим пробегом, они быстро износятся. Как следствие, рабочие показатели транспортного средства резко ухудшатся. Хотя - в отличие от классических - иридиевые изделия изнашиваются гораздо позже.

После чистки свечи из этого металла она неизбежно потеряет свою функциональность, но мотор ещё некоторое время поработает.

Других недостатков за иридиевыми свечами не замечено.

Иридиевые устройства фирмы "НЖК"

Иридиевые свечи зажигания NGK изготовлены в результате сотрудничества японских и французских мастеров.

Классические элементы имеют электрод из меди и резистор. Их размер колеблется от 15 мм до 20 мм. Они подходят для мотора на ВАЗ.

Устройства серии v-line фирмы "НЖК" имеют наконечник с v-образным просеканием. Именно из-за такой формы наконечника пламя увеличивается. А всё потому, что конструкция свечи позволяет искре перепрыгивать с центрального на боковой электроды, за счёт чего ядро увеличивается. Именно в этом месте сосредоточено большое количество смеси из топлива и воздуха, а поэтому поджиг стабильный.

Иридиевые свечи зажигания на ВАЗ изготовлены способом лазерного напыления данного металла на наконечник электрода. Именно благодаря этому методу удалось получить такой маленький диаметр наконечника (около 0,4 мм). Такая оптимизация способствовала повышению показателей искрообразования и самостоятельного очищения. Также не стоит забывать, что иридиевые устройства имеют более длительный срок эксплуатации. Однако цена их достаточно высокая.

Свечи "Денсо"

Свечи зажигания иридиевые "Денсо" оснащены электродом с уникальным сплавом. Как уже упоминалось, данный материал отличается прочностью, высокими антикоррозийными свойствами и долговечностью. Кроме того, что эти устройства значительно понижают уровень шума, с их помощью экономится бензин, они гладко работают даже в условиях повышенной нагрузки. Элементы зажигания из данного металла используются даже для гоночных автомобилей, так как с их помощью двигатель работает более стабильно, и автомобиль разгоняется за доли секунды.

Иридиевые свечи зажигания на "Приору" устанавливают для повышения качества работы мотора. С их помощью двигатель запускается быстрее, исчезает детонация, мотор становится практически бесшумным. Кроме того, расход топлива значительно снижается.

Иридий или платина?

Часто возникает вопрос: «Платиновые или иридиевые свечи зажигания покупать?» Для того чтобы дать ответ, нужно рассмотреть их поближе.

Устройства из платины весьма долговечны. Этот материал имеет высокие антикоррозийные свойства и устойчив к перепадам температур. Такой наконечник не позволяет электроду сгореть. Безусловно, срок эксплуатации таких свечей более длительный, нежели у классических. Платиновые свечи идеальны для моторов, которые имеют механический или турбокомпрессор.

С помощью данной инновации можно практически забыть, что такое ремонт. Свечи сохраняют свои свойства достаточно длительный срок. Платиновые наборы имеют массу плюсов:

  • Срок эксплуатации до 150 000 км пробега.
  • Сильная искра зажигания.
  • Искровой промежуток не изменяется, а поэтому их рабочий показатель сохраняется надолго.
  • Снижается расход бензина.

Иридиевые элементы системы зажигания - это инновация автомобильной технологии. Электрод имеет очень маленький диаметр (0,3 мм), а наконечник покрыт высокотехнологичным материалом. С помощью иридиевых устройств авто будет работать на полную мощность. Электрод имеет маленький размер, что способствует более стабильному искрообразованию при минимальном напряжении. Данный металл выдерживает гораздо более высокие температуры, чем платина. В отличие от всех аналогов, иридий имеет самые высокие показатели прочности и износостойкости. Независимо от степени нагрузки свечи работают стабильно.

Свечи зажигания "Денсо" многократно проходили тестирование, где показывали самые лучшие результаты. К примеру, тщательно исследовался сплав на электроде. Технические присадки, обнаруженные в сплаве, повышают стойкость иридиевых устройств к окислительным процессам. А инновационный сплав элементов из данного металла с родием имеют ещё больше функциональных возможностей. Кроме того, новое поколение иридиево-родиевых устройств имеет патент, поэтому их почти невозможно подделать.

Чистка

Если транспортное средство внезапно вышло из строя, нужно проверить свечи зажигания. Если при проверке элементов системы зажигания вы заметили нагар, то их можно очистить самостоятельно. Как почистить иридиевые свечи зажигания? Нужно просто не отклоняться от правил.

