Рано или поздно. Чем опасны зимние шины в теплую погоду и летние в холодную

Затевая эти испытания, мы и не предполагали, сколько пищи для размышлений могут дать всего несколько торможений! Для теста отобрали известные в России шины: Bridgestone Turanza GR-80, Continental ContiPrеmiumContact 2, KUMHO ecsta XT, Michelin Energy E3A, Nokian HAKKA V, Pirelli Dragon, Toyo CF1 PROXES. Для сравнения на холодном асфальте привлекли также зимнюю нешипуемую шину Michelin Х-Ice.

Мерилом сцепных свойств служил тормозной путь на сухом асфальте при разной его температуре, потому тест растянулся с июля по ноябрь. Но, разумеется, на одном и том же участке дороги и с одним и тем же экипажем - водителем и оператором. Асфальт здесь шершавый, с высоким коэффициентом сцепления. Автомобиль «Шкода-Октавия» с ABS. Торможение - со 100 до 5 км/ч, чтобы исключить влияние погрешностей в работе электроники на малых скоростях. Конечно, температурные условия менялись непосредственно в ходе замеров, потому мы пересчитывали полученные результаты через показатели шин сравнения (так называемых референт-шин). Корректировку проводили через два комплекта, приводя результаты к определенному значению температуры.

К сожалению, не удалось «подобрать» погоду с четкими интервалами в 10 или 20 градусов, из-за этого температурные точки на графиках чуть смещены от круглых значений, однако на закономерность тенденций это не повлияло.

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ФИНИШЕ

В общем случае тормозной путь зависит от сцепных свойств шин. При низких температурах на них влияет химический состав резиновой смеси протектора. «Замерзая», она ухудшает свои сцепные свойства. Подобный эффект, только наоборот, присущ спортивным и высокоскоростным шинам. Здесь специальные добавки повышают сцепные свойства шин при разогреве на высокой скорости. Вспомните формулу 1: до старта их шины поддерживают электрочехлами в горячем (более 100°С) состоянии.

Вот и первый вывод из нашей работы: с ростом температуры воздуха и дороги тормозной путь обычных шин увеличивается. Имейте это в виду, отправляясь летом в теплые края.

Кстати, из графика видно: не все шины меняют свойства одинаково. Одна шина просто не может быть лучшей во всем диапазоне температур. Характерный пример - «Мишлен» и «Континенталь»: одна лидирует в жаркую погоду, другая - при снижении температуры до +4°С.

Третий вывод: тесты летних шин не следует проводить при температуре, близкой к +10°С, - разница показателей здесь минимальна.

Следующий интересный момент: при температуре ниже +7°С сцепные свойства шин ухудшаются. Но не у всех! К тому же изменения не настолько страшны, чтобы при +5°С срочно «переобуваться». Начиная с температуры +11°С, мы «подключили» к летним шинам зимние Michelin Х-Ice. И вот результат - ухудшение тормозных свойств летних шин не такое уж страшное: зимняя даже при -5°С имеет гораздо больший тормозной путь, не говоря уже о плюсовой температуре. И никаких противоречий здесь нет - зимняя отыграет свое на льду и на снегу.

Думаю, наши результаты будут интересны любителям ездить на зимних шинах летом - разница в тормозных путях летних и зимних шин составляет… два корпуса автомобиля! К тому же с ростом температуры от +4°С до +11°С тормозной путь зимних шин увеличивается на полметра.

Обращаем внимание на малоизвестную деталь: зимние шины, в первую очередь, нешипуемые, делятся на две группы.

Первая - шины среднеевропейского типа, ориентированные на «черные» (асфальтовые) дороги. Твердость резины по Шору 58–65 ед.

Вторая - скандинавский или нордический тип шин, созданный для «белых» (заснеженных и обледенелых) дорог. Их твердость меньше - 50–55 ед.

Как правило, каждый производитель шин имеет две разные модели нешипуемых покрышек. Наш Michelin Х-Ice относится ко второй группе, а вот Michelin Alpine - из другой, «твердой» серии. Он должен тормозить на асфальте гораздо лучше своего мягкого «родственника», но заметно проиграет ему на снегу и льду.

Наша следующая задача - сравнить при разных температурах тормозные пути летних шин с зимними, разных типов, в том числе с шипами.

ЗАРУБКИ НА ПАМЯТЬ

При температуре, близкой к нулю (со стороны «плюса»), сцепные свойства летних шин остаются довольно высокими. Если осенью вы уверены, что не встретите на дороге лед и снег, до наступления морозов с переобуванием можно не спешить. То же справедливо и для ранней весны. А температуру +7°С производители шин указывают с запасом, чтобы наверняка избежать встречи с гололедом.

При замене летних шин на зимние помните: на чистом асфальте последние всегда тормозят хуже. Как правило, чем лучше они ведут себя на снегу и льду, тем менее цепки на асфальте.

И еще одна особенность чистого асфальта. На морозе ниже -5°С он, особенно гладкий, весьма коварен: при торможении мгновенно «потеет» в пятне контакта, а тонкий слой влаги на морозе тут же превращается в ледяную корочку. Особенно трудно придется тогда на летних шинах. Так что при наступлении морозов настоятельно рекомендуем сменить шины на зимние, даже если дороги абсолютно чисты от снега и льда. На дорогах с шершавым асфальтом подобный эффект выражен меньше.

И наконец, теперь мы «документально» можем ответить на читательский вопрос: почему одна и та же шина в разных тестах порой показывает разные результаты. Как видим, они зависят не только от характера покрытия, но и от его температуры.

Зимние шины на сухом асфальте тормозят существенно хуже летних, последние при торможении со 100 до 5 км/ч отыгрывают два корпуса автомобиля! Поэтому весной не стоит затягивать с переобуванием, а осенью не спешите переходить на «зиму».

Не все летние шины одинаковы: одни лучше тормозят в жару, другие - в прохладную погоду.

Лучшие тормозные свойства у большинства летних шин - при температуре, близкой к +10°С.

Bridgestone Turanza GR-80

В жару показывают средний результат, вписавшись в массовку из четырех шин. При пасмурной погоде тормозят почти на полметра лучше. Но на фоне остальных есть ухудшение, теперь хуже «Бриджа» только «Тойо». В прохладную погоду все другие покрышки, за исключением «Кумхо», тормозят лучше! Холодная дорога - переломный момент, на ней тормозные свойства ухудшаются: путь до остановки увеличился на 1,3 м, а при переходе «в минус» вырос еще на 1,4 м. И здесь «Бридж» оказывается последним: это на метр хуже, чем в жару.

Шины традиционной температурной ориентации. Теряют сцепные свойства и с ростом, и с понижением температуры относительно +10°С. При первых холодах рекомендуем менять на зимние.

Continental ContiPrеmiumContact 2

На горячей дороге тормозят с явным преимуществом. Отрыв от ближайшего соперника - 1,7 м. В пасмурную погоду проигрывают самим себе 0,9 м, в итоге «прячутся» в середину группы. На прохладной дороге, отыгрывая 0,9 м, возвращаются к «горячей» отметке в 37,7 м, при этом оставаясь в «средней группе». Холодный асфальт не любят - отдают 1,7 м и откатываются на последнее место. Лидеру при этой температуре - «Пирелли» проигрывают целых 3,3 м! На морозе сдаются, увеличивая тормозной путь еще на 0,9 м, правда, перемещаются на предпоследнее место, обогнав «Бриджстоун».

KUMHO ecsta XT

В жаркую погоду тормозят средне, наравне с «Бриджем» и «Пирелли». Пасмурная погода благоприятно влияет на сцепные свойства - тормозной путь уменьшается на 1,3 м, место в середине группы сохраняется. Прохлада действует благотворно, улучшение 0,4 м, но результат - худший из всех, хотя у всей компании очень близкие показатели. Холодная дорога экономит еще полметра, продвигая шины далеко вперед, поскольку почти все остальные здесь результат ухудшают. Мороз: всего десять градусов увеличивают тормозной путь на 2,3 м. Впрочем, результат торможения сопоставим с самым жарким.

Характер изменения сцепных свойств отличается от традиционного лишь при температуре чуть выше нуля. В остальных условиях зависимость как у покрышек основной группы. Неплохо переносят похолодание.

Michelin Energy E3A

В жару останавливаются хуже остальных, уступая основной группе 0,4–1 м, а лидеру почти 3 метра. Пасмурная погода приносит «экономию» в два метра и перемещение в середину группы. Прохлада уменьшает путь еще на метр и выводит шины на второе место. Похолодание «Мишлену» безразлично - результат не изменился. Немногим лучше лишь «Пирелли» с первым замером и «Кумхо». На морозе увеличив тормозной путь всего на 0,1 м. Поведение по сравнению с «Конти» меняется с точностью «до наоборот» - 37,7 м против 40,3 на замерзшей дороге, хотя в жару было 40,5 против 37,7.

Самые хладостойкие шины, на жаре не лучшие показатели, зато допустимо использование ранней весной и поздней осенью. Терпимее остальных к холоду.

Nokian HAKKA V

На дороге, прогретой солнцем, эти шины тормозят очень хорошо, уступая лишь «Континенталю». Правда, разрыв с ним составляет 1,7 метра. Пасмурная погода помогает стать лучше на 0,9 м, удерживая вторую позицию. Прохлада приносит очередные 0,6 м, но конкуренты уже подбираются очень близко. Холодная дорога переламывает ситуацию - отдаляет остановку на 0,7 м, хотя результат оказывается ровнехонько в середине. Мороз продолжает начатое - тормозной путь увеличивается на 0,8 м. Тем не менее полученный результат 39,2 м очень неплох.

Отношение к изменению температуры обычное. Из всей компании это самые стабильные шины. Тем не менее рекомендуем менять их на зимние при первых холодах.

Pirelli Dragon

В жару тормозят в «средней группе», хотя 39,5 м - третий результат. Пасмурная погода позволяет отыграть 1,8 м и переместиться на первое место. Отрыв от ближайшего конкурента - 0,6 м. Прохлада закрепляет успех. «Пирелли» и здесь лучше всех, причем с тем же разрывом. На холодном асфальте, в отличие от остальных, эти шины имеют разные результаты в холодном и прогретом состоянии. В «холодном» делят первое место с «Кумхо» - 37,5 м, а после нескольких торможений подряд позволяют остановиться быстрее остальных - 36,1 м!

Двойственное поведение при похолодании: если прогреты, результаты заметно (на полтора метра) лучше. Единственные шины, которые при +4°С и ниже улучшают результат после нескольких торможений, произведенных одно за другим.

Toyo CF1 PROXES

На горячей дороге исследуемые свойства посредственны - 40,1 м, позади лишь «Мишлен». В пасмурную погоду торможение закономерно улучшается - на 0,7 м. Но и при этом «Тойо» оказывается на последнем месте. Прохладный асфальт позволяет переместиться в «среднюю группу» - к отметке 37,7 м; улучшение составило 1,7 м. На холодной дороге путь до остановки увеличился ровно на метр. Тем не менее «Тойо» удерживается в середняках. Морозная дорога вредит, как и многим другим. Показатель ухудшился на 1,4 м и вернулся к отметке, что была при +40°С - 40,1 м.

Шины с традиционной температурной ориентацией. На прохладных дорогах тормозят лучше, чем на разогретых летним солнцем. Менять такие шины на зимние стоит при первых холодах.

ЖАРКО - ХОЛОДНО

Жарко (Воздух 28±2°С, Асфальт 40±5°С)

Средний тормозной путь - 39,5 м, разброс - 2,8 м.

На графике хорошо видно, что компания из четырех шин уложилась в тормозной путь от 39,4 до 39,7 м. Лидер - «Континенталь», отыгравший у массовки почти два метра. В хвосте «Тойо» и «Мишлен» - чуть более 40 метров.

Пасмурно (Воздух 18±2°С, Асфальт 20±4°С)

Средний результат - 38,6 м, среднее улучшение - 0,9 м, разброс - 1,7 м.

Улучшение налицо: массовка сконцентрировалась около 38,5 м. Здесь лучшие - «Пирелли» с результатом 37,7 метра. «Тойо» по-прежнему в хвосте, но вместе с «Бриджстоуном» они показали образец стабильности - изменение от замера к замеру 0,6–0,7 м.

Прохладно (Воздух 12±2°С, Асфальт 11±3°С)

Средний результат еще лучше - 37,7 м, улучшение - 0,9 м, разброс - 0,7 м.

Идеальная температура для торможений! Тормозные пути стали короче, а результаты легли кучнее. У «Пирелли» новый рекорд - 37,3 м, а вся компания уместилась в 37,6–38,0. В замыкающих «Кумхо». Впрочем, между соперниками всего 0,7 м.

А если не брать в расчет лидера, лишь 40 см!

Холодно (Воздух 5±1°С, Асфальт 5±1°С)

Средний тормозной путь - 38,1 м. Общее среднее ухудшение - 0,4 м, разброс - 3,3 м.

Тормозные пути стали расти, «Пирелли» продолжает лидировать и ставит очередной рекорд: 36,1 м. Интересная особенность: лучшие результаты эти шины показывают после 5–6 торможений, а «холодное» - 37,5 м. Другие шины на собственный прогрев не реагировали.

Морозно (Воздух -6±1°С, Асфальт -5±1°С)

Средний тормозной путь - 39,4 м, ухудшение - 1,3 м, разброс - 2,0 м.

Сцепные свойства летних шин продолжают ухудшаться. Впрочем, «Пирелли» и здесь показывает норов: лучший результат 37,8 м вновь получен после нескольких торможений. «Холодные» же останавливаются на 39,5 м. Самым хладостойким оказался летний «Мишлен» - на морозе он «уступил» всего 10 см и в итоге оказался на первом месте.


Самая первая проблема, с которой сталкивается почти автовладелец при наступлении морозов – выбор зимних шин. Советы у всех разные. Кто-то рекомендует поставить липучку, а кто-то шипованную резину. Какие же покрышки лучше на зиму, разберем в данной статье.

К сожалению, сегодня многие автомобилисты считают, что нецелесообразно менять покрышки на зиму, ссылаясь на профессионализм. Это большое заблуждение.

Проблемы летних шин зимой:

  • Состав, из которой они сделаны. Летние шины, по сравнению с зимними, жесткие, с наступлением холодов становятся еще жестче. Таким образом, при температуре ниже 5 градусов, они вовсе потеряют все свои полезные свойства.
  • При низких температурах, в мороз, летняя будет быстрее разрушаться.
  • Задача летней покрышки, чтобы уводить из под петна контакта воду, обеспечивая наилучшее сцепление, но точно не снег.

Автомобиль обутый в зимнюю резину при отрицательной температуре окружающей среды будет более управляемым и безопасным. Зимние имеют специальный рисунок протектора, придающий отличное сцепление как на заснеженном, так и ледяном.

Специальный состав, который применяется при производстве покрышки, позволяет обеспечивать мягкость, придает хорошие сцепные свойства с дорожным покрытием при низкой температуре окружающей среды.

При выборе зимних шин , необходимо определиться, в какой среде будет использоваться автомобиль. Шиповка не всегда лучше. Однако на льду, в условиях гололедицы или мороза, за городом, в условиях пересеченной местности, показывает себя значительно лучше.

Но часто ли Вы будете использовать свою машину в таких условиях? Дороги в городе регулярно посыпают реагентами и чистятся.

Выбирая зимнюю покрышку, необходимо быть очень внимательным, ведь от нее зависит безопасность Вашего передвижения, и управляемость автомобиля в гололедицы, или во время сильного снегопада.

Основные отличия зимних покрышек друг от друга:

  1. Протектор;
  2. Количество лимилей;
  3. Наличие шипов.

Всесезонная резина

Скажем так, универсальной покрышки, подходящей под все возможные условия эксплуатации нет. Основную роль играет состав, из которой ее производят. Летние жесткие, по сравнению с зимними. Фрикционные шины (липучки) мягкие, что важно при низкой температуре.

Всесезонные шины были созданы для европейских стран, где температура около -5 до 15 градусов , где они раскрывают свой потенциал. В меру жесткие. В российских условиях такие покрышки крайне не рекомендуется использовать. Эксплуатация такой резины значительно снижает безопасность на дороге в мороза.

В гололед, либо на накатанном снегу эффективность резины с шипами значительно увеличивается за счет сцепление с дорожным полотном за счет шипов. И при их большом количестве – снижается вероятность пробуксовки, сокращается тормозной путь.

Шины, у которой шипы расположены в хаотичном порядке обладают большой эффективностью.

При выборе зимних шин стоит обращать внимание на протектор. Квадратное сечение показывает себя значительно лучше круглого.

Плюсы:

  • Высокие показатели сцепления, будь это лед, снег, в повороте, торможении.
  • Тормозной путь на льду меньше, чем у нешипованной.
  • Лучше себя показывают на пересеченной местности, на снегу.

Минусы:

  • 10-15% вылета шипов каждый сезон.
  • Увеличенный расход топлива.
  • Немного хуже сцепление на мокром асфальте.
  • Много шума.

Как уже отмечалось, важную роль помимо шипов, играет протектор. От него зависит управляемость автомобиля, особенно при эксплуатации по заснеженной дороге. Отлично себя зарекомендовала резина с протектором в виде прямоугольников, которые расположены в шахматном порядке. Помимо этого на сцепление с дорогой оказывают ламели – порезы на протекторе.

Нешипованные шины, еще называют липучки, хорошо удерживают машину на мокром асфальте. Чем мягче данная резина, тем лучше прилипает к дорожному покрытию. Все дело в составе, в холодную погоду становится мягче. В отличие от шипованной, липучка имеет большое количество ламилей (порезов) , за счет которых цепляется за дорожное полотно.

Плюсы:

  • Тихая, на сухом асфальте даже тише летней.
  • Расход топлива меньше, чем при шипованной резине.
  • Износ значительно меньше, чем у шипованной.
  • Хорошо показывают себя на мокром асфальте.

Минусы:

  • Хуже управляемость на льду и на дороге со снежным покрытием, по сравнению со шипами.
  • Более длинный тормозной путь.
  • Меньшая проходимость.

Выделяют европейский и скандинавский тип шин. Последний еще называют арктическим и серверным. Чем они отличаются?

Скандинавский тип шин

Резина скандинавского типа более агрессивная. Обладает большим количество ярко выраженных прямоугольников, которые в шахматном порядке нанесены. Хорошо продавливает слой снега или наледи, и легко очищается от снежного наста, придавая отличное сцепление с дорожным покрытием. Если часто выезжаете за город, двигаетесь по сельским дорогам, то такие покрышки Вам отлично подойдут.

Европейский тип

Такую резину легко определить по протектору, имеющий диагональное построение рисунка. Большое количество прорезей и каналов улучшают сцепление с дорожным покрытием, шина словно прилипает. Эффективно в городских условиях, когда идет мокрый снег или дождь, а на улице отрицательная температура.

Давайте рассмотрим 4 основных покрытия :

  1. Снег.
  2. Сухой асфальт.
  3. Мокрый асфальт.

И посмотрим, как себя ведут шипы и липучки. Все зависит от модели, мы же говорим только в общем.

Снег

Многие считают, что шипованные лучше себя показывают на снегу. Т.е. шипы помогают ехать, к сожалению, это не так. Результаты многочисленных замеров разнообразных покрышек, разных брендов показывают, что шипованные и не шипованные шины (липучки) ведут себя одинаково.

Лед

Многие утверждают, если температура -20 градусов, то шип не может проткнуть и липучки будут лучше.

При температуре -15 градусов на торможении шипы и липучки показывают себя одинаково. Но на разгоне, автомобиль с шипованной разгоняется в 1.5-2 раза быстрее, чем авто с фрикционной. Особенно это актуально на подъеме или участках обледенелой дороги. Затормозить Вы сможете, а разогнаться уже нет.

При температуре -23 градуса на ледовом покрытии шипованные однозначно выигрывают. Ведь важно не только сцепление на торможении, но сцепление автомобиля в повороте и разгоне. Таким образом, резина с шипами значительно лучше липучек. Более того, авто на такой резине более контролируемый на обледенелом покрытии в случае потери сцепления.

Фрикционная шина хорошо показывает себя на льду, когда ей помогают ESP , ABS , т.е. когда шина катится. Но как только начинается пробуксовка происходит занос. Совет, обувайте свой автомобиль в липучки, если он оснащен ESP, ABS.

На шипованной, в случае заноса на переднем приводе, достаточно немного нажать на педаль газа, немного подправить рулем, и машина снова едет прямо. На липучках выровнять автомобиль будет крайне сложно.

Даже, если брать во внимание температуру -20 градусов, общее сцепление будет лучше все равно у шипованных шин .

А что если будет -5 градусов, спросите Вы? В результате тестов, исследований, липучки на 20-25% поигрывают шипованной при торможении. А если -1, то все 100% . Т.е. тормозной путь, когда сверху льда достаточное количество воды, то липучки в 2 раза хуже шипованной шины.

Т.е. шипы более универсальны, при разных условиях, при разных температурах, при разном качестве льда, они более стабильны и надежны. Липучки хороши, при -20 градусов, но все же по общему сцеплению на льду они значительно уступают.

Поэтому, выбор зимних шин , остается за Вами.

Асфальт

Многие не хотят ставить шипованную из-за того, что по асфальту она сильно шумит. И это правда. Шум у нее сильный, особенно, когда количество шипов большое. Липучки, на городских скоростях тише летней.

Во время экстренного торможения шипованная и фрикционная резина тормозят примерно одинаково. Больше играют роль модель и состав покрышки. В таком случае, смотрите на модель, и состав.

При движении на скорости 100 км/ч , в повороте, липучки чуть лучше держат автомобиль. Таким образом, поведение на сухом асфальте у шипованной немного хуже. Так же обстоят дела и на мокром асфальте.

Мы рекомендуем использовать липучки , когда Вы всегда ездите по сухому и мокрому асфальту, в городских условиях, где регулярно и всегда чистят дороги, и намека на лед нет. К тому же, шипованная зимняя резина будет дополнительным источником шума. Если Вы выезжаете за город, то здесь очевидно — шипы, т.к. междугородние дороги очень часто покрыты наледью, и такая резина вас однозначно спасет.

Таким образом, можно подвести итоги. Липучка раскрывает свой потенциал на серьезном морозе , при температуре от -20 градусов. Чем температура ближе к 0 градусов, тем эффективнее шипы. При температуре от -1 до -5 градусов, шипованная однозначно лучше.

Ресурс резины

Даже с учетом 10-15% вылета шипов каждый сезон, не так сильно теряют эксплуатационные свойства, чем фрикционная после первого года.

И в заключение…

Достаточно часто можно наблюдать ситуацию, когда люди меняют не сразу 2 пары шин, а одну. Либо же подбирают из нескольких разных, с более-менее «живым» протектором и обувают свой автомобиль. Помните, что лучшую пару покрышек всегда нужно ставить назад.

Именно вовремя заноса, уводить заднюю ось, и тем лучше резина, тем больше шанс выйти из данной ситуации. Но мы не советуем с этим экспериментировать, поставьте сразу 4 новых колеса, с хорошей резиной, и дадите автомобилю и себе возможность проехать зиму без каких-либо происшествий.

Более высокий профиль позволит в зимнее время сберечь подвеску автомобиля. Т.к. именно боковина резины берет на себя первый удар.

На чем же остановится, при выборе зимних шин?

Все зависит напрямую от условий эксплуатации, и в различных российских городах они могут значительно отличаться.

Например, в Москве, Санкт-Петербурге, либо южных городах России, снега зимой очень мало, т.к. дороги постоянно посыпаются реагентами, чистят от снега. Таким образом снег быстро тает, как и лед.

В такой ситуации, целесообразно будет использовать липучку. В особенности, если используете автомобиль в городе, а поездки загород редко бывают. Шиповка будет неудобна, производит много шума, выше расход топлива, да и шипы быстро вылетают.

Если брать города поменьше, и частые поездки по междугородним дорогам, эксплуатацию по сельской местности. Там, если снег выпал, его не так быстро посыпают реагентами и убирают. Автомобили быстро его укатывают, в результате чего образуются наледи. Особенно в сельской местности она прям блестит под солнцем. В такой ситуации только шипованная резина


Перед тем как узнать, какая зимняя резина лучше – шипы или липучка, необходимо разобраться в том, что представляет из себя каждый вариант. Итак, липучка представляет собой обычную зимнюю резину, которая может быть выполнена в виде европейской или скандинавской.

Европейская и скандинавская липучка

Европейский вариант больше подходит для климатических условий, когда температура воздуха в зимнее время варьируется от -5 до +5 градусов.

Но для нашей суровой зимы, когда уровень снега на дорогах может быть достаточно высоким, а температура падает далеко за -10 градусов, подойдет именно скандинавский вариант зимних шин. Отличить европейские и скандинавские шины достаточно просто. Для этого нужно знать несколько простых и легких правил.


Так, на европейском варианте покрышек часто можно увидеть надпись, которая означает, что изделие предназначено для использования в условиях мягкой зимы. При этом в арктических шинах рисунок обладает множеством небольших прорезей, имеющих вид молний. При поперечном сечении видна угловатая геометрия. А самое главное – такая резина намного мягче. Это можно сравнить даже на ощупь.

Также стоит отметить, что европейские варианты покрышек обладают более высокими показателями скоростей, а арктические – низкими. Это видно по маркировке шин, которая в европейском варианте будет иметь такие обозначения как “H” и “V”.

Что касается шипованых покрышек, то на сегодняшний день наибольшими производителями зимних шипованых покрышек являются скандинавские страны. Шипованые шины тем и отличаются, что имеют шипы по всей внешней поверхности. С 2013 года было принято решение, согласно которому на квадратный метр покрышки должно быть не более 50 шипов. А это значит, что на самых популярных вариантах резины этот показатель не превышает 96 штук.

Обусловлено такое решение было тем, что шипы на сухом асфальте выбивают асфальтное покрытие, приводя его в негодность. А снижение количество шипов позволяет сэкономить деньги налогоплательщиков на восстановительные дорожные работы.


Также существует версия, что асфальтная крошка и пыль от нее очень плохо влияет на окружающую среду и на людей, проживающих рядом с трассами. Пока результаты исследований не являются достоверными, но считается, что асфальтная пыль может быть причиной развития раковых заболеваний.

Некоторые европейскими исследовательскими центрами были проведены определенные тесты, которые показали, какая зимняя резина лучше: шипы или липучка? И, оказывается, не все так просто. Шипованая резина может иметь гораздо больше шипов, чем заявлено в нормах, если она покажет, что вредит асфальтному покрытию минимально.

Стоит отметить, что в некоторых моделях скандинавских производителей шины имеют до 190 шипов. При этом они вредят дорожному покрытию гораздо меньше, чем те покрышки, которые обладают все теми же 50 шипами на квадратный метр.

Что касается того, как ведет себя зимняя резина на сухом асфальте, то и здесь современные тенденции сравняли показатели фрикционных и шипованых покрышек. Раньше считалось, что металлические шипы скользят на сухом асфальте. Но стоит учитывать, что зимой редко можно увидеть чистый сухой асфальт. В большинстве случаев он представляет собой влажную или мокрую дорогу.

Кроме того, последние тенденции показывают, что и липучка, и шипы обладают одинаковым тормозным путем. Если вдаваться в подробности, то на скорости до 80 км/ч тормозной путь составляет 35-40 метров. Причем, и в случае с первой, и со второй резиной.


На заснеженных трассах липучка и шипы показывают тоже практически одинаковые показатели. И это притом, что тесты проводятся именно на укатанных снегом дорогах. Но на наших дорогах такой идеальной поверхности практически никогда нет. Трассы и внутри города, и за его пределами представляют собой коричнево-серую жижу.

Она является смесью снега, грязи и реагентов, которые коммунальщики не жалеют в зимний период. Соответственно, липучка показала более качественные результаты на таком покрытии примерно на 20%. Хотя в более северных регионах, где никакими реагентами невозможно растопить лед и снег на дорогах, шипованая резина обладает более высоким рейтингом.

Лед: какая зимняя резина лучше – шипы или липучка?

Если говорить об обледенелой поверхности дорожного покрытия, то тут уже не возникает вопросов: «Какая зимняя резина лучше: шипы или липучка?». Тормозной путь липучек на извилистых и неровных трассах, покрытых льдом, может быть достаточно большой. В некоторых случаях он превышает тормозной путь шиповок примерно в 1,5 раза.


И даже если скорость автомобиля составляет около 25 км/ч, а дорога, покрытая льдом, полностью ровная, то длина тормозного пути будет явно короче в пользу шипованой резины. Такие показатели будут равняться примерно 13 и 17 метров соответственно.

Так что же все-таки лучше – шипованая или фрикционная резина? На самом деле все относительно. Если не мешает шум резины, коммунальщики плохо справляются со своей работой, а температура довольно низкая, то лучше остановить свой выбор на шипованой резине. Если же приходится постоянно находиться в черте города, пересекать дорожную кашу из снег и грязи, то лучше выбрать липучку – в данном случае она станет наиболее оптимальным вариантом.

Предполагают смену шин на колесах в соответствии с текущим сезоном. Данное требование обусловлено множеством факторов, связанных с безопасностью на дороге. Тем не менее в летнее время встретить машину, оснащенную зимней резиной, не составит труда. Рациональных мотивов для такого решения немного, и в большинстве случаев водители пытаются таким образом избавить себя от лишних хлопот с обновлением колес. Однако вопрос о том, можно ли ездить летом на зимней резине, требует серьезного осмысления. При глубоком анализе такого подхода к эксплуатации транспортного средства всплывают не только аспекты безопасности, но и правовые нюансы, а также вопросы финансовой целесообразности. Но обо всем по порядку.

Почему используют зимние шины летом?

Неопытный водитель, который решил оставить зимнюю резину на теплое время года, может руководствоваться простой логикой - если шины справляются со снегом и льдом, то уж точно совладают с сухим или мокрым покрытием. Более того, езда на зимней резине летом может обманчиво казаться более безопасной. Впрочем, фактор риска ДТП, как правило, не является главным. Обычно такой выбор делается с целью экономии. При этом экономия будет разовой - только за счет исключения затрат на «переобувку». Также применение зимней резины летом распространено в случаях если рисунок протектора износился и не выполняет своей функции на снежном покрытии. Поэтому единственным приемлемым назначением таких шин остается езда по сухой дороге, но и тут не все просто.

Чем различаются зимние и летние шины?

Для развенчания мифа о том, что зимние шины не менее эффективны и летом, стоит разобраться в отличительных свойствах. Шины для лета призваны обеспечивать стабильный сцепляющий коэффициент независимо от параметров качения на повышенных скоростях. Они имеют несимметричный рисунок, что сказывается на высокой шумоизоляции. Поэтому для ответа на вопрос о том, можно ли ездить летом на зимней резине, следует оценить, насколько такие шины удовлетворяют запросам летней езды. Протектор резины имеет «шашечки» со сложными рельефами - именно благодаря им автомобиль может безопасно двигаться по проблемным зимним дорогам. Этому способствуют различные канавки, прорези и фигурные разветвления в рисунке, позволяющие сохранять сцепление при движении по льду и снегу. Но будут ли так же эффективны зимние шины на летней дороге? К сожалению, нет. В данном случае наличие «шашечек» будет мешать движению на высокой скорости, что может привести к потере управляемости и аварии.

Разница в составе резины

Еще одним существенным отличием в сезонных шинах является состав резиновой смеси. Шины, предназначенные для использования зимой, имеют мягкую структуру, которая позволяет колесам успешно справляться со своими задачами в непогоду. Опять же, это качество себя оправдывает зимой и в условиях легкой оттепели. В остальное время предпочтительнее летняя резина, характеризующаяся жесткостью, упругостью и износостойкостью. На морозе такие колеса буквально дубеют, из-за чего их использование в таких условиях также не рекомендуется. Соответственно, и мягкость резины в теплое время не является благоприятным качеством.

Как ведет себя зимняя резина летом?

Наиболее яркие отличия в эксплуатации летних и зимних шин в теплое время проявляются на мокрых покрытиях, в частности на асфальте. Также использование зимней резины летом рискованно в случаях экстренного торможения. Для более наглядной демонстрации особенностей такой эксплуатации шин можно привести результаты испытаний на аквапланирование. Так, на залитой дороге летние шины в среднем показывают нежелательный эффект «всплывания» на скорости порядка 80 км/ч. В свою очередь, аквапланирование зимних шин начинается уже при 70 км/ч. Характер поведения такой резины в условиях торможения также не оставляет сомнений в нецелесообразности их применения летом. Тормозной путь по сравнению с летними шинами увеличивается примерно на 30%, что напрямую свидетельствует о низком пороге безопасности при езде на зимней резине летом.

Что говорит закон?

Инициативы касательно запрета на использование несезонных шин выносились еще в 2013 году. Однако на тот момент нововведение вступало в противоречие с техническими нормативами Таможенного союза. Ситуация изменилась в 2014 году, когда был внесен законопроект о нормах использования шин по сезонам. Согласно ему зимняя резина летом, штраф за применение которой составляет 2000 руб., не может использоваться в шипованном виде. Аналогичная сумма штрафа предусматривается и за езду на летней резине в зимнее время.

К слову, осенью и весной водителям предоставляется полная свобода в выборе шин. Примечательно, что толчком для продвижения законопроекта стали московские пробки, движение в которых было затруднено как раз из-за применения автовладельцами несезонных шин. Этим обусловлено и то, что зимняя резина без шипов летом использоваться может. Сроки обновления покрышек в большинстве регионов России соответствуют календарным временам года. То есть с декабря по март необходимо использовать зимние шины, а с июня по сентябрь - соответственно, летние.

Мнение производителей

Многие изготовители автомобильной резины и прежде настойчиво рекомендовали своим клиентам применять шины строго по назначению. Технические отделы производителей регулярно проводят испытания сезонных шин, и на сегодняшний день выводы о том, можно ли ездить летом на зимней резине, с их стороны, очевидны. Правильно подобранная резина обеспечивает оптимальные сцепные качества автомобиля, благотворно сказывается на управляемости и, что также немаловажно, служит дольше. Кстати, резина для зимних условий пользования в летнее время изнашивается гораздо быстрее.

Какие летние шины лучше использовать?

Шины для летней езды - безусловно, оптимальный выбор для сухого или мокрого асфальта. Зимняя резина с таким покрытием справляется хуже, но это не значит, что любая сезонная «обувка» будет уместной. Итак, при первых признаках наступления тепла меняем резину на летнюю с учетом следующих нюансов:

  1. Направленность протектора. Опытным автолюбителям известна разница между ненаправленным и направленным рисунком. Первый вариант дешевле, устойчив к эффекту аквапланирования и позволяет устанавливать шину на любое колесо независимо от последовательности. Направленные протекторы обеспечивают хорошую управляемость и безопасность, но стоят дороже.
  2. Типоразмер. Несмотря на то что любой автомобиль имеет свои рекомендации относительно совместимости с шинами по размеру, некоторая свобода в выборе есть. И в этом плане надо учитывать, что низкопрофильная летняя резина облегчит управление, но езда будет жестче, а крупный размер способствует комфорту, но такие колеса могут задевать арки при поворотах.
  3. Шумность колес. С точки зрения безопасности этот фактор не является важным, но для комфортной езды его стоит учесть. Шумоизоляция просчитывается в самом рисунке протектора, однако на глаз определить ее качество невозможно. Обычно для этого используют документацию на конкретную модель шин, в которой указываются данные по этому показателю.
  4. В некоторых случаях стоит рассмотреть возможность применения всесезонных шин, которые позволят ездить при любой погоде - и в зной, и в мороз.

Вопрос финансов

Уже говорилось о том, что решение об использовании несезонных шин во многих случаях обусловлено желанием сэкономить. Но и тут выгода будет не так очевидна, поскольку зимняя резина, цена которой в среднем коридоре варьируется от 6 до 8 тыс. рублей, обходится дороже летней на 2-3 тыс.

Разумеется, существуют разные сегменты, которые в том числе представлены шинами бюджетной и премиальной категорий. В низшем звене разница в стоимости не так выражена. Например, за 3-4 тыс. можно приобрести продукцию для двух сезонов схожего качества. Премиальные марки выпускают более качественные и, соответственно, дорогие модели. Это надежная и долговечная зимняя резина, цена которой может превышать планку в 10 тыс. Летние же аналоги в этом сегменте, как правило, стоят дешевле, но тут уже многое зависит от уникальных качеств товара.

Заключение

Сделав выводы из характера движения на зимних шинах летом, выявить опасности такой езды не составит труда. В частности недостаточная сцепка с покрытием повышает риск потери управляемости. Особенно на мокром асфальте машины кидает по сторонам. На этом фоне наблюдается неудовлетворительный контроль над автомобилем в виде замедленных реакций. Поэтому вопрос о том, можно ли ездить летом на зимней резине при условии сохранении активной рулежки, стоять не может. В лучшем случае езда будет на грани требований безопасности, но о комфорте можно забыть.

С зимней резиной обостряется и проблема аквапланирования - впрочем, как и множество других неприятных эффектов при вождении в условиях непогоды летом. Одной из главных мотиваций для введения штрафа за использование несезонных шин стало увеличение тормозного пути, что напрямую сказывается на повышении риска ДТП.

Как ведет себя зимняя резина в дождь. Как ведет себя шипованная резина на мокром асфальте

Как ведет себя зимняя резина в дождь

Зима наступает на столицу по всем фронтам, и прогнозы погоды звучат тревожно, как военные сводки: сильный дождь, ледяной дождь, мокрый снег. И это тот случай, когда автоинспекторам стоит поверить - в ближайшие дни за руль совершенно точно лучше не садиться. А если вы все же рискнули, огорчив мэрию Москвы и не проехавшись на чудесных теплых автобусах по заботливо выделенным полосам, использовать свой личный автомобиль - то только переобувшись и перестраховавшись.

Отличный день для капитуляции

Росгидрометцентр предупреждает: погода в ближайшее время будет неизвестно какой, но точно скверной. Начавшийся вчера вечером дождь со снежным крошевом уже трансформировался в явление, запомнившееся москвичам по опыту позапрошлого года как ледяной дождь. И в течение ближайших суток, по прогнозам синоптиков, он повторится. И принесет водителям немало проблем, начиная со сложностей при открытии автомобиля утром, заканчивая предынфарктным состоянием московского трафика. Гололедица и мокрый снег, по традиции, прилагаются.

Подмосковная ГИБДД предложила водителям капитулировать и на время стать пешеходами, чтобы избежать традиционного для начала зимы дня жестянщика: «Ухудшение погоды неблагоприятно сказывается на дорожной обстановке, число мелких аварий, так называемого «железа», в эти дни возрастает в несколько раз», - заявила начальника пресс-службы ГИБДД Подмосковья Мария Соленова.

«По возможности советуем отказаться от управления автомобилем и воспользоваться общественным транспортом. Особенно внимательными водителям необходимо быть в местах возможного появления пешеходов, перед остановками маршрутных транспортных средств и перекрестками», - добавила она.

Присоединился к коллегам и заместитель начальника управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России полковник полиции Владимир Шевченко. Он напомнил водителям о необходимости срочно сменить резину на зимнюю, а также попросил всех, кто не имеет возможности отказаться на время от использования автомобилей, неукоснительно соблюдать ПДД и избегать резких маневров.

Впрочем, пользуясь общественным транспортом, также не следует терять бдительность. ГИБДД рекомендует пешеходам держаться подальше от края обочины и использовать светоотражающие элементы в одежде.

Внезапная зима

Подобную тревожную атмосферу вызвало первое явление зимы, состоявшееся в минувшие выходные. Снег вперемешку с дождем учинили в Москве форменный транспортный коллапс. В районе 38-го километра МКАД даже провалился изрядный кусок дорожного полотна, что привело к массовому ДТП с участием 17-ти автомобилей.

Любопытно, что вину за произошедшее дорожники возложили на водителей, которые превышают скорость. В мэрии объяснили, что обрушение произошло из-за того, что колеса автомобилей с размаху били в небольшую яму на асфальте.

Снег и гололед спровоцировали ажиотажный спрос на зимнюю резину и многочасовые очереди в шиномонтаж. В настоящее время все мастерские, принимающие по записи, загружены работой вплоть до 9 ноября. «Переобуться» можно, лишь отстояв очередь. По словам водителей, менявших резину на выходных, это занимает от 3 до 8 часов.

К слову, парламентарии из Карелии обратились к Госдуме с просьбой законодательно обязать водителей использовать зимние шины. Таким образом, депутаты рассчитывают сократить сезонную статистику ДТП. Однако требование сменить шины к определенной дате наверняка приведет к тому, что очереди на сервис начнутся уже в сентябре.

Напомним, в конце 2010 г. на Москву и Подмосковье обрушился ледяной дождь. Редкое природное явление, возникающее из-за резкого повышения температуры после заморозков, буквально сковало город ледяной коркой. Не выдерживали тяжести льда линии электропередач – только в Подмосковье были обесточены 800 населенных пунктов. Автомобили покрывались ледяной коркой толщиной в несколько миллиметров.

Еще одна проблема, с которой столкнулись автомобилисты помимо пробок и заледеневших кузовов, - это падающие деревья, которые, как и ЛЭП, не справлялись с грузом наледи. В тот раз из-за этого были повреждены сотни автомобилей. Хуже всего пришлось тем, у кого не было каско. Заместитель мэра Москвы Петр Бирюков неоднократно заявлял, что город не намерен компенсировать водителям повреждения автомобилей от упавших веток и деревьев. По его словам, падение деревьев на машины – это «не вина города и служб эксплуатации», а автомобилисты должны сами думать о страховании собственного имущества. «Город в этих случаях нести расходы не будет», - предупредил он.

Впрочем, как считает заведующий отделом краткосрочных прогнозов погоды и опасных явлений Росгидрометцентра Александр Голубев, сейчас настолько серьезный удар стихии столице не грозит, и ледяной дождь не приведет к последствиям, сопоставимым с указанными выше событиями. «Гололедные явления мы ожидаем, но не такие интенсивные катастрофически, как были. Все-таки у нас еще переходный от осени к зиме период, поэтому атмосфера не такая холодная и коварная», - заявил он.

Обязательно стоит подготовить автомобиль к поездке. Как бы банально это ни звучало, но обязательно очищайте свою машину от завалившего ее снега. Мало того что вы подвергаете себя опасности, начиная путь на «куске снега» с неочищенными стеклами, так еще и окружающих слепят комья, срывающиеся с вашего авто на скорости.

Перед тем, как тронуться, стоит дать мотору поработать пару минут. Это существенно увеличит его жизненный цикл. Не стоит бездумно жать на педаль газа на холостых оборотах, пока двигатель еще не прогрелся. Это, конечно, поможет быстрее прогреть салон, зато может привести в поломке силового агрегата.

Перед началом поездки не забудьте проверить уровень антифриза и омывающей жидкости, а также очистить дворники, если они примерзли к стеклу.

Что же, теперь вы готовы двигаться в путь. В том случае, конечно, если на вашем авто установлены зимние шины. Даже у нас в стране некоторые пренебрегают этим важным аспектом, откладывая переобувку до последнего. Очень зря. Компании, производящие резину, говорят, что летние покрышки имеют гораздо худшее сцепление с дорожным покрытием уже при 7 градусах по шкале Цельсия, а уж про минусовую температуру и говорить не стоит.

Тем не менее, наличие зимней резины не делает вас неуязвимым. Помните, что в этот период времени дистанцию до впередиидущего авто надо держать большую, чем летом. Тормозной путь увеличивается в любом случае – на дешевой «липучке» вы или на шипованной резине премиальной марки.

Если дорога круто поднимается вверх, дождитесь, пока впередиидущая машина достигнет верхней точки, и только после этого продолжайте движение. Ведь если автомобиль начнет откатываться назад, а вы будете рядом, пространства для маневра не останется.

Используйте более высокую, чем обычно, передачу, например вместо второй третью, а вместо третьей четвертую. Если у вас «автомат», посмотрите, есть ли у коробки зимний режим. Всегда ускоряйтесь плавно и заранее планируйте торможение. Это избавит от многих проблем. Ведь пока колеса вращаются, вы можете изменить направление движения автомобиля, в то время как если они заблокированы, то вы будете перемещаться бесконтрольно.

Непременно обращайте внимание на дорожное покрытие. На мостах и эстакадах шанс попасть на заледенелый участок гораздо выше: всему виной холодный ветер. Такая же история и с частями дороги, которые закрыты от света. Снег и лед на таких участках тают гораздо дольше, и разметка на них практически не видна.

Руководствуйтесь здравым смыслом, перемещаясь по зимним улицам. Не совершайте резких маневров. Не обгоняйте без нужды. Все действия совершайте максимально плавно: лед не лю

сайт

«Липучка» или шипы?

Среди автомобилистов этот вопрос давно стал «религиозным». Но мы развеем (или подтвердим) устоявшиеся легенды практикой и цифрами

Вопрос № 1: Нешипованные шины предназначены только для Европы и юга России?

Существует два вида нешипованных шин: европейские, для мягкого климата, и скандинавские - для суровой зимы. Покрышки с высокоскоростными индексами (V и даже ZR) разработаны для тепличных условий, в которых превалируют мокрый снег и дождь. Поэтому и сами шины сварены из более твердых резиновых смесей, чтобы переносить длительное скоростное движение и частое использование при плюсовых температурах. В России на глубоком снегу, при малейшей наледи и при низких температурах эти модели ведут себя неважно.

Второй тип фрикционных шин - скандинавские, предназначенные для суровой зимы, то есть как раз для российской. К сожалению, дополнительных обозначений у покрышек этого типа нет.

«Европейские» модели можно определить по рисунку, у которого не так много ламелей, а переход протектора в боковину округлый, по типу летней шины. У скандинавских граница протекторного блока острая, чтобы врезаться в снег. В любом случае, информацию подскажет продавец или ее можно уточнить на сайте производителя.

Дмитрий Краевруководитель отдела по работе с клиентам компании Continental

В нашем сравнении мы будем рассматривать только шины для суровых зим, как самые подходящие для большей части России.

Вопрос № 2: Если на автомобиле нет ABS, то лучше поставить шипы?

Фрикционные шины работают только за счет микросцепления ламелей с дорогой. И при блокировке колес протектор не может отводить влагу (а водяная пленка есть даже при минусовых температурах) из пятна контакта - тормозной путь увеличивается в большей пропорции, чем на заблокированных шипованных покрышках. К тому же, по нашему тестовому опыту, нешипованные модели очень медленно растормаживаются, даже после легкой блокировки колес на льду. Конечно, торможения юзом лучше вообще избегать, но зимой на машине без ABS это, порой, сложно. Так что миф № 2 - не миф вовсе, а правда.

Вопрос № 3: На снегу лучше ведут себя шипованные шины, так как им помогают шипы. Это правда?


Шипы работают только на льду, а на снегу на первый план выходят рисунок протектора и качество резиновой смеси. Поэтому фрикционные покрышки чувствуют себя здесь комфортно. Ведь в их активе - более мягкая резиновая смесь и большее количество ламелей. Обычно разница на снегу между шинами в тормозном пути минимальна, если только они не сделаны из твердых сортов резины. В нашем тесте между шипованными и нешипованными очевидной разницы как по зацепу, так и по управляемости не выявлено.

Но учтите - в России не так много снежных очищенных дорог без примесей льда или мокрого асфальта, вдобавок с лихвой политого реагентами.

Вопрос № 4: Шипованные шины плохо тормозят на сухом асфальте?


Ощущения говорят о том, что шипы мешают тормозить. Но измерительный прибор Racelogic показал: тормозной путь у шипованных и нешипованных шин отличается некритично, другими словами - в пределах погрешности измерений.

Вопрос № 5: С мокрым асфальтом «липучки» справляются лучше?


И снова нет! Согласно нашим тестам, тормозные пути с 80 км/ч шипованных и нешипованных шинна влажном асфальте отличаются на ничтожные 0,1-0,3 м. Почему? При проектировании резиновой смеси для «липучек» неизбежны компромиссы - инженеры лезут из кожи вон, стараясь угодить всем, но в жертву зимним качествам обычно приносят как раз сцепление на мокром асфальте.

Вопрос № 6: Правда ли, что при повороте на асфальте шипованные шины скользят, как по льду?


Категоричными не будем, но при наших оценках устойчивости на сухой дороге в поворотах большие боковые перегрузки создают нешипованные шины, чем шипованные. Впрочем, за асфальтовым поворотом всегда может прятаться проплешина льда...

Вопрос № 7: Шипованные шины действительно раздражают шумом?

Гул может быть навязчивым, поэтому более низкая шумность некоторых шипованных шин (согласно измерениям) не означает, что для нашего уха такой звук будет приятней. Задача шинников - сделать «голос» не столько тише, сколько незаметней и приятней для человека. Все зависит от конкретной модели, ее типоразмера, качества покрытия, машины и, разумеется, самого водителя.

У нешипованных шин такой проблемы нет. Более того, фрикционные на городских скоростях тише летних, сваренных из твердых сортов резины.

Вопрос № 8: В морозы «липучка» держит лучше? Говорят, что шипы не могут проткнуть лед

Наши тесты показали, что при минус 23 градусах на льду шипованные покрышки работают заметно лучше нешипованных. Особенно когда речь идет о новых моделях покрышек, которые используют всевозможные инновации. пример - на нашем видео ниже.

Вывод:

Преимущества фрикционных шин:

  • низкая шумность,
  • возможность долго ездить быстро,
  • лучшее сцепление в поворотах на сухом асфальте.

Преимущества шипованных шин:

  • универсальность (на любом типе покрытия у них не будет провалов),
  • сцепление на льду.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

4kolesa.mirtesen.ru

Какая зимняя резина лучше: шипы или липучка

Перед тем как узнать, какая зимняя резина лучше – шипы или липучка, необходимо разобраться в том, что представляет из себя каждый вариант. Итак, липучка представляет собой обычную зимнюю резину, которая может быть выполнена в виде европейской или скандинавской.

Европейская и скандинавская липучка

Европейский вариант больше подходит для климатических условий, когда температура воздуха в зимнее время варьируется от -5 до +5 градусов.

Но для нашей суровой зимы, когда уровень снега на дорогах может быть достаточно высоким, а температура падает далеко за -10 градусов, подойдет именно скандинавский вариант зимних шин. Отличить европейские и скандинавские шины достаточно просто. Для этого нужно знать несколько простых и легких правил.
Так, на европейском варианте покрышек часто можно увидеть надпись, которая означает, что изделие предназначено для использования в условиях мягкой зимы. При этом в арктических шинах рисунок обладает множеством небольших прорезей, имеющих вид молний. При поперечном сечении видна угловатая геометрия. А самое главное – такая резина намного мягче. Это можно сравнить даже на ощупь.

Также стоит отметить, что европейские варианты покрышек обладают более высокими показателями скоростей, а арктические – низкими. Это видно по маркировке шин, которая в европейском варианте будет иметь такие обозначения как “H” и “V”.

Шипованые покрышки

Что касается шипованых покрышек, то на сегодняшний день наибольшими производителями зимних шипованых покрышек являются скандинавские страны. Шипованые шины тем и отличаются, что имеют шипы по всей внешней поверхности. С 2013 года было принято решение, согласно которому на квадратный метр покрышки должно быть не более 50 шипов. А это значит, что на самых популярных вариантах резины этот показатель не превышает 96 штук.

Обусловлено такое решение было тем, что шипы на сухом асфальте выбивают асфальтное покрытие, приводя его в негодность. А снижение количество шипов позволяет сэкономить деньги налогоплательщиков на восстановительные дорожные работы.
Также существует версия, что асфальтная крошка и пыль от нее очень плохо влияет на окружающую среду и на людей, проживающих рядом с трассами. Пока результаты исследований не являются достоверными, но считается, что асфальтная пыль может быть причиной развития раковых заболеваний.

Какая зимняя резина лучше: шипы или липучка?

Некоторые европейскими исследовательскими центрами были проведены определенные тесты, которые показали, какая зимняя резина лучше: шипы или липучка? И, оказывается, не все так просто. Шипованая резина может иметь гораздо больше шипов, чем заявлено в нормах, если она покажет, что вредит асфальтному покрытию минимально.

Стоит отметить, что в некоторых моделях скандинавских производителей шины имеют до 190 шипов. При этом они вредят дорожному покрытию гораздо меньше, чем те покрышки, которые обладают все теми же 50 шипами на квадратный метр.

Что касается того, как ведет себя зимняя резина на сухом асфальте, то и здесь современные тенденции сравняли показатели фрикционных и шипованых покрышек. Раньше считалось, что металлические шипы скользят на сухом асфальте. Но стоит учитывать, что зимой редко можно увидеть чистый сухой асфальт. В большинстве случаев он представляет собой влажную или мокрую дорогу.

Кроме того, последние тенденции показывают, что и липучка, и шипы обладают одинаковым тормозным путем. Если вдаваться в подробности, то на скорости до 80 км/ч тормозной путь составляет 35-40 метров. Причем, и в случае с первой, и со второй резиной.
На заснеженных трассах липучка и шипы показывают тоже практически одинаковые показатели. И это притом, что тесты проводятся именно на укатанных снегом дорогах. Но на наших дорогах такой идеальной поверхности практически никогда нет. Трассы и внутри города, и за его пределами представляют собой коричнево-серую жижу.

Она является смесью снега, грязи и реагентов, которые коммунальщики не жалеют в зимний период. Соответственно, липучка показала более качественные результаты на таком покрытии примерно на 20%. Хотя в более северных регионах, где никакими реагентами невозможно растопить лед и снег на дорогах, шипованая резина обладает более высоким рейтингом.

Лед: какая зимняя резина лучше – шипы или липучка?

Если говорить об обледенелой поверхности дорожного покрытия, то тут уже не возникает вопросов: «Какая зимняя резина лучше: шипы или липучка?». Тормозной путь липучек на извилистых и неровных трассах, покрытых льдом, может быть достаточно большой. В некоторых случаях он превышает тормозной путь шиповок примерно в 1,5 раза.
И даже если скорость автомобиля составляет около 25 км/ч, а дорога, покрытая льдом, полностью ровная, то длина тормозного пути будет явно короче в пользу шипованой резины. Такие показатели будут равняться примерно 13 и 17 метров соответственно.

Так что же все-таки лучше – шипованая или фрикционная резина? На самом деле все относительно. Если не мешает шум резины, коммунальщики плохо справляются со своей работой, а температура довольно низкая, то лучше остановить свой выбор на шипованой резине. Если же приходится постоянно находиться в черте города, пересекать дорожную кашу из снег и грязи, то лучше выбрать липучку – в данном случае она станет наиболее оптимальным вариантом.

tvoikolesa.com

Мифы о зимних шинах

1. Можно ли ставить зимние шины только на одну ось?

Зимняя резина на автомобиле нужна только для того, чтобы тронуться с места на скользкой дороге, ну и еще затормозить в этих же условиях. Исходя из этого стереотипа, формируется следующая "логика": зимние шины нужны только для ведущих колес.

Более продвинутые автолюбители знают, что любой автомобиль начинает тормозить передними колесами (они же выполняют примерно 70% всей работы по остановке машины после нажатия на педаль тормоза), поэтому уточняют: "зимнюю резину обязательно нужно ставить на все четыре колеса в заднеприводном автомобиле, и можно только на передние колеса в переднеприводном".

Так ли это? Конечно, нет! На самом деле, жизненно важных функций у зимних покрышек гораздо больше, чем просто вытащить машину из сугроба и остановить ее перед светофором. Нужно понимать, что на скользкой дороге сцепление с покрытием ухудшается в любом случае, независимо от того, какие шины установлены, поэтому для противодействия, скажем, центробежной силе в повороте, даже на идеально ровном покрытии, просто веса машины уже не достаточно.

Таким образом, "экономные" владельцы переднеприводных автомобилей, считающие допустимым оставлять сзади летние шины круглый год, сильно рискуют ощутить все "прелести" и последствия неконтролируемого заноса даже в самом, на первый взгляд, безобидном повороте и на самой небольшой скорости. Особенно если дорожное покрытие в этом повороте будет иметь профиль а-ля "стиральная доска". Следует также добавить, что даже для самого опытного водителя вывести из заноса переднеприводный автомобиль на порядок сложнее (и не всегда возможно вообще), чем, к примеру, заднеприводный авто.

Так сколько на самом деле нужно зимних шин? Зимних покрышек нужно пять! Именно пять, запасное колесо также должно быть зимним, не забывайте, что для создания себе неприятностей на дороге хватает и сотни метров, кроме того, Вы не можете предугадать, на какой оси Вам придется в дороге заменить колесо и сколько от этого места нужно будет проехать до ближайшего шиномонтажа.

2. Шип работает только на чистом, сухом льду толщиной более 1 мм

Опять заблуждение чистой воды. Шип работает всегда - и на снегу, и на любом льду, даже очень тонком. И даже на мокром, со слоем воды сверху. Правда, эффективность его в последнем случае сильно падает. Но любая, даже самая хорошая шина без шипов в такой ситуации ведет себя намного хуже!

3. На чистом асфальте шипы тупятся

Да, но только в тех шинах, которые не предусмотрены для шиповки. В хороших - протектор (его рисунок, нарезка), состав резины и шипы подобраны таким образом, чтобы все изнашивалось одновременно. При этом величина выступания шипа над поверхностью покрышки остается неизменной. Кстати, не совсем корректно говорить о том, что тормозной путь на асфальте благодаря шипам увеличится. Действительно, может увеличиться, если тормозить "юзом". Но уж если на льду надо тормозить не "в пол", то на асфальте-то зачем так делать?

4. Выпадение 2-3 шипов приводит к дисбалансу

Это предположение применимо только к шинам, шипованным случайными шипами. Фирменный легковой шип сегодня весит в пределах одного грамма, так что потеря даже трех соседствующих приведет к дисбалансу не более чем в три грамма, а также шиповка производиться не вручную а на специализированном оборудовании. шипуют колеса только фирменными шипами.

5. На скользкой дороге следует снизить давление в шинах

Совершенно неправильные действия, так как при этом увеличивается площадь пятна контакта шины с дорогой, что приводит к снижению удельного давления. В итоге сцепление шины со скользкой дорогой ухудшится.

6. Прерывистое торможение уменьшает тормозной путь

К сожалению, среди автолюбителей бытует подобное мнение. И вновь это - заблуждение! Тормозной путь "юзом" на скользкой дороге всегда меньше, чем при прерывистом торможении. Кто не верит, может проверить сам. Мало того - разница в тормозных путях ("юзом" и прерывисто) у скользких шин будет больше, чем у хороших зимних. Дело в том, что после того как на заблокированное колесо перестают действовать тормозные силы, ему надо раскрутиться, а на льду ему проще скользить и зацепиться для раскрутки не за что.

Самое эффективное торможение - на грани блокирования (даже по теории - с 15%-ным проскальзыванием). Однако, овладеть таким способом торможения очень сложно. К тому же нельзя требовать от всех участников умения ювелирной работы ногой. Вот здесь и выходит на первый план такое понятие, как удобство торможения, информативность поведения шины при торможении. Одна срывается в"юз" резко, другая обеспечит своеобразный подсказывающий скачок усилия на педали тормоза перед тем как заблокироваться даже на льду.

Кстати, первые из только что появившихся в свое время антиблокировочных систем тормозов значительно увеличивали тормозной путь автомобиля, так как их задача была - обеспечить управляемость при торможении. Только системы последних поколений стараются сократить тормозной путь. Так что зимние шины в основном ориентированы на торможение "юзом". Хотя все чаще встречаются такие, что созданы специально для АБС.

7. Зимние шины дорогие

В реальности большой разницы в цене между зимними и летними шинами не существует. Зимние шины – необходимый атрибут экипировки автомобиля в холодное время года, отмечают специалисты. Главное их преимущество – значительное повышение безопасности на дороге. Кроме того, при низких температурах летние шины изнашиваются гораздо быстрее зимних. Благодаря использованию новых технологий и материалов пробег зимних шин существенно увеличился, а уровень топлива, потребляемого автомобилем – снизился.

8. Зимние шины не нужны, если вы не проживаете в регионе, где дороги постоянно покрыты снегом и льдом

На самом деле, зимние шины повышают безопасность на дороге при любых погодных условиях. Зимнюю резину можно использовать осенью, когда из-за плохих погодных условий увеличивается риск возникновения критических ситуаций на дороге. Когда дорога скользкая и промерзлая, летняя резина очень быстро теряет сцепление с поверхностью благодаря особенностям своих технологий и специальным канавкам. Современные зимние шины обеспечивают лучшее сцепление не только на снежной или ледяной поверхности, но также и в слякоть.

Как показывают результаты тестирования, на мокрой дороге при температуре ниже нуля автомобиль, «обутый» в зимние шины и двигающийся со скоростью 80 км/ч, при торможении проезжает около 70 м до полной остановки. А вот автомобилю с летней резиной на этой же скорости потребуется не менее 110 м, чтобы окончательно остановиться.

9. Зимние шины выглядят не так «сексуально», как летние

На самом деле, современные зимние шины весьма привлекательны. Сегодняшнее поколение зимних шин выглядит таким же привлекательным, как и летние шины, и идеально сочетается с продуманным дизайном современных автомобилей. К тому же сейчас можно приобрести специальные алюминиевые диски для зимних шин.

10. Зимние шины неудобны при вождении

На самом деле, зимние шины обеспечивают комфортабельное вождение на любой поверхности. Большинство водителей не ощущают никакой разницы при переходе с летних шин на зимние. Даже на мокрой дороге при высокой скорости зимние шины обеспечивают комфортное вождение с низким уровнем шума.

11. Характеристики зимней шины не зависят от глубины канавок

На самом деле, чем больше глубина канавок зимней шины, тем лучшие характеристики она показывает на зимней дороге. Во многих европейских странах глубина канавок шин регулируется законодательством. Обычно шины имеют специальный индикатор, показывающий износ глубины канавок до 1,6 миллиметра. Однако зимой рекомендуется использовать шины с глубиной канавок не менее 4 миллиметра. Поэтому зимние шины Goodyear имеют дополнительный зимний индикатор износа протектора.

12. Зимние шины показывают не очень хорошие характеристики при высоких скоростях

На самом деле, современные зимние шины обеспечивают надежное управление автомобилем на высоких скоростях. К примеру, компания Goodyear предлагает зимние шины, предназначенные для скоростей до 270 км/час. Специальное строение протектора, оптимизированное под меньшее потребление топлива и низкий уровень шума, обеспечивает высокий уровень управляемости автомобилем даже на такой скорости. Индекс скорости указывается на боковой стороне шины в виде латинской буквы.

Максимальная скорость для шин, отмеченных буквой:

Q = 160 км/ч;

H = 210 км/ч;

T = 190 км/ч;

V = 240 км/ч;

W = 270 км/час.

13. Внедорожникам и автомобилям 4x4 зимние шины не нужны

На самом деле, тяжелые внедорожники особенно нуждаются в зимней «обуви». Из-за большого размера и веса автомобиля 4x4 или современного внедорожника, четыре колеса не особо помогут на снегу или льду, если машина «обута» в летние шины. Для большего сцепления с поверхностью и лучшей управляемости на мокрой и промерзлой дороге специалисты настоятельно рекомендуют владельцам таких транспортных средств использовать зимние шины.

14. Не имеет значения, как и в каком порядке надевать зимние шины

На самом деле, необходимо устанавливать зимние шины согласно специальным правилам. Рекомендуется «обувать» свой автомобиль в зимние шины одного типа и дизайна, поскольку использование разных шин может отразиться на поведении вашего автомобиля на дороге. По той же причине не советуют устанавливать на машину одновременно летние и зимние шины. Не рекомендуется также менять зимние шины местами. В то же время вне зависимости от того, задний или передний привод у вашего автомобиля, шины с большей глубиной протектора следует устанавливать на заднюю ось.

15. Зимние шины увеличивают потребление топлива автомобилем

На самом деле, уровень сопротивления качению зимних шин не обязательно выше, чем у летних шин. Принцип увеличения уровня сопротивления качению на зимних шинах такой же, как и на летних шинах. Специальные конструкции и состав резиновой смеси позволяют уменьшить сопротивление качению, расход топлива и количество выбросов CО2 в атмосферу, а также способствует уменьшению деформации шины и потери энергии во время движения автомобиля.

16. Новейшие летние шины подходят для любых зимних условий, поскольку имеют достаточную глубину протектора

На самом деле, зимние шины показывают значительно лучшие характеристики на зимних дорогах, чем летние шины. Существует несколько ключевых технологических особенностей, позволяющих зимним шинам показывать лучшие характеристики в холодных зимних условиях: в частности, структура канавок, специальные технологии и определенный дизайн протектора. Поэтому автомобиль, «обутый» в зимние шины, при низких температурах имеет значительно короче тормозной путь на снежной и ледяной дороге, чем автомобиль с летней резиной.

17. Шипованная резина – панацея от любых зимних неприятностей

Это не так. Никакие шипованные шины, даже именитого производителя, не гарантируют безопасность на зимней дороге, если водитель не соблюдает скоростной режим и правила дорожного движения. Шипованные шины имеют преимущество в сцепных свойствах по сравнению с нешипованными только на укатанном снегу или гололеде. Если дороги, по которым предстоит ездить зимой, чистят и посыпают солью, а под колесами всю зиму асфальт или «каша», шипованные шины вряд ли проявят свои достоинства.

18. В зимний период можно обойтись и всесезонными шинами

Это не так. Универсальных шин, подходящих для всех погодных условий, не существует. Всесезонные шины – это компромисс летних и зимних свойств шин. Рисунок протектора всесезонных шин (по сравнению с зимними) менее разреженный, имеет меньшее количество ламелей и глубину, не такой мягкий состав резины. Такие шины обеспечивают довольно хорошие сцепные свойства на сухом и влажном асфальте, неплохой уровень комфорта и экономичность. Но требовать от них высокой проходимости на рыхлом снегу, хороших сцепных свойств на льду и укатанном снегу не стоит. Эффективность торможения, устойчивость и управляемость всесезонных шин на зимней дороге средние. Зимние же шины специально разработаны для эксплуатации при пониженных температурах, в грязи, на снегу и льду. На снегу сцепление зимних покрышек на 25% превосходит сцепление всесезонных. Сцепные свойства шипованных шин на льду на 40% лучше, чем всесезонных.

19. Чем больше и шире зимняя резина, тем лучше

Это не так. При увеличении размерности летних шин (не дисков!) автомобиль, действительно, во многих случаях получает небольшое преимущество в управляемости и курсовой устойчивости. Что же касается зимних шин, то улучшения характеристик при изменении их размера при движении по асфальту нет вообще, при движении по льду и укатанному снегу они незначительны, а на рыхлом снегу и мокром асфальте широкие шины, наоборот, более подвержены аква¬планированию, чем узкие. На глубоком снегу широкие покрышки «поплывут», а выступы протектора не смогут надежно уцепиться за поверхность дороги, чтобы обеспечить хорошую тягу.

20. Шипованные шины хуже фрикционных («липучек»). Вариант мифа: фрикционные шины хуже шипованных

Это не так. Каждые шины хороши по-своему. Зимние шины без шипов легче, долговечнее, имеют меньшее сопротивление качению, чем шипованные, и в большинстве случаев обеспечивают хорошее сцепление с дорогой. Имеют неплохие показатели по шумности, экономичности и управляемости, равномерные сцепные свойства на всех типах зимних дорог. Шипованные шины имеют преимущество перед нешипованными по длине тормозного пути на льду – от 20 до 50%, на снегу – от 5 до 10%. На асфальте же тормозной путь автомобиля с «шиповками» может увеличиться до 5%. При старте и разгоне на льду шипованные шины выигрывают до 30%, на снегу – до 10%. Поэтому при выборе зимних шин важно определиться, по каким дорогам придется ездить зимой большую часть времени, и установить подходящие покрышки.

Шипованные шины имеют преимущество перед нешипованными по тормозному пути на льду от 20 до 50%, на снегу - от 5 до 10, на асфальте же он увеличивается на величину до 5%, причем, если тормозить \"юзом\". При старте и разгоне на льду выигрывают до 30%, на снегу - до 10.

Что же предпочесть? Думаю, что вопрос: \"Как ездить: с шипами или без?\" - сродни гамлетовскому. Каждый на него должен ответить сам. К тому же любые шины - и с шипами, и без них - могут быть плохими и хорошими. И в некоторых ситуациях хорошие нешипованные шины могут оказаться лучше плохих шипованных.

А еще надо помнить, что даже самая захудалая шипованная шина имеет меньший тормозной путь, чем такая же нешипованная. Это значит, что в критической ситуации на дороге со снегом и льдом автомобиль на них остановится на несколько метров раньше, чем на нешипованных. Тех самых два-три метра, которых частенько не хватает в аварийных ситуациях. С шипами можно везде ездить, не напрягаясь. Только не думайте, что даже на самых хороших шипованных шинах автомобиль будет вести себя, как летом на сухом, чистом асфальте! Не имеет смысла применение шипов лишь там, где дороги всегда чистые.