Техника безопасности при обслуживании и эксплуатации автомобиля. Требования безопасности при эксплуатации транспортных средств

В статье «Техника безопасности при работе на автомобиле» мы поведаем вам, как соблюдать технику безопасности при работе. К работе на автомобилях допускаются люди, которые имеют удостоверение на право вождения автомобилем, которые прошли инструктаж по технике безопасности и исследовали правила ухода за автомобилем. Каждый шофер, который на данный момент имеет большой опыт вождения автомобилем, до начала собственной карьеры прошел стажировку на автомобиле, он ездил в сопровождении инструктора.

Перед тем, как автомобиль выйдет на линию, он подвергается кропотливой проверке, повышенное внимание необходимо уделять механизмам управления устройств освещения, механизму переключения передач, тормозам, управляющему управлению и инспектировать на исправность работы всех устройств.

Если некий из устройств неисправен, это может привести к аварии на дороге. При неработающем движке необходимо создавать заправку горюче-смазочными материалами, создавать чистку автомобиля от грязищи, устранять неисправность и технический уход. Ручной инструмент рабочего должен быть всегда исправным. Работать гаечными ключами со смятым зевом не рекомендуется это может нанести травму обслуживающему персоналу. По окончанию рабочего денька ключи необходимо протереть и уложить на соответственное место.

— Для подъема заднего либо фронтального мостов необходимо воспользоваться домкратом, а чтоб накрепко зафиксировать необходимо под поднятый мост подкладывать брусья.

— Чтоб не вышло злосчастного варианта, при снятии колес сначала необходимо выпустить воздух из камер. Перед монтажом колеса на ступицу, накачать шину до определенного давления в 1 кг/см, и убедиться в правильной посадке замочного кольца. А уже окончательную накачку шины создавать только после закрепления колеса на ступице.

— При проведении работ по заправке и проверке цилиндров подвески весь обслуживающий персонал должен соблюдать правила, они изложены в разделе «Техническое сервис подвески». Необходимо знать, что газ в цилиндрах подвески находится под огромным давление до 100 кг/см. Потому необходимо соблюдать огромную осторожность при обслуживании цилиндров подвески. Если необходимо снять какой-нибудь цилиндр подвески, необходимо взять и за ранее выпустить газ из обеих полостей.

— Во время ремонта устройств электрического оборудования и во время технического обслуживания на автомобиле необходимо выключать включатель массы. До того как создавать зарядку аккумуляторных батарей, их необходимо снять с автомобиля. Если вы заправляете маслом либо топливом емкости, либо же проверяете их уровень, нельзя воспользоваться открытым огнем и курить.

— Для заправки необходимо воспользоваться заправочными пистолетами. Если же их нет, то необходимо использовать закрытые ведра с носиками и воронки. Если не соблюдать это условие, то все это приведет к пропитке верхней одежки водителя, а пропитанная одежка приведет к тому, что может очень стремительно возгореться даже при курении и от близкого открытого огня. Если горюче-смазочные материалы вдруг возгорелись, то очаг пожара можно устранить песком, накинуть кусочек брезента, воспрещается воспользоваться водой.

— Доливать уровень электролита аккумуляторных батарей необходимо водой, но не серной кислотой, так как брызги кислоты могут вызвать сильные ожоги и попасть на человеческое тело. Батареи необходимо доливать, так как при их работе испаряется вода.

— Заполнять систему остывания незамерзающей жидкостью необходимо с помощью ведра с конусом, для этой цели нельзя воспользоваться шлангами либо засасывать жидкость ртом.

— Перед тем, как запустить движок, необходимо его, как надо оглядеть, чтоб на нем не было сторонних предметов и также у вентиляторов. Запускать движок необходимо на малых числах оборотов. После пуска его необходимо прослушать, и только убедившись в том, что он нормально работает можно, только тогда наращивать число оборотов.

— Когда обслуживают автомобиль с поднятой платформой, необходимо платформу ставить на два упора в задней ее части. Если работать под поднятой платформой придется длительно, необходимо дополнительно под установленные опоры подсунуть под платформу брусья либо клинья. Нельзя устанавливать платформу и делать упор только с одной стороны.

— Если на стоянках, есть даже малозначительный уклон, то чтоб избежать аварии необходимо подсунуть под колеса какие-либо предметы либо камешки.

— Перед тем, как тронуться с места, шофер должен подать сигнал. Разогнав автомобиль, необходимо опробовав тормоза, убедиться в том, что они отлично срабатывают. При движении в карьере необходимо, чтоб меж автомобилями соблюдался интервал движения более 50 метров.

— По жд полотну необходимо двигаться с особенной осторожностью, на низшей передаче и проезжать без остановок. На переезде нельзя переключать передачи.

— Когда шофер совершает маневрирование под погрузку, он должен убедиться в том, что на его пути нет никаких препятствий, и отсутствует движение людей. Также нельзя наезжать автомобилем на кабель экскаватора.

Под экскаватор автомобиль устанавливается таким макаром, чтоб над кабиной не происходило движение ковша, до загрузки шофер устанавливает автомобиль на центральный тормоз. В течение всей погрузки и до самого ее конца шофер не должен высовываться либо выходить из кабины, пока не услышит сигнал экскаваторщика об окончании погрузочных работ.

Загрузка автомобиля делается по всей платформе, и основную массу нельзя помещать в фронтальной части платформы, это может затруднить управление автомобилем и вызвать разрушение шин.

До разгрузки необходимо автомобиль поставить на центральный тормоз. Позже, когда разгрузка завершилась необходимо опустить платформу, выключить центральный тормоз и можно начинать движение. В ночное время при работе необходимо воспользоваться подфарниками и фонарями, при встречном транспорте перебегать на ближний свет. Необходимо знать, что когда включены подфарники, автоматом при включении заднего света, сразу врубается задняя фара.

Если движок стремительно наращивает число оборотов, другими словами идет «вразнос», необходимо рычагом аварийной остановки перекрыть, чтоб в камеры сгорания не поступал воздух.

Сейчас мы знаем, какая техника безопасности при работе на автомобиле. Выполняя эти правила, можно научиться верно и неопасно, управлять автомобилем, избегая аварий.

Учебный вопрос № 1.

Введение

Занятие № 10.1. Техника безопасности и охрана окружающей среды

УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Тема № 10. Техника безопасности и охрана окружающей среды

Занятие № 10.1. Техника безопасности и охрана окружающей среды

по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»

Москва 2011


Тема № 10. Техника безопасности и охрана окружающей среды (СЛАЙД № 2)

Учебные вопросы (СЛАЙД № 2)

  1. Общие требования безопасности при эксплуатации автомобилей.
  2. Опасность отравления отработавшими газами, бензином и другими ядовитыми эксплуатационными жидкостями.
  3. Правила безопасности при пользовании электроприборами. Безопасность труда при погрузке, выгрузке и перевозке грузов, при монтаже и демонтаже шин.
  4. Меры по противопожарной безопасности, правила тушения пожара на транспортном средстве.
  5. Основные мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую среду при эксплуатации и ремонте автомобиля.
  6. Мероприятия по снижению токсичности и уровня дымности отработавших газов автомобильных двигателей

Время: 2 часа.

Место проведения: аудитория.

Вид занятия: лекция.

Методические указания

Обосновывать обучаемым важность рассматриваемого учебного вопроса. Основные положения давать под запись в конспект.

Приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации автомобилей.

Обратить внимание на правильность ведения конспектов.

Учебный материал излагать с использованием кадров в Microsoft PowerPoint, схем и плакатов.

Поддерживать связь с аудиторией.

Контроль качества усвоения учебного материал производить кратким опросом по изложенному материалу.

Подводить итог рассмотренного вопроса и приступать к изложению следующего учебного вопроса.

Сделать выводы по материалу занятия, подвести итог занятия, ответить на вопросы обучаемых. Дать задание на самостоятельную работу.

Для эксплуатации и ремонта автомобильной техники Вооруженных Сил применяется большой ассортимент топлив, специальных технических жидкостей и масел, при эксплуатации которых необходимо соблюдать ряд требований по экологии. Кроме того при техническом обслуживании автомобиля и его эксплуатации требуется выполнять правила техники безопасности. Сегодня вы изучите основы техники безопасности и охраны окружающей средыпри эксплуатации автомобилей.

Законодательством автомобильный транспорт отнесен к источникам повышенной опасности, а воинские части и предприятия, являющиеся владельцами источников повышенной опасности, отвечают за вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.


Источниками повышенной опасности в парках могут быть:

Нарушение требований безопасности при оборудовании силовых, осветительных, отопительных, паро-воздушных и других коммуникаций на территории парка;

Неправильное взаимное размещение отдельных элементов парка;

Слабый контроль за выполнением работ и состоянием машин, оборудования и механизмов;

Низкая организация рабочих мест, нарушение санитарно-гигиенических норм;

Необученность работающих и недостаточный их инструктаж по требованиям безопасности;

Недостаточно четкая организация внутренней службы в парке и невыполнение служебных обязанностей лицами суточного наряда;

Движущиеся автомобили и другие машины.

К работам с повышенной опасностью в парках относятся:

Операции с грузоподъемными машинами;

Монтаж и демонтаж тяжелого оборудования;

Погрузка, выгрузка, работа на высоте при отсутствии лесов, стремянок и других специальных устройств и работы в неприспособленных условиях;

Земляные работы в зоне расположения энергетических сетей;

Электрогазосварочные работы при ремонте тары (как внутри, так и снаружи) из-под горючих, взрывчатых и агрессивных веществ;

Работы в бункерах, баках, цистернах, колодцах, ямах и т.п.;

Работы с ядовитыми, техническими и агрессивными жидкостями;

Эксплуатация электротехнических установок и другие работы.

Техническое обслуживание и ремонт машин необходимо выполнять в специально предназначенных для этого и соответствующим образом оборудованных рабочих местах (постах). На каждом рабочем месте должна быть утвержденная инструкция по требованиям безопасности. Каждое рабочее место должно быть оборудовано стеллажами для снятых деталей, инструмента и приспособлений.

Требования безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту машин :

Машина должна быть заторможена стояночным (горным) тормозом, в коробке передач включена низшая передача, зажигание (подача топлива дизелей) должно быть выключено, под колеса (гусеничные ленты) установлено не менее двух упоров (башмаков);

На рулевом колесе или рычагах управления вывешивается табличка с надписью «Двигатель не пускать – работают люди»;

Если снятие агрегатов (сборочных единиц) или деталей связано с большим физическим напряжением или создает неудобство в работе, необходимо применять специальные приспособления (съемники), обеспечивающие безопасность и легкость выполнения работ;

Агрегаты и узлы массой более 20 кг перемещать с помощью грузоподъемных механизмов;

Запрещается поднимать (вывешивать) машину за буксирные крюки и работать под вывешенной машиной, установленной на одних домкратах;

Техническое обслуживание машин проводить только при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима для проведения диагностических и регулировочных работ;

Пуск двигателя и трогание машины с места разрешается при условии полной безопасности людей, находящихся вблизи нее. До пуска двигателя или начала движения подается продолжительный звуковой сигнал;

При обслуживании машины снизу вне смотровой канавы, эстакады или подъемника специалисты обязаны пользоваться лежаками. Работать без лежаков (подстилок) на полу (земле) запрещается;

Оборудование, инструмент и приспособления должны быть исправными и соответствовать требованиям ГОСТ;

Необходимо соблюдать правила пользования монтажным инструментом, не применять сильно изношенные или не соответствующего размера ключи, инструмент с неисправной или неправильно заправленной рабочей частью, сломанными или плохо насаженными ручками;

При обслуживании машин на подъемнике на механизм управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать – работают люди»;

При обслуживании машин на подъемнике плунжер подъемника в рабочем (поднятом) положении должен быть надежно зафиксирован упором (штангой), гарантирующей невозможность самопроизвольного опускания;

При техническом обслуживании агрегатов (сборочных единиц) машины, расположенных высоко над уровнем пола, применяются устойчивые подставки или лестницы-стремянки. Ширина (глубина) ступеней лестниц должна быть не менее 0,15 м, расстояние между ступенями – не более 0,3 м. Ступени лестниц не должны быть скользкими.

Рис. 1. Требования безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию

и ремонту машин (СЛАЙД № 4)

Рис. 2. Требования безопасности при выполнении работ под машиной (СЛАЙД № 5)

Рис. 3. Требования безопасности при выполнении работ в смотровой яме (СЛАЙД № 6)

Рис.4. Требования безопасности при выполнении работ в смотровой яме (СЛАЙД № 7)

Рис. 5. Требования безопасности при ремонте машин с высоким кузовом (СЛАЙД № 8)

Рис. 6. Требования безопасности при выполнении сварочных работ (СЛАЙД № 9)

Рис. 7. Требования безопасности при выполнении работ по сварке цистерн (СЛАЙД № 10)

Рис. 8. Требования безопасности при выполнении регулировочных работ (СЛАЙД № 11)

Требования безопасности и основные мероприятия по снижению вредных последствий для окружающей среды при эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и хранении автомобилей.

Инструктаж вводный и на рабочем месте. Повторный и внеплановый инструктаж.

Методы контроля и нормы содержания окиси углерода и углеводородов в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями и дымности отработавших газов автомобилей с дизельными двигателями.

Ответственность за загрязнение окружающей среды.

Требования к водителям по соблюдению личной гигиены и правил производственной санитарии.

Порядок оформления несчастных случаев на производстве.

Техника безопасности на автомобильном транспорте.

Эксплуатация автомобилей требует соблюдения определенных норм и правил, исключающих случаи производственного травматизма и обеспечивающих сохранение здоровья водителей и лиц, причастных к использованию, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

В нашей стране охране труда и технике безопасности уделяется большое внимание во всех отраслях народного хозяйства, в Вооруженных Силах. Водители автомобилей должны твердо знать требования правил техники безопасности и неукоснительно выполнять их па практике.

При работе в парках необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

перед пуском двигателя машину затормаживают стояночным тормозом, а рычаг коробки передач устанавливают в нейтральное положение;

техническое обслуживание и ремонт машин производят только при неработающем двигателе;

запрещается производить работы на автомобилях со снятыми колесами и вывешенными на домкратах и талях (в этом случае автомобиль устанавливают на подставки или козлы, а под неснятые колеса подкладывают колодки или упоры);

личный состав по парку перемещается только по тротуарам;

движение машин по территории парка должно производиться со скоростью не более 10 км/ч, а в производственных помещениях - 5 км/ч;

не допускается длительная работа двигателя в крытых помещениях парка.

К техническому состоянию автомобилей также предъявляются определенные требования техники безопасности. Ветровые и боковые стекла кабины должны быть цельными и обеспечивать хорошую видимость через них. Стекла дверей должны плавно подниматься и опускаться стеклоподъемниками. Стеклоочиститель должен быть исправным, хорошо очищать ветровые стекла. Выпускные трубы двигателя не должны пропускать вредные газы в кабину к подкапотное пространство. Замки дверей кабины и запорные устройства бортов грузовой платформы должны исключать произвольное их открывание. Не допускается течь воды, масла, топлива в двигателе и его системах.

Рулевое управление должно обеспечивать легкость и надежность управления автомобилем на всех скоростях и в любых дорожных условиях. Свободный ход рулевого колеса должен быть не более установленной нормы.

Тормозная система должна обеспечивать остановку автомобиля в соответствии с Правилами дорожного движения и одновременность начала торможения всех колес.

Шины допускаются к эксплуатации при отсутствии сквозных порывов и трещин, если не полностью изношен рисунок протектора и давление в них соответствует норме. Не разрешается эксплуатировать шины, не соответствующие размеру ободьев колес. Диски и ободья, имеющие погнутости и выработку отверстий под шпильки, к эксплуатации не допускаются. Замочные кольца должны надежно удерживаться в канавках.

Приборы электрооборудования должны работать надежно на всех режимах, особенно приборы освещения и сигнализации. Не допускается искрение в проводах и клеммах. Автомобили с неисправным освещением, стоп-сигналом, задними фонарями не допускаются к эксплуатации. На автомобиле обязательно должно быть установлено зеркало заднего вида.

Грузовая платформа автомобиля не должна иметь поломанных брусьев и досок.

Прицеп присоединяется к автомобилю жестким дышлом к тягово-сцепному устройству, дающему возможность свободно поворачиваться дышлу. В сцепке автомобиля с прицепом должен быть дополнительный трос или цепь, исключающие отрыв прицепа.

Автомобили, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся грузов, должны иметь не менее двух густопенных огнетушителей. Автобензоцистерны и топливозаправщики, кроме того, должны иметь металлические цепи для заземления, а их выпускные трубы должны быть выведены вперед справа по ходу с наклоном выпускного отверстия вниз. Люки и краны должны быть исправны и не иметь подтеканий.

Бортовые автомобили, перевозящие легковоспламеняющиеся, огнеопасные и взрывчатые грузы в таре, должны быть оборудованы трубой глушителя, выведенной вперед вправо по ходу с наклоном отверстия вниз, и двумя огнетушителями.

На автомобилях, перевозящих огнеопасные грузы, должка

быть надпись "Огнеопасно".

Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля следует проводить на специально оборудованных постах.

При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке передач и под колеса подложить не менее двух упоров.

Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на неработающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка карбюратора, реле-регулятора и т.д.) следует проверить и застегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, заправить волосы под головной убор, при этом нельзя работать сидя на крыле или буфере машины.

На рулевом колесе вывешивается табличка "Не пускать - работают люди". При снятии узлов и деталей, требующих больших физических усилий, необходимо пользоваться приспособлениями (съемниками). При работах, связанных с проворачиванием коленчатого вала двигателя, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение. При пуске двигателя вручную следует остерегаться обратных ударов и применять правильные приемы захвата пусковой рукоятки (не брать рукоятку в обхват, проворачивать ее снизу вверх). При использовании подогревателя особое внимание обращается на его исправность, отсутствие подтеканий бензина; работающий подогреватель не должен оставаться без присмотра. Краник топливного бачка подогревателя открывается только на время его работы, на летний период топливо из бачка сливается.

Обслуживание трансмиссии при работающем двигателе запрещается. При обслуживании трансмиссии вне осмотровой канавы или эстакады необходимо пользоваться лежаками (подстилками). При работах, связанных с провертыванием карданных валов, необходимо дополнительно убедиться в выключении зажигания, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить стояночный тормоз. После выполнения работы снова затянуть стояночный тормоз и включить низшую передачу в коробке передач.

При. снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. При снятии колес также следует поставить автомобиль на козлы, а под неснятые колеса подложить упоры. Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.), запрещается. Нельзя подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы.

Инструмент, применяемый при работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, должен быть исправным. Молотки и напильники должны иметь хорошо насаженные деревянные ручки. Отвертывание и завертывание гаек должно производиться только исправными ключами соответствующих размеров.

После выполнения всех работ перед пуском двигателя и трога? нием машины с места нужно убедиться, что все принимавшие участие в работе люди находятся на безопасном удалении, а оборудование и инструмент убраны на свои места.

Проверка и опробование на ходу рулевого управления и тормозных систем должны производиться на оборудованной площадке. Нахождение посторонних лиц во время проверки автомобиля на ходу, а также размещение лиц, участвующих в проверке, на подножках, крыльях запрещается.

При работе на осмотровых канавах и подъемных устройствах следует выполнять следующие требования:

при постановке машины на осмотровую канаву (эстакаду) вести машину с малой скоростью и следить за правильным положением колес относительно направляющих реборд осмотровой канавы;

поставленную на осмотровую канаву или подъемное устройство машину следует затормозить стояночным тормозом и установить упоры под колеса;

пользоваться переносными лампами в осмотровой канаве можно только с напряжением не выше 12 В;

не курить и не зажигать открытого огня под машиной; не следует складывать инструмент и детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих;

перед съездом с канавы (эстакады) убедиться, что подмашиной нет людей, неубранного инструмента или оборудования;

следует остерегаться отравления скапливающимися в осмотро-вых канавах отработавшими газами и парами горючего.

При работе с бензином нужно соблюдать правила обращения с ним. Бензин - легковоспламеняющаяся жидкость, при попадании на кожу вызывает раздражение, хорошо растворяет краску. Следует осторожно обращаться с тарой из-под бензина, так как оставшиеся в таре его пары легко воспламеняются. Особую осторожность следует проявлять при работе с этилированным бензином, в котором содержится сильнодействующее вещество - тетраэтил свинец, вызывающий тяжелое отравление организма. Нельзя использовать этилированный бензин для мойки рук, деталей, чистки одежды. Запрещается всасывать бензин и продувать трубопроводы и другие приборы системы питания ртом. Хранить и перевозить бензин можно только в закрытой таре с надписью "Этилированный бензин - ядовит". Для удаления пролитого бензина применяются опилки, песок, хлорная известь или теплая вода. Участки кожи, облитые бензином, немедленно промываются керосином, а затем теплой водой с мылом. Перед едой необходимо обязательно мыть руки.

Особой осторожности требует обращение с антифризом. Эта жидкость содержит в себе сильнодействующий яд - этилен-гликоль, попадание которого в организм приводит к тяжелому отравлению. Тара, в которой хранится и перевозится антифриз, должна иметь надпись "%%" и опломбировываться. Категорически запрещается переливать низкозамерзающие жидкости при помощи шланга путем засасывания ртом. Заправка автомобиля антифризом производится непосредственно в систему охлаждения. После обслуживания системы охлаждения, заправленной антифризом, необходимо тщательно мыть руки. При случайном попадании антифриза в организм пострадавший должен быть немедленно доставлен в медицинский пункт для оказания помощи.

Тормозные жидкости и их пары также могут вызвать отравление при попадании в организм, поэтому при работе с этими жидкостями нужно соблюдать все меры предосторожности, а после обращения с ними следует тщательно вымыть руки.

Кислоты хранят и транспортируют в стеклянных бутылях с притертыми пробками. Бутыли устанавливаются в мягкие лозовые корзины с древесной стружкой. При переноске бутылей используют носилки и тележки. Кислоты при попадании на кожу вызывают сильные ожоги и разрушают одежду. При попадании кислоты на кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и про мыть сильной струей воды.

Растворители и краски при попадании на кожу вызывают раздражение и ожоги, а их пары при вдыхании могут вызвать отравление. Производить покраску автомобиля нужно в хорошо вентилируемом помещении. После работы с кислотами, красками и растворителями нужно тщательно мыть руки теплой водой с мылом.

Отработавшие газы, выходящие из двигателя, содержат в своем составе окись углерода, углекислый газ и другие вещества, способные вызвать тяжелое отравление и даже смерть человека. Это всегда должны помнить водители и принимать меры но предупреждению отравлений отработавшими газами.

Приборы системы питания двигателя должны быть правильно отрегулированы. Периодически следует проверять затяжку гаек крепления выпускных газопроводов. При выполнении проверочно-регулировочных работ, связанных с необходимостью пуска двигателя в закрытом помещении, необходимо обеспечить отвод газов от глушителя; выполнение этих работ в помещениях, не оборудованных вентиляцией, запрещается.

Категорически запрещается спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, в таких случаях просачивающиеся в кабину отработавшие газы нередко приводят к смертельным отравлениям.

При работе с электроинструментом необходимо проверять исправность и наличие защитного заземления. Напряжение переносного освещения, используемого при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, должно быть не более 12 В. Во время работы*с инструментом, питаемым током напряжением 127-220 В, следует надевать защитные перчатки и пользоваться резиновым ковриком или деревянным сухим помостом. Оставляя рабочее место даже на короткое время, необходимо выключить инструмент. При любой неисправности электроинструмента, заземляющего устройства или штепсельной розетки работу следует прекратить.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и при перевозке грузов все лица, в том числе и водители, должны соблюдать правила техники безопасности. Автомобиль, находящийся под погрузкой, должен быть надежно заторможен, водитель не должен отлучаться с места погрузки или разгрузки. При погрузке сыпучих грузов в кузове не должно быть людей. Если автомобиль загружается экскаватором, водитель должен подать автомобиль так, чтобы ковш экскаватора не проходил над кабиной. При загрузке из бункера подъезжать к нему следует задним ходом так, чтобы центр кузова расположился под бункером. Запрещается выполнять ремонтные работы и техническое обслуживание автомобиля при погрузочно-разгрузочных работах.

При перевозке грузов в ящиках, контейнерах, поддонах необходимо помнить, что при перевозках крупногабаритных грузов повышается центр тяжести автомобиля, поэтому нужно вести машину и тормозить плавно, на поворотах уменьшать скорость движения. Перевозить личный состав вместе с грузами в кузове запрещается.

При монтаже и демонтаже шин необходимо соблюдать следующие правила:

монтаж и демонтаж шин должны производиться на стендах или чистом полу (помосте), а в полевых условиях - на разостланном брезенте или другой подстилке;

перед демонтажом шины с обода колеса воздух из камеры должен выпускаться полностью, демонтаж шины, приставшей к ободу, должен осуществляться на специальном стенде для демонтажа шин;

производить монтаж шин на неисправные ободья колес, а также применять шины, не соответствующие размеру обода колеса, запрещается;

во время накачивания шины необходимо применять специальное ограждение или страхующие приспособления, при выполнении этой операции в полевых условиях нужно колесо положить замочным кольцом вниз.

Водитель должен знать причины возникновения и правила тушения пожара в парке и на автомобиле. Необходимо следить за исправностью электрооборудования и отсутствием течи топлива. При загорании автомобиля его следует немедленно удалить со стоянки и принять меры к тушению пламени. Для тушения пожара нужно применять густопенный или углекислотный огнетушитель, песок или накрыть очаг пожара плотной материей. В случае возникновения пожара независимо от принимаемых мер нужно вызывать пожарную команду.

Работающие на автотранспортных предприятиях подвергаются повышенной опасности в связи с большим количеством самодвижущихся средств, использованием сложного оборудования, приспособлений и инструментов при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, применением огнеопасных и взрывоопасных материалов, наличием выделений вредных газов.

Ответственность за руководство работой по охране труда и технике безопасности , проведение мероприятий по снижению и предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний возлагается на руководителя автотранспортного предприятия.

Для непосредственного ведения работ по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии предусматривается должность инженера (старшего инженера) по технике безопасности, подчиненного главному инженеру автотранспортного предприятия.

Местные (заводские) профсоюзные комитеты контролируют соблюдение законодательства о труде, требований охраны труда и производственной санитарии, разрешают трудовые споры.

Для улучшения работы по охране труда и технике безопасности профсоюзные комитеты создают на предприятиях комиссии охраны труда и выделяют общественных инспекторов по охране труда.

Общими производственными мероприятиями по технике безопасности являются: повышение культуры производства, инструктаж рабочих по безопасным приемам работы, контроль за соблюдением правил техники безопасности, привлечение общественности к решению вопросов охраны труда, соблюдение технологического процесса, исправность оборудования, приспособлений и инструментов, достаточная ширина проходов и проездов, сохранность защитных ограждений, обеспеченность работающих спецодеждой.

  • При несчастные случаи часто происходят оттого, что рабочие пользуются неисправными, загрязненными и замасленными инструментами.
  • Пуск двигателя должен производиться стартером. Перед пуском автомобиль нужно затормозить, а рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение.

При использовании пусковой рукоятки (в исключительных случаях) не следует брать рукоятку в обхват, поворачивать рукоятку снизу вверх, не применять рычаги и усилители.

В двигателях с ручной регулировкой опережения зажигания перед пуском необходимо установить позднее зажигание. Запрещается пуск двигателей буксировкой автомобилей (после ремонта, ночной стоянки и т. д.)

  • При техническом обслуживании аккумуляторной батареи на автомобиле нужно пользоваться переносной лампой напряжением 36 в; нельзя пользоваться источником света с открытым пламенем.

Необходимо следить за чистотой вентиляционных отверстий в пробках, так как при их засорении сильно повышается давление газов и возможен разрыв бака аккумуляторной батареи.

Провода должны быть надежно прекреплены к зажимам батареи. При снятии и переносе батарей следует пользоваться захватами, а для транспортирования - тележками или носилками.

В помещениях для ремонта и заряда аккумуляторных батарей запрещается курить, зажигать спички, работать с открытым огнем.

Нельзя проверять напряжение батареи коротким замыканием; следует пользоваться нагрузочной вилкой, остерегаясь при этом касаться рукой сильно нагревающегося сопротивления нагрузочной вилки.

  • Монтаж-демонтаж шин надо производить на стенде или на чистом полу (помосте), а в пути - на разостланном брезенте.

Накачивать шины воздухом следует в огражденном месте или с применением устройств, предохраняющих рабочих от несчастных случаев при выскакивании замочного кольца или разрыве покрышки.

При накачивании следить, чтобы давление воздуха в шине не превышало установленную норму.

  • Перед самовытаскиванием застрявшего автоомобиля трос лебедки надежно закрепляют за столб, пень, дгреио или анкеры, вкопанные в землю, расчищают землю под передним и задним мостами автомобиля. Затем включают передачу для наматывания троса в коробке отбора мощности и подтягивают автомобиль при 1000-1100 об/мин коленчатого вала двигателя.

Для вытаскивания другого автомобиля используют блок и цепь блика лебедки. Автомобиль с лебедкой устанавливают на твердом основании и затормаживают. Под колеса подкладывают упоры и закрепляют автомобиль тросом за какой-либо предмет на местности.

Затем включают только коробку отбора мощности, а рычаг коробки передач ставят в нейтральное положение.

Заправлять автомобили можно лишь на газонаполнительных станциях при неработающем двигателе. При заправке баллонов сжиженным газом надо остерегаться обмораживания. В сроки, установленные Госгортехнадзором, баллоны подвергают испытаниям.

Эксплуатация газобаллонных автомобилей с неисправным газовым оборудованием и утечкой газа воспрещается. Когда не удается устранить утечку газа, газ выпускают в атмосферу (вдали от людей и источников огня).

При длительной стоянке автомобиля вентили баллонов должны быть закрыты, газ из магистрали выработан, магистральный вентиль закрыт.

Перед тем как подтягивать гайки газовой аппаратуры и проверять, или исправлять приборы электрооборудования, надо закрыть все вентили и убедиться в отсутствии газа под капотом двигателя.

Нельзя регулировать газобаллонный автомобиль в закрытом помещении и ремонтировать газовую аппаратуру, находящуюся под давлением, а также при работающем двигателе.

К вождению и ремонту газобаллонных автомобилей допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и сдавшие экзамены по техминимуму и правилам техники безопасности.

  • На основании «Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта» , администрация автотранспортного предприятия разрабатывает инструкции по технике безопасности для отдельных профессий и работ применительно к местным условиям.

В инструкциях указывают мероприятия, предупреждающие производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Инструкции должны точно соответствовать действующим нормам, правилам и ГОСТам по технике безопасности и производственной санитарии.

Утверждает инструкции руководитель предприятия.

  • По технике безопасности для должны применяться надежные грузозахватные приспособления.
  • Этилированный бензин ядовит, но он опасен только при несоблюдении . Использовать его можно только как топливо для двигателей.
  • перевозят и хранят в герметичных металлических бидонах и бочках с завертывающимися пробками. На таре должна быть надпись «Яд» и знак маркировки, установленный для ядовитых веществ.
  • Концентрация вредных веществ , содержащихся в отработавших газах, не должна превышать: в кабине грузового автомобиля, внутри салона автобуса или кузова легкового автомобиля 30 м/м 3 окиси углерода (угарного газа) и 2 мг/м 3 акролеина; в помещениях для технического обслуживания и ремонта автомобилей при постоянном и длительном пребывании в нем работающих - 20 мг/м 3 окиси углерода и 0,7 мг/м 3 акролеина.
  • Предусматриваются: вводный , инструктаж на рабочем месте, повторный инструктаж, дополнительный (внеплановый) инструктаж, обучение по технике безопасности.
  • имеет целью предупредить возможные осложнения, угрожающие здоровью и жизни людей.
  • За нарушение правил охраны труда и техники безопасности могут быть наложены следующие взыскания: замечание (постановка на вид), выговор, строгий выговор и перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев. В работе водителей автомобилей особенно недопустимы такие грубые нарушения трудовой дисциплины, как появление на работе в нетрезвом виде, лихачество и неосторожность, приводящие к несчастным случаям. Руководитель предприятия может передать материалы на нарушителей правил охраны труда и техники безопасности в товарищеский суд. Товарищеский суд может объявить товарищеское предупреждение, общественное порицание, общественный выговор, может поставить вопрос о переводе виновного на нижеоплачиваемую работу или о понижении его в должности.

Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Все проверки, техническое обслуживание и ремонт проводятся только на неподвижно стоящем транспортном средстве. Для этого необходимо провести подготовительные операции, исключающие самопроизвольное движение транспорта: установить автомобиль, поставить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить упоры (башмаки) под колеса ведущих мостов.

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо соблюдать требования соответствующих государственных стандартов, Санитарных правил организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил по охране труда на автомобильном транспорте и Правил пожарной безопасности для предприятия автомобильного транспорта общего пользования РФ.


Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны проводиться в специально отведенных для этого местах (на постах), оснащенных необходимыми для выполнения работ устройствами, подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть очищены от грязи, снега, льда и вымыты.


Автомобиль, установленный на напольный пост технического обслуживания или ремонта, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями — перекрыть подачу топлива. На рулевое колесо автомобиля необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Двигатель не пускать. Работают люди».


При обслуживании автомобиля на подъемнике на механизм управления подъемником необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».


В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.


В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей должны быть световая и звуковая сигнализация, предупреждающая работающих на линии обслуживания о моменте начала движения автомобиля с поста на пост, кроме того, на каждом посту должны быть установлены сигналы аварийной остановки.


Техническое обслуживание и ремонт автомобиля допускаются при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания или ремонта.


При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания для автомобилей с бензиновыми двигателями или перекрытие подачи топлива для автомобилей с дизельными двигателями, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.


Снимать с автомобиля детали и агрегаты, заполненные жидкостями, следует только после полного удаления (слива) этих жидкостей. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, создает неудобства в работе, надо применять приспособления (съемники). Агрегаты массой более 20 кг (двигатели, коробки передач, задние и передние мосты) снимать, транспортировать и устанавливать необходимо с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), обеспечивающими полную безопасность работ. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного подъемного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при заматывании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать и устанавливать рессоры следует после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).


При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля следует применять устойчивые подставки или стремянки, обеспечивающие безопасность работ в соответствии с требованием государственного стандарта.


Работники, выполняющие работы лежа под автомобилем, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков на полу и земле запрещается.


Запрещается:

  1. поднимать автомобиль за буксирные крюки;
  2. работать и находиться под автомобилем, приподнятым домкратом без установки специальных страхующих подставок (козелков);
  3. работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без упора;
  4. ставить на упоры поднятый груженый кузов автомобиля-самосвала.

При ремонте днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде автомобиль надежно укрепляют, топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения сливают, плотно закрывают маслоналивную горловину двигателя и снимают аккумуляторную батарею. При необходимости продувки системы питания следует пользоваться воздушным насосом, присоединенным к системе раздачи сжатого воздуха, снабженного влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать 0,5 мПа. Тормозную систему автомобиля необходимо испытывать на стенде. Допускаются испытания на специальной площадке. При этом ее размеры должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов.


В полевых условиях при подъеме и установке автомобиля на домкрат последний следует устанавливать только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой вязкой почве под него следует прокладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Мыть автомобили, агрегаты и детали необходимо в специально отведенных местах. Пост ручной мойки расролагают в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением. Источники освещения, проводка и силовые двигатели в зоне мойки должны быть в герметичном исполнении.


При ручной мойке мойщик обеспечивается спецодеждой. Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик, должны иметь шероховатую поверхность. При механизированной мойке рабочее место мойщика располагают в водонепроницаемой кабине. Электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (12 В). Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при соблюдении следующих условий: устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов; гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления кожухов, кабины и аппаратуры.


Концентрация щелочных растворов, используемых при мойке, должна быть не более 5 %. Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями. После окончания мойки щелочным раствором необходимо агрегаты и детали промыть горячей водой. Запрещается использовать для мойки легковоспламеняющиеся жидкости.


При работе с синтетическими моющими средствами для защиты рук и предупреждения попадания брызг раствора на слизистую оболочку глаз работающие должны применять средства индивидуальной защиты: защитные очки, респираторы, перчатки. Руки до локтя следует предварительно смазывать защитными кремами и пастами (силиконовый, ИЭР-2 и др.). Запрещается использовать для мытья рук препарат AM-15, так как он приводит к обезжириванию кожи. В зоне постов мойки запрещаются работы с применением открытого огня.


Санитарная обработка автомобилей должна проводиться в помещениях или на специальных площадках, предназначенных для уборки и мойки автомобилей. Уборочно-моечные операции должны выполняться ежедневно.


Химическая обработка автомобилей, перевозящих пищевые продукты, должна производиться по графику, составленному администрацией АТП и согласованному с местными органами санитарного надзора.


Дезинфицировать автомобили, перевозящие мясо и мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, надо не реже 1 раза в неделю.


Ежедневная обработка специализированных автомобилей, занятых на перевозке пищевых продуктов (мясо, субпродукты, рыба), заключается в мойке их теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды или горячим 0,15—0,2%-ным раствором каустической соды, ополаскивании горячей водой и протирке ветошью насухо. Хлебные фургоны предварительно должны быть очищены от крошек.


Перед еженедельной дезинфекцией также должны быть выполнены уборочно-моечные работы. Дезинфицируют осветленным 3%-ным раствором хлорной извести (для хлебных фургонов — 2%-ным раствором) или 2%-ным раствором хлорамина.


Кузова, обитые внутри оцинкованным железом, дезинфицируют путем протирания поверхности тряпкой, смоченной в дезинфицирующем растворе, а кузова, не обитые железом, дезинфицируют путем обильного увлажнения поверхности дезинфицирующим раствором. Затем выдерживают в течение 2—5 мин, промывают горячей водой из шланга, просушивают и проветривают до полного удаления запаха хлора.


Покрывала, применяемые для укрытия продуктов, промывают с помощью щеток теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды, затем горячей водой и просушивают.


Инвентарь, использованный при уборочно-моечных операциях, также промывают моющим раствором, ополаскивают и погружают на 30 мин в 2%-ный осветленный раствор хлорной извести или на 1 ч в 2%-ный раствор хлорамина. Затем его промывают горячей водой и просушивают.