Самый большой колесный бульдозер. Самый большой бульдозер в мире

Гигантские бульдозеры обитают на горнорудных разработках, в карьерах. В пункт назначения их доставляют частями и на месте их будущей работы собирают.

Самым большим из них считается японский гигант Komatsu D575A-3SD . Его тактико-технические характеристики фантастические. Весит 114,5 тонн, имеет 12-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 1167 л.с. (858 кВт).

Отвал бульдозера весит ни много, ни мало – 32,4 тонны, его длина – 7,4 м, ширина – 3,25. Отвал за раз может захватить 69 куб.м. породы! Для сравнения: объем 40-футового морского контейнера - 61 куб.м. Кстати, D575A называют еще Super Dozer.

2-ой бульдозер той же компании, Komatsu D475A-5 SD – 108 т, мощность двигателя 890 л. с.

Не сильно отстают от них и другие герои – американские Caterpillar D11T (783 кВт) и, тоже американские, но колесные бульдозеры, LeTourneau D-950 (634 кВт). Оба весят по 104 т.

Вслед за этой четверкой идет гордость Челябинского тракторного завода Т-800, он же Т-75.01. Это гусеничный бульдозерно-рыхлительный агрегат, самый крупный в Европе, кстати! Первый экземпляр был собран еще в 1983 году и, выпущено их было всего 10 штук. Вес трактора – 106 тонн, мощность мотора - 820 л. с.

№1 за всю историю

Если быть объективным, то самый большой бульдозер в мире за всю историю был не 575ый Komatsu, а итальянский ACCO dozer . Его в 80-х годах прошлого столетия спроектировали и построили по заказу президента Ливии, полковника Каддафи, но из-за санкций ООН, он так и не попал к заказчику. ACCO весит 183 тонны, мощность двигателя составляет 1300 л.с. Dozer так и остался «на приколе» и никогда не использовался. Кстати, ACCO был создан на основе Caterpillar.

Еще один представитель России, вернее СССР - Promtractor T-50.01 Bulldozer. Агрегат появился на свет тоже в конце 80-ых. В нем использовался американский двигатель Cummins. Двигатель имел мощность 552 кВт или 751 л.с. Вес бульдозера – 93,5 тонны.

Есть еще Caterpillar D10T, есть - Komatsu D375A-6, но с этими компаниями-производителями всё понятно. Например, итальянский Fiat-Allis FD50 Bulldozer – результат работы совместного итало-американского предприятия, оборудованный двигателями Cummins VT28-C. В 1989 фирма прекратила производство. Бульдозер FD50 имеет максимальную мощность 600 л.с. и весит около 80 тонн.

Еще один большой бульдозер - CHETRA HEAVY 40Ya. Эта модель использует дизельный двигатель максимальной мощностью 434 кВт (590л.с.). Рабочий вес: 68,5 тонн.

На самом деле, больших машин много, и в производстве механизмов такого класса нет соцсоревнований или Олимпийских игр. Цель их создания, в первую очередь – работа. Один может быть выше, другой – сильнее, третий – тяжелее, но каждый из них уникален и интересен по-своему.

Самый большой бульдозер, как это ни прискорбно, так и не был задействован по прямому назначению. Он изготовлен в Италии корпорацией Umberto Acco в начале восьмидесятых годов прошлого века. Масса трактора составляет 183 тонны, а его отдельные запчасти выпускались исключительно на заказ. Агрегат оснащен парой двигателей Caterpillar, совокупной мощностью 1 350 конских сил. Машина была изготовлена по заказу ливийского лидера, полковника Каддафи. Однако из-за введения эмбарго и еще ряда причин, гигант так и остался в качестве музейного экспоната. Ниже приведен рейтинг и краткие характеристики нескольких сверхбульдозеров.

Отрасли применения

Представленная техника рассчитана на работу в тяжелых условиях. Благодаря мощному силовому агрегату, самый большой бульдозер может легко справляться с любыми породами горных образований и вечномерзлыми грунтами. Это делает технику прекрасным помощником при разработке карьерных залежей открытым способом и добыче всевозможных природных ресурсов.

Гигантские тракторы востребованы в следующих сферах:

  • В горно-обогатительной отрасли.
  • При прокладке трубопроводов в вечной мерзлоте.
  • Для разработки особо плотных карьерных грунтов.
  • При добыче золота и алмазов.

Многие из рассматриваемых агрегатов являются серийными машинами, которые до сих пор изготавливаются. Первенство здесь за двумя крупнейшими компаниями по выпуску специальной техники - Caterpillar и Komatsu.

Основные технические показатели

Самый большой бульдозер, характеристики которого указаны далее, выпускается по специальным заказам в ограниченном количестве. Основные данные машины Komatsu D-575A (Super Dozer):

  • Полный вес с навесным спецоборудованием (т) - 153.
  • Мощность силовой установки (л. с.) - 1 150.
  • Объем отвала (куб. м) - 69.
  • Вместимость баков для горючего (л) - 2100.
  • Длина машины (м) - 11,7.

Самый большой бульдозер оснащен трансмиссией гидромеханического типа, жидкостной системой охлаждения. Силовая установка оборудована 12 цилиндрами и турбинным наддувом.

Второе и третье места среди гигантов

Второй по габаритам самый большой бульдозер - это серийно производимая машина от японских конструкторов под названием KOMATSU D475A-5 SD. Масса данного великана не так впечатляет, всего 108 т. Мощность моторной установки составляет 890 конских сил при показателе отвала более 34-х кубических метров. Невзирая на условно компактные габариты, мощность и производительность поражают профильных специалистов и любителей габаритной техники.

На третьей ступени среди огромных бульдозерных установок представлена модификация CATERPILLAR D11R/ D11R CD. Мощностные показатели силового агрегата этого массивного транспорта достигают 850 "лошадей", а общий снаряженный вес - 113 тонн. Отвальный объем равен 43,6 куб.м.

Конкуренты на колесах

В мире создано множество машин-гигантов как на гусеничном, так и на резиновом ходу. Как гласит книга рекордов, самый большой колесный бульдозер Big Bud имеет впечатляющие габариты, но уступает некоторым гусеничным монстрам в высоте и мощности. Данная техника рассчитана на проведение аграрных работ.

Основные технические показатели:

  • Длина/ширина/высота (м) - 8,8/5,5/4,2.
  • Масса (т) - 45.
  • Силовой агрегат: мощность - 1 МВт, объем - 24 литра.
  • Вместимость топливного бака (л) - 3 800.
  • Количество колес (шт.) - восемь.

Подобная махина способна тащить тридцатиметровый плуг и производить вспашку земли на глубину до трех метров. Самый большой колесный бульдозер в мире, название которого в переводе звучит как «Большой дружок», способен за 60 минут работы перевернуть сотни тонн земли.

Еще несколько представителей

На отечественном рынке Т-800 зачислен в Книгу рекордов Гиннеса (1990 г.). Масса этого трактора составляет 106 тонн, а показатель мощности движка достигает 820 лошадиных сил, при количестве отвала 26 кубометров. Представленная техника рассчитана на работу в тяжелых условиях, ее серийный выпуск был налажен в 1983 году. Первоначально силу машины испытали при возведении АЭС на Южном Урале, а на модернизации «Магнитки» советский монстр сумел обойти по выработке японский аналог, обработав за смену 14-тидневную норму его функционала. Самый большой бульдозер от челябинских конструкторов имеет просторную кабину. В ней без проблем могут одновременно разместиться два человека. Ее полезный объем составляет три с половиной кубических метра. Основное рабочее место изолировано от вибрационных и шумовых воздействий, оборудовано теплоизоляцией.

Масса следующего монстра Komatsu D375A-6, который серийно выпускается по сей день, - 71,64 тонны. Мощность турбодизеля SAA6D170E-5 включает в себя 636 конские силы, при 23-хлитровом объеме. Перемещается он также не очень резво - до 15 км/ч. Сферы применения стандартные, как и для аналогичных моделей.

Caterpillar D10T2 является второй по габаритам серийной модификацией в производственном ряду этой компании, имеет массу 70,17 тонн. Он оборудован силовой установкой на 27 литров и мощностью в 766 "лошадок". Для полного обеспечения потребностей прожорливого мотора, емкость для горючего вмещает 1190 литров. Максимальный показатель скорости - от 12,6 (вперед) до 15,7 км/ч (задний ход). Агрегат применяется в карьерной добыче и при проведении крупных работ по землеустройству и возведению дорог.

Заключение

Невзирая на то что выпуск огромных бульдозеров связан с колоссальными затратами, такие модели до сих пор пользуются популярностью на отечественном рынке и за рубежом. Такой успех обусловлен надежностью техники, возможностью преодолевать сопротивление любых пород и «вечной мерзлоты», где не справляется взрывчатка и другое оборудование. Благодаря своим исключительным свойствам, мощности и огромным габаритам, гигантские тракторы востребованы и порой незаменимы.

Многим было бы интересно получить информацию про рекордсменов, среди специальной техники, которые являются самыми массивными и мощными техническими средствами и применяются для выполнения особо сложных задач. На данном этапе технического прогресса на рынке спецтранспорта существует несколько видов самых больших бульдозеров в мире. Чтобы понятней было сравнение данных представителей транспортного спецряда, необходимо понимать что представляет собой бульдозерное оснащение и не лишним будет ознакомиться с основными параметрами данного транспорта.

Бульдозером называют рабочее оборудование, которое при помощи специальных приспособлений закрепляется на гусеничном (колесном) тракторе. Конструкция данного оборудования может быть выполнена в виде отвального элемента, который оснащен режущим инструментом. Также бульдозерное оснащение изготавливается, как толкающее приспособление, и представляет собой, в данном случае, рамный каркас или опорную основу, изготовленную из профильного бруса. К такому оснащению, в обязательном порядке, подводится индивидуальная система контроля над осуществлением рабочего процесса.

Главным техническим свойством для самых больших бульдозеров в мире является тяговая возможность тракторной техники, на которую закреплено оборудование. Такая техника применяется для осуществления рабочих операций по выравниванию и перемещению грунтовых насыпей, планировке участков с мерзлыми земляными пластами и очистке площадей от скальных образований. Применение такой техники широко распространяется на сферу деятельности крупных строительных организаций. Зачистка строительного участка, возведение насыпей, оборудование котлованных ям - трудоемкие операции, которые невозможно выполнить без задействования бульдозерного транспорта. Основными достоинствами больших бульдозеров выступают экономность их эксплуатации, простота и надежность конструкционных элементов, высокий уровень производительных возможностей и универсальная мобильность транспорта.

Гигант Super Dozer и его более легкий собрат бульдозер KOMATSU D475A-5 SD

Первым самым большим бульдозером в мире является KOMATSU D575A-3 SD, второе название которого Super Dozer. На данный момент с этой моделью бульдозерной техники не сможет сравниться ни один транспорт подобного назначения. Данный бульдозер полностью лидирует среди спецтехники тяжелого веса. Эксплуатационная масса машины составляет 153 тонны, при мощности двигателя в 1150 лошадиных сил.

Объемный размер отвального приспособления равен почти семидесяти кубическим метрам. Мотор имеет двенадцатицилиндровую конструкцию и функционирует на дизельном топливном ресурсе. На транспорте установлен огромный топливный резервуар, который может вместить в себя дог 2100 литров топливной жидкости. Длина такой машины составляет 11,72 метра. Огромный бульдозер способен перемещаться в обе стороны на трех, регулируемых скоростных режимах.

Второе место, как самый большой бульдозер в мире занимает KOMATSU D475A-5 SD. Машина имеет общую массу в 108 тонн. На данном специальном транспорте используется отвальное приспособление, которое может быть двух типов: сферический отвал и полусферическое оборудование. Объемный размер рабочих приспособлений составляет 27 кубов для второго и 34,4 кубических метров для первого приспособления. Свою популярность этот вид бульдозерного транспорта получил благодаря высоким производительным способностям.

Эти бульдозеры предназначены для решения самых сложных задач

Самый большой бульдозер Катерпиллер занимает третье место в линейке бульдозерных гигантов. Масса машины, в зависимости от рабочего оборудования может варьироваться в диапазоне от 104 до 113 тон. Также отличаются и объемные размеры отвальных приспособлений, что применяются для данной техники. Размеры отвалов могут составлять от 27 до 44 кубических метров. Двигатель бульдозера работает с мощностью до 850 литров за одну секунду. Надежность механических соединений и экономность эксплуатации техники являются основой ее популярности.

Самый большой бульдозер в мире Т-800 также входит в лидирующую пятерку огромного бульдозерного транспорта. Масса отечественного великана составляет 106 тон. Мощность двигателя 820 литров перегонки топливной массы за секунду, а объем отвального оборудования составляет 26 кубов.

Замыкающую позицию среди бульдозеров-гигантов занимает машина Caterpillar D10Т. В семидесятых годах данный транспорт не знал аналогов по величине и по праву считался самым огромным транспортом данного типа. Масса такого бульдозера составляет шестьдесят шесть тонн, а максимальный мощностной уровень двигателя составляет 671 литров за секунду.

Вся габаритная техника применяется для выполнения масштабных рабочих операций и благодаря простоте управления, экономности и высокому производительному уровню является незаменимым средством в осуществлении своей профессиональной деятельности для многих крупных предприятий строительной и промышленной сферы.

« Может, хотя бы машину отгоните?» — жалобно промямлил я, примеряясь к джойстикам и клавишам. Чтобы лучше прочувствовать размеры самого большого в России серийного бульдозера« Четра» Т40, мы подогнали вплотную к гигантскому отвалу директорскую иномарку, и теперь мне предстояло, впервые поднявшись в кабину трактора, самому отвести гусеничную гору от крохотного четырехколесного Магомеда.

Характерная черта ходовой части Т40 – каретки, на которых попарно располагаются катки гусениц. Такое положение катков позволяет добиться большего вертикального хода каждого катка, чем при индивидуальной подвеске, что особенно важно при работе на твердых каменистых породах.

Выдохнув, я включил заднюю передачу и отпустил тормоз. И спустя мгновение наконец увидел целый и невредимый автомобиль, показавшийся из-за отвала высотой более двух метров. Чем больше я катался по полигону, тем сильнее во мне росло ощущение компьютерной игры. Машинист указывает машине направление движения двумя пальцами левой руки, поочередно нажимая на клавиши, которые по размеру и прилагаемому усилию недалеко ушли от компьютерных.

Бульдозер Каддафи

Крупнейший в мире бульдозер был построен в начале 80-х итальянской компанией ACCO. По большей части 183-тонный гигант состоял из деталей Caterpillar. В частности, в движение он приводился двумя 675-сильными дизелями CAT. Ширина отвала ACCO составляла 7 м, а высота — 2,7 м. Трактор был построен специально для экспорта в Ливию. К несчастью, в то же время власти США оказались обеспокоены причастностью ливийского лидера Муаммара Каддафи к террористической деятельности и применили к стране санкции в виде торгового эмбарго. Гигантский бульдозер ACCO остался стоять в Италии, так и не увидев в своей жизни настоящего дела.

Пара джойстиков справа (это уже точно компьютерный аксессуар) управляют отвалом и рыхлителем. Их можно не только поднять или опустить, но и наклонить вправо или влево. «А можно я сам себя подниму?» — по очереди отклоняю оба джойстика, и гигантская гусеница легко и бесшумно отрывается от грунта.


«Четра» Т40. Масса: 68 т // Мощность: 590 л.с. // Объем двигателя: 18,85 л // Ширина и высота отвала: 4720х2230 мм. Характерная черта ходовой части Т40 — каретки, на которых попарно располагаются катки гусениц. Попарное расположение катков позволяет добиться большего вертикального хода каждого катка, чем при индивидуальной подвеске, что особенно при работе на твердых каменистых породах.

А главное, машинист, управляющий бульдозером, не ощущает ровным счетом никаких вибраций. У 68-тонной махины такая инерция, что поверхность полигона, испещренная рытвинами в половину человеческого роста, в кабине воспринимается как ровная водная гладь. Эта отстраненность от реальности, простота управления и обзор с высоты двухэтажного дома смешиваются в глубине души в будоражащий коктейль со вкусом власти. Не зря все мальчишки в возрасте от 5 до 95 мечтают прокатиться на бульдозере.

Бульдозер — это что-то вроде антипода автомобиля. Даже педаль газа здесь работает наоборот: если нажать ее, подача топлива сократится, а с отпущенной педалью двигатель выдает максимальную мощность. Чтобы просто кататься по площадке, педаль газа вообще не нужна- достаточно лишь вовремя нажимать на тормоз.

У Т40 три передачи для переднего хода и три для заднего. Причем назад он быстрее, чем вперед. Передний ход у бульдозера рабочий. Чтобы перемещать большие объемы грунта (в отвал Т40 входит 21 м³ за раз) или рыхлить скальную породу, машине необходим колоссальный крутящий момент, ради которого можно пожертвовать скоростью. Задним ходом бульдозер маневрирует, и чем быстрее он это делает, тем чаще можно совершать рабочий ход. Как правило, машинист не переключает передачи на ходу, а выбирает нужную перед началом движения.


Управлять бульдозером далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Машинист должен тонко чувствовать, каких усилий машине стоит то или иное действие. К примеру, толкая грунт вперед, он поочередно то опускает, то поднимает отвал, варьируя нагрузку. Рыхлить порой приходится не только мягкий грунт, но и каменистые скальные породы. В таких условиях машину очень легко перегрузить.

Бульдозер производит не только выемку и транспортирование, но и плантаж (разравнивание) поверхности грунта. Подготавливая плацдарм для прочей строительной техники, он формирует площадку строго заданной формы и размеров с точностью до считанных сантиметров. Контролировать соответствие чертежам машинисту помогают точные системы позиционирования, датчики высоты и положения отвала.


Линия механообработки объединяет в себе несколько обрабатывающих центров Mazak с автоматической сменой рабочего инструмента, транспортер и две загрузочных станции, куда рабочие подают палеты с закрепленными в них заготовками, чтобы затем забрать уже готовые детали, прошедшие несколько стадий обработки. Номенклатура деталей включает около 50 позиций.

Наши руки не для скуки

590 л.с., а именно столько развивает двигатель Cummins на нашем экземпляре Т40, — на первый взгляд, цифра не самая внушительная. Легковой автомобиль Bugatti Veyron Super Sport выдает на гора под 1200 «лошадок». Разница в том, что двигатель бульдозера большую часть своей жизни проводит именно в режиме максимальной мощности. Это 18,85-литровый шестицилиндровый дизель с турбонаддувом и интеркулером. На Т40 также может стоять двигатель Ярославского моторостроительного завода с аналогичными характеристиками.

Бульдозеры, то есть тракторы с отвалом и рыхлителем, — возможно, самые тяжело нагруженные самоходные машины на планете. Они первыми появляются на любой строительной площадке, разрабатывают полезные ископаемые, добывают руду и золото зачастую в экстремальных условиях эксплуатации. К примеру, в районах Крайнего Севера бульдозеры работают всю зиму без остановки, круглосуточно. При температуре -40°С заглушенный двигатель не удастся завести вновь, поэтому тракторы дозаправляются буквально на ходу и снова идут в бой.


На стапелях располагаются палеты с закрепленными в них заготовками. Транспортер доставляет из туда из загрузочных станций. За раздвижными дверями слева скрываются входы в обрабатывающие центры. Транспортер автоматически подает нужную деталь со стапеля в нужный станок. Основное преимущество автоматической линии состоит в возможности одновременной обработки нескольких деталей без участия человека. В это же время рабочий может загружать на линию новые заготовки или забирать готовые детали.

Задача бульдозера — переместить как можно больше грунта за единицу времени. Справедливости ради отметим, что «Четра» Т40 — не самый большой бульдозер даже в России. Его габариты и масса — это максимум, соответствующий железнодорожным и автотранспортным требованиям для перевозки трактора целиком. Более тяжелые машины для транспортировки приходится разбирать на части. Это настолько усложняет логистическую схему, что спрос на «супергигантов» невелик. К примеру, 106-тонных Т-800 Челябинского тракторного завода за почти 30 лет существования модели было выпущено всего десять штук. Т40 — серийный массовый продукт.

К современному бульдозеру предъявляются три основных требования: способность выдерживать экстремальные нагрузки, высочайшая надежность и ремонтопригодность, плюс комфорт и удобство работы машиниста. Чтобы рассказать о том, как все эти качества удается объединить в одной машине, заместитель генерального конструктора Александр Иваненко пригласил нас на экскурсию по производственным цехам завода «Пром-трактор» в Чебоксарах.


Испытательный стенд для гидротрансформатора

LEGO для папы

Изюминка Т40 и практически всей строительной техники «Четра» — модульная конструкция. Ее принцип можно проследить, пройдя вдоль стапелей сборочного цеха. Трактор начинается с голой сварной рамы. В нее на салазках вставляется коробка передач с гидротрансформатором и закрепляется винтами. По бокам привинчиваются ведущие барабаны гусениц, в корпусах которых скрываются бортовые фрикционы и дополнительные понижающие редукторы. Также на винтах крепится двигатель, опоры гусениц, кабина. Многие компоненты унифицированы и подходят для других машин «Четра» (малых тракторов, экскаваторов, трубоукладчиков). Заводчане в шутку прозвали этот принцип промышленным LEGO.

Модульный принцип — это основа надежности и ремонтопригодности техники «Четра». Сложные узлы (коробка, редукторы) собираются и испытываются не на общей сварной раме, как это было раньше, а по отдельности, в специальных цехах. Каждый компонент проверяется на специальном стенде, имитирующем нагрузки в реальных условиях.


Модульная конструкция трактора позволяет испытывать отдельные узлы и механизмы на испытательных стендах, имитирующих реальные рабочие нагрузки, и лишь затем устанавливать уже проверенные детали на машину. Многие детали унифицированы и подходят сразу для многих моделей техники «Четра», например для тракторов, экскаваторов и трубоукладчиков.

Модульный принцип позволяет ремонтировать технику в полевых условиях. Мобильные сервисные бригады на базе автомобиля «Урал», которые есть во всех регионах эксплуатации техники «Четра», могут увезти проблемный компонент в сборе к месту ремонта, вместо того чтобы эвакуировать бульдозер целиком. «Ремонтировать нашу технику не сложнее, чем делать апгрейд домашнего компьютера», — говорит вице-президент концерна «Тракторные заводы» Виктор Четвериков.

И снова компьютерные ассоциации!

Кстати, управление бульдозером далеко не всегда было так похоже на компьютерную игру. Да, чудовищная масса машины позволяет ей не замечать неровностей мягкого грунта, но сам трактор с огромным шестицилиндровым дизелем — это большой вибростенд. Совсем недавно управление бортовыми фрикционами, отвечающими за поворот машины, и коробкой передач было ручным. В руках машиниста находились рычаги, на которые передавались и вибрации, и рывки трансмиссии.

Симулятор наяву

С помощью переднего джойстика машинист управляет высотой и наклоном отвала, задний джойстик отвечает за положение рыхлителя. В отвал может поместиться до 21 кубометра грунта, а масса однозубого рыхлителя превышает 6 т. Электрогидравлическое управление машиной позволяет полностью изолировать водителя от вибраций двигателя и трансмиссии.

Разработчики приложили все усилия, чтобы сделать кабину независимой от вибронагруженного корпуса трактора. Кабина стоит на пружинах и гидравлических амортизаторах. Кресло машиниста также подрессорено пневмоопорой. Большие окна, обеспечивающие панорамный обзор на 360 градусов, сделаны двойными: внешние стекла имеют температуру окружающей среды, внутренние — салона, поэтому окна никогда не запотевают. В кабине целых два отопителя: зависимый с охлаждающей жидкостью от двигателя и независимый, работающий от той же солярки, что и дизель. В случае поломки мотора машинист сможет дождаться помощи в тепле. Также имеются кондиционер и аудиосистема.

Теперь в кабине нет никаких рычагов и вообще частей, механически связанных с рамой или трансмиссией. Управление бортовыми фрикционами электрогидравлическое. Нажимая клавишу, машинист дает команду компьютеру, который плавно включает соленоиды, направляя гидравлическую жидкость к фрикционам. Плавность управления машины не зависит от мастерства и опыта машиниста — за нее отвечает процессор. Кроме того, электронное управление помогает машинисту выполнять повороты разного радиуса.


Мощная дуга над кабиной несет защитную функцию: если нерадивый машинист умудрится перевернуть 68-тонную машину, кабина останется невредимой.

Для переключения передачи также достаточно нажатия кнопки. Кстати, распределители для гидравлических систем управления — одни из самых сложных механизмов, производящихся на заводе в Чебоксарах. Зазоры между чугунными корпусами и поршнями не должны превышать 5−10 микрон, чтобы в них не просачивалось масло.

На тракторе много гидравлики: управление бортовыми фрикционами, положением отвала и рыхлителя, переключение передач, гидротрансформатор. От всех важных гидравлических узлов отводятся шланги, которые идут на единый пульт диагностики. Точки диагностики напоминают масляные щупы в автомобиле. К каждой из них можно подсоединить манометр и узнать давление масла в соответствующем узле без необходимости разбирать машину. Таким образом диагностика в полевых условиях превращается в простейшую процедуру.


У нас ГЛОНАСС

«Мы же в России, у нас ГЛОНАСС», — лукаво улыбнувшись, отвечает Виктор Четвериков на мой недоуменный взгляд. На всю тяжелую технику «Четра» устанавливается терминал удаленного контроля. Российское законодательство требует, чтобы техника, которая продается через государственные лизинговые компании, была оборудована системой позиционирования ГЛОНАСС. На самом деле терминалы двухстандартные и способны определять местоположение машины по GPS.

Терминал собирает информацию о местоположении и эксплуатационных параметрах трактора (расход топлива, режимы перегрузки) и отправляет ее в единый сервисный центр через сотовую связь. Эта информация помогает не только собрать статистику для будущих разработок, но и в некоторых случаях спасти машину от неминуемой гибели. Последние поколения терминалов позволяют напрямую связаться с машинистом по громкой связи и объяснить ему великим могучим русским языком, что он работает в опасном для техники режиме.


На сегодняшний день компания не видит до 30% техники, которая работает в регионах без сотового покрытия. В настоящее время разрабатывается спутниковый терминал, который не будет зависеть от GSM-сетей.

«Мы в теме всех актуальных новинок, — говорит Виктор, — ездим по выставкам, смотрим, читаем: не дай бог нам куда-то не успеть». Бульдозеры такого размера сегодня серийно производят только Caterpillar, Komatsu и «Четра». Это очень серьезная конкуренция. Нам трудно судить, насколько хорош Т40 на фоне конкурентов. Для этого нужно было бы несколько лет проработать на стройке и испытать в деле разные машины. Но одно можно сказать с уверенностью: благодаря современным машинам профессия «тракториста» сегодня стала гораздо более привлекательной и желанной, чем раньше.

Техногенный мир стремительно развивается. Каждый день создается огромное количество техники, призванной упростить нашу сложную жизнь. А если фантазии режиссеров не такие далекие от реальности, и вот-вот начнется то самое «восстание машин»? Тогда эти громадные машины-крушители, о которых пойдет речь ниже, в два счета сотрут всё с поверхности земли. «Монстров» нужно знать в лицо! Внимание, вот они:

ТОП-5 самых больших бульдозеров

Полное название этой техники – сверхтяжелый трактор для работы в составе бульдозерно-разрыхлительного агрегата.

Выпускается машина на Челябинском тракторном заводе с 1983 г. Масса составляет 106 т, мощность 820 л. с.

На момент проектирования этот бульдозер был самым большим и производительным в мире и был даже занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Задумывался данный агрегат для разработки грунтов, где взрывчатка бессильна. Впервые был использован при строительстве Южно-Уральской АЭС.

Наибольшую ценность челябинский бульдозер получил при использовании в добыче алмазов в Якутии. До появления Т-800 использовалась взрывчатка, которая уничтожала не только породу, но и повреждала сами алмазы.

До распада СССР было выпущено 10 единиц техники. На сегодня производство этих русских богатырей приостановлено, хотя они все еще значатся в производственной программе ЧТЗ, и руководство завода может с гордостью говорить, что выпускает самый крупный бульдозер в Европе.

4. CATERPILLAR D11R CD.

Американская компания CATERPILLAR является родоначальником техники с гусеничным ходом (само название компании переводится как «гусеница»). На данный момент модель D11R CD – самый большой бульдозер, выпускаемый этой маркой.

Такая машина весит 104 т., вместе с системой разрыхления - 112 т. Для наглядности, примерно столько же весит космический шаттл.

Бульдозер имеет мощность 913 л. с. и довольно вместительный отвал в 27,2/ 43,6 м3.

3. KOMATSU D475A-5SD

Это текущий флагман японской компании Komatsu. Его гордая приставка «Super Dozer» говорит: вот мы добрались до серьезной техники, все остальное - для маленьких.

Масса этого крушителя земель составляет 113, 2 т. Бульдозер также оснащен турбодизельным 12-цилинровым двигателем мощностью 899 л.с., который способен разогнать громадину до 11 км/ч вперед и до 14 км/ч назад. Такому двигателю требуется 121 л масла, в охлаждающую систему за раз заливается 275 л. антифриза. Да, задумайтесь о скромных аппетитах ваших автомобилей.

Komatsu D475-5SD на данный момент является самым большим выпускаемым серийным бульдозером в мире.

2. KOMATSU D575A-3SD

Одного места в топе для амбициозного японского производителя мало, поэтому в рейтинге самых больших сразу две позиции за этим машиностроителем.

Это еще один Super Dozer, самый большой бульдозер из когда-либо выпускаемых в серийное производство.

Модель была сконструирована в 1991 г. По массе он серьезно опережает предыдущие позиции топа: она составляет 153 т. Мощность двигателя – 1150 л.с. Этого достаточно, вся энергия бульдозера направлена на тягу, а не на скорость. Гигант может передвигать одновременно 70 м3 грунта, двигая трехметровые валуны, как мелкие камешки. За один раз бульдозер может раскопать и унести целый теннисный корт. Отвал сконструирован таким образом, что 90% груза лежит именно на нем, а не толкается перед машиной, поэтому 575А эффективен при перевозке больших объемов.

Для транспортировки деталей техники требуются 5 грузовиков, причем один из них необходим только для одного отвала.

Всего было выпущено 88 таких машин, которые до сих пор работают на открытых карьерах в Америке, Австралии и Новой Зеландии. Сейчас производство этой модели прекращено.

1. Acco Super Bulldozer

Это итальянская машина компании ACCO, спроектированная небезызвестной Caterpillar. ACCO Dozer имеет массу 183 т., мощность двигателя 1300 л.с. Добиться такого рекордного показателя позволяют сразу два двигателя, использованные в конструкции.

Техника конструировалась по спецзаказу Ливии и была необходима для реализации особой строительной программы: освоить и застроить новые территории в кратчайшие сроки.

После того, как был готов опытный образец, у Ливии начались экономические проблемы, на страну было наложено торговое эмбарго. Президент Кадаффи вынужден был отказаться от финансирования поставок бульдозеров.

ACCO предпринимала попытки реализации своего проекта другим покупателям, но по подсчетам использование этой техники в работе оказалось убыточным, и модель никогда не вводилась в эксплуатацию.

После ликвидации завода-производителя никто не изъявил желания ни возродить проект, ни выкупить построенные образцы. Поэтому судьба самого большого бульдозера печальна, скорее всего он будет переработан на металлолом.

Инженеры не перестают удивлять нас размахом, каждый раз поражая воображение огромными показателями. Но ни одна техническая характеристика или цифра не могут передать картину реальнее, чем сами водители самых больших бульдозеров: «Когда ты толкаешь грунт этой машиной, ощущение, что ты вертишь Землю».