Методы очистки в домашних условиях:

  1. Вручную с помощью наждачной бумаги, щётки по металлу, жёсткой волосяной или капроновой. Этот метод действует только в том случае, если нагар незначительный. В случае заливания устройств вначале нужно их подсушить, а затем очистить.
  2. Можно разогреть иридиевое устройство, пока оно не покраснеет. Но этот способ достаточно агрессивный, так как высокая температура разрушает керамическую изоляцию данных устройств. А поэтому она вам прослужит не более 8 000 км. После разогрева нагар и остаточную смесь можно очистить щёткой по металлу.
  3. Также устройства из этого металла можно очистить с помощью бытовой химии. Для этого нужно налить в таз средство для мытья посуды и окунуть в него свечу зажигания. Через 12 минут нагар станет мягким, его можно будет смыть даже губкой. Причём опускать свечу нужно контактной стороной вниз и окунуть наполовину.

После подобной процедуры иридиевые устройства не смогут функционировать на все 100%, однако мотор ещё поработает.

Очищение таких изделий с помощью моющего средства - это один из самых эффективных способов очистки. С помощью этого метода можно восстановить полноценное функционирование искрового промежутка. Всё что нужно - оставить устройство в растворе на 24 часа, очистить электроды, межискровой промежуток и установить всё на место.

Но лидером очистки иридиевых свечей является метод пескоструйной обработки. Пескоструйка - это специальный агрегат, с помощью которого можно очистить поверхность металла, камня песком или другим специальным порошком, распыляемым потоком воздуха. Для того чтобы качественно очистить изделия от нагара, нужно разогнуть боковые электроды. Кроме того, свечу нужно постоянно переворачивать для более эффективной очистки.

Для того чтобы проблема возникла как можно позже, просто используйте качественное топливо. Высококачественные, прочные, износостойкие и экономные - всё это свечи зажигания иридиевые. Фото ниже показывает, как должно выглядеть новое устройство и то, которое загрязнено нагаром.

Стоимость

Для сравнения - классическая свеча зажигания стоит от 100 до 150 рублей, а иридиевая - от 200 до 650 рублей. Так что полный набор таких элементов системы зажигания обойдётся примерно в 2 000 рублей. Однако нужно помнить то, что подобные устройства компенсируют собственную высокую стоимость уже по истечении 4 месяцев, так как они снижают расход бензина. Срок их службы чаще всего растягивается на весь период использования транспортного средства. Кроме того, значительно снижается токсичность выхлопных газов, а катализатор прослужит дольше.

Иридиевые устройства могут работать на любом топливе, но настоятельно рекомендуется использовать именно качественное, под № 95.

Наиболее популярными устройствами из данного металла являются свечи фирмы "НЖК" и "Денсо".

Свечи зажигания "НЖК" иридиевые будут стоить максимум 2 800 рублей. Эти устройства имеют целый список плюсов:

  • Срок эксплуатации около 150 000 км пробега.
  • Эффективное зажигание при низком напряжении.
  • Высокие рабочие показатели;.
  • Мощность повышается на 5%;.
  • Экономия топлива повышается на 8%.
  • Снижается уровень токсичности выхлопной системы.
  • Плавный запуск мотора даже при низких температурах.

Иридиевые свечи зажигания Denso будут стоить максимум 3 000 рублей. Главные свойства устройств данной марки:

  • Электроды с высококачественным сплавом.
  • Пониженный уровень токсичности;.
  • Стабильная работа мотора даже при сильных нагрузках.
  • Долговечность, прочность, износостойкость.
  • Качество компенсирует высокую стоимость.

Чтобы гарантировать экономичность, максимальную производительность и невысокую стоимость изделий производители во всем мире использую самые передовые технологии производства. Современный рынок предлагает свечи от множества компаний, среди которых автовладельцам наиболее известны такие бренды как NGK, Champion, Denso и Bosch.

Делая выбор, нужно знать, как выбрать свечи зажигания для автомобиля и обязательно обратить внимание на некоторые требования и характеристики:

  • изоляционные свойства;
  • сопротивляемость тепловому удару;
  • сопротивляемость коррозии в камере внутреннего сгорания;
  • надёжность при высоких напряжениях;
  • теплопроводность изолятора и электродов.

Параметры выбора

Информация о том, какие свечи лучше довольно разнообразна, поскольку каждая из них имеет свои функции и размеры, которые при выборе должны учитываться. Существуют основные параметры лучших единиц:

Технические характеристики

  • диаметр резьбовой части штекера;
  • диаметр резьбы;
  • искровой промежуток – расстояние между боковыми и центральными электродами.

Количество боковых электродов

Электроды

Материал изготовления:

  • медный,
  • никелевый,
  • платиновый,
  • иридиевый,
  • серебряный;
  • золотой.

Тепловой диапазон

Температурный режим

Ресурс изделия

Калильное число

Условный параметр, который указывает величину давления в цилиндре мотора. Это число должно соответствовать вашему двигателю.

Даже лучшие свечи имеют определённую длину резьбы, диаметр и тип головки цилиндров. От того, насколько правильным будет выбор, напрямую зависит работа двигателя и поршней.

Электроды

Должны выдерживать воздействие коррозии и высокую температуру, вызванные потоком электрического тока и газообразными продуктами сгорания. Даже самые хорошие свечи имеют один боковой и один центральный электрод. В последнее время все чаще производители предлагают изделия с 2-х, 3-х и 4-х электродными моделями, которые помогают в режиме низких оборотов стабилизировать работу двигателя.

  • Чтобы не ошибиться при выборе свечей зажигания, следуйте руководству по эксплуатации автомобиля: в нем всегда указывается подходящая к мотору марка свечи.
  • Осмотрите свечу: если обнаружите неаккуратную или нечеткую маркировку, плохую сборку или низкокачественную обработку деталей изделия откажитесь от приобретения. Также на показатель подделки может указывать низкая стоимость свечи известной торговой марки, как правило, брендовые изделия имеют свои признаки качества и определенную стоимость.
  • Приобретайте свечи зажигания в специализированных магазинах либо у официальных дилеров.
  • Если появились сомнения, требуйте у продавца сертификат, подтверждающий качество свечей зажигания.

Иридиевые или платиновые свечи – как сделать выбор

Современные технологии позволили использовать в изготовлении свечей зажигания иридий, его сплав применяют при производстве центральных электродов. Для приваривания наконечника из иридия к окружности электрода используется только лазерная сварка.

Преимущества иридиевой свечи

Преимущества таких свечей очевидны:

  • Мощность двигателя увеличивается до 4 %.
  • Использование таких элементов позволяет силовому агрегату развивать максимально допустимую мощность.
  • Меньше расход топлива – экономия до 7 % процентов.
  • Двигатель даже при самых низких температурах запускается легко.
  • Срок эксплуатации увеличивается в два раза.

Есть у иридиевых свечей и свои минусы:

  • Достаточно высокая стоимость.
  • Высокие требования к топливу.

В отличие от всех существующих на данный момент аналогов, иридий имеет наиболее высокие показатели износостойкости и прочности и даже независимо от степени нагрузки, иридиевые свечи работают стабильно.

Преимущества платиновой свечи зажигания

Платиновые свечи появились на автомобильном рынке вслед за двухэлектродными свечами. Платина как химический элемент имеет высокий показатель плавления, что подтверждают весьма хорошие характеристики. Свечи зажигания с платиновыми электродами долговечны и имеют высокий запас прочности. Они выдерживают не только высокие рабочие температуры, но и их резкие перепады.

  • Имеют высокие антикоррозийные свойства.
  • Сильная искра зажигания.
  • Срок эксплуатации более длительный, чем у простых классических свечей.
  • Искровой промежуток не изменяется, сохраняя надолго рабочий показатель.
  • Срок эксплуатации около 90 000 км пробега.
  • Идеальны для моторов, имеющих турбокомпрессор.
  • Их использование снижает расход бензина.

Какие свечи зажигания лучше иридиевые или платиновые каждый для себя решает сам, особых отличий между ними нет. К тому же, сейчас многие производители совмещают в изделиях полезные свойства этих двух металлов.

Через сколько меняются свечи

Каждый владелец автомобиля должен знать, через какой пробег менять свечи зажигания. Если это классические свечи и изготовлены из стали, могут прослужить только в среднем около 35-40 тыс. км пробега, а вот изготовленные из иридия или платины прослужат минимум в два раза дольше – около 90 – 120 тыс. км пробега.

Но срок эксплуатации свечей зажигания не говорит о том, когда точно их следует менять, поскольку это связано не только с какой-то одной причиной, а зависит от многих немаловажных факторов, а именно от:

  • Пробега. Чем больше ездите на своем авто, тем быстрее будут изнашиваться свечи. Эксперты призывают производить замену через каждые 35-40 тыс. км.
  • Стиля езды. Интенсивная эксплуатация свечей под воздействием высоких температур или на очень высоких скоростях делает их более уязвимыми.
  • Качества топлива, смазочных материалов. При использовании низкокачественного топлива остается много нагара на деталях двигателя и на свечах, что ухудшает их работу и может вызвать необходимость их замены уже через 20 тыс. км пробега.
  • Исправности двигателя и его основных систем. Хотите значительно продлить срок службы свечей – следите за исправностью двигателя.
  • Возраста и марки автомобиля. На старых «отечественных» автомобилях свечи придется менять чаще, чем на новых «иномарках».
  • Материала изготовления свечей. Чем надежнее и качественнее сплавы, из которых изготовлены свечи, тем дольше они прослужат.
  • Внешних условий эксплуатации. Частые перепады температур могут вывести из строя свечи зажигания, и даже сам двигатель.

Теперь вы знаете как правильно выбрать автомобильные свечи и в чем отличия платиновых свечей от иридиевых. Вместе с тем рекомендуем посмотреть видео про тестирование различных свечей зажигания на стенде. Видео внизу страницы